Отношений

8

№ 6 ЛИЧНОСТЬ В СИСТЕМЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ

План:

  1. Социализация и её основные этапы.
  2. Источники и институты социализации. Условия успешной социализации.
  3. Социализация и детерминация социального поведения личности. Социальная установка.
  4. Цели, ценности и ценностные ориентации личности.
  5. Межличностные отношения.
  6. Межгрупповые отношения и взаимодействия.

1. Основные этапы и условия социализации

Человек – представитель человеческого рода, вида живых существ, обладающего качественным своеобразием, отличающим его от других животных.

Индивид – человек в совокупности тех индивидуальных особенностей, которые характеризуют его уникальность и своеобразие среди людей.

Личность в психологии – конкретный человек, обладающий сознанием и другими психологическими качествами, характеризующими его как представителя современной человеческой цивилизации, определенной социальной группы, способного достойно жить и заниматься деятельностью среди людей, уважать, защищать и созидать социальные ценности.

Социализация – двусторонний процесс, включающий в себя:

  • усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей;
  • процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.

Этапы социализации (Андреева):

1.Дотрудовая (весь период жизни до начала трудовой деятельности):

  • ранняя С (от рождения до поступления в школу);
  • стадия обучения (период юности).

2.Трудовая (период зрелости человека).

7 стр., 3134 слов

Человек как субъект, индивидуальность, личность

... и неповторимых свойств”[4] . 2. Социализация личности Формирование личности идет в рамках заданных требований, осуществления социальной репродукции, формирования человека по образу и подобию, заданному обществом. В ... на протяжении жизни личности относительно постоянным и устойчивым, несмотря на изменчивость черт характера или ценностных ориентации в опре­деленные периоды жизни. С. Л. Рубинштейн ...

3.Послетрудовая.

Организованный процесс социализации подчиняется ряду принципов: доступности; последовательности; систематичности; идейной направленности.

Социализация личности состоит в присвоении (интернализации) подрастающим поколением базовых социальных ценностей.

Среди базовых качеств личности, которые должны быть сформированы в процессе ее социализации:

  • устойчивую потребность в самоуважении (блокирование может порождать протестное дивиантное поведение, дискомфортное состояние личности);
  • чувство совести и чести;
  • чувство удовлетворения от социального одобрения поведения личности;
  • интернальность личности (внутренне ориентированный локус ее самоконтроля – способность личности брать на себя ответственность за свое социально значимое поведение, не списывать дефекты своего поведения за счет внешних условий).

2. Источники и институты социализации. Условия успешной социализации

Источниками С являются:

  • вооружение индивида достижениями человеческой культуры через специализированные социальные институты (органы образования, воспитательные учреждения);
  • социальное взаимовлияние людей в процессе повседневной социальной коммуникации;
  • воздействие на личность различных малых и больших социальных групп.

Институты социализации–конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей, и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта.

Процесс и результаты социализации будут более успешны при определенных социально-психологических условиях:

  • свобода выбора личностью самосоциализации в сочетании с ответственностью за последствие выбора;
  • выбор доступно-напряженного психологического пути социализации;
  • повышение уровня осознанности выбора путей и способов самосоциализации, оказание помощи в осуществлении такого выбора в подростковом и юношеском возрасте;
  • включение социализирующейся личности с детства в постоянно расширяющуюся и интенсифицирующуюся активность по освоению социального опыта;
  • регулирование процесса С созданием благоприятной социальной седы там, где влияния на личность имеют решающий характер;
  • обеспечение динамичности жизни в группах, представителем которой выступает социализирующаяся личность, повышение уровня ее социальной зрелости.

3. Социализация и детерминация социального поведения личности. Социальная установка

Человек становится тем, кто он есть в результате прижизненного социально-психологического развития. Ведущую роль в социализации человека играет психологическая и педагогическая социализация: образование, воспитание, обучение, интеллектуальное развитие человека и соответствующие прижизненные влияния, воздействия, зависимости, закономерности.

3 стр., 1332 слов

Социализация как социально-педагогическое явление.

... соответствующих знаний и опыта социально одобряемого поведения, а также опыта имитации социально одобряемого поведения и конфликтного или бесконфликтного избегания выполнения социальных норм.   Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной ...

Пусковым механизмом деликвентности (проступочного поведения) является несоответствие личностной самооценки социальным нормам, несформированности у личности социально приемлемых моделей поведения.

Сферы, в которых прежде всего осуществляется становление личности: деятельность; общение; самосознание.

Структура поведения:

  • поведенческий акт (единичное проявление какой-либо деятельности);
  • действие (совершаются в определённой ситуации и предполагают общественно детерминированную мотивацию, намерение , отношения);
  • поступок (действие личности, социальное значение которого ей самой понятно);
  • деяние (совокупность поступков).

