Педагогическое общение в спорте и его функции

14

Общение – важнейший профессиональный инструмент педагогической деятельности. Исследования А. А. Бодалева, Н. В. Кузьминой, В. А. Кан-Калика. А. А. Леонтьева, А. Н. Мудрика, А. И. Щербакова и др. доказали большое значение общения в труде педагога. Рассмотрим, что собой представляет педагогическое общение.

Педагогическое общение – это профессиональное общение педагога с учащимися на уроке и вне его, направленное на создание благоприятного психологического климата. Неправильное педагогическое общение рождает страх, неуверенность, ослабление внимания, памяти, работоспособности, нарушение динамики речи и, как следствие, появление стереотипных высказываний школьников, ибо у них снижается желание и умение думать самостоятельно, увеличивается конформность поведения. В конечном счете – рождается устойчивое негативное отношение и к педагогу, и к предмету, а в последствии и к учению в целом.

Функции педагогического общения

Педагогическое общение как социально-психологический процесс характеризуется такими функциями: познание личности, обмен информацией, организация деятельности, обмен ролями, сопереживание, самоутверждение.

Информационная функция общения, обеспечивая процесс обмена различного рода информацией, создает условия для развития мотивации спортсменов к учебно-тренировочной деятельности, стимулируя формирование положительного отношения к занятиям спортом, стремлению к достижению успехов и т.д.

Реализация такой важной функции общения, как сопереживание, обеспечивает условия для понимания чувств другого человека, для формирования способности понять на точку зрения другого, что нормализует как межличностные отношения, так и отношения в коллективе. Тренеру-педагогу важно понять ученика, его потребности, стремления, чтобы правильно осуществлять взаимодействие с ним.

Функцией педагогического общения в спорте является самоутверждение личности. Задача педагога – способствовать осознанию спортсменом собственного «я», ощущению своей личностной значимости, формированию адекватной самооценки и перспектив личности, уровня ее притязаний.

Знание этих функций поможет тренеру организовать общение с учениками как целостный процесс, охватывающий и тренеровочный, и соревновательный процессы. Планируя занятие, необходимо думать не только об усвоении учебной информации, но и о создании условий для самовыражения, самоутверждения, прежде всего тех учащихся, которые нуждаются а помощи педагога; надо предвидеть приемы обеспечения заинтересованности в работе каждого спортсмена, обеспечивая таким образом сотрудничество и взаимодействие.

3 стр., 1429 слов

Педагогическая коррекция личности подростка: результаты апробации программы ‘Рост’

... создание специальных программ педагогической коррекции личности, основу которых составляла бы педагогическая художественная коммуникация. Такие программы позволяют: ·произвести «интервенцию» в процесс восприятия и подготовить ... в психологически безопасном и выводящем за пределы собственного «Я» общении. Взаимодействие педагога с воспитанниками из позиции понимающего, принимающего и признающего их ...

Структура педагогического общения в спорте

Согласно В. А. Кан-Калику, структура процесса профессионально-педагогического общения включает:

  1. Моделирование педагогом предстоящего общения с учащимися (или спортивным коллективом) — прогностический этап.
  2. Организацию непосредственного общения в момент начального взаимодействия — коммуникативный этап.
  3. Управление общением в ходе педагогического процесса.
  4. Анализ осуществленной системы общения и моделирование ее на предстоящую деятельность.’

Часто само общение учителя с учащимися представляется ему в “свернутом” виде, не дифференцируется по этапам, характеру деятельности педагога. Продумаем, что необходимо педагогу-тренеру, чтобы осуществить общение на каждом из этапов.

Этап моделирования требует знания особенностей спортсменов: характера их познавательной деятельности, возможных сложностей в общении, динамики работы. Готовящийся для усвоения материал должен быть мысленно представлен в ситуации предстоящего взаимодействия и продуман не только от лица тренера, но и от лица учащихся, по возможности в различных вариантах.

Коммуникативный этап предполагает выработку техники быстрого включения спортсменов в деятельность (учебную, тренировочную и т.д.), для чего педагогу необходимо владеть различными психологическими приемами общения и динамического воздействия на личность учащихся.

На этапе управления общением необходимо умение поддерживать инициативу учащихся, организовывать диалогическое общение, корректировать свой замысел с поправкой на реальные условия.

