АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Масштабы и темпы распространения алкоголизма, наркомании и токсикомании в стране таковы, что ставят под вопрос физическое и моральное здоровье молодежи и будущее значительной ее части.
«Уход от реальности» является одним из наиболее часто встречающихся стратегий в ситуации хронического социального стресса. В связи с этим алкоголизм и наркоманию представляется целесообразным рассматривать как вариант аддиктивного поведения, а не в рамках патологической зависимости. Так как у детей и подростков еще не сформировалась четкая зависимость от определенного психоактивного вещества, и его прием часто обусловлен предпочтениями референтной группы, финансовыми возможностями, модой. С точки зрения исторической психологии, наиболее существенным является не вид наркогенного вещества, а сам факт изменения реальности посредством химического вещества. Но в современных условиях люди изменяют реальность не только химическим путем, они все чаще преображают реальность нехимическим способом. Все эти варианты объединены единым понятием — аддикции.
Аддиктивное поведение (от англ.Addiction- склонность, пагубная привычка) характеризуется стремлением к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния химическим или нехимическим путем. Это стремление становится доминирующим в сознании человека. Его поведение подчинено поиску средств, позволяющих уйти от реальности. В результате человек существует в виртуальном, сюрреалистическом мире. Он не только не решает своих насущных проблем, но и останавливается в своем развитии, вплоть до деградации [1].
Классификация аддикций (Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева, 2000).
1. Нехимические аддикции.
2. Промежуточные аддикции.
3. Химические аддикции.
Факторы, способствующие развитию аддиктивного поведения
1. Воспитание в детстве.
2. Особенности личности.
3. Социальные факторы.
Одной из характеристик ментальности советских людей было неприятие «страсти к легкой наживе». Страсть к азартным играм считалась пороком, недостойным порядочного человека. Были запрещены чемпионаты по бильярду и карточным играм, официально отсутствовали казино. Литературные произведения великих русских игроков А.С.Пушкина и Ф.М.Достоевского, в которых сформирован романтический образ игорного заведения и блестяще описаны психологические портреты игроков, не входили в школьную программу. Советские психологи и психиатры практически не сталкивались с проблемой патологической склонности к азартным играм, а в отечественной медицинской литературе отсутствовали исследования и публикации на эту тему.
Поведение как психофизиологический феномен
... физическая зависимость, т. е. потребность в употреблении психоактивных веществ, что нередко является уже признаком девиантного поведения (например, никотинизм, алкоголизм, наркомания и т. п.). ... возможна психологическая защита путем произвольного подавления стремления удовлетворить очень сильную потребность. Существует еще два типа поведения: нормальное и девиантное поведение. Человек — ...
Сегодня «страсть к легкой наживе» стала всеобщей, морально разрешенной и общественно одобряемой. Недавнее исследование «среднего класса» России, проведенное по инициативе журнала «Эксперт», выявило, что 80% опрошенных готово пойти на риск, чтобы добиться желаемого. В постсоветских странах появилась новая проблема не только для общественной морали, но и для психиатрии. С одной стороны, легализация и бесконтрольное развитие игорного бизнеса, а с другой – высокий уровень тревожности, сопутствующий исторической социализации человека, потенцировали развитие патологической склонности к азартным играм.
Автор «Энциклопедии азартных игр» Алан Вейкси, проанализировав ведущие мотивы обращения к игре среди игроков в стабильном обществе, выделил следующие:
— тренировка интеллекта,
— необъяснимое возбуждение, порождаемое процессом игры.
— денежный выигрыш и попытка «одолеть фортуну»,
— потребность развеяться и побороть скуку.
С точки зрения психодинамической концепции, влечение к игре является проявлением протеста и бессознательного агрессивного отношения к реальной действительности, а неадекватная уверенность в выигрыше скрывает инфантильные фантазии всемогущества и подсознательного ожидания неограниченного удовлетворения своих желаний. Игра является своеобразной психологической защитой, сублимирующей трудности реальной жизни. Игра помогает уйти от реальности происходящего и необходимости предпринимать конкретные действия. Не зря игорные заведения работают круглосуточно, в них отсутствуют настенные часы, а окна занавешены светонепроницаемыми портьерами. Попадая сюда, человек выпадает из реального времени и пространства.
