Факультет психологии — Отделение заочного обучения — Бакалавры
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
Педагогическую практику студенты отделения заочного обучения могут проходить в образовательных учреждениях разного типа: общеобразовательная школа, училище, колледж, техникум, центр дополнительного образования и пр. Прохождение педагогической практики может осуществляться в 2 этапа. Содержание работы на каждом этапе определяется конкретными заданиями. Отчётными документами по практике являются индивидуальные отчёты с приложением рабочих материалов. Студент готовит единый отчёт и сдаёт его в конце года – во время летней сессии на 2 курсе.
1 часть. «Подготовка к психолого-педагогическому сопровождению учащихся в образовательном учреждении»
Цель: формирование умений и навыков работы по запросу, составления психологической характеристики личности учащегося, разработки рекомендаций для педагогов по организации учебной деятельности, взаимодействию с учащимся, и для родителей по общению с ребенком.
Задачи:
1. Формирование навыков работы по запросу.
2. Формирование навыков изучения личности учащегося и составления психологической характеристики.
3. Формирование навыков взаимодействия с субъектами образовательного процесса.
4. Формирование навыков разработки психологических рекомендаций для участников образовательного процесса.
Задание:
Работа по запросу:
1. Получить запрос и сформулировать психологическую проблему совместно с куратором практики или психологом школы;
2. Выдвинуть гипотезы о причинах психологической проблемы;
3. Получить согласие от родителей на проведение психодиагностической работы с учащимся;
4. Разработать программу изучения особенностей личности учащегося:
· Подобрать с куратором практики или психологом школы соответствующие психодиагностические методики;
· Провести цикл бесед с участниками образовательного процесса (учителя-предметники, классные руководители, родители) и наблюдение за учащимся (на уроке и внеурочное время).
· Провести психодиагностическое обследование одного учащегося;
· Составить психолого-педагогическую характеристику личности обследованного учащегося;
· Разработать психолого-педагогические рекомендации для учителей по организации учебной деятельности, взаимодействию с учащимся и для родителей по общению с ребенком.
Формирование навыка осознанного чтения у учащихся младших классов ...
... речи третьего уровня; 3. разработать содержание работы по формированию навыка осознанного чтения у учащихся 2 класса с общим недоразвитием ... недоразвитием речи третьего уровня.....................................................................................................................23 2.2. Содержание работы по формированию навыка осознанного чтения у учащихся 2 класса с общим недоразвитием ...
часть. «Психолого-педагогическое сопровождение учащихся в образовательном учреждении».
Цель: изучение системы социально-психологической службы в школе и формирование навыков и умений практической деятельности, формирование педагогических умений и навыков.
Задачи:
1. Знакомство с организацией работы социально-психологической службы в школе (социальные педагог, логопед, дефектолог, психолог);
2. Формирование навыков проведения психологического анализа урока.
3. Формирование навыков подготовки и проведения и анализа занятий по психологии.
4. Изучение специфики проведения урока в разных возрастных группах школьников.
Задания:
Задание 1:
Провести цикл бесед с психологом образовательного учреждения по следующим темам:
· Должностные (что должен делать специалист данной квалификации по документам) и функциональные (что делает конкретный специалист в данном учреждении) обязанности психолога в образовательном учреждении
· Основные направления профессиональной деятельности психолога в образовательном учреждении
· Работа психолога по запросам (наиболее типичные запросы, выделение и формулировка психологической проблемы)
· Особенности взаимодействия психолога с администрацией, педагогами учреждения и другими специалистами (социальное партнерство)
· Планирование и организация деятельности психолога, основная документация, формы отчетности
Задание 2.
Провести цикл бесед с социальным педагогом, логопедом, дефектологом по следующим темам:
· Должностные (что должен делать специалист данной квалификации по документам) и функциональные (что делает конкретный специалист в данном учреждении) обязанности специалиста в образовательном учреждении
· Основные направления профессиональной деятельности специалиста в образовательном учреждении
· Особенности взаимодействия специалиста с администрацией, педагогами, психологом учреждения и другими специалистами (социальное партнерство)
Задание 3.
Посетить по одному уроку в каждой из трёх возрастных групп (младшие школьники, подростки, старшеклассники), провести психологический анализ посещённых уроков, отметив возрастные особенности учащихся, проявившиеся на уроке, и то, насколько они были учтены педагогом.
Задание 4.
Разработать и согласовать с куратором практики или психологом школы плана-конспекта занятия по психологии, провести и проанализировать занятие.
Задание 5.
Работа по запросу психолога образовательного учреждения — базы практики.
Схема индивидуального отчета студента по практике:
· Стандартно оформленный титульный лист.
· Краткое описание образовательного учреждения, на базе которого проходил практику.
· Дневник практики с ежедневными записями о проделанной работе.
Отчет по практике в Комплексном центре социального обслуживания населения Радуга
... отличается бедностью, фрагментарностью. Цели практики: 1. Изучение деятельности педагога - психолога отделения реабилитации детей и ... и физическими возможностями. Полное название учреждения, его местонахождение. Муниципальное учреждение Комплексный центр социального обслуживания населения ... проводятся как индивидуальные, так и групповые занятия. Занятие направлено на то, чтобы научить детей ...
· Описание работы по запросу: запрос, формулировка психологической проблемы, гипотезы. К описанию прилагаются:
o протоколы бесед и наблюдений;
o протоколы психодиагностического обследования учащегося;
o психологическая характеристика учащегося;
o психологические рекомендации.
· Описание организации работы социально-психологической службы образовательного учреждения. К описанию прилагаются протоколы бесед с психологом, социальным педагогом, логопедом и дефектологом.
· Заключение по результатам психологического анализа уроков или занятий. К заключению прилагаются три протокола с психологическим анализом урока по разным возрастным группам с описанием и анализом специфики проведения урока в этих группах.
· План-конспект занятия по психологии, составленный по предложенной схеме:
o Тема занятия
o Учебные цели
o Форма занятия
o Подробный план занятия
o Методические комментарии к плану занятия
o Самоанализ и отзывы коллег или преподавателя (при условии проведения элемента занятия).
· Анализ собственной деятельности (что получилось; что вызвало затруднения, причины; что полезного в профессиональном плане вынес с практики?)
· Отзыв организации на работу студента во время практики, заверенный руководителем образовательного учреждения или куратором практики (психологом) – подпись и печать.
· Дата заполнения.
· Подпись студента-практиканта.