1 стр., 181 слов

Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)

Уважаемые ребята! Просим вас ответить на вопросы анкеты, в которой перечислены профессиональные и личные качества учителя. Оцените его работу по 5-балльной шкале, где: 5 баллов – качество проявляется практически всегда; 4 балла – качество проявляется часто; 3 балла – качество проявляется не всегда; 2 балла – качество проявляется редко; 1 балл – качество практически отсутствует. Подписывать анкету ...

И наконец, анализ общения направляется на соотнесение поставленной цели, средств и результата.

Естественно, что тренер должен быть инициатором, лидером в управлении общением и, в целом, учебно-воспитательным процессом. Для этого В. А. Кан-Калик советует обратить внимание на оперативность начала контакта, формирование чувства «мы», введение личностных аспектов во взаимодействие с учащимися, демонстрацию собственной расположенности к коллективу, показ ярких целей деятельности, передачу учащимся понимания педагогом их внутреннего состояния, организацию цельного контакта со всеми, изменение стереотипных негативных установок к отдельным учащимся.

Все это помогает преодолевать барьеры (препятствия, мешающие эффективному общению), возникающие у тренера, особенно в начале педагогической деятельности.

Стили управления педагога коллективом.

В общении можно выделить две стороны: отношение и взаимодействие. Это как бы подводная и надводная часть айсберга, где видимая часть — серия речевых и неречевых действий, а внутренняя, невидимая — потребности, мотивы, интересы, чувства — все, что стимулирует человека к общению.

Как показывают исследования, у педагога со стабильным эмоционально-положительным отношением к ученикам, деловой реакцией на недостатки в учебной (тренировочной, соревновательной и т.д.) деятельности и поведении, спокойным и ровным тоном в обращении учащиеся более общительны, открыты и восприимчивы к педагогическим воздействиям. Негативное отношение к детям, раздражение, неустойчивость позиции педагога, попадающего под власть своих настроений и переживаний, создают почву для возникновения недоверия, замкнутости, нежелания подчиняться, а иногда и приводят к протесту.

В целом, исследователи выделяют три основных стиля отношения тренера к коллективу учащихся-спортсменов: устойчиво-положительный, пассивно-положительный, неустойчивый [ ]. Но встречаются, такие педагоги, у которых отмечаются черты отрицательного стиля отношения, ситуативно-отрицательного и даже устойчиво-отрицательного [ ].

4 стр., 1609 слов

К проблеме формирования профессиональной компетентности социального педагога – организатора деятельности подростка в условиях детского общественного объеди

К проблеме формирования профессиональной компетентности социального педагога - организатора деятельности подростка в условиях детского общественного объединения Современное общество предъявляет новые требования к социально значимым качествам подрастающего поколения. В зависимости от того, как будет направлен процесс формирования социального опыта у подростков сегодня, какие нормы будут лежать в ...

На основе проведенных исследований А. А. Леонтьев, отмечает, что и “отрицательные”, и “неустойчивые” стили отношения педагога к ученикам вызывают отрицательное отношение к нему самому.

В психологии разработаны довольно четкие черты социально-психологического портрета различных типов руководителей, анализируется техника их общения с членами коллектива. Тренер —тоже руководитель, по-разному осуществляющий свое взаимодействие. Рассмотрим кратко три основных стиля руководства, обращая внимание на вторую сторону общения — взаимодействие. Образные названия их «разящие стрелы», «возвращающийся бумеранг» и «плывущий плот» [Лутошкин А. Н. Как вести за собой].

Авторитарный стиль («разящие стрелы»).

Тренер-педагог единолично определяет направление деятельности группы, указывает, кто с кем взаимодействует и должен работать в паре, пресекает любую инициативу учащихся, спортсмены каждый раз должны действовать в соответствии с четкими указаниями тренера. Основные формы взаимодействия – приказ, указание, инструкция, распоряжение. Даже редкая благодарность звучит как команда, а то и как выговор: «Ты хорошо сегодня сыграл. Не ожидал от тебя такого». Обнаружив ошибку, такой тренер ругает или высмеивает виновного, чаще всего не объясняя, как можно исправить ситуацию. В его отсутствие работа замедляется, а то и вовсе прекращается. Такой тренер лаконичен в общении, у него преобладает начальственный тон, нетерпение к возражениям.

Демократичный стиль («возвращающийся бумеранг»).