По данным мировых эпидемиологических исследований 2-3% населения индустриально развитых стран страдает патологической склонностью к азартным играм.
Факторы, способствующие развитию патологической склонности к азартным играм:
— утрата родителей в возрасте до 15 лет,
— неадекватный родительский стиль воспитания,
— отсутствие бережливости и планирования
— ситуативная доступность азартных игр и предрасположенность к игре в подростковом возрасте,
— для мужчин характерен эмансипационный конфликт с родителями в подростковом возрасте, а в дальнейшем неприятие авторитарных фигур.
Начало расстройства совпадает, как правило. У мужчин с подростковым возрастом, а у женщин приходится на вторую половину жизни.
Этапы развития патологической склонности к азартным играм:
Влияние ролевой игры на психологическое развитие учащихся
... Вышеизложенные положения обусловили выбортемы исследовательской работы – «Влияние ролевой игры на психологическое развитие учащихся профессионального училища» Гипотеза исследования состоит в том, что, ... в предметах науки и культуры (Поддъяков Н.Н., Михайленко Н.Я.). Психологические основы педагогики игры создавались благодаря фундаментальным исследованиям Д.Б. Эльконина (1978), А.Н. Леонтьева ...
1 стадия – стадия выигрыша.Для этого периода характерен крупный выигрыш, сопровождающийся эйфорией, и формирование психологической зависимости от игры.
2 стадия – стадия прогрессирующих проигрышей.В этот период уже сформированной психологической зависимости присоединяется физическая. Жизнь больного сосредоточена на игре. Он не может остановиться ни после выигрыша, ни тем более после проигрыша. Ощущение эйфории, имеющее место в период между ставкой и исходом игры, подкрепляет влечение. Нарастает социальная дезадаптация: появляются финансовые проблемы, конфликты на работе и в семье, участие в рискованных мероприятиях, возможны правонарушения, направленные на добычу денег. Одновременно с этим снижаются психологические навыки в игре: появляются нерасчетливые ходы, неоправданный риск, количество проигрышей растет. Изменяется иерархия потребностей : доминирующей становится потребность в игре, вытесняя базисные физиологические потребности в еде, сексе и сне. Попытка прекратить игру сопровождается тревогой, напряжением, депрессией, нарушением сна, вегетативными нарушениями и суицидальными мыслями. В зависимости от социальных, ситуационных, личностных и интеллектуальных особенностей, вторая стадия может длиться до 10-15 лет.
3 стадия – стадия отчаяния. Больной социально декомпенсирован, дезадаптирован и финансово несостоятелен. Выражено компульсивное влечение к игре. Реально ситуация не оценивается: проигрывается все движимое и недвижимое имущество, совершаются финансовые преступления. Критика к состоянию и всему происходящему отсутствует. При попытке прекратить игру возникает тяжелая абстиненция с выраженными депрессивными расстройствами и суицидальными попытками, а также агрессивным поведением. Больные очень редко обращаются за помощью к психиатрам, как правило, на консультацию их приводят родственники.
Принципы терапии и коррекции патологической склонности к азартным играм
1. В некоторых случаях необходима госпитализация в стационар для купирования психопатологической симптоматики (чаще всего депрессивной) и для изоляции игрока из патогенного окружения. Специалисты считают оптимальным срок до 3 месяцев.
2. Наиболее эффективна групповая психотерапия, участие в работе групп само- и взаимопомощи. Проведение поэтапной когнитивно-поведенческой психотерапии.
Компьютерная аддикция
Во все времена смена исторических этапов развития общества сопровождалась формированием новой системы управления и внедрением новых способов и средств коммуникации. С одной стороны, они служили орудием власти над умами и были доступны избранным. С другой стороны, они изменяли ментальность населения.
