СКД – это деятельность, направл. на создание условий для наиболее полного развития, самоутверждения и самореализации личности и группы (студии, кружки, любительские объединения) в сфере досуга. Она включает в себя все многообразие проблем по организации свободного времени: общение, производство и усваивание культурных ценностей и т.д. Педагогам-организаторам приходится участвовать в решении проблем семьи, детей, в решении проблем в истор.-кул., эколог., религиозной и др. сферах, в создании благоприятной среды для СКД и инициатив населения в сфере досуга. КДД (культурно-досуговая деятельность) – составная часть СКД, помогает в решению многих социальных проблем своими своеобразными средствами, формами, методами (искусство, фольклор, праздники, обряды и т.д.) КПР (культурно-просветительская работа) также является частью СКД, но, к сожаленью, неэффективно используется в деятельности культурных учреждений (нет лекций, лекториев, народных университетов и других ранее зарекомендовавших себя форм просветительской работы. Важность СКД в том, что это не просто организация досуга, а организация в социально-значимых целях: удовлетворение и развитие культурных потребностей и интересов как отдельной личности, так и социума в целом. Деятельность КДУ (учреждений) в настоящее время организуется на основе документа, вышедшего в 1992 году – «Основы законодательства РФ о культуре». В нем четко определены «культурная деятельность», «культурные ценности», «культурные блага», «творческая деятельность» и т.д., основные сферы деятельности государства в области культуры (охрана памятников, народное творчество, художественные промыслы, художественная литература, кинематография и т.д.), а также основные права граждан в области культурной деятельности (См. «Закон о культуре»).Особенности СКД: -осуществляется в свободное время -отличается свободой выбора, добровольностью, активностью и т.д. -характеризуется многообразием видов -РФ располагает большим количеством институтов,создающих условия для СКД (музей, библиотека, клуб и т.д.) Досуг большинства молодежи сориентирован на массовой культуре: мультимедиа, клубы, ит д. Субъектами ее могут быть государственные и общественные институты, отдельные лица и социальные общности, проявляющие активность в различных сферах духовной жизни. Первое направление этой активности связано с созданием ценностей культуры, осуществляемым как профессиональными специалистами (учеными, конструкторами, писателями, художниками, композиторами, актерами, музыкантами, архитекторами, дизайнерами, модельерами, ювелирами и т. п. ), так и любителями социального, художественного и научно-технического творчества. Второе направление, отражающее многогранный процесс освоения ценностей культуры, практически объединяет все население планеты, каждый представитель которого становится субъектом последовательного овладения различными компонентами культуры — от санитарно-гигиенической, коммуникативной, семейно-бытовой до художественной, нравственной, правовой, экономической, политической, экологической, физической и т. д. Кто-то усваивает лишь самые элементарные основы культуры, кто-то достигает энциклопедических знаний и подлинных высот интеллектуально эстетического творчества, но специфика цивилизованного общества проявляется в том, что каждый рожденный на земле индивид в большей или меньшей мере становится субъектом социально-культурной деятельности. Третье направление, обеспечивающее связь эпох, преемственность культуры и передачу ее достижений из поколения в поколение, выразилось в деятельности музейных работников, библиотекарей, реставраторов, специалистов архивного дела и иных форм сохранения ценностей материальной и духовной культуры, исторической памяти, национально-культурного наследия. Четвертое, ориентированное на распространение ценностей культуры, относится к деятельности лекторов, экскурсоводов, работников средств массовой информации и различных форм культурно-просветительной деятельности. В первую очередь оно объединило людей, получивших право носить высокое звание Учитель и посвятивших себя решению сложнейшей задачи руководства процессом освоения подрастающими поколениями и другими группами населения достижений мировой и отечественной культуры: — педагогических работников дошкольных, общеобразовательных, средних специальных и высших учебных заведений, учреждений дополнительного образования, системы повышения квалификации; — социальных педагогов, осуществляющих регулирование многоаспектных и индивидуально ориентированных процессов приобщения личности к культуре в открытой социальной среде. Пятое направление, концентрирующееся на дальнейшем развитии культуры, обогащении ее содержания, расширении форм ее проявления и представленное, в первую очередь, менеджерами социально-культурной сферы, приняло на себя организационно-посреднические, административно-управленческие и психолого-педагогические функции стимулирования познавательно-образовательной, художественно-творческой, развлекательно-игровой, спортивно-оздоровительной и иных видов активности в области культуры. Любое из приведенных направлений социально-культурной деятельности органически взаимосвязано с остальными, составляя единый культурный процесс |
Самодеятельное общество — самоорганизующееся общество — гражданское общество — состояния общества, которые могут быть поняты и как стадии его развития от неструктурированного и пассивного к демократическому гражданскому — через самоорганизацию «снизу». Самодеятельное общество — часть общества, не увязанная в «вертикальные» связи, «население». ИНИЦИАТИВНЫЕ САМОДЕЯТЕЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ. По радиусу деятельности: 1. Объединения по интересам. 2. Организации. 3. Общественные движения. В социуме — институциональные, неинституциональные. Наряду с этим осуществляется социологическая характеристика социальной группы, как основа разработки программ развития социально-культурного творчества. Самодеятельное движение как форма поведения, возникающего в ответ на определённую социальную проблему. Типы и виды самодеятельных движений. Критерии их дифференциации: 1. По характеру отношения к традиционным ценностям культуры: традиционные, альтернативные, асоциальные, деструктивные (криминальные). 2.По характеру мотивации (духовно-общественная, рационально-утилитарная); 3.По типу социального конфликта (Движ. борющиеся за власть и культурной направленности); 4.По объекту интереса (экологич., спорт., культ.). Юридическая квалификация — общественные объединения. Организации, движения, фонды, учреждения, органы общественного самоуправления. Социально — психологический аспект связан с пониманием природы социальной активности отдельной личности. Человек ничего не делает без потребности. Активность — диктуемая внутренними потребностями — здесь ведущая потребность — в более полной самореализации. Частичность человека в связи с разделением труда и необходимостью зарабатывать на существование. Не востребованы способности и силы человека. Интеллектуалы в ларьках. Социальное и культурное положение человека дает узкие возможности самореализации и человек стремится расширить свои возможности, присвоить себе иные социальные роли. Ричард Бах “Чайка по имени Джонатан Ливингстон”. Противоречие между возможностями личности и реальными условиями самореализации. Примеры выхода из колеи предопределенности — Ломоносов, Герцен, Горький, революционеры, бунтари — Разин, Пугачев. Или персонажи — Буратино, Ходжа Насреддин, Тиль Уленшпигель — индивидуально — личностная форма проявления. Групповая форма проявления — французские просветители, декабристы, Зеленая лампа, Могучая кучка, передвижники. Здесь воплощение себя в общественно — ценной деятельности. Массовая форма проявления — общественные движения Часто СКТ отождествляют с непрофессиональной деятельностью. Критерий мастерства. Неверно различать по признаку профессиональный — непрофессиональный. Профессионализм связан с разделением труда, которое ведет к разрушению целостности личности, т.к. развиваются отдельные, нужные для ремесла способности. Профессионализм оставляет часто невыявленными другие возможности человека, его потенциал. Другая сторона — интегральный характер человеческой личности — потребность человека в целостности, универсальности, реализации себя как социального субъекта. Но увлеченность может носить и характер наркотической зависимости — исследования психологической зависимости от работы в ИНТЕРНЕТ. Сложен вопрос социальной оценки СКТ — один из критериев — решение назревших общественных потребностей. Но есть и субъективно — значимая деятельность. Самодеятельное искусство — особый тип массовой художественной культуры: свободное художественное творчество самоучек, людей, не имеющих специальной профессиональной подготовки в искусстве, занимающихся художественной деятельностью на досуге. К сфере С. И. относятся низовые слои изобразительного и декоративно-прикладного искусства и родственные формы духовной культуры, а также соответствующие им организационные формы (самодеятельные студии, кружки самодеятельных художников). В 20в. были три типа культуры и творчества — профессиональное, народное и самодеятельное искусство, появилась и потребность в специальной организации, поддержке самодеятельных художников (так, напр., в СССР возникли дома народного творчества, студии самодеятельного искусства, кружки при дворцах культуры и т. п.). В С. И. проявляют себя таланты-самородки, ощутившие радость творчества, освоившие некоторые художественные навыки; многие из них (особенно молодежь) становятся художниками-профессионалами. С. И. существует самостоятельно, независимо от профессионального: устраиваются выставки, фестивали, конкурсы С. И.; произведения самодеятельных художников находят свое собственное применение, имеют свою специфику и свой круг почитателей. |
