Психологические аспекты зависимости от психоактивных веществ

Методическая разработка

Для студентов к аудиторному занятию

по дисциплине «Медицинская психология»

Для студентов 3 курса I международного факультета специальности «Лечебное дело».

1. Тема: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗАВИСИМОГО ПОВЕДЕНИЯ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ, ТАНАТОЛОГИИ И ЭВТАНАЗИИ (2 часа)

2. Место: учебный кабинет.

Цель: Знать патогенетические механизмы формирования зависимого поведения, психологические особенности при химической и других видах зависимостей, научить студентов определять и дифференцировать типы суицидального поведения, привить студентам знания об эвтаназии.

 

4. Базовый уровень знаний и умений:

Дисциплина Знать Уметь
Анатомия Анатомическое строение головного мозга  
Патофизиология Влияние психоактивных веществ на ЦНС  
Фармакология Химическое строение и механизм действия психоактивных веществ  
Общая психология Понятия: «наркотическое вещество», «психоактивное вещество», «зависимость», «зависимое поведение» Выявлять признаки зависимого поведения

5. План проведения практического занятия:

Элементы практического занятия Время (мин.)
Проверка присутствующих
Входящий контроль и его анализ
Опрос студентов и разбор программных вопросов
Дополнительные вопросы, ответы на них
Исходный контроль знаний и его анализ
Итоговая оценка знаний и умений студентов
Всего:  

6. Перечень теоретических вопросов:

1. Психологические аспекты зависимости от психоактивных веществ, сверхценные увлечения (гэмблинг, интернет-зависимость), зависимости пищевого поведения.

 

2. Психологические особенности зависимых лиц в лечебном процессе. Семейные и социальные отношения зависимых, созависимость.

 

3. Суицидальное поведение, профилактика и раннее выявление суицидальных тенденций.

 

4. Суицид, мотивы и цель. Разновидность суицидального поведения: «протест», «призыв», «самонаказание», «отказ». Своевременное выявление суицидальных мыслей и намерений. Роль социальных служб, служба доверия.

 

5. Особенности суицидального поведения у соматически больных: СПИД, в онкологии, при врожденных и приобретенных физических дефектах. Психологические особенности суицидального поведения при зависимостях.

 

6. Психологические аспекты умирания и смерти.

 

7. Эвтаназия: за и против.

 

 

Психологические аспекты зависимости от психоактивных веществ

Опыт употребления наркотиков увеличивается с возрастом: в 13-14 лет пробовали наркотик 9%, до 17 лет — 18%, 6% несовершеннолетних в возрасте 13-17 лет регулярно употребляют наркотики.

Наиболее распространенными наркотиками среди подростков является гашиш. 17% опрошенных юношей и 6% девушек указывают, что впервые они употребляли именно этот наркотик. Как правило, первая наркотизация происходит в компании друзей.

Наркотическое вещество — это вещество, официально признана наркотическим из-за ее способности даже при однократном употреблении вызывать специфическое эйфорическое состояние, а при систематическом — психическую или физическую зависимость.

Психоактивное вещество (ПАВ) — вещество, обладающее подобием наркотического воздействие на организм, но официально не отнесено к наркотикам.

Наркомании (токсикомании) — это болезненное состояние, проявляющееся влечением к систематическому употреблению наркотических (психоактивных) веществ, сопровождается явлениями психической и физической зависимости.

Причины злоупотребления наркотическими веществами сложны и разнообразны. Большое значение придается социальным и культуральным факторам. К развитию наркомании приводят такие личностные отклонения, как инфантилизм, повышенная внушаемость, склонность к демонстративному поведению, стремление быть в центре внимания при сочетании с низкими положительными социальными установками. Среди социально обусловленных причин злоупотребления наркотиками, чаще всего признается социальная неустроенность, отсутствие работы, низкая квалификация труда, состояние хронического стресса.

При хроническом употреблении опиатов изменяется внешний вид и состояние больных, они выглядят значительно старше своего возраста: кожа бледная, сухая, с желтым оттенком, с многочисленными морщинами на лице. Характерно разрушения и выпадения зубов. Наблюдается раннее облысение, волосы теряют блеск, становятся ломкими. Снижается масса тела. Вдоль поверхностных вен конечностей множественные следы от инъекций, склерозирующие уплотнения. Больные становятся лживыми, скрытными, равнодушными, не имеют позитивной привязанности к кому-либо.

Хроническое потребление марихуаны (гашиша), связано обычно с неблагополучием в семье, плохой успеваемостью и прогулами занятий в школе, ранней сексуальной активностью, применением других наркотических средств (в том числе алкоголя, психостимуляторов, галлюциногенов и седативных средств).

Другие факторы, способствующие употреблению марихуаны включают: «самолечение» при состояниях тревожности, депрессии, неудовлетворенности жизнью, протеста против общественных норм поведения.