В эпоху рукописных книг ими могли воспользоваться только единицы, а остальные получали знания о мире и о своем месте в нем, созерцая фрески и росписи средневековых соборов и слушая проповеди священников, имевших возможность, читая рукописи, сравнивать и анализировать полученную информацию и нужную доносить до слушателей. С момента изобретения телевидения наша цивилизация вновь вернулась к зрительным образам и визуальной культуре. Глобальная ориентация на зрительные образы способствовала снижению грамотности и оживлению архаического и конкретно-образного мышления. Сегодня, когда практически все население мира получает информацию по телевидению и 80% безоговорочно ей доверяют, мы наблюдаем всплеск архаического мышления, деструктивных форм поведения и прогрессирующее нарастание безграмотности. Эти тенденции учитываются печатными изданиями, которые с цветными картинками. Минимум текста и максимум цветных фотографий -таков интерфейс популярных изданий.
Физические упражнения в зависимости от конституции человека
... степени грозит полнота. 3. ОСОБЕННОСТИ ТРЕНИРОВОК В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТИПА КОНСТИТУЦИИ Так как различные конституции человека обладают своими свойствами, тренировки для них должны ... в себя морфологические характеристики организма (телосложение), физиологические показатели, психические свойства. Конституция человека определяет не только его настоящее состояние, но и потенциал будущего развития. ...
В настоящее время мы переживаем медиа-революцию исторического масштаба- компьютеризацию. Ее влияние на психические процессы и поведение уже не вызывает сомнений. И если средневековый собор был прообразом телевидения, то книга- прообразом компьютера. Первые компьютеры использовались как орудие письменности. Для того, чтобы ими пользоваться необходимо быть грамотным, уметь очень быстро читать, редактировать тексты и совершать ряд логически связанных между собой операций. В доинтернетовскую эпоху пользователи компьютером имели дело с линейным видом письменности, то есть тексты на экране практически соответствовали таковым в книге: их можно читать справа-налево, слева-направо, по диагонали, сверху-вниз, и даже пропуская целые страницы или возвращаясь к уже прочитанному. С развитием интернета появились гипертексты, представляющие собой принципиально новые способы подачи и переработки информации.
Умберто Эко предположил, что в ближайшем будущем общество расщепится на два класса: тех, кто смотрит телевидение (получает готовые образы и суждения о мире без их критического осмысления), и тех, кто работает с компьютером (кто обрабатывает, критически осмысляет и отбирает информацию, в том числе и для показа по телевидению).
То есть уже сейчас начинается разделение культур, поразительно напоминающее существовавшее в средневековье между теми, кто созерцает образы в соборе и слушает проповедника, и теми, кто способен читать рукописи, критически их оценивать и проповедовать нужные с их точки зрения идеи.
Сегодня в Украине 4% населения имеет доступ в интернет, но процесс компьютеризации постсоветских стран отличается от такового в западных странах взрывоподобным характером.
За последние пять лет резко возросла увлеченность детей и подростков компьютерными играми, что привело к росту пограничных психических расстройств. У15,5% обследованных школьников – пользователей компьютерами выявлены признаки патологической (болезненной) зависимости от компьютерной деятельности. В Японии описан синдром «отаку», при котором подростки и юноши проводят свою жизнь, погрузившись в виртуальную реальность, видеоигры и музыку из стереофонических наушников, игнорируя при этом социальные взаимоотношения, необходимость ухода за собой, образование и достижение полного развития личности. У подростков после 4 часов игры на компьютерах появляется утомляемость, головные боли. С увеличением нагрузок увеличивается компьютерная зависимость, которая формируется уже после 6 месяцев увлечения игровыми автоматами. Все это приводит к нарушениям поведения с выраженной социальной дезадаптацией.
Влияние компьютерных сетей на человека
... Wide Web (WWW - Всемирная Паутина). * 1990 - Интернет включал в себя более 3 тыс. активных сетей и более чем 200 тыс. компьютеров. * 1992 - в мире насчитывается 26 Web ... доступа к ним. Инструментарий постепенно обновлялся и улучшался, что облегчало пользование Сетью. Люди, оставшиеся вне сети, вдруг осознавали, что они начинают безнадежно отставать от своих коллег и ...
