Тренинг
« Моё будущее – в моих руках».
Цель: формирование позитивных жизненных целей у учащихся и развитие мотивации к их достижению.
Задачи:
-развитие способности к определению жизненных целей и необходимых условий для их достижения;
— повышение уверенности и собственной ответственности учащихся в достижении целей;
— актуализация представлений о своих сильных сторонах, развитие эмпатии и способности к конструктивному взаимодействию в группе.
Участники: учащиеся 9-11 кл.
оптимальное количество-10-15 чел.
Расположение учащихся: во время проведения тренинга ребята сидят за столом по кругу .
Материал: 15-20 карточек, на каждой из которых написана какая-либо социальная роль( мама, учитель, ребёнок, директор и др.), листы, ручки ( по количеству учащихся).
Ход занятия:
Приветствие».
Психолог приветствует учащихся, называет тему тренинга, задачи, проводит вводную беседу с учащимися:
— Человека всегда волновали вопросы, касающиеся его будущего: что ждёт меня в будущем, как сложиться моя жизнь, смогу ли я достигнуть поставленных целей и что мне для этого нужно делать?
Конечно же, готовых ответов на поставленные вопросы нет. Но несмотря на это, многие психологи сходятся во мнении, что будущая жизнь человека во много зависит от того, как человек представляет своё будущее, какие цели он ставит перед собой, что предпринимает для их достижения, умеет ли использовать предоставленные возможности и др. (можно привести примеры).
На сегодняшнем тренинге мы попробуем заглянуть в своё будущее, представить себя в будущем в определённой соц. роли, определить свои жизненные цели и условия, необходимые для их достижения.
Упр. «Социальные роли».
Цель: развитие умения анализировать различные социальные роли, видеть в каждой из них как положительные, так и отрицательные моменты.
Содержание: учащиеся разбиваются на пары( по порядку, по кругу), каждая пара вытягивает по 2 карточки с различными социальными ролями. Учащимся предлагается высказать своё мнение о плюсах и минусах каждой роли в следующей форме:
-Быть …. хорошо, потому что….
— Быть ….. плохо, потому что……
Затем ребятам задаются вопросы: было ли трудно найти хорошее и плохое в различных соц. ролях? Почему?
Упр. « Волшебное зеркало».
Цель: актуализация жизненных целей.
17.Социальная ситуация развития. роль референтной группы в процессе ...
... окружения на индивида - внушение, подражание, идентификация. По мере роста и развития сознания, самосознания, повышения избирательного, активного начала по отношению к окружению начинают преобладать ... на первое место выходит трудовой кол-в. В послетрудовой период снова возрастает роль семьи как института С . Напр, в раннем детстве преобладают неосознаваемые способы воздействия ...
Содержание: Ведущий предлагает участникам представить, что они на минутку могут заглянуть в своё будущее с помощью «волшебного зеркала», в котором они смогут себя увидеть в какой-либо социальной роли. «Зеркало» передают по кругу, и каждый говорит вслух, что он там «увидел».
По окончании ребята делятся впечатлениями, насколько трудно
было представить себя взрослыми в какой-либо соц. роли.
3.Упр. « Мои цели»
Цель: развитее умения ставить цели и анализировать условия необходимые для их достижения.
Содержание: учащимся предлагается в течение 2-х минут написать на листочках цели, которые необходимы для достижения той социальной роли, которую они увидели в «волшебном зеркале» ( в предыдущем упражнении).
Есть важное условие: цель должна быть сформулирована в позитивных терминах, конкретна и выполнение её зависело в большей степени от вас.
После выполнения задания учащимся предлагается выбрать 3 наиболее главные цели и написать возможные способы их достижения.
По окончании психолог спрашивает ребят, сложно ли было выполнять упражнение, анализируют наиболее общие способы достижения поставленных целей.
4. Упр. «Мои достижения»
Цель: развитие умения находить в себе сильные стороны и опираться на них при достижении поставленных целей.
Содержание:
Психолог говорит, что в предыдущем упражнении мы учились ставить цели на будущее и определять способы достижения этих целей. Однако в каждом из ребят уже сейчас есть то, чем они могут гордиться, чего они достигли уже сейчас. Нужно гордиться своими успехами и не боятся о них заявить. Ваши успехи сейчас – это ваши внутренние ресурсы, которые могут вам помочь в достижении поставленных целей. Учащимся предлагается по кругу рассказать о своих успехах и достижениях, используя незаконченные предложения:
-Я горжусь тем, что я ……
— Особенно хорошо мне удаётся….
-У меня хорошо получается…..
— Своим успехом я считаю….
По окончании круга ребята рассказывают, появилось ли у них чувство гордости за себя, когда они рассказывали о своих достижениях. Также психолог спрашивает детей, что им ещё может помочь в достижении поставленных целей.
5. Психолог вместе с ребятами подводит итог занятию. Проводиться рефлексия. Можно использовать незаконченные предложения.
— На занятии мне понравилось……..
— Я узнал………….
— Мне было интересно………
— Мне было сложно……..