При психологическом обследовании у больных, длительно употреблявших марихуану, выявлены значительные нарушения познавательных процессов, в частности понимания и усвоения новой информации, ослабление креативных (творческих) способностей, речевых функций, снижение способности к активному вниманию, формирования кратковременной и образной памяти, нарушения аналитически синтетических способностей.

Со стороны психики возникают: галлюцинации, бред, тревога, депрессия, приступы паники, личностное снижение, ухудшение памяти и мышления — все это обычно приводит к слабоумию и суицидальным попыткам.

К следующему типу наркотических веществ относят кокаин. Кокаин обладает возбуждающим действием на ЦНС, подобным фенамину. Возникают нарушения эмоций в виде эйфории, непродуктивная активность, бессонница, при передозировке — раздражительность, агрессивность, импульсивное сексуальное поведение, нередко появляются галлюцинации. Клинически отмечаются: бледность лица, мидриаз, тахикардия, гипертензия, насморк и кашель. Эйфоризирующий эффект непродолжителен: уже через 40-60 минут повышенное настроение исчезает и может возникнуть глубокая депрессия, иногда становящаяся причиной суицидов.

Психическая зависимость от препарата чрезвычайно выражена и часто развивается после однократного приема. Многократное повторное употребление кокаина приводит к повышению толерантности, иногда к смерти от передозировки.

Следует помнить, что у лиц, находящихся в непосредственно близких отношениях с теми, кто злоупотребляет ПАВ (родственники, члены семей, жены и мужья) развивается состояние т.н. созависимости. Они вынуждены скрывать факты наркотизации своих близких от окружающих, трансформировать свою жизнь, сочетая формально благополучное поведение с внутренним дискомфортом, что ведет к неадекватности эмоционального «Я».

Сверхценные увлечения (гэмблинг, интернет-зависимость), зависимость пищевого поведения

Гэмблинг, лудомания — (патологическая склонность к азартным играм) заключается в частых повторных эпизодах участия в азартных играх, что доминирует в жизни субъекта и ведет к снижению социальных, профессиональных, материальных и семейных ценностей.

Выделяют ряд признаков сформировавшейся зависимости:

1. Постоянная вовлеченность, увеличение времени, проведенного в ситуации игры.

2. Изменение круга интересов, замена прежних мотиваций на игровую, постоянные мысли об игре, преобладание в воображении ситуаций, связанных с игровыми комбинациями.

3. «Потеря контроля», выражающаяся в неспособности прекратить игру, как после большого выигрыша, так и после постоянных проигрышей.

4. Состояния психологического дискомфорта, раздражения, беспокойства, развивающиеся через сравнительно короткие промежутки времени после очередного участия в игре, с труднопреодолимым желанием снова приступить к игре. Такие состояния по ряду признаков напоминают состояние абстиненции у наркоманов, они сопровождаются головной болью, нарушением сна, беспокойством, сниженным настроением, нарушением концентрации внимания.

5. Характерно постепенное увеличение частоты участия в игре, стремление к все более высокому риску.

6. Периодическое состояние напряжения, сопровождающиеся игровым «драйвом», стремлением найти возможность участия в азартной игре.

7. Быстро нарастающее снижение способности сопротивляться соблазну. Это выражается в том, что, решив раз и навсегда «завязать», при малейшей провокации (встреча со старыми знакомыми, разговор на тему игры, наличие рядом игорного заведения и т. д.) гэмблинг возобновляется.

Психологические особенности проблемных гэмблеров характеризуются потерей контроля над собственным поведением, причем это касается всех вариантов гэмблинга — от игры на тотализаторе до игровых автоматов.

Выделяют три подгруппы проблемных гэмблеров:

— с нарушением поведения;

— эмоционально неустойчивые;

— антисоциальные, склонные к импульсивным поступкам.

Хотя болезненная страсть к азартным играм чаще наблюдается у мужчин, у женщин эта аддикция принимает более тяжелые формы. Женщины вовлекаются в опасное увлечение в три раза быстрее и труднее поддаются психотерапии. В отличие от мужчин, женщины подпадают под зависимость от азартных игр в более зрелом возрасте, и по другим причинам. Наиболее распространенная из них — личные проблемы, от которых они пытаются уйти в игру. Гэмблинг у женщин чаще сопровождался депрессивным расстройством, а у мужчин — алкоголизмом.

Лица, участвующие в игре, сравнительно часто злоупотребляют алкоголем и другими ПАВ, то есть включаются в комбинированные формы аддиктивного поведения. Для «игроков» типичны трудности межличностных отношений, частые разводы, нарушение трудовой дисциплины, частая смена работы.

