Содержание:
Введение 3
Глава 1.Теоретические аспекты проблемы памяти в отечественной и зарубежнойпсихологии. 4
§1.1. Общая характеристика памяти. Теории памяти. 4
§1.2. Характеристика видов памяти и её процессов. 11
§1.3. Непроизвольное запоминание и целенаправленностьдеятельности. 21
Вопрос 1. Память как психическая функция и процесс
... человека является объектом запоминания. Этот процесс является первым в цепочке мнемических процессов – он необходим для любого последующего проявления памяти. Запоминание может быть механическим ... Дж. Малер изучали влияние мотивации соревнования на продуктивность запоминания. Качественные и количественные характеристики запоминания оказалось наиболее высоким в ситуации личностного первенства. Еще ...
Выводы. 26
Заключение. 27
Литература. 28
ВВЕДЕНИЕ.
Психология памяти имеетбогатую историю. Ретроспективный анализ развития понимания процессов памятисвидетельствует о попытках определить их сущность. Решающий сдвиг в изучении визучении процессов памяти связан с реализацией принципа единства деятельности ипсихики.
Память не представляетсобой способность человека – напротив, в явлениях памяти выступает всяличность.
Совершенствование памятизависит от общего развития и духовного роста человека.
Познавательная деятельность человека
... выражения знаний соответствуют и два процесса, которые осуществляются в ходе познавательной деятельности человека: чувственное познание -- процесс возникновения наглядных образов и оперирования ... ими; рациональное познание -- процесс формирования и развития ...
Психологическое изучениепамяти в зарубежной психологии получило освещение в трудах Гартии (1749 г.),Джеймса (1878 г.), Джона Стюарта (1876 г.), Рибо (1894, 1895 гг.).
В отечественнойпсихологии следует выделить работы Л.С. Рубинштейна, Б.М. Теплова, В.А.Крутецкого, Л.А. Венгера и др..
Цель курсовой работы: Рассмотрение природы человеческой памяти, её структура имеханизм запоминания.
Предмет исследования:Влияние деятельности на неправильное запоминание.
Гипотеза исследования: Непроизвольное запоминание может быть как продуктомтекущей деятельности, так и результатом отвлечений от неё.
Задачи исследования:
1.
Проанализировать существующиесовременные теории памяти.
2.
Изучение зависимости непроизвольногозапоминания от предметного содержания деятельности.
3.
Изучение закономерностейнепроизвольного запоминания и его особенностей по сравнению с запоминаниемпроизвольным.
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы памяти отечественной и зарубежнойпсихологии.
1.1.
Понятие памяти. Теории памяти.
Память– одна из самыхпопулярных психических особенностей человека.
Древние греки считалибогиню памяти матерью девяти муз, которые покровительствовали всем неизвестнымв то время наукам и искусствам.
Имя этой богини далоназвание памяти. И в современных научных трудах можно прочитать выражение«Мнемическая направленность личности, Мнемическая задача, мнемическиедействия».
Каждый день мы узнаемчто-то новое, с каждым днем обогащаются наши знания. Все, что узнает человек,может быть сохранено в кладовых его мозга.
Наш мозг обладает важнымсвойством. Он не только получает информацию об окружающем мире, но и хранитнакапливает её.
Образцы предметов иявлений, которые возникают в мозге в результате воздействия их на анализатор,не исчезают бесследно после прекращения этого воздействия. Они сохраняются и вотсутствии этих предметов и явлений в виде представлений памяти.
Важнейшая особенностьпсихики состоит в том, что отражение внешних воздействий постоянно используетсяиндивидом в его дальнейшем поведении. Постоянное усложнение поведенияосуществляется за счет накопления индивидуального опыта. Формирование опытабыло бы невозможно, если бы образы внешнего мира, возникающие в коре мозга,исчезали бесследно. Вступая в различные связи между собой, эти образызакрепляются, сохраняются и воспроизводятся в соответствии с требованиями жизнии деятельности. Значение памяти в жизни человека очень высоко. Абсолютно все,что мы знаем, умеем, есть следствие способности мозга запоминать и сохранять впамяти образцы, мысли, пережитые чувства, движения и их системы. Человеклишенный памяти вечно находился бы (по мнению И.М. Сеченова) в положенииноворожденного, был бы существом не способным ничему научиться, ничем овладетьи его действия определялись бы только инстинктами.
