Варианты ответов к интернет-тестированию
по дисциплине «Психология и педагогика» (май, 2010)
ВВЕДЕНИЕ В ОБЩУЮ ПСИХОЛОГИЮ
1. Психология изучает…
o продукты материальной и духовной культуры человека; о содержание образования;
o психику человека; о формы обучения.
2. Основной задачей психологии является…
o изучение законов психической деятельности;
o разработка проблем истории психологии;
o коррекция социальных норм поведения;
o совершенствование методов исследования.
3. Психические свойства, психические процессы, психические качества и психические состояния входят в структуру…
o психики; о сознания;
o поведения; о темперамента.
Установите соответствие понятий и их определений.
1. Освоенный человеком способ выполнения действий.
2. Индивидуально-психологические свойства личности, являющиеся условиями успешного выполнения определенной деятельности.
3. Способ выполнения действий и операций, ставший в результате многократных упражнений автоматизированным.
4. Отражение действительности в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий.
o способности ; о навык ;
o умение ; о знание .
Психическое как функциональный орган индивида впервые было рассмотрено в работе
o Василюка Ф. Е.; о Ляудис В. Я.; о Ухтомского А. А.; о Давыдова В. В.
6. Высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий только человеку, называется…
o мышлением; о сознанием;
o воображением; о интеллектом.
7. По мнению А. Н. Леонтьева, фактором(ами) возникновения сознания являются…
o антропогенез; о гомеостазис;
o деятельность, речь; о поведение, активность.
8. В когнитивную составляющую самосознания входят…
o знание личности о себе; о управление собой;
o отношение личности к себе; о презентация себя.
9. Одним из ПРИНЦИПОВ отечественной психологии является принцип…
o научности; о учета возрастных особенностей человека;
o единства мышления и интуиции; о единства сознания и деятельности.
10. МЕТОД, основанный на управлении поведением испытуемых в повседневных обстоятельствах их жизни путем введения ряда воздействующих и контролируемых исследователем факторов, называется…
o сторонним наблюдением; о лабораторным экспериментом;
Психология успешной личности
... «преступления», узнаете многое о наказаниях. Занятие ведет преподаватель юриспруденции Мингазов И.Р. Психология успешной личности Познать самого себя порою труднее, чем изучить тайны вселенной. Как побороть внутренние ...
o включенным наблюдением; о естественным экспериментом.
11. Метод исследования, основанный на переходе от частных суждений к общему выводу, называется…
o индуктивным; о регистрацией;
o наблюдением; о ранжированием.
12. АВТОРОМ трактата «О душе» является…
o Платон; о Эпикур; о Аристотель; о Демокрит.
13. Автором транзактной теории является…
o Э. Эриксон; о К. Левин; о Э. Берн; о К. Роджерс.
14. Представителями гештальтпсихологии являются…
o Дж. Уотсон, Э. Торндайк, Б. Скиннер;
o М. Вертгеймер, В. Келер, К. Коффка;
o И.П. Павлов, И. М Сеченов;
o З. Фрейд, К. Юнг.
15. Феномен человека согласно гуманистическому направлению заключается…
o в готовности к альтруизму;
o во врожденной способности к творчеству и добру;
o в принадлежности социуму;
o в подавлении своих инстинктивных желаний.
16. Бессознательные структуры психики и мотивационные процессы являются основным предметом исследования в…
o когнитивной психологии; о глубинной психологии;
o гештальтпсихологии; о гуманистической психологии.
17. Психологическое направление, акцентирующее внимание на закономерностях формирования поведения называется…
o когнитивистским; о гуманистическим;
o гештальтпсихологией; о бихевиоризмом.
18. Поведение человека полностью зависит от внешних стимулов и представляет собой усвоенную в предшествующем опыте реакцию на стимул, согласно…
o теории личности З.Фрейда; о теории личности А. Маслоу;
o бихевиоризму; о когнитивным теориям личности.
19. Согласно учению З. Фрейда, структура психики, выполняющая роль внутреннего цензора, источника моральных чувств, называется…
o Я; о Оно; о Супер-Эго; о Ид.
20. К проявлению бессознательного не относятся…
o забывание; о ошибки, оговорки; о рефлексия; о сновидения, мечты.
21. Психологией деятельности активно занимался…
o З. Фрейд; о А. Н. Леонтьев; о В. М. Бехтерев; о Э. Кречмер.
22. Согласно теории А. Н. Леонтьева, объективным критерием возникновения психики является…
o учение; о чувствительность;
o аффект; о стресс.
23. А. Н. Леонтьев в качестве объективного биологического критерия возникновения психики определил…
o чувствительность; о эмпатию;
o интеллект; о реакцию.
24. С позиций теории деятельности и теории интериоризации происхождение психического А.Н. Леонтьев объясняет следующим образом…
o психические процессы есть не что иное, как перенесенные в идеальный план и преобразованные внешние материальные действия;
Основы теории рефлекторной деятельности
... томография – изображение участков мозга с помощью рентгеновских лучей. Основы теории рефлекторной деятельности. Рефлекс – целенаправленная реакция организма на раздражение его рецепторов при ... удовлетворения потребностей, отношение других людей, конфликты и интенсивная трудовая деятельность), требующие постоянного высокого эмоционального и умственного напряжения. 4. Особенности личности ...
o психические процессы формируются при решении учебных задач;
o психология и поведение современного культурного и образованного человека есть результат социализации;
o в любом действии, даже внешнем, уже есть психический компонент, а само психическое возникает еще в период внутриутробного развития.
25. ОБЛАСТЬ ПСИХОЛОГИИ, изучающая психологические компоненты (настроения, мнения, чувства и т.д.) общества, которые проявляются и формируются на уровне политического сознания наций, классов, социальных групп, правительств, индивидов и реализуется в их конкретных политических действиях, называется…
o манипулятивной психологией; о психологией управления;
o политической психологией; о психологией малых социальных групп.
26. Закономерности обучения и воспитания изучает…
o возрастная психология; о патопсихология;
o генетическая психология; о педагогическая психология.
27. Психопатология изучает…
o количественное отношение между силой раздражителя и величиной возникающего ощущения;
o конституционно-генетически обусловленную дисгармонию личности;
o связь между психическими явлениями и соответствующими им участками мозга;
o физиологические механизмы, обеспечивающие реализацию психических процессов и явлений.
28. Психологические аспекты трудовой деятельности изучает…
o психология труда; о психология управления;
o педагогическая психология; о общая психология.
29. Отрасль психологии, изучающая психологические закономерности формирования конкретных форм трудовой деятельности и отношения человека к труду, называется…
o психология труда; о психология профориентации;
o инженерная психология; о психология профессиональной деятельности.
30. Предмет социальной психологии – это…
o изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных их включением в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп;
o исследование динамики коллективных реакций и их влияния на личностное развитие индивидов;
o развитие высших психических функций и формирование социально-психологических норм под влиянием социального взаимодействия в обществе;
o изучение возникновения, развития и функционирования социальных групп.
31. ИНСТИНКТЫ у животных…
o определяются как индивидуально-приспособительная форма поведения;
o являются сложным видом поведения, передающимся по наследству;
o вырабатываются в процессе индивидуальной жизни;
o определяются как поведение, основанное на раздражимости.
32. Согласно А. Н. Леонтьеву, в эволюционном развитии психики отсутствует стадия…
o элементарной сенсорной психики; о опосредованной психики;
Задания по психологии развития человека
... школе Познавательное развитие младших школьников Обучение как ведущая деятельность младшего школьника Общение младшего школьника со взрослыми ( ... Следует прокомментировать материалы с опорой на знание возрастной психологии. Критерии оценивания: Показательность сюжетов с точки зрения ... 5. Юношеский возраст и ранняя взрослость Особенности развития психики в возрасте 16-21 г. Психологические проблемы ...
o интеллекта; о перцептивной психики.
33. Природные стереотипные реакции организма, возникшие в результате длительного эволюционного развития, которые осуществляются с помощью спинного и низших отделов головного мозга, называются…
o ориентировочными рефлексами; о рефлекторной дугой;
o условными рефлексами; о безусловными рефлексами.
ОНТОГЕНЕЗ включает в себя весь период жизни человека от рождения до смерти, т.е. не только прогрессивные, но и ________________ изменения.
o отсталые; о деградационные; о эволюционные; о регрессивные.
35. К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ как виду активности относится…
o бессознательный образ; о наличие цели;
o психологический компонент; о импульсивное поведение.
36. Способ выполнения действия, ставший в результате упражнений автоматизированным, — это…
o привычка; о навык; о прием; о умение.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ
37. ОЩУЩЕНИЯ, сигнализирующие о положении различных частей тела и их движении, называются…
o проприоцептивными; о экстероцептивными;
o интероцептивными; о вкусовыми.
38. Ощущения, которые отражают внутреннее состояние тела, называются…
o проприоцептивными; о экстероцептивными;
o интероцептивными; о дистантными.
Зрительные и слуховые ощущения относятся к ________ ощущениям.
o проприоцептивными; о экстероцептивными;
o интероцептивными; о контактным.
40. Явление, в котором под действием одного раздражителя возникают ощущения, характерные для другого, называется…
o синестезией; о интеграцией; о адаптацией; о локализацией.
41. «Холодный звук», «крикливый цвет» — примеры…
o взаимодействия ощущений; о сенсибилизации; о синестезии; о адаптации.
Установите соответствие между видами ВНИМАНИЯ и условиями их возникновения.
1. Произвольное внимание.
2. Непроизвольное внимание.
3. Послепроизвольное внимание.
o возникает при условии отчетливого понимания целей и задач деятельности;
o возникает при условии появления устойчивого интереса к делу;
o возникает при условии новизны раздражителя.
60. Установите соответствие между свойствами внимания и их индивидуальными проявлениями в жизни человека (1. Сосредоточенность; 2. Распределение; 3. Объем)…
o проявляется в случае, когда учитель одновременно проверяет тетради и отвечает на вопросы воспитанников;
o развивается в процессе игры «Чего не хватает», когда детям предлагается определить, какого предмета не хватает в комнате, из который они только что выходили;
o проявляется в случае, когда человек, читающий интересную книгу, не замечает ничего, что происходит вокруг.
Психологические подходы к изучению теории личности и межличностных отношений 3
... практической деятельности офицера - воспитателя воинского коллектива. Другой подход, помогающий лучше понять людей - ... в окончательном, но не в динамическом смысле, называется нами предсознательным: термин “бессознательное“, “предсознательное ... выполняющие жизненные функции в системе отношений индивида и мира, а не ... трех подходов к изучению теории личности и межличностных взаимоотношений. Это - ...
61. Установите соответствие между свойствами внимания и их характеристиками (1. Избирательность; 2.Распределяемость; 3. Переключаемость внимания)…
o это способность одновременно выполнять два и более видов деятельностей;
o это способность быстро переходить от одной деятельности к другой;
o это способность успешно настраиваться на восприятие информации, несмотря на различные помехи.
