Деятельность психолога в школе

Введение

Цель практики — формирование общего представления о психологической службе учреждения и ознакомление с профессиональными функциями, должностными обязанностями и спецификой деятельности психолога, а также используемыми им психологическими методами и технологиями.

Задачи производственной практики:

— познакомиться с организационной структурой учреждения;

— выделить место организации среди других, схожих ей по роду деятельности; основными направлениями работы и видами инновационной деятельности учреждения; количественным и возрастным составом коллектива;

— наблюдать за деятельностью психолога в организации и выявить особенности работы системы психологической службы; изучить профессиональные функции и должностные обязанности психолога;

— охарактеризовать взаимоотношения с учреждениями, с которыми осуществляется профессиональное сотрудничество;

— проанализировать содержание, формы и методы работы психолога с коллективом, клиентами и др.;

— изучить систему диагностики, используемой психологом в данном учреждении; особенности составления психологической характеристики личности (сотрудника, клиента и др.); особенностями проведения групповой и индивидуальной работы;

— подготовить и провести мероприятие с психологическим содержанием (время, форму, содержание и методы согласовать с психологом и руководителем практики).

Я проходила учебно-ознакомительную практику в Муниципальном учреждение Объединение подростковых клубов «Ленинградское» — сокращенный вариант МУ ОПК «Ленинградское» по адресу ул. Куйбышева, 91 а.

1. Общая характеристика предприятия

Я проходила учебно-ознакомительную практику в Муниципальном учреждение Объединение подростковых клубов «Ленинградское» — сокращенный вариант МУ ОПК «Ленинградское» по адресу ул. Куйбышева, 91 а.

Основной целью предприятия является сохранять и укреплять здоровье подростков, посещающих подростковые клубы Ленинградского района на основе личностно-ориентированного и здоровье сберегающего сопровождения, организовать бесплатный досуг для детей, находящихся в ТЖС, обеспечить деятельность учебно-воспитательного процесса, формировать у родителей, педагогов, детей ответственные взгляды и убеждения в деле сохранения собственного здоровья, гражданского духа и устойчивой личности.

10 стр., 4552 слов

Профессиональное консультирование в работе психолога

... разработка этических принципов в работе психолога. И, наконец, психологические тесты могут и существенно улучшают ... используемой литературы ВВЕДЕНИЕ Психологическое консультирование -- это сложившаяся практика оказания действенной психологической помощи людям, основанная ... с. Практикум по дифференциальной психодиагностике профессиональной пригодности. Учебное пособие / Под общей ред. В.А. Бодрова ...

Объединение осуществляет свою деятельность во взаимодействии с органами и учреждениями образования, здравоохранения, внутренних дел, общественными и другими организациями.

Основными задачами предприятия являются:

1 — сохранение и развитие физического и психического здоровья детей и подростков;

2 — гармоничное развитие детей и подростков в соответствии с принятыми стандартами дополнительного образования;

3 — воспитание общей культуры и повышенной сопротивляемости к асоциальным явлениям современной действительности;

4 — воспитание навыков здорового образа жизни и жизненной потребности в постоянной двигательной активности у детей и подростков;

5 — реабилитация детей, имеющих нарушения в состоянии здоровья и имеющих низкий уровень развития физических качеств, двигательных навыков и умений;

6 — подготовка детей и подростков к трудовой деятельности и воинской службе;

7 — гражданско-патриотическое воспитание детей и подростков, посещающих подростковые клубы;

8 — проведение профилактических бесед различного рода для предотвращения безнадзорности, правонарушений, понижению преступности среди детей и подростков;

9 — профилактическая работа с родителями; 4

10 — организация занятости детей и подростков в каникулярное время, после учебное время-организация досуга для детей и подростков.

Для достижения уставных целей объединение осуществляет следующие виды деятельности:

— мониторинг социальной и демографической ситуации, уровня социально — экономического благополучия семьи и детей;

— выявление и дифференцированный учет семьи и детей, а также граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, нуждающихся в социальной поддержке;

26 стр., 12909 слов

Основные и профессиональные компетенции специалистов работающих с детьми, подростками и молодёжью

... социальной работы; наличие ценностного потенциала содержания учебных дисциплин и его актуальность в реальном профессиональном становлении. Объект исследования - учреждения социально-психологической коррекции детей, подростков ... проблемам- 11 %; предметные методические объединения - 24 %; курсы повышения квалификации 36 % . Большинство специалистов, работающих с детьми, высказались о том, что в ...

