(в соответствии с Приказом МЗРФ от 28.09.1993 N 227 [14])
В детских поликлиниках оценка НПР проводится в следующем возрасте (эпикризные сроки):
До 1 мес. -10 дней; до1года — ежемесячно;
до 2-х лет — ежеквартально;
до3-х лет — каждое полугодие;
до 4-х лет –ежегодно
Условные обозначения анализаторов:
Аз — зрительный анализатор
Ас — слуховой анализатор
Э- эмоции
Др — движения руки и действия с предметами
О — движения общие
Рп — речевое понимание
Ра — речевая активность
Н – навыки
С — сенсорное развитие
Возраст | Анализатор | Проявление |
10 дней |
Аз | Удерживает в поле зрения движущийся предмет. |
Ас | Вздрагивает и мигает при резком звуке. | |
18-30 дней |
Аз | Удерживает предмет в поле зрения |
Ас | Успокаивается при сильном звуке | |
1 месяц |
Аз | Сосредотачивает взгляд на неподвижном предмете, появляется плавное прослеживание движущихся предметов |
Ас | Прислушивается к звуку и голосу взрослого. | |
Э | Первая улыбка в ответ на разговор. | |
До | Лёжа на животе, пытается поднять голову. | |
Ра | Произносит отдельные звуки и в ответ на разговор с ним | |
2 месяца |
Аз | Ищущий поворот головы на звук. |
Ас | Лёжа на животе, поднимает и удерживает голову. | |
Ра | Поизносит отдельные звуки. | |
3 месяца |
Аз | Зрительное сосредоточение в вертикальном положении, на лице говорящего с ним взрослого. |
Э | Комплекс «оживления» в ответ на игрушки | |
До | Лежит на животе, удерживая голову, опирается на предплечья. Высоко подняв голову, крепко упирается ногами при поддержке подмышками. | |
Др | Случайно наталкивается на игрушки |
4 месяца |
Аз | Узнаёт мать, радуется |
Ас | Находит глазами невидимый источник звука. | |
Э | Громко смеётся в ответ на общение. | |
ДР | Захватывает и раскачивает висящую игрушку. | |
Ра | Гулит | |
Н | Придерживает грудь матери или бутылочку. | |
5 месяцев |
Аз | Отличает близких людей от чужих по внешнему виду (по — разному реагирует на лицо знакомого и незнакомого взрослого) |
Ас | Узнаёт голос матери, различает строгую и ласковую интонацию обращенной речи. | |
Э | Радуется ребёнку, берёт у него из рук игрушку, гулит. | |
Др | Чётко берёт игрушку из рук взрослого, удерживает в руке игрушку. | |
До | Долго лежит на животе, подняв корпус и опираясь на ладони выпрямленных рук. Переворачивается со спины на живот. Ровно, устойчиво стоит при поддержке подмышки. | |
Ра | Подолгу гулит певуче. | |
Н | Ест с ложки полугустую и густую пишу. | |
6 месяцев |
Ас | По — разному реагирует на своё и чужое имя. |
ДР | Уверенно берёт игрушки, находясь в любом положении, подолгу занимается с ними, перекладывает из одной руки в другую. | |
До | Переворачивается с живота на спину. Передвигается, переставляя руки или немного подползая. | |
Ра | Произносит отдельные слоги, начало лепета. | |
Н | Ест с ложки, снимает пищу губами. | |
7 месяцев |
Др | Игрушкой стучит, размахивает, перекладывает, бросает её и др. |
До | Хорошо ползает (много, быстро, в разных направлениях). | |
Рп | На вопрос «где?» ищет и находит взглядом предмет, неоднократно называемый, постоянно находящийся в определённом месте. | |
Ра | Подолгу лепечет, произносит одни и те же слоги. | |
Н | Пьёт из чашки, которую держит взрослый. | |
8 месяцев |
Э | Смотрит на действие другого ребёнка и смеётся или лепечет. |
Др | Игрушками занимается долго и разнообразно действует ими в зависимости от их свойств. Подражает действиям взрослого с игрушками (толкает, стучит, вынимает, и др.) | |
До | Сам садится, сидит и ложится. Придерживаясь руками за барьер, сам встаёт, стоит и опускается. Переступает боком, держась за барьер. | |
Рп | На вопрос «где?» находит несколько (2-3) предметов на постоянных местах. По слову взрослого выполняет Разученные ранее действия (без показа), например, «ладушки», «дай ручку» и др. | |
Ра | громко, чётко, повторно произносит различные слоги. | |
Н | Ест корочку хлеба, которую сам держит в руке. Пьёт из чашки, которую держит взрослый | |
9 месяцев | Ас | Плясовые движения под плясовую музыку. |
|
Э | Догоняет ребенка, ползет ему на встречу. Подражает действиям, движениям другого ребёнка. |
ДР | С предметами действует по- разному, в зависимости от их свойств (катает, вынимает, открывает, гремит, нажимает и другое). | |
До | Переходит от одного предмета к другому, слегка придерживаясь за них рукой. | |
Рп | На вопрос «где?» находит взглядом несколько знакомых предметов в разных местах, независимо от их постоянного месторасположения. Знает своё имя -оборачивается на зов. | |
Ра | Подражает взрослому, повторяет за ним новые слоги, которых нет в его лепете. | |