Проявляется в опоре руководителя на мнение коллектива. Тренер стремится донести цель деятельности до сознания каждого спортсмена, подключает всех к активному участию в обсуждении хода работы; видит свою задачу не только в контроле и координации, но и воспитании; каждый спортсмен поощряется, у него появляется уверенность в себе; развивается самоуправление. Демократичный педагог старается наиболее оптимально распределить нагрузки, учитывая индивидуальные склонности и способности каждого; поощряет активность, стимулирует инициативу. Основные способы общения у такого учителя – просьба, совет, рекомендация, информация.

14 стр., 6813 слов

Психологические основы педагогической саморегуляции

... и саморазвитием; особенности личности педагога и саморегуляция, стили педагогического общения и саморазвитие педагога, возможности психологического и педагогического тренинга. Они могут быть ... профессиональной деятельности и управления непрерывным педагогическим образованием Курсовая работа по педагогической психологии Психологические основы педагогической саморегуляции Содержание ВВЕДЕНИЕГлава 1 ...

Либеральный стиль («плывущий плот») – анархический, попустительский. Педагог старается не вмешиваться в жизнь коллектива, не проявляет активности, вопросы рассматривает формально, легко подчиняется другим иногда противоречивым влияниям. Фактически самоустраняется от ответственности за происходящее. Степень влияния на учащихся крайне низкая, авторитет у такого педагога как правило отсутствует.

Авторитарный стиль руководства может обеспечить кажущуюся эффективность групповой спортивной деятельности и создает крайне неблагоприятный психологический климат. При таком стиле задерживается становление коллективистских качеств. У спортсменов формируется заниженная самооценка, возникает неадекватный уровень притязаний в общении с окружающими людьми, неверие в собственные силы, отсутствует самостоятельность.

Наиболее оптимальный стиль руководства – демократичный. Хотя количественные показатели здесь могут быть и ниже, чем при авторитарном, но желание работать не иссякает и в отсутствие руководителя. Повышается творческий тонус, развивается чувство ответственности, гордость за свою команду. Стиль руководства, который является неприемлемым это либеральный стиль; при нем работа, как правило, выполняется меньше и качество ее хуже.

Что касается авторитаризма, то он питается недостаточной зрелостью педагога, его нравственной и политической невоспитанностью, обусловливается низким уровнем культуры педагога, пренебрежением индивидуальными особенностями детей, игнорированием принципа самодеятельности организации детской жизни.

Преодоление авторитарного стиля руководства связано со становлением в коллективе высоконравственных отношений, подлинной культуры общения, основанной на гуманных позициях педагога, на развитии подлинного самоуправления в сочетании с педагогическим руководством.

Стили педагогического общения

Стиль отношений и характер взаимодействий в процессе руководства воспитанием детей создают в совокупности стиль педагогического общения. В. А. Кан-Калик выделяет следующие стили педагогического общения: общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью, общение на основе дружеского расположения, общение – дистанция, общение – устрашение, общение – заигрывание.

9 стр., 4167 слов

Речевой этикет делового общения

Важной составляющей коммуникативной компетентности является владение речевым этикетом. Слово этикет пришло в русский язык из французского, где буквально означало «ярлык, этикетку». Этикет – «совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям». Важной составляющей частью общего этикета является речевой этикет. Речевой этикет – это «регулирующие правила речевого ...

В основе общения на основе увлеченности совместной творческой деятельностью лежит устойчиво-положительное отношение тренера-педагога к учащимся и делу, стремление совместно (а значит, и демократично) решать вопросы организации спортивной деятельности. Увлеченность совместным творческим поиском – наиболее продуктивный для всех участников педагогического процесса стиль общения. Как свидетельствует накопленный опыт, именно на основе увлеченности совместной деятельностью должна строится вся система отношений с детьми.

Стиль педагогического общения на основе дружеского расположения тесно связан с предыдущим, – по сути это одно из условий становления стиля общения на основе увлеченности совместной творческой деятельностью. Рассматривая систему взаимоотношений педагога с воспитанниками, А. С. Макаренко подчеркивал необходимость формирования дружественного тона в отношениях педагога с коллективом учащихся: «По отношению к воспитанникам педагог всегда должен быть вежлив, сдержан, за исключением тех случаев, когда требуется либо некоторое повышение тона в связи с новыми требованиями, либо такое же повышение в сторону большей его эмоциональности — во время общих собраний, общих работ, отдельных прорывов в коллективе. Во всяком случае, никогда педагоги и руководство не должны допускать со своей стороны тона фривольного: рассказывания анекдотов, вольностей в языке, передразнивания, кривляння и т. п. С другой стороны, совершенно недопустимо, чтобы педагоги и руководство в присутствии воспитанников были угрюмыми, раздражительными, крикливыми».

