15
Федеральное агентство по образованию
ГОУВПО «Хакасский государственный университет им. Катанова».
МПСИ
Кафедра психологии
030301 — Психология
Отчет
по производственной практике
Выполнила: студентка 4 курса
группа П — 03
Овчаренко Т. В.
Проверила: Гусева Т.Б.
Минусинск 2007
Содержание
1. Краткие сведения и информация об учреждении
2. План работы
3. Отзыв руководителя базы практики относительно деятельности студента — практиканта
4. Обоснование проведения исследовательской работы студента — практиканта
5. Исследовательский отчет
6. Приложения
1. Краткие сведения и информация об учреждении
КГОУ для детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Минусинская коррекционная (специальная) школа — интернат для детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с отклонением в развитии 8 вида» №8 по основным общеобразовательным программам специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида.
Наполняемость: 120 человек.
Численность педагогического персонала: 70 человек.
Тема работы школы — интернат:
Личностно — ориентированный подход в учебно-воспитательном процессе — основа успешной самореализации выпускников в социальном включении.
Задачи:
1. Реализация комплексной медико-социальной и психолого-педагогической поддержки, коррекции и реабилитации, адекватной возможностям ребенка.
2. Создание условий по реализации образовательной программы школы с целью получения качественного образования.
Формирование психологической компетентности студентов учреждения ...
... работы, подготовить к внедрению в систему образовательных учреждений среднего профессионального образования Челябинской области. Перспективная задача исследования - повышение уровня качества образования через формирование и развитие психологической компетентности студентов учреждений ... проблемы формирования психологической компетентности студентов учреждения среднего профессионального образования 1.1 ...
3. Гуманизация всей системы образования, культурного и свободного общения, педагогического сотрудничества посредством использования новых технологий, активных форм и методов обучения и воспитания в соответствии с личностно — ориениторвочной моделью образования.
4. Формирование здорового образа жизни, посредством создания адаптивной образовательной сферы.
5. Развитие профессиональных и трудовых умений и навыков учащихся, формирование у них коммуникативных навыков.
6. Усиление роли искусства в содержании образования и эстетического воспитания с позиции личностно-ориентировочного подхода посредством организации внеучебного воспитательского процесса.
2. План работы
1 неделя— Знакомство с внутренним распорядком учреждения, изучение системы психологической работы учреждения, знакомство с потребностями организации, спецификой производства, знакомство с трудовым коллективом, изучение документации. Составление плана проведения исследования личности профессионала, подбор адекватных цели исследования методик, тщательный их анализ с точки зрения соответствия между собой и соответствия поставленной задаче, обоснование комплекса методических приемов изучения личности человека как профессионала, а именно: состояния устойчивых свойств личности, профессиональных способностей и мотивационной направленности личности человека. Подготовка к проведению исследования.
2 и 3 недели — определение профессионально важных качеств и свойств личности работника (с использованием подготовленного ранее комплекса методик).
Характеристика на студентку — практикантку 4 курса
ХГУ им. Н.Ф. Катанова МПСИ
Кафедры психологии
030301 — Психология
Овчаренко Татьяну Викторовну.
Овчаренко Татьяна Викторовна находилась на производственной практике в КГОУ для детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Минусинская коррекционная (специальная) школа — интернат для детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с отклонением в развитии 8 вида» №8 по основным общеобразовательным программам специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида.
В процессе прохождения практики студентка Овчаренко Татьяна Викторовна ознакомилась с материально — экономической базой школы — интерната, со спецификой работы отделения медико — психолого-педагогической помощи, дифференцированной работой с воспитанниками и педагогами, с нормативно — правовой базой и учетно-отчетной документацией, а также с внутренним распорядком учреждения.
Овчаренко Татьяна Викторовна проводила комплексную диагностику педагогов, принятых на работу в школу — интернат на должность «Воспитатель», при всём этом умело устанавливала контакт с коллегами — психологами и другими специалистами учреждения. Выбрав диагностический комплекс методик, Татьяна Викторовна грамотно провела психодиагностическое исследование, затем корректно предоставила результаты испытуемым в индивидуальной беседе.