Н | Хорошо пьёт из чашки, слегка придерживая её руками. Формируется навык опрятности (спокойно относится к высаживанию на горшок. | |
10 месяцев |
ДР | Самостоятельно или по просьбе взрослого выполняет с игрушками различные действия. |
До | Восходит на невысокую поверхность или «горку», держась за перила и сходит с неё. | |
Рп | По просьбе «дай» находит и даёт знакомые предметы. При заигрывании с ним («прятки», «догоню-догоню») выполняет разученные действия и движения. | |
Ра | Подражает взрослому, повторяет за ним новые слоги, которых нет в его лепете. | |
Н | Закрепляются умения, приобретенные в 9 месяцев. | |
11 месяцев |
Э | Радуется приходу детей. Избирательное отношение к детям. |
ДР | Овладевает навыками и разученными действиями, выполняет их по просьбе взрослого. | |
До | Стоит самостоятельно. Делает первые самостоятельные шаги. | |
Рп | По словесной инструкции выполняет различные действия, не подсказанные предметами /водит куклу/. Появляется первое общение в понимаемой речи,/по просьбевзрослогонаходит и даёт куклу, которую видит средиигрушек/. | |
Ра | Произносит первые слова — обозначения «ав — ав», «кис — кис», «дай». | |
Н | Умение и навыки закрепляются. | |
12 месяцев |
Аз | Различает предметы по форме — кубик, кирпичик. Узнает на фотографии знакомых. |
Э | Протягивает другому ребёнку и отдаёт игрушку, сопровождая её лепетом, смехом. Ищет игрушку, спрятанную другим ребёнком. | |
Др | Самостоятельно выполняет различные действия. Переносит действия, разученные с одним предметом на другой. | |
До | Ходит самостоятельно | |
|
Рп | Понимает названия предметов, имена взрослых, отдельные поручения. Понимает «нельзя». |
Ра | Произносит 6 — 10 слов, легко подражает новым слогам. | |
Н | Самостоятельно пьёт из чашки. | |
1год 3 мес. | С | Играя, различает два разных по величине предмета, например, два куба. |
|
Др | Умеет воспроизводить в игреразученныедействия ! /кормит куклу, собирает пирамиду/. |
До | Ходит длительно, меняет положение/присядет, » наклонится/. | |
Рп | Значительно увеличился запас понимаемых слов. | |
Ра | Пользуется лепетом и облегченным словом /собака -ав — ав, машина — би-би/. | |
Н | Самостоятельно ест густую кашу ложкой. | |
1год 6 мес. |
С | Из предметов разной формы /3-4/ к предлагаемому образцу и слову, подбирает такой же формы, /например, к кубику — кубик/. |
Др | Умеет воспроизводить часто наблюдаемые в жизни действия / причесывает, умывает куклу/. | |
До | Движения более координированные — перешагивает через препятствия приставным шагом, / например, через папку, лежащую на полу/. | |
Рп | Находит по слову среди нескольких внешне сходных предметов два одинаковых по значению, но разных по цвету и величине. | |
Ра | В удивлении, радости или сильной заинтересованности называет предмет. | |
Н | Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой. | |
1год 9 мес. |
С | Играя, различает три разных по величине предмета (например, 3 куба). |
До | Умеет ходить по поверхности шириной 15 — 20 см на высоте от пола 15-20 см. | |
ДР | Строит «ворота», «скамейку», «домик». | |
Ра | Пользуется двухсловными предложениями. | |
Рп | Отвечает на вопросы взрослого при рассматривании сюжетных картинок | |
Н | Умеет частично раздеваться с небольшой помощью, взрослого. | |
2 года |
С | По предлагаемому образцу и просьбе взрослого находит предмет того же цвета. |
До | Перешагивает через препятствие,чередуяшаг | | |
Др | В игре воспроизводит ряд логических связанных действий. Например, куклу, купает, вытирает. | |
Ра | Пользуется 2-3 слоеными предложениями при общении с взрослыми. | |
Рп | Понимает короткий рассказ о событиях, знакомых ребёнку по опыту (данный показатель проверяется в семье) | |
Н | Умеет частично одевать одежду с небольшой помощью взрослого | |
2года 6 мес. |
С | Подбирает по образцу разнообразные предметы четырёх цветов /красный, синий, жёлтый, зелёный/ |
До | Приставным шагом перешагивает через несколько препятствий лежащих на полу (палка, кубики на расстоянии между ними 20 см) | |
Др | В игре действует взаимосвязанно, последовательно (кормит куклу, укладывает спать, гуляет). | |
Ра | Строит предложение из трех и более слов. |
Н | Самостоятельно одевается, но ещё не умеет застёгивать пуговицы и завязывать шнурки. | |
3 года |
С | Называет 4 основных цвета. |
До | Переступает через преграду высотой 10-15 см чередующимся шагом. | |
Игры | В играх исполняет роль. Например: играя с куклой, говорит: мама, доктор. | |
Ра | Употребляет сложные предложения | |
Н | Одевается самостоятельно с небольшой помощью взрослого, застёгивает пуговицы, завязывает шнурки. |