Культивируя в своей деятельности дружеское расположение к учащимся, следует опираться на творческий союз на основе увлечения общим делом для достижения поставленной цели. Совместно идти с воспитанниками к высоким результатам – один из принципов педагогики сотрудничества.

21 стр., 10003 слов

Влияние стилей общения педагога на развитие эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста

Содержание Введение Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования влияния стилей общения педагога на развитие эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста .1 Понятие «педагогическое общение» и его основные стили .2 Особенности развитие эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста .3 Влияние стиля педагогического общения учителя на развитие эмоциональной сферы детей ...

Достаточно распространенным является стиль общение-дистанция. Суть его в том, что в системе взаимоотношений педагога-тренера и учащихся постоянно в качестве важного ограничителя фигурирует дистанция: «Вы не знаете – я знаю»; «Слушайте меня – я старше, имею опыт, наши позиции несравнимы». У такого педагога в целом может быть положительное отношение к воспитанникам, но организация деятельности ближе к авторитарному стилю, что снижает общий творческий уровень совместной работы с ними. В конечном итоге, несмотря на кажущийся внешний порядок, этот стиль общения ведет к педагогическим неудачам.

Крайняя форма общения-дистанции такой стиль, как общение-устрашение. Он сочетает в себе негативное (недоброжелательное) отношение к учащимся и авторитарность в способах организации спортивной деятельности. Такой стиль создает на занятиях атмосферу нервозности, эмоционального неблагополучия, тормозит творческую деятельность, так как ориентирует не на программу действий, а на ограничения и запреты.

Проявлением либерализма, нетребовательности при возможном положительном отношении к воспитанникам является стиль общение-заигрывание. Оно вызвано стремлением завоевать ложный, дешевый авторитет. Причиной проявления этого стиля является, с одно стороны, стремление быстро установить контакт, желание понравиться коллективу, а с другой – отсутствие навыков профессиональной деятельности.

Все варианты стилей общения можно свести к двум типам; диалогическому и монологическому. В монологическом общение взаимодействие строится на исполнительности одной из сторон. Но сущностью воспитания является общение-диалог.

Что же такое общение-диалог, каковы его признаки?

Основным признаком общения как диалога является установление особых отношений между тренером и учащимися, которые могут быть определены как духовная общность, взаимное доверие, откровенность, доброжелательность. Диалог с воспитанником предполагает совместное видение, обсуждение ситуаций. Иными словами, диалог – это не устремленные друг на друга взгляды педагога и ученика, а их взгляды, направленные в одну сторону.

Диалог невозможен без равенства позиций педагога и воспитуемого, что означает признание активной роли воспитанника в процессе воспитания. Кроме того, равенство позиций означает, что и сам педагог находится под воздействием воспитанника.

Особенностью общения-диалога является несводимость результатов общения к оцениванию. В педагогике сотрудничества места ярлыкам, раз и навсегда устоявшимся мнениям, жестким оценкам. Это, конечно, не означает, что оценка совсем исключается, просто необходимо поменять авторство оценки, сделать ее взаимооценкой и самооценкой.

Итак, продуктивная педагогическая деятельность тренера должна осуществляться в атмосфере его положительного отношения к учащимся, демократической организации дела, увлеченности совместной творческой деятельностью для достижения высоких результатов в спорте.

Педагогический такт учителя.

Как видим, в процессе общения педагога и учащихся могут складываться два эмоциональных полюса общения. Подлинный воспитательный и обучающий эффект дает способность педагога организовать взаимоотношения, базирующиеся на положительных эмоциях. Отрицательные эмоциональные состояния могут возникать, но не как конечная цель воздействия, а как возможное ситуативное средство, применяемое для достижения положительного эмоционального эффекта (например, страх потерять уважение),

Как показывает опыт, именно наличие педагогического такта позволяет педагогу строить общение на положительных эмоциях, устанавливать и поддерживать психологический контакт с учащимися-спортсменами.

