Стресс как тензионное состояние.

1936 г. Селье обнаружил патофизиологический синдром, ответа на повреждение как таковое – он назвал его «Триада Селье»:

1)Увеличение и повышение активности коркового слоя надпочечников;

2)Уменьшение тимуса и изменение лимфатических желез;

3)Почечные кровоизлияния и изъязвления в слизистой желудка и кишечника.

Эти реакции он сопоставил с психологическими проявлениями: первому соответствует чувство недомогания; второму – болевые ощущения и ломота в суставах и мышцах; третьему – расстройство ЖКТ с потерей аппетита и уменьшением массы тела.

Селье предполагал, что с какой бы трудностью не столкнулся организм с ней можно справиться двумя типами реакций:

1)Активный (борьба)

2)Пассивный (бегство от трудностей и готовность их терпеть).

Селье ввел понятие общего адаптационного синдрома, стрессора и болезней адаптации.

Общий адаптационный синдром — совокупность неспецифических защитных приспособительных реакций, возникающих на фоне действия стрессорных раздражителей, характеризуется фазными изменениями гормонального баланса, соответствующими метаболическими и функциональными сдвигами, направленными на адаптацию организма к действию раздражителя.

Он так же назвал отрицательный стрессдистрессом.

Термин стресс ввел Уолтер Кеннан, американский физиолог в 25-30 годах.

Селье разделил стрессовую реакцию организма на стадии:

1)Стадия тревоги – возникает при первом появлении стрессора. Здесь включаются механизмы саморегуляции защитных процессов. Если они эффективны, то тревога снижается и организм возвращается к обычной активности. Если нет, то стресс переходит на стадию резистентности. Большинство стрессов разрешается на первой стадии. Краткосрочные стрессы называются острыми реакциями стресса.

2)Стадия резистентности (сопротивления).

Наступает в случае длительного действия стрессора, есть необходимость поддержания защитных реакций организма.

7 стр., 3167 слов

Гомеостаз и стресс-реакция организма

... сущности реакции организма на чрезвычайные по силе воздействия. Взаимодействие защитных механизмов организма и повреждающих факторов Селье определил понятием "стресс". Стресс по Г. Селье - это реакция организма, обеспечивающая ... удачно названный Г. Селье местным адаптационным синдромом (МАС). Независимо от характера и специфики вызвавшего его агента (стрессора) воспаление последовательно проходит ...

3)Стадия истощения. Чрезмерно интенсивное и длительное воздействие стрессора приводит к:

1.Нарушению регуляции защитно-приспособительных механизмов;

2.Уменьшению адаптационных резервов;

3.Уменьшению сопротивляемости организма. Происходят функциональные нарушения в организме.

Селье выделяет поверхностную и глубокую адаптационную энергию.

Поверхностная доступна по первому требованию, восполняется за счет глубокой энергии.

Глубокая энергия мобилизируется с помощью перестройки механизмов гомеостаза. Истощение глубокой энергии необратимо и приводит к гибели или старению.

Недостатки теории Селье:

1)Не рассматривал роль ЦНС в механизмах стресса;

2)Неспицифические симптомы стресса – это относительное понятие и их сложно вычленить относительно других симптомов.

3)Внимание многих последователей Селье фиксировалось на физиологии, на морфологических изменениях, но при этом плохо исследовался вопрос стрессоров и психологических факторов данной личности.

4)Теория Селье не отражает стрессовые эффекты в ответ на факторы средней степени необлагоприятности.

 

Коппинг поведение -готовность индивида решать жизненные проблемы. Представляет собой поведение, направленное на приспособление к обстоятельствам. Предполагает сформированное умение использовать определенные средства для преодоления эмоц стресса.

Негативные жизненные события – это инциденты, происшествия, нарушающие нормальное течение жизни и являющиеся причиной физической или психологической боли.

Травматическое событие – неожиданное и ошеломляющее событие, насильственное или опасное для жизни человека.

Такие острые, ошеломляющие, неожиданные и не поддающиеся контролю и управлению ситуации называют кризисами.

Самой серьезной и драматической формой кризиса являются бедствия.

Бедствие– событие, сконцентрированное во времени и в пространстве, когда общество или относительно самостоятельная часть общества подвергается суровой опасности и подвергает всех членов и физическую среду таким лишениям, что соц структура разрушается и осуществление всех или некоторых важных функций становится невозможным.

