Считается, что первые тренинговые группы, направленные на повышение компетентности в общении, были созданы учениками К.Левина в середине 1940-х годов в Бетеле (США) и названы Т-группы. В их основе лежала следующая идея: большинство людей живут и работают в группах, но чаще всего они не отдают себе отчета в том, как они в них участвуют, какими их видят другие люди, каковы реакции на их поведение со стороны окружающих. Чтобы обнаружить и изменить свои установки, выработать новые формы поведения, человек должен научиться видеть себя глазами других. Т-группа определялась как собрание гетерогенных индивидов, встретившихся с целью исследовать межличностные отношения и групповую динамику, которую они сами порождают своим взаимодействием.
В 1950-х годах в Лейпцигском и Йенском университетах под Руководством М.Форверга был разработан метод, названный социально-психологическим тренингом (СПТ).Средствами тренинга выступали ролевые игры, создающие условия для формирования эффективных коммуникативных навыков. В 1960-х годах возникает опирающееся на традиции гуманистической психологии К. Роджерса движение тренинга социальных и жизненных умений {social life skills training), который применялся для профессиональной подготовки учителей, консультантов, менеджеров в целях психологической поддержки и развития.
Социально-психологический тренинг получил широкое распространение и в отечественной практике. Первая в нашей стране монография, посвященная теоретическим и методическим аспектам социально-психологического тренинга, была опубликована Л. А. Петровской в 1982 году. Сегодня этот метод активно используется в работе с детьми, родителями, профессионалами социономической (работа с людьми) группы, руководителями предприятий и организаций.
В Педагогическом энциклопедическом словаре психологический тренинг определяется как «область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении». Это также и метод развития личности в целом, обучение новым психологическим технологиям, овладение знаниями, умениями и навыками эффективного социального поведения и организации продуктивного взаимодействия с другими, поддержание здоровья, развитие идентичности, решение проблем и принятие решений, тренинг эмоционального самоконтроля, самопонимания, финансовой самозащиты, самоподдержки и концептуализации опыта.
Тренинг по развитию уверенности в себе, формированию чувства ...
... выводы.Что касается самого тренинга, я решил провести с участниками некоторые упражнения, посвященные теме, связанной с развитием уверенности в себе ... политехническом университете. Рассматривая тему, выбранную мной для проведения тренинга, мне бы хотелось осветить е суть, чего именно ... Конечно, нельзя отбрасывать людей, входящих в его референтную группу его семью, близких друзей и т.д это тоже ...
В основе тренинга лежит групповое взаимодействие — интеракция. Участники этих групп при содействии ведущего включаются в своеобразный опыт интенсивного общения, ориентированный на оказание помощи каждому в решении разнообразных психологических и профессиональных проблем, в самосовершенствовании.
Тренинг является сравнительно новой формой организации учебного процесса. Относительная новизна этого метода обучения, как отмечает Б. Ц. Бадмаев, объясняется, во-первых, тем, что о нем у нас долго не знали, несмотря на его распространенность на Западе как метода психокоррекционной работы посредством организации общения в специально создаваемых малых группах (группах тренинга).
Во-вторых, он не считался методом массового профессионального обучения.
Тренинг все чаще стал применяться в обучении для отработки каких-либо навыков, развития способности адекватного познания себя, других людей и т. п.
Специфические черты тренингов как групповой формы обучения включают:
— соблюдение определенных принципов групповой работы;
— нацеленность на психологическую помощь участникам группы в саморазвитии, которая исходит не только от ведущего, но и
от самих участников;
— наличие постоянной группы (обычно от 7 до 15 человек),
периодически собирающейся на встречи или работающей непрерывно в течение нескольких дней;
— определенная пространственная организация (чаще всего работа в одном и том же отдельном помещении, когда участники большую часть времени сидят в кругу);
— акцент на взаимоотношениях между участниками группы,
которые развиваются и анализируются в ситуации «здесь и теперь»;
— применение активных методов групповой работы;
— вербализованная рефлексия по поводу собственных чувств и происходящего в группе;
— атмосфера раскованности и свободы общения между участниками, климат психологической безопасности.
Виды тренингов в обучении:используют сенситивный (прогнозирования поведения.Он развивает, совершенствует способности индивида к пониманию других людей, т.е. хорошего наблюдателя: видящего, слушающего, чувствующего и запоминающего), коммуникативный, мотивационный тренинги, тренинг лидерства, конкуренции и власти, тренинг продаж, креативный тренинг,. интеллектуальные тренинги по развитию мышления (и речи как его выражения).
Гештальтподход, Психодинамический подход, Психодраматический подход, Телесно-ориентированный подход
НЛП
В зависимости от приоритетных целей тренинг может использоваться в обучении в различных вариантах.
1. Тренинг как тренировка, в результате которой происходят
формирование и отработка умений и навыков эффективного поведения.
2. Тренинг как форма активного обучения, целью которого является прежде всего передача знаний, а также развитие некоторый
умений и навыков.
3. Тренинг как метод создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных психологических проблем.
Подготовка и проведение тренингавключает в себя:
1) работу над планом-сценарием тренинга;
2) работу со слушателями по их настрою на активное участие в
решении проблемы, выносимой на тренинг (это обычно делается
посредством заблаговременно вручаемых им вопросов-проблем по
изучаемой теме);
3) самоподготовку преподавателя (он продумывает свое поведение на тренинге: как ставить вопросы, как реагировать на ответы или реплики, на спорные ситуации; драматизировать ситуацию спора или соглашаться с одной из спорящих сторон; высказываться самому или требовать высказывания вариантов решения от участников группы; как реагировать на явно неверные решения; как и когда делать обобщающие выводы и т.д.);
4) распределение ролей между участниками,
5) подготовку помещения, необходимых материалов (бейджики, таблички, маркеры, скотч, бумага для индивидуальных и групповых упражнений и т.п.).
Количественный состав тренинговых групп. Общепринятой считается точка зрения, согласно которой минимум участников тренинговой группы составляет 4 человека. Верхний предел обычно не называется. Известны многие тренинги, Проводимые с 50 и большим числом участников.
Проведение тренинга
— приветствие;
В самом начале работы ведущий информирует участников тренинга о том, что они могут получить в результате обучения. После этого устанавливаются основные правила работы в группе.
1. Активность. Активное участие всех в происходящем на тренинге, является обязательной. Но даже если упражнение носит демонстрационный характер или подразумевает индивидуальную работу в присутствии группы, все участники имеют безусловное право высказаться по завершении
упражнения.
2. Принцип «Я». Основное внимание участников должно быть
сосредоточено на процессах самопознания, на самоанализе и рефлексии. Даже оценка поведения другого члена группы должна осуществляться через высказывание собственных возникающих чувств и переживаний. Запрещается использовать рассуждения типа: «МЫсчитаем…», «У нас мнение другое…» и т.п., перекладывающие ответственность за свои собственные чувства и мысли на аморфное «мы». Все высказывания должны строиться с использованием личных местоимений единственного числа: «Я чувствую…», «Мне кажется…». Это тем более важно, что напрямую связано с одной из задач тренинга — научиться брать ответственность на себя и принимать себя таким, какой есть.
3. «Здесь и теперь». Этот принцип ориентирует участников тренинга на то, чтобы предметом их анализа постоянно были процессы, происходящие в группе в конкретный момент, чувства и мысли, появляющиеся в этот момент. Кроме специально оговоренных случаев запрещаются проекции в прошлое и в будущее. Принцип акцентирования на настоящем способствует глубокой рефлексии участников, помогает сосредоточивать внимание на себе, своих мыслях и чувствах, развивает навыки самоанализа.
4. Искренность и открытость. Чем более откровенными будут
рассказы о том, что действительно волнует и интересует участников, чем более искренним будет изъявление чувств, тем более
успешной будет работа группы в целом. Искренность и открытость способствуют получению и предоставлению другим честной обратной
связи, т. е. той информации, которая так важна для каждого участника и которая запускает механизмы не только самосознания, но
и межличностного взаимодействия в группе.
— доброжелательность, доверие друг к другу;
— толерантность по отношению к другим участникам тренинга;
5. Конфиденциальность. Все, о чем говорится в группе относительно конкретных участников, должно остаться внутри группы.
6. Ко всем участникам и ведущим независимо от возраста и социального статуса рекомендуется обращаться на «ты». Это позволяет создать дружескую и свободную обстановку в группе, хотя обращение на «ты» достаточно трудно воспринимается на первых порах вследствие привычки и определенной иерархичности отношений.