Следуя требованиям педагогического такта, тренер сможет выработать демократический стиль общения с коллективом, добиться подлинной культуры общения с воспитанниками.

В педагогике и психологии есть большое количество работ о педагогическом такте, знание которых помогает педагогу избежать конфликтов в общении с учащимися, правильно строить взаимоотношения с коллективом спортсменов. Все исследователи педагогического такта учителя подчеркивают сложность и многогранность этого понятия и отмечают отсутствие единого его определения. Сложность раскрытия сущности педагогического такта объясняется специфичностью этого явления по сравнению с общепринятым понятием «такт».

Такт в буквальном смысле слова означает «прикосновение». Это нравственная категория, помогающая регулировать взаимоотношения людей. Основываясь на принципе гуманизма, тактичное поведение требует, чтобы в самых сложных и противоречивых ситуациях сохранилось уважение к человеку. Быть тактичным – нравственное требование к каждому человеку, особенно к педагогу, который общается с формирующейся личностью. Педагогический такт – профессиональное качество любого учителя (в том числе и тренера), часть его мастерства. Педагогический такт отличается от общего понятия такта тем, что обозначает не только свойства личности педагога (уважение, любовь к воспитанникам, вежливость), но и умение выбрать правильный подход к учащимся, т. е. это воспитывающее, действенное средство влияния на личность.

Итак, педагогический такт – это мера педагогически целесообразного воздействия педагога-тренера на учащихся, умение устанавливать продуктивный стиль общения. Педагогический такт не допускает крайностей в общении с воспитанниками.

Дозировка влияния проявляется и в использовании воспитательных средств. Как лекарства в медицине требуют четкой расфасовки и режима приема, так и слово педагога, его методы воздействия должны применяться оптимально, ненавязчиво, деликатно. Чрезмерность может привести к обратной реакции: чрезмерная требовательность – к непослушанию и протесту, чрезмерная снисходительность – к грубости. Уважая учащихся, тренер должен уметь показать и свое уважение к ним. Проявление уважения формирует у ребенка чувство собственного достоинства, обезоруживает тех, кто сопротивляется педагогическому воздействию, делает их соучастниками воспитания.

Уважение, душевная теплота, внимательность не исключают требовательности, а предполагают ее. Связь уважения и требовательности диалектична. Требовательность к личности спортсмена увеличивается, усложняется по мере возрастания уважения к ней, с учетом индивидуальных особенностей школьников. В зависимости от уровня воспитанности личности спортсмена тренер варьирует характер отношений с ним: от скрытой симпатии до подчеркнутой холодности, от радушия до сухости, от мягкости до строгости. Проявления внимания, заботы, доброты должны меняться в зависимости от возраста спортсменов. Чем младше воспитанник, тем более мягкими могут быть взаимоотношения. В отношениях с более старшими детьми и подростками важна сдержанность и простота отношений, поскольку они стремятся быть взрослыми и чрезмерная опека и “детскость” обращения вызывает неприятие.

Педагогический такт тренера проявляется в уравновешенности поведения – выдержке, самообладании, управляемости эмоциональных реакций в сочетании с непосредственностью в общении. Педагогический такт предполагает также оптимизм педагога в отношении успехов спортсменов, веры в их возможности. Бестактен педагог-тренер, который пессимистически оценивает возможности воспитанников и подчеркивающий это в каждом удобном случае. Доверие тренера должно выступает как стимул для достижения успехов. Для этого можно использовать педагогический прием некоторого умышленного преувеличения первых успехов ученика, чтобы он ощутил оправданность потраченных усилий, радость от успехов. Доверие тренера и вера в потенциал спортсмена-ученика – действенны, если проявляются искренне, подкрепляются конкретными делами, советами, помощью, сочетаются с контролем. Контроль не должен быть чрезмерным, угнетающим, строящимся на подозрении.

Культура и педагогический такт в общении тренера со спортсменами должен проявляться в различных формах взаимодействия его с ними: в тренировочной, соревновательной и постсоревнова-тельной деятельности.

Такт и тактика

Педагогический такт предполагает и гибкость поведения учителя – тактику. Ведь тренер выступает перед спортсменами в разных ролях, которые требуют проявление такта в различных тональностях. На занятиях – четкость, корректность, строгость и суховатый тон обращения, когда спортсмен не готов к занятию. Вне занятий и тренировок – непринужденность, задушевность, раскованность, которые необходимы для установления межличностых отношений и взаимопонимания.Поэтому тренер должен использовать разные формы общения: индивидуальные беседы, коллективные обсуждения, диспуты и др.