 

Факторы, приводящие к гэмблингу:

— неправильное воспитание в семье;

— участие в играх родителей, знакомых;

— стремление к игре с детства (домино, карты, монополия и т. д.);

— переоценка значения материальных ценностей;

— фиксированное внимание на финансовых возможностях;

— зависть более богатым родственникам и знакомым;

— убежденность в том, что все проблемы можно решить с помощью денег.

Стадии развития гэмблинга:

— стадия выигрышей;

— стадия проигрышей;

— стадия разочарования.

 

Стадия выигрышей представлена ​​следующими признаками:

— случайная игра,

— частые выигрыши,

— воображение предшествует игре,

— участившиеся случаи игры,

— увеличение размера ставок,

— фантазии об игре,

— очень крупный выигрыш,

— беспричинный оптимизм.

 

Для стадии проигрышей характерны:

— игра в одиночестве,

— хвастовство выигрышами,

— размышления только об игре,

— затягиваются эпизоды проигрышей,

— неспособность остановить игру,

— ложь и сокрытие от друзей своей проблемы,

— уменьшение заботы о семье или супруге,

— уменьшение рабочего времени в пользу игры,

— отказ платить долги,

— изменения личности — раздражительность,

— утомляемость,

— необщительность,

— тяжелая эмоциональная обстановка дома,

— заем денег на игру,

— очень большие долги, созданные как законными, так и незаконными способами,

— неспособность оплатить долги,

— отчаянные попытки прекратить играть.

 

Признаками стадии разочарования являются:

— потеря профессиональной и личной репутации,

— значительное увеличение времени, проведенного за игрой, и размера ставок,

— отдаление от семьи и друзей,

— угрызения совести,

— раскаяние,

— ненависть к другим,

— паника,

— незаконные действия,

— безнадежность,

— суицидальные мысли и попытки,

— арест,

— развод,

— злоупотребление алкоголем,

— эмоциональные нарушения,

— уход в себя.

Интернет — зависимость определяется как «нехимическая зависимость» от использования Интернета, которая сопровождается социальной дезадаптацией и психологическими симптомами.

По И. Голдбергу можно констатировать интернет-зависимость при наличии 3 пунктов из следующих:

1. Количество времени, которое нужно провести в интернете, для достижения удовлетворения, заметно возрастает.

2. Если человек не увеличивает количество времени, которое он проводит в интернете, то эффект заметно снижается.

3. Пользователь пытается отказаться от интернета, или хотя бы проводить в нем меньше времени.

4. Прекращение или сокращение времени, проведенного в Интернете, приводит к плохому самочувствию.

5. Использование интернета позволяет избежать «синдрома отмены».

6. Интернет часто используется в течение большого количества времени или чаще, чем было задумано.

7. Значительная социальная, профессиональная деятельность, отдых прекращаются или редуцируются в связи с использованием интернета.

8. Пользование интернета продолжается, несмотря на знание о наличии постоянных физических, психологических, социальных, профессиональных проблем, вызываемых его использованием.

 

Пищевая зависимость заключается в необходимости частого приема пищи, при этом причина приема пищи связана вовсе не с чувством голода.

Как и все другие зависимости, пищевая — это попытка уйти от проблем, но не путем их решения, а путем их «заедания».

Переедание может быть постоянным или приступообразным, обостряясь в неблагоприятных жизненных ситуациях. Часто потребность в пище усиливается в ситуации стресса или, наоборот, его отсутствие, в атмосфере скуки.

Со временем происходит привыкание к пище, повышается пищевая толерантность — организм не удовлетворяется прежним количеством съеденного и требует большего. Этому способствует физиологический фактор — увеличение объема желудка, а следовательно, и площади всасывания. Таким образом формируется порочный круг.

Методы лечения:

— Методом кодирования накладывается блок на пищевой центр путем психотерапевтического запрета, однако не учитывается вовлеченность более примитивного процесса — жевательного акта. Не учитываются психологическое состояние пациента, явные или завуалированные эмоциональные нарушения.

— Рациональная психотерапия предлагает пути самостоятельного избавления от этой страсти, выясняя причины расторможенности пищевого влечения.

Суицид — умышленное лишение себя жизни.

Подавляющая часть самоубийств совершается психически здоровыми лицами в состоянии социально-психологической дезадаптации личности в условиях макросоциального конфликта.

Чаще суициды возникают при явлениях депрессии, которая может быть и у здоровых лиц. Она связана с определенной травмирующей ситуацией, или у психически больных на фоне расстройств мышления.
Психологическое состояние, в котором принимается решение о самоубийстве, характеризуется как кризисное, связанное с межличностным или внутриличностным конфликтом.

В состоянии суицидального кризиса человек чувствует тревогу, депрессию, погружение в свои переживания, все остальное для него перестает существовать.

 

Продолжительность пресуицидального периода, т.е. до момента завершенного суицида, разная — от нескольких минут до нескольких дней, недель или месяцев.