Для профилактики этих расстройств необходимо разработать комплекс индивидуальных психолого-педагогических и медицинских профилактических мер, которые должны четко охарактеризовать суточные нагрузки по возрасту для учеников при работе с компьютерами. В школе работает психолог, который изучает микроклимат в детско-подростковых группах, что позволяет предупредить межличностные конфликты, проводит психокоррекционную работу как среди школьников, так и их родителей.
Психологические последствия взаимодействия человека и компьютера
Изучение законов психического отражения и психического развития в условиях использования компьютеров позволило выявить ряд важных закономерностей психологии взаимодействия человека и компьютера.
Позитивные эффекты взаимодействия человека и компьютера:
– развитие логического, прогностического и оперативного мышления,
– усиление интеллектуальных способностей при решении все более сложных и неординарных задач,
– адекватная специализация познавательных процессов – восприятия, мышления, памяти,
– повышение самооценки и уверенности в себе,
– формирование позитивных личностных черт: деловая активность, точность и аккуратность, уверенность в себе.
Негативные эффекты взаимодействия человека и компьютера:
– снижение интеллектуальных способностей при решении примитивных задач (например, использование функции «проверка орфографии», «математические действия» и т.д. способствуют редукции элементарных школьных знаний).
– при длительной работе с компьютером – снижение гибкости познавательных процессов,
– чрезмерная психическая вовлеченность в работу или игры с компьютером порождают зависимое поведение,
– деформация личностной структуры,
– деструктивные формы поведения.
Классификация видов, развитие и признаки компьютерной зависимости
Термин «интернет-зависимость» предложил А.Голдберг в 1996г. для описания патологической, непреодолимой тяги человека к использованию интернета. Виртуальная жизнь для этих людей становится более значимой, чем реальная. Стирается грань между «я-реальным» и «я-виртуальным». Компьютерная зависимость характерна для подростков и молодых людей мужского пола.
Классификация компьютерной зависимост:
– интернет-зависимость ( чад-аддикции, веб-аддикции),
– компьютеромания.
В настоящее время механизм формирования интернет-аддикции только изучается, хотя описаны предвестники развития этого состояния и мотивационные характеристики.
Мотивация к уходу от реальности с помощью Интернета:
– встреча и анонимное общение с людьми.
– реализация недостижимых в реальной жизни фантазий (сексуальных, агрессивных),
– возможность быть самим собой, говорить на любые темы, отбросив моральный и этический контроль.
– отождествление себя с желаемым персонажами и представление себя во всем мире с обратной связью.
016_Человек. Его строение. Тонкий Мир
... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить не ... очень трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... Есть только одно условие: естественный сон, не искаженный химическими веществами. Теперь я знал, что очень часто бывал здесь и ...
– неограниченный доступ к неограниченной информации.
– ощущение собственного могущества.
Предвестники интернет-зависимости:
– навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту,
– предвкушение следующего сеанса он-лайна,
– увеличение времени, проводимого он-лайн и сумм расходуемых он-лайн.
Критерии диагностики зависимости от интернета
Расстройство диагностируется при наличии 3-х (или более) признаков, обнаруженных в течение последних 12 мес.
1. Толерантность (определяется любым из перечисленных)
– потребность во все большем количестве времени работы в сети для достижения удовольствия.
– значительное снижение эффекта от пребывания в сети в течение того же промежутка времени, что и ранее.
2.Абстиненция.
– наличие 2 или более симптомов, возникших в период от нескольких дней до 1 мес. После прекращения или уменьшения длительности работы в сети: психомоторное возбуждение, тревога, навязчивые мысли об интернете, фантазии или мечты о сети, произвольные или непроизвольные «печатающие» движения пальцев рук.
– наличие симптомов, описанных выше приводят к нарушениям в служебной, семейной, социальной сферах.
