СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………….10
Характеристика образовательного учреждения ……………………………12
Протокол анализа урока по математике …………………………………….14
Протокол анализа урока по русскому языку …………….……………..…..17
Протокол анализа урока по окружающему миру ………………….…..…..20
Протокол анализа урока по литературному чтению ……………….………23
Протокол анализа внеклассного занятия ………………………….……….25
Протокол анализа внеурочного занятия …………………………………….27
Протокол самоанализа урока по математике …………..……………..…….29
Протокол самоанализа урока по русскому языку ………………….………31
Протокол самоанализа урока по окружающему миру ……………….……34
Протокол самоанализа урока по литературному чтению ………………….36
Тематическая карта по математике ……………………………………… 39
Тематическая карта по русскому языку ………………………………..
Тематическая карта по литературному чтению …………………………
Тематическая карта по окружающему миру ……………………………
Тематическая карта по внеклассному занятию ………………………….
Тематическая карта по внеурочному занятию …………………………
Тематическая карта по классному часу …………………………………
Тематическая карта по уроку – экскурсии ……………………………….
Заключение ………………………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………..
Введение
Важным компонентом образовательного процесса является педагогическая практика, которая логически завершает профессиональную подготовку в качестве преподавателей.
Актуальность педагогической практики состоит в том, что студенты знакомятся с логикой и содержанием образовательного процесса, учебно-методической работой, с особенностями педагогической деятельности преподавателя, с инновационными технологиями обучения, изучают специфику воспитательной работы, особенности развития своих профессиональных качеств. Полученные навыки помогут студентам, если те стремятся построить свою карьеру в качестве преподавателей.
Основной целью педагогической практики является: овладение профессионально-педагогическими умениями и навыками, практическое применение комплекса теоретико-педагогических знаний, обретение опыта самостоятельной педагогической деятельности.
Задачами практики «Педагогическая практика №2» являются:
• совершенствование профессиональных умений и профессионально значимых качеств личности будущих учителей на основе повышения уровня их самостоятельности, расширении сферы деятельности;
Анализ педагогических условий самоподготовки в коррекционной школе
... изученного правила, требующие сопоставления, разбора, анализа, определенных выводов. Анализ педагогических условий самоподготовки в коррекционной школе ... методик диагностики была взята карта педагогического наблюдения. В результате обобщения данных педагогического наблюдения, были выделены ... правильно задания, прибегая к помощи, единственным уроком, которой ребята могли выполнить самостоятельно это ...
• выработка профессиональных умений и навыков в организации и проведении учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях разного типа;
• освоение работы с текущими документами, с календарными планами, поурочными планами, классными журналами;
• овладение методами, приемами, средствами проведения уроков, занятий, а также навыками руководства познавательной деятельностью школьников в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями;
• формирование умений и навыков наблюдения за учебно-воспитательным процессом и анализ его результатов;
• формирование умений устанавливать профессионально-этические отношения с родителями школьников.
«Педагогическая практика №2» является обязательным видом учебной работы бакалавра, входит в раздел «Производственная практика» учебного плана по данному профилю подготовки бакалавров и проводится на 4 курсе.
Успешное прохождение педагогической практики является необходимой основой для последующего изучения дисциплин вариативной части профессионального цикла, написания курсовых работ и бакалаврской выпускной квалификационной работы.
Характеристика образовательного учреждения
Образовательная организация муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение: Мокро-Соленовская основная общеобразовательная школа.
Директор:
Заместитель директора по УВР:
Режим работы: понедельник-пятница с 9:00 до 16:00
Телефоны: (86392)77080, факс: (86392)77113
e-mail: mokrosolony@mail.ru
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение: Мокро — Соленовская основная общеобразовательная школа (далее по тексту – Организация) создано на основании постановления Главы Администрации Волгодонского района Ростовской области № 438 от 18.10.1999 года, с момента образования именовалось как муниципальное общеобразовательное учреждение: Мокро — Соленовская основная общеобразовательная школа.
В соответствии с постановлением Главы администрации Волгодонского района Ростовской области от 30.06.2004 года № 527 в состав муниципального общеобразовательного учреждения: Мокро — Соленовская основная общеобразовательная школа присоединено муниципальное общеобразовательное учреждение: Сухо-Балковская начальная общеобразовательная школа 01.09.2004 года.
В соответствии с постановлением Главы администрации Волгодонского района Ростовской области от 30.06.2004 года № 529 зарегистрировано Муниципальное общеобразовательное учреждение: Мокро — Соленовская основная общеобразовательная школа.
В соответствии с приказом Отдела образования администрации Волгодонского района от 22.06.2011 года № 412 «Об утверждении Устава образовательного учреждения в новой редакции» муниципальное общеобразовательное учреждение: Мокро — Соленовская основная общеобразо-вательная школа (МОУ: Мокро — Соленовская ООШ) переименовано в муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение: Мокро — Соленовская основная общеобразовательная школа.
Организационно-правовая форма: учреждение.
Тип учреждения: бюджетное.
Тип образовательной организации: общеобразовательная организация.
Место нахождения Организации: 347349, Российская Федерация, Ростовская область, Волгодонской район, х.Мокро — Соленый, ул.Центральная, 27.
Учреждение образования 15
... старший преподаватель кафедры психологии факультета педагогики и психологии учреждения образования «Барановичский государственный университет»; Ж. В. Рзаева, старший преподаватель кафедры ... психологии факультета педагогики и психологии учреждения образования «Барановичский государственный университет»; Е. Ф. Нестер, преподаватель кафедры психологии ...
Учредителем и собственником имущества Организации является муниципальное образование «Волгодонской район Ростовской области».