Негативные жизненные события влекут за собой жизненные трудности.

Виды стрессоров:

1)По типу жизненных событий или по типу трудностей (финансовые, межличностные, связанные со здоровьем)

2)По интенсивности (острые, средние, умеренные).

3)По величине потерь или угрозы, по длительности (хронические, краткосрочные)

4)По степени управляемости событий (контролируемые, неконтролируемые).

5)По уровню влияния (макро- и микрострессоры)

Совладание с жизненными трудностями, как говорит Лазарус и Фолкман, есть «постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие усилия индивида с целью управления специфическими внешними или внутренними требованиями, которые оцениваются им как подвергающие его испытанию или превышающие его ресурсы».

Стадии совладания по Уиллсу и Шифману:

1)Предупреждающая – деятельность на этом этапе совладания с негативными жизненными событиями, помогает человеку подготовиться к преодолению надвигающихся затруднений.

6 стр., 2851 слов

Официальные и неофициальные ситуации общения. Подготовленная и спонтанная речь.

... себе отпечаток индивидуальности говорящего или пишущего человека. Она также обусловлена контекстом и ситуацией общения. Речь - относительно самостоятельный компонент языково-речевой коммуникации, который обладает своей спецификой, определенными ...

2)Непосредственно совладание – осуществляются когнитивные и поведенческие усилия для решения проблем.

3)Восстанавливающая.Человек имеет дело с последствиями критического события. Цель – ограничить размеры ущерба, быстрее вернуться в прежнее нормальное состояние.

Ресурсы– средства к существованию, возможности людей и общества.

Адаптивные задачи , возникающие перед человеком в кризисной ситуации:

1)Установить смысл ситуации и определить ее значение для себя.

2)Реакция человека на требования кризисной ситуации и его попытка противостоять ей.

3)Необходимость поддерживать отношения с членами семьи, с друзьями и с теми, кто способен оказать содействие в решении кризисных проблем.

4)Сохранение разумного эмоц баланса, управление негативными чувствами.

5)Сохранение и поддержание образа себя, соц идентичности, уверенности в себе.

Специфические стратегии совладания:

1)Сфокусированные на оценке – включает в себя усилие человека установить значение ситуации, понять происходящие негативные процессы и оценить возможные последствия.

2)Сфокусированная на проблеме – нацелена на решительное противостояние стрессорам и последствиям.

3)Сфокусированная на эмоц – нацелена на управление чувствами, вызванными кризисными событиями, и на поддержание эмоц равновесия.

 

Соц психологический субсиндром стресса.

1)Кризис первого ранга:

Альтернативы:

1.Гиперактивность общения (сплетни, обиды, неадекватный эпатаж);

2.Конструктивная активизация общения (установка на толерантность, мобилизация психо-соц резервов);

3.Первичная пассивность общения: растерянность, молчание, апатичность, безучастное внимание.

2)Кризис второго ранга: Стабильно мобилизирующее и долго терпимое психо-соц напряжение.

1.Дисоциация информационных парадигм: конфронтация с лидером, «сколачивание» мелких группировок, вступление в неформальные группировки, мнительность, бессмысленное упрямство.

2.Активизация общения консолидирующего группу: поддержка лидера, принятие ответственности на себя за других, ответственность за себя, чувство кровного родства.

3.Уменьшение активности (вторичная пассивность общения): нигилирование значимости авторитетов, самоуглубленность отчуждающая от других людей.

4.Когнитивное нигилирование партнеров

5.Парализующая обидчивость.

3)Кризис третьего ранга: изнурительная трудно терпимая психо-соц ситуация.

1.Соц активность дезорганизирующая сообщество, всплывание в лидеры малоспособных, уход из группы сильных, ритуализация уничтожения «слишком правильных членов группы», уничтожение слабых, уничтожение лидерами друг друга, деморализация причастного к преступлениям.

В целом это деградация соц сообщества.

2.Соц активность поддерживающая «больное сообщество». Страх каждого перед всеми (сплачивает), захват лидирования маргиналами (беспредел при решении любых проблем – объединяет), угнетение слабых.

В целом: перманентная безуспешная реорганизация сообщества.

3.Угасание эффективного психо-соц взаимодействия. Отчужденность друг от друга, тотальная утрата мотивов совместной деятельности, исчезновение или нескрываемая лживость общих целей, двойственность идеалов провозглашаемых и реальных, общественная и деловая апатия, всеобщее ощущение бесперспективности и конца группы.

11 стр., 5495 слов

Темперамент и уровень реагирования на стрессовые ситуации личности, ...

... сахарным диабетом 1.3.1 Темперамент 1.3.2 Стресс - контроль и оценка 2. Эмпирическое исследование темперамента и уровня реагирования на стрессовые ситуации у личности, страдающей сахарным ... расстройства. Объект исследования: темперамент и реагирование на стрессовые ситуации. Предмет исследования: темперамент и уровень реагирования на стрессовые ситуации у личности, страдающей сахарным диабетом. ...

В целом: деградация соц-психологич взаимодействия при сохранении должностных ролей и связей.

4)Кризис четвертого ранга.

Нетерпимое психо-соц давление. Массовая агрессивность бессмысленная и беспощадная, массовые пренебрежения здоровьем и жизнью.

В целомэто ломка существовавшего соц сообщества, коренные изменения психотравмирующей соц ситуации, соц смерть старого соц сообщества, возникновение нового соц организма.

Общий вывод: при длительном течении стресса его субсиндромы могут чередоваться, повторяться или сочетаться друг с другом.

 

 

Субсиндромы стресса.

1.Эмоционально поведенческий. Его проявления заметны изначально, это может быть агрессия или бегство, но обе стратегии нацелены на устранение стрессора.

Стресс в результате психологических факторов называют психологическим, при кратковременных экстремальных воздействиях люди могут реагировать:

1)Усилением активности (активное реагирование);

2)Уменьшением активности (пассивное реагирование);

3)Напряженной сосредоточенности (конструктивное реагирование);

4)Невовлечением в стресс (стрессово-нейтральная группа).

Выбор формы стрессового поведения и эмоц реагирования происходит после ориентировочного (продолжительность от долей секунды до нескольких минут).

Если стрессор известен, замирания может не быть. Выбор стратегии реагирования связывают с индивидуальным доминированием полушарий во время стресса.

Активное эмоц-поведенческое реагирование: чрезмерная нерациональная активизация эмоц-двигательных реакций, при которых могут выпадать необходимые действия и возникать ошибочные. При этом может неверно оцениваться и прогнозироваться ситуация, планироваться деятельность, снижаться контроль за своими действиями.

Пассивное эмоц-поведенческое реагирование – направленно на пережидание стресса (не относится конструктивное пережидание).

При кратковременных стрессорах ударного типа (опасность, громкий звук) эмоциями, затормаживающими реакциями людей становятся страх и ужас.

Пассивность при эмоциях стыда, смущения сопровождается ненужными лишними движениями (бесцельные привычные движения).

Китаев-Смык назвал это «обломками» деятельности. Особой формой агрессовой пассивности являются шоковые состояния.

Пассивная реакция, сопровождающаяся неподвижностью напряженного тела, называется — ступор.

Пассивная реакция, сопровождающаяся расслабленностью тела называется —катаплексоидность

Конструктивное реагирование проявляется в увеличении мышечной силы и тонуса мышц, в ускорении двигательных реакций, интенсификации интеллектуальных процессов, изменении гормональных показателей. Эффективность действий человека растет.

Факторы, обусловливающие конструктивное реагирование:

1)Особенности характера

7 стр., 3363 слов

Стресс представляет собой реакцию на значимый раздражитель

... делятся на кратковременные, когда активизируются программы реагирования, которые в человеке всегда наготове, и ... степени. Рассматривают 4 фазы: Внимание, мобилизация, активность, Стеническая отрицательная эмоция, Астеническая отрицательная эмоция, ... яркое проявление кратковременного сильного эмоционального стресса; во втором – длительного стресса. Кратковременный стресс – это бурное расходование ...

2)Вера в способность победить, выработанная в тренировках и в реальных кризисах

3)Вера в обреченность на успех при точном исполнении инструкций

4) Наивность и осведомленность из за которых не осознается степень риска

5)Вера в благоприятную судьбу

6)Представление опасной ситуации как игровой

 

2.Вегетативный субсиндром стресса:

Вегетатика обусловливает психическую сферу, но психика управляет вегетатикой.

При стрессе в сильную жару происходит выброс с мочой активаторов мышечной и психической активности. У человека возникает слабость, апатия, нежелание двигаться.