– возобновление работы в интернете способствует уменьшению симптомов абстиненции.
3. Периоды работы в сети оказываются более частыми или более длительными, чем планировалось.
4. Наличие непреодолимого желания или безуспешные попытки прекратить или контролировать работу в сети.
5. Большое количество времени посвящаемое имеющей отношение к интернету деятельности.
6. Актуальные ранее виды социальной деятельности прекращаются или сокращаются в связи с увлечением интернетом.
7. Использование сети продолжается, несмотря на очевидные и осознаваемые социальные и психологические проблемы, связанные с работой в интернете (депривация сна, супружеские проблемы. Опоздания на работу).
Зависимость от компьютерной виртуальной реальности развивается по тем же законам, что и интернет-зависимость.
Принципы терапии и коррекции при компьютерной зависимости
В некоторых случаях необходима госпитализация в стационар для купирования абстинентного синдрома. Акцент в лечении делается на психокоррекционные методы воздействия.
Учитывая затруднения в межличностных отношениях, связанные с нарушением эмоциональных компонентов общения, и социальную дезадаптацию, целесообразно проведение очной, индивидуальной или групповой психотерапии с акцентом на работе с образами и эмоциями.
Целесообразно проведение семейной психотерапии.
Химическая аддикция (алкоголизм и наркомания)
Наркогенные заболевания являются объектом для культуральных исследований психических и поведенческих расстройств, так как социальные и средовые факторы вносят наибольший вклад в распространение злоупотребления психоактивными веществами.
ЛИЧНОСТНОЕ ДЕЛОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ РАБОТНИКА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СТИЛЯ УПРАВЛЕНИЯ
... Личность работника. Предмет исследования: Способности и личностные качества работника. Цель работы: Выяснить зависимость личностного поведения работника от стиля управления организации. Задачи: Собрать информацию о личности работника ... на Трудовой кодекс РФ. В целях раскрытия темы «Личностного делового поведения работника в зависимости от стиля управления», курсовая работа состоит из трёх глав: 1. ...
Особенности культуры и традиций, наиболее значимые на этапе эпизодического употребления и на первом этапе, когда формируется психологическая зависимость от психоактивных веществ. Среди культурных факторов наибольший вклад вносят особенности мировоззрения (религиозные, атеистические), структура семьи и доминирующий тип воспитания. В многочисленных исследованиях историков, культурологов, психологов и этнонаркологов показано, что психоактивные вещества используются всеми народами и во все времена. В современном обществе употребление психоактивных веществ – исторически сложившийся обычай. Из поколения в поколение передаются традиции их употребления. Представители славянской культуры предпочитают водку (самогон), французы – вино, немцы – пиво, жители горных селений Мексики и Гватемалы – кактус «пейотль» и грибы-галлюциногены.
Социально-экономическая ситуация
– стремительные темпы социальных преобразований, способствующих резкому расслоению различных социальных групп. И образованию пропасти между богатыми и бедными.
– внутренняя потребность уйти от тяжелой ситуации, обусловленных социальным неравенством.
– тяжелое экономическое положение. Безработица.
– гражданские войны и эпидемии.
– стремительная модернизация экономики и урбанизация.
– миграция сельской молодежи в городскую
– принуждение к употреблению психоактивных веществ с целью эксплуатации.
Реклама потребления психоактивных веществ
И.Н. Гурович (2000) проведя историко-статистический анализ состояния потребления алкоголя российским обществом на протяжении 19-20 веков, пришел к следующим вывода:
1. Имеется устойчивая и высоко воспроизводимая связь уровней алкоголизации населения и периодов нарастания системных кризисных явлений в стране.
2. Все четыре периода кризисных явлений в России, нашедших свое политическое выражение в отмене крепостного права, Октябрьской революции 1917г., «оттепели», «перестройке», сопровождались ростом экстенсивного пьянства в населении.