Выбор тактики в общении связан с умением пользоваться ролевыми позициями. В психологии выделяют такие четыре ролевые позиции общения: “пристройка сверху”, “пристройка снизу”, “пристройка рядом” и “позиция неучастия” [Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения].

В позиции “пристройка сверху” тренер демонстрирует независимость, решение взять ответственность на себя. Эта позиция называется позицией “родителя”.

В позиции ”пристройка снизу” обнаруживается зависимая, подчиняемая и неуверенная в себе личность. По сути это позиция ”ребенка”, в практике тренера-педагога используется крайне редко.

В позиции ”пристройка рядом” выражается корректность и сдержанность поведения тренера, умение считаться с ситуацией, понимать интересы других и распределять ответственность между собой и ними. Это позиция ”взрослого”.

Использование той или иной позиции диктуется ситуацией (условия, цель, личностные особенности).

Так как общение – процесс двусторонний, то в выборе позиции педагогу важно учитывая установки другого, его роль. Обычная позиция тренера – сотрудничающего взрослого, предполагающая деловой уровень общения. Эта позиция проектирует в ученике равноправного партнера по взаимодействию, создает доверительную атмосферу. Приемы peaлизации этой позиции могут быть такими: “Я хочу посоветоваться с тобой”, “Давай обдумаем вместе, решим” и т. д.

Позиция “пристройка сверху” – позиция “родителя” – органична для педагогической деятельности тренера, но не может быть единственной и одинаковой на всем пути воспитания и обучения спортсмена, и она предполагает диалогичное взаимодействие лишь в том случае, когда спортсмен будет постоянно находится в роли ребенка. Это может тормозить развитие личности или приводить к конфликтному общению.

Итак, исследование ролевых позиций позволяет сделать вывод о необходимости для педагога-тренера умения сотрудничать с воспитанниками, соблюдения педагогического такта, владения тактикой общения.

Условия овладения педагогическим тактом

Педагогический такт воспитывается, приобретается вместе с мастерством. Он – результат духовной зрелости педагога, большой работы над собой по приобретению специальных знаний и выработке умений общения с учащимися. Прежде всего это знание возрастной психологии и индивидуальных особенностей спортсменов-воспитанников.

Не менее важны и знания основ морали, умение понимать смысл поступков, мотивацию, стремления личности. И конечно же, необходимы знания педагогических способов воздействия на учащихся, которые должны переходить в умения:

  • любить учащихся и показывать свою любовь;
  • наблюдать, видеть и понимать мотивации поведения детей;
  • ориентироваться в обстановке;
  • выбирать целесообразный способ воздействия (здесь важна гибкость в общении: «Тебе виднее, но я бы посоветовал тебе…»);
  • правильно организовывать общение с воспитанниками (нетактичный педагог отводит ученику позицию пассивного слушателя, проявляет снисходительность словом, жестом, мимикой).

Большое значение в формировании правильного стиля общения имеют выдержка, самообладание, справедливость, творческий подход к построению общения, учет и использование опыта других, усовершенствование педагогической техники, чувство юмора. При этом педагог может сохранять свое достоинство, только если с уважением относиться к своим ученикам.

Следует иметь в виду, что конфликты как несоответствие позиций тренера и спортсмена – частое явление в педагогической деятельности. Поэтому педагогу, особенно молодому, необходимо учитывать уже апробированные правила поведения в конфликтных ситуациях, которые могут помочь в перестройке создавшихся сложных условий целесообразно педагогическим замыслам.

Правило первое. Прежде всего следует попытаться овладеть конфликтной ситуацией, а это значит разрядить обоюдную эмоциональную напряженность. Как реализовать? Начать с себя: убрать «лишнее» физическое напряжение, скованность, бесцельные движения. Мимика, поза, жесты, как мы знаем, не только выражают внутреннее состояние, но и влияют на него. То есть в конфликтной ситуации педагог должен сохранять внешнее спокойствие и выдержку [Аникеева Н. П. Учителю о психологическом климате в коллективе. – С. 88–93].

Правило второе. Своим поведением стараться повлиять на ученика (или коллегу).

Снять напряженность помогает молчаливое рассмотрение лица участника конфликта, что дает возможность педагогу сосредоточиться, изучить его состояние.

