Введение.
Психологическая практика проходила в отделении реабилитации детей и подростков с ограниченными умственными и физическими возможностями при Комплексном центре социального обслуживания населения «Радуга» города Ростова Ярославской области под руководством педагога-психолога Кашеваровой О.Е. с 16 февраля по 15 марта 2009 года.
В отделении 10 детей – инвалидов со следующими диагнозами:
Синдром Дауна – 3 человека;
Олигофрения – 4 человека;
Аутизм – 2 человека;
Нарушение развития костей черепа – 1 человек.
Психологическая реабилитация рассматривается нами как система мероприятий, направленных на восстановление, коррекцию или компенсацию нарушенных психических функций и состояний.
Деятельность педагогов отделения направлена, прежде всего, на развитие способностей детей к преодолению трудностей социализации.
Преодоление трудностей социальной адаптации, реабилитации, интеграции в общество детей – инвалидов – процесс, растягивающийся на долгие годы.
Умственное воспитание является важным и вместе с тем наиболее сложным разделом работы специального отделения.
У детей впоследствии органического поражения головного мозга стойко нарушена познавательная деятельность и речь. Умственно отсталые дети плохо понимают смысл разговора взрослых и его содержание. Они не могут быть участниками игр, так как не понимают необходимых указаний и инструкций.
Представление умственно отсталых детей отличается бедностью, фрагментарностью.
Цели практики:
1. Изучение деятельности педагога — психолога отделения реабилитации детей и подростков с ограниченными умственными и физическими возможностями;
2. Формирование умения анализировать и планировать свою деятельность.
Психолого-педагогический анализ урока.
Занятие проводилось в отделении реабилитации детей и подростков с ограниченными умственными и физическими возможностями Комплексного центра социального обслуживания населения «Радуга».
Обучение и развитие включает в себя следующие функции:
1. Образовательную;
2. Развивающую;
3. Воспитательную.
Занятия с детьми – инвалидами включает в себя следующие цели и задачи:
Самосознание подростков с ограниченными возможностями 2
... ограниченными физическими возможностями. Объект исследования — подростки с ограниченными физическими возможностями, посещающие центр реабилитации Ново-Савиновскогорайона г.Казани. Предмет исследованияизучение особенностей самосознания подростков с ограниченными возможностями. В ходе работывыдвинута основная гипотеза: самосознание подростков с ограниченными физическими возможностями ...
1. Развивающая;
2. Коррекционная.
Развивающая заключается в умственном развитии детей, развитии познавательных и личностных свойств и способностей. Одна и та же совокупность знаний может привести к различной степени интеллектуального развития, развитию мелкой моторики и зрительно – двигательного восприятия.
Коррекционная составляет привлечение внимания ребёнка к конкретному свойству предмета (например, к цвету) и, опираясь на восприятие данного свойства, учит находить, подбирать, идентифицировать предметы (сличение).
Предварительный анализ и содержание учебного материала и организация урока.
Учитывая возможности детей – инвалидов, проводятся как индивидуальные, так и групповые занятия.
Занятие направлено на то, чтобы научить детей более точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение и т.д.).
Развивая и корректируя интеллектуальное развитие детей – инвалидов психолог активно использует на занятии дидактические игры. Так на занятии решались задачи знакомства со способами обследования предметов.
Занятие было построено как комплексное. Устойчивый интерес детей на протяжении всего занятия поддерживается сочетанием музыкального сопровождения и игровой формы. Все задания дети выполняли с большим удовольствием и радовали своим результатом.
В процессе игры дети учились подбирать предметы по форме и цвету.
Занятие проводилось таким образом, что бы вызвать у детей желание заниматься – использовался красочный наглядный материал, игровые моменты.
Большинству детей требовалась индивидуальная помощь, поэтому с ними педагог занимался отдельно.
Большое значение имеет просмотр и анализ детских работ. Дети при этом имеют возможность видеть самые разнообразные варианты решения поставленной задачи.
Анализ и обсуждение детских работ психолог старался проводить живо и эмоционально, стремился найти яркие, образные слова для характеристики, не забывая при этом о похвале.