Учебный план образовательной организации МБОУ: Мокро-Соленовская ООШ (далее – ОО), реализующей основные образовательные программы начального общего, основного общего образования, отражает организационно-педагогические условия необходимые для достижения результатов освоения основной образовательной программы; определяет общие рамки отбора учебного материала, формирования перечня результатов образования и организации образовательной деятельности; фиксирует максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся , состав и структуру предметных областей; определяет перечень учебных предметов , курсов, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.
Учебный план для 1-4 классов ориентирован на 4-летний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования, для 5-9 классов — на 5-летний нормативный срок освоения образовательных программ основного общего образования.
Учебный план состоит из двух частей – обязательной части (инвариант) и части, формируемой участниками образовательных отношений (вариатив).
В 1-3 классах в реализуется УМК по программе «Школа России», в 4 классе завершается обучение УМК по программе «Гармония».
Максимально допустимая недельная нагрузка при 5-дневной учебной неделе в 1 классе составляет 21 час в неделю, во 2-4 классах 23 часа в неделю, что соответствует требованиям СанПиН 2.4.2.2821-10.
Протокол анализа урока по математике
Класс: 1 класс
Образовательная система: « Школа России»
Тема урока: «Число 10»
Цель урока: создать условия для ознакомления с образованием числа 10; терминами «однозначное» и «двузначное» число; формирования умения в увеличении и уменьшении числа на 1; закрепления знания состава изученных чисел; развития мышления.
Планируемые результаты (предметные): знать способы образования числа 10; уметь употреблять термины «однозначное» и «двузначное» число.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: уметь осуществлять самопроверку выполненной работы; вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами.
Коммуникативные: уметь участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить; слушать и понимать речь других; осуществлять работу в паре.
Познавательные: понимать значение и роль математики в жизни каждого человека и общества.
Личностные: имеют познавательные потребности и учебные мотивы.
Организация урока:
Тип урока: изучение нового материала
Структура урока была четкой, соответствовала типу и целям урока.
Цели соответствуют уровню подготовленности класса, требованиям начальной школы, типу урока, логична последовательность и взаимосвязь этапов урока.
Структура урока выбрана рационально. Во время, которое было распределено, уложилась, т.е. был соблюден хронометраж.
Соответствие урока требованиям ФГОС НОО:
Организация исследовательской деятельности младших школьников
... гипотезы были использованы следующие методы исследования: - Наблюдение, интервьюирование учеников и учителя, анализ продуктов деятельности учащихся; - Сравнение, изучение документации; - Организация и проведение педагогического эксперимента с целью проверки гипотезы; - Теоретический ...
Учебный материал соответствует программе.
В начале урока учитель задал вопрос, который стал хорошей мотивацией к уроку. Учитель смогла в начале урока класс мобилизовать и настроить на работу.
Содержание урока:
Учитель построила свой урок методически верно в соответствии с календарно – тематическим планированием.
При проектировании урока были учтены уровень обученности и обучаемости, темп работы, индивидуальные особенности обучающихся класса.
Время урока было организовано исключительно продуктивно за счет продуманной структуры его организации.
Наблюдалось чередование видов деятельности. ТСО на уроке не использовались, однако наглядные пособия, изготовленные учителем, способствовали более осмысленному понимания проблем урока.
Методика проведения урока:
При выполнении самостоятельной работы осуществлялся самоконтроль, взаимоконтроль партнёра. Рационально использует время урока, поддерживает интерес на протяжении всего урока за счёт применения различных форм и методов (проведён математический диктант, устный счёт, работа у доски, комментирование с мест и т. д.) Создаёт ситуацию успешности, подбадривая учащихся.
В течение урока она использовала устные и письменные виды работ, фронтальную и индивидуальную формы организации учебного процесса.
Учебно-познавательная деятельность была организована через фронтальную работу, индивидуальную. Такая организация позволила включить каждого учащегося в активную деятельность по достижению цели.
Учитель использует возможности для взаимопроверки и самопроверки при выполнении самостоятельных работ.
Учитель создаёт условия для эмоциональной открытости, доверия и благоприятного психологического климата на уроке.
Учитель стимулирует деятельность учеников, даёт установки, комментирует ответы детей, устанавливает связь с этапами урока.
В середине урока была проведена физминутка, которая также была приурочена теме урока. Физминутка позволяет развивать у детей координацию движений, снять переутомление. Так же была проведена разминка для глаз, с целью – предупреждения утомление глаз.
Психологические основы урока:
Учитель использует элементы здоровье сберегающих технологий
Правила охраны труда и техники безопасности учителем и учащимися соблюдаются.
Учитывались санитарно – гигиенические требования. Соблюдала правильность рабочей позы учащихся. Для предупреждения утомления и переутомления своевременно и качественно проведена физкультминутка для профилактики сколиоза.
Выводы по уроку:
1. План урока выполнен.
2. На уроке реализовывались общеобразовательные, воспитывающие развивающие задачи урока.
3. Урок был эффективный, проведён на достаточном методическом уровне.
4. Атмосфера на уроке была дружеская, творческая;
5. Цель урока достигнута.
Считаю, что задачи урока решены. Дети не перегружены. Темп урока средний. Старалась создать эмоциональную атмосферу, побуждая к активному мышлению учащихся. Работали активно не все учащиеся, но основная масса, у которых имеется продуктивная мотивация.
Были создана культура общения «учитель — ученик», рефлексия урока показала яркое эмоциональное восприятие нового материала.
Опросный лист для экспертной оценки учителя среди учащихся-старшеклассников ...