КУРСОВАЯ РАБОТА ПО МЕТОДИКЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
... требованиями новизны и полезности. 5.2. Организация выполнения и руководство курсовыми работами. Курсовая работа по методике преподавания технологии является обязательным и основным видом УИРС и ... Обосновывая актуальность темы курсовой работы, следует иметь в виду что проектирование в учебной деятельности является эффективным способом формирования творческой личности учащегося. Свидетельство этому ...
Теоретические знания, умение организовывать, найти подход к каждому человеку позволило Овчаренко Татьяне Викторовне принимать участие в организации и проведении тренинговых занятий совместно с педагогом — психологом школы — интерната. Также Татьяна Викторовна присутствовала на консультациях и коррекционных занятиях с воспитанниками и педагогами школы — интерната. Данные мероприятия позволили Татьяне Викторовне повысить свой профессиональный уровень и компетентность в этой области работы.
Студентка Овчаренко Татьяна Викторовна к работе походит серьезно, с должной ответственностью. Она владеет основами знаний социальной, возрастной и семейной психологии и педагогики.
Поставленные цели и задачи производственной практики Овчаренко Татьяной Викторовной были реализованы полностью.
Педагог — психолог
Кривоносов Р.М.
3. Обоснование проведения исследовательской работы студента — практиканта
Студентка Овчаренко Татьяна Викторовна проводила комплексную диагностику педагогов, принятых на работу в школу — интернат на должность «Воспитатель» для изучения и оценки особенностей внимания, памяти, мышления, а также для изучения характера, направленности и мотивационной сферы личности.
Для проведения исследовательской работы были применены следующие диагностики:
1. «Корректурная проба» (тест Бурдона).
Методика позволяет исследовать степень концентрации и устойчивости
внимания.
2. «Оперативная память».
Методика предназначена для оценки оперативной памяти.
3. «Выявление общих понятий».
Методика предназначена для выявления способности к обобщению, анализу и классификации.
«Тест руки («Hand test») — проективная методика, направленная на
изучение агрессивного отношения. Разработан Б. Брайклином, З. Пиотровским, Э. Вагнером. Стимульный материал состоит из 9 изображений кистей рук и одной пустой карточки, при показе которой просят представить кисть руки и описать ее воображаемые действия. Изображения показываются последовательно. Обследуемому дается инструкция ответить на вопрос о том, какое, по его мнению, действие выполняет нарисованная рука (или сказать, что способен выполнять человек с такой рукой).
Допускается указывать для каждой карточки несколько вариантов действия. Ответы разносятся по 11 категориям: агрессия, указания, страх, привязанность, коммуникация, зависимость, эксгибиционизм, увечность, активная безличность, пассивная безличность.
«Диагностика межличностных отношений» Т. Лири. Методика создана Т. Лири, Г. Лефоржем, Р. Сазеком в 1954 г. и предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном «Я», а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке.
Тест «Дом. Дерево. Человек» (ДДЧ)
... силе нажима. Инструкция для ребенка: «Нарисуй, пожалуйста, дом, дерево и человека». На все уточняющие вопросы испытуемого следует отвечать, что он может рисовать так, как ему хочется. ... пропорции и перспектива. Считается, что детали рисунка представляют осознание и заинтересованность человека в каждодневной ситуации. Испытуемый может показать в своем рисунке, какие детали имеют для него ...
6. «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО).
Методика разработана Е.А. Климовым и предназначена для выявления склонности к тому или иному типу профессии в соответствии с разработанной им классификацией типов.
Исследовательский отчет
Испытуемый: З.Е.К.
Пол: женский.
Возраст: 30 лет.
Профессиональная деятельность: педагог.
По смысловому ряду показателей у испытуемого обнаруживается конформное мышление, сочетающееся с расширенным объемом. Также наблюдается четко выраженное конкретно ситуативное мышление, преобладающее над абстрактным. Уровень оперативной памяти — выше среднего, объем и концентрация внимания — выше нормы. Устойчивость внимания в процессе работы нарастает, что свидетельствует о низкой утомляемости.
Энергетический потенциал, психическая активность испытуемого имеет средний диапазон. Коммуникативный признак имеет высокий показатель, но при всём этом большая коммуникация носит официальный, формальный характер.
У испытуемого сильно развито чувство социальной ответственности. Он не нуждается в помощи и поддержки других людей. За свои действия он берет ответственность на себя.
Уровень тревожности низкий, это эмоционально устойчивый человек.