Данное занятие начиналось с игры мячом: «Назови что-нибудь кругленькое», затем детям предложили рассмотреть образцы работ с изображением на них предметов круглой формы.
Осуществлялся индивидуальный подход в целом.
В конце занятия дети с удовольствием рассказывали о своих работах.
Очень эффективно проводилась работа в процессе дидактической игры – как основной вид деятельности.
Учитывая то, что в процессе занятия дети устают, примерно в середине занятия психолог провёл с ними физкультминутку – игра, направленная на развитие и коррекцию различных сторон психики ребёнка.
Анализ занятия показал, что в группе имеются несколько человек, которые не могут сосредоточить внимание и постоянно отвлекаются, давали бессознательные ответы.
Конспект урока.
Занятие на аналитическое восприятие сложной формы и воссоздание её элементов.
Тема: «Мы составляем Петрушку».
Цели занятия:
1. Развитие зрительного восприятия;
2. Развитие умения элементарного сравнения;
3. Ориентировка в пространстве (правый верхний угол, середина листа, верх, низ, лево, право);
4. Закрепление знаний о геометрических фигурах и основных цветах.
Дидактическая задача:
Формировать у детей умение расчленять сложную форму на элементы, соответствующие нескольким геометрических образцам.
Материал:
Образец Петрушки состоит из следующих геометрических фигур:
1 — шапка
1 — лицо
1 — туловище
2 — руки
2 узких — ноги
3 маленьких — ступни
Методические приёмы:
1. Игровой (в гости приходит Петрушка);
2. Наглядный (рассматривание образца, геометрических фигур);
3. Словесный (вопросы, уточнения, объяснения);
4. Практический (помощь при выполнении работы).
Ход занятия:
1. Организационный момент;
2. Дидактическая игра с мячом «Назови что-нибудь кругленькое».
Дети встают в круг, психолог в середину;
3. В гости к детям приходит Петрушка с волшебным конвертом. В нём находятся геометрические фигуры. Рассматривание с детьми геометрических фигур, уточнение их названия и цвета.
Петрушка предлагает каждому ребёнку составить Петрушку из геометрических фигур (по образцу), а затем наклеить его.
Рассматривание образца. Уточнение, из каких геометрических фигур состоит Петрушка.
В конце занятия дети вместе с Петрушкой рассматривают свои работы;
4. Перед аппликацией (наклеиванием Петрушки) психолог предлагает детям физкультминутку – дидактическая игра «Найди предмет такого же цвета».
Психолог показывает геометрическую фигуру красного цвета, дети находят в группе предмет такого же цвета.
Длительность отдельного этапа | Действия и поведение педагога — психолога | Действия и поведение детей | Элементы психологического анализа |
Организационный момент (приветствие, постановка целей). 3 минуты. |
«Здравствуйте дети», «Вспомните геометрические фигуры и цвета» (демонстрация) |
Дети здороваются, называют геометрические фигуры и цвета |
Развитие речи и эмоциональный подъём. Вырабатывается умение выделять свойства предметов. |
Дидактическая игра «Назови что-нибудь кругленькое». 4 минуты. |
Давайте поиграем и вспомним все круглые предметы и назовём их. Психолог поправляет детей. | Дети с удовольствием начинают игру, называют круглые предметы, некоторые ошибаются. | |
Работа с материалами. 8 минут. |
Приход Петрушки. «Кто к нам сегодня пришёл в гости?», «Что принёс Петрушка?», «Давайте посмотрим». Рассматривание геометрических фигур и их цветов. Петрушка предлагает составить его портрет. Психолог показывает образец. |
Дети отвечают, здороваются с Петрушкой. Раскрывают конверты. Называют геометрические фигуры и цвета. Выкладывают элементы Петрушки на листе. |
Работа через зрительный анализатор. |
Физкультминутка. 3 минуты. |
Давайте немного отдохнём. Психолог показывает геометрические фигуры определённого цвета и просит детей найти предмет в группе такого же цвета. | Дети находят. Кто-то поднимает руку, кто-то выкрикивает. | Работа через зрительный и слуховой анализатор. |
Аппликация. 10 минут. |
А теперь давайте наклеим Петрушку. Психолог помогает некоторым. | Дети наклеивают геометрические фигуры. | Развитие конструктивного праксиса, умения сравнивать. |
Итог, рассматривание своих работ. 2 минуты. |
Какое задание мы выполнили? Какое больше понравилось? Кто приходил в гости? |
Ответы детей хором. | Интерес к новым видам деятельности, положительные эмоции от собственных достижений. |
Продолжительность занятия 30 минут.
