Оценка Нервно-психического развития у детей

(в соответствии с Приказом МЗРФ от 28.09.1993 N 227 [14])

 

В детских поликлиниках оценка НПР проводится в следующем возрасте (эпикризные сроки):

 

До 1 мес. -10 дней; до1года — ежемесячно;

до 2-х лет — ежеквартально;

до3-х лет — каждое полугодие;

до 4-х лет –ежегодно

 

Условные обозначения анализаторов:

Аз — зрительный анализатор

Ас — слуховой анализатор

Э- эмоции

Др — движения руки и действия с предметами

О — движения общие

Рп — речевое понимание

Ра — речевая активность

Н – навыки

С — сенсорное развитие

 

Возраст Анализатор Проявление

10 дней

Аз Удерживает в поле зрения движущийся предмет.
Ас Вздрагивает и мигает при резком звуке.

18-30 дней

Аз Удерживает предмет в поле зрения
Ас Успокаивается при сильном звуке

1 месяц

Аз Сосредотачивает взгляд на неподвижном предмете, появляется плавное прослеживание движущихся предметов
Ас Прислушивается к звуку и голосу взрослого.
Э Первая улыбка в ответ на разговор.
До Лёжа на животе, пытается поднять голову.
Ра Произносит отдельные звуки и в ответ на разговор с ним

2 месяца

Аз Ищущий поворот головы на звук.
Ас Лёжа на животе, поднимает и удерживает голову.
Ра Поизносит отдельные звуки.

3 месяца

Аз Зрительное сосредоточение в вертикальном положении, на лице говорящего с ним взрослого.
Э Комплекс «оживления» в ответ на игрушки
До Лежит на животе, удерживая голову, опирается на предплечья. Высоко подняв голову, крепко упирается ногами при поддержке подмышками.
Др Случайно наталкивается на игрушки

4 месяца

Аз Узнаёт мать, радуется
Ас Находит глазами невидимый источник звука.
Э Громко смеётся в ответ на общение.
ДР Захватывает и раскачивает висящую игрушку.
Ра Гулит
Н Придерживает грудь матери или бутылочку.

5 месяцев

Аз Отличает близких людей от чужих по внешнему виду (по — разному реагирует на лицо знакомого и незнакомого взрослого)
Ас Узнаёт голос матери, различает строгую и ласковую интонацию обращенной речи.
Э Радуется ребёнку, берёт у него из рук игрушку, гулит.
Др Чётко берёт игрушку из рук взрослого, удерживает в руке игрушку.
До Долго лежит на животе, подняв корпус и опираясь на ладони выпрямленных рук. Переворачивается со спины на живот. Ровно, устойчиво стоит при поддержке подмышки.
Ра Подолгу гулит певуче.
Н Ест с ложки полугустую и густую пишу.

6 месяцев

Ас По — разному реагирует на своё и чужое имя.
ДР Уверенно берёт игрушки, находясь в любом положении, подолгу занимается с ними, перекладывает из одной руки в другую.
До Переворачивается с живота на спину. Передвигается, переставляя руки или немного подползая.
Ра Произносит отдельные слоги, начало лепета.
Н Ест с ложки, снимает пищу губами.

7 месяцев

Др Игрушкой стучит, размахивает, перекладывает, бросает её и др.
До Хорошо ползает (много, быстро, в разных направлениях).
Рп На вопрос «где?» ищет и находит взглядом предмет, неоднократно называемый, постоянно находящийся в определённом месте.
Ра Подолгу лепечет, произносит одни и те же слоги.
Н Пьёт из чашки, которую держит взрослый.

8 месяцев

Э Смотрит на действие другого ребёнка и смеётся или лепечет.
Др Игрушками занимается долго и разнообразно действует ими в зависимости от их свойств. Подражает действиям взрослого с игрушками (толкает, стучит, вынимает, и др.)
До Сам садится, сидит и ложится. Придерживаясь руками за барьер, сам встаёт, стоит и опускается. Переступает боком, держась за барьер.
Рп На вопрос «где?» находит несколько (2-3) предметов на постоянных местах. По слову взрослого выполняет Разученные ранее действия (без показа), например, «ладушки», «дай ручку» и др.
Ра громко, чётко, повторно произносит различные слоги.
Н Ест корочку хлеба, которую сам держит в руке. Пьёт из чашки, которую держит взрослый
9 месяцев Ас Плясовые движения под плясовую музыку.

 

Э Догоняет ребенка, ползет ему на встречу. Подражает действиям, движениям другого ребёнка.
ДР С предметами действует по- разному, в зависимости от их свойств (катает, вынимает, открывает, гремит, нажимает и другое).
До Переходит от одного предмета к другому, слегка придерживаясь за них рукой.
Рп На вопрос «где?» находит взглядом несколько знакомых предметов в разных местах, независимо от их постоянного месторасположения. Знает своё имя -оборачивается на зов.
Ра Подражает взрослому, повторяет за ним новые слоги, которых нет в его лепете.
Н Хорошо пьёт из чашки, слегка придерживая её руками. Формируется навык опрятности (спокойно относится к высаживанию на горшок.

10 месяцев

ДР Самостоятельно или по просьбе взрослого выполняет с игрушками различные действия.
До Восходит на невысокую поверхность или «горку», держась за перила и сходит с неё.
Рп По просьбе «дай» находит и даёт знакомые предметы. При заигрывании с ним («прятки», «догоню-догоню») выполняет разученные действия и движения.
Ра Подражает взрослому, повторяет за ним новые слоги, которых нет в его лепете.
Н Закрепляются умения, приобретенные в 9 месяцев.

11 месяцев

Э Радуется приходу детей. Избирательное отношение к детям.
ДР Овладевает навыками и разученными действиями, выполняет их по просьбе взрослого.
До Стоит самостоятельно. Делает первые самостоятельные шаги.
Рп По словесной инструкции выполняет различные действия, не подсказанные предметами /водит куклу/. Появляется первое общение в понимаемой речи,/по просьбевзрослогонаходит и даёт куклу, которую видит средиигрушек/.
Ра Произносит первые слова — обозначения «ав — ав», «кис — кис», «дай».
Н Умение и навыки закрепляются.

12 месяцев

Аз Различает предметы по форме — кубик, кирпичик. Узнает на фотографии знакомых.
Э Протягивает другому ребёнку и отдаёт игрушку, сопровождая её лепетом, смехом. Ищет игрушку, спрятанную другим ребёнком.
Др Самостоятельно выполняет различные действия. Переносит действия, разученные с одним предметом на другой.
До Ходит самостоятельно

 

Рп Понимает названия предметов, имена взрослых, отдельные поручения. Понимает «нельзя».
Ра Произносит 6 — 10 слов, легко подражает новым слогам.
Н Самостоятельно пьёт из чашки.
1год 3 мес. С Играя, различает два разных по величине предмета, например, два куба.

 

 

Др Умеет воспроизводить в игреразученныедействия ! /кормит куклу, собирает пирамиду/.
До Ходит длительно, меняет положение/присядет,      » наклонится/.
Рп Значительно увеличился запас понимаемых слов.
Ра Пользуется лепетом и облегченным словом /собака -ав — ав, машина — би-би/.
Н Самостоятельно ест густую кашу ложкой.

1год 6 мес.

С Из предметов разной формы /3-4/ к предлагаемому образцу и слову, подбирает такой же формы, /например, к кубику — кубик/.
Др Умеет воспроизводить часто наблюдаемые в жизни действия / причесывает, умывает куклу/.
До Движения более координированные — перешагивает через препятствия приставным шагом, / например, через папку, лежащую на полу/.
Рп Находит по слову среди нескольких внешне сходных предметов два одинаковых по значению, но разных по цвету и величине.
Ра В удивлении, радости или сильной заинтересованности называет предмет.
Н Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой.

1год 9 мес.

С Играя, различает три разных по величине предмета (например, 3 куба).
До Умеет ходить по поверхности шириной 15 — 20 см на высоте от пола 15-20 см.
ДР Строит «ворота», «скамейку», «домик».
Ра Пользуется двухсловными предложениями.
Рп Отвечает на вопросы взрослого при рассматривании сюжетных картинок
Н Умеет частично раздеваться с небольшой помощью, взрослого.

2 года

С По предлагаемому образцу и просьбе взрослого находит предмет того же цвета.
До Перешагивает через препятствие,чередуяшаг           |
Др В игре воспроизводит ряд логических связанных действий. Например, куклу, купает, вытирает.
Ра Пользуется 2-3 слоеными предложениями при общении с взрослыми.
Рп Понимает короткий рассказ о событиях, знакомых ребёнку по опыту (данный показатель проверяется в семье)
Н Умеет частично одевать одежду с небольшой помощью взрослого

2года 6 мес.

С Подбирает по образцу разнообразные предметы четырёх цветов /красный, синий, жёлтый, зелёный/
До Приставным шагом перешагивает через несколько препятствий лежащих на полу (палка, кубики на расстоянии между ними 20 см)
Др В игре действует взаимосвязанно, последовательно (кормит куклу, укладывает спать, гуляет).
Ра Строит предложение из трех и более слов.

 

  Н Самостоятельно одевается, но ещё не умеет застёгивать пуговицы и завязывать шнурки.

3 года

С Называет 4 основных цвета.
До Переступает через преграду высотой 10-15 см чередующимся шагом.
Игры В играх исполняет роль. Например: играя с куклой, говорит: мама, доктор.
Ра Употребляет сложные предложения
Н Одевается самостоятельно с небольшой помощью взрослого, застёгивает пуговицы, завязывает шнурки.