62. Установите соответствие между свойствами внимания и их характеристиками (1. Концентрация; 2. Устойчивость; 3. Объем внимания)…
o это сосредоточенность на объекте, степень поглощенности человека этим объектом;
o заключается в способности сохранять сосредоточенность на определенном объекте в течение требуемого времени;
o это количество элементов, которые человек способен уловить одновременно.
63. Функцией ВОЛИ является…
o регуляция поведения и деятельности; о психотерапевтическая;
o познание окружающей действительности; о развитие личности.
64. Интеллектуальные ЧУВСТВА выражают и отражают…
o отношение личности к другим людям;
o отношение человека к фактам жизни;
o отношение личности к процессу познания, его успешности и неуспешности;
o отношение личности к различным фактам жизни и их отражению в искусстве.
65. Длительное эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение личности, называется…
o настроением; о аффектом;
o реабилитацией; о фрустрацией.
66. Сильное, стойкое, длительное чувство, которое захватывает человека и владеет им, называется…
o страстью; о рефлексией; о стрессом; о вдохновением.
67. Состояние нервно-психического напряжения, связанное с неразрешимостью проблемы и выражающееся в дезорганизации деятельности, называется…
o страстью; о настроением; о экстазом; о фрустрацией.
ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕНИЯ
68. Системное социальное качество, приобретаемое индивидом в деятельности и общении, обозначается понятием…
o мотивация; о личность; о задатки; о темперамент.
69. Волнистые волосы и голубые глаза характеризуют человека как…
o индивидуальность; о индивида;
o личность; о субъекта деятельности.
70. Человека как ИНДИВИДА характеризуют…
o ценностные ориентации; о пол, возраст, конституция;
o творчество, сознание; о статус, роль.
71. Свойства человека, обусловленные биологическими факторами, — это…
o нравственность; о лидерство;
o гуманность; о задатки.
Рассмотрение в качестве основополагающего процесса созревание наследственно обусловленных свойств личности характерно для ___________ подхода.
o социогенетического; о двухфакторного;
Практическое занятие № 2. Личность студента в образовательном процессе
... - 544 с. 8. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования : от деятельности к личности: учеб. пособие для студ., обуч. по направлению и спец. психологии. 2-е ... профессиональном образовании. СПб.: Изд-во РГПУ им. Герцена, 2005. Справочная литература Болонский процесс: глоссарий / Под научной редакцией доктора педагогических наук, профессора В.И. Байденко и доктора ...
o культурно-исторического; о биогенетического.
73. Индивидуально своеобразная, природо-обусловленная совокупность динамический проявлений психики называется…
o индивидуальным стилем деятельности; о характером;
o способностями; о темпераментом.
74. Проявлением ТЕМПЕРАМЕНТА личности является…
o медлительность; о альтруизм; о ответственность; о аккуратность.
75. Человек с низким уровнем поведенческой активности, медлительный, с невыразительной мимикой и высокой устойчивостью к внешним воздействиям является…
o флегматиком; о меланхоликом;
o сангвиником; о холериком.
76. Человек, отличающийся высокой эмоциональной сензитивностью, глубокими и устойчивыми чувствами, замкнутостью и быстрой утомляемостью, является…
o флегматиком; о меланхоликом;
o сангвиником; о холериком.
77. Свойствами темперамента являются…
o флегматичность; о чувствительность зрительного анализатора;
o экстраверсия/интроверсия; о сдержанность.
78. Э. Кречмер предложил типологию…
o интеллекта; о эмоций;
o темперамента; о деятельности.
79. Состояние человека, создаваемое нуждой в объектах, необходимых для его существования, и выступающих источником его активности – это…
o действия; о потребности; о мотивы; о побуждения.
80. СПОСОБНОСТИ личности – это…
o отношение человека к окружающему миру;
o индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, общении;
o система устойчивых основных потребностей и мотивов личности, определяющая поведение личности в меняющихся внешних условиях;
o испытываемая человеком необходимость устранения отклонений от параметров жизнедеятельности, оптимальных для него.
81.Система сложившихся взглядов на окружающий мир и свое место в нем называется…
o самосознанием; о самоопределением;
o убеждением; о мировоззрением.
82. Познавательная форма направленности человека на предметы называется…
o интересом; о убеждением;
o желанием; о мировоззрением.
83. Категория ОБЩЕНИЯ в психологии наиболее тесно связана с категорией…
o активность; о бессознательное;
o деятельность; о инстинкт.
84. Перцептивная сторона общения состоит в…
o организации взаимодействия между людьми;
o процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания;
Формирование личности человека
... подходы к пониманию личности едины в одном: личностью, человек не рождается, а становится в процессе своей жизни. Это ... опыта человечества (личностью человек становится под влиянием жизни в обществе, воспитания, общения, обучения, взаимодействия). Личность развивается в течение ... дисциплин, изучающих человека, о которой также говорил Б.Г.Ананьев - ответ научного знания на разнообразие связей человека с ...
o обмене информацией между людьми;
o установлении личных контактов.
85. Успешному межличностному общению может препятствовать…
o использование партнерами сходных систем кодирования и декодирования информации;
o включенность партнера в общий контекст деятельности;
o отсутствие различий в образовании, опыте, мотивации партнера;
o отсутствие обратной связи.
86. К важным условиям эффективной коммуникации не относится…
o эффективная обратная связь;
o доверительное отношение между партнерами по общению;
o подмена проблемы собеседника более удобной для себя;
o наличие техник эффективного слушания.
Установите соответствие между МЕХАНИЗМАМИ ВОСПРИЯТИЯ другого человека и их характеристиками (1. Идентификация; 2. Эмпатия; 3. Стереотипизация).
o это восприятие и оценка путем присвоения человеку характеристик какой-либо социальной группы;
o это процесс и результат самоотождествления с другим человеком, группой;
o это понимание другого человека путем эмоционального сопереживания, при этом эмоции и чувства человека не тождественны тем, которые испытывает другой человек.