Суицидальное поведение имеет несколько разновидностей:

1. «Протест», или «протест-месть»;
2. «Призыв»;
3. «Избегание»;
4. «Самонаказание»;
5. «Отказ»;

Протестные формы поведения возникают, как покушение на объективное звено конфликта. При этом «месть» — это конкретный протест с целью нанесения ущерба враждебному (с точки зрения суицидента) окружению. Поведенческую реакцию такого типа считают переходом невозможного гетероагресивного поведения в вариант причинения себе аутоагрессивных действий.

Суицидальное поведение по типу «призыв» намерен привлечь к себе внимание со стороны окружающих, ради изменения существующего положения дел. Статистически, из каждых пяти суицидентов — четыре, в том или ином виде пытались таким образом выйти из кризисного состояния.

Поведение по типу «избегание» возникает у людей в случаях, угрожающих биологическому существованию человека, или значительно снижающих самооценку. При этом человек как бы самоустраняется от кризисной ситуации.

Мотивация суицидального поведения по типу «самонаказания» возникает в случаях, когда имеет место своеобразная интроекция на себя одновременно роли «судьи» и «подсудимого», сопровождающееся активным самообвинением и попытками уничтожить в себе «врага».

В случае «отказа», случается своеобразное «слияние» цели и мотива, что выливается в суицидальное поведение, как проявление капитуляции перед обстоятельствами.

Отсутствие цели преднамеренного желания лишить себя жизни, позволяет отличить истинный суицид от различных форм парасуицидального поведения.

Период вслед за суицидальной попыткой определяется как постсуицидальное состояние, также имеет определенную динамику. Его продолжительность и прогноз в плане осуществления повторных суицидов определяются актуальностью конфликта (решился он или нет).

Наличием или отсутствием критического отношения к своим действиям, а также аналогичных суицидальных реакций в прошлом.

Выделяют следующие признаки высокого риска самоубийства:
1. Попытка самоубийства в анамнезе. Вторая попытка совершается чаще в течение трех месяцев после первой;

2. Психические расстройства: депрессия, психозы, алкоголизм, наркомания;

 

3. Род занятости: безработные и неквалифицированные рабочие делают попытки самоубийства чаще квалифицированных. Чаще встречается суицидальное поведение среди актеров, музыкантов, поэтов, писателей, сотрудников правоохранительной системы, врачей (особенно психиатров, офтальмологов, стоматологов и анестезиологов), страховых агентов, юристов.

4. Семейное положение и круг общения. Наиболее высокий риск суицида у неженатых, разведенных, вдов и вдовцов, тех кто состоит в браке, но бездетные;

5. Пол. Мужчины совершают самоубийство втрое чаще, чем женщины, но женщины в 2-3 раза чаще предпринимают попытку самоубийства;

6. Возраст — молодежь 15-19 лет, мужчины 50-70 лет, женщины после 50 лет (чаще всего в 55-65 лет);

7. Семейный анамнез и религиозная принадлежность. Суициды чаще совершают те, у кого в семье были подобные случаи. Лица из католических и мусульманских семей реже прибегают к самоубийству;

8. Состояние здоровья. Риск самоубийства возрастает после операций, при постоянных болях, при хронических и неизлечимых болезнях, больных и инфицированных ВИЧ (в 30-40 раз чаще, чем среди здоровых), онкологических больных (в 2-4 раза чаще);

 

Целесообразно знать также следующие понятия:

1. Пресуицидальный синдром — тип суицидальной динамики, может длиться от нескольких минут до нескольких месяцев;

2. Суицидальные тенденции — мысли и попытки самоубийства, как извращение защитного инстинкта. Сюда же относятся действия, предпринимаемые недостаточно обдуманно в связи с незрелостью представление о жизни и смерти;

3. Суицидомания — постоянное стремление закончить жизнь самоубийством (чаще при депрессиях, шизофрении, психопатиях;

4. Парасуицид — это незавершенные суицидальные действия, являющиеся следствием суицидального шантажа, или тип суицидального поведения, предшествующее завершенному суициду;

5. Суицидальный шантаж — угрозы причинить самоубийство, которые надо рассматривать средством влияния личности на неблагоприятную ситуацию. Однако при этих «демонстрациях», всегда существует угроза того, что попытка может быть реализована.

 

Основные задачи психопрофилактики

Один из основоположников отечественной терапии Мудров М.Я., считал профилактику болезней основой деятельности врача.

Психопрофилактика- это раздел общей профилактики, включающий совокупность мероприятий, обеспечивающих психическое здоровье, включая профилактику личностных и профессиональных кризисов, предупреждения возникновения и распространения нервно-психических заболеваний.