... участие в подготовке внеклассного мероприятия под руководством учителя 10. Педагог умеет заинтересовать, увлечь внеурочной деятельностью тебя и других ребят 5 4 ... тебя лично 5. Педагог может отстаивать твои интересы перед коллективом учащихся, учителей или перед родителями 5 4 3 2 1 Педагог ... быть невнимателен или бестактен 3. Ты охотно общаешься с учителем помимо уроков 5 4 3 2 1 Тебе не хотелось бы ...
Протокол анализа урока русскому языку
Класс: 1 класс
Образовательная система: « Школа России»
Тема урока: «Слово и его значение»
Цель урока: Научить школьников распознавать слова с несколькими значениями; слова, близкие и противоположные по смыслу. Расширять, уточнять словарный запас учащихся.
Планируемые результаты:
Предметные умения: Научить школьников распознавать слова с несколькими значениями; слова, близкие и противоположные по смыслу. Расширять, уточнять словарный запас учащихся.
Личностные УУД:
— формирование словарного запаса;
— проявлять интерес к новому;
— интерес к способу решения и общему способу действия;
— развивать способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении.
Регулятивные УУД:
— умение регулировать деятельность в соответствии с заданным образцом и по алгоритму
— определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
— удерживать цель деятельности до получения её результата;
— планировать решение учебной задачи;
— выполнять последовательность необходимых операций.
Познавательные УУД:
— систематизация знаний о значении слов русского языка;
— ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
— добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой
жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
— перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всего класса.
Коммуникативные УУД:
— формирование ценностного отношения к русскому языку — как богатому и выразительному;
— донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной или письменной речи;
— слушать и понимать речь других;
— совместно договариваться о правилах работы в парах и следовать им;
Организация урока:
Тип урока: открытие новых знаний.
Структура урока была четкой, соответствовала типу и целям урока. На каждом этапе подводились небольшие выводы. Переход от одного этапа к другому был плавным.
Основным этапом является этап изучения нового материала. При изучении использованы материалы, активизирующие познавательную активность младших школьников.
Учитель построила свой урок методически верно в соответствии с календарно – тематическим планированием.
Соответствие урока требованиям ФГОС НОО:
Цели и задачи сформулированы четко, конкретно, в соответствии с требованиями стандарта и программы. Отражают формирование УУД.
Содержание урока:
Форма организации учебной деятельности учащихся соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся.
Содержание материала по сложности соответствует возрастным особенностям и доступен для понимания.
Методика проведения урока:
Использование структурных формул при обучении учащихся в составлении ...
... задач для изучения физики, многие учителя действуют по принципу: чем больше задач, особенно повышенной трудности, тем лучше.В большинстве случаев это приводит к прямо противоположным результатам: создает перегрузку учащихся, ... определить искомое. Следовательно, это определение не только позволяет формировать у учащихся понятие "учебная задача по физике", но и служит надежной основой для выработки у ...
Формы организации деятельности учащихся: фронтальная,
индивидуальная, парная. Учитель использует на уроке следующие приемы:
— сравнение, анализ, сопоставление;
— методы обучения: беседа, рассказ,
— практические методы, элементы проблемного обучения.
Учебно-познавательная деятельность была организована через фронтальную работу, индивидуальную, дифференцированную. Такая организация позволила включить каждого учащегося в активную деятельность по достижению цели.
В течение урока она использовала устные и письменные виды работ, фронтальную и индивидуальную формы организации учебного процесса.
В середине урока была проведена физминутка, которая также была приурочена теме урока. Физминутка позволяет развивать у детей координацию движений, снять переутомление. Так же была проведена разминка для глаз, с целью – предупреждения утомление глаз.
Психологические основы урока:
Учитель создаёт условия для эмоциональной открытости, доверия и благоприятного психологического климата на уроке.
Учитель стимулирует деятельность учеников, даёт установки, комментирует ответы детей, устанавливает связь с этапами урока.
Психологический климат на уроке благоприятный, можно было наблюдать взаимопонимание учителя и учеников, учитель поддерживал и активизировал внимание учащихся на всех этапах урока.
На протяжении всего урока учительница следила за правильной речью учащихся, чтобы учащиеся давали только полные ответы и старались правильно строить свои мысли.
Урок проходил в деловой атмосфере. Учащиеся четко реагировали на все действия учителя и продуктивно выполняли задания. Темп речи учителя умеренный, позволяющий учащимся осознанно воспринимать всю информацию. Старалась создать эмоциональную атмосферу, побуждая к активному мышлению учащихся.
Выводы по уроку:
1. План урока выполнен.
2. На уроке реализовывались общеобразовательные, воспитывающие развивающие задачи урока.
3. Урок был эффективный, проведён на достаточном методическом уровне.
4. Атмосфера на уроке была дружеская, творческая;
5. Цель урока достигнута.
Считаю, что задачи урока решены. Дети не перегружены. Темп урока средний. Старалась создать эмоциональную атмосферу, побуждая к активному мышлению учащихся.
Работали активно не все учащиеся, но основная масса, у которых имеется продуктивная мотивация.
Я считаю, что выбранная форма организации учебной деятельности школьников была достаточно эффективной. Были создана культура общения «учитель — ученик», рефлексия урока показала яркое эмоциональное восприятие нового материала.
Протокол анализа урока по окружающему миру
Класс: 1 класс
Образовательная система: « Школа России»
Тема урока: «Зачем мы спим ночью?»
Цели урока:
Образовательные цели.
1.Выяснить значение сна в жизни человека.
2.Вспомнить правила подготовки ко сну.