У испытуемого преобладает властно — лидирующий тип межличностного отношения, граничащий с прямолинейным — агрессивным типом. Это характеризуется: оптимистичностью, быстротой реакции, высокой активностью, выраженной мотивацией достижения, тенденцией к доминированию, повышенным уровнем притязаний, легкостью и быстротой в принятии решений, гомономностью (т.е. ориентацией в основном на собственное мнение и минимальной зависимостью от внешних средовых факторов), экстравертированностью; поступки и высказывания могут опережать их продуманность. Это реагирование по типу «здесь и сейчас»; выраженная тенденция к спонтанной самореализации, активное воздействие на окружение, завоевательная позиция, стремление вести за собой и подчинить своей воли других. Наряду с этим наблюдается: ригидность установок, сочетающаяся с высокой спонтанностью, упорство в достижении целей, практицизм при недостаточной опоре на накопленный опыт в состоянии эмоциональной захваченности, повышенное чувство справедливости, сочетающееся с убежденностью в собственной правоте, легко загорающееся чувство враждебности при противодействии и критики в свой адрес, непосредственность и прямолинейность в высказываниях и поступках, повышенная обидчивость.
При сопоставлении «Я — реального» и «Я — идеального» испытуемого не наблюдается недовольство своим характером и межличностными отношениями, однако проявляется тенденция к соответствию социальным нормам поведения, склонности к идеализации гармонии межличностных отношений.
Испытуемый — человек художественного типа. У него развита мечтательность, воображение и творчество, при всём этом присутствует некоторая неврастения.
016_Человек. Его строение. Тонкий Мир
... трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить ... неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так ...
По классификации типов профессий испытуемому свойственны типы «Человек — человек» (все профессии, связанные с обслуживание людей, с общением) и «Человек — художественный образ» (все творческие специальности).
Испытуемый: П.О.А.
Пол: женский.
Возраст: 27 лет.
Профессиональная деятельность: педагог.
По смысловому ряду показателей у испытуемого обнаруживается конформное мышление, сочетающееся с расширенным объемом. Также наблюдается четко выраженное конкретно ситуативное мышление, преобладающее над абстрактным. Уровень оперативной памяти — средний, объем и концентрация внимания — выше нормы. Устойчивость внимания в процессе работы нарастает, что свидетельствует о низкой утомляемости.
Энергетический потенциал, психическая активность испытуемого имеет высокий диапазон. Коммуникативный признак имеет высокий показатель. У испытуемого отсутствует потребность в помощи и поддержки со стороны других людей. Он готов нести ответственность за свои действия, однако он не хочет нести ответственности за действия социума.
В поведении испытуемого больше всего преобладает описание своего настроения. Присутствует некоторая агрессивность и директивность (влияние на поведение других людей).
Вместе с эти у него хорошо развита эмпатия.
К окружающему миру испытуемый плохо приспосабливается, при всём этом, не проявляя своего агрессивного поведения. У него наблюдаются истероидные черты личности, желание быть в центре событий и «тянуть одеяло на себя».
У испытуемого преобладает недоверчиво — скептический тип межличностных отношений, граничащий с прямолинейным — агрессивным типом. Это характеризуется: обособленностью, замкнутостью, ригидностью установок, критическим настроениям к любым мнениям, кроме собственного, неудовлетворенностью своей позицией в микрогруппе, подозрительностью, сверхчувствительностью, к критическим замечанием в свой адрес, неконформностью своих суждений и поступков, склонностью к построению ригидных и сверхумных заключений, связанных с убежденностью в недоброжелательности окружающих лиц, опережающей враждебностью в высказываниях и поведении, которая оправдывается априорной уверенностью в людской недоброте. Присутствует: сниженное мышление, опирающееся на конкретный опыт, практичность, которая может быть не явной и аккумулируется, создавая тем самым повышенную напряженность и способствуя нарастающей отторженности. Наряду с этим наблюдается: упорство в достижении целей, повышенное чувство справедливости, сочетающееся с убежденностью в собственной правоте, непосредственность и прямолинейность в высказываниях и поступках.
При сопоставлении «Я — реального» и «Я — идеального» испытуемого выявилось наличие тяготения межличностным конфликтом и отчасти склонность самокритично оценивать свою роль в создавшейся ситуации, стремясь в идеале быть доброжелательным и конгруэнтным с окружающими его людьми. В своих актуальных желаниях и потребностях он хочет иметь открытые «правильные» отношения.