Выполнение психопрофилактических мероприятий требует наличия у врача любого профиля, кроме общей профессиональной подготовки, специальных знаний в области клинической (медицинской) психологии, психиатрии и психотерапии.

В нашей стране принята международная классификация этапов психопрофилактики. По терминологии ВОЗ, профилактика делится на первичную, вторичную и третичную.

Первичная психопрофилактика — это комплекс мероприятий, направленных на предупреждение вредных воздействий на человеческую психику. На этом уровне система психопрофилактики состоит в изучении выносливости психики к воздействию вредных агентов окружающей среды и возможных путей увеличения этой выносливости, а также предупреждении психогенных заболеваний. Первичная психопрофилактика тесно связана с общей профилактикой и предусматривает комплексное участие в ней большого круга специалистов: социологов, психологов, физиологов, гигиенистов, врачей. По сути, это диспансеризация здорового населения с осуществлением широкого комплекса психогигиенических мер, поскольку, способствовать возникновению нервно-психических нарушений могут как неблагоприятные социально-психологические условия существования человека (информационные перегрузки, психическая травматизация и микросоциальные конфликты, неправильное воспитание в детстве и т.п.), так и факторы биологического характера (соматические болезни, травмы мозга, интоксикации, действие вредностей в период внутриутробного развития, неблагоприятной наследственности и т.п.).

Особая роль в осуществлении первичной психопрофилактики уделяется психиатрам, психотерапевтам и клиническим (медицинским) психологам, которые призваны осуществлять не только раннее выявление нервно-психических заболеваний, но и обеспечивать разработку и внедрение специальных психопрофилактических психотерапевтических мероприятий в различных сферах человеческой деятельности.

Вторичная психопрофилактика — это максимально раннее выявление начальных фаз нервно-психических заболеваний и их своевременное (раннее) активное лечение. Согласно рекомендации ВОЗ, под вторичной профилактикой подразумевается само лечение. Некачественное, несвоевременное лечение при нервно-психических заболеваниях способствует их затяжному, хроническому течению.
Успехи активных методов лечения, особенно достижения психофармакологии, заметно отразились на исходах психических заболеваний: повысилось число случаев практического выздоровления, увеличилась выписка больных с психиатрических больниц.

Третичная психопрофилактика — это предупреждение рецидивов нервно-психических заболеваний и восстановления работоспособности человека, перенесшего заболевание. Третичная психопрофилактика направлена на предупреждение инвалидности при наличии у человека нервно-психического заболевания. Во многих случаях для предупреждения рецидива психического заболевания больному требуется применение поддерживающей психофармакотерапии. Например, при различных аффективных расстройствах типа маниакально-депрессивного психоза, с успехом применяются с профилактической целью соли лития.

Адаптация — это способность человека сознательно регулировать свои психические процессы (управлять своими мыслями, чувствами, желаниями).

Существует предел индивидуальной адаптации, но адаптированный человек может жить в привычных для него условиях.

 

Реабилитация (лат. rehabilitatio — восстановление в правах) — система медицинских, психологических, педагогических и социально-экономических мероприятий, направленных на более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности человека, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма.

 

Основные принципы реабилитации:

1) партнерство — постоянная апелляция к личности больного, согласованные усилия врача и больного в постановке задач и выборе способов их решения;
2) разносторонность воздействий — указывает на необходимость использовать различные меры воздействия от биологического лечения к различным видам психотерапии и социотерапии, привлечение к восстановлению семьи больного, его ближайшего окружения;

3) единство психосоциальних и биологических методов воздействия — подчеркивает единство лечения болезни, воздействия на организм и личность больного;
4) ступенчатость воздействий — включает поэтапный переход от одних реабилитационных мер в другие (например, на начальных этапах болезни могут превалировать биологические методы лечения болезни, а на этапах выздоровления психо- и социотерапевтические).

В процессе реабилитации выделяют три этапа:


1) этап восстановительного лечения (восстановление биомедицинского статуса) — лечение в стационаре, активная биологическая терапия со включением психотерапии и социотерапии, постепенный переход от щадящего режима, в режим который активизирует;

2) этап социализации или ресоциализации (восстановление индивидуально-личностного статуса) — начинается в стационаре и продолжается во внебольничных условиях. Это адаптация к семье и микросоциальному окружению с развитием, формированием, или восстановлением компенсаций социальных навыков и функций, обычных видов жизнедеятельности и социально-ролевых установок индивида;

3) этап интеграции социальной или реинтеграции (восстановление социального статуса) — сосредоточен на оказании содействия и создании условий для включения или возвращения в обычные условия жизни вместе и наравне с другими членами общества (рациональное трудоустройство, нормализация бытовых условий, активная социальная жизнь).

 

Психологическая реабилитация и социальная работа с лицами, получившими инвалидность во время несения военной службы, а также лиц пострадавших при исполнении служебных обязанностей в Украине.

Основными принципами социальной реабилитации лиц, ставших инвалидами во время прохождения военной службы, а также лиц, принимавших участие в боевых действиях являются:

1) как можно более раннее начало осуществления реабилитационных мероприятий;

2) непрерывность;

3) поэтапность их проведения;

4) системность и комплексность;

5) индивидуальный подход.

Понимание социальной реабилитации претерпело существенные изменения. Сначала здесь преобладал чисто медицинский подход. Всемирная организация здравоохранения считала, что сущность реабилитации заключается в том, чтобы «не только вернуть больного к его прежнему состоянию, но и развивать его физические и психологические функции до оптимального уровня».

С целью предотвращения развития дезадаптации у данного контингента необходима, кроме продуманной системы социальной защиты, психологическая и социально-психологическая реабилитация, которая выступает на первый план среди других видов реабилитации.

 

Психологическая реабилитация — это полное или частичное возвращение личности к психическому здоровью, что достигается с помощью психологических методов воздействия.

Г. А. Абдурахманов предлагает в процессе психокоррекции нарушений общения у ветеранов военной службы осуществлять эмоциональное отреагирование психотравмирующего опыта, осмысления его негативного влияния на коммуникативную деятельность.

Эти основные подходы к психологической реабилитации инвалидов опираются на исследования психиатров и психологов, которые изучали влияние экстремальной ситуации на личность человека.

Важность эмоционального отреагирования психотравмирующего опыта войны также отмечает М. М. Решетников.

Для данного контингента крайне необходима организация специфической микросреды жизнедеятельности в виде разного рода организаций, объединений и клубов общения для ветеранов боевых действий, где они могут общаться со своими боевыми товарищами, социальную помощь в виде трудоустройства, разного рода льгот, компенсаций, а также психологическую помощь в виде специально организованного общения (тренингов общения, ролевых тренингов, психо — и социодрамы и др.).

Анализ опыта психологической и социальной реабилитации позволяет выделить основные направления в организации индивидуальных реабилитационных мероприятий.

1. Организация специальной микросреды общения для ветеранов боевых действий. Особенно важно это на первой стадии реабилитации, когда происходит резкий переход от «войны к миру», когда ветераны еще не имеют необходимых психологических навыков для перестройки.

2. Индивидуальная и групповая психотерапевтическая работа с ветеранами с целью коррекции психологической дисгармонии путем решения внутриличностных конфликтов и формирования ресурсов для творческого взаимодействия с окружающей средой. Индивидуальные и групповые поведенческие тренинги, тренинги общения целесообразно проводить уже на первом этапе реабилитации на базе санаториев и домов отдыха, одновременно с медицинской реабилитацией.

3. Организация и проведение специальной психологической работы с семьями ветеранов: родителями, женами и детьми в виде тренингов общения. Значимость этого реабилитационного мероприятия особенно подчеркивается ветеранами. Многие из них считают проведение психологических тренингов с членами семьи даже более важным и полезным, чем проведение тренингов с ними самими.

4. Формирование положительного образа (статуса) ветерана боевых действий в массовом сознании «снимает» действие вторичных стрессовых факторов. Реализация этого направления в социально-психологической реабилитации предусматривает наличие собственного печатного органа (газеты, журнала), а также телевизионных передач, посвященных проблемам и образа жизни ветеранов.

5. Для обучения и переобучения ветеранов военной службы целесообразно создание профориентационных, консультативных и учебных центров, а также выделение им мест в вузах на льготных условиях.

 

Психотерапия— это рациональное и планомерное использование психических средств для лечения соматических, нервных и психических заболеваний. Физиология психотерапии была описана В.А. Котляровским — воздействие словом на II сигнальную систему, а также целый комплекс воздействия на психику лекарствами и манипуляциями.
Психотерапия — является системой комплексного лечебного вербального и невербального воздействия на эмоции, суждения, самосознание человека при различных заболеваниях (психических, нервных, психосоматических).

Основной задачей психотерапии считается купирование психопатологической симптоматики, за счет чего достигается внутренняя и внешняя гармонизации личности.

Виды психотерапии:


I. Общая — это комплекс воздействия психологических факторов на больного любого профиля с целью повышения его сил в борьбе с болезнью.
II. Частная (специальная):

— рациональная (индивидуальная)
— аутогенная тренировка (АТ) (индивидуальная, групповая)
— гипноз (индивидуальный, групповой)

Групповая психотерапия:


1) собираются терапевтические группы, больным читаются лекции, а затем обсуждаются;
2) группы типа «интервью» — больные свободно обсуждают свои проблемы,
выражают глубоко личные сведения о себе;
1) трудовые группы — общение в процессе труда;
2) общество «анонимных алкоголиков» — собрания, дискуссии;
3) групповая терапия с родственниками

 


Опосредованная косвенная психотерапия (placebo — терапия).
В рамках placebo — терапии (лат. Placebo — кажется, представляется), расценивается как косвенное внушение, суггестия, и реализуется когда терапевтические возможности присваиваются реальному предмету или явлению, не имеющих этих возможностей; placebo понимается как фармакологически индифферентное вещество, имитирующее лекарственное средство.