3.Познакомить с ночными животными, с трудом людей, работающих ночью.
Воспитательные цели.
1.Формирование здорового образа жизни.
Значение психолого-педагогического анализа урока в педагогической ...
... анализа урока 1.Значение психолого-педагогического анализа урока в педагогической деятельности учителя Успешное осуществление учебно-воспитательной деятельности требует от учителя знания не только личности учащихся и психологии ... педагогической характеристики. На 5 курсе - проведение психолого-педагогического анализа урока. Задачи и содержание психологической практики на 5 курсе Перед студентами 5 ...
2.Воспитание любви к природе
3.Воспитание уважения к труду, окружающих людей
4. Формирование умения слушать своих одноклассников.
Развивающие цели.
1. Развитие памяти
2. Развитие правильной речи.
3. Развитие образного мышления
Организация урока:
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Структура урока полностью соответствует логике проведения заявленного типа урока, так как основной организационной задачей являлось создание условий для воспитания, осмысления и закрепления нового материала.
Соответствие урока требованиям ФГОС НОО:
Цели и задачи сформулированы четко, конкретно, в соответствии с требованиями стандарта и программы. Отражают формирование УУД.
Наличие работы по формированию УУД на уроке:
-регулятивных
-познавательных
-коммуникативных
Содержание урока:
Содержание соответствует целям и задачам, дидактическим принципам УМК.
Этапы урока выделены обоснованно, имеют логические переходы, но отдельные этапы затянуты во времени.
Учитель построила свой урок методически верно в соответствии с календарно – тематическим планированием.
Форма организации учебной деятельности учащихся соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся.
Содержание материала по сложности соответствует возрастным особенностям и доступен для понимания.
Ученики осознано отвечают на вопросы.
Методика проведения урока:
Учебно-познавательная деятельность была организована через фронтальную работу, индивидуальную, дифференцированную. Такая организация позволила включить каждого учащегося в активную деятельность по достижению цели.
При выполнении самостоятельной работы осуществлялся самоконтроль, взаимоконтроль партнёра.
Рационально использует время урока, поддерживает интерес на протяжении всего урока за счёт применения различных форм и методов (проведён математический диктант, устный счёт, работа у доски, комментирование с мест и т. д.) Создаёт ситуацию успешности, подбадривая учащихся.
В середине урока была проведена физминутка, которая также была приурочена теме урока. Физминутка позволяет развивать у детей координацию движений, снять переутомление. Так же была проведена разминка для глаз, с целью – предупреждения утомление глаз.
Психологические основы урока:
Психологический климат на уроке благоприятный, можно было наблюдать взаимопонимание учителя и учеников, учитель поддерживал и активизировал внимание учащихся на всех этапах урока.
Учитель создаёт условия для эмоциональной открытости, доверия и благоприятного психологического климата на уроке.
Учитель стимулирует деятельность учеников, даёт установки, комментирует ответы детей, устанавливает связь с этапами урока.
Выводы по уроку:
1. План урока выполнен.
2. На уроке реализовывались общеобразовательные, воспитывающие развивающие задачи урока.
3. Урок был эффективный, проведён на достаточном методическом уровне.
4. Атмосфера на уроке была дружеская, творческая;
5. Цель урока достигнута.
Считаю, что задачи урока решены. Дети не перегружены. Темп урока средний. Старалась создать эмоциональную атмосферу, побуждая к активному мышлению учащихся. Работали активно не все учащиеся, но основная масса, у которых имеется продуктивная мотивация.
Результативно-оценочный этап в структуре обучающей деятельности учителя
... определяющая роль в осуществлении обучающей деятельности Учитель реализует цели и задачи воспитания, организует активную учебно-познавательную, трудовую, общественную, спортивно-оздоровительную и художественно-эстетическую деятельность учащихся, направленную на их развитие ...
Протокол анализа урока по литературному чтению
Класс: 1 класс
Образовательная система: « Школа России»
Тема урока: Русская народная сказка «Петух и собака»
Цель урока: познакомить с русской народной сказкой «Петух и собака»; прививать интерес и любовь к устному народному творчеству; упражнять в выразительном чтении, чтении по ролям; учить определять характер героев сказки, ее главную мысль; развивать память, речь, мышление, воображение.
Планируемые результаты:
• учащиеся научатся читать выразительно, плавно, целыми словами, верно выделяя ударные слоги;
• определять последовательность событий в сказке;
• отвечать на вопросы по содержанию произведения;
• называть героев сказки и оценивать их поступки;
• соотносить иллюстрацию с содержанием текста;
• пересказывать сказку на основе картинного плана;
• различать народную и литературную сказки;
• сравнивать разные произведения на одну тему.
Тип урока: комбинированный
Цели соответствуют уровню подготовленности класса, требованиям начальной школы, типу урока, логична последовательность и взаимосвязь этапов урока.
Организация урока:
Соответствие урока требованиям ФГОС НОО:
Цели и задачи сформулированы четко, конкретно, в соответствии с требованиями стандарта и программы. Отражают формирование УУД.
Содержание урока:
Содержание соответствует целям и задачам, дидактическим принципам УМК.
Этапы четкие, логичные, завершенные. Переход к новым этапам осуществляется с помощью проблемных связок. Организация учебной деятельности оптимальная.
Форма организации учебной деятельности учащихся соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся.
Методика проведения урока:
При выполнении самостоятельной работы осуществлялся самоконтроль, взаимоконтроль партнёра. Рационально использует время урока, поддерживает интерес на протяжении всего урока за счёт применения различных форм и методов (проведён математический диктант, устный счёт, работа у доски, комментирование с мест и т. д.) Создаёт ситуацию успешности, подбадривая учащихся.
В середине урока была проведена физминутка, которая также была приурочена теме урока. Физминутка позволяет развивать у детей координацию движений, снять переутомление. Так же была проведена разминка для глаз, с целью – предупреждения утомление глаз.
Психологические основы урока:
Учитель создаёт условия для эмоциональной открытости, доверия и благоприятного психологического климата на уроке.
Учитель стимулирует деятельность учеников, даёт установки, комментирует ответы детей, устанавливает связь с этапами урока.
Учителем создана благоприятная рабочая атмосфера на уроке.
Психологический климат на уроке благоприятный, можно было наблюдать взаимопонимание учителя и учеников, учитель поддерживал и активизировал внимание учащихся на всех этапах урока.
Выводы: Учителем выполнен план урока, достигнуты поставленные цели. Учитель продемонстрировал умение взаимосвязано использовать различные методы и приёмы, применение ИКТ – технологии способствовало повышению эффективности и качества обучения на данном уроке. Урок уложен в запланированное время. Учителем создана благоприятная рабочая атмосфера на уроке.
Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)
... сумма баллов, которую может набрать учитель, - 15-30, она свидетельствует об отрицательном отношении ученика к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.
Я считаю, что выбранная форма организации учебной деятельности школьников была достаточно эффективной. Были создана культура общения «учитель — ученик», рефлексия урока показала яркое эмоциональное восприятие нового материала.
Протокол анализа внеклассного занятия
Тема мероприятия: « Игра — викторина « Мои любимые сказки»
Цель занятия: выработка умений самостоятельно применять знания и осуществлять перенос в новые условия.
Задачи:
— создание условий для формирования читательских умений, обобщение и систематизация знаний о сказках;
— развитие читательской памяти, внимания, творческого мышления;
— воспитание стремления к самостоятельному чтению через возможность проявить свои знания и сравнить их со знаниями других учащихся;
— способствовать объедению учащихся, умению работать в группе, в паре.
Данное внеклассное мероприятие относится к серии занятий по нравственному воспитанию детей в начальной школе.
Форма занятия: нетрадиционная – «Игра-викторина».
Такая форма проведения занятия существенно повышает мотивацию учения, эффективность учебной деятельности, обеспечивает работу всей группы, позволяет учащимся раскрыть свои способности.
Для первоклассников — играть – это важно! Игра является средством самораскрытия, а ребенку очень важно иметь возможность свободно выражать свой внутренний мир. Для него игра – это своеобразный способ общения с внешним миром.
Данное занятие относится к типу комплексного применения знаний и способов деятельности.
Занятие способствовало реализации главной задачи: активизация творческого начала у учащихся путем воображения и фантазии.
При подготовке к занятию были учтены возрастные и индивидуальные особенности учащихся: высокий интерес к чтению, прослушиванию и просмотру сказок, достаточно высокая мотивация, которая стимулировалась нетрадиционной формой занятия.
Методы соответствовали задачам занятия, характеру и содержанию учебного материала, уровню знаний, умений и навыков учащихся.
Были использованы словесные методы:
• объяснение, вопросы, инсценировка;
• наглядные методы: изобразительная наглядность, демонстрация слайдов;
• практические методы;
• частично-поисковый , методы стимулирования мотивов интереса к учению: познавательные задания.
Использовались фронтальная, групповая и парная формы организации деятельности на занятии. Активность учащихся на разных этапах урока была высокой.
Вначале была разминка. Затем задания на мышление чередовались с заданиями на память, на движение, на сообразительность.
В ходе последнего задания – рисование сказки «Колобок на новый лад», учащиеся ещё раз убедились в том, что добро всегда побеждает зло. Что мы любим сказки потому, что в них желание героев всегда исполняются. Что сказки помогают нам в жизни лучше общаться.
На каждом этапе игры ученикам предлагалось оценить свою активность и творческие находки.
Психологическая атмосфера на занятии была доброжелательной.
Занятие прошло на высоком эмоциональном подъёме, с высоким темпом. Все поставленные задачи занятия удалось реализовать. Встреча со сказкой дала детям возможность почувствовать новые ощущения и пережить новые ситуации.
Протокол анализа внеурочного занятия
Тема: « Разговор о правильном питании»
Педагогическое обоснование темы: данное мероприятие включено в план воспитательной работы поскольку его тема является крайне актуальной; пропаганда правильного питания чрезвычайно важна для детей данного возраста.
Цель: актуализировать тему правильного питания, здоровья, здорового образа жизни; воспитывать активную жизненную позицию в положительном отношении к здоровью как величайшей ценности.
Задачи:
1. Развивать знаний учащихся о здоровье и здоровом образе жизни.
2. Формировать навыков самостоятельного анализа и оценки предлагаемой информации.
3. Воспитывать активную жизненную позицию, ответственное отношение к своему здоровью.
Виды деятельности: познавательная (беседа-информация).
Активность учащихся: ребята проявили активность как в ходе подготовки мероприятия (изготовление плакатов, оформление кабинета), так и в ходе самого мероприятия – с удовольствием включались в процесс, внимательно слушали и задавали вопросы, помогали вести мероприятие; высказывали свое мнение; рассказывали о своем негативном опыте употребления «вредных продуктов».
Тема, цель и форма проведения мероприятия соответствуют возрастным особенностям, уровню воспитанности обучающихся, перспективам их развития.
Ход мероприятия хорошо продуман. Чётко прослеживаются: точность и организованность всех основных элементов структуры мероприятия. Целесообразность, яркое эстетическое оформление. Оптимальность продолжительности мероприятия. Соответствие хода мероприятия заранее продуманной программе. Целесообразность и умение применять ТСО, наглядность.
Мероприятие прошло на высоком эмоциональном уровне. Все учащиеся были задействованы. Поведение учащихся на мероприятии было активным, заинтересованным, дисциплинированным. Учитель продемонстрировала владение грамотной, эмоциональной, выразительной речью, высокими организаторскими умениями и умением владеть детской аудиторией (концентрировать внимание, требовать дисциплину, вызывать интерес, создавать необходимый психологический настрой).
Психологическая атмосфера на занятии была доброжелательной.
Результаты мероприятия соответствуют поставленным задачам – ребята усвоили материал. Мероприятие имеет большую познавательную и воспитательную ценность – дети не только узнали много нового о питании, но и пришли для себя к очевидному выводу о недопустимости употребления отдельных продуктов;
Ребята получили нескрываемое удовольствие от мероприятия, которое выражалось в их активности, внимательности, включенности в процесс и желании дополнить речь учителя своими знаниями;
Мероприятие, посвященное столь актуальной проблеме нашего времени, несомненно, имеет важное значение для последующего развития учащихся, поскольку пропагандируя здоровый образ жизни, оно представило страшные факты о вредоносности отдельных продуктов.
Протокол самоанализа урока по математике
Класс: 1 класс
Образовательная система: « Школа России»
Тема урока: «Сантиметр»
Цель урока: познакомить учащихся с единицей измерения длины «сантиметр».
Планируемые результаты (предметные): ученики должны знать единицы измерения длины – сантиметр; научиться измерять и строить отрезки с помощью линейки, использовать сантиметр для измерения длины.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: освоение способов вычисления и установления взаимосвязи между предметами.
Коммуникативные: умение отвечать на поставленный вопрос, работы в парах.
Познавательные: осмысление математических действий и величин..
Личностные: осознание математических составляющих окружающего.
Организация урока:
Тип урока: изучение нового материала
Структура урока, спланированные вопросы, задания, практическая деятельность способствовало познавательной активности учащихся. Материал излагался доступно. Задания соответствовали программным требованиям.
Структура урока выбрана рационально. Во время, которое было распределено, уложилась, т.е. был соблюден хронометраж.
Соответствие урока требованиям ФГОС НОО:
Учебный материал соответствует программе. Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности, был посилен для учащихся первого класс.
Содержание урока:
Учитель построила свой урок методически верно в соответствии с календарно – тематическим планированием.
При проектировании урока были учтены уровень обученности и обучаемости, темп работы, индивидуальные особенности обучающихся класса.
При проведении урока было использована презентация, как компьютерная поддержка.
Время урока было организовано исключительно продуктивно за счет продуманной структуры его организации. Наблюдалось чередование видов деятельности. ТСО на уроке не использовались, однако наглядные пособия, изготовленные учителем, способствовали более осмысленному понимания проблем урока.
Методика проведения урока:
На уроке были использованы разные формы обучения. Так же использовалась индивидуальная и дифференцированная работа как со слабыми, так и с сильными учениками. Это просматривается через постановку вопросов, через взаимопроверку. На уроке велась фронтальная и парная форма обучения. При проведении парной работы ставилась цель — сплотить ребят, учить их работать вместе, сообща, выслушивая мнение других, предлагать свои идеи и делать общий вывод.
На протяжении всего урока использовались такие методы обучения, которые помогли привлечь внимание учащихся, вызвать желание мыслить, творить. Объяснительно-иллюстративный метод использовался на каждом этапе урока. Частично-поисковый метод применялся при изучении нового материала. Были подобраны такие задания, которые бы требовали от ребят сообразительности, смекалки, гибкости мышления. При решении математических заданий предполагалось развитие у учащихся умения сравнивать объекты, находить связи между ними, формулировать гипотезы и применять их. Выбранные методы обучения и способы управления учебной деятельностью подчинены задачам урока и соответствуют уровню обученности учащихся.
Психологические основы урока:
На уроке наблюдалось рациональное использование времени, предупреждение перегрузки детей обеспечивалось за счёт быстрой смены видов деятельности (на уроке надо было уделить больше времени для закрепления новой темы); применялись здоровье сберегающие технологии (физминутка общего воздействия).
Выводы по уроку: При подведении итогов и рефлексии был применен самоанализ деятельности учеников. Урок поставленной цели достиг.
Протокол самоанализа урока по русскому языку
Класс: 1 класс
Образовательная система: « Школа России»
Тема урока: «Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком».
Цель урока: создание условий для формирования умения обозначать мягкость согласных звуков мягким знаком.
Задачи:
— формировать новые способы действий, обучать работе по плану, алгоритму;
— развивать эмоциональную сферу, творческое мышление;
— устанавливать связь с жизненным опытом ребенка.
Планируемые результаты:
Предметные: ученик научится
• обозначать мягкость согласных звуков на письме мягким знаком;
ученик получит возможность научиться:
• выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи;
• участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
Личностные:
• проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу
• понимает причины успеха в учебной деятельности
Регулятивные:
• определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя;
• учится работать по предложенному учителем плану;
познавательные ученик.
• использует знако-символические средства при оформлении правил переноса слов с ь в середине;
• делает выводы о результате совместной работы класса и учителя;
• составляет алгоритм под руководством учителя;
Коммуникативные ученик
• слушает и понимает.
Организация урока:
Тип урока: изучение нового материала
Этапы урока, на мой взгляд, четко выдержаны и соблюдены, соответствуют современным требованиям, предъявляемым к структуре данного типа урока.
Изучили новый материал по учебнику.