Влияние наглядно-действенного мышления детей младшего дошкольного ...
... действительности в ее существенных свойствах и закономерных связях и отношениях. Мышление человека можно также понимать как творческое преобразование имеющихся в памяти представлений ... - исследовательского, преобразовательного и познавательного характера. Теоретическое понятийное мышление - это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет ...
Испытуемый — человек художественного типа. Он склонен к раздумыванию, осмысливанию, переживанию вместо делания чего-либо. Имеет очень высокий процент наличия неврастении, психопатологии.
По классификации типов профессий испытуемому свойственны типы «Человек — знак» (все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности) и «Человек — человек» (все профессии, связанные с обслуживание людей, с общением).
Испытуемый: О.М.М.
Пол: женский.
Возраст: 45 лет.
Профессиональная деятельность: педагог.
По смысловому ряду показателей у испытуемого обнаруживается конформное мышление, сочетающееся с расширенным объемом. Также наблюдается четко выраженное конкретно ситуативное мышление, преобладающее над абстрактным. Уровень оперативной памяти — выше среднего. Распределение и переключение внимания имеют среднюю оценку. Наблюдается некоторая истощаемость устойчивости внимания в середине работы, однако к завершению работы «кривая устойчивости внимания» идет вверх.
Энергетический потенциал, психическая активность испытуемого имеет средний диапазон. Это очень коммуникабельный человек, в его отношениях с другими людьми нет формализма. В поведении присутствует некоторая агрессивность, однако она не носит открытый характер. Испытуемый старается сдерживать ее и не направлять на других людей. Это эмоционально «теплый» человек, у него очень хорошо развита эмпатия, при всём этом эмоциональность имеет низкий уровень. Он готов приспосабливаться к окружающему миру и стремится считаться с другими людьми. У испытуемого развито чувство социальной ответственности, присутствует потребность в помощи и поддержки со стороны других людей. Человек очень хорошо приспосабливается к социальному окружению, старается быть от него зависимым в своих желаниях и потребностях, стремится активно участвовать в жизни коллектива, отводит этому много своего времени и очень сопереживает всему происходящему в коллективе.
У испытуемого преобладает ответственно — великодушный тип межличностного взаимодействия, граничащий с покорно — застенчивым типом. Это характеризуется: выраженными потребностями соответствовать социальным нормам поведения, склонностью к идеализации гармонии межличностных отношений, экзальтации в проявлении своих убеждений, выраженной эмоциональной вовлеченностью, которая может носить более поверхностный характер, чем это декларируется. У испытуемого имеется художественный тип восприятия и переработки информации, стиль мышления целостный, образный.
Наблюдается легкое вживание в разные социальные роли, гибкость в контактах, коммуникабельность, доброжелательность, жертвенность, стремлении к деятельности, полезной для всех людей, проявление милосердия, благотворительности, миссионерский склад личности. Артистичен.
Имеется потребность производить приятное впечатление, нравится окружающим. Проблема подавленной враждебности, вызывает повышенную напряженность, склонность к психосоматическим заболеваниям, вегетативный дисбаланс как результат блокирования поведенческих реакций. Наряду с этим наблюдаются такие личностные характеристики, как интровертированность, щепетильность в вопросах морали и совести, подчиняемость, неуверенность в себе, повышенная склонность к рефлексии, с заметным преобладанием мотивации избегания неуспеха и низкой мотивацией достижения, повышенное чувство ответственности, аккуратность и исполнительность в работе.
Особенности мышления подростков
... представления в нем играют вспомогательную роль. Все три вида мышления связаны тесно друг с другом. У многих людей в одинаковой мере развиты конкретно-действенное, конкретно-образное и ... процессах: в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи. Высшие формы этих процессов обязательно связаны с мышлением, и степень его участия в этих познавательных процессах определяет уровень их ...
При сопоставлении «Я — реального» и «Я — идеального» испытуемого выявилось, что он считает себя избыточно пассивным, застенчивым и робким в межличностных отношениях, у него имеется желание избавиться от этих свойств, быть более уверенным в себе.
Испытуемый — человек художественного типа. Он склонен к раздумыванию, осмысливанию, переживанию. У него развито воображение и творческое мышление, также присутствует мечтательность.
По классификации типов профессий испытуемому свойственен тип «Человек — человек» (все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением).