Не скажу.
Отчет по ознакомительной практике третьего семестра.
(Социально-реабилитационный центр «Вера»)
Факультет Не скажу.
Группа Не скажу.
Ф.И.О. студента Не скажу.
Санкт-Петербург
2010 год.
Дневник посещения учреждения с описанием посещенных мероприятий.
Социально-реабилитационный центр «Вера» должен был посещаться мной с 06.09.10 до 11.09.10 включительно, однако в связи со сложившимися обстоятельствами установленный объем работ не был выполнен. Причины излагаются ниже вместе с таблицей посещения и деятельности.
Дата |
Вид, содержание и объем работы, выполненной студентом. |
Подписи прилагаются на отдельном листке, прикрепленном к отчету. |
06.09 |
Ознакомление с организацией, посещение главного офиса на Витебской улице, прибытие на квартиру (Садовая улица), знакомство и беседа с воспитателем – Севастьяновой Е.В. Замечание: квартира произвела наилучшее впечатление – с материальной точки зрения созданы все необходимые для работы, развития и отдыха условия жизни. |
|
07.09 |
Ввиду отсутствия детей была продолжена беседа с воспитателем, в ходе которой группа получила примерное представление о нынешних жителях социальной квартиры, трудностях взаимодействия с ними, а также причины, по которым некоторые из них попали в центр. |
|
08.09 |
Началась непосредственная работа с детьми. Я занимался с двумя мальчиками – Рома (6 класс) и Сережа (7 класс). Они — единственные мальчики в квартире, и, кроме того, значительно младше их сожительниц. Ввиду ускоренного развития девочек в подростковом периоде по сравнению с мальчиками, разница в интересах и особенностях общения очень велика. По этой причине Рома и Сережа общаются исключительно друг с другом, слабо и вынужденно взаимодействуя с остальными жителями квартиры. После знакомства я приступил к помощи в выполнении домашнего задания, к которому они оба относятся без особого энтузиазма, впрочем, как и к школе вообще. Однако, Сережа проявил себя как намного более грамотный для своего возраста ребенок, выполнив все задания без особых сложностей и большого количества ошибок, чем вызвал заинтересованность в причинах почти полного отсутствия мотивации к обучению. У Ромы трудностей намного больше: к заданиям он относится невнимательно, плохо разбирается в способах их выполнения, при проверке решенного задания самостоятельно не выявил ни одной из многочисленных ошибок. По ходу разговора я выяснил, что и Рома, и Сережа неравнодушны к компьютерной технике (ввиду возраста, больше всего их привлекают компьютерные игры). |
|
09.09 |
Занятие не состоялось по причине вводного урока музыки у всех детей и их отсутствия в поле зрения. |
|
10.09 |
К моему приходу мальчики уже выполнили домашнее задание и отдали его на проверку репетитору. Невольно наблюдая за ним, я заметил подтверждения словам воспитателя: пользуясь его добротой и непониманием их намерения, девочки побуждают его выполнять задания за себя, ссылаясь на непонимание. Это, конечно, не самым лучшим образом отражается на их мотивации к обучению. Далее я провел с мальчиками беседу по поводу их представлений о роли и значимости в их жизни системы образования и их мыслей по поводу того, на что они могут рассчитывать после окончания школы. На этом этапе выяснилось самое главное различие между ними: Рома изначально не проявлял интереса к учебе и, по его словам, «хочет всю жизнь играть в Counter-Strike, став киберспортсменом и зарабатывая этим деньги». Сережа же некогда был прилежным учеником, однако, однажды запустив учебу и скатившись на тройки, не смог наверстать упущенное (по крайней мере, он так считает; мне же кажется, что его оценки не повысились из-за предвзятого отношения учителей). Не сумев узнать больше о Роме, которого увела домой на выходные мама, я сконцентрировал внимание на Сереже. Как выяснилось, его мать безграмотна и очень внимательно относится к его успехам в учебе, стараясь скомпенсировать свой недостаток. Неуспеваемость сына в этой области и побудила ее послать Сережу в центр. Он же сам потерял мотивацию к обучению, полагая, что в учебе самое важное – это оценки, а без хороших оценок человеку в жизни ничего не светит, как бы много он не знал (к слову, для своих лет Сережа очень эрудирован). В ходе беседы об истинной сути образования (его сила именно в знании, а не в оценках) и об объективной системе гос.экзаменов (ЕГЭ), позволяющей оценить знания выпускника независимо от человеческого фактора, я, кажется, смог повысить мотивацию Сережи к обучению. Помимо этого, исходя из увлеченности мальчиков компьютерами, я подарил им изученную мной примерно в их возрасте книгу об элементарной архитектуре ЭВМ и принципах их функционирования, надеясь направить их интерес в более продуктивное русло. |
|
11.09 |
Занятия не было. |
Краткая характеристика нормативно-правовых особенностей организации профессиональной деятельности клинического психолога в посещенном учреждении.