Правило третье. Попытаться понять мотивы поведения собеседника. Включение мысленного анализа снижает эмоциональное возбуждение. Лучше выразить понимание затруднительного положения: «Я понимаю твое (Ваше) состояние» и пр., передать свое состояние: «Меня огорчает». Итак, не пытайтесь сразу оценивать, поступок, стремитесь сначала выразить свое отношение к сложившейся ситуации.

Правило четвертое. Согласовать цель. Необходимо как можно раньше осознать то, что объединяет с учеником, увидеть «общую точку отсчета» взаимодействия, продемонстрировать ее, выход на позицию «мы».

Правило пятое. Закрепить свою позицию уверенностью в возможности продуктивного решения. И наконец, по разрешению конфликта мысленно вернуться к нему, проанализировав причины его возникновения и возможности предотвращения. Всегда легче избежать острого столкновения, нежели погасить его.

Педагогические умения тренера.

В действующем педагогическом процессе наиболее ярко проявляются умения, которые характеризуют структуру педагогической деятельности, функциональные группы технологических умений: операционально-методические, психолого-педагогические, диагностические, оценочные, экспертные и научно-исследовательские. Каждая из них может быть представлена в виде совокупности конкретных профессиональных умений. Приведем некоторые из них.

1. Комплекс (блок) операционально-методических умений:

  • определение эффективности обучения и разработка адекватных методик спортивных тренировок в соответствии с целями и условиями;
  • создание оптимальных методических условий, обеспечивающих наиболее высокие показатели в решении поставленных спортивных задач;
  • адаптация общедидактических положений к конкретным условиям и виду спорта;
  • информационное и процессуальное моделирование учебно-тренировочного процесса в соответствии с целями и конкретными задачами обучения и развития, составом и структурой научного знания, а также психолого-педагогическими условиями спортивной деятельности;
  • технологическая разработка занятий, составление и применение логико-структурных схем для системы занятий, различные преобразования учебной информации, ее анализ, обобщение, развитие понятий, способы и средства введения учебной информации в процесс обучения и тренировок и т. д.;
  • управление процессом подготовки к занятиям, применение коррекционных методов, а также вспомогательных, дополнительных методов и методов индивидуальной помощи;
  • применение стимулирующих приемов педагогического воздействия на личность спортсмена;
  • осуществление различного вида контроля: текущего и итогового, выборочного и фронтального, репродуктивного и творческого и т. д.; умение включать педагогический контроль в учебный процесс, координировать содержание и способы контроля с овладением учащимися новым учебным материалом;
  • планирование учебного процесса на одном учебном занятии и в системе и многие другие умения.

2. Комплекс психолого-педагогических умений тренера:

  • формирование познавательной мотивации учащихся;
  • формирование рефлексивной деятельности;
  • создание условий, стимулирующих внутреннюю познавательную активность;
  • осуществление коммуникативных методов в процессе обучения и тренеровок, характеризующихся субъект-субъектными отношениями и субъект-объектными связями;
  • применение специальных педагогических приемов для формирования полного цикла познавательной деятельности в спорте;
  • разработка и применение индивидуализированных технологий, методов и приемов обучения спортивной деятельности;
  • применение эвристических методов педагогического воздействия, стимулирующих развитие спортсменов;
  • создание благоприятного психологического климата для осуществления спортивно-образовательного процесса и другие умения.

3. Комплекс диагностических умений:

  • составление диагностических программ в виде задач-тестов, которые наряду с диагностическими функциями выполняют роль обучающих средств;
  • применение диагностических методик, выявляющих состояние учебно-педагогического процесса в спортивной деятельности, а именно: поэтапность педагогических и учебных действий, своевременность конкретных технологий обучения, эффективность процесса обучения, полезность процесса обучения, адекватность процесса обучения психолого-педагогическим условиям, доступность процесса обучения, соответствие результативности процесса обучения поставленным целям и задачам образования, развития и воспитания спортсменов;
  • применение методик, направленных на выявление состояния учебно-педагогического процесса и оценку его результативности;
  • применение специальных методов и приемов для выяснения уровня овладения учащимися информационным содержанием, научными понятиями, их связями и отношениями, научными теориями, концепциями и прикладными знаниями в области спортивной деятельности;
  • применение диагностических методов для выяснения уровня сформированности умений и навыков спортивной деятельности;
  • внедрение в практику обучения спортсменов методов самоанализа, самоконтроля;
  • использование классических методик психодиагностики личности спортсменов (их психологических состояний, волевых качеств, мотивации, стрессоустойчивости и т.д.).