Память создает, сохраняети обогащает наши знания, умения, навыки без чего не мыслимо ни успешное учение,ни плодотворная деятельность. Чем больше человек знает и умеет, т.е. чем большеу него храниться в памяти, тем больше пользы он сможет принести обществу.
Будучи важнейшейхарактеристикой всех психических процессов, память обеспечивает единство ицелостность человеческой личности.
Память, как и всепсихические процессы, есть деятельность. Человек всегда осуществляетопределенную психическую деятельность. Он запоминает наиболее прочно только тефакты, события и явления, которые имеют для его деятельности особо важноезначение. Все, что с ним связанно запоминается лучше, чем то, что с ним несвязанно. Большое влияние имеют эмоциональные отношения человека к тому, чтозапоминается. Все то, что вызывает у человека эмоциональную реакцию,откладывает глубокий след в сознании и запоминается прочно и на долго.Продуктивность памяти во многом зависит от волевых качеств человека, и неспособные к волевым длительным усилиям запоминают всегда поверхностно и плохо.
ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА 5
... настоящего методического пособия мы руководствовались тем, что занятия по курсу «Психология человека» должны способствовать сознательному усвоению теоретических основ современной психологической науки и ... подготовки студентов к семинарским занятиям и охватывают всю программу курса психологии человека. Последовательность расположения тем отражает логику построения программы и учебников, но, ...
Память считалась одним изнаиболее разработанных разделов психологии. Но дальнейшее изучениезакономерностей памяти за последнее время сделало её узловой проблемой науки.От разработки проблемы памяти в значительной степени зависит процесс различныхобластей (в первую очередь «техники»).
В исследованиях памяти вкачестве центральной выступает проблема её механизмов. Представления омеханизмах запоминания составляет основу различных теорий памяти.
В психологии не единой изаконченной теории памяти. Большое разнообразие концепций и моделей обусловленоактивизацией поисков, предпринимаемых представителями различных наук. Запоследнее время сформировались и продолжают формироваться различные подходы кизучению памяти.
Исследованиями памяти внастоящее время заняты представители различных наук: психологии, биологии,медицины, генетики и многие другие. В каждой из этих наук существуют своивопросы. Но все эти науки вместе взятые, расширяют наши знания о памятичеловека, дополняют друг друга, позволяют заглянуть в одно из важных явленийчеловеческой психологии. Психологическое учение о памяти на много старшемедицинского, генетического, биохимического исследований.
В начале 20 векавозникает смысловая теория памяти. На первый план при запоминании ивоспроизведении выдвигается смысловое содержание материала.
Утверждается, чтосмысловое запоминание подчиняется иным законам, чем механическое. В настоящеевремя нет единой теории о механизмах памяти. Более убедительной, выглядит, нейронная теория, которая исходит из представления, что нейроны образуют цепи, по которымциркулируют биотоки. Под влиянием биотоков происходят изменения в синапсах, чтооблегчает последующее прохождение биотоков по этим путям. Различный характерцепей нейронов и соответствует той или иной закрепленной информации.
Другая теория, молекулярная теория памятисчитает, что под влиянием биотоков в работе нейроновобразуются особые белковые молекулы, на которых и «записывается» поступающая вмозг информация. Ученые пробуют извлечь из мозга умершего животного «молекулыпамяти».
С началом развитиякибернетики, с появлением вычислительной техники и развитием программированияначались поиски оптимальных путей принятия, переработки и хранения информации.За несколько последних десятилетий в подобных исследованиях был накопленбогатейший материал.