3. Алкоголь в украинской культуре занимает особое место. В отличие от других культур, «тема» спиртного в типичной для обыденного сознания иерархии ценностей оставляет далеко позади темы еды и секса. Выпивка легитимизирована нашей культурой и стоит в одном ряду с жизненными потребностями. Алкоголь стимулирует решение социальных проблем, является катализатором коммуникативного взаимодействия, способствует укреплению дружеских связей. Зачастую единственным средством, с помощью которого можно познакомиться и наладить неформальные отношения с человеком, занимающим более высокое социальное положение, является алкоголь. Человека, находящегося в алкогольной абстиненции, жалеют. Ему готовы дать деньги на новую порцию алкоголя, так как он считается «больным», и ему надо помочь. Наряду с этим и непьющий человек считается не совсем здоровым, к нему относятся с подозрением, он не такой как все. Его сторонятся. Выпивка а одиночку не поощряется. В украинских культурных традициях пьют в компаниях, минимальное количество участников – 3 человека.
Первичные социальные группы
... изменение. Здесь человек как бы в тени. Микросоциология обращена к изучению социального поведения, межличностного общения, мотивации действий, социализации и индивидуализации личности, стимулов групповых ... более рационально предметом социологии следует считать общество как совокупность социальных общностей, слоев, групп, индивидов, взаимодействующих между собой. Причем главным механизмом этого ...
4. За последние 15 лет в периоды кризисных явлений в стране резко возрастает количество лиц, прибегающих к аддиктивным формам поведения. Возрастает количество лиц, избравших пассивную стратегию поведения, направленную на уход от действительности путем изменения своего состояния химическим и нехимическим путем.
5. Отмечается эволюция способов химической коррекции, традиционный для украинской культуры аддикт – алкоголь постепенно вытесняется иными психоактивными веществами: опиатами, каннабиоидами, психостимуляторами, органическими растворителями.
6. Выявлена поколенческая специфика: предпочтительным аддиктом для поколения молодых является компьютер, неалкогольные психоактивные вещества (чаще опиаты, психостимуляторы), для среднего и для старшего поколения – традиционный для нашей культуры алкоголь. Изменилась возрастная структура потребителей наркотиков и мотивация первичного потребления. Возрос удельный вес лиц старше 31 года. В 2000г. среди учетных больных 50% составили пациенты старше 31 года, причем старше 40 лет-8%.
7. Прогрессивно возрастает женская наркомания, которая к 2000 г. составила треть всех учетных больных.
Этапы становления аддиктивного поведения и его профилактика
Становление аддиктивного поведения отличается широким индивидуальным своеобразием, но в целом можно выделить ряд закономерных этапов. В.Каган (1999) выделяет три этапа наркологических (алкоголных и неалкогольных) вариантов становления аддиктивного поведения.
1 этап. Первые пробы. Совершаются обычно под чьим-то влиянием или в компании. Немалую роль здесь играют любопытство, подражание, групповой конформизм и мотивы группового самоутверждения. Глубинная мотивация восходит к присущей человеку потребности в изменении состояния сознания. Выбор средства на этом этапе непроизволен и зависит от этнокультуральных особенностей, особенностей субкультуры. Опыта группы и доступных средств.
2 этап. Поисковое аддиктивное поведение. Следующим за первыми пробами идет этап эксперементирования с различными видами психоактивных веществ – алкоголем, медикаментами, наркотиками, бытовыми и промышленными химикатами. Обычно оно присуще младшему подростковому возрасту. Для одних подростков важно их употребление как знак принадлежности к группе, для других- сам факт изменения состояния сознания ( «отруб» «отключка»), для третьих- качество вызываемых эффектов и особенности «кайфа».
3 этап. Переход аддиктивного поведения в болезнь. Происходит под влиянием множества разнообразных факторов. Которые можно условно разделить на социальные, социально-психологические, психологические и биологические.
Профилактика злоупотребления психоактивными веществами (ПАВ) подростками в семье
... целенаправленного дальнейшего развития [15,С.8]. Тема исследования: профилактика злоупотребления психоактивными веществами (ПАВ) подростками в семье. Объект исследования: процесс профилактики злоупотребления психоактивными веществами Предмет исследования: профилактика злоупотребления психоактивными веществами в семье Цель – выявить возможности семьи ...
В процессе перехода аддиктивного поведения в болезнь, вызываемую употреблением психоактивных веществ (алкоголь, наркотики и т.д.), выделяют следующие стадии развития болезни.
1 стадия. Характеризуется формированием и прогрессирующим углублением психической зависимости, при которой перерыв в употреблении приводит к психическому дискомфорту, подавленности, тревоге, дисфории с резким обострением влечения к употребляемому веществу. В этот период наблюдаются ослабление и угасание защитных рефлексов на передозировку, повышенная толерантность, социальная дезадаптация.
2 стадия. Характеризуется формированием физической зависимости при употреблении одних веществ (алкоголь, опиаты, некоторые стимуляторы) и углублением психической зависимости при употреблении других (кокаин, марихуана).
В тех случаях, когда физическая зависимость не формируется, основным признаком этой стадии становится хроническая интоксикация с психическими и физическими нарушениями. Признаки хронической интоксикации зависит от типа употребления веществ.
Так, хроническая интоксикация марихуаной ведет к физическому истощению и апатии вне поведенческого поля наркотизации, у мальчиков нередко приводит к телесной феминизации, летучими веществами- к формированию психоорганического синдрома и токсической энцефалопатии с соматоневрологическими нарушениями и ослаблением интеллектуальных функций (памяти, внимания, сообразительности).
На этом этапе обсессивное влечение сменяется компульсивным, утрачивается критичность к употреблению и развивается толерантность (привыкание) к веществу, нарастает социальная дезадаптация с фиксацией поведения на употреблении психоактивных веществ и их промысле, вовлечение в аддикцию сверстников и младших по возрасту детей с формированием подчиненных групп как средства самоутверждения и добычи дурманящих веществ.
Переход к 3 стадии (падение толерантности, выраженный органический дефект личности с чертами специфического для того или иного вида психоактивных веществ слабоумия, закономерно возникающие абстинентные психозы, глубокая социальная деградация) совершается, как правило, уже в юношеском возрасте.
В отличие от мужского алкоголизма женский алкоголизм имеет свою специфику. Он развивается по преимуществу у лиц с узким кругом интересов, ограниченными семейно-бытовыми связями. Алкоголизм у девочек-подростков и у женщин протекает более злокачественно, с быстрой деградацией личности, с огрублением, угасанием родственных привязанностей, интеллектуальным снижением.
По данным Минздрава России, за последние 10 лет, смертность от наркотиков увеличилась в России в 12раз, среди детей – в 42 раза. Особенно настораживают темпы роста наркоманов среди подростков. Девушек и молодых женщин.
В Санкт-Петербурге, в центре профилактики наркомании среди молодежи были проведены исследования в школах и колледжах, показавшие, как в разных возрастных группах происходит накопление знаний о наркотиках и формирование отношения к ним.
Возраст 10-12 лет. Ребят интересует все, что связано с наркотиками: их действие, способ употребления. О последствиях злоупотребления если и слышали, то всерьез не задумывались. Сами наркотики не употребляли( возможна токсикомания), с употребляющими знакомы единицы. Знания отрывочны, недостоверны, получены с чужих слов.
Возраст 12-14 лет. Основной интерес вызывает возможность употребления «легких» наркотиков – марихуана наркотиком не признается. О существовании глобальной проблемы задумываются лишь некоторые, пробовали наркотик немногие – из любопытства, с потребителями знакомы многие. О наркотиках знают много – из опыта знакомых или по рассказам, многие сведения недостоверны. Опасность злоупотребления сильно недооценивается. Говорят о проблеме только между собой.
Возраст 14-16 лет. По отношению к наркотикам формируются три группы.
1. Употребляющие и сочувствующие – интересуют вопросы, связанные со снижением риска при употреблении без наличия зависимости. Употребление наркотиков считается признаком независимости. Среди членов этой труппы много лидеров.
2. Радикальные противники – «сам никогда не буду и не дам гибнуть другу». Многие из членов этой группы считают употребление наркотиков признаком слабости и неполноценности.
3. Не определившие своего отношения к наркотикам. Значительная часть может начать употребление под влиянием друзей.
Возраст 16-18 лет. Группы сохраняются, но число не определившихся значительно уменьшается. Качественно меняется содержание знаний о наркотиках, они детализируются и становятся более объективными.
Существует медицинская классификация стадий развития наркомании. Она основана на анализе проявлений различных форм зависимости – социальной, психологической физической.
О социальной зависимости говорят, когда человек еще не начал употребление наркотиков, но вращается в среде употребляющих, принимает их стиль поведения, отношение к наркотикам и внешние атрибуты группы. ОН внутренне готов сам начать употребление. Желание не быть отторгнутым может быть столь сильным, сто заслоняет привычные представления. Изменяет поведение. Неотъемлемое условие этой стадии заболевания – наличие группы. Единственным способом предотвращения дальнейшего развития заболевания является своевременное выявление и разрушение группы. Необходимо работать с лидерами группы.
После начала употребления наркотиков у подростков формируется психическая зависимость. Она проявляется в том, что человек стремится вновь вернуть состояние, которое может быть очень сильным. Или находясь под воздействием наркотиков, отвлечься от неприятных переживаний и отрицательных эмоций, стремление избежать психологического и эмоционального дискомфорта столь сильно. Что человек не в силах отказаться от дальнейшего употребления. На этой стадии заболевания ему уже необходима помощь специалистов- психологов, наркологов, поддержка близких людей, особенно родителей.
При более продолжительном употреблении наркотиков формируется физическая зависимость, вследствие чего наркотик включается в процесс обмена веществ. В этом случае при прекращении приема наблюдается состояние физического дискомфорта, тяжелый абстинентный синдром. Такому больному необходима серьезная медицинская помощь.
* * * * * * * *
Профилактика – это совокупность мероприятий, направленных на охрану здоровья. В вопросах злоупотребления психоактивными веществами профилактика рассматривается как комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих распространению и употреблению психоактивных веществ, предупреждению развития и ликвидацию негативных личностных, социальных и медицинских последствий злоупотребления психоактивными веществами.
Первичная профилактика злоупотребления ПАВ включает комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, предупреждающих приобщение к употреблению ПАВ, вызывающих болезненную зависимость.
Вторичная профилактика злоупотребления ПАВ включает в комплексе социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, предупреждающих формирование болезни и осложнений наркотизации у лиц, эпизодически употребляющих ПАВ, но не обнаруживающих признаков болезни.
Под третичной профилактикой злоупотребления ПАВ, или реабилитацией, понимают комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, направленных на предотвращение срывов и рецидивов заболеваний, то есть способствующих восстановлению личностного и социального статуса больного, и возвращение в семью, в образовательное учреждение, в трудовой коллектив, к общественно- полезной деятельности.
Список использованной литературы:
1. Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МРДЭК», 2002. – 240с.
2. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учебн. пособие для студ. высш. учебн. заведений. – М.: Сздательский центр «Академия», 2004. – 288с.
3. Максимова Н.Ю., Толстоухова С.В. Соціально-психологічний аспект профілактики адиктивної поведінки підлітків та молоді. – К., 2000. – 198с.
4. Ранняя профилактика отклоняющегося поведения учащихся (Психолого-педагогический аспект): Пособие для учителя / Под оед. В.А. Татенко, Т.М. Титаренко. – К.: Рад. шк., 1989. – 128с.
5. Шабанов П.Д., Штакельберг О.Ю. Наркомании: патопсихология, клиника, реабилитация / Под ред. А.Я. Гриненко.– СПб.: Лань, 2000. – 368с.
6. Максимова Н.Ю. О склонности подростков к аддиктивному поведению // Психологический журнал. – 1996. – № 3. – Т. 17. – С. 149-151.