4. Комплекс умений оценивать и контролировать учащихся:

  • применение операций оценивания в балльной и в других системах, оценивание вербальным путем в форме поощрения, одобрения, осуждения, замечания, наказания, стимулирования, сравнения, развертывания перспектив достижения и т. д.;
  • прослеживание учебных достижений спортсменов в индивидуальном и общем плане;
  • составление индивидуальных карт спортивных (учебных) продвижений по типу: усвоение теоретических знаний, усвоение прикладных знаний, степень (уровень) овладения спортивными действиями, правильность (точность, быстрота и т.д.) выполнения спортивных действий, развитие рефлексивных действий, контроль и самоконтроль, оценивание, педагогическая коррекция и самокоррекция и др.;
  • владение методами исследования в спортивной деятельности: теоретический анализ, контекстный анализ, экспериментальный метод, наблюдение, изучение документации и многие другие.

5. Комплекс умений, основанных на выполнении экспертных функций в спортивной деятельности:

  • применение диагностических методик, выявляющих полезность и эффективность различных способов обучения в спорте;
  • прослеживание динамики развития конкретных систем обучения в спорте, выявление их перспектив, оценка качества, разработка перспектив развития;
  • оказание методической помощи, связанной с оценкой и коррекцией педагогического процесса в спортивной деятельности;
  • анализ новых оригинальных информационно-коммуникативных структур в процессе обучения спортсменов с учетом факторов среды и личностных факторов, влияющих на стиль общения и результат обучения;
  • интенсификация процесса обучения посредством углубления учебной, тренировочной работы и ускорения темпа овладения спортивными умениями и навыками;
  • индивидуализация процесса обучения спортсменов, ориентация информационных и инновационных технологий на их индивидуальные особенности;
  • разработка дополнительной системы методов обучения, специально ориентированных на активизацию учащихся в учебном процессе, развитие инициативности, коллективизма, соревновательности и других качеств личности;
  • разработка и применение педагогических приемов, концентрирующих процесс обучения спортсменов на развивающем эффекте, применение нестандартных подходов, ориентированных на достижение высоких результатов в спорте.

6. Комплекс умений, необходимых тренеру для научно-исследовательской работы:

  • разработка новых технологий обучения спортсменов, а также отдельных предметных методик преподавания особенностей различных видов спорта;
  • применение новых информационно-коммуникативных структур в процессе обучения спортсменов;
  • интенсификация методов обучения;
  • составление новых учебных программ для факультативных занятий и спецкурсов;
  • выявление приоритетных направлений в развитии педагогических технологий и их использование;
  • анализ опыта работы коллег, его обобщение и применение и др.

Приведенный список умений отражает общие направления тех профессиональных задач, которые приходится решать педагогу-тренеру. При этом хотелось бы обратить внимание не столько на полноту названных профессиональных умений, сколько на многоаспектность педагогической деятельности тренера.

Первая группа соответствующих умений основана на понимании процесса обучения как управления, предполагающего информационно-коммуникативную, регуляционно-коммуникативную деятельность тренера, в основе которой лежит информационный процесс.

Вторая группа профессиональных технологических умений тренера связана с управлением физическим, познавательным, личностным развитием учащихся.

Третья группа умений связана, во-первых, с осуществлением диагностических процедур в форме обратных связей в целях поддержания равновесного состояния педагогической системы и, во-вторых, с контрольным анализом результативности процесса обучения спортсменов в виде образовательного, развивающего и воспитательного эффекта. Эти умения отражают рефлексивную деятельность педагога, самооценку, понимание и принятие тренером нормативных требований к профессионально выполняемой деятельности, оценку на основе анализа цели осуществляемого педагогического управления учебной деятельностью.

Четвертая группа профессиональных умений связана с осуществлением системного принципа анализа и проектирования процесса обучения спортсменов, с выявлением структурных единиц этого процесса и функциональным подходом к его анализу.

Пятая — с профессиональным системным оцениванием состояния учебно-педагогического процесса.

Шестая группа умений связана с исследовательской практикой тренера, которая обеспечивает системный подход в обучении спортсменов.

14