Цель социального поведения – конечный итог в преобразовании мира, осуществление социальных изменений в обществе, социально-психологических феноменов в группе, личностных преобразований самого человека.

Результат социального поведения – формирование и развитие взаимоотношений личности с другими людьми, с общностями разного масштаба. В достижении этих результатов исключительная роль принадлежит общению.

Процесс гендерной социализации состоит прежде всего в усвоении гендерных ролей, т.е. ожидаемых в данной культуре образцов поведения для мужчин и женщин.

Существенное место в социально психологических явлениях отводится связанным с личностью диспозиционной структуре, отношениям, ценностным ориентациям, ролям, восприятию и пониманию людьми друг друга.

Социальная установка — ориентация индивида на определенный социальный объект, выражающая предрасположенность действовать определенным образом в отношении этого объекта. Социальная установка превращается в активную деятельность под влиянием мотива и имеет функции приспособления, познания, саморегуляции, защиты.

Социальная установка включает три аспекта: когнитивный (осознание объекта); аффективный (эмоциональная оценка объекта); поведенческий (последовательное поведение по отношению к объекту).

4. Цели, ценности и ценностные ориентации личности

На всех стадиях социализации воздействие общества на личность осуществляется или непосредственно, или через группу, но сам набор средств воздействия можно свести вслед за Ж. Пиаже к следующему: это нормы, ценности и знаки.

Главным содержанием психологической социализациивыступают:

  • возникновение и содержание у личности основных (базовых) социально-значимых свойств;
  • возникновение и развитие социально-психологических свойств, обнаруживающихся при непосредственном контакте с социальной средой, регулирующих отношения с ней и выполнение различных социальных ролей;
  • психологическое развитие, сопровождающее педагогическую социализацию и связанное с формированием образованности, воспитанности, обученности личности.

Ценностные ориентации — это отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров. Система ценностных ориентация имеет многоуровневую структуру. Вершина ее — ценности, связанные с идеализациями и жизненными целями личности.

7 стр., 3334 слов

Дистанционные взаимодействия в системе отношений человек-человек

... участвуют функции бессознательного. К основнымвидам энергетических взаимодействий в отношении человек- человек можно отнестидва вида дистанционных биоэнерго взаимодействий таких как телепатия и внушение(суггестия), т.е. те взаимодействия, которые осуществляются без привлечения сенсорныхканалов ...

Являясь нераздельной частью системы отношений личности, ценностные ориентации определяют поступки и поведение человека. Формирование системы ценностных ориентаций личности претерпевает ряд изменений в течение жизни человека.

В теории Парсонса различают пары ценностных ориентаций, регулирующих выбор альтернатив действия:

  • аффективная либо аффективно-нейтральная;
  • специфичная либо диффузная;
  • универсальная либо партикулярная;
  • коллективная либо индивидуальная;
  • ориентация на предписание либо на достижение цели.

5.Межличностные отношения

Личность – субъект социальных отношений и сознательной деятельности, носитель психосоциальных свойств человека.

Взаимодействие – процесс влияния людей друг на друга, порождающий их взаимные отношения и связи (межличностное и межгрупповое).

Межличностное взаимодействие случайные или преднамеренные, частные или публичные, длительные или кратковременные, вербальные или невербальные контакты двух или более человек, вызывающие взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений и установок.

Межличностные отношения — это система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и других диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга. Эти диспозиции опосредствуются содержанием, целями, ценностями и организацией совместной деятельности и выступают основой формирования социально-психологического климата в коллективе.

Межличностные отношения:

  • первичные отношения (устанавливаются между людьми как сами по себе необходимые);
  • вторичные отношения: те, что зарождаются в необходимости помощи или какой-либо функции, которую одно лицо выполняет в отношении другого.

Признаки межличностного взаимодействия:

  1. Наличие внешней по отношению к взаимодействующим индивидам цели (объекта), достижение которой предполагает взаимные усилия.
  2. Эксплицированность – доступность для наблюдения со стороны и регистрации другими людьми.
  3. Ситуативность — достаточно жёсткая регламентация конкретными условиями деятельности, интенсивности, нормами и правилами отношений, в силу чего оно становится изменчивым феноменом.
  4. Рефлексивная многозначность – зависимость восприятия взаимодействия от условий его осуществления и оценок участвующих в нём людей.

6.Межгрупповые отношения и взаимодействия

Межгрупповое взаимодействие – процесс непосредственного или опосредованного воздействия множественных субъектов (объектов) друг на друга.

7 стр., 3277 слов

Отношение человека к смерти в различные культурные эпохи

... Делая эту семестровую работу, я поставил перед собой цель ознакомить читателя с отношением людей к смерти в разные культурные эпохи, от архаических времён до наших ... признать его существование, а не закрывать на него глаза. Исследование ментальностей, социально-психологических установок общества и образующих его групп представляет собой задачу первостепенной важности для ...

Обычно между частями групп и между целыми группами и выступает как интегрирующий фактор образования различных общностей.

Межгрупповое взаимодействие может иметь:

  1. Низший уровень взаимодействия – простейшие первичные контакты людей, когда между ними имеет место лишь определённая первоначальное и очень упрощённое или одностороннее «физическое» влияние их друг на друга с целью обмена информацией и общения, которое в силу конкретных причин может и не достичь своей цели, а потому не получить всестороннего развития.
  2. Высшим уровнем взаимодействия выступает совместная деятельность людей сопровождаемая взаимопониманием.

Взаимопонимание – такая форма взаимодействия индивидов, при котором они осознают содержание и структуру настоящего и структуру настоящего и возможного очередного действия партнёра, понимают испытываемые друг другом чувства и настроения, а также взаимно содействуют достижению единой цели.

Психофизиологическая совместимость— социально-психологический показатель сплоченности группы, отражающий возможность бесконфликтного общения и согласованности действий её членов в условиях деятельности совместной.

Уровни психологической совместимости:

  • выражается в сходстве природных свойств людей: тип нервной системы (темперамент), физическая выносливость, работоспособность, эмоциональная устойчивость и д. р. (бригада рабочих выполняет срочный строительный заказ, требующий быстроты и выносливости от каждого участника, то отставание одного из них снижает заработок всех и вызывает конфликт (в таком случае отстающий должен уйти).

    По точной работе на конвейере, в спортивных играх, в переработке информации с пультов управления необходима определенная скорость и согласованность действий людей, делающая их совместный труд эффективным);

  • проявляется в совпадении свойств, являющихся результатом обучения и воспитания — совпадение черт характера, профессиональных интересов, уровня интеллектуального развития, моральных качеств людей и др. (работа космонавтов, руководителей различных уровней, группы оперативных работников правоохранительных органов и т. п. требуют не столько физической выносливости, сколько высокого уровня сформированности познавательных процессов: памяти и внимания, мышления, профессионального опыта, признания общих моральных норм и т. п.);
  • выражается в сходстве личностных свойств, необходимых для социального взаимодействия на основе общности их мировоззрения— коммуникативность, принципиальность, социальные установки, политические взгляды, ценностные ориентации. При совпадении людей по всем уровням можно говорить о полной их психологической совместимости. При полном же их несовпадении возникает психологический барьер, когда люди не желают общаться, не воспринимают друг друга, не желают сотрудничать ни в какой области. Однако как при полной совместимости, так и при полной несовместимости барьер возникает сравнительно редко. Чаще можно наблюдать преимущественную совместимость по ряду психологических свойств индивидов, оценивая ее уровень с точки зрения требований определенной деятельности.

Психологический климат — это складывающаяся в производственной группе нравственная (эмоциональная) атмосфера, комфортная или дискомфортная для членов группы.

12 стр., 5585 слов

Рабочая группа — социально-психологическая общность людей. ...

... членов группы, упорядоченными, то неформальная структура складывается на основе отношений, обусловленных психологическими качествами членов коллектива. Неформальная структура складывается под воздействием психологических ... уровне. -4- I. Рабочая группа социально-психологическая общность людей. 1. Социально-психологические особенности рабочей группы Основа успеха любой современной коллективной ...

Факторы, влияющие на формирование психологического климатапроизводственных групп:

  1. Фактор макросреды— общественно-экономическая формация, в условиях которой осуществляется жизнь общества в целом и функционирование производственных и других государственных структур, деятельность администрации органов самоуправления, общественных организаций. Стабильное или кризисное состояние экономики накладывает свой отпечаток на психологический климат каждого производственного коллектива.
  2. Фактор микросреды— материальное и нравственное окружение личности как членам первичного трудового коллектива. Это микросреда представляет собою поле непосредственного функционирования конкретного коллектива как единого целого. А так же характер официальных организационных связей между членами рабочих групп. Следует учитывать не только специфику формальной и неформальной организационных структур каждой в отдельности, но и их конкретное взаимоотношение. Чем выше степень единства формальной и неформальной структуры, тем больше позитивных воздействий, формирующих, психологический климат коллектива.
  3. Фактор влияния индивидуальных особенностей членов коллектива — отношения человека к данным влияниям выражается в его личном мнении, настроении, поведении и является его индивидуальным вкладом в формирование психологического климата группы. Важно также учитывать мотивации взаимных предпочтений членов группы. Значительную роль играют также возрастные и половые различия. Каждый возрастной период также имеет свои психологические особенности, которые нельзя не учитывать при взаимодействии в группах.
  4. Характер руководства группой— это проявляется в определенном стиле взаимоотношений между официальным руководителем и подчиненными. Такие отношения могут характеризоваться единством основных устремлений руководителей и подчиненных или их конфронтацией.