88. Способ психологического воздействия, основанный на некритическом восприятии информации, которая не основана на доказательстве и логике, — это…
o заражение; о убеждение; о подражание; о внушение.
89. Понимание другого человека посредством уподобления его поведению характеризует механизм…
o рефлексии; о приспособления;
o идентификации; о эмпатии.
90. Проявление ЭМПАТИИ в процессе общения означает…
o удивление; о одобрение;
o доверие; о сопереживание.
91. Склонность объяснять поведение человека на основе тех качеств, которые на наш взгляд, являются для него главными, называется ЭФФЕКТОМ…
o плацебо; о ореола; о первичности; о красоты.
Установите соответствие между факторами, мешающими правильно воспринимать людей и их характеристиками.
1. Эффект «ореола».
2. Эффект «проецирования».
3. Эффект последней информации.
o проявляется в том, что если вы получили негативную последнюю информацию о человеке, то эта информация может перечеркнуть все прежние мнения об этом человеке;
o проявляется в том, что первоначальное отношение к какой-то одной частной стороне личности распространяется на весь образ человека;
o проявляется в том, что другому человеку приписываются по аналогии с собой свои собственные качества и эмоциональные состояния.
93. РОЛЕВАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ– это…
o отчуждение от людей, следование освоенным в детстве жизненным сценариям;
o желание стабильности, боязнь нового, удовлетворение существующим статусом;
Коррекционное обучение как тип дифференцированного учебного процесса
... 36. Развитие учащихся в процессе обучения / Под ред. Л.В.Занкова. - М., 1993. 37. Рогов Е.И. Личность учителя: теория и ... ред. В. И. Лубовского. -Смоленск,1994. 29. Организация обучения и воспитания детей с задержкой психического развития/ Под ред. Л.И.Романова, ... школы. - М., 1993. 14. Калмыкова З.И. Психологические принципы развивающего обучения. -М.,1998. 15. Каплан Г.И., Сэдок Б.Дж. Клиническая ...
o чувство автономности от окружающих, уверенность в себе;
o адекватное осознание своих способностей, жизненных планов и ролевых отношений с окружающими людьми.
94. Если человек собирается на серьезную деловую встречу, ему рекомендуется выбирать ОДЕЖДУ…
o самую дорогую;
o соответствующую стилю, принятому в данной компании;
o ультрамодную;
o яркую, пеструю, подчеркнуто необычную.
ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
95. Проблема взаимодействия личности и КОЛЛЕКТИВА не изучается…
o социологией; о педагогикой;
o социальной психологией; о физиологией.
96. На начальной стадии развития детского коллектива требования к его членам предъявляются…
o активом; о членами коллектива друг к другу;
o администрацией образовательного учреждения; о педагогом.
97. Малая психологическая ГРУППА– это немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что…
o неизбежно способствует противостоянию влияния большинства;
o превращает эту группу в ячейку общественных отношений;
o преобразует общественные отношения в непосредственные личные контакты;
o является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов.
98. Состояние группового настроя и качественная сторона межличностных отношений в группе – это…
o групповые феномены; о групповая динамика;
o деловые роли; о социально-психологический климат.
99. Подверженность человека реальному или воображаемому давлению группы называется…
o конформностью; о сензитивностью;
o коммуникабельностью; о рефлексией.
100. Столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, их открытая конфронтация определяется как …
o инцидент; о конфликт;
o компромисс; о барьеры в общении.
Стиль переговоров, для которого характерен поиск возможностей взаимной выгоды, — это
o сотрудничество, учет потребностей сторон; о жесткость, давление для достижения победы;
o избежание конфликта; о отсутствие альтернативы обсуждаемому соглашению.
Причиной КОНФЛИКТА личностной несовместимости в педагогическом коллективе является(ются)…
o нарушение деловых связей;
o завышенная самооценка, эмоциональная неустойчивость педагогов;
o бестактность по отношению к ученикам;
o препятствия в достижении профессиональных целей.
ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ
103. Педагогика является…
o совокупностью знаний, заимствованных из других наук и адаптированных к решению задач в области воспитания;
3. Роль обучения и воспитания в развитии личности
... образования. Под информатизацией образования понимается процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования, современных ИКТ, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания ... цель общественного развития, в процессе которого обеспечивается ... стороны реализация принципов гуманизма в воспитательном процессе означает ...
o относительно самостоятельной научной дисциплиной, имеющей свой объект и предмет изучения;
o прикладной дисциплиной;
o междисциплинарной областью научного знания.
Установите соответствие ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ и их определений.
1. Целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащихся, в результате которого формируются знания, умения и навыки учащихся.
2. Усвоение человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу.
3. Процесс целенаправленного формирования личности в условиях воспитательной системы.
4. Процесс и результат количественных и качественных изменений в организме и психике человека.
o развитие; о воспитание; о обучение; о социализация.
Сопоставьте педагогическую категорию с ее определением.
1. Освоение системы знаний, умений, навыков, опыта познавательной и практической деятельности, ценностных ориентаций и отношений.
2. Процесс взаимодействия учителя и учащихся, в результате которого обеспечивается усвоение определенных знаний, умений и навыков.
3. Активная целенаправленная деятельность человека, направленная на совершенствование положительных и преодоление отрицательных личностных качеств.
4. Самостоятельное преобразование себя, своих знаний, умений и навыков.
o самообразование; о образование; о самовоспитание; о обучение.
1. Освоение системы знаний, умений, навыков, опыта познавательной и практической деятельности, ценностных ориентаций и отношений.
2. Процесс специально организованного педагогического взаимодействия, обеспечивающего формирование необходимых социальных представлений, морально-волевых качеств, опыта поведения.
3. Самостоятельное преобразование себя, своих знаний, умений и навыков.
4. Усвоение человеком ценностей, норм установок, присущих в данное время обществу, социальной общности, группе и воспроизводство им социальных связей и социального опыта.
o образование; о социализация; о воспитание; о самообразование.
Установите соответствие понятий и их определений.
1. Система важнейших требований и положений, обеспечивающих эффективное функционирование учебного процесса.
2. Система знаний, умений и навыков, овладение которыми закладывает основы для развития и формирования личности.
3. Целенаправленный процесс и результат овладения человеком системой научных знаний, познавательных умений и навыков и формирования на этой основе мировоззрения личности.
4. Процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы.
o содержание образования; о образование; о принципы обучения; о воспитание.
Установите соответствие между категориями и их компонентами (1. Воспитание; 2. Развитие; 3. Обучение; 4. Социализация)
o целенаправленная передача опыта старших поколений младшим;
o формирование знаний, умений и навыков учащихся;
o стихийное усвоение норм и ценностей общества;
o биосоциальный процесс количественных и качественных изменений личности.
Сопоставьте педагогическую категорию с ее определением.
1. Организация педагогического процесса в соответствии с конкретной педагогической концепцией.
2. Формулировка педагогом противоречия, возникшего в конкретной педагогической ситуации, решение которого требует дополнительного знания, умений или накопления опыта.
3. Педагогическое явление, выступающее в качестве движущей силы, источника или механизма развития другого педагогического явления.
4. Специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной воспитательной системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение педагогической цели.
o педагогическая проблема; о педагогическая технология;
o педагогический процесс; о педагогический фактор.
110. РАЗДЕЛ ПЕДАГОГИКИ, изучающий закономерности и принципы организации процесса обучения, называется…
o дидактикой; о теорией воспитания;
o педагогической технологией; о управлением образовательными системами.
111. Специальная педагогическая наука, разрабатывающая основы, принципы, методы, формы, средства обучения и воспитания детей с нарушениями слуха, называется…
o сурдопедагогика; о тифлопедагогика;
o коррекционная педагогика; о суггестопедагогика.
112. Педагогика тесно связана с физиологией, так как учителю необходимо знание…
o законов объективного детерминизма педагогических явлений;
o биологических факторов развития ребенка;
o основ семейного воспитания;
o уровня воспитанности школьников.
113. Наука социология позволяет педагогике…
o учитывать факторы, влияющие на развитие человека;
o учитывать условия, способствующие развитию взаимоотношений участников педагогического процесса;
o определять основные научные направления развития;
o учитывать социальные условия, которые в большей или меньшей степени способствуют воспитанию человека.
114. Религиозные ценности явились определяющими для содержания образования в …
o эпоху Возрождения; о Древнем Мире; о средние века; о первобытном обществе.
Возрасту от 0 до 2-х лет в концепции Ж. Пиаже соответствует _________ стадия интеллектуального развития.
o формально операционная; о дооперационная;
o сенсорно-моторная; о конкретно операционная.
116. Движущими силами ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА являются его…
o противоречия; о методы; о формы; о закономерности.
Отношение педагога к воспитаннику как к ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития реализует на практике принцип ___________ педагогического процесса.
o наглядности; о гуманистической направленности;
o научности; о преемственности.
118. Выделение в педагогических процессах и явлениях общих черт является сущностью МЕТОДА…
o моделирования; о абстрагирования; о конкретизации; о обобщения.
119. К эмпирическим (практическим) методам педагогического исследования относится…
o беседа, классификация, синтез, шкалирование;
o эксперимент, моделирование, рейтинг, тестирование;
o наблюдение, анализ, эксперимент, интервьюирование;
o наблюдение, беседа, анкетирование, эксперимент.
120. Способы изучения педагогических явлений, получения научной информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий – это ___________ исследования.
o действия; о результат; о методы; о приемы.
121. Выявление причинно-следственных связей в педагогических процессах и явлениях реализуется через…
o шкалирование; о наказание; о эксперимент; о анкетирование.
122. К технологическому компоненту педагогического процесса НЕ относятся…
o цели воспитания; о образовательные технологии;
o методы воспитания; о формы организации обучения.
123. Соответствие содержания, форм и методов педагогического процесса современному уровню развития научного знания реализует на практике принцип…
o наглядности; о научности; о гуманистической направленности; о преемственности.
ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ (ДИДАКТИКА)
124. Дидактический компонент структуры процесса обучения – это…
o цель, принципы, содержание, методы, средства, формы;
o тестирование, проектирование, прогнозирование процесса обучения и его результатов;
o процессы восприятия, мышления, запоминания, общения;
o последовательные этапы деятельности педагога и учащихся.
125. Движущимися силами процесса обучения является(ются)…
o противоречия, возникающие в ходе обучения; о профессионализм педагога;
o закономерности и принципы его построения; о образовательная активность ученика.
126. Основное противоречие процесса обучения как противоречия между выдвигаемыми ходом обучения познавательными и практическими задачами и наличным уровнем знаний, умений и навыков учащихся, их умственного развития и отношений является…
o особенностью образовательной системы в России;
o движущей силой процесса обучения;
o барьером развития личности;
o препятствием для установления субъектных отношений между обучающим и обучаемыми.
Установите соответствие ПРИНЦИПОВ ДИДАКТИКИ и их сущности.