Исследование механизмовпамяти на различных уровнях, безусловно, обогащают друг друга.
Представления и ассоциации.
Память и деятельность. Зависимость запоминания материала от его ...
... и они запоминают. МН: задачи (осознаны) и/или установки (неосознанны) запоминания: 1.На полноту (запоминаем материал выборочно или весь) 2.На точность (дословно, буквально или своими ... данных процессах вспомогательную роль. Центральный исполнитель также «пользуется услугами» долговременной памяти и других психических процессов. Для подтверждения данного понимания места центрального исполнителя ...
Представления памяти– это образцы тех предметов и явлений, которые мывоспринимали раньше, а сейчас воспроизводим мысленно. Представления могут бытьзрительные и слуховые (представление человеческого голоса, мелодии, пениептиц), обонятельные (Вкусовые ощущения от сахара, лимона), осязательные(ощущение от прикосновения к холодному мрамору или мягкому меху).
Представлениепамяти в отличии от образцов восприятия намного бледнее и менее устойчивые, нетак богаты деталями (например: когда идет зрительное восприятие образачеловека, смотря на него и мысленное представление его образа), но онисоставляют важнейший элемент нашего закрепленного прошлого опыта.
Ассоциативное направление является одной из главных теорий в проблеме изученияпамяти. Её центральное понятие – ассоциации – это связь между отдельнымисобытиями, фактами, предметами или явлениями, отраженными в нашем сознании изакрепленные в нашей памяти (с др. греч. – «соединение», «связь»).
Без этихсвязей, или ассоциации, невозможна нормальная психическая деятельностьчеловека, в том числе деятельность памяти.
Само понятие ассоциациипрочно утвердилось в психологии, хотя его содержание постепеннопереосмысливается и углубляется.
Ассоциации выступают вкачестве Обязательного принципа всех психических образований. Этот принципсводится к возникновению определенного психического образования в сознанииодновременно и непосредствен друг с другом. Между ними образуется ассоциативнаясвязь и повторное появление какого-либо из элементов этой связи. Необходимовызывать в сознании представление всех её элементов.
Ассоциативные процессыобеспечивают запоминание и воспроизведение различных явлений действительности вопределенной связи и последовательности. Необходимым и достаточным основаниемдля образования связи между двумя впечатлениями ассоцианизм считаетодновременность появления их в сознании. Поэтому задача более глубокогоизучения механизмов запоминания перед ассоцианистами вообще не возникла и ониограничиваются характеристикой внешних условий, необходимых для возникновенияодновременных впечатлений.
В основе ассоциаций по смежностилежат пространственные и временные отношения между предметами и явлениями. Есликакие-то предметы человек воспринимает расположенными близко друг к другу в пространствеили следующими непосредственно друг за другом во времени, то между нимивозникает ассоциация. Она возникает при заучивании иностранных слов, таблицыумножения (временная ассоциация), расположение фигур на шахматной доске(пространственная ассоциация).
Ассоциации по сходствувозникаютв тех случаях, когда предметы и явления чем-то похожи друг на друга. Видплакучей ивы может вызвать в сознании образ женщины в горе.
По контрасту ассоциируются резкоотличающиеся, противоположные факты иявления. Получив плохую отметку, ученик вспоминает, как он раньше получал поэтому предмету хорошие отметки. Читая в книге о смелом поступке человека, можновспомнить о трусости, проявленной другим человеком в подобной ситуации.Конкретное содержание ассоциаций целым рядом условий, в частности, большую рольиграют интересы, профессия человека.
Все проявления памятинельзя свести к указанным трем видам ассоциаций, как это считалаидеалистическая психология. По проблеме ассоцианизма существует множествокритических оценок, на основе которых в психологии возник ряд новых теорий иконцепций памяти. Их сущность в значительной степени определяется тем, чтоименно они критиковали в ассоциативной психологии, каково их отношение к самомупонятию ассоциации. Проблема изучения ассоциаций не закончена. Новые теорииразвития продолжаются до сих пор в современной науке.