В рамках социально-реабилитационного центра нормативно-правовые особенности работы клинического психолога выделить непросто (разговор идет именно об особенностях ).
Являясь сотрудником, прикрепленным к одной из специализированных социальных квартир, в которой проживают несовершеннолетние клиенты (как правило, в одну квартиру заселяют детей со схожими трудностями, одного пола и возраста), для эффективной работы психолог должен обладать навыками как клинического, так и педагогического характера, соблюдая следующие требования:
· Прикладывать усилия, направленные на восстановление (и последующее сохранение) психического, соматического и социального благополучия детей;
· Определять факторы, препятствующие развитию личности воспитанников, и принимает меры по оказанию различного вида психологической помощи (коррекционной, реабилитационной и консультативной);
· Проводить психологическую диагностику;
· Планировать и разрабатывать коррекционные и развивающие программы образовательной деятельности с учетом половозрастных особенностей личности воспитанников;
· Определять степень нарушения социального развития и проводить их коррекцию;
· Консультировать других сотрудников центра по вопросам особенностей деятельности и ее целях;
· Информировать родителей (или лиц, их заменяющих) о совершенной деятельности и желательной направленности их дальнейшего поведения для сохранения достигнутого результата.
Ответственность, соответственно, несется за невыполнение и\или халатное выполнение вышеперечисленных обязанностей.
Сравнение видов и форм работы клинического психолога в учреждениях медицинского и немедицинского профиля (раскрытие роль и место клинического психолога в указываемых учреждениях, перечисление основных видов и форм работ).
Для более полного раскрытия темы недостаточно классифицировать все области применения клинической психологии всего на два направления. Для удобства имеет смысл исходить из следующего (также неполного) разделения:
· Медицинские учреждения
· Общие медицинские учреждения (соматические заболевания)
· Медицинские учреждения, направленные на оказание психологической помощи
· Немедицинские учреждения
· Специальные образовательные учреждения
· Учреждения, деятельность которых не имеет отношения к образованию (от реабилитационных центров до правоохранительных органов)
В медицинских учреждениях, пациенты которых проходят курс лечения от соматических заболеваний, задача клинического психолога сводится к оказанию поддержки в преодолении недуга. Основываясь на опыте практики прошлого года, проходившей, в частности, в Детской городской больнице №1 и на словах ее сотрудника, психолога Ирины Александровной, работа психолога заключается в:
· Помощи пациентам, пострадавшим в пожарах, различных катастрофах и т.д. (иными словами, получивших повреждения из-за факторов окружающей среды)
· Помощи пациентам, страдающим от заболеваний
· Поддержке и консультировании родителей\родственников\близких больных и пострадавших
Медицинские учреждения, лечащие людей с психическими отклонениями, отводят клиническим психологам гораздо более весомую роль. Прибегая к групповой и индивидуальной терапии разной направленности, также консультировании и инструктировании остального мед.персонала и родственников пациентов, клинический психолог работает с целью:
· Расширить сферы жизнедеятельности человека в типовых жизненных ситуациях (самообслуживание, семья, социальные контакты, трудовая и профессиональная деятельность);
· Обеспечить пациентов медикаментозной терапией;
· Разработки индивидуальной программы реабилитации для каждого пациента;
· Формирования у пациентов коммуникативных навыков;
· Оказания психологической помощи и поддержки;
· Помощи в социальной адаптации;
· Стимуляции активной позиции к преодолению психических заболеваний.
Говоря об учреждениях немедицинского профиля, опять же обращусь к опыту прошлогодней практики, а также к курсам «Введение в специальность» и «Характерология». Задачи клинического психолога в специальных образовательных учреждениях (на примере средней школы №448):
● Профилактическое направление — выступления на родительских собраниях, информирование родителей о психологических особенностях детей;
● Психодиагностическое направление — диагностика познавательных процессов, эмоционально-личностной сферы ребенка;
● Коррекционно-развивающие занятия;
● Отчетность перед руководством
Роль клинического психолога в реабилитационном центре уже рассмотрена в работе, как ее основная тема. В правоохранительных органах клинический психолог может привлекаться для проведения судебно-медицинской экспертизы и работать в составе бригады специалистов разных профессий для повышения эффективности совместного труда.
Психологический проект по теме «Мотивация к обучению».
Введение.