— определение и периодическое предоставление (постоянно, временно, на разовой основе) конкретных видов и форм социально-экономических, медико-социальных, социально — психологических, социально-педагогических и иных социальных услуг;

— поддержку семей и отдельных граждан в решении проблем их самообеспечения, реализации собственных возможностей по преодолению сложных жизненных ситуаций;

— социальную реабилитацию детей с ограниченными умственными и физическими возможностями;

— оказание помощи гражданам, перенесшим психофизическое насилие;

— участие в работе по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, защите их прав;

— участие в привлечении государственных, муниципальных и негосударственных органов, организаций и учреждений (здравоохранения, образования, миграционной службы и т. п.), а также общественных и религиозных организаций и объединений (ветеранских, инвалидных, комитетов Общества Красного Креста, ассоциаций многодетных, неполных семей и т. п.) к решению вопросов оказания социальной помощи гражданам;

— внедрению в практику новых форм и методов социального обслуживания в зависимости от характера нуждаемости семьи и детей в социальной поддержке;

— проведение мероприятий по повышению профессионального уровня работников Объединения, увеличению объема предоставляемых социальных услуг и улучшению их качества.

Структурные подразделения Объединения

В состав включаются следующие отделения:

— 10 подростковых клубов Ленинградского района;

— администрация объединения

— оргкомитет финансирования комитет по образованию «Город Калининград». 5

2. Практическая часть

психолог групповой личность профессиональный

Я проходила учебно-ознакомительную практику в корпусе администрации объединения, там находится кабинет психолога и проводится рабочая деятельность психолога.

10 стр., 4956 слов

Работа детских и подростковых общественных объединений по профилактике наркомании

... помощи, собираются средства для осуществления реальной поддержки, оказывается влияние на развитие детской социальной базы. Работа, проводимая детскими общественными объединениями, становится заметнее год от года ... закладывается фундамент мировоззренческих позиций, то в детском или молодёжном объединении ребёнок, подросток реализует свой индивидуальный творческий и лидерский потенциал, строит свою ...

Подростковый психолог — Михайлова Оксана Александровна. Стаж работы 13 лет, стаж работы психологом — 8 лет.

Работа строится по направлениям:

— Методологическая (районные метод. объединения и городская ассоциация педагогов-психологов)

— Работа с педагогическим коллективом (педагоги и администрация)

— Работа с родителями

— Работа с подростками

Продолжительность практики с 1 ноября по 21 ноября 2011 года, за это время я:

— Ознакомился с нормативными документами

— Присутствовала на занятиях двух разных групп развития

— Провела ряд методик, проанализировала результаты и подобрала коррекционно — развивающие упражнения.

— Посетила родительское собрание

Цель работы педагога-психолога:

оказание психологической помощи детям, подросткам и их родителям, посещающие подростковый клубы Ленинградского района, направленной на преодоление психолого-педагогических проблем, возникающих в различных социальных ситуациях; оказание помощи в выборе своего будущего, а также профессии с учетом личностных и интеллектуальных особенностей, возможностей и склонностей.

Задачи профессиональной деятельности:

1 — формирование у подростков и их родителей, педагогических работников психологической компетентности, потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития и для решения профессиональных задач;

2 — сохранение и укрепление здоровья, содействие личностному, интеллектуальному, социальному развитию подростков за счет дополнения современных методов обучения и воспитания эффективными психолого-педагогическими технологиями и обеспечения здоровьесберегающего личного пространства;

3 — выявление и предупреждение возникновения явлений дезадаптации подростков, разработка профилактических программ и конкретных рекомендаций детям и подросткам, педагогическим работникам, родителям (законным представителям) по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития;

4 — определение индивидуальных особенностей и склонностей личности подростков, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации;

5 — активное психологическое воздействие, направленное на устранение или компенсацию выявленных отклонений в личностном и психическом развитии детей и подростков с затруднениями в освоении образовательной программы, гармонизация межличностных отношений;

6 — психологическое обеспечение профессионального самоопределения и выбора оптимального вида занятости подростков с учетом их интеллектуально-личностных возможностей, мотивационной направленности и социально-экономической ситуации на рынке труда.

3. Виды работ психолога в объединении

Работа с подростками

— Анализ занятости подростков в учебных заведениях города — сентябрь

— Анализ успешности, посещаемости — октябрь.

— Изучение эффективности введения курсов по мотивации учебного процесса среди подростков среди 8−11 классов (мотивационный курс — сентябрь), (анализ — декабрь), (подведение итогов работы курсов — май)

— Изучение уровня социальной зрелости подростков — октябрь, ноябрь.

— Определение степени адаптации детей пришедших на занятия в первые — октябрь.

— Изучение уровня сформированности творческого мышления у детей и подростков — январь.

— Коррекционно-развивающая работа по профессиональному самоопределению — январь, апрель.

— Отдельные часы на тему «Профилактика зависимостей» — в течении года.

— Отдельные часы по проблеме повышения самооценки успешности и мотивации учебной деятельности, воинской службе — в течении года.

— Коррекционно-развивающие занятия «Психологическая этика» — в течении года.

— Коррекционно-развивающие занятия с подростками творческой группы по подготовке к участию в конкурсах, фестивалях- в течении года.

— Коррекционно-развивающая работа с детьми, испытывающими трудности в процессе обучения — октябрь, апрель.

— «Основы психологии и социального взаимодействия» — в течение года.

— Индивидуальное консультирование по вопросам самосознания, самоопределения, саморазвития, взаимодействия с педагогами и родителями — в течении года.

— Неделя психологии — март.

Работа с педагогами

— Оказание помощи педагогам-организаторам в составлении плана воспитательной работы по направлениям: работа со специалистами, работа с родителями — сентябрь.

— «Подростковые трудности нестандартных детей» (социально-психологические причины неуспеваемости, психофизиологические особенности) — ноябрь.

— «Девочки и мальчики растут по-разному» — декабрь.

— Участие в работе психолого-правоведческой группы — в течении года.

— Индивидуальное консультирование педагогов по вопросам позитивного воспитательного воздействия «Педагог-Подросток», «Взаимодействие с родителями» — в течении года.

Работа с родителями

— Родительские собрания по теме- в течение года.

— Профилактические рейды «Семьеведение» — в течении года.

— «Ваш ребенок на пороге взрослой жизни» (собрание для родителей подростков, посещающих курс «Основы психологии социального взаимодействия») — октябрь.

— «Девочки и мальчики растут по-разному» — ноябрь, декабрь.

— Групповые консультации по проблемам воспитания детей: «Больной ребенок: причины и пути взаимодействия с ним»," Трудный подросток. Как с ним общаться — в течение года.

— Индивидуальное консультирование по вопросам обучения и воспитания — в течение года.

Принципы в работе психолога.

Для того чтобы результаты деятельности психологической службы объединения соответствовали ожиданиям и потребностям практики и чтобы ее деятельность, в конечном счете, вносила существенный вклад в повышение эффективности работы как педагогической системы, необходимо строить деятельность психологической службы на системной основе и при адекватном отражении реальных условий и требований практики педагогического процесса.

При системной организации психологической службы объединения необходимо учитывать следующие принципы:

1. Принцип целостности предполагает, что психологическая служба должна быть ориентирована на клуб как целое, как систему. В отношении работы с подростками это означает, что психологическая служба должна охватить своим вниманием большинство подростков и детей, посещающие клубы, не менее 70%. Только при такой ориентации результаты деятельности психологической службы становятся явно заметными и способны существенно влиять на функционирование объединения как целостного организма.

2. Принцип профессионально-педагогической активности состоит в утверждении активной роли педагога, в деятельности психологической системы «объединение». Индивидуальную психолого-педагогическую работу с подростками ведет не психолог, а педагог. При этом он использует результаты психодиагностических исследований, которые предоставляются педагогу психологом. Данный принцип обоснован необходимостью «охвата» психологической службой большинства посещающих. Указанный принцип отражает представления о педагоге, как о профессионале в области воспитания и развития личности ребенка, подростка.

3. Принцип взаимосодействия состоит в том, что деятельность психолога, педагогов и администрации построена не просто на взаимодействии, но на взаимосодействии их всех как элементов подсистемы «психологическая служба». Это взаимосодействие должно быть направлено на достижение общей педагогической цели, сфокусированного полезного результата данной подсистемы и всей педагогической системы в целом.