Соответствие урока требованиям ФГОС НОО:
Учебный материал соответствует программе.
Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности, был посилен для учащихся первого класс.
Содержание урока:
Время урока было организовано исключительно продуктивно за счет продуманной структуры его организации. Наблюдалось чередование видов деятельности.
Применение фронтальных и групповых форм работы позволили каждому учащемуся проявить свои способности, знания, уровень развития речи, умения не только говорить самому, но и слушать товарищей, давать оценку действиям.
Методика проведения урока:
На уроке были использованы разные формы обучения.
Так же использовалась индивидуальная и дифференцированная работа как со слабыми, так и с сильными учениками. Это просматривается через постановку вопросов, через взаимопроверку.
На уроке велась фронтальная и парная форма обучения.
При проведении парной работы ставилась цель — сплотить ребят, учить их работать вместе, сообща, выслушивая мнение других, предлагать свои идеи и делать общий вывод.
Психологические основы урока:
Учитель создаёт условия для эмоциональной открытости, доверия и благоприятного психологического климата на уроке.
На объяснение домашнего задания было затрачено три минуты. Задание на дом было дано после закрепления.
Выводы по уроку:
Считаю, что заявленной цели и поставленных задач проведённый урок достиг.
Доброжелательная обстановка, позитивный настрой на урок, подбор заданий помог каждому ребёнку на занятии продвинутся в своём индивидуальном развитии.
Протокол самоанализа урока по окружающему миру
Класс: 1 класс
Образовательная система: « Школа России»
Тема урока: Какой бывает вода. Проведём опыты с водой.
Цель урока:
• создать условия для ознакомления с естественнонаучными понятиями тело, вещество, состояния воды, раствор, определения опытным путём свойств воды, значении её в природе и жизни человека, познакомить с экологическими проблемами водных ресурсов земли;
• развивать умение выделять главное, существенное в учебном материале, сравнивать, делать выводы, переносить ранее полученные знания на новый учебный материал;
• воспитывать бережное отношение к воде, развивать стремление охранять водоемы от загрязнения.
Дидактическая задача урока: создать условия для формирования УУД в условиях решения практических задач
Организация урока:
Тип урока: изучение нового материала
Соответствие урока требованиям ФГОС НОО:
Структура урока соответствует его цели и типу. Этапы урока последовательны и взаимосвязаны.
На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности).
Учитель обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений).
Стиль, тон отношений, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
Содержание урока:
Содержание учебного материала соответствует триединой цели урока. Прослеживается связь с жизнью, практической деятельностью. Имеется интеграция содержания.
Методика проведения урока:
Выбор оправдан, соответствует целям урока. Используются приемы формирования ИКТ-компетентности, разнообразные методы, повышающие степень активности обучающихся в учебном процессе и предполагающие включение школьников как субъектов деятельности на всех этапах урока.
В ходе урока использовались групповая, парная и индивидуальная формы работы. Учитель эффективно сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески; владеет технологией диалога.
Дети выполняют задания и осуществляют их самопроверку. В завершение организуется рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. Для каждого ученика учителем была создана ситуация успеха, мотивирующая его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
Психологические основы урока:
На уроке чередуются различные виды деятельности. Физминутка проведена в игровой форме. Обстановка и гигиенические условия в кабинете соответствуют требованиям
На протяжении всего урока прослеживалась практическая направленность изучения теоретических положений и заданий, предлагаемых для выполнения школьникам.
Выводы по уроку:
Цели урока достигнуты. Учитель добился осмысления учебного материала всеми обучающимися.
Протокол самоанализа урока по литературному чтению
Класс: 1 класс
Образовательная система: « Школа России»
Тема урока: Слоги, слова, предложения с буквой Т.
Цель урока: формирование навыка слитного слогового чтения
Задачи: способствовать формированию плавного чтения по слогам слов с буквой т, предложений, коротких текстов, создавать условия для основ формирования осознанного чтения, закреплять навык звуко- буквенного анализа несложных по структуре слов, корригировать и развивать мышление на основе упражнений в анализе и синтезе, воспитывать мотивацию к учебной деятельности.
Организация урока:
Урок по литературному чтению я строила в соответствии с требованиями ФГОС, опираясь на принцип сотрудничества, делового партнерства учителя и учащихся, использовала частично-поисковый, наглядно-образный метод. При подготовке к уроку постаралась учесть работоспособность класса, индивидуальные особенности каждого ребенка, были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. На данном уроке применялся деятельностный метод обучения и структура урока этому соответствовала.
Тип урока: изучение нового материала
Соответствие урока требованиям ФГОС НОО:
Структура урока соответствует поставленным целям, типу урока. Все этапы взаимосвязаны, задания следуют от простого к сложному.
Образовательная задача на уроке решалась на всех этапах.
Содержание урока:
Материал урока опирается на знания обучающихся, полученные на предыдущих уроках. В содержание урока мной были включены элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: тему и цели урока определяли сами ученики. При проведении урока были использованы различные формы обучения: индивидуальная и фронтальная работа.
Между всеми этапами четко прослеживалась логическая связь и завершенность каждого этапа. Орг. момент – целевая установка, мотивация, психологический настрой. Начало урока должно быть четким и мобилизирующим, иначе урок не состоится. Фронтальный опрос – на этом этапе осуществляется преемственная связь с предыдущими уроками. Это очень важно, так как знания должны формироваться последовательно, в системе, а не отрывками, обрывками. Проведение физкультминуток способствовало предотвращению у учащихся усталости. Закрепление ранее изученного материала – это, на мой взгляд, наиболее важный из этапов, так как именно на этом этапе осуществляется присвоение учащимися полученных знаний.