На основе главного задания группы – помощи в выполнении домашних заданий, проблема мотивации к обучению в процессе оказания помощи проявила себя наиболее явственно. Тот факт, что дети не имеют четкого представления о том, какую роль в их жизни будет играть полученное образование по мере их взросления, или их представления неверны, естественно отражается на мотивации. Кроме того, домашние задания их именно заставляют выполнять, терпя поражение в попытке заинтересовать в этом детей. Ввиду ускоренного развития личности и мышления на раннем этапе жизни человека особенно важно успеть оказать позитивное влияние на его желание получать знания и понимать из интереса или из-за перспектив их использования в самостоятельной жизни.
Ведущая деятельность.
Для выбранного возраста (12-13 лет) в проблеме ведущей деятельности наступает кризис: с одной стороны, школа все еще представляет из себя важный и обязательный аспект жизни, с другой – в сознании ребенка она отходит на второй план, уступая место социальным отношениям, желанию как получить признание среди сверстников, так и обрести вес в глазах взрослых. Так же в этом периоде начинает активно проявляться стремление заняться сторонней деятельностью.
Эмоциональная сфера.
12-13 лет – возраст, соответствующий внутреннему этапу подросткового кризиса, этапу смены старых интересов на новые, более глубокие. В этом возрасте активно взаимодействующий со сверстниками впечатлителен и в случае попадания в асоциальную компанию может отдать предпочтение вредным привычкам и излишне грубому поведению, а также сформировать неверные взгляды на моральную сторону жизни. В этом периоде особую роль играет интенсивность и направленность воздействия взрослых .
Когнитивная сфера.
В раннем подростковом возрасте формируется сфера индивидуальных интересов ребенка, которые в дальнейшем будут проявлять себя во внеучебной деятельности (хобби, кружки) и лягут в основу самообразования.
«Не умея и/или не желая учиться, не понимая необходимости этого, подросток тратит много времени и сил на домашние задания, испытывает перегрузку, отсутствие радости и отрицательные чувства к учению. Причины неуспеваемости в средних классах связаны с отсутствием адекватной мотивации учения, со смещением акцентов на формальные элементы учебной деятельности. Клеймо «неперспективных» , обвиняющая позиция учителей и самообвиняющая позиция детей довершают «проблемность» успешного обучения и интеллектуального развития в подростничестве. Старшие подростки (9—10-й класс) в целом проявили несколько более высокий, но совершенно недостаточный уровень интеллектуального и личностного развития . При этом индивидуальные результаты отдельных школьников могут быть весьма
впечатляющими.»
Психофизиологические особенности.
Переходность подросткового возраста, конечно, включает биологический аспект. Это период полового созревания, интенсивность которого подчеркивается понятием «гормональная буря». Физические, физиологические, психологические изменения, появление сексуального влечения делают этот период исключительно сложным, в том числе и для самого стремительно вырастающего во всех смыслах
подростка.
Мотивация к обучению.
Особенности мотивации к обучению в данном возрасте.
Ввиду непростого положения ребенка как относительно сверстников, так и относительно взрослых, на мотивацию оказывает влияние целый ряд факторов: интересы и устремления окружающих подростков, способ и интенсивность влияния взрослых на понимание ребенком задачи и достоинств обучения, формирование им собственных взглядов на важность отдельных наук и его заинтересованность в них.
Причины снижения мотивации в данном возрасте.
Причины можно выявить, представив себе ребенка, мотивация которого столкнулась со всеми вообразимыми преградами, значимыми для ее особенностей для данного возраста. Во-первых, это неблагоприятное влияние сверстников, вкладывающих в свои действия позыв к принципиальному неподчинению взрослым: вредные привычки представляют тем больший соблазн, чем больше пропагандируется их вредность, выполнять домашние задания тем противнее, чем больше о их важности говорят учителя и родители. Остановимся на последних. Безразличие, халатность, или даже намеренное негативное воздействие со стороны родителей или имеющих влияние на подростка взрослых людей может оказать на развитие ребенка даже больший эффект, чем неправильно расставившие ценности сверстники. Также причиной снижения мотивации может послужить неверный подход к повышению мотивации.
Методы повышения мотивации в данном возрасте.
В случае выявления одной из причин понижения мотивации, перечисленных выше, необходимо провести разъяснительную беседу, в ходе которой следует объяснить цели и достоинства обучения, выяснить истинные интересы ребенка, постараться пробудить в нем интерес к знаниях (на общем уровне или на уровне хобби), привить независимость мышления.
Заключение.
Мотивация – исключительно важный аспект развития личности подростка. Проблемы, связанные с мотивацией, могут возникнуть и раньше, могут проявиться именно в подростковом возрасте, или же в этом периоде развития могут возникнуть предпосылки к будущим проблемам в этой сфере. Поэтому вопросам мотивации в подростковом возрасте стоит уделять большое внимание.