Прикладная культурология — наука, находящаяся на стыке фундаментальной культурологии с другими областями социально-гуманитарного знания и вырабатывающая теоретические основы и практические рекомендации по использованию социально-культурных методов и технологий в целях оптимизации условий и процессов социализации, инкультурации и самореализации личности. Объект прикладной культурологии — социально-культурные институты, условия и технологии социализации, инкультурации и самореализации личности, социальных групп, общества, личность, индивидуальность, отдельный индивид или социальная общность. Предмет — процессы социализации, инкультурации и самореализации личности в институциональных и неинституциональных сферах художественной, духовно-нравственной, социально-психологической, политической, правовой, экологической, физической культуры. Целевая установка прикладной культурологии — вовлечение человека в мир культуры. Содержание этого процесса в основе своей составляет социально- культурная деятельность, а методика осуществления поставленной цели строится на принципах социальной педагогики, на технологии педагогики сотворчества. Важнейшая функция прикладной культурологии проявляется: — в научно-методическом обеспечении культурно-просветительной и культурно-творческой деятельности учебных заведений, трудовых коллективов, воинских частей, учреждений культуры, средств массовой информации, спортивно, оздоровительных, санаторно-курортных, коммерческо-развлекательных и иных институтов социально-культурной сферы; — в раскрытии путей и средств внедрения нравственно-эстетических начал в семейно-бытовую, учебно-познавательную, профессионально-трудовую, рекреативно-развлекательную сферы, в деловое и досуговое общение; — в разработке методологии и методики формирования культурной среды; изучения, удовлетворения и последовательного обогащения духовных интересов и потребностей людей; вовлечения человека в мир культуры, развития его духовно-эвристических и художественно-творческих потенций; — в обосновании механизмов оптимизации процесса социализации, инкультурации и самореализации личности, преобразования ее из объекта культурно-просветительного воздействия в субъект социально-культурного творчества. Цель прикладной культурологии — посредством комплекса специально отобранных и синтезированных видов культурной деятельности обеспечить: — приобретение, расширение, углубление, обновление и приведение в систему знаний о природе, обществе, мышлении, технике и способах деятельности, способствующих утверждению мировоззренческой, идейно-нравственной и эстетической позиции; — формирование интеллектуальных и практических навыков и умений в сфере социального, научно-технического и художественного творчества, стимулирование развития творческих потенций личности: создание, освоение, сохранение, распространение и воспроизведение ценностей культуры; — усвоение способов культурно-досугового творчества и нерегламентированного общения; — удовлетворение и последовательное обогащение духовно-эстетических интересов и потребностей разных групп населения; — регуляция социального бытия, воспитание в каждом человеке повседневной, практической культуры, культуры труда, познания, быта, досуга, делового и неформального общения. Задачи прикладной культурологии проявляются в том, чтобы обеспечить: 1. выявление закономерностей, принципов, средств, методов и форм создания, сохранения, трансляции и освоения культурных ценностей, норм, практик в сфере художественно-эстетической, религиозной, нравственной, социально- психологической, политической, правовой, экономической, экологической, физической культуры и разработка на этой основе условий и способов оптимизации этих процессов; 2. получение практически ориентированного знания о закономерностях формирования и развития различных субъектов культуры и поиск оптимальных механизмов регулирования социально-культурных процессов на соответствующих уровнях; 3. разработку принципов и технологий