Урок я старалась вести таким образом, чтобы мои ученики были активными участниками учебного процесса. Способствовала тому, чтобы на уроке царила доброжелательная, теплая атмосфера. При подведении итогов и рефлексии был применен самоанализ деятельности учеников с помощью рисования смайлика на вагончике. В результате рефлексии получился длинный поезд с веселыми лицами.
Методика проведения урока:
Формы познавательной деятельности, которые включила в урок: групповая (работа в группах, парах), фронтальная, индивидуальная.
На уроке использовала методы:
-по виду источника информации:словесные, наглядные, практические;
-по виду учебной деятельности: самостоятельная работа.
На уроке использовала принципы личностно-ориентированного обучения.
Для организации активной и плодотворной работы на уроке использовался дифференцированный подход. Использовала различные задания по степени сложности из-за глубины дефекта (на этапе повторения «Ремонт слов», на этапе введения в тему «Какая буква повторяется чаще»)
по объёму с учётом работоспособности (работа в группах).
Психологические основы урока:
Учитывая психологические и возрастные особенности учащихся, были включены 2 физминутки, игровые моменты, здоровьесберегающие технологии системы В.Ф. Базарного: зрительно-образное моделирование (использование экологического букваря), сенсорная вертушка, подвесная рейка.
Технологическая карта урока математики
Программа, автор (ы) УМК «Школа России», М.И.Моро, М.А. Бантова и др.
Класс 1 (2 полугодие)
Тема урока Числа 1–10
Цели урока создать условия для обобщения знаний о числах 1–10; формирования умения составлять равенства и неравенства; проверки знаний состава чисел 2–5; начать подготовительную работу к изучению темы «Связь сложения и вычитания»; работать над развитием мышления.
Основное содержание урока Число от 1 до 10.Устные приемы вычислений. Табличное сложение и вычитание чисел в пределах 10.
Термины и понятия Число, цифра, десяток. Задача на нахождение остатка. Задача на разностное отношение.
Планируемый результат
Личностные умения Метапредметные умения
(познавательные,
регулятивные,
коммуникативные) Предметные умения
Л1: определяют и высказывают под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
М1: уметь осуществлять контроль по результату (ретроспективный), контроль результата по просьбе учителя; отличать верно выполненное задание от неверного.
М2: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
М3: уметь выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез, выбирать основания для сравнения.
П1: уметь различать виды многоугольников; чертить с помощью линейки геометрические фигуры
Организация образовательного пространства
Межпредметные связи Ресурсы
(информационный,
демонстрационный,
интерактивный материал) Формы работы
Информатика. Моро М.И. и др. Математика: Учебник: 1класс: в 2 ч. Ч.1. – М.:Просвещение. – 2012.
Электронное приложение к учебнику «Математика», 1 класс, авторы
С.И.Волкова, С.П.Максимова.
Классная доска. — фронтальная работа с
классом;
— индивидуальная работа
учащихся.
Технология изучения темы урока
Содержание деятельности учителя Содержание деятельности
Название этапа: Закрепление и обобщение знаний о числах 1–10
Цели деятельности: проверить готовность учащихся к уроку.
Планируемый результат: Л1, М1, М2, М3, П1.
Для устного счёта учитель может использовать задание, данное на полях учебника (с. 62), которое должно быть вынесено на доску.
— Прочитайте полученные вами числовые ряды. Какой из них является отрезком числовой прямой? (Первый) Ученики выполняют задание 6 (с. 23 тетради)
Название этапа: Составление равенств и неравенств. Пропедевтика темы «Задача».
Планируемый результат: М1, М3, П1,
– Рассмотрите задание 2 (с. 62 учебника).
– Как вы думаете, какую работу нам предстоит выполнить?
– Составьте по рисункам задания 3 (с. 62) краткие рассказы, содержащие вопрос и соответствующие схемам, записанным ниже.
Ученик выполняет задание на доске
Название этапа: Закрепление и обобщение знаний о числах 1–10
Цели деятельности: проверить готовность учащихся к уроку.
Планируемый результат: Л1, М1, М2, М3, П1.
Для устного счёта учитель может использовать задание, данное на полях учебника (с. 62), которое должно быть вынесено на доску.
— Прочитайте полученные вами числовые ряды. Какой из них является отрезком числовой прямой? (Первый) Ученики выполняют задание 6 (с. 23 тетради)
Название этапа: Пропедевтика темы «Связь сложения и вычитания» (задание 5, с. 62 учебника)
Планируемый результат: Л1, М2, М3.
– Составьте рассказ по первому рисунку. (Дети вырезали 2 синих флажка и 3 жёлтых. Сколько всего флажков вырезали дети?)
На доске появляется запись: 2 + 3 = 5.
– Рассмотрите второе числовое выражение: 5 – 2 = и составьте по нему рассказ. (Дети вырезали 5 флажков, из них 2 – синих. Сколько жёлтых флажков?)
На доске появляется запись: 5 – 2 = 3.
– Составьте рассказ по третьему числовому выражению: 5 – 3 = 2 . (Дети вырезали 5 флажков, из них 3 жёлтых. Сколько синих флажков?)
На доске появляется запись: 5 – 3 = 2.
– Рассмотрите полученные равенства. Что заметили? Как равенства связаны между собой?
Аналогичная работа проводится со вторым рисунком и записанными под ним числовыми выражениями.
фронтальная работа с классом
Название этапа: Итог урока
Планируемый результат: М1, П1.
– Вопросы: Что нового узнали? Какая работа понравилась больше всего? Чья работа вам понравилась больше всего?…