4. Принцип достаточной ограниченности касается выбора психодиагностических методик и создания инвариантной, целостной системы методов и методик изучения личности подростков. Выбранные методики должны быть достаточно экономичными, позволяющими осуществлять экспресс-диагностику, т. е. такими, чтобы психологическая служба объединения была действительно полезна большинству педагогов и заметна. Созданная система методик должна быть достаточно полной, чтобы имелась возможность осуществить психодиагностическое исследование всех

основных подструктур личности подростка (процессы, эмоциональная сфера, личностные свойства, мотивация).

4. Механизмы работы психолога

Объединения

Продолжительность различных видов работ педагога — психолога образования

Вид работы

Среднее время, ч.

Примечание

1

Индивидуальная психодиагностическая работа, подготовка к обследованию, его проведение и обработка результатов, оформление заключения и рекомендаций

3,5 — 6,0

Из расчета на одного человека

2

Групповая психодиагностическая работа, подготовка к обследованию, его проведение и обработка результатов, оформление заключения и рекомендаций

16 — 20

Из расчета на 15 человек

3

Индивидуальная и консультативная работа с подростками, педагогами родителями, оформление результатов

1,5 — 3,0

На одну беседу

4

Индивидуальная развивающая психокоррекционная работа, включая подготовку, проведение и оформление результатов

30 — 60

На один цикл

5

Проведение и подготовка педагогического консилиума, оформление результатов

5,0 — 7,0

На один консилиум (без учета диагностической работы)

6

Индивидуальное и групповое консультирование родителей, оформление результатов

1,5 — 2,5

На одну беседу

7

Индивидуальное и групповое консультирование педагогов, оформление результатов

1,0 — 2,5

На одну беседу

8

Деловые игры, тренинги и другие формы активной психологической работы с педагогами, включая подготовку, проведение и оформление результатов

30 — 40

На один цикл

9

Подготовка и проведение «психологических часов» для детей, оформление результатов

1,5 — 3,0

На одно занятие

10

Ежедневное итоговое оформление документации

0,5 — 1,0

11

Методическая работа

12

В неделю

Этические принципы и правила работы практического психолога образования

Этика работы практического психолога основывается на общечеловеческих моральных и нравственных ценностях, на положениях Конституции Российской Федерации, защищающих права человека. Предпосылки свободного и всестороннего развития личности и ее уважения, сближения людей, создание гуманного общества являются определяющими для деятельности психолога.

Этические принципы и правила работы психолога формируют условия, при которых сохраняются и упрочиваются его профессионализм, гуманность его действий, уважение людей, с которыми он работает. В своей работе практический психолог руководствуется следующими принципами и правилами:

1. Принцип не нанесения ущерба испытуемому. Организация работы психолога должна быть такой, чтобы ни ее процесс, ни ее результаты не наносили ущерба его здоровью, состоянию или социальному положению.

2. Принцип компетентности психолога. Психолог имеет право браться за решение только тех вопросов, по которым он профессионально осведомлен и наделен соответствующими правами и полномочиями выполнения психокоррекционных или других воздействий.

3. Принцип беспристрастности психолога. Недопустимо предвзятое отношение испытуемому, какое бы субъективное впечатление он не производил своим видом, юридическим или социальным положением.

4. Принцип конфедициальности. Материал, полученный психологом в процессе его работы с испытуемым на основе доверительных отношений, не подлежит сознательному или случайному разглашению и должен быть представлен таким образом, чтобы он не смог скомпрометировать ни испытуемого, ни заказчика, ни психолога, ни психологическую науку.

5. Принцип осведомленного согласия. Необходимо извещать испытуемого об этических принципах и правилах психологической деятельности.

6. Правило взаимоуважения психолога и испытуемого. Психолог исходит из уважения личного достоинства, прав и свобод, провозглашенных и гарантированных Конституцией Российской Федерации. Работа допускается только при получении согласия испытуемого в ней участвовать.

7. Правило безопасности применяемых методик. Психолог применяет только такие методики исследования, которые не являются опасными для здоровья испытуемого. 11

8. Правило предупреждения неправильных действий заказчика. Психолог информирует испытуемого о характере передаваемой заказчику информации и делает это только после согласия испытуемого.

9. Правило сотрудничества психолога и заказчика. Психолог обязан уведомить заказчика о реальных возможностях современной психологической науки в области поставленных заказчиком вопросов, о пределах своей компетентности и границах своих возможностей.