Мнемонические процессы (память: запоминание, сохранение, забывание, ...
... ходе онтогенетического развития происходит смена способов запоминания, возрастает роль процессов выделения в материале осмысленных семантических связей. Различные виды памяти: моторная, эмоциональная, образная, словесно-логическая - ... в чем-то совпадавший с ним процесс (мы говорим "по ассоциации"). Ассоциациями по смежности, сходству и контрасту не исчерпывается изучение механизмов мнемической ...
В основе памяти лежитсвойство нервной ткани изменяться под влиянием действия раздражителей,сохранять в себе следы нервного возбуждения. Следы прежних воздействий нельзяпонимать как отдельные отпечатки. Под следами понимаются определенныеэлектрохимические и биохимические изменения в нейронах. Эти следы могут приопределенных условиях оживляться, или активизироваться, т.е. в них возникаетпроцесс возбуждения в отсутствии раздражителя, вызвавший эти изменения.Механизмы памяти можно рассматривать на различном уровне, с различных точекзрения. Если исходить из психологии, понятия ассоциаций, то физиологическиймеханизм их образования – временные нервные связи.
Движение нервныхпроцессов в коре оставляет след. Таким образом, образование и сохранениевременных связей, их угасание, их оживление представляют собой физиологическуюоснову ассоциаций.
В настоящее время нетединой теории механизмов памяти. Физиологический теории тесно связанны сважнейшими положениями учениями И.П. Павлова о закономерностях высшей нервнойдеятельности. Учение об образовании условных временных связей – это теориямеханизмов формирования индивидуального опыта субъекта; т.е. собственная теориязапоминания на физиологическом уровне. В самом деле условный рефлекс, как актобразования связи между новыми и уже ранее закрепленным содержанием составляетфизиологическую основу акта запоминания. Для понимания причиннойобусловленности этого акта важнейшее значение приобретает понятие подкрепление.Подкрепление – достижение непосредственной цели действий индивида. В другихслучаях – стимул мотивирующий действие.
Физиологическое понятиеподкрепление, соотнесенное к психологическим понятиям цели действия, представляетсобой пункт слияния физиологического и психологического плана анализамеханизмов памяти процесса запоминания. Этот синтез понятий, обогащая из них,позволяет утверждать, что по своей жизненной функции память направлена не впрошлое, а в будущее, запоминание того,что было, не имело бы смысла, если бы не могло быть использовано для того, чтобудет. Физиологическая теорияпамяти получила названиефизиологической. Согласно представлениям её авторов, происхождение любогонервного импульса через определенную группу нейронов оставляет после себя всобственном смысле слова физиологический след.
Нейрофизиологическийуровень изучения механизмов памяти сближается и не редко смыкается сбиохимическим. Это подтверждается многочисленными исследованиями, проводимых настыке указанных уровней. На основании этих исследований возникла гипотеза одвухступенчатом характере процесса запоминания. В мозге происходиткратковременная электрическая реакция, вызывающая обратимые физиологическиеизменения в клетках. Физиологические исследования практикуются глубокимпроникновением в механизмы закрепления и сохранения следов на нейронном имолекулярном уровне. Исследование механизмов памяти на различных уровняхвзаимно обогащают друг друга и имеют влияние как положительное, так и отрицательное.
Особенности развития зрительной памяти у старших дошкольников ...
... много внимания уделяли изучению того, как работает память в процессах научения [3]. В начале XX века ... на проблему памяти оказались весьма близкими к тем, разделялись ассоцианистами. Единственное существенное различие между ними заключалось в том, что бихевиористы подчеркивали роль подкреплений в запоминании материала и ...
1.2.
Характеристика видов памяти и еёпроцессов.
Формы проявления памятичрезвычайно многообразны. Объясняется тем, что память обуславливает все видымногообразной деятельности человека. Распространенной классификациеймнемических процессов является предложенное П.П. Блонским разделение памяти начетыре вида в зависимости от особенностей предмета, материала запоминания ивоспроизведения: двигательной, как память на различные движения и их системы,представляющую собой основу формирования практических и трудовых навыков:эмоциональный, определяемый как память на чувства.
В зависимости отхарактера деятельности, в ходе которой совершается запоминание ивоспроизведение. Память можно разделить на непроизвольную, характеризующуюсяотсутствием поставленной цели и приемов запоминания, но при условиивзаимодействия субъекта с предметами, и произвольную. По продолжительностизапоминания и сохранения материала память подразделяется на кратковременную идолговременную. Недавние исследования позволяют выделить и оперативную память.
Двигательная (моторная)память проявляется в запоминании и воспроизведении движений и их систем. Оналежит в основе выработки и формирования двигательных навыков. Двигательнаяпамять позволяет, например, пианисту играть в полной темноте.
Установлено, чтомысленное представление какого-либо движения всегда сопровождаются заметнымизагадочными движениями соответствующих мышц. Опыт: если держать в руке нить спривязанным к её концу грузом и представить себе, что груз раскачивается, то грузпостепенно начнет раскачиваться.
Все люди обладаютдвигательной памятью. Проявляется она у каждого человека по-разному.
Образная память – этозапоминание, сохранение и воспроизведение предметов и явлений действительности.Различают подвиды образной памяти – зрительную, слуховую, осязательную,обонятельную и вкусовую. Зрительная и слуховая отчетливо проявляются у всехлюдей, а развитие остальных подвидов образной памяти связанно с различнымивидами профессиональной деятельности. Высокого развития достигает образнаяпамять у людей, занимающихся искусством. Некоторые художники могут рисоватьпортреты по памяти. Композиторы Моцарт, Рахманинов могли запомнить сложноемузыкальное произведение, прослушав его всего один раз. Точностьвоспроизведения, т.е. соответствие образа оригиналу, зависит от участия речипри запоминании.
Словестно-логическаяпамять выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей, понятий,формулировок. Мысли не существуют вне речи, вне тех или иных слов и выражений.По этому и вид памяти называют не просто логическим, а словестно-логическим. Онспецифически человеческий. У животных отсутствует Словестно-логическая память.
В одних случаяхзапоминается и воспроизводится только общий смысл учебного материала, сутьмыслей, а словесное воспроизведение не требуется. В других случаях необходимозапоминать и воспроизводить точное словесное выражение мыслей. Формавоспроизведения мысли зависит от уровня речевого развития. Чем меньше развитаречь, тем труднее выразить смысл своими словами.
Запоминание смысла –запоминание общих и существенных сторон учебного материала и отвлечение от несущественных деталей и особенностей. Выделение существенного зависит отпонимания самого материала. Дети младшего школьного возраста самостоятельновыделяют существенные признаки с большим трудом, им необходима помощь учителя.
Восприятие, память(псих.ч-к)
... г, д, ж. Тема: Память. План: 1. Сущность памяти. 2. Физиологические механизмы памяти. 3. Виды памяти и их характеристика. 4. Непроизвольное и произвольное запоминание. 5. Непроизв
Произвольные инепроизвольные виды памяти различаются в зависимости от степени волевойрегуляции, от цели и способов запоминания и воспроизведения. Если не ставитьсяспециальной цели запомнить или припомнить тот или иной материал и последнийзапоминается само собой, без применения специальных приемов, без волевыхусилий, то эта память непроизвольная. Человек запоминает интересную книгу. Еслиставят специальную цель запомнить, применяют специальные приемы, производятволевое усилие, эта память произвольная.
Непроизвольная память вразвитии предшествует произвольной. Жизненный опыт ребенка строится в основномна произвольной памяти и приобретается без специального намерения запомнить ибез специальных усилий. Человек пользуется в повседневной жизни кратковременнойи долговременной памятями. Кратковременная память отличается от долговременнойвременем сохранения следа, емкостью и формой хранения следа. Емкостькратковременной памяти ограниченна и определяется как число элементов, которыечеловек может воспроизвести после предъявления материала без ошибок.
Факторы, которыепозволяют выявить кратковременную память как особую ступень переработкиинформации:
1.
Различныйхарактер ошибок припоминания из кратковременной и долговременной памятей. Здесьинформация храниться в акустической, в долговременной в семантической форме;
2.
Нарушениеперехода информации из кратковременной памяти в долговременную при пораженииглубинных отделов мозга. При этом поражении у больного сохраняетсядолговременная память. Он может извлечь из неё необходимую информацию. Еслипрервать больного на несколько минут он уже не в состоянии воспроизвестинедавние события.
3.
Эффект«конца» и «начала». Эффект начала, согласно теории действенности,предполагающей существование кратковременной памяти и долговременной памяти эторезультат припоминания из долговременной памяти. Эффект конца объясняется так:элементы стоящие в конце ряда находятся в кратковременной памяти, когданачинается воспоминание, испытуемый воспроизводит их из кратковременной памятии частота воспоминаний очень высока.
Долговременная память –это запоминание на длительный срок информации, имеющей значимую часть длячеловека.
В когнитивной психологиисформирован ряд требований, которым должна отвечать долговременная память:
1. Воспоминания издолговременной памяти всегда представляют собой процесс решения определеннойзадачи.
2. «Понимание»поступающей информации является характерной особенностью поведения, основанногона долговременной памяти.
3. Информация храниться вдолговременной памяти преимущественно в семантической форме.
4. Информация вдолговременной памяти организованна по принципу ассоциаций.
ТРЕБОВАНИЯ К УСВОЕНИЮ МАТЕРИАЛА
... информацию о: 1) понятии вида памяти; 2) феноменологии памяти (особенности обрабатываемого материала, коды памяти) 3) механизмах памяти; 4) факторах, влияющих на эффективность запоминания и сохранения содержания памяти; 5) основных фактах, законах, ...
Ассоциативная психологиябыла и остается одной из самых важных концепций.
Были выделены четырепредпосылки в исследовании ассоциативной психологии;
1.
Враздражителях содержится некоторая существенная информация;
2.
Функцияпериферической нервной системы заключается в разложении сложных физическихстимулов на отдельные ощущения.
3.
Воспринятыв памяти атомарные единицы объединяются между собой, действуя по законам ассоциации.
4.
Опытныйиспытуемый может при помощи самонаблюдения следить за своей собственнойдеятельностью.
Главными принципами,объединяющими в сознании отдельные элементы являются ассоциативными связями.Согласно законам ассоциации явления вспоминаются благодаря их связи с другимиявлениями.
Особое внимание следуетобратить на так называемые процессы памяти, каждый из которых имеет своюспецифику и подчиняется особым закономерностям. К их числу относят;
·
Запоминание– протекающее в трех формах, запечатление, определяемое как кратковременное идолговременное сохранение материала, предъявляемое несколько раз на несколькосекунд;
·
Непроизвольноезапоминание – сохранение в памяти неоднократно воспринимаемого материала.
Это строго закономерныйпроцесс, детерминируемый особенностями нашей деятельности. Для продуктивностинепроизвольного запоминания важно то место, которое занимает в деятельностиданный материал. Если материал входит в содержание основной деятельности, онзапоминается лучше, чем в том случае, когда он не включен в условия.
Материал, занимающийразличное место в деятельности, приобретает различное значение. Поэтому онтребует различной ориентировки и по-разному подкрепляется. Непроизвольнозапоминается лучше тот материал, который вызывает активную умственную работунад ним. Мы непроизвольно запоминаем полно и прочно, иногда на всю жизнь, чтоимеет для нас важное жизненное значение. Запоминание может быть непроизвольным,когда оно, без заранее поставленной цели запомнить, протекает без волевыхусилий, как бы само собой. Непроизвольное запоминание имеет большое значение вжизни человека, оно расширяет и обогащает его жизненный опыт, не требуя отчеловека специальных усилий.
Значительную роль внепроизвольном запоминании играет интерес преднамеренноезапоминание (заучивание)– запоминание с целью сохранения материала в памяти.
Сохранение – более или менее длительное удерживание в памяти некоторыхсведений, имеющих две стороны.
Воспроизведение– представляющее собой воссоздание сохраненного в памятиматериала, протекающее на нескольких уровнях, узнавание как воспроизведение приопоре на восприятие. Воспроизведение ускоряется в форме усвоения.Воспроизведение ускоряет, рационализирует запоминание, особенно при заучиваниинаизусть, при пересказывании мы выявляем слабые места, осуществляетсясамоконтроль.
«В старом доме, — писалИ.М. Сеченов, — где протекает наше детство, полон картинами прошлого… события илица, зарегистрировались в памяти вместе с окружающей их внешней обстановкой,образуют такую же не разрывную обстановку групп или ассоциаций, как заученныестихи, и такая группа может воспроизводиться намеком на любое из её звеньев»[1]
Индивидуальные различия в процессахпамяти выражаются в следующих особенностях.
Объем памяти– количественный показатель продуктивности мнемическихпроцессов.
Одной из основных задачпсихологической науки с самого начала было измерить доступный человеку объемпамяти. Эта задача не является простой. Измеряя память, необходимо принять всемеры, чтобы объем материала, к5оторый запоминают испытуемые.
Как отмечалось в первой части, задачаизмерения объема памяти в ее более чистом виде была разрешена известнымнемецким психологом Эббингаузом. Для исследования объема памяти он предлагалряд бессмысленных слогов, которые давали наименьшие возможности для осмысления.Предлагая испытуемому запомнить 10-12 слогов и отмечая число удержанных членовряда, Эббингауз принял это число за объем «чистой памяти». Первым и главнымрезультатом этого исследования было установление среднего объема памяти,которое характеризовало человека. В среднем человек легко запоминает послепервого чтения 5-7 отдельных элементов: это число колеблется, и если люди сплохой памятью удерживают только 4-5 изолированных и бессмысленных элементов,то люди с хорошей памятью оказываются в состоянии сразу после первого чтенияудержать 7-8 изолированных и бессмысленных элементов.
В целом необходимо отметить, что какобъем памяти, так и прочность запоминания зависят от многих условий.
Успех запоминания зависит от того, вкакой степени материал осмысливается человеком.
Точность запоминанияи воспроизведения – способность безискажения воспроизвести информацию, характеризующая степень соответствия междувоспринятым и воспроизведенным материалом.
Прочность запоминания– максимальная длительностьсохранения запоминаемого материала. Прочность запоминания во многом зависит от повторения.Повторение – важнейшее условие овладения знаниями, умениями, навыками. Чтобыбыть продуктивным, повторение должно отвечать определенным требованиям. Важно,чтобы повторение было активным и разнообразным. Ставятся разные задачи передзаучивающим: придумать примеры, ответить на вопросы, начертить схему, составитьтаблицу, изготовить наглядное пособие.
При активном повторении происходитоживление связей. Оно связано с осмыслением материала.
Скорость запоминания – время,необходимое для точного запоминания материала; мобилизационная готовностьпамяти – умение легко и быстро извлекать из памяти то, что необходимо.
Память каждого человека имеет своиособенности. Известно, что есть люди с сильной памятью и люди со слабойпамятью. По скорости запоминания и скорости забывания можно различать следующиехарактерные индивидуальные особенности в проявлениях памяти.
Забывание– исчезновение, т. е. процессугасания, «стирания», затормаживание связей.
Процесс забывания может быть менееили более глубоким. Забывание становится тем более глубоким, чем режевключается определенный материал в деятельность личности, чем менее значимымстановится он для достижения актуальных жизненных целей. Как доказано опытамиИ.П.Павлова, угасшие рефлексы требуют для своего возобновления меньшееколичество повторений, чем для их начального образования. Кроме этого, угасшиерефлексы могут при определенных условиях растормаживаться.