В отделении, где занимаются умственно отсталые дети, развитие и коррекция сводится к следующему:
1. Воспитание, совершенствование отдельных анализаторов и накопление представлений о конкретных признаках предметов (форма, цвет, величина);
2. Обучение умению использовать анализаторы для формирования правильных представлений и понятий о предметах окружающей действительности.
Наблюдения показали, что формирование умственных функций у аномальных детей идёт в определённой последовательности. Сначала формируются представления о величине, цвете, форме предмета, т.е. зрительное представление.
Пространственное представление формируется позже и труднее, т.к. у большинства детей имеются нарушения моторики.
Анализ деятельности психологической службы отделения реабилитации детей и подростков с ограниченными умственными и физическими возможностями.
Полное название учреждения, его местонахождение.
Муниципальное учреждение Комплексный центр социального обслуживания населения «Радуга» (МУ КЦСОН «Радуга»).
Отделение реабилитации детей и подростков с ограниченными умственными и физическими возможностями.
Адрес: Ярославская область, город Ростов, улица Некрасова, дом 55, телефон 8(48536)64304.
Уникальность организации, специфика работы данного учреждения.
Отделение предназначено для реабилитации в условиях дневного пребывания детей-инвалидов с ограниченными умственными и физическими возможностями.
Уровень детской инвалидности, к сожалению, за последние годы не имеет тенденции к снижению. Наличие инвалидизирующего соматического заболевания в большинстве случаев влечет за собой проблемы в развитии и адаптации ребенка-инвалида при отсутствии своевременной психологической помощи. Болезнь ребенка зачастую меняет весь привычный уклад жизни в семье. Возникают неровные, конфликтные отношения между супругами и другими членами их семьи, что нередко приводит к ее распаду.
Также, появление ребенка-инвалида может вызвать стремление к изоляции его семьи от общества. При оказании своевременной психологической помощи повышаются шансы успешной адаптации детей-инвалидов и их семей к общественной жизни и укрепления морального и психологического климата в таких семьях.
С группой дневного пребывания детей–инвалидов психолого-педагогический коллектив начал работать с 2001 года.
Известно, что дети – инвалиды часто оторваны от внешнего мира, не имеют необходимых для их возраста знаний об окружающем. Кроме того, у большинства детей имеются проявления психической неуравновешенности. Организуя психолого–педагогическую работу с детьми–инвалидами необходимо учитывать диагноз, возраст и физиологические особенности, ориентироваться на сохранение их физического и психического здоровья за счёт создания благоприятного психологического климата в группе, обеспечения педагогически ценного общения со взрослыми, реализации индивидуального подхода.
Учитывая возможности детей, проводятся как индивидуальные, так и групповые занятия.
План работы отделения реабилитации детей и подростков с ограниченными умственными и физическими возможностями на 2009 год.
Ежегодно заведующей отделением составляется план работы отделения.
Цели и основные задачи отделения реабилитации:
1. Продолжать работу по охране и укреплению здоровья детей, по созданию благоприятных санитарно-гигиенических условий пребывания детей в отделении. Обеспечение заботливого ухода за детьми, организации полноценного питания.
2. Проведение лечебно-реабилитационных мероприятий с учётом заболевания каждого ребёнка.
3. Работу с педагогическим коллективом направлять на воспитание психолого-педагогической культуры и профессионального мастерства.
4. Обеспечить согласованную деятельность специалистов отделения, воспитателей и семьи в направлении социально-бытовой реабилитации детей-инвалидов.
1. Методическая работа. Медико-педагогические советы:
2. Утверждение нового годового плана.
3. Диагностика на конец учебного года с оценкой, эффективности проводимых мероприятии.
4. Организация и проведение оздоровительных мероприятий с детьми-инвалидами.
5. Консультации для сотрудников по специфике работы с больными детьми.
6. Воспитание и детей навыков общения правил поведения, умения играть и работать в коллективе.
7. Виды игр и их роль в воспитании и обучении детей.
8. Как использовать дидактические игры на занятиях с детьми.
9. Содержание и формы учебно-воспитательной работы с детьми-инвалидами.
Оборудование и оснащение реабилитационного процесса:
1. Изготовление дидактического материала с учётом тематики занятий.
2. Приобретение пособий, игровой, художественной и обучающей литературы.
3. Совершенствование уголка по разработке ручной умелости.
Работа с родителями. Родительские собрания:
1. Роль семьи в воспитании ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
2. Особенности детей с ограниченными возможностями здоровья.
3. Профилактика заболеваний у детей и подростков.
4. Итоги реабилитации на конец года с рекомендацией специалистов на закрепление приобретённых навыков.
5. Создание уголка наглядной агитации для родителей.
6. Патронаж семей с детьми-инвалидами.
7. Консультативная работа по вопросам обучения, воспитания и лечения.
8. «Дни открытых дверей» с целью ознакомления родителей с условиями пребывания детей в отделении.
9. Праздники. Развлечения.
10. Привлечение родителей для проведения культурно-массовых мероприятий, благоустройства участка, для прогулок.
11. Работа с социумом.
12. Связь с управлением социального обеспечения населения, обществом инвалидов. Оказание социальных услуг семьям детей-инвалидов. Изучение первичной инвалидности.
Медицинские мероприятия:
1. Проведение набора детей-инвалидов в отделение реабилитации. Обследование новичков, подбор для них реабилитационных мероприятий. Организация консультации у специалистов детской поликлиники.
2. Проведение медикаментозного лечения, витаминотерапии, закаливающих мероприятий, массажа, лечебной физкультуры.
3. Проведение плановых прививок.
4. Контроль за питанием детей, соблюдением санитарно-гигиенических норм, режимных моментов.
Антропометрия:
1. Оказание консультативной помощи врачом неврологом родителям детей-инвалидов.
Культурно массовые мероприятия:
Организация экскурсий. Проведение дней именинника в группе Организация праздников и развлечений:
1. Новогодний праздник
2. «Праздник мам»
3. «Весна — красна»
4. «Лето, лето к нам пришло»
5. «День защитника Отечества»
6. «Осенний карнавал»
7. «Зимняя сказка»
8. Мероприятия ко Дню защиты детей — «День весёлых затей»
9. Мероприятия ко Дню семьи — «Моя дружная семья»
10. Мероприятия ко Дню инвалида — «Когда мои друзья со мной»
— Посещение Ростовского музея, городского парка. «Детского кафе», концертов ДК «Ростов Великий».
— Организация спортивных праздников: «Весёлые старты» «Кто быстрей» «Ловкие, смелые» «Весёлая эстафета»
— Посещение мероприятий в спортивной школе «Ферон».
Кроме плана работы отделения, педагогом-психологом отделения составляется план индивидуальных и групповых занятий.
План индивидуальных занятий педагога — психолога на 2008 — 2009 учебный год.
1. Сентябрь – Обследование, ориентировка ребёнка в окружающем мире.
2. Октябрь – Развитие зрительного восприятия, дифференциация цвета, формы, величины.
3. Ноябрь – Развитие слухового восприятия и пространственной ориентировки, дифференциация звука и силы звука (лево, право, сзади, спереди, верх, низ, в, на, под).
4. Декабрь – Развитие конструктивного праксиса (пирамида, палочки по образцу, целостная картина, ящик Сегена).
5. Январь – Развитие общей моторики.
6. Февраль – Развитие внимания, сравнение.
7. Март – Развитие памяти.
8. Апрель – Развитие мышления.
9. Май – Развитие общения.
10. Июнь – Обследование – рост характеристик.
План групповых занятий педагога — психолога на 2008 — 2009 учебный год.
Групповые занятия с педагогом — психологом проводятся 1 раз в неделю.
1. Сентябрь
— Правила пожарной безопасности. Огонь – друг (враг).
— Обследование детей.
— Обследование детей; геометрические фигуры и цвета.
— части тела.
2. Октябрь
— Пожарный герой, он с огнём вступает в бой.
— Овощи, фрукты.
— Деревья.
— Игрушки.
3. Ноябрь
— Пожар в квартире
— Грибы
— Перелёт, домашние птицы
— Осень
4. Декабрь
— Чем опасен дым?
— Домашние животные
— Зима. Новогодние праздники
— Зимующие птицы
5. Январь
— Пусть ёлка новогодняя нам радость принесёт
— Зима, зимние забавы
— Мебель, посуда
— Одежда
6. Февраль
— Детские шалости с огнём
— Звери наших лесов
— Транспорт
— Животные севера
7. Март
— Осторожно электроприборы
— 8 марта
— Семья
— Ранняя весна
8. Апрель
— Кухня не место для игр
— Животные жарких стран
— Космос
— Хлеб
9. Май
— Горючие вещества
— Птицы
— Насекомые
— Лето. Ягоды
10. Июнь
— Лесной пожар
Структура и задачи психологической службы данного учреждения.
Цели и задачи отделения:
Отделение дневного пребывания детей – инвалидов в основе предполагает помощь в адаптации к окружающей жизни, научение в преодолении различных психологических комплексов в общении и овладении приёмами организации себя в различных видах деятельности.
Цели и задачи:
1. Способствовать сохранению и укреплению нервно – психологического здоровья детей.
2. Помочь детям адаптироваться к окружающей их жизни, преодолеть различные психологические комплексы путём формирования адекватных форм общения со взрослыми и сверстниками.
3. Развитие индивидуальных и творческих особенностей ребёнка через организацию всех видов детской деятельности.
4. Медико-психологическая, педагогическая реабилитация детей инвалидов.
Для осуществления данных целей отделение осуществляет следующие виды деятельности:
1. Социальная адаптация
— Все формы общения педагогов и психологов с детьми;
— Беседы, психодиагностика;
— Свободная игровая и творческая деятельность;
— Досуговые мероприятия;
— Игры по восприятию сенсорной культуры.
2. Психологическая реабилитация
— Индивидуальная психодиагностика;
— Психогимнастика;
— Индивидуальные беседы психолога (по мере необходимости).
3. Творческая деятельность
— Музыкальное занятие;
— Занятие по изобразительной деятельности;
— Комплексное занятие
Психогимнастика;
Аппликации;
Игры по воспитанию сенсорной культуры.
4. Досуговые мероприятия
— Праздник открытых дверей;
— Спортивно – развлекательные программы;
— Игровая деятельность (свободная и организованная).
5. Работа с родителями
— Психологические тренинги;
— Психологические беседы;
— Круглые столы;
— Консультирование;
— Просвещение.
Должностная инструкция педагога-психолога отделения реабилитации детей и подростков с ограниченными умственными и физическими возможностями
1. Общие положения
1.1. Психолог находится в непосредственном подчинении заведующей отделением реабилитации детей и подростков с ограниченными умственными и физическими возможностями и директора Муниципального учреждения Комплексный центр социального обслуживания населения «Радуга».
1.2. Назначение на должность и освобождение от должности производится приказом директора Муниципального учреждения Комплексный центр социального обслуживания населения «Радуга».
1.3. Психолог в своей деятельности руководствуется:
Действующим законодательством РФ по вопросам образования и охраны здоровья граждан, приказом Минздрава и Министерства России, органов управления Образования и Здравоохранения, Уставом Комплексного центра социального обслуживания населения и Положением об отделении реабилитации детей – инвалидов.
1.4. Психолог должен знать:
Постановление Правительства РФ «Об утверждении примерных положений о специализированных учреждениях», Конвенцию о правах ребёнка, Федеральные законы, Указы и Распоряжения Президента РФ, нормативно – правовые акты субъектов РФ в области защиты прав и законных интересов ребёнка, правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.
2. Должностные обязанности
2.1. Определяет факторы, препятствующие развитию личности воспитанников, и принимает меры по оказанию различного вида психолого-педагогической, психокоррекционной и консультативной помощи воспитанникам, родителям, либо лицам их заменяющим.
2.2. Осуществляет психологическое сопровождение детей-инвалидов отделения реабилитации, способствует гармонизации социальной сферы учреждения, проводит мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации.
2.3. Разрабатывает планы на год в соответствии с планом работы отделения реабилитации.
2.4. Ведёт документацию установленного образца и предоставляет отчёты о проделанной работе заведующей отделения реабилитации детей и подростков с ограниченными умственными и физическими возможностями.
2.5. Осуществляет комплексный подход в решении проблем детей – инвалидов, проводит среди работников отделения разъяснительную работу об особенностях психологического, физического состояния и возможностях развития детей.
3. Права
3.1. Психолог вносит предложения в вышестоящие организации по совершенствованию форм и методов с требованиями охраны и здоровья защиты прав и интересов инвалидов.
3.2. Принимает участие в семинарах по профилю своей работы.
3.3. Психолог вправе требовать от руководства создания необходимых условий для выполнения служебных обязанностей.
3.4. В пределах своей компетенции сообщать непосредственному руководителю о всех выявленных в процессе деятельности недостатках и нарушениях и вносить предложения по их рассмотрению.
3.5. Знакомиться с проектами решений директора Комплексного центра социального обслуживания населения, касающимися его деятельности.
4. Ответственность
Психолог несёт ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ за:
4.1. Этику поведения, конфиденциальность работы с детьми инвалидами и молодыми инвалидами.
4.2. Ненадлежащее исполнение или не исполнение своих должностных обязанностей, распоряжений директора Муниципального учреждения Комплексный центра социального обслуживания населения «Радуга».
4.3. Нарушений внутреннего трудового распорядка.
4.4. Правонарушения, совершённые в процессе осуществления совей деятельности.
Основные направления деятельности отделения.
Основными направлениями деятельности отделения являются:
1. Психологическая и социально – средовая реабилитация
Выработка специальных навыков (умение общаться, освоение социальных ролей).
Этот вид деятельности может быть в виде несложных целевых программ, таких как «Я и семья», «Я в быту» (общение, беседы, экскурсии, ролевые игры), а так же в виде бесед, направленных на ориентацию детей – инвалидов в жизненных вопросах, таких как «Личная гигиена», «Одежда и обувь» и т.п.
2. Психологическая работа с семьями детей инвалидов
Семейное консультирование;
Психотерапия нарушений психологического состояния членов семьи;
Организация родительских групп поддержки.
3. Содействие в проявлении творческих способностей ребёнка – инвалида
Организация персональных выставок;
Привлечение специалистов для организации творческой помощи.
4. Физическая реабилитация
Повышение физической работоспособности;
Развитие координации движений, моторики;
Общее оздоровление организма.
5. Учебно-методическая и просветительская работа с ближайшим социальным окружением детей – инвалидов.
Кадровый состав отделения.
Заведующая отделением Воспитатели Младший воспитатель Педагог — психолог Врач – невролог Инструктор ЛФК |
Рыженкова В.А. Мартынова О.Н. Родионова Л. В. Пылина Л.В. Кашеварова О.Е. Степанова И.В. Котелин О.М. |
Анализ видов деятельности педагога – психолога.
Основной целью профессиональной деятельности педагога – психолога в условиях стационарного учреждения социального обслуживания является оказание различных видов психологической помощи в сохранении психического, соматического и социального благополучия детей — инвалидов.
Направление | Вид работ | Контингент |
Психопрофилактика | Развивающие игры, тренинги, беседы, мелотерапия, арттерапия, трудотерапия, релаксация, аромотерапия. | Сотрудники, дети. |
Психодиагностика | Тестирование, методики, анкетирование. | Дети. |
Консультирование | Консультации. | Дети, сотрудники, родители. |
Коррекция | Групповые занятия, индивидуальные занятия, тренинги. | Дети. |
Просвещение | Беседы, лекции, круглые столы. | Родители, сотрудники. |
Развитие | Групповые занятия, индивидуальные занятия. | Дети. |
Психопрофилактика – задачи психолога:
1. Сохранение, укрепление и улучшение психического здоровья детей путём организации условий, необходимых для полноценного существования, соответствующего режима, образа жизни и социально – психологического климата;
2. Своевременное выявление таких особенностей детей, которые могут способствовать появлению определённых сложностей или отклонений в их психическом состоянии;
3. Предупреждение возможных осложнений в связи с возникновением трудных ситуаций в жизни детей.
В психопрофилактической деятельности могут принимать участие представители самых разных профессий – врачи, педагоги, социологи, юристы. Задача психолога организовать и возглавить данную работу в стационарном учреждении.
Психодиагностика – проведение обследования детей учреждения с помощью надёжных методов психологической диагностики с целью получения информации о психических свойствах, особенностях и состоянии детей, формулировании на основе полученных результатов программ индивидуальной и групповой психологической работы с детьми.
Методическое и материально – техническое обеспечение деятельности.
У педагога — психолога есть отдельный кабинет для проведения индивидуальных занятий.
Групповые занятия проводятся в комнате из-за отсутствия помещения.
В наличии у педагога — психолога имеются методики и программы.
Педагог — психолог ведёт следующую документацию:
1. Журнал по учёту индивидуальной работы;
2. Журнал учёта групповой работы;
3. Журнал учёта консультаций;
4. Журнал отчёта;
5. Характеристики детей – инвалидов;
6. Методические материалы;
7. Реабилитационные карты;
8. Годовой, ежемесячный, ежедневный планы.
Техническое оснащение:
1. Кресло – кушетка для релаксации;
2. Лампа «Гольфстрим»;
3. Аромолампа;
4. Магнитофон;
5. Дидактический и развивающий материал.
Выводы
В заключении хочется отметить, что процесс социальной адаптации ребёнка – инвалида – это сложный процесс, и он требует общих усилий семьи, специалистов социальной защиты, психологов и педагогов.
В целом результатом работы явились:
1. Усиление целенаправленной активности родителей на решение проблем;
2. Улучшение психологического самочувствия, настроения.
Таким образом, интегративный подход в сочетании с индивидуальной ориентацией на ребёнка позволили приблизиться к более успешному решению проблем, связанных с адаптацией ребёнка — инвалида.
Анализ психологической работы, проделанной студентом в течении практики.
Описание проделанной работы:
Работа проводилась в отделении реабилитации детей – инвалидов с умственными и физическими отклонениями при Комплексном центре социального обслуживания населения «Радуга» с 16.02. по 15.03. 2009 г.
Руководитель практики:
Педагог – психолог Кашеварова О.Е.
Цель практики:
Формирование профессиональных навыков (умение анализировать и планировать свою деятельность).
Задачи:
1. Знакомство со спецификой отделения;
2. Развитие профессиональных качеств;
3. Изучение работы отделения;
4. Изучение деятельности психолога;
5. Применение теории в психолого-педагогической деятельности;
6. Овладение методиками.
В ходе прохождения практики были выполнены следующие виды работ:
1. Знакомство с отделением, его направлениями, спецификой;
2. Знакомство с детьми;
3. Знакомство с планом работы психолога;
4. Овладение навыками диагностики, составления индивидуального плана реабилитационных мероприятий на каждого ребёнка;
5. Знакомство с коррекционно-развивающей программой на развитие мышления, памяти, внимания, речи.
6. Ознакомление со следующими видами психологической терапии:
Арттерапия – использование кукольного театра. Это один из самых мягких и в то же время глубоких методов, он корректирует эмоциональное состояние, снимает психическое напряжение, успокаивает.
Мелотерапия – воздействие музыкой; вызывает положительные психологические, физические и интеллектуальные изменения; стимулирует глубокую релаксацию.
Аромотерапия – лечение, основанное на применении натуральных эфирных масел. Попадая через дыхательные пути в организм человека ароматы оказывают целебное и очищающее действие; человек успокаивается, обретает душевное равновесие.
В ходе практики мною было посещено комплексное релаксационное занятие «Фиолетовая планета».
Цели:
1. Снятие мышечного напряжения и как следствие нервного, что должно благотворно отразиться на поведении ребёнка;
2. Развитие воображения.
Ход занятия:
1) Организационный момент;
2) Комплекс гимнастики по методике Якобсона.
Напряжение каждой группы мышц два раза, примерно по 5 секунд. Дыхание во время упражнения произвольное.
1. Сделайте глубокий, очень глубокий вдох, задержите дыхание и расслабьтесь
2. Обопритесь ногами об пол и приподнимитесь на носочки как можно выше. Постойте и расслабьтесь.
3. Сожмите обе руки очень крепко в кулаки, подержите их так, расслабьте.
Сильные осознанные сокращения мышц позволяют быстрее достичь состояния расслабления.
Регулярное применение этой методики придаст больше уверенности. Организм приобретает равновесие, жесты – точность, движения – лёгкость, повысится скорость мыслительных операций, улучшится память, внимание.
3) Расслабление.
«Фиолетовая планета»
Это медитация для детей. Дети легко входят в медитационное состояние. Содержащиеся в упражнении словесные инструкции помогают ребёнку расслабиться и развить воображение, что должно благотворно отразиться на поведении ребёнка.
4) Аромотерапия.
Эфирное масло лаванды – аромат холодный, свежий, тонкий, цветочный:
1. Снимает состояние депрессии, перепады настроения;
2. Уменьшает агрессию;
3. Улучшает состояние организма при переутомлении.
5) Итог.
Психологу, работающему с детьми-инвалидами необходимо использовать в своей работе художественные техники, которые можно рассматривать как упражнения развивающие зрительно – моторную координацию, точность движения рук, способствующие коррекции нарушений мышечного тонуса кисти. В этой ситуации психолог использует нетрадиционные техники изобразительной деятельности.
В ходе практики мною было проведено комплексное занятие «Опускаем пальцы в краску».
Цели:
1. Развитие внимания;
2. Развитие воображения;
3. Развитие коммуникабельности;
4. Снятие нервного напряжения;
5. Развитие зрительно-моторной координации, точности движения рук, способствующие коррекции нарушений мышечного тонуса кисти.
Ход занятия:
1) Организационный момент;
2) Беседа с детьми о муравейнике;
3) Показ иллюстрации;
4) Постоим муравейник.
Развитию коммуникабельности, способности к сотрудничеству помогает выполнение коллективной работы «Муравейник».
Предлагается ребятам «возвести» муравейник.
1. Для рисования веточек, травинок, соломинок использовать фломастеры или карандаши различных оттенков.
2. Музыкальное сопровождение (ритмичное) – дети под ритм музыки рисуют муравейник (хаотические круговые движения)
3. Затем каждый из «строителей» поселит в новом доме своего муравьишку. Тельце муравья рисуют отпечатками подушечек пальцев, опущенных в чёрную краску. Лапки и усики дорисовывают фломастером или карандашом.
4. Оживят работу листочки, случайно упавшие на муравейник (отпечатки листочка).
5) Итог. Выставка работ (примеры работ детей — см. приложение).
Дети рассматривают свои работы.
Выводы:
В период прохождения практики затруднения возникали при проведении занятия, ввиду того, что дети с отклонениями в развитии: было сложно установить контакт в общении с ними. Детям требовалось определённое количество времени для того, что бы привыкнуть к новому человеку. Но в итоге контакт был установлен и занятие проведено успешно, цели были реализованы.
Данный опыт пригодится мне в дальнейшем обучении и, несомненно, в моей профессиональной деятельности.
Библиографический список:
1. Балыбердин В.И. Работа с детьми с ограниченными возможностями. Кострома, 2001
2. Ульенкова У.В., Лебедева О.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии, 2 издание. М., 2005.
3. Шпек О. Люди с умственной отсталостью. Обучение и воспитание. М., 2003.
4. Документация МУ КЦСОН «Радуга».
5. Журнал «Работник социальной службы» №1, 2005.
Приложение.