3. Всем участникам предлагается выбрать себе на время тренинговой работы «игровое имя» — то имя, которое все остальные участники обязаны будут использовать, чтобы обращаться к человеку. Это может быть как действительное собственное имя (иногда в уменьшительно-ласкательной форме), так и детская кличка, институтское прозвище, имя любимого художественного персонажа или просто любое нравящееся имя.
— опрос о самочувствии (участники сразу погружаются в атмосферу «здесь и теперь», рефлексируя свое эмоциональное и физическое состояние, сообщая о своих мыслях и ожиданиях по отношению к предстоящему занятию, иногда рассказывая о снах, увиденных накануне);
— предложение ведущим темы занятия (иногда она может определяться не исходя из предварительных замыслов ведущего, а
формулироваться в результате запросов, высказанных участника
ми группы во время предыдущего этапа);
— разминочные упражнения;
— основная часть (в ней упражнения пассивного характера перемежаются с подвижными играми — и те и другие почти всегда
заканчиваются обсуждением и рефлексией);
— заключительные упранения
— подведение итогов занятия (высказывания участников по кругу
о своем актуальном состоянии, осмысление проделанной работы, пожелания и предложения ведущему) Пусть каждый по очереди при доброжелательном отношении всех присутствующих попытается ответить на вопросы: «Как я себя чувствовал во время занятия?», «Вызвало ли какое-либо упражнение сопротивление?», «Удалось ли мне преодолеть это сопротивление, если оно было?», «Кто или что помогло мне снять напряжение?», «Стремился ли я оказывать кому-либо поддержку?», «Видел ли я окружающих во время встречи?»;
— резюмирование ведущего (по необходимости); прощание.
Методы тренинга
Для того чтобы проводимый тренинг был эффективным, целесообразно практиковать разнообразные интерактивные техники. Это способствует длительному сохранению внимания и работоспособности группы. При проведении тренингового занятия используются разнообразные конкретные упражнения, приемы и техники (групповая дискуссия, игровые методы, методы, направленные на развитие социальной перцепции, методы телесно-ориентированной психотерапии, медитативные техники), однако специалисты выделяют несколько базовых методов тренинга. К ним традиционно относят такие интерактивные методы, как групповая дискуссия и ситуационно-ролевые игры
Групповая дискуссия в тренинге — это совместное обсуждение какого-либо спорного вопроса, позволяющее прояснить (а возможно, изменить) мнения, позиции и установки участников группы в процессе непосредственного общения.
В тренинге групповая дискуссия может быть использована как в целях предоставления участникам возможности увидеть проблему с разных сторон так и в качестве способа групповой рефлексии через анализ индивидуальных переживаний (это усиливает сплоченность группы и одновременно облегчает самораскрытие участников), актуализация и разрешение скрытых конфликтов, устранение эмоциональной предвзятости в оценке позиции партнера путем открытых высказываний или предоставление возможности участникам проявить свою компетентность и тем самым удовлетворить потребность в признании и уважении.
Игровые методы ведения тренингов На первой стадии групповой работы игры полезны как способ преодоления скованности и напряженности участников, как условие безболезненного снятия «психологической защиты».
Благодаря игре интенсифицируется процесс обучения, усваиваются новые поведенческие навыки, обретаются казавшиеся недоступными ранее способы оптимального взаимодействия с другими людьми, тренируются и закрепляются вербальные и невербальные коммуникативные умения.
Часто ведущими во время тренинга используются различные ритуалы, которые выполняют функцию «якорей», закрепляющих положительные эмоции и впечатления участников. Механизм действия «якоря» базируется на рефлекторно-ассоциативных связях. С подачи ведущего каждый момент интенсивного всплеска положительных эмоций участников сопровождается выполнением какого-нибудь простого ритуала, например, победным выбросом вверх рук со сжатыми кулаками под команду ведущего «Виктория!». А когда этот «якорь» будет закреплен в сознании достаточно прочно, он может быть использован для привлечения позитивных эмоциональных ресурсов в тот момент тренинга, когда участники окажутся в психологически трудной, эмоционально отрицательной ситуации. Оживить «якорь» может неожиданная в эту минуту, но знакомая команда ведущего «Виктория!», под которую участники выбрасывают руки вверх и тем самым актуализируют позитивный потенциал для решения проблемы.
Одним из ритуалов могут стать аплодисменты, если в группе принято сопровождать ими всякое успешное выполнение упражнения, смелый поступок (например, заявление себя в качестве добровольца) или тонкое и остроумное высказывание.