Этим объясняются отдельные фактынеожиданного воспроизведения того, что казалось давно забытым. В принципе,забывание – явление целесообразное. Забывание выражается в невозможностивспомнить или в ошибочном узнавании и воспроизведении. Физиологической основойзабывания являются некоторые виды торможения. Забывание протекает неравномерно.Забывание происходит быстрее, если материал недостаточно понят человеком, еслиматериал неинтересен человеку, не связан непосредственно с его практическимипотребностями. Скорость забывания находится в прямой зависимости от объемаматериала и степени трудности его усвоения. Одной из причин забывания являетсяотрицательное влияние деятельности, следующее за заучиванием. Это явлениеназывают ретроактивным торможением. Причиной забывания могут быть различныеболезни нервной системы, ушибы, травмы. Забывание происходит также и в ранниегоды. В подобных случаях Фрейд говорил об активном забывании. Он объяснял этоявление не случайностью, а действительным торможением сле5дов в памяти науровне сознания и о вытеснении их в подсознание, где они удерживаются ценойзначительных затрат энергии.
Данные индивидуальные особенностипамяти не являются чем-то прирожденным, твердо устанавливаемым. Онискладываются в жизненной практике и в процессе обучения. индивидуальныеособенности выражаются в различной быстроте, точности и прочности запоминания.Они в определенной мере связаны с различиями силы возбуждения и торможениянервных процессов, степени их уравновешенности и подвижности. сами этиособенности высшей нервной деятельности изменяются под влиянием условий жизни идеятельности людей.
Наилучшей считается память человека,который легко, быстро и прочно запоминает много различных единиц информации исохраняет это в памяти так долго, как это нужно.
Психолог А.Л.Лурия обнаружилвыдающуюся память у некоего Шершевского, который с одинаковой быстротойзапоминал различный материал, включая бессмысленный, в большом объеме. Он могбыстро запомнить и точно воспроизвести сложнейшие математические формулы,бессмысленные слова. его память отличалась одновременно и изумительнойпрочностью.
Индивидуальные различия памятипроявляются также в том, на какой вид представлений по преимуществу опираетсячеловек при запоминании. Одни запоминают лучше то, что могут увидеть, другие –то, что могут услышать, третьи – то, что может быть выполнено практически. Всоответствии с этим различают зрительный, слуховой и двигательный виды памяти.
·
Человекзрительного типа памяти, запоминая текст книги, предпочитает его видеть.
·
Человекслухового типа памяти предпочитает слышать содержание текста в чтениикого-либо.
·
Человекдвигательного типа памяти должен обязательно записать или проговоритьзаучиваемый материал.
Чаще всего встречается смешанный типпамяти: слухо-моторный, зрительно-двигательный, зрительно-слуховой. Он жизненноценнее, чем тип односторонней памяти по причине большого разнообразияпрактической деятельности человека. Тип памяти зависит не только от природныхособенностей нервной системы, но и от воспитания. некоторые индивидуальныеразличия в памяти тесно связаны со специальными механизмами, защищающими мозгот лишней информации. Степень активности указанных механизмов у разных людейразлична. Защитой мозга от ненужной информации объясняется, в частности,явление, т. е. обучение во сне. В состоянии сна некоторые механизмы, защищающиемозг от избыточной информации, включаются, поэтому запоминание происходитбыстрее.
1.3. Непроизвольное запоминание и целенаправленная деятельность.
Непроизвольное запоминание– это продукт и условиеосуществления познавательной и практических действий.
Это строго закономерный процесс.Осмысливание задач и путей изучения непроизвольного запоминания и егоотношения к произвольномунепосредственно связано с основными проблемами психологии памяти, как в ихисторическом развитии, так и в современном состоянии. Непрои