В медицине психотерапия рассматривается как общемедицинская дисциплина, ее методы используются для лечения и профилактики не только нервно-психических, но и многих соматических заболеваний.
Общепринятой классификации методов психотерапии не существует, однако, как и в медицине в целом, обычно принято делить методы на симптоматические и патогенетические.


Симптоматические методы психотерапии (логическое убеждение, внушение, релаксация и др.) ориентированы на устранение или ослаблении отдельных, хотя и ключевых, симптомов болезни, управление физиологическими функциями организма, и на оптимизацию поведения.
Патогенетическая психотерапия позволяет наиболее полно реализовать каузальный подход к пониманию и ликвидации причин и механизмов болезни. Она наиболее значима при заболеваниях, где личностно-психологические механизмы являются ведущими в возникновении и сохранении болезненных нарушений, — это неврозы, психосоматические расстройства.
К симптоматической психотерапии, которая предусматривает активизацию когнитивного компонента личности, относится рациональная психотерапия. Она направлена на логическое убеждение пациента, обучение его правильному мышлению (Dubois P., 1912) и предусматривает различные варианты разъяснительной психотерапии. Убеждения — (персуазия) — процесс замены (изменения, перестройки, трансформации) ранее сформированных убеждений под влиянием дополнительной или разъяснительной информации, полученной из различных источников и в разных обстоятельствах. Лечение убеждением — это лечение информацией, которая вступает в связь и взаимодействие с представлениями, которые есть у больного.
Сторонником лечения убеждениям был швейцарский невропатолог Дюбуа, который детально разработал метод и давший ему название рациональная психотерапия (от лат. Ratio — разум).

Термины «лечения убеждением» или «рациональная психотерапия».

Техника лечения сводится к беседам с больным, при которых врач разъясняет ему причину заболевания и обратимый характер нарушений, которые у него есть, призывает больного изменить свое отношение к событиям, которые его беспокоят, прекратить фиксировать свое внимание на патологических симптомах, которые у него есть.

К симптоматической психотерапии, центрированной на эмоционально-волевой сфере личности, относят внушения (суггестии).
Под внушением, либо суггестией, понимаются информационные воздействия, которые вызывают ощущения, воображения, эмоциональные состояния и волевые побуждения, а также влияют на вегетативные функции.
Внушаемость — это своеобразное качество психики человека, позволяющее ему воспринимать информацию без критической его оценки.
Основные требования к психотерапевту — авторитарность (директивность).

 

Основным средством внушения является слово, речь психотерапевта — суггестора; невербальные факторы (жесты, мимика, действия) обычно являются дополнительными. Эффект суггестии тем сильнее, чем выше в глазах пациента авторитет врача, который проводит внушение, степень реализации внушения определяется также личностными особенностями пациента.
Противопоказанием к использованию суггестивных методов являются психозы. Основным осложнением суггестивной психотерапии сегодня признается ятрогения.

Гипнотерапия или гипносуггестивная психотерапия представляет собой метод психотерапии, использующий гипнотическое состояние в лечебных целях.
Под гипнабельностью понимается свойство центральной нервной системы, которое позволяет достигать измененного состояния сознания в ответ на направленное психологическое воздействие.

Гипноз же представляет собой особое состояние сознания, которое возникает под влиянием направленного психологического воздействия; он отличается как от сна, так и от бодрствования, и сопровождается повышенным восприятием факторов при снижении чувствительности к действию других факторов внешней среды. Под рапортом (фр. Rapport — связь, доклад) в психотерапии понимается словесный контакт того кто гипнотизирует с тем, кто находится в гипнотическом состоянии.

В гипнотерапии основные диагностические приемы сводятся к гипнабельности. При низком уровне гипнабельности использование гипнотерапии имеет определенные трудности. Также перед началом гипнотерапевтического сеанса необходимо провести беседу, для того чтобы выяснить отношение больного к этому методу и устранить возможные опасения с его стороны.

В психотерапевтической практике выделяют 3 стадии гипноза:

Сонливость -возникает сонливость и расслабление;

— Гипотаксия (каталептическое состояние) — наблюдается недвижимость, мутизм, восковая гибкость;

— Сомнамбулизм — полная отчужденность от реальности, снохождение и вызванные образы.