1. Осмысление цели и задач обучения, глубокое понимание материала и умение применить его на практике.
2. Дидактический принцип, который предполагает соответствие задач, содержания, методов и форм обучения возможности обучаемых.
3. Приведение содержания образования в соответствии с уровнем развития науки и техники.
4. Применение в процессе обучения разнообразных примеров, иллюстраций, демонстраций, лабораторно-практических работ
o принцип научности; о принцип наглядности;
o принцип доступности; о принцип сознательности.
Установите соответствие принципа дидактики и их сущности.
1. Формирование в процессе обучения приоритетных компонентов гуманитарной культуры личности.
2. Субъектное отношение к учащимся, учет их способностей, освобождение от перегрузки учебной информацией и предоставление возможности для творческого саморазвития личности.
3. Интеграция гуманитарного и естественнонаучного знания, установление преемственности и междисциплинарных связей.
o принцип гуманитаризации;
o принцип фундаментализации содержания образования;
o принцип гуманизации.
1. Соответствие обучения возрастным и индивидуальным особенностям ребенка.
2. Целенаправленное упорядочивание знаний и умений обучающихся.
3. Регулярное повторение изученного с введением элементов новой оценки и самостоятельного воспроизведения материала учащимися.
4. Систематическое ознакомление школьников с текущими событиями; широкое использование на занятиях местного краеведческого материала.
o принцип природосообразности;
o принцип прочности;
o принцип связи теоретических знаний с жизнью;
o принцип системности.
130. Учет реальных возможностей учащихся, предупреждение перегрузок составляет сущность принципа…
o преемственности; о доступности; о научности; о наглядности.
131. АВТОРОМ дидактической системы начального обучения, направленной на общее развитие детей, является…
o Л. В. Занков; о Ю. К. Бабанский; о Л. С. Выготский; о И.Я Лернер.
132. Я. А. Коменскому принадлежит идея…
o использования метода проектов в обучении; о использования игры в обучении;
o всеобщего высшего образования; о классно-урочной системы обучения.
133. Многократное выполнение действия с целью овладения им или повышения его качества составляет основу…
o любого метода обучения; о дидактической игры;
o лабораторной работы; о упражнения.
Привлечение внимания слушателей к излагаемому материалу при помощи риторического вопроса относится к __________СПОСОБУ.
o невербальному; о смешанному;
o вербальному; о двигательно-знаковому.
Привлечение внимания учащихся к излагаемому материалу при помощи паузы относится к __________ способу.
o невербальному; о смешанному;
o вербальному; о двигательно-знаковому.
136. К ФОРМАМ ОРГАНИЗАЦИИ учебной деятельности НЕ относится…
о идеальная; о групповая; о фронтальная; о индивидуальная.
137. Учебное занятие, организуемое в форме коллективного обсуждения изучаемых вопросов, докладов, рефератов, называется…
o семинаром; о беседой;
o факультативом; о уроком систематизации и обобщения знания.
138. Строгая организационная структура, экономичность, благоприятные предпосылки для взаимообучения – это достоинства…
o домашней самостоятельной работы; о экскурсии;
o урока; о факультатива.
139. Опора на «среднего» ученика, отсутствие возможности осуществления индивидуальной учебно-воспитательной работы – это недостатки…
o домашней самостоятельной работы; о экскурсии;
o урока; о факультатива.
ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ
140. К общим целям воспитания относится…
o выявление природных задатков каждого человека;
o сохранение неповторимости каждой личности;
o эмоциональное развитие личности;
o всестороннее и гармоничное развитие личности.
141. Воспитание, которое характеризуется определенным распределением полномочий между педагогом и воспитанником называется…
o гармоничным; о либеральным; о авторитарным; о демократическим воспитанием
142. Из перечисленных характеристик цели воспитания ошибочной является следующая…
o цель воспитания – идеальное представление о результате педагогической деятельности;
o цель воспитания не зависит от педагогических условий и новообразований растущей личности;
o достижение цели воспитания происходит через решение системы воспитательных задач;
o выявление цели – центральный момент создания любой педагогической концепции.
Установите соответствие между типами ложных авторитетов и их характеристиками.
1. Авторитет подавления.
2. Авторитет расстояния.
3. Авторитет чванства.
o это убеждение в том, что детей следует держать на расстоянии, у родителей своя жизнь, свои интересы, о которых дети не должны знать;
o проявляется в грубом отношении к ребенку и наказаниях за каждую провинность;
o строится на представлении родителей, что они самые заслуженные, главные и важные, родители постоянно говорят о своих достоинствах и высокомерно относятся к другим людям.
Установите соответствие между функциями СЕМЬИ и их содержанием (1. Нравственно-психологическая функция; 2. Коммуникативная функция; 3. Рекреативная функция).
o заключается в организации внутрисемейного общения, взаимодействия семьи с другими людьми, семьями, социальными группами;
o заключается в создании благоприятного климата в семье, морально-психологической поддержке каждого члена семейного сообщества;
o заключается в организации досуговой деятельности, обеспечение условий для восстановления сил, здоровья членов семейного коллектива.
Установите соответствие между параметрами семьи и их характеристиками.
1. Социально-экономические параметры семьи.
2. Технико-гигиенические параметры семьи.
3. Нравственные параметры семьи.
o определяются через законопослушность членов семьи как граждан общества;
o определяются через имущественные характеристики семьи, занятость родителей на работе;
o определяются через условия проживания семьи, оборудованность жилища.
Установите соответствие между понятиями и их характеристиками.
1. Стиль семейного воспитания.
2. Родительская позиция.
3. Семья.
o это группа людей, связанная семейными узами родства, социально экономическая единица;
o это система приемов и характер воздействия старших членов семьи на младших;
o это реальная направленность воспитательной деятельности родителей.
1.Семейное воспитание.
2. Методы семейного воспитания.
3. Средства семейного воспитания.
o это процесс взаимодействия родителей и детей, который должен доставлять удовольствие двум сторонам;
o это убеждение, личный пример, поощрение;
o это родительский авторитет, труд, учение.
158. Взаимодействие педагога с родителями учащихся реализует на практике принцип…
o учета возрастных особенностей ученика;
o уважения к личности ребенка;
o коллективности обучения и воспитания;
o согласованности требований семьи и школы.
ТЕОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ. УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ
159. Содержание образования как общественного явления определяется…
o социально-экономическим и политическим строем данного общества, уровнем материально-технического и культурного развития;
o уровнем развития педагогической практики;
o уровнем развития педагогической науки и педагогической деятельности;
o уровнем развития общественных наук.
Широкое и все более массовое использование вычислительной техники и информационных технологий в процессе обучения человека является признаком _________ образования.
o гуманитаризации; о информатизации;
o гуманизации; о дифференциации.
161. Информатизация современного образования заключается в …
o ориентации на запросы общества и производства;
o усилении взаимосвязи теоретической и практической подготовки молодого человека к современной жизнедеятельности;
o широком и массовом использовании вычислительной техники и информационных технологий в процессе обучения человека;
o ориентации образовательной системы на реализацию, прежде всего, государственного образовательного стандарта.
162. К условиям эффективности контроля качества образовательного процесса относится…
o наличие научно-обоснованных критериев результатов деятельности образовательного процесса;
o согласованность действий контроля между членами администрации;
o высокая познавательная мотивация учащихся;
o неожиданный характер контроля.
163. В современных условиях при отборе целей образования учитываются…
o экономическое развитие страны;
o интересы государственной власти;
o уровень жизни населения страны;
o социальный запрос государства и общества.
164. Совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутый в результате учебно-воспитательной работы – это…
o учебная программа; о учебный план;
o система образования; о содержание образования.
В государственный образовательный СТАНДАРТ входят _________ компоненты.
o образовательный и воспитательный;
o федеральный, национально-региональный, местный (школьный);
o теоретический и практический;
o нормативный и рекомендательный.
Максимальное использование образования как фактора социального прогресса при минимуме издержек и негативных последствий определяет степень _________ образования.
o гуманности; о целостности;
o эффективности; о целенаправленности.
167. По сословному признаку образование подразделяется на…
o элитное и массовое; о научное и элементарное;
o отечественное и международное; о отечественное и европейское.
Гимназии, лицеи, вечерние школы относятся к учебным заведениям __________ образования.
o среднего профессионального; о высшего профессионального;
o начального профессионального; о общего среднего
169. В число образовательных учреждений общего среднего образования НЕ входят…
o школы; о гимназии; о колледжи;
o образовательные учреждения интернатного типа.
170. Вид дополнительного профессионального образования, направленного на формирование готовности работника к выполнению более сложных трудовых функций, называется…
o аттестацией; о повышением квалификации;
o докторантурой; о аспирантурой.
171. Обучение по углубленным образовательным программам проходит в …
o коррекционной школе; о педагогическом колледже;
o лицее; о общеобразовательной средней школе.
172. Под ДИВЕРСИФИКАЦИЕЙ образовательных учреждений понимается…
o расширение штата администрации образовательного учреждения;
o передача ряда полномочий высших органов управления низшим;
o многообразие типов образовательных учреждений и форм получения образования;
o введение элементов самоуправления в педагогическом коллективе.
173. Состояние готовности выпускника к реальному и осознанному выбору профессии называется профессиональным(ой)…
o адаптацией; о самоопределением; о диагностикой; о пригодностью.
174. Овладение учащимися основами научных знаний, общая подготовка к практической деятельности и формирование научных убеждений; создание предпосылок для самореализации личности – это…
o предмет педагогики; о задачи нравственного воспитания;
o главная цель учебно-воспитательного процесса; о результат социализации.
175. К муниципальным органам УПРАВЛЕНИЯ образования в РФ относится…
o министерство образования РФ;
o министерство образования и науки РФ;
o управление образованием администрации города и района;
o федеральное агентство по образованию.
Основные исходные положения теории управления, которые позволяют достичь результатов с минимальными затратами, называются _____________ управления.
o принципами; о закономерностями; о методами; о концепцией.
177. По ресурсам управленческую информацию разделяют на…
o первичную и вторичную;
o правовую, техническую, финансовую, энергетическую;
o своевременную и несвоевременную;
o полную и неполную.
178. Акт деятельности менеджера, ведущий к разрешению проблемы, называется…
o закономерностью управления; о управленческим решением;
o концепцией управления; о принципом управления.
Проявлением закона единства противоположностей является принцип __________ в управлении педагогической системой.
o системности и целостности; о научной обоснованности;
o целенаправленности; о единоначалия и коллегиальности.
Личная ответственность каждого члена педагогического коллектива за исполнение принятого коллегиальным путем решения составляет сущность принципа _______ управления.
o единоначалия и коллегиальности; о гуманизации;
o системности; о научной обоснованности.
Выборность руководителя образовательного учреждения, введение механизма конкурсного избрания и контрактной системы составляют основу реализации принципа ________ управления.
o гуманизации; о демократизации;
o научной обоснованности; о системности.
Реализация принципа ____________ управления придает процессу управленческой деятельности последовательность, логичность и комплексность.
o демократизации;
o взаимосвязи единоначалия и коллегиальности;
o сочетания централизации и децентрализации;
o системности и целостности.
Основное содержание принципа _______ заключается в требовании, чтобы все управленческие действия осуществлялись на основе научных методов и подходов.
o объективности и полноты информации; о системности и целостности;
o демократизации и гуманизации; о научности.
184. Управленческая культура, основанная на решении всех проблем временными творческими группами, называется…
o командной культурой; о культурой индивидуальностей;
o ролевой культурой; о культурой власти и силы.
185. Управленческая культура, основанная на выполнении каждым сотрудником определенных функций и ролей в организации, называется…
o культурой власти и силы; о культурой индивидуальностей;
o ролевой культурой; о культурой общения.
186. Комплекс принципов, методов, форм и приемов эффективного управления педагогическими системами называется педагогическим…
o прогнозированием; о менеджментом;
o моделированием; о планированием.
187. Экономические методы управления образовательным процессом включают в себя…
o методы, с помощью которых осуществляется воспитание кадров;
o методы, направленные на совершенствование материального стимулирования педагогических работников;
o методы, с помощью которых осуществляется подбор и расстановка кадров;
o методы, способствующее установлению благоприятного психологического климата в коллективе.
ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
188. Специалист, ведущий учебную и воспитательную работу с учащимися в общеобразовательных школах, называется…
o мастером; о преподавателем; о учителем; о воспитателем.
189. Традиционно основными видами педагогической деятельности являются…
o социализация и развитие; о управление и воспитание;
o преподавание и воспитательная работа; о контроль и оценка.
190. Характеристика профессионализма педагога, которая выражает единство его теоретической и практической готовности к педагогической деятельности, называется…
o профессиональной компетентностью; о педагогическими способностями;
o педагогическими умениями; о педагогическими знаниями.
191. Основу педагогического ПРИЗВАНИЯ составляет…
o физическое и психическое здоровье; о профессиональная подготовка;
o любовь к детям; о коммуникативная культура учителя.
192. Основой профессионально-педагогической направленности личности являются…
o лидерские качества;
o исполнительность и дисциплинированность;
o ценностные отношения к педагогической деятельности;
o гибкость и креативность мышления.
193. Совокупность умений и навыков педагога по владению своим психофизическим аппаратом (мимикой, пластикой, интонацией…) называется…
o педагогической технологией; о педагогической компетентностью;
o педагогическим тактом; о педагогической техникой.
Формирование морально-ценностных установок учащихся и их мировоззрения составляют основу __________________ УМЕНИЙ педагога.
o перцептивных; о ориентационных;
o коммуникативных; о информационных.
Выдвижение педагогических целей и задач и отбор способов их достижения составляет сущность ___________ умений педагога.
o прогностических; о развивающих;
o коммуникативных; о перцептивных.
196. Умения, связанные с планированием педагогом своей деятельности и действий ученика, называются…
o аналитическими; о развивающими;
o проектировочными; о перцептивными.
197. Стиль руководства, предполагающий возможность каждого высказывать свое мнение, называется…
o демократическим; о попустительским; о авторитарным; о манипулятивным.
Установите соответствие между типичными ролевыми педагогическими позициями и их характеристиками (1. Информатор; 2. Друг; 3. Диктатор).
o это роль, в которой педагог насильственно внедряет нормы и ценностные ориентации в сознание воспитанников;
o это роль, в которой педагог стремится проникнуть в душу ребенка;
o это роль, в которой педагог ограничивается сообщением требований, норм, воззрений и т.д.
Установите соответствие между функциональными КОМПОНЕНТАМИ педагогической деятельности и их характеристиками (1. Коммуникативный компонент; 2. Организаторский компонент; 3. Проектировочный компонент).
o это представления о перспективных задачах обучения и воспитания, о стратегиях и способах их достижения;
o это специфика взаимодействия с учащимися;
o это система умений педагога организовывать собственную деятельность.
Установите соответствие между функциональными компонентами педагогической деятельности и их характеристиками (1. Гностический компонент; 2. Проектировочный компонент; 3. Конструктивный компонент).
o включает в себя представления о перспективных задачах обучения и воспитания, о стратегиях и способах их достижения;
o относится к сфере знаний педагога;
o это особенности конструирования педагогом собственной деятельности и активности учащихся с учетом ближних целей обучения и воспитания.
Установите соответствие между компонентами структуры педагогической деятельности и их характеристиками (1. Конструктивная деятельность; 2. Организаторская деятельность; 3. Коммуникативная деятельность).
o направлена на установление педагогически целесообразных отношений педагога с воспитанниками, педагогами, родителями;
o предполагает выполнение системы действий, направленных на включение учащихся в различные виды деятельности, создание коллектива и организацию совместной деятельности;
o предполагает отбор, планирование и построение педагогического процесса.
Установите соответствие между видами конструктивной деятельности педагога и их сущностью (1. Конструктивно-содержательная деятельность; 2. Конструктивно-оперативная деятельность; 3. Конструктивно-материальная деятельность).
o это отбор и композиция учебного материала, планирование и построение педагогического процесса;
o это проектирование учебно-материальной базы педагогического процесса;
o это планирование своих действий и действий учащихся.
Формальное выполнение педагогом своих обязанностей, невмешательство в дела коллектива учащихся свидетельствует о ___________ стиле педагогического общения.
o гуманистическом; о демократическом;
o попустительским; о авторитарном.
204. Сознательный процесс выявления и постановки целей и задач педагогической деятельности называется…
o анализом; о конструированием;
o целеполаганием; о диагностированием.
205. Педагогическая деятельность относится в соответствии с классификацией Е. А. Климова к группе:
o Человек — Человек; о Человек — Природа;
o Человек — Техника; о Человек – Знак.