использования различных культурных практик, сложившихся в истории мировых культур, в тех или иных сферах социокультурной деятельности, в культурной политике, управления, образовании, воспитании, в эстетическом, художественном, духовно-нравственном, экологическом, физическом и психическом развитии личности; 4. формирование теоретических оснований и механизмов разработки и осуществления государственной культурной политики на общенациональном, региональном и отраслевом уровне; 5. определение условий оптимизации деятельности социокультурных институтов и неинституциональных общностей, проектирование функционально содержательных моделей учреждений, выполняющих функции хоминизации, социализации, инкультурации и самореализации личности, способствующих саморазвитию субъектов культуры; |
История: Крещение Руси князем Владимиром в 988 году явилось крупнейшим событием, как по своим непосредственным результатам, так и по последствиям, ближайшим и отдаленным. Монастырь сыграл свою роль и в становлении русского флота. В Московской Руси духовенство благословляло царские рати перед выступлением в поход. В 1719 г. Петр I нарушил традицию и ввел должности корабельных и полковых священников. Его указ «вооружить» корабли духовными лицами поручено было осуществить властям Александро-Невского монастыря. В том же году они совместно составили устав службы священников. Благотворительность всегда была одной из важнейших монастырских традиций. Во второй половине XIX века с возрастанием экономического благосостояния монастыря оживилась благотворительность, обусловливаемая и поощряемая государством: устраивались или расширялись больницы, приюты для сирот До XVIII в. в России преобладало церковное образование. Церковная школа, при этом, хотя и несла зерна просвещения в народ, все же в основном была нацелена на подготовку священников, ученых монахов, сочинителей проповедей и духовных книг. В 1732 году по «Объявлению о звании монашеском» при Александро-Невском монастыре учреждалась Александро-Невскую славяно-греко-латинскую Семинария, преобразованная из школы. Семинария должна была готовить архиереев и архимандритов. Каждый месяц в Семинарии происходили диспуты. Семинария была в 1786 году преобразована в Александро-Невскую Академию. Она стала высшим богословским учебным заведением в столице и подготавливала первоклассные духовные кадры. Александро-Невская Семинария была с осени 1788 года преобразована в Главную Семинарию не только для епархий Петербургской и Новгородской, но и для всех других, По билету: После Крещения Руси возникает новая общность»Святая Русь», возникает новый тип человека Подверглись реформированию принципы взаимоотношений государства и РПЦ, школы и церкви; изменились роль и место религии и церкви, в частности, православия и РПЦ, в социально-культурной жизни общества; законодательство о свободе совести и вероисповеданий. Были приняты Закон СССР от 1 октября 1990 г. «О свободе совести и религиозных организациях» и Закон РСФСР от 25 октября 1990 г. «О свободе вероисповеданий», действующий по настоящее время на территории Российской Федерации. Этапы в отношении церкви и государства
В церкви идет активная СКД используются формы (на примере Исаакиевского собора): концертные программы, клубы на базе церкви, выставки (Православная Русь) таким образом, ведется просветительская работа, поддержание историко-культурных ценностей, сохранения наследия, работа по борьбе с наркоманией, пьянством и т.д. Организуются воскресные школы, ведется образовательная деятельность, создаются клубы для организации досуга.
Духовные заведения сегодня акридитуются государством. Церковь имеет свой канал на ТВ «Спас» выступает метрапалит Кирилл. Идет речь о внедрении церковных занятий в школах «Основы православной культуры». Церковь сопровождает спортсменов на соревнования. Ведется большое книгопечатание. Преобразование праздников церковных в государственные: 8 июля День любви и семьи День Петра и Февроньи», 4 ноября День Казанской иконы Божьей матери, 7 января и т. д. Самсониевский собор организовал общество против алкоголизма. Церковные праздники становятся государственными СМИ активно презентует взаимное отношение гос. и церкви. Формы соуиально-культурной деятельности преимущественно информационного характера (экскурсия, выставка, реклама, презентация, конференция и т.д.). Формы СКД преимущественно просветительского характера (лекции, университеты, курсы, школы и т.д.). Формы СКД, активизирующие личность (дискуссии, ток-шоу, аукцион знаний, олимпиада и т.д.). Формы СКД развлекательно-познавательного характера (конкурсы, игра и т.д.). |