10. Правило профессионального общения психолога и испытуемого. Психолог должен владеть методами психодиагностической беседы, наблюдения, психологического воздействия на таком уровне, который позволял бы, с одной стороны, эффективно решать поставленную задачу, а с другой — поддерживать у испытуемого чувство удовлетворения от общения с психологом.

11. Правило обоснованности результатов исследований психолога. Психолог формирует результаты исследования в терминах и понятиях, принятых в психологической науке.

12. Правило адекватности методик. Применяемые методики должны быть адекватны целям исследования, возрасту, полу, образованию, состоянию испытуемого, условиям эксперимента.

13. Правило научности результатов исследования. В результатах исследования должно быть только то, что непременно получит любой другой исследователь такой же специализации и квалификации, если он повторно произведет интерпретацию первичных данных, которые предъявляет психолог.

14. Правило взвешенности сведений психологического характера. Психолог передает заказчику результаты исследований в терминах и понятиях, известных заказчику, в форме конкретных рекомендации. Он не передает никаких сведений, которые могли бы ухудшить положение испытуемого, заказчика.

15. Правило кодирования сведений. На всех материалах психологического характера указываются не фамилия, имя, отчество испытуемых, а присвоенный им код, известный только психологу.

16. Правило контролируемого хранения сведений психологического характера. Психолог должен предварительно согласовать с заказчиком список лиц, имеющих доступ к материалам, характеризующим испытуемого, а также место и условия их хранения, цели использования и сроки уничтожения.

17. Правило корректного использования сведений психологического характера. Сведения психологического характера об испытуемом ни в коем случае не должны подлежать открытому обсуждению, передаче или сообщению кому-либо вне форм и целей, рекомендованных психологом.

5. Краткая характеристика кабинет психолога

Требования к помещению и интерьеру:

Кабинет создан на базе обычного класса, находится на втором этаже. Кабинет разделен на зоны:

1. Учебная зона — парты для подростков, стулья и доска

2. Рабочая зона — стол, стул, компьютер, шкаф

3. Зона релаксации — кресла, цветы, ковер, песочница, полки с игрушками, зеркала, маты, батут.

Мебель расставлена функционально, красиво и просторно. Зоны кабинета разделены по всем правилам, очень хорошо сделана зона релаксации.

Температурный режим:

Температура в кабинете хорошая, ни душно, ни жарко, но и не холодно. Летом кабинет проветривается, зимой все окна плотно утепляются, поэтому температура в кабинете весь год благоприятная. Проветривание каждый час 5 минут.

Освещенность и цвет:

Кабинет освещается очень хорошо, цветовая гамма кабинета выдержанна в приятных глазу, успокаивающих тонах. Атмосфера в кабинете, благодаря освещению и цветовой гамме, создается уютная и благоприятная.

Методические материалы:

В кабинете находится литература по направлениям:

— Общая психология

— Психологические процессы

— Методология

— Диагностика

— Коррекция

— Педагогическая психология

— Основы медицинской психологии

— Основы конфликтологии

— Возрастная психология

— Методическое обеспечение (учебники) по арт-терапии

Содержание кабинета

Парты

6 шт.

Стулья

14 шт.

Горшки цветочные

4 шт.

Дипломы

11 шт.

Шкафы

1 шт.

Ваза

2 шт.

Рамка для фотографии

10 шт.

Полки для игрушек

6 штук.

Компьютер

1 шт.

Ковер

1 шт.

Песочница для арт-терапии

1 шт.

Зеркала

3 шт.

Мат

3 шт.

Батут

1 шт.

6. Методики, проведенные совместно с психологом объединения

Психодиагностическое исследование проведено среди детей 10−11 лет (футбольная команда), состоящего из пятнадцати мальчиков.

Методика «Отношение к различным видам спорта»

Под редакцией И.В. Дубровиной

Цель:

Изучение уровня удовлетворенности спортивной деятельности и познавательной активности.

Инструкция:

Испытуемым предлагается список из различных видов спорта, которые в данный момент они знают (десять примеров).

Рядом с каждым предлагается проставить букву:

Красный — нравится (к)

Черный — не нравится (ч)

Зеленый — иногда нравится, иногда не нравится (з)

В течении двадцати секунд предлагается проставить буквы напротив различных видов спорта.

