Методы сбора социологической информации. Опрос.
1. Метод опроса: его классификации и разновидности.
2. Использование метода анкетного опроса в социологическом исследовании.
3. Структура социологической анкеты и требования к ее оформлению.
4. Основные виды вопросов и правила их постановки и формулирования.
I. Метод опроса: его классификации и разновидности.
Социологические опросы в современном понимании этого метода стали явно использоваться в науке во второй половине XIX века. Известно, что одними из первых их стали использовать К. Маркс и Ф. Энгельс при подготовке своих работ о положении рабочего класса. Но особенно широкое распространение этот метод получил в начале XX века с развитием эмпирической (прикладной) социологии. В настоящее время он настолько широко используется в социологическом исследовании, что в какой-то мере стал даже своеобразной визитной карточкой самой этой науки.
Этот метод эффективен при получении информации как объективного (о фактах и продуктах жизнедеятельности людей), так и субъективного характера (о мотивах деятельности, мнениях, оценках, ценностных ориентациях) в сжатые сроки и при сравнительно небольших организационных и материальных затратах.
Роль и значение опроса тем больше, чем слабее обеспеченность изучаемого явления статистической и документальной информацией и они меньше доступны непосредственному наблюдению.
Виды опроса:
По способу получения информации и её интерпретации: анкетный опрос; социологическое интервью; экспертный опрос.
По степени охвата генеральной совокупности: сплошные опросы; выборочные опросы.
По процедуре проведения: индивидуальные опросы; групповые опросы.
По форме проведения: устные (интервью); письменные опросы (анкетирование).
По способу коммуникации: контактные (интервью и некоторые виды анкетных опросов); бесконтактные опросы (почтовые и прессовые).
По частоте проведения: разовые (по определенным проблемам); повторные (мониторинг, лонгитюдные исследования).
Методы сбора социологической информации 3
... с целью получения необходимой информации, называется интервью. Форма очного проведения опроса, при котором исследователь находится ... «социологичности» описываемого метода. Социологический опрос — это метод получения первичной социологической информации, основанный на непосредственной ... содержания анкеты или устного опроса [4,с. 407]. Существует множество видов опросов, среди которых основными принято ...
Социологическое интервью — метод научного исследования, который использует процесс вербальной коммуникации для получения необходимой информации в зависимости от намеченной цели исследователя.
Если при анкетном опросе анкетер пассивен, респондент сам интерпретирует вопросы в соответствии со своими убеждениями; то при использовании метода интервью особая роль принадлежит интервьюеру — он ведет и направляет беседу, фиксирует полученный результат. Интервьюер может пояснять смысл терминов, уточнять точку зрения респондента, указывать на противоречия в ответах.
Специфика метода интервью состоит в:
а) непосредственном контакте интервьюера с опрашиваемым;
б) целенаправленность контакта, состоящего в том, что содержание этого общения определяется не личными интересами, а задается извне — программой СИ;
в) строгой дифференциации ролей между интервьюером и респондентом, характеризующейся определенного рода необратимостью;
г) получении информации от респондента в ее «чистом виде». Но, учитывая, что в рамках нормированного процесса общения в интервью происходит социально-психологическое взаимодействие интервьюера и респондента, эта «чистота» информации может быть нарушена либо ошибками интервьюера, либо неготовностью к беседе опрашиваемого;
д) сочетании функций получения информации непосредственно от респондента и наблюдения за его поведением.
Преимущества интервью: личный контакт интервьюера и респондента, который обеспечивает
• максимальную полноту реализации познавательных задач вопросника через приспособление бланков-интервью к возможностям отвечающих;
• снижение количества пропусков в ответах;
• лучшую реализацию функции контрольных вопросов;
• возможность получения достаточно полной информации о мнениях, оценках, мотивах респондентов;
• непосредственное общение, способствующее созданию благоприятной обстановки, повышающей искренность ответов;
• возможность получить дополнительные сведения, важные для оценки объекта исследования;
• возможность оценить ситуацию опроса;
• возможность наблюдать реакцию респондента на вопрос;
• возможность проверить, понятны ли индикаторы респонденту.
Трудности при проведении интервью:
а) требуются значительно большие временные и материальные затраты, чем при анкетировании, и подготовленные интервьюеры, владеющие необходимыми приемами;
б) неумелое поведение интервьюера приводит как к отказу от интервью, так и (в случае согласия) к неточным (осознанно или неосознанно), искаженным ответам;
в) интервьюеры оказываются источником сильного воздействия на респондента.
В зависимости от формы, техники опроса выделяют:
— стандартизованное (формализованное, структурированное) интервью. Предполагает беседу по жестко фиксированному опроснику, где четко представлены варианты ответа на вопросы.
Как вести себя на интервью
... могу полностью реализовать свой потенциал»; «Не вижу возможностей профессионального роста». Если интервьюер знает, что у Вас был конфликт на прежнем ... В то же время Вы можете дополнить свой ответ информацией, представляющей Вас в выгодном свете. Например, если Вас ... консервативно-деловую форму одежды. Если Вы собираетесь на интервью в строительную организацию или дизайнерскую фирму, можно позволить ...
— полустандартизованное (полуформализованное) интервью.
— нестандартизованное (свободное).
Не предполагает жесткой детализации поведение интервьюера и респондента во время беседы.
Вопрос полной фиксации ответов респондента стоит очень остро и имеет большое значение. Одним из приемов преодоления трудностей является использование карточек интервью. Использование карточек целесообразно также при выяснении в интервью интимно-личностных вопросов, и в условиях, ограничивающих возможность людей воспринимать информацию на слух. Применение карточек позволяет придать интервью более наглядный характер; конкретизировать обсуждаемый вопрос; формализовать ответ, унифицировав тем самым получаемую информацию; увеличить количество респондентов путем включения тех, кто плохо воспринимает на слух и отказывался отвечать на «некорректно поставленные», с их точки зрения, вопросы; нормализовать темп проведения интервью, сокращая время записи и интерпретацию ответов интервьюера. Исчезают «временные провалы» для респондента, в течение которых интервьюер занят фиксацией ответов, а респондент ожидает.
По процедуре проведения выделяют:
— фокусированное интервью;
— ненаправленное;
— глубинное (клиническое).
Глубинное (клиническое) интервью основано на познании опыта, переживаний, чувств конкретного человека посредством изучения и интерпретации информации, получаемой от респондента. Глубинное интервью — один из видов свободного, неструктурированного интервью, нацеленного на получение полной, глубоко личностной информации, которая ценна в силу своей уникальности, широты ассоциаций, позволяет также изучать новые явления и процессы, не имеющие массового распространения, особенно во времена резких социальных перемен.
Метод глубинного интервью применяется на небольших выборочных совокупностях, поскольку в фокусе анализа находится особенное, частное, субъективное, в центре внимания — человек. Величина выборки при проведении глубинных интервью может колебаться в диапазоне от 1 до (примерно) 100 человек. Если совокупность обследуемых индивидов рассматривается как однородная, рекомендуется опрашивать около 20 человек, т. к. этого достаточно для формирования развитой типологической картины.
Методы отбора респондентов различаются в зависимости от степени структурированности исследуемого объекта. При обследовании однородной, не образующей социальной структуры, совокупности индивидов могут использоваться принципы отбора, аналогичные методам при проведении количественных опросов:
— простой случайный отбор (используется, когда необходимо зафиксировать естественный разброс мнений в данной группе);
— метод формирования равных по численности квот (используется, когда есть значимые характеристики объектов);
— метод «снежного кома»;
— метод фильтрующего опроса (используется, когда объект исследования более или менее однороден).
Метод социологического исследования. Социологический опрос
... исследования, иметь в соответствии признаки (смысловые единицы) в тексте, обладать возможностями однозначной регистрации признаков, составляющих эти категории. 1.2 Опросные методы Методология и технология интервью. Интервью ... сведений, новых данных. Иными словами, способ получения информации с помощью устного опроса. Обычную беседу считать «интервью» неверно -- она протекает стихийно. Разговор на ...
Преимущества метода глубинного интервью:
— возможность получить глубинную информацию об особенностях поведения, о причинах такого поведения и его глубинных мотивах, которую невозможно выявить другими методами;
— возможность обсуждения сугубо личных тем;
— отсутствие влияния на респондента других участников исследования (как, это происходит при использовании метода фокус-групп);
— преодоление тенденции выражать широко распространенные, социально приемлемые точки зрения;
— возможность получить информацию от респондента, для которого неприемлемы никакие другие формы интервьюирования.
Недостатки метода глубинного интервью:
— большие затраты времени и финансовых средств на проведение интервью и обработку данных; — необходимость специальной подготовки интервьюеров и их отбора по степени контактности и умению входить в доверие;
— субъективизм восприятия данных исследования и подверженность получаемых результатов влиянию интервьюера, возможная потеря части информации в ходе ее фиксации;
— невозможность распространять полученные данные на всю генеральную совокупность;
— сложность обработки и интерпретации полученных данных.
Фокусированное групповое интервью (фокус-группа) – качественный метод сбора социологической информации посредством фокусированной дискуссии со специально отобранной группой по конкретной проблеме. Сферы применения:
1) Маркетинговые исследования
2) Социально-экономические и политические исследования
3) Социальное прогнозирование
4) Методологическое обеспечение социологических исследований (генерация новых идей, проверка гипотез, совершенствование инструментария и т. п.).
Число членов одной фокус-группы — от 6 до 15 человек. Оптимальным считается 7-10 участников. Подбор участников происходит следующими методами: документальный, случайный, метод «снежного кома». В рамках одного исследовательского проекта может проводиться от 3 до 15 фокус-групп.
Преимущества метода: фокус-группа дает возможность получения глубокой качественной информации при изучении широкого спектра реакций, мнений, установок, потребностей, ценностей, стимулирует новые творческие концепции, позволяет совершенствовать исследовательские стратегии. Кроме того, возможность заказчика непосредственно видеть (слышать) ход фокус-группы значительно повышает его доверие к результатам исследования.
Недостатки метода: трудности с фиксацией и обработкой результатов, возможная нерепрезентативность данных, данный вид интервью требует больших материальных и временных затрат, чем обычное интервью.
Наиболее эффективно использование фокус-группы в сочетании с другими методиками оперативных социологических исследований (например, с анкетным опросом).
Экспертный опрос — метод получения социологической информации путем опроса экспертов. Используется при решении следующих задач: для прогноза развития того или иного явления, когда массовый опрос малоэффективен; для оценки степени достоверности массовых опросов; для аттестации коллектива по различным параметрам. Эксперт — компетентное лицо, имеющее специальные знания и опыт в области, непосредственно связанной с объектом исследования.
150 вопросов с ответами по Философии
... мудрости и схоластики. - тесная связь с естествознанием. - исследование проблем человека. - все перечисленное. Вопрос 23. Каковы основные черты взгляда на мир, которые сформировались ... позиции. - это практика. - адекватная информация об объекте, получаемая посредством чувственного или интеллектуального его постижения. - результативности наших знаний. Вопрос 35. Сознание – это: - общественный ...
ІI. Использование метода анкетного опроса в социологическом исследовании.
Анкетирование — письменная форма опроса, осуществляющаяся, как правило, заочно, т.е. без прямого и непосредственного контакта интервьюера с респондентом. Оно целесообразно в двух случаях:
а) когда нужно спросить большое число респондентов за относительно короткое время,
б) респонденты должны тщательно подумать над своими ответами, имея перед глазами отпечатанный вопросник.
Применение анкетирования для опроса многочисленной группы респондентов, особенно по вопросам, не требующим глубоких размышлений, не оправдано. В такой ситуации уместнее побеседовать с респондентом с глазу на глаз. Анкетирование редко бывает сплошным (охватывающим всех членов изучаемой общности), гораздо чаще оно имеет выборочный характер. Поэтому достоверность и надежность полученной анкетированием информации зависит, прежде всего, от репрезентативности выборки.
Преимущества метода анкетирования:
1) влияние исследователя на ход и результат опроса сведено к минимуму (т. е. нет так называемого «эффекта интервьюера»);
2) высокая степень анонимности;
3) конфиденциальность информации;
4) оперативность (возможность использования в ОСИ);
5) массовость (возможность использования для опроса больших совокупностей людей по различной тематике);
6) репрезентативность полученных данных;
4) полное отсутствие коммуникативного, психологического барьера между социологом (анкетером) и респондентом.
Недостаток анкетного опроса: невозможность уточнить, конкретизировать ответ респондента, пояснить содержание вопроса.
Само название этого метода предполагает его структуру: два крайних полюса — исследователь (сложное понятие, включающее в себя как разработчиков основных документов опросного метода, так и тех, кто непосредственно осуществляет опрос анкетеров) и респондент (тот, кого опрашивают — анкетируемый), а также звено, опосредующее их отношения, — анкета (или инструментарий).
Анкета – это инструмент сбора первичной информации, совокупность определенным образом структурированных вопросов, логически связанных между собой, а также с целями и задачами исследования.
Составление анкеты предполагает ее проверку, апробацию, уточнение. Для оценки качества анкеты проводится пилотажное исследование. В ходе его осуществляется проверка содержания анкеты, формулировок и последовательности вопросов, вариантов ответов и т.д. Пилотаж проводится на микровыборке (до 100 человек) опытным социологом в форме интервью с фиксацией ответов респондента, его реакций на содержание вопросов, их понимание и восприятие, а также с обязательной фиксацией времени, затраченного на опрос. Все это позволяет выявить недостатки инструментария, откорректировать их и адаптировать анкету к массовой работе. Если в ходе пилотажного исследования устанавливается, что многие из опрашиваемых отвечают, что не знают или вообще оставляют вопрос без ответа, то это означает, что вопрос непонятен респонденту, если же большинство опрашиваемых дают однотипный ответ, это означает, что вопрос имеет трафаретную форму, не нацеливает на выявление специфической информации. Когда вопрос вызывает у респондентов разнообразные комментарии и замечания, значит, он разработан недостаточно глубоко и ясно, упущены существенные моменты о спрашиваемом предмете. Отказ заполнять анкету свидетельствует о том, что она либо непонятна, либо поставлены слишком «лобовые» вопросы, либо респондент не получил соответствующей подготовки, и здесь необходимо что-то поменять.
Коучинг в вопросах и ответах
... он сам действовал бы на вашем месте. Он не знает "правильных" ответов на ваши вопросы. Он постарается воздержаться не только от высказывания своих мнений, предложений или ... вес, и уж конечно не говорит шахматисту "лошадью ходи!" Коуч будет задавать вопросы, думая над которыми, вы лучше (полнее, яснее) осознаете ситуацию. Коуч построит разговор ...
Пилотажное исследование, таким образом, способствует обеспечению валидности анкеты (ее способности обеспечить получение необходимой информации), повышению ее надежности в качестве инструментария исследования.
ІІI. Структура социологической анкеты и требования к ее оформлению.
Каждое конкретное социологическое исследование требует создания особой анкеты, но все они имеют общую структуру. Любая анкета включает в себя три основные части: вводную, содержательную (основную часть) и заключительную (паспортичку).
Во введении указывается, кто проводит исследование, его цель и задачи, способ заполнения анкеты, подчеркивается анонимный характер ее заполнения, а также выражается благодарность за участие в анкетировании. К вводной части примыкает и инструкция по заполнению анкеты.
Паспортичка (демографическая часть) содержит в себе сведения о респондентах с целью проверки надежности информации. Это вопросы, касающиеся пола, возраста, образования, места жительства, социального положения и происхождения, стажа работы респондента и др.
Особое внимание должно быть уделено оформлению анкеты.
- Сформированная система вопросов должна быть проста для заполнения и обработки. Все разделы анкеты могут иметь пояснения и выделяться особым шрифтом перед соответствующими блоками вопросов. Все блоки вопросов и сами вопросы логически связаны между собой, но логика построения анкеты может не совпадать с логикой обработки информации. При необходимости перед каждым блоком вопросов можно давать пояснения, как работать с вопросом (особенно это важно при наличии вопросов-таблиц), как отмечать выбранный вариант ответа.
- Все вопросы анкеты должны быть пронумерованы по порядку, варианты ответов на вопрос также нумеруются по порядку.
- Категорически запрещается разрывать текст вопроса и переносить его на другую страницу.
- Хорошо использовать разный шрифт при печатании вопросов и ответов, при возможности использовать цветную печать.
- Можно использовать рисунки для оживления текста анкеты, снятия психологического утомления респондента. Иллюстративно могут быть оформлены и некоторые вопросы, что разнообразит технику заполнения анкеты, позволяет избежать монотонности восприятия текста.
- Анкета должна быть исполнена четким шрифтом, предусматривать достаточное место для записи ответов на открытые вопросы и четкие стрелки-указатели переходов от одних вопросов к другим при фильтрации респондентов.
Сама же последовательность вопросов может быть сформирована либо методом воронки (компоновка вопросов от наиболее простых к более сложным), либо определена методом постадийного развертывания вопросов (пятимерный план Гэллапа).
Анкета для родителей и учащихся
... не знаю Окажете ли Вы ребенку помощь? 1.да 2.нет Анкета для учащихся Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы (нужное подчеркнуть). 1) Насколько важна, на Ваш взгляд, проектная ... 6) Чем объясните свое неучастие в ПД нашей школы (возможно несколько вариантов ответов): 1. отсутствие помощи и поддержки ПД; 2. не знаю методику; 3. недостаток ...
Гэллапом предложена техника постадийного развертывания вопроса, состоящая и пяти вопросов:
- фильтр, для выяснения об осведомленности респондента.
- выяснение того, как опрашиваемых в общем относится к данной проблеме (открытый).
- для получения ответов по конкретным моментам проблемы (закрытый).
- помогает выявить причины взглядов опрашиваемого и употребляется в полузакрытой форме.
- направлен на выявление силы этих взглядов, их интенсивности и применяется в закрытой форме.
При этом необходимо помнить, что в любом случае количество вопросов в анкете лимитировано. Практика показывает, что анкета, требующая для заполнения более 45 минут, несет в себе больше случайной или недостаточной информации (что связано с эмоционально-психологической усталостью респондента).
Поэтому оптимальным считается время заполнения анкеты в течение 35-45 минут (чему соответствует 25-30 вопросов по теме исследования).
Использование каких-либо видов вопросов в анкете определяется целями и задачами исследования, спецификой выборки и уровнем культурной и образовательной подготовки респондентов. При этом каждый вопрос должен быть задан нейтрально со стороны исследователя, не должен быть двусмысленным. Каждый поставленный вопрос должен предполагать точный ответ. Эти общие требования к постановке и формулировке самого вопроса учитываются при составлении разделов анкеты.
IV. Основные виды вопросов и правила их постановки и формулирования
Содержание анкеты (характер и виды задаваемых вопросов, порядок их размещения, формализация предполагаемых ответов) определяется стремлением получить наиболее достоверную информацию об изучаемом объекте. Для этого необходимо хорошо ориентироваться в той системе вопросов, на базе которых формируется содержательная часть анкеты. Формулировка вопросов – самый сложный этап составления анкеты, которому предшествует процедура эмпирического определения основных понятий исследования и отбора соответствующих эмпирических индикаторов, каждому из которых соответствует один или несколько вопросов анкеты. В этой связи большое методологическое значение имеет типологизация вопросов, без знания которой вообще невозможно построить квалифицированную анкету.
Ответы по психологии девиантного поведения
В контексте теории социализации, к девиантному поведению склонны люди, социализация которых проходила в условиях поощрения или игнорирования отдельных элементов девиантного поведения (насилие, аморальность). В теории стигматизации, считается, что появление девиантного поведения становится возможным уже при одном только определении индивида как социально отклоняющегося и применении по отношении к ...
1. По предметному содержанию вопросы можно подразделить на:
Вопросы о фактах. Целью этих вопросов является получение информации о социальных явлениях, о состоянии дел на производстве, о поведении окружающих. Они могут касаться и личности самого респондента, когда он заполняет данные паспортички, а также нести информацию о его действиях, поступках или их последствиях.
Вопросы о знании. Их цель состоит в раскрытии того, что знает и что может изложить респондент. Как правило, это вопросы экзаменационного типа, имеющие целью выявить уровень информированности респондента и его знаний в определенной области. Такие вопросы могут содержать задания, экспериментальные и игровые ситуации, решение которых требует от опрашиваемого использования определенных навыков, знания конкретных фактов, событий, имен.
Вопросы о мнении. Эти вопросы направлены на фиксацию фактов, пожеланий, ожиданий, планов на будущее и могут касаться любых проблем и личности самого респондента. Ответом в этом случае выступают оценочные суждения, основанные на индивидуальных представлениях. Через мнения выявляется отношение человека к тем или иным событиям.
Вопросы о мотивах. Эти вопросы призваны выявить субъективное представление человека о мотивах своей деятельности. Один вопрос о мотивах не может дать подлинную картину мотивации деятельности, для этого необходим целый комплекс подобных вопросов.
2. По своей логической природе вопросы подразделяются на:
Основные вопросы. На основе ответов на эти вопросы строятся выводы об изучаемом явлении, они составляют большую часть анкеты.
Вопросы-фильтры. Эти вопросы задаются для отсева некомпетентных лиц при опросе по изучаемой проблеме или же с целью выделения части респондентов из всего массива по определенному признаку.
Контрольные вопросы служат для проверки устойчивости, правдивости и непротиворечивости ответов, определения их искренности и достоверности.
Наводящие вопросы оказывают помощь респонденту в правильном осмыслении основного вопроса, помогают дать более точный ответ.
3. По своей психологической функции, определяющей отношение респондента к самому факту анкетирования и к тем вопросам, на которые ему предстоит ответить, последние делятся на:
Контактные вопросы служат для установления контакта с респондентом. Их цель — создать интерес к исследованию, побудить принять в нем участие. Как правило, это первый или один из первых вопросов анкеты, который по форме должен быть весьма простым и касаться самого респондента, как бы настраивать его на заинтересованное участие в анкетировании. В качестве контактных вопросов часто используют вопросы чисто событийного характера. Главная же функция этого вида вопросов — облегчение взаимодействия с респондентом во время опроса, побуждение его к наиболее полному и искреннему представлению своего мнения по существу исследуемой проблемы.
Буферные вопросы. Целью этого вида вопросов является переключение внимания при переходе от одного тематического блока к другому, причем часто этот вид вопроса представляет не только собственно вопрос, но и повествовательную преамбулу к нему, где исследователь поясняет логику мысли, создавая этим симметрию общения: респонденту корректно предлагается переключиться с одной проблемы на другую и объясняется, для чего это необходимо сделать, ему предлагается подумать, вновь заострить внимание, переключиться. Вопросы этого вида, как правило, начинаются с общей формулы: «Как вы думаете?» — и далее идет описание новой проблемы.
Ответы ТиМФКиС
... в)обьяснен-(последов, строгое логич изложен препод сложн вопр) г)беседа- вопрос ответ форма обмен информац. д) разбор- (это форма беседы ... всестороннее и гармоническое развитие. Принцип всесторонности предполагает соблюдение следующих условий и требований при занятиях:1.Решая специф задачи ФВ ... достиж поставл цели. Для достиж цели ФВ примен следую гр средств: ФВ, физический труд при опред условиях, ...
Прямые вопросы направлены на выражение отношения респондента — по поводу анализируемой проблемы, их оценку с его собственной позиции.
Косвенные вопросы. При ответе на эти вопросы респондент отвечает от имени группы, коллектива, в безличной форме, что позволяет ему как бы скрыть свою собственную позицию и усилить критический акцент своих высказываний. Кроме того, косвенные вопросы задаются и тогда, когда прямые вопросы не вполне удобно задавать или есть предположение, что на них не будет получено искренних ответов, это ситуации, касающиеся частных, интимных сторон человеческой жизни или их отношения к власти, к своему непосредственному начальству и т.д.
4. По характеру ответов на поставленные вопросы они подразделяются на следующие виды:
Открытые вопросы предполагают оригинальный повествовательный ответ в виде слова, предложения или нескольких предложений. Формально эти вопросы выделяются тем, что за ними следует несколько пустых строк, которые и следует заполнить. Полученный ответ при этом носит естественный характер, дает максимум информации по теме исследования, что является весьма важным для социолога. Однако возникают сложности, связанные с обработкой полученных ответов, их кодировкой, что неизбежно приводит к существенному ограничению использования ЭВМ.
Закрытые вопросы. Ответы на них предполагают выбор из веера предложенных респонденту вариантов. Такие вопросы достаточно легко обработать, отпадает необходимость последующей интерпретации полученных ответов, но при этом есть опасность навязать свои ответы респонденту в случае предоставления недостаточно полного реестра вариантов ответов.
Полузакрытые вопросы. Здесь наряду с набором определенных вариантов ответов в ситуации невозможности выбрать подходящий вариант из предложенного перечня, респонденту предоставляется возможность высказать свое мнение по обсуждаемой проблеме в свободной форме, т.е. соединяются признаки открытости и закрытости.
Шкальные вопросы. Ответ на эти вопросы дается в виде шкалы, в которой необходимо отметить тот или иной показатель.
Вопросы-меню. Здесь респонденту предлагается выбрать любое сочетание вариантов предлагаемых ответов.
Дихотомические вопросы (или альтернативные) предполагают ответы по принципу «да-нет», носят взаимоисключающий характер. При этом предложенный перечень альтернатив должен быть полностью исчерпывающим.Альтернативы должны быть перемешаны так, чтобы они не были представлены ни в логической последовательности, ни в порядке из значимости. Для того чтобы снять влияние последовательности альтернатив, в половине тиража анкет на первое место ставят положительную альтернативу, а на второе отрицательную. Необходимо уравнивать альтернативы по длине.
Анкета заполняется опрашиваемым самостоятельно, поэтому ее конструкция и все комментарии должны быть предельно ясны для респондента. Основные принципы построения анкеты состоят в следующем:
Первый принцип: программная логика вопросов не должна быть смешиваема с логикой построения анкеты. Опросный лист строится под утлом зрения психологии восприятия.
Второй принцип — непременный учет специфики культуры и практического опыта опрашиваемой аудитории. Это требования, касающиеся общей структуры опросного листа.
Третий принцип вытекает из того, что одни и те же вопросы, расположенные в разной последовательности, дадут разную информацию.
Четвертый принцип — смысловые «блоки» опросного листа должны быть примерно одного объема. Доминирование какого-то «блока» неизбежно сказывается не качестве ответов по другим смысловым «блокам».
Пятый принцип касается распределения вопросов по степени их трудности. Первые вопросы должны быть более простыми, далее следуют более сложные (желательно событийные, не оценочные), затем — еще сложнее (мотивационные), потом — спад (снова событийные, фактологические) и в конце — наиболее сложные вопросы (один-два), после чего завершающая «паспортичка».
Вопросник начинается с контактных вопросов, затем идут содержательные, которые чередуются с фильтрами, контактными, контрольными и функционально-психологическими вопросами, снимающими напряжение.
Как избежать ошибок при формулировке вопроса?
Исследователь де Вос изложил все требования, предъявляемые обычно к вербальной формулировке вопроса, в виде удобного списка, которым можно пользоваться в практической работе.
1. Избегать использования специальных терминов или сленга, присущего определенной субкультурной группе.
Специальными терминами злоупотребляют чаще всего начинающие социологи, которые в стремлении к «научности» своего инструментария включают в его текст академические понятия, заведомо непонятные большинству участников опроса.
Пример 1. Можете ли вы назвать свою семью патриархальной или эгалитарной?
Не менее часто встречаются огрехи, связанные с использованием слов и выражений, которые не входят в общеупотребительный лексический состав языка.
Пример 2. Следует ли в равной степени преследовать распространение и тяжелых, и легких наркотиков?
- Формулировки простых по смыслу вопросов должны быть короткими и четкими. То же требование относится и к формулировке ответов.
Это требование не носит столь универсального характера, как предыдущее, — в некоторых случаях вопрос приходится разворачивать в несколько предложений, однако чаще всего краткая формулировка оптимальна.
Пример 1. Считаете ли вы необходимым ставить перед собой высокие цели, но достигать их по шагам, разбивая на более мелкие и доступные на данном этапе?
Пример 2. Следует ли поддерживать с другими людьми взаимовыгодное сотрудничество, при необходимости, если они об этом попросят, оказывая им посильную поддержку.
3. Вопросы не должны быть многозначными, т. Е. Не должны включать еще и отдельные «подвопросы».
Пример 1. Когда вы в последний раз смотрели телепередачу «Страна и мир»?
Пример 2. Как часто члены вашей семьи покупают жевательную резинку «Орбит»?
Первый вопрос включает в себя фактически четыре: смотрит ли респондент телевизор вообще, смотрит ли он передачи НТВ, смотрит ли информационные блоки и, наконец, как часто он смотрит именно эту передачу. Предположим, респондент ответил «вчера», но это вообще ни о чем не говорит, так как этот просмотр мог быть случайным, единичным фактом жизни этого человека.
Такие же претензии и ко второму вопросу, в который также удалось «вместить» целых четыре: употребляют ли члены семьи респондента жевательную резинку вообще, кто именно из них, какой фирмы, марки эта резинка, насколько часто это происходит.
- Надо избегать «подталкивающих» вопросов, неявно указывающих респонденту на то, какой именно ответ от него ожидается.
Пример 1. Примете ли вы участие в выборах, если отказ людей участвовать в голосовании приведет к восстановлению советской власти?
Пример 2. Поддержите ли вы движение «зеленых» даже в том случае, если выполнение их требований приведет к остановке работы многих промышленных предприятий?
Схожим приемом пользуются иногда исследователи, задавая вопрос со ссылкой на мнение известного, уважаемого человека. Например, если начать вопрос со слов «Согласны ли вы с мнением А.Г.Лукашенко в том, что…», то, учитывая высокий рейтинг президента, ответят на вопрос положительно явно большее число людей по сравнению с тем, если бы вопрос носил нейтральную формулировку.
5. Лучше не использовать формулировки, которые содержат в себе отрицание
Пример. Нельзя вводить новую систему приема в вуз на основании единого стандарта без выяснения общественного мнения.
Вопрос предполагает утвердительный и отрицательный ответы. Однако при такой формулировке вопроса остается неясным то, что имеет в виду респондент, отвечая «да». Точно так же непонятен и выбор ответа «нет». То ли респондент не согласен с этой системой, то ли с принципами ее реализации.
6. Вопросы, требующие особой компетентности респондента, следует задавать только тем людям, кто способен на них ответить.
Если есть основание предполагать, что это не так, вопрос такого рода должен предваряться «фильтром», позволяющим обнаружить информированного респондента. Предположим, что социологов интересует, постятся ли участники опроса или нет. Однако задать этот вопрос без предварительного «фильтра» было бы неверно. Сначала надо узнать, является ли человек верующим, к какой церкви он себя относит, и лишь затем обратить интересующий нас вопрос к верующим православным людям.
7. Надо избегать слов или выражений, которые могут по-разному восприниматься представителями отдельных субкультурных групп.
Это требование предполагает поиск наиболее нейтральной формулировки, которая вызывает одинаковую реакцию у любого участника опроса.
Пример. Как вы считаете, в нашем городе в последние годы появилось больше лиц кавказской национальности, меньше или их число в целом не изменилось?
Если среди респондентов окажется представитель какого-либо из народов Кавказа, такое выражение может показаться ему неточным или даже обидным. Поэтому, если в задачи исследования не входит детализация проблемы в отношении различных народов этого региона, следует использовать более нейтральную и научную формулировку «представители народов Кавказа».
8. Следует конкретно определять пространственные и временные координаты.
Имеется в виду довольно распространенное использование наречий типа «часто», «редко», «далеко», «близко» и т. п.
Пример. Часто ли вы читаете детективы?
Варианты: Часто. Редко. Никогда.
При такой формулировке вопроса невозможно получить точный ответ. Для одного человека «часто» читать детективы означает еженедельное обращение к этому жанру, для другого — несколько книжек в год. Поэтому следует прибегнуть к совершенно иным формулировкам, как вопросов, так и ответов.
Пример. Читаете ли вы детективы?
- Да. 2. Нет.
Если да, то насколько регулярно?
- В среднем по одной книге в неделю или чаше.
- В среднем по одной-две книги в месяи.
- В среднем по одной-две книги за полугодие.
- В среднем по одной-две книги в год.
- Реже чем один раз в год.
Можно также оставить вопрос о регулярности чтения детективов открытым и «закрыть» его уже на стадии обработки результатов.
9.Следует учитывать фактор социальной желательности, стремление респондента «предугадать» нормативный, как ему кажется, ответ и заслужить одобрение.
Выполнение этого требования, пожалуй, сложнее других, так как приходится учитывать много социальных и психологических факторов, которые могут повлиять на ответ респондента. Это стремление не только к социальному одобрению, но и к престижности, к самопрезентации и т. п.
Пример: испытываете ли вы неприязнь к представителям других национальностей?
Если респондент отрицал этническую неприязнь к какому бы то ни было народу, а затем, к примеру, грузинам приписывал «коварство», «наглость», «агрессивность» и т. п., становилось ясно, что при ответе на предыдущий вопрос он был неискрен.
10. При использовании вопросов деликатного характера надо избегать прямых формулировок
Предположим, прямой вопрос о том, приходилось ли человеку попадать в вытрезвитель, вряд ли вызовет у всех респондентов, кто попадал в такую ситуацию, желание искренне признаться в этом. Более вероятен откровенный ответ, если нестандартное поведение будет проецироваться на других людей, превращая его в нечто обыденное и привычное. При такой постановке вопроса формулировка будет выглядеть так:
Пример. Известно, что многие мужчины в нашей стране хоть раз в жизни попадали в вытрезвитель. Случалась ли такая беда и с вами?
Ясно, что при таком звучании вопроса значительно легче признаться в своей «беде».
Последовательность вопросов в анкете.
Порядок, в котором вопросы представлены респонденту, должен быть не случайным, а продуманным, максимально способствующим как повышению интереса информанта к исследованию, так и упрощению для него необходимой работы.
1. Простые вопросы, на которые респонденту не трудно ответить, следует располагать в самом начале опросного листа.
Вместе с тем эти вопросы должны быть предположительно интересными для большинства участников, формирующими положительную мотивацию к дальнейшей работе.
2. Нужно обеспечить смысловое соответствие между начальными вопросами и заявленной во введении к анкете целью исследования.
Данное требование подразумевает, что несколько первых вопросов будут в точности соответствовать той проблеме, о которой осведомлен респондент. Это как будто не очень существенное положение в действительности организует общение между информантом и социологом и поэтому заметно способствует успеху этой коммуникации.
3. В том случае, если анкета посвящена не одной, а нескольким проблемам, нужно группировать вопросы в отдельные озаглавленные смысловые блоки, которые настраивают респондента на переход от одной темы к другой.
4. При формулировке вопросов и вариантов ответов следует переходить от простого к более сложному и от конкретного к более абстрактному.
Это требование исходит из законов логики и особенностей психологического восприятия любого вербального текста. Имеется в виду следующее. Предположим, что определенная переменная изучается социологом посредством трех вопросов: вопроса, оформленного в виде таблицы, вопроса-меню и вопроса с альтернативным выбором. Тогда независимо от их содержания, надо начать с простой альтернативы, оформленной в виде номинальной шкалы, затем перейти к многовариантному вопросу и в заключение предложить табличный вопрос как наиболее сложный для восприятия и утомительный для работы.
5. Надо избегать однообразия в конструкции вопросов и выборе формата для ответов.
Так, в частности, несколько табличных или даже более простых альтернативных вопросов, расположенных друг за другом, снижают уровень внимания респондента, приводят к потере интереса к работе над анкетой. Это требование особенно важно в тех случаях, когда опросный лист большой по объему и включает множество вопросов, а для его заполнения требуется более получаса.
6. Учитывая склонность людей к «соглашательской» установке на ответ, следует менять направленность вопросов, измеряющих одну и ту же переменную
Любому человеку легче согласиться, чем возразить, — это закон психологии.
К респонденту это относится в первую очередь, так как, во-первых, исследователь для большинства людей как представитель науки обладает высоким статусом, предопределяющим отношение не только к нему, но и к его анкете. Во-вторых, вопросы, включающие номинальные шкалы с ответами «да», «согласен» и т. п., немалым числом людей именно эти ответы воспринимаются как нормативные и социально желательные. Эта особенность восприятия в Беларуси присуща, прежде всего, немолодым людям со специфическим опытом советского человека, который до сих пор несогласие склонен трактовать как серьезное социальное отклонение, влекущее за собой негативные санкции.
Опыт показывает, что среди людей предпенсионной (старше 45 лет) и пенсионной возрастных групп «соглашательская» установка проявляется сильнее, чем у представителей других поколений. Как можно преодолеть эту трудность?
Лучше всего, если это не противоречит исследовательскому замыслу, простые номинальные шкалы заменять количественными, где согласие или несогласие скрыто за баллами, что уже само по себе снижает вероятность поиска «нормативного» ответа.
Возможно, также при использовании номинальных шкал чередовать последовательность вариантов (в одном случае на первом месте вариант «да», в другом — вариант «нет»).
Еще в меньшей степени ориентация на согласие может себя реализовать при конструировании вопроса в форме «меню» или проективной ситуации. И, наконец, для преодоления «соглашательской» установки лучше всего подходят вопросы открытого типа, где уже никакое мнение «не давит» на оценку и респондент свободен от постороннего влияния.
11