— Мне бы хотелось………
Тренинг « Мои ресурсы»
Цель: развитие умения находить ресурсы для достижения позитивных жизненных целей в будущем.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 2
... городской среды описать принципы имиджевой рекламы в процессе формирования имиджа города. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: определить понятия архитектурный символ города и имидж города; ... как ретрансляторов хорошего имиджа города, активно использующий все виды имеющихся у него ресурсов - это товар на рынке территорий. Таким образом, мы начинаем понимать имидж ...
Задачи:
— развитие способности к осознанию своих положительных качеств;
— повышение уверенности и собственной ответственности в достижении жизненных целей;
— развитие наблюдательности, эмпатии, способности позитивно принимать мнение о себе со стороны других людей.
Участники: учащиеся 9-11 кл.
оптимальное количество-10-15 чел.
Расположение учащихся: во время проведения тренинга ребята сидят за столом по кругу.
Материал: листы, ручки (по количеству учащихся)
Ход занятия:
Приветствие».
Психолог приветствует учащихся, называет тему тренинга, задачи, проводит вводную беседу с учащимися:
— Что вам может помочь в достижении позитивных целей в будущем? Каковы ваши достижения сейчас? У каждого человека есть ресурсы( обсуждаем с детьми смысл данного слова, раскрываем понятие).
Ваши достижения, успехи сейчас, положительные личностные качества – это ваши личные, внутренние ресурсы, которые могут помочь вам в достижении новых поставленных задач. Главное – правильно воспользоваться ими. Помимо внутренних, выделяют ещё и внешние ресурсы – это другие люди, которые также могут оказывать вам поддержку. На сегодняшнем занятии мы будем учиться находить ресурсы в себе и поможем друг другу.
2.Упр. «Мои достижения»
Цель: развитие умения находить в себе сильные стороны и опираться на них при достижении поставленных целей.
Содержание:
Психолог говорит, что в каждом из ребят уже сейчас есть то, чем они могут гордиться, чего они достигли уже сейчас. Нужно гордиться своими успехами и не боятся о них заявить. Ваши успехи сейчас – это ваши внутренние ресурсы, которые могут вам помочь в достижении поставленных целей. Учащимся предлагается по кругу рассказать о своих успехах и достижениях, используя незаконченные предложения:
-Я горжусь тем, что я ……
— Особенно хорошо мне удаётся….
-У меня хорошо получается…..
— Своим успехом я считаю….
По окончании круга ребята рассказывают, появилось ли у них чувство гордости за себя, когда они рассказывали о своих достижениях. Также психолог спрашивает детей, что им ещё может помочь в достижении поставленных целей.
3. упр. « Ладошка»
Цель: повышение самооценки, обучение учащихся умению находить в других людях положительные качества.
Содержание.
На листе бумаги каждый участник обводит ладошку и внутри контура пишет качество, которое нравиться в себе самом. Листики передаются по кругу, а остальные участники дописывают те качества, которые нравятся в хозяине ладошки. Листочки необходимо подписать. Когда ладошки вернуться к своему хозяину, все ребята благодарят друг друга. По окончанию можно обсудить полученные результаты, впечатления от проведения упражнения.
4. упр. «Угадай, кто это?».
Цель: развитие наблюдательности, эмпатии, оказание помощи друг другу в профессиональном определении.
Содержание:
Доброволец выходит из кабинета. Оставшиеся учащиеся загадывают одно из присутствующих. Водящий возвращается. Ему необходимо отгадать, кого загадала группа, задавая вопросы. Но есть одно условие: можно задавать группе только такие вопросы, которые были бы связаны с интересами, увлечениями загаданного человека, его будущей профессией. Нельзя задавать прямых вопросов (как зовут, какого пола и т.д.).
Цель: ознакомить учащихся с функциями и основными направлениями ...
... форм коллективной, группой и индивидуальной деятельности учащихся безгранично. Выбор и создание новых форм определяется как целями воспитания данного коллектива, так и конкретной ... каждого ребенка. Организация всех видов коллективной и индивидуальной , деятельности, вовлекающей учащихся в разнообразные коммуникативные ситуации, с помощью представителей всех социальных институтов воспитания. ...
Примеры вопросов, которые можно задавать:
— Какие профессии наиболее подошли бы этому человеку?
— Есть ли у него увлечения, хобби? Какие?
— К каким школьным предметам он проявляет интерес?
— Смог бы это человек работать учителем (военным и т.д.)?
После того как отгадали загаданного учащегося, предлагается обсудить вопросы:
— Сложно ли было догадаться, кого загадали?
— Ответ на какой вопрос наиболее способствовал отгадке?
— Что интересного узнал о себе человек, которого загадали?
— С чем он согласен, а с чем нет? и т.д.
5.Психолог вместе с ребятами подводит итог занятию. Проводиться рефлексия. Можно использовать незаконченные предложения.
— На занятии мне понравилось……..
— Я узнал………….
— Мне было интересно………
— Мне было сложно……..
— Мне бы хотелось………