В любой стадии гипнотического состояния должен поддерживаться рапорт.
Гипносуггестивная психотерапия может проводиться индивидуально и в группе. Индивидуальное проведение позволяет дать конкретные установки, созданные для больного, что повышает эффективность психотерапии. Групповой гипноз используется преимущественно в пределах санаторно-курортной сети.

Аутогенная тренировка (от греч. Autos — сам, genos — происхождение) — активный метод психотерапии, психопрофилактики и психогигиены, направленный на восстановление динамического равновесия системы гомеостатических саморегулирующих механизмов организма человека, нарушенного в результате стрессового воздействия. Основными элементами методики являются тренировка мышечной релаксации, самовнушение и самовоспитание (аутодидактика).

Активность аутогенной тренировки противостоит некоторым отрицательным сторонам гипнотерапии в ее классической модели — пассивному отношению больного к процессу лечения, зависимости от врача.

 

Методика проведения аутогенной тренировки.

Выделяют две степени аутогенной тренировки (по Шульцу):


1) низкая степень — обучение релаксации с помощью упражнений, направленных на вызывание ощущения тяжести, тепла, на овладение ритмом сердечной деятельности и дыхания,

2) высокая степень — аутогенная медитация — создание трансовых состояний различного уровня.

 

Применения, осложнения и противопоказания психоанализа.

Психоанализ как психотехника может быть использована как информативная процедура для широкого круга патологии, требующей психотерапевтического лечения. Традиционно считается, что психоанализ показан пациентам с неврозами, личностными расстройствами, сексуальными нарушениями.


Показания, осложнения и противопоказания нейролингвистического программирования (НЛП).

В целом, при несомненных заслугах НЛП в плане попытки ассоциации нейролингвистических методик и психотерапии, НЛП не может быть рекомендовано к широкому применению в клинической практике; в психиатрии использование метода возможно только в клинике невротических расстройств.

 

Применения, осложнения и противопоказания арт-терапии.
Под арт-терапией понимается использование (средств) искусства как терапевтического фактора. Терапия творческим самовыражением может использоваться как в стационаре, так и амбулаторно, в условиях поликлиники, а также диспансера, в кабинетах эстетотерапии (в санаториях), при работе с группами риска (с теми, кто страдает алкоголизмом).

Кроме того, этот метод может занять весомое место в системе реабилитации психически больных.

Терапия творчеством противопоказана лицам с тяжелой депрессией и суицидальными мыслями, поскольку в обстановке одухотворенного творчества может усугубиться чувство тоскливой безысходности, отдаленности от людей.


Показания и противопоказания для проведення гештальт — терапии.
Гештальт-терапия используется в индивидуальной терапии, в терапии пар, в семейной, групповой терапии, в учреждениях (в школах, больницах, предприятиях).

Этот подход используется для тех кто испытывает трудности перед проблемами (конфликт, прерывание отношений, одиночество, траур, безработица).

В настоящее время большую распространенность получил этот метод в бизнес-консультировании. Перлз называл этот метод «терапией нормального человека».


Психологическая помощь в кризисных периодах и психологические особенности оказания медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях.
Выделяют три вида психологической помощи:

1. Психологическое консультирование

2. Психокоррекция

3. Психотерапия


Под психологическим консультированием понимается проведение анализа психического состояния клиента с использованием различных методов психологической диагностики (интервью, эксперимент и др.) с предоставлением ему объективных данных и научных интерпретаций, а также процесс обучения навыкам психологической защиты и средствам нормализации своего эмоционального состояния.


Психологическая коррекция базируется на консультировании, которое предполагает целенаправленное активное психологическое воздействие на пациента с целью приведения его психического состояния к норме в случае диагностики у него каких-либо личностных аномалий. Психокоррекция – это деятельность специалиста по исправлению тех особенностей личности, которые не являются оптимальными для нее.


Психотерапия — является видом активного психологического воздействия на пациента, который имеет психопатологические симптомы и синдромы и находится в состоянии кризиса, фрустрации, стресса.

Литература:

1.Спирина И.Д., Витенко И.С., Напреенко О.К. и др. Медицинская психология: государственный национальный учебник – Днепропетровск: ЧП «Лира» ЛТД, 2014. – 456 с.

2. Клиническая психология: Учебник. – 2-е изд.; дополн. – М.: ГЭОТАР – МЕД, 2002. – 864 с.

3. Медицинская психология: Учебник. – М.: Медицина, 2004.

4. Тюльпин Ю.Г. Медицинская психология, Москва “Медицина”, 2004.

5.Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология, Москва “МЕДпресс–информ”, 2005.

6.Михайлов Б.В., Табачников С.И., Витенко И.С., Чугунов В.В. Психотерапия. – Харьков: ОКО, 2002.

 

Автор: доцент, к.м.н. Леонов С.Ф.

 

Утверждено на заседании кафедры

«____» __________________ 201_ г., протокол №___