Определение и общая характеристика памяти

Содержание

Введение

1. Определение и общая характеристика памяти

2. Нарушения (расстройства) памяти

2.1 Корсаковский синдром

2.2 Нарушения памяти при деменциях

2.3 Сенильные нарушения памяти

2.4 Дисметаболические энцефалопатии. Психогенные нарушения памяти

Психогенные нарушения памяти

2.5 Преходящие нарушения памяти

Заключение

Список литературы

Введение

Наш психический мир многообразен и разносторонен. Благодаря высокому уровню развития нашей психики мы многое можем и многое умеем. В свою очередь, психическое развитие возможно потому, что мы сохраняем приобретенный опыт и знания. Все, что мы узнаем, каждое наше переживание, впечатление или движение оставляют в нашей памяти известный след, который может сохраняться достаточно длительное время и при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания [9, с.275].

Память как высшую психическую функцию можно определить как свойство центральной нервной системы усваивать из опыта информацию, сохранять ее и использовать при решении актуальных задач.

Нарушение памяти — один из наиболее распространенных симптомов в клинике органических и функциональных заболеваний головного мозга. До одной трети населения когда-либо испытывали существенное недовольство своей памятью. Среди пожилых людей жалобы на снижение памяти распространены еще более широко.

Спектр заболеваний, которые сопровождаются мнестическими расстройствами, весьма разнообразен. Это, прежде всего заболевания, характеризующиеся развитием деменции, дисциркуляторная энцефалопатия, дисметаболические нарушения, в том числе хронические интоксикации, нейрогериатрические заболевания с поражением экстрапирамидной системы. Психогенные расстройства памяти часто встречаются при депрессиях, диссоциативных и тревожных расстройствах.

1. Определение и общая характеристика памяти

Под памятью мы понимаем запечатление, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта. Именно благодаря памяти человек в состоянии накапливать информацию, не теряя прежних знаний и навыков. Следует отметить, что память занимает особое место среди психических познавательных процессов. Многими исследователями память характеризуется как «сквозной» процесс, обеспечивающий преемственность психических процессов и объединяющий все познавательные процессы в единое целое.

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

... можно проводить занятия по развитию других психических функций (внимания, памяти, воображения), в зависимости от его интеллектуальных возможностей. Для развития ... симбиотическая связь с матерью. Их речь, как правило, односложна. Среди детей, страдающих аутизмом, эта группа является самой многочисленной. Прогноз ... Детям с данным нарушением в развитии свойственны механические стереотипные движения ( ...

Как протекают мнемические процессы? Например, когда мы видим предмет, который раньше уже воспринимали, мы узнаем его. Предмет нам кажется знакомым, известным. Сознание того, что воспринимаемый в данный момент предмет или явление воспринимались в прошлом, называется узнаванием.

Однако мы можем не только узнавать предметы. Мы можем вызвать в нашем сознании образ предмета, который в данный момент мы не воспринимаем, но воспринимали его раньше. Этот процесс — процесс воссоздания образа предмета, воспринимаемого ранее, но не воспринимаемого в данный момент, называется воспроизведением. Воспроизводятся не только воспринимаемые в прошлом предметы, но и наши мысли, переживания, желания, фантазии и т.д.

Необходимой предпосылкой узнавания и воспроизведения является запечатление, или запоминание, того, что было воспринято, а также его последующее сохранение.

Таким образом, память — это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Память необходима человеку, — она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт, в ней хранятся знания и навыки. Перед психологической наукой стоит ряд сложных задач, связанных с изучением процессов памяти: изучение того, как запечатлеваются следы, каковы физиологические механизмы этого процесса, какие условия содействуют этому запечатлению, каковы его границы, какие приемы могут позволить расширить объем запечатленного материала. Помимо этого существуют и другие вопросы, на которые необходимо дать ответ. Например, как долго могут храниться эти следы, каковы механизмы сохранения следов на короткие и длинные отрезки времени, каковы те изменения, которые претерпевают следы памяти, находящиеся в скрытом (латентном) состоянии и как эти изменения влияют на протекание познавательных процессов человека.

2. Нарушения (расстройства) памяти

Особое место в исследованиях памяти занимают расстройства памяти. Исследования патологии памяти важны в теоретическом отношении, так как они позволяют выяснить, какие структуры или факторы участвуют в протекании мнемической деятельности, а также сопоставить данные о нарушенных звеньях мнемической деятельности с разработанной отечественными психологами системой взглядов на формирование процессов памяти.

В основе нарушений памяти могут лежать самые разнообразные факторы, порождающие различные виды расстройств, большинство из которых относится к разряду амнезий. Амнезия — это нарушение памяти в виде утраты способности сохранять и воспроизводить ранее приобретенные знания. Так, одним из наиболее исследованных расстройств непосредственной (непроизвольной) памяти является нарушение памяти на текущие события при сохранении относительно хорошей памяти на события прошлого. Данный вид нарушения памяти называется фиксационной амнезией. Такие больные могут правильно называть события из своего детства, школьной жизни, даты общественной жизни, но не могут вспомнить, обедали ли они сегодня, посетили ли их родственники, беседовал ли с ними сегодня врач и т.п. Ряд экспериментальных данных свидетельствует о том, что в этом случае речь идет о нарушении воспроизведения.

Расстройства памяти распространяются часто не только на текущие события, но и на прошедшие: больные не помнят прошлого, путают его с настоящим, смещают хронологию событий, т.е. они дезориентированы во времени и пространстве. У таких больных нарушения памяти часто носят прогрессирующий характер: сначала снижается способность к запоминанию текущих событий, стираются в памяти события последних лет и отчасти — давно прошедшего времени. В этом случае речь идет о прогрессирующей амнезии. Наряду с этим сохранившееся в памяти отдаленное прошлое приобретает особую актуальность в сознании больного. Нарушения такого рода развиваются по «закону обратного хода памяти», предложенного и обоснованного французским психологом Тэодюлем Рибо (1839-1916).

5 стр., 2090 слов

Коррекция фонологических нарушений при дизартрии у больных с ...

... диагностических целях. разработана система коррекции фонологических нарушений, учитывающая механизм нарушения и индивиду­ально-типологические особенности больных с очаговыми поражениями мозга при дизартрии, ... необходимость изучения дизартрических расстройств, которые зачастую сопровождают данную сосудистую патологию. Мы полагаем, что изучение нарушений фонологической системы языка при дизартрии у ...

Развитие болезни начинается с утраты памяти на время, далее утрачивается память на недавние события, а затем — и на давно прошедшие. Вначале забываются факты, затем чувства, последней разрушается память привычек. Восстановление памяти идет в обратном порядке. Например, при нарушении памяти у полиглотов последнее, что они забывают, — это родной язык. А при восстановлении функций памяти у них в первую очередь появляется способность говорить на родном языке.

В других случаях память может оказаться нарушенной со стороны ее динамики. Такие больные в течение какого-то отрезка времени хорошо запоминают и воспроизводят материал, однако спустя короткое время не могут этого сделать. Если человеку с таким нарушением памяти предложить запомнить 10 слов, то после второго или третьего предъявления он будет помнить 6-7 слов, после пятого — лишь 3 слова, а после шестого — опять 6-8. Эти больные то подробно, в деталях воспроизводят содержание басни, рассказа, то вдруг не в состоянии передать совсем легкий сюжет. Таким образом, в этом случае мнемическая деятельность носит прерывистый характер. Нарушается ее динамическая сторона.

Больные с поражением лобных долей мозга, как правило, не теряют памяти, но их мнемическая деятельность может существенно затрудняться патологической инертностью однажды возникших стереотипов и трудным переключением с одного звена запоминающей системы на другое.

Исследования, проведенные за последние десятилетия, позволили ближе подойти к характеристике тех нарушений памяти, которые возникают при общемозговых нарушениях психической деятельности. Если эти нарушения вызывают слабость и нестойкость возбуждений в коре головного мозга, нарушения памяти могут выразиться в общем снижении объема памяти, затруднении заучивания и легкой тормозимости следов интерферирующими воздействиями.

2.1 Корсаковский синдром

В 1887 г. С.С. Корсаков впервые описал нарушения памяти, связанные с хроническим алкоголизмом. Выраженное нарушение памяти является основным клиническим проявлением корсаковского синдрома. Нарушение памяти (амнезия) — является при корсаковском синдроме изолированным расстройством. Другие высшие мозговые функции (интеллект, праксис, гнозис, речь) остаются интактными или нарушаются в незначительной степени. Как правило, отсутствуют выраженные поведенческие нарушения. Данный признак служит основным диференциально-диагностическим отличием корсаковского синдрома от других состояний с выраженными нарушениями памяти (например, деменции) [17, с.4-9].

14 стр., 6638 слов

Особенности развития памяти у детей с нарушениями слуха

... которые решались в процессе исследования: - изучение феномена памяти; - выявление особенностей развития памяти у детей с нарушениями слуха и со слухом в норме; - раскрытие ... иной мере нарушает возможность выработки новых навыков. Амнезии (расстройства памяти) вызываются обычно нарушениями нормального функционирования коры. Относительно природы этих физиологических последействий существуют различные ...

Ядро мнестических расстройств при корсаковском синдроме составляет сочетание фиксационной и антероградной амнезии. Менее ярко выражены, но также регулярно встречаются ретроградная амнезия и конфабуляции. Под фиксационной амнезией понимается быстрое забывание текущих событий. Длительно существующая фиксационная амнезия почти всегда сопровождается антероградной амнезией: больной не может припомнить события, которые произошли с ним после того, как он заболел. Очевидно, что в основе фиксационной и антероградной амнезии лежит единый патологический механизм — невозможность запоминания новой информации. Большинство авторов объясняют трудности усвоения новой информации при корсаковском синдроме ослаблением процесса консолидации следа памяти.

Ретроградная амнезия представляет собой забывание событий, которые произошли до начала заболевания. Как правило, ретроградная амнезия при корсаковском синдроме сочетается с ложными воспоминаниями (конфабуляциями), в основе которых лежат реальные события, неправильно соотнесенные с местом и временем или смешанные с другими событиями. Наличие ретроградной амнезии и конфабуляций при корсаковском синдроме свидетельствуют о том, что наряду с нарушениями запоминания при корсаковском синдроме имеют место также трудности воспроизведения адекватно усвоенного в прошлом материала. О нарушениях процесса воспроизведения при корсаковском синдроме свидетельствуют также опыты с введением больных в состояние гипнотического сна. Показано, что при этом объем воспроизведения информации может значительно увеличиваться по сравнению с состоянием активного бодрствования.

Особенностью ретроградной амнезии при корсаковском синдроме является более выраженное забывание недавних событий при сохранности памяти об отдаленных событиях. Объем оперативной памяти не снижается: без отвлечения внимания больного, он может удерживать в памяти значительные объемы информации. Семантическая и процедурная долговременная память, т.е. общие познания и представления о мире, автоматизированные навыки произвольной деятельности при корсаковском синдроме также не страдают. Есть также экспериментальные и клинические данные о том, что при корсаковском синдроме остается сохранным непроизвольное запоминание. А.Р. Лурия описывает пациента с выраженной алкогольной амнезией, которого врач случайно уколол иголкой во время рукопожатия. В следующий раз этот пациент, здороваясь с врачом, вдруг отдернул руку, хотя и не мог объяснить почему.

Корсаковской синдром развивается при патологии мамиллярных тел, гиппокампа и его связей с амигдалярным ядром. Помимо алкоголизма, причинами данного синдрома могут быть недостаточность тиамина другой этиологии (голодание, синдром мальабсорбции, неадекватное парентеральное питание), а также поражение структур гиппокампового круга в результате опухоли, травмы, нарушения мозгового кровообращения в бассейне задних мозговых артерий, острая гипоксическая энцефалопатия и др.

8 стр., 3804 слов

1.Нарушения эмоций. Эмоции в работе врача

... эмоций Эмоциональная реактивность – быстрота эмоционального отреагирования, скорость «ответа». Нарушение эмоциональных реакций Физиологический аффект- состояние выраженного аффекта (гнева), ... и, часто, глубокий сон Расстройства эмоциональных состояний и свойств. Нарушение выраженности (силы) эмоций. Сензитивность (эмоциональная гиперестезия) – повышенная эмоциональная чувствительность, ...

2.2 Нарушения памяти при деменциях

Нарушение памяти является обязательным признаком деменции. Последняя определяется как приобретенное в результате органического заболевания головного мозга диффузное нарушение высших мозговых функций, приводящее к существенным затруднениям в повседневной жизни. Распространенность деменций среди населения весьма значительна, особенно в пожилом возрасте: от 5 до 10% лиц старше 65 лет имеют деменцию [4,c.110-116]

Традиционно принято разделять деменции на «корковые» и «подкорковые». Данное разделение состоялось с клинической точки зрения, однако сами термины, по существу, не вполне корректны, поскольку морфологические изменения при деменциях редко ограничиваются только подкорковыми или только корковыми образованиями.

Моделью «корковой» деменции считается деменция альцгеймеровского типа. Мнестические расстройства являются основным клиническим проявлением данного состояния. Повышенная забывчивость на текущие события обычно бывает наиболее ранним признаком деменции альцгеймеровского типа, иногда выступая как моносимптом. В дальнейшем к нарушениям памяти присоединяются другие когнитивные нарушения — апракто-агностический синдром, речевые нарушения по типу амнестической или сенсорной афазии.

На развернутых стадиях деменции альцгеймеровского типа нарушения памяти характеризуются сочетанием фиксационной, антероградной и ретроградной амнезии. В отличие от корсаковской амнезии при деменции альцгеймеровского типа нарушаются все виды долговременной памяти: эпизодическая, семантическая, процедурная и непроизвольная. Снижается также объем и время удержания следа в оперативной памяти. Ретроградная амнезия при деменции альцгеймеровского типа выражена в значительно большей степени, нежели при корсаковском синдроме, нередко сопровождается выраженными конфабуляциями, которые могут иметь фантастический характер. Однако память на наиболее отдаленные события длительное время остается относительно сохранной.

В основе мнестических расстройств при деменции альцгеймеровского типа лежит выраженная недостаточность процессов запоминания и воспроизведения информации. Собственно хранение информации, по всей вероятности, не страдает. Важную патогенетическую роль в нарушениях запоминания новой информации при деменции альцгеймеровского типа играет ацетилхолинергический дефицит, который приводит к ослаблению процесса консолидации следа памяти. Наличие нарушения консолидации следа сближает мнестические расстройства при корсаковском синдроме и деменции альцгеймеровского типа. Однако, как уже отмечено, нарушения памяти при деменции альцгеймеровского типа носят более диффузный характер, затрагивая относительно устойчивые при корсаковском синдроме мнестические подсистемы.

Нарушение памяти также является характерным признаком «подкорковой деменции». Термин «подкорковая деменция» был впервые предложен M. Albert и соавторами для описания когнитивных расстройств при прогрессирующем надъядерном параличе. Впоследствии сходные когнитивные расстройства были описаны при других поражениях подкорковых структур — белого вещества и ядер серого вещества, например, при болезни Паркинсона, хорее Гентингтона, рассеянном склерозе, хронической сосудистой мозговой недостаточности.

«Подкорковая» деменция характеризуется прежде всего увеличением времени, которое затрачивает больной на выполнение мнестико-интеллектуальных заданий. Отмечается снижение концентрации внимания, быстрая истощаемость, нарушение памяти, эмоциональные и поведенческие расстройства.

Снижение памяти — характерный симптом «подкорковых» деменций. Однако мнестические расстройства, как правило, выражены более мягко в сравнении с деменции альцгеймеровского типа. При этом нет клинически отчетливой амнезии на текущие или отдаленные события. Нарушения памяти проявляются, главным образом, при обучении: затруднено запоминание слов, визуальной информации, приобретение новых двигательных навыков. Страдает произвольное и непроизвольное запоминание, причем непроизвольное запоминание, возможно, в большей степени. Есть данные о нарушениях процедурной памяти при «подкорковых» деменциях. Семантическая память, по мнению большинства исследователей, остается сохранной. Страдает преимущественно активное воспроизведение материала, в то время как более простое узнавание относительно сохранно. Внешняя стимуляция в виде помощи при заучивании, установление смысловых связей при обработке информации, повторные предъявления материала увеличивают продуктивность запоминания [7,c.84]

Мнестический дефект при подкорковых деменциях локализован на этапе «оперативной памяти». Отмечается слабость следа, снижение объема усвоения информации после первых предъявлений. Характерны трудности смысловой обработки: кодирования и декодирования информации. Основную патогенетическую роль в формировании мнестических расстройств при подкорковых деменциях играет дисфункция лобных долей головного мозга, которая приводит к снижению активности, недостаточности планирования, нарушению последовательности и избирательности мнестических операций. Лобная дисфункция возникает при «подкорковых» деменциях вторично в результате феномена разобщения или патологии стриарной системы. Последняя, по данным экспериментальных и клинических наблюдений, отвечает за отбор информации для передних отделов головного мозга и создает эмоциональную предпочтительность тех или иных стратегий поведения.

2.3 Сенильные нарушения памяти

Легкое снижение памяти не является патологией для пожилого и старческого возраста. Многочисленные экспериментальные работы показывают, что здоровые лица пожилого возраста хуже усваивают новую информацию и испытывают определенные трудности при извлечении из памяти адекватно заученной информации по сравнению с более молодыми людьми. Нормальные возрастные изменения памяти происходят в промежутке от 40 до 65 лет и не прогрессируют в дальнейшем. Они никогда не приводят к существенным затруднениям в повседневной жизни, нет амнезии на текущие или отдаленные события. Помощь при заучивании в сочетании с подсказкой при воспроизведении значительно улучшает усвоение и воспроизведение информации. Этот признак часто используется в качестве дифференциально-диагностического критерия нормальных возрастных изменений памяти и патологического снижения памяти на ранних стадиях деменции альцгеймеровского типа. Слухоречевая память при нормальном старении страдает в большей степени, чем зрительная или двигательная.

Возрастные изменения памяти, вероятно, имеют вторичный характер и связаны с ослаблением концентрации внимания и уменьшением скорости реакции на внешние стимулы, что приводит к недостаточности процессов кодирования и декодирования информации на этапах запоминания и воспроизведения. Этим объясняется высокая эффективность методик, стимулирующих внимание больного при заучивании. По некоторым данным, ослабление памяти с возрастом коррелирует с некоторым уменьшением церебрального метаболизма и числа глиоцитов.

память расстройство психогенное возрастное

Патологическим дисмнестическим синдромом пожилого возраста является «доброкачественная старческая забывчивость», или «сенильный амнестический синдром». Crook и соавторами назвали аналогичный симптомокомплекс «связанными с возрастом нарушениями памяти». Данный термин также широко используется в иностранной литературе. Под этими терминами принято понимать выраженные нарушения памяти у пожилых, выходящие за пределы возрастной нормы. В отличие от деменции нарушения памяти при доброкачественной старческой забывчивости являются моносимптомом, не прогрессируют и не приводят к грубым нарушениям социального взаимодействия.

Доброкачественная старческая забывчивость, вероятно, является гетерогенным по этиологии состоянием. В ряде случаев нарушения памяти в пожилом возрасте носят функциональный характер и связаны с эмоционально-аффективными и мотивационными нарушениями. В других случаях речь идет об органическом заболевании головного мозга сосудистой или дегенеративной природы. Следует отметить, что деменции альцгеймеровского типа с началом в более пожилом и старческом возрасте, нередко прогрессирует медленно. Возможны периоды стабилизации когнитивного дефекта (так называемое плато в развитии болезни).

Таким образом, в течение относительно долгого времени ДАТ может проявляться изолированным нарушением памяти. В патоморфологической литературе описан также так называемый лимбический вариант болезни Альцгеймера, при котором патологические изменения ограничены структурами гиппокампового круга. Клиническим проявлением такого варианта заболевания может быть изолированный дисмнестический синдром [17,c.9-29]

2.4 Дисметаболические энцефалопатии. Психогенные нарушения памяти

В клинике соматических заболеваний нарушения памяти и других когнитивных функций могут быть обусловлены дисметаболическими церебральными расстройствами. Снижение памяти регулярно сопровождает гипоксемию при легочной недостаточности, развернутые стадии печеночной и почечной недостаточности, длительную гипогликемию. Хорошо известны мнестические нарушения при гипотиреозе, дефиците витамина В12 и фолиевой кислоты, интоксикациях, в том числе лекарственных. Среди средств, которые могут неблагоприятно отразиться на когнитивных способностях важно отметить центральные холинолитики. Холинолитическим действием обладают также трициклические антидепрессанты и нейролептики. Препараты бензодиазепинового ряда ослабляют внимание и концентрацию, а при длительном применении в больших дозах могут приводить к нарушениям памяти, напоминающим КС. Следует учитывать, что пожилые люди особенно чувствительны к психотропным препаратам. Наркотические анальгетики также могут неблагоприятно воздействовать на внимание, мнестическую функцию и интеллект. На практике эти препараты чаще используются с немедикаментозными целями. Своевременная коррекция дисметаболических расстройств обычно приводит к полному или частичному регрессу мнестических нарушений.

Психогенные нарушения памяти. Снижение памяти наряду с нарушениями внимания и умственной работоспособности — характерные когнитивные симптомы тяжелой депрессии. В ряде случаев выраженность когнитивных расстройств может приводить к ошибочной диагностике деменции (так называемая псевдодеменция).

Патологические механизмы и феноменология мнестических нарушений при депрессии весьма сходны с подкорковой деменцией. По данным ряда исследователей, сходными при данных состояниях являются также нейрохимические и метаболические изменения, ответственные за снижение памяти. Однако в отличие от подкорковой деменции мнестический дефект при депрессиях является менее стойким. В частности, он обратим при адекватной антидепрессивной терапии. Следует также иметь в виду, что характерная для некоторых пациентов с депрессией двигательная заторможенность, внешнее безразличие к окружающему и неучастие в беседе с врачом могут создавать преувеличенное впечатление о наличии у больного вырожденных интеллектуальных и мнестических расстройств.

Диссоциативная амнезия — это избирательное вытеснение из памяти определенных фактов и событий, как правило, эмоционально значимых для пациента. Амнезия носит антероградный характер. Как правило, нарушения памяти развиваются внезапно, на фоне выраженной психотравмирующей ситуации, например угрозы жизни или совершения поступков, несовместимых с моральными принципами и др. Согласно психодинамическим теориям в основе диссоциативной амнезии лежат механизмы регрессии и отрицания. Состояние может иметь различную длительность — от нескольких часов до многих лет. Однако введение пациента в состояние гипноза или применение некоторых фармакологических препаратов позволяет выявить сохранность воспоминаний [8,c.157] При психогенной фуге больной предъявляет полную утрату воспоминаний о прошлом вплоть до дезориентации в собственной личности. При органических заболеваниях головного мозга подобные нарушения памяти встречаются крайне редко. Расстройства личности тревожного и астенического ряда нередко сопровождаются субъективным ощущением снижения памяти. Однако объективно нарушений памяти не отмечается либо их тяжесть не соответствует жалобам пациента.

2.5 Преходящие нарушения памяти

Нередко расстройство памяти имеет временный характер (по типу «провала» в памяти).

Больной полностью амнезирует некоторый промежуток времени. При этом во время осмотра и нейропсихологического обследования не выявляется каких-либо значимых расстройств мнестической функции. Наиболее часто преходящие расстройства памяти отмечаются при алкоголизме, являясь одним из ранних проявлений этого заболевания. «Провал в памяти» («палимпсест»), вызванный употреблением алкоголя, не всегда коррелирует с количеством этанола. Поведение больного во время «амнестических эпизодов» может быть вполне адекватным. Изредка «провалы в памяти» могут возникать при злоупотреблении транквилизаторами бензодиазепинового ряда и опиатами [17, c.24]

Жалобы на «провалы в памяти» характерны для эпилепсии: больные амнезируют припадок и период спутанности сознания после него. При бессудорожных припадках (например, комплексных парциальных припадках при височной эпилепсии) жалобы на периодическую амнезию коротких промежутков времени могут быть основной манифестацией заболевания.

Черепно-мозговая травма нередко сопровождается короткой ретроградной амнезией (на период до нескольких часов до травмы) и более длительной фиксационной посттравматической амнезией. Последняя характеризуется амнезией на текущие события в течение нескольких суток после травмы при ясном сознании больного. В основе посттравматической амнезии лежит, вероятно, дисфункция ретикулярной формации и ее связей с гиппокампом, что приводит к нарушению консолидация следа в долговременной памяти. Аналогичное состояние может возникать после электросудорожной терапии.

Относительно редкой формой является транзиторная глобальная амнезия. Транзиторная глобальная амнезия характеризуется внезапным и кратковременным (несколько часов) грубым нарушением памяти на текущие и прошлые события. После приступа отчетливых нарушений памяти, как правило, не выявляется. Атаки транзиторной глобальной амнезии повторяются редко. В их основе, предположительно, лежит дисциркуляция в бассейне обеих задних мозговых артерий. Известно, что задние мозговые артерии кровоснабжают глубокие отделы гиппокампа, с которыми связана консолидация следа в долговременной памяти. Согласно другой гипотезе, транзиторная глобальная амнезия имеет эпилептическую природу, и в основе этого синдрома лежит активность эпилептических очагов в глубинных отделах гиппокампальной области.

Заключение

Таким образом, память — это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Память необходима человеку, — она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт, в ней хранятся знания и навыки.

Расстройства памяти — ухудшение или потеря способности запоминать, хранить, узнавать или воспроизводить информацию. Наиболее распространены следующие расстройства памяти: амнезия, гипомнезия.

Мнестические расстройства встречаются при большом числе неврологических заболеваний. В зависимости от этиологии, патогенетических и нейропсихологических механизмов нарушений, их характер и выраженность значительно варьируют. Знание особенностей мнестических расстройств при различных заболеваниях способствует улучшению точности диагностики неврологических заболеваний и выбору наиболее оптимальной стратегии и тактики лечения. Лечение мнестических расстройств является весьма сложным. Тем не менее при точной диагностике вида нарушений памяти больным можно оказать некоторую помощь в большинстве случаев, например, даже при таких тяжелых заболеваниях, как болезнь Альцгеймера.

Нами рассмотрены такие нарушения памяти, как:

-Корсаковский синдром,

-Нарушения памяти при деменциях,

-Сенильные нарушения памяти,

-Дисметаболические энцефалопатии,

-Психогенные нарушения памяти,

-Преходящие нарушения памяти.

Классификация нарушений памяти. Виды нарушений памяти при различных заболевнаиях ГМ

ПАМЯТЬ И ЕЁ НАРУШЕНИЯ. Память – особый вид психич.д-ти, связ.с восприятием, удержанием и воспроизведением информации. Память явл.не только биологич.ф-цией, но и психич.Все биологич.системы имеют механизмы памяти (фиксация, сохранение, считывание).

Характеристики памяти: — длительность и формирование следов — прочность и продолжительность удержания событий — объём запечатлённого материала — точность его считывания — особенности его воспроизведения По длительности: 1.Мгновенная память- кратковременное запечатление следов, длящееся несколько секунд.Связана с удержанием точной и полной картины только что воспринятого чувства, без переработки информации. 2.Кратковременная память – процессы запечатления,длящиеся несколько минут, сохран.лишь обобщ. Образ воспринятого, сохран.наиболее существенные детали, объём от 5 до 9 элементов. 3. Долговременная память — длительное сохранение следов: воспроизводится человеком неогранич.кол-во раз, воспроизведение без утраты. Модально-специфические формы памяти: • Зрительная (хранение и воспроизведение зрит.образов) • Слуховая (запоминание и воспроизведение звуков, музыки) • Тактильная • Двигательная • Обонятельная Память включ. в себя 2 процесса: произвольная мнестическая д-ть и непроизвольное запоминание. Несколько стадий запоминания: — стадмя мотива — стадия программирования мнестич.д-ти — стадия исп-я различнх способов запоминания — стадия контроля за рез-ми д-ти и их коррекция Нарушения памяти: 1.Гипомнезия – ослабление или снижение памяти или отдельных её компонентов: — врождённая — последствия ЧМТ — при атрофич.процессах в ГМ Фиксационная гипомнезия – нарушение памяти распр.только на текущие события. Закон Рибо-Джексона (обратный ход памяти) – накопленная за всю жизнь информ.теряется в порядке обратном пропорциональному её приобретению (страдает механич.память на имена, номера телефонов, точные даты).

2.Парамнезии (ложные узнавания) – состояния, при котором человек испытывает чувство знакомости при встрече с незнакомыми предметами. — конфабуляции ( замещение провалов в памяти вымыслами фантастич.

характера) — псевдореминесценции (замещение провалов в памяти информ.и реальными фактами из жизни больного, но значительно смещёнными во времени — криптомнезии- провалы в памяти. Заполняемые информ., источник которой больной забывает (не помнит во сне или наяву произошло событие, вычитанное в книге считает своими собственными мыслями и наоборот).

— эхомнезии (редублирующие воспоминания) – события, происход. В настоящее время кажутся уже происходившими раньше. Экмнезии – далёкое прошлое пережив.как настоящее (пожилые считают себя юными).

3.Гипермнезии — кратковременное усиление, обострение памяти, увеличение объёма и прочности запоминания по сравнению со средними показателями. — при маниакальном синдроме — бредовых состояниях — наркомании — поражениях гипофиза 4.Амнезия – значительное снижение или отсутствие памяти (например при ЧМТ): антероградная (амнезия на события, происшедшие непосредственно по окончании расстройства сознания или болезненного психического состояния), конградная (отсутствия воспоминаний о событиях, происходивших вокруг больного, и о нем самом в тот промежуток времени, когда больной был в состоянии комы, сопора), ретроградная. Психогенная амнезия – диспропорциональная амнезия (напр., дизориентация в собственной личности при сохранной ориентировке во времени и пространстве).

Модально-неспецифические нарушения памяти. 1.Поражение уровня продолговатого мозга. — нарушение сознания — нарушение внимания — нарушение цикла сон-бодрстоввание Встрачется при ЧМТ 2.Поражение уровня гипофиза — нарушение кратковрем.памяти — лучше воспроизводится материал при отсроченном повторении 3.Поражение лимбической системы,гиппокампа, миндалин. — Корсаковский синдром – грубое нарушение памяти на текущее событие при сохранности на прошлое — конфабуляии (при поражен.лимбич.сис-мы) Классификация амнестических синдромов: 1.Амнестич.синдром с внезапным началом и постепенном (неполным восстановлением) А.2-сторонние инфаркты в области гиппокампа Б.Травмы промежуточного мозга или нижнемедиальных отделов 2.Амнезия с внезапным началом, кратковрем.длительностью и полным восстановлением: эпилепсия, посткомоционные состояния.

Транзиторная глобальная амнезия. 3.Амнезия с подострым началом, кратковрем.длительностью и полным восстановлением: — болезнь Вернике-Корсакова — герпетич.энцефалит — туберкулез.менингит 4.Медленно прогрессир.амнезии: — опухоли стенок 3 желудочка — болезнь Альцгеймера — болезнь Пика Модально-специфич.нарушения памяти: 1.Нарушение слухо-речевой памяти.Лежат в основе акустико-мнестич.афазии, изолированное нарушение, относительная сохранность фонематич.слуха. 2. Нарушение зрительно-речевой памяти – невозможность называния предметов при сохранном понимании их предназначения и св-в: бывает при поражении доминантного полуш. Модально-неспецифич.: страдают при поражении 1-го функцион.блока. Модально-специфич: поражение 2-го блока Поражение 3-го блока Заболевания, протек. С нарушением памяти: 1.Болезнь Альцгеймера – дегнеративное заболевнаие гм, клинически проявл. прогрессир. Деменцией коркового типа.Накопление токсичных амилоидных белков в межклеточном пространстве с образованием синильных бляшек. Симптоматика: Нарушение памяти на ранней стадии Акустико-амнестическая афазия(при поражен.височных долей) Наруш.зрит-простр.ф-ции Деменция Двиагат.нарушения 2.Энцефалопатия Гайе-Вернике – острая алкогольная энцефалопатия , развив.на фоне дефицита витамина В1. 3.Корсаковский синдром. Нарушение запоминания нового материала фиксац. Амнезия (интероградная) Ретроградная амнезия (сохранна память на отдалённые события) Нарушение ориентации во времени Конфабуляции Отсутствие критики к своему состоянию 3.Транзиторная глобальная амнезия (ТГА) – острая утрата способности запоминания новой информ., чаще провоцир.стрессом и резким перепадом температур, патогенез недостаточно ясен, исход благоприятный. У одного человека может быть до 2-3 эпизодов. Черепно-мозговая травма (ЧМТ): При поражении правого полушария (височной доли): -кома –спутанность-корсаковский синдром: неполное восстановление речевого контакта, нет конфабуляцийЮ сохранена критика.