Обработка результатов:

Проводится подсчет букв К (красный) и Ч (черный) и определяется уровень удовлетворенности школьными предметами. Например такой результат: красный — 9, черный — 1, (9−1).

Считается только количество красных. Общая сумма предметов делится на три и получаются следующие результаты:

Высокий уровень: 8−10 баллов

Средний уровень: 4−7 баллов

Низкий уровень: от 3 и ниже

Процентное соотношение показателей испытуемых по познавательной активности.

Результаты по данной методике:

Для детей 10−11 лет характерен высокий уровень сформированности познавательной активности учебной деятельности. Только у одного мальчика (№ 2) низкий уровень познавательной активности. Этому мальчику не нравятся многие виды спорта. У 33% детей познавательная активность (желание получать знания, выполнять предлагаемые задания) сформирована на среднем уровне. Этим детям нравятся от 5 до 7 видов спорта.

Методика «Удовлетворенность взаимоотношениями в семье»

Под ред. Х.Г. Галямовой

Проводилась для группы подростков 14−15 лет — 11 человек.

Цель:

Определить уровень удовлетворенности испытуемого в его семье, семейных отношениях.

Инструкция:

Испытуемому предлагается ответить на четырнадцать вопросов, с вариантами ответов: 15

а) да

б) иногда

в) нет

Ниже приведены вопросы по данной методике:

1. Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание между вами и родителями?

2. Говорите ли вы с родителями «по душам», советуетесь ли по личным вопросам?

3. Интересуетесь ли вы работой ваших родителей?

4. Знают ли родители ваших друзей?

5. Участвуете ли вы вместе с родителями в хозяйственных делах?

6. Проверяют ли ваши родители то, как вы учите уроки?

7. Есть ли у вас с родителями общие занятия и увлечения?

8. Участвуете ли вы в подготовке к семейным праздникам?

9. «Детские праздники» — предпочитаете ли вы, чтобы родители были вместе с вами?

10. Обсуждаете ли вы вместе прочитанные книги?

11. Обсуждаете ли вы с родителями просмотренные телевизионные передачи и фильмы?

12. Бываете ли вместе с родителями в театрах, музеях, на выставках и концертах?

13. Участвуете ли вы вместе с родителями в прогулках и туристических походах?

14. Предпочитают ли ваши родители проводить свой отпуск вместе с вами?

Обработка результатов:

Подсчитываются баллы за буквы:

а) — 2 балла

б) — 1 балл

в) — 0 баллов

Ниже приведена шкала подсчета по данной методике:

20 — 28 баллов высокий уровень удовлетворенности в семье, испытуемый доволен своей семьей

14 — 19 баллов средний уровень удовлетворенности

13 и ниже баллов низкий уровень удовлетворенности в семье, ребенка не устраивает его семья и семейные отношения

Результаты по данной методике:

В полной мере удовлетворены общением с родителями в различных жизненных ситуациях 60% подростков. 33% детей со средним уровнем удовлетворенности отмечают, что не часто обращаются к родителям по интересующим их вопросам, редко ходят вместе с родителями в театры, музеи. Некоторые мальчики отметили, что не хотели бы, чтобы их родители присутствовали на праздниках, проводимых для них, т.к. их мамы не помогают организовывать праздники.

Удовлетворенность общением в семье

В целом для подростков 15 лет характерен высокий уровень сформированности основных аспектов, позволяющих определить уровень адаптированности к условиям школьной жизни в целом и различным ее составляющим.

Занятие группы «Стартовая школа»

Я присутствовала на занятии группы «Стартовая школа». Это группа, состоящая из дошкольников и их родителей. На занятиях данной группы детей подготавливают к школе и проводят следующие упражнения:

Упражнение № 1

Приветствие. Все встают в круг и, передавая по кругу мяч, здороваются друг с другом. Обязательно смотреть в глаза тому, кому передаешь мяч, обращаться по имени и передавать мяч двумя руками.

Упражнение № 2

«Воздух — вода — земля — огонь». Данное упражнение проводится также стоя в кругу. Выбирается один ведущий и если ведущий говорит например «Воздух», то остальные участники должны поднять обе руки вверх. «Вода» — все опускают руки вниз. «Земля» — выставляют руки перед собой и «Огонь» — все перебирают руками, изображая огонь.

Когда все запомнили движения соответствующие тому или иному слову, ведущий начинает всех запутывать. Например говорит «Земля», а движение делает соответствующее выражению «Вода». Задача остальных ребят и родителей не сбиться и выполнять правильные движения.

Упражнение № 3

«Пирожки — шанежки». В кругу родители занимают внешнюю сторону круга, а дети на внутренней стороне круга, лицами к родителям. Все начинают играть в «ладушки», говоря «пирожки — шанежки». По определенному сигналу все меняют пары по часовой стрелке.

Упражнение № 4

Парам из родителя и ребенка выдается набор нарезанных из картона или бумаги треугольников и предлагается составить из них разнообразные фигурки — домики и силуэты животных. Пара родитель — ребенок вместе думают как правильно разложить треугольники так, чтобы получилась правильная фигура.

Упражнение № 5

На листе бумаги ребенок ставит карандаш или ручку в одну точку. Родитель начинает диктовать ребенку, куда вести ручку или карандаш. Например: на две клеточки вниз, а потом на 3 вправо и т. д. В итоге должна получится заранее задуманная психологом картинка.

Упражнение № 6

В кругу психолог называет какой либо звук и все участники должны называть слова, начинающиеся на этот звук.

Упражнение № 7

Упражнение на внимание. В кругу ведущий говорит «Саймон сказал сделай так» и показывает какое либо действие (поднять руки и т. д.).

Потом ведущий в какой то момент говорит просто «поднимите руки» или что-то подобное (без слов «Саймон сказал»).

Задача участников выполнять только те команды, которые начинаются со слов «Саймон сказал».

Упражнение № 8

Прощание. Также как и в первом упражнении, только теперь все прощаются, говоря имя и смотря в глаза произносить слова прощания.

В целом группа работала активно. К началу занятия дети немного смущались присутствия родителей других детей и меня, совершенно не знакомого человека, но к концу занятия дети уже ничуть не смущались и были очень заинтерисованны происходящим. Особых сложностей в выполнении заданий не было.

Заключение

В заключение своего отчета хочу сказать, что при прохождении учебно — ознакомительной практики особых трудностей не возникало. Было очень интересно познакомиться с работой психолога. Мне очень понравилось наблюдать за занятиями групп разных уровней и сравнивать их деятельность между собой.

Данная учебно — ознакомительная практика поможет мне в дальнейшей работе психологом, после прохождения практики мне стало легче находить общий язык с детьми младшего школьного возраста, благодаря психологу объединения Михайловой Оксане Александровне, которая показала правильный алгоритм работы с детьми.

Я на практике увидела, как должен выглядеть кабинет психолога, какие зоны должны в нем присутствовать и как правильно разделить территорию кабинета.

Я ознакомилась с очень важными и интересными документами, циклограммой работы психолога образования, его этическими принципами.

Я думаю, что опыт, полученный мной на данной практике, несомненно пригодиться мне в дальнейшем, при построении своей профессиональной деятельности.

Список используемой литературы

1. Детская социальная психиатрия для непсихиатров. — СПб.: Питер, 2006. — 416 с.

2. Дубровина И.В., Божович Е.Д. Психологическая наука и психологическая практика. // Вопросы психологии. № 4, 2003. — 168 с.

3. Здоровье алтайской семьи. № 1−8, 2008 г.

4. Итоги реализации проектов, направленных на сохранение здоровья и развития подростков и молодежи в Алтайском крае в 2000—2007 гг.-Барнаул, 2007.

5. Мухина В.С. Возрастная психология. — Москва: «Академия», 2007 г.

6. Методики адресного социального патроната: Научно — методическое пособие. — М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2001 г., 200 с.

7. Прикладная социальная психология./ под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. — М.: ИПП, 2008 г.

8. Психология для жизни. № 1−13, январь — февраль, 2007 г.

9. Рогов Е.Н. Настольная книга практического психолога. Учебное пособие в 2 кн.; М. — изд-во Владос — Пресс, 2001 г.

10. Теория и практика профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних./ авт.-сост. В.В. Зикратов, С.Г. Четверных. // Сборник научно-методических материалов: Издание 3-е, испр. И дополн., Барнаул, 2007 г., 354 с.

11. ЧФ: Социальная педагогика. Деловой журнал для социальных работников и педагогов, № 4, 2008 г.

Размещено на

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector