|
Флерина Е.А. |
Езикеева В.А. |
Котова И. |
Кионова В.Я. |
Мирошкина Р.А. |
Характер процесса восприятия |
|
Рассматривают ил. Продолжительно; не могут сосредоточится; действенное отношение к картинке; персонажу; не принимают задачу рассматривать картинку |
Художественное восприятие ил., эмоциональный отклик ; вносят личный опыт; воспринимают ил. и текст в единстве |
Рассматривают иллюстрации непродолжительно, не могут пояснить суждения; текст воспринимается в единстве с ил. |
Воспринимают стиль художника с помощью вопросов взрослого; не понимают связи между Х.О. и средствами выразительности |
Понимание содержания |
Не понимают сложных сюжетов |
Содержание ил. Помогает понять текст, понимают сюжет, состояние персонажей. |
Текст помогает понять ил.; понимает характер героя, если отношение к нему совпадает с отношением художника, ориентируется на детали, понимает простые эмоции, сюжет с опорой на личный опыт. |
Не всегда понимают ил., если не знакомы с текстом; воспринимают настроение героев через мимику, жесты, цвет. |
— |
Понимание средств выразительности |
Недоступна набросочность, незаконченность, передача объема пятном, не воспринимают перспективу, ракурс, заслоняемость; выбирает яркие красочные рисунки С возрастом увелич. Требовательность к деталировке; выбирают плоское изображение, не понимают манеру изображение (крупные штрихи) |
Не устанавливают связи между средствами выразительности и Х,О. |
Воспринимают простые эмоциональные состояния, ярко переданные , по деталям;в единстве мимики, жестов, цвета через личный опыт; в 3 годы узнают по форме, в 5-6 лет- по цвету; изменение пропорций не влияет на восприятие. |
Воспринимают мимику, позы, жесты. Тяготеют к декоративности (выбирают условные образы –В. Провалов, Васнецов).) Показатели развития восприятия книжной графики:понимания содержания и соотствестие их тексту; осознание различных средств выразительности для выражения содержания; Эмоциональное отношение; Особенности выбора. |
Воспринимают различия в передаче формы, фактуры, линии, не связывают со средствами выразительности, выделяют толщину линий; понимают эмоциональные состояния через мимику, жесты; используют линию, форму для создания образа. |
Методика обучения детей восприятию иллюстраций.
И. Кионова |
Р.Я. Мирошкина |
Цель исследования: выявить особенности восприятия художественной иллюстрации детьми. Задачи: в.влияние текста на восприятие иллюстрации; узнавание предметов детьми 4-6 лет; восприятия средств выразительности.
|
Особенности восприятия старшими дошкольниками формы предметов в илл., Задачи: влияние илл. На выразительность рисунков детей; определение эффективных приемов ознакомления с илл. |
Цель обучения: научить видеть средства выразительности в художественной иллюстрации Задачи обучения: познакомить со средствами выразительности; Научить понимать настроение героев посредством восприятия данных средств выразительности. |
Дать знания о художественной значимость рисунка как средства выразительности в иллюстарции Задачи: формирование представлений о линии как средстве выразительности, технике передачи фактуры (пушистость), способах передачи движения; технике работы с разными материалами. |
Методы и приемы: сравнение иллюстраций, вопросы по содержанию, дидактические игры, рассматривание иллюстраций, составление рассказов по картинкам. |
Наблюдение за объектами, рассматривание илл., шитье мягких игрушек, упражнения для формирования качеств движения (нажим), знакомство с различной фактурой материала, придумывание названий к илл., домысливание событий. |
Деятельность детей: Занятия по сравнению иллюстраций,, дадактически5 игры, Продуктивная деятельность (лепка) |
Занятие : 1 ступень: восприятие линейного рисунка 2 ступень: освоение качества движения (линии) 3 ступень: передача фактуры посредством использования материалов (уголь, сангина). Рисование. |
Требования к занятиям и умениям педагога: Наличие искусствоведческих знаний, понимание Х.О., средств выразительности, умения образно охарактеризовать рисунок. |
Умение строить систему работы, подбор ил. Для сравнения (методические знания и умения). |
Особенности восприятия живописи дошкольниками
пейзажа |
натюрморта |
портрета |
Жанровой живописи |
||
Зубарева Н.М. : выявление особенностей эстетического восприятия, выбора, трактовки Х.О. детьми 5-7 лет. Предпочтения: 5-6 лет: жанровая живопись 56%, натюрморт 32% Пейзаж –12% 6-7 лет : пейзаж _ 40% жанровая живопись – 32% натюрморт –20 %
Уровни эстетического восприятия: Предметно-сюжетный –(действия, предметы, радуется знакомым изображениям) -эмоционально-эстетический (выделяет отдельные средства выразительности, оценивает) уровень единства содержания и средств выразительности (суждения)
|
Эмоциональный отклик, ориентируются в мл.гр.- на детали, ср.гр. –эмоциональное состояние, в ст.гр.- оценка; Понимание содержания: мл.гр. –привлекает содержание, не форма. Ср. –ст. гр. – перечисляют что изображено, предпочитают фотографичные работы, подробности в изображении самого портретируемого. Особенности выделения средств выразительности: мл.гр. – не выделяют, привлекает яркий красочный колорит, ст. гр. — внимание на некоторые средства6 колорит, композиция, рисунок), дают нравственную оценку . А.М. Чернышова: Задачи и пути обучения детей 5 лет восприятию произведений портретной живописи. Эмоционально откликаются на доступные по содержанию портреты. Воспринимают эмоц. Настроения, нравятся с положительным эмоц. Состоянием, ориентируются на мимику,. Ориентируются на колорит. Показатели эстетической оценки портрета:0 баллов- выделяют отдельные случайные признаки, не являющиеся средствами выразительности; 9 баллов_ выделяют основные средства выразительности (колорит, рисунок, композиция, поза), стремятся определить внутреннюю сущность изображения. |
Затрудняются давать эстетическую оценку произведению, Выделяют : -эмоционально-личностное отношение (личные мотивы, интерпретация, связь с опытом); -эстетическая оценка (отношение к ситуации с позиции нравственного идеала). Суждения: познавательного характера (что узнали), эстетического характера (красиво), нравственную (семья, отношения между людьми), понимание настроения по мимике, жестам, цвету. Средства выразительности: поза, жесты, цвет как средство передачи настроения, понимание композиции сложно, в процессе обучения выделяют центр (главное) |
Методики ознакомления с видами и жанрами искусства детей дошкольного возраста (разработки и программы)
Автор |
Задачи работы |
Этапы развития х.в. |
Методы и приемы |
Формы детской деятельности |
Требования к знаниям и умениям педагогов. |
А.М. Чернышева |
Задачи: развитие эмоционального отношения к портрету, формирование эстетического чувства и отношения к данному виду искусства, учить понимать язык портрета, выделять средства выразительности и на их основе воспринимать Х.О. портрета (колорит, поза, мимика). |
1 этап: научить выделять главное- лицо; анализировать его состояние, научить выделять рисунок глаз, бровей. Выделять колорит портрета. 2 этап: научить выделять экспрессивные свойства позы: движение и её единство с выражением лица и колорита. 3 этап: учить видеть на портрете элементы быта, среды с помощью которого художник дает представления о человеке, учить связывать пейзаж, интерьер с характером портрета. |
Вопросы проблемного характера (почему художник назвал свою картину? Что хотел рассказать художник?), Сравнение и сопоставление картин. Организация уголка портрета (выставки: несколько знакомых- 1 не знакомый портрет)). Экскурсии в музей с целью узнавания портретов (знакомых). Синтез искусств (музыка и литература). |
Занятия и самостоятельная деятельность детей. |
Уметь составлять и задавать вопросы проблемного характера) |
З.М. Зубарева |
Цели эксперимента6 Выявление возможностей развития и особенностей эстетического восприятия детьми пейзажа. Выявление эффективных методов и приемов развития восприятия пейзажа. Задачи: Развитие у детей эстетичес5ого восприятия. Учить воспринимать и выделять главное в картине. Учить понимать замысел художника. Учить воспринимать средства выразительности как средства характеристики образа. |
1 Этап: Предварительная работа: наблюдение за природой в разное время года, «слушание» природы, стихов, музыкальных произведение, знакомство с творчеством художников. » этап: Рассматривание произведений |
Методы: вхождение в картину, игровой прием, вопросы на сравнение (какой лес показан в картине 1 и картине 20 Вопросы на активизацию личного опыта (какой лес видели) Свободное рассматривание, чтение литературы, короткий рассказ о художнике, рассматривание картин с музыкальным сопровождением. Закрывание части картины |
Занятия и самостоятельная деятельность детей. |
Требования к знаниям и умениям педагога: Методические: уметь подбирать картины, продумывать и задавать вопросы, организовать наблюдение в природе, подбор литературы, музыки, рассказывать об объектах. |
Чумичева Р.М. |
Задачи: Образовательные: обучение пониманию Х.О. (что изображено, что хотел выразить художник); Изобразительно-выразительные: Развитие восприятия и оценки Х.О. Эмоционально-личностные: эстетическая оценка; Воспитательные: развитие нравстенно-личностных качеств, познавательных интересов. |
Предварительная работа: опыт восприятия живописи: задания, игры, обогащение словаря, развитие речи, чтение литературы. 1 этап: развитие интереса, обогащение опыта художественного восприятия («Чтение» картины); 2 этап: Развитие умений самостоятельно анализировать содержание, выделять средства выразительности, мотивировать эмоционально-личностное отношение к искусству. 3 этап: Формирование личностно-эмоционального отношения |
1 этап: искусствоведческий рассказ, вопросы, вхождение в картину, воссоздание последующих и предшествующих событий, рассказ – образец личного отношения, синтез искусств. 2 этап: обобщающие вопросы, прием композиционных и колоритных вариантов. 3 этап: сравнение и классификация картин, дидактические игры, создание собственных картин по названию художника, пояснения, акцентирование деталей, вызывание адекватных эмоций, музыкальное сопровождение. |
Занятия и самостоятельная деятельность детей. |
|
Курочкина Н.А. |
Ознакомление с натюрмортом. Принципы программы: целостного и неспешного освоения; единство восприятия и деятельности; необходимость активизации эмоционально бытового и визуального Мл.: Материал: одно-порядковый н., знакомые предметы, до 5 предметов. Цель6 развитие интереса, удовлетворения, эмоциональный отклик на изображение. Сенсорные игры, художественно-развивающие игры (составь букет, собери фрукты) Ср.: Цель: развитие интереса, формирование представлений о н., (образные н., по содержанию: средствам выразительности), обогащение эстетических представлений и сенсорных эталонов, развитие художественного восприятия, Знакомство с жанрами и видами н., ознакомление со средствами врызеительности (цвет, настроение), обобщение представлений). Ст.: Цель: формирование эмоционально-нравственной отзывчивости, видение манеры автора, выделение средств выразительности |
Этапы: расширение представлений об искусстве, жанрах, средствах выразительности, представления о н. («Ах, н.!»), представления о средствах выразительности (как цвет помогает понять настроение). |
Игры и упражнения, сенсорного и эмоционального характера, вопросы к детям, искусствоведческих рассказ, рисование лепка. |
Занятия и самостоятельная деятельность детей. |
|
Ознакомление со скульптурой детей дошкольного возраста
Скульптура – вид изоискусства, в котором создается пространнственно-объемное изображение.
Скульптура ( вырезаю, высекаю) – техника получения образа путем высекания.
Пластика — ——— путем наложения масс.
Средства выразительности : материал, масштаб, постамент, ансамбль, характер поверхности, размер и др.
Виды :по содержанию: портрет, аллегория, жанровая, анималистическая, ню и др.
По назначению : монументальная, декоративная, станковая, мемориальная и др.
По технике обработки материала: круглая, рельефная ( барельеф, горельеф, контррельеф).
Особенности восприятия: Казакова Т, Вишнева Г. М. ( малых форм), Халезова Н.Б., Гончарова Е. ( монументальная)
В 6 лет: нет представлений о скульптуре ( игрушка, подарок), выделяют средства выразительности – цвет, блеск, гладкость, не выделяют – материал; не узнают образы, суждения бедны., не эмоциональны.
Этапы освоения: Расширение представлений о скульптуре как виде изо искусства ( вид искусства, связь с жизнью, трудом людей; труд скульптора, название).
Освоение средств выразительности:
Материал: Дерево, кость, камень, мрамор, металл….)
Пластика (композиция)
Силуэт (характер поверхности)
Восприятие скульптуры в единстве содержания и средств выразительности
Приемы :Братья Мраморщик, Дубовик, Керамист, Металлист.
Сравнение образов, выполненных в разных материалах, сравнение скульптуры и изображения, подбор материалов к образу ( голосистый петушок, Снегурочка, старик –лесовик, Лисичка-сестричка).
Освоение архитектонических искусств
Архитектура |
ППИ |
Архитектура _- ( греч. Главный, строитель) , вид искусства, объекты которого являются эстетически оформленные объекты, предназначенные для проживания и деятельности людей. |
Декоро –укращение – вид искусства , продуктом которого является эстетически оформленные предметы быта. |
Соединение трех аспектов: КРАСОТА, ПОЛЬЗА, ПРОЧНОСТЬ. |
Специфика : эстетическое и утилитарное начало. Используются в быту Стиль продукта определяется климатом и условиями региона. Исторически сложившиеся ремесла. Объединяет виды искусства. |
Средства выразительности : симметрия-асимметрия, ритм (колоны, окна), объемно расположение, пропорции, масштаб и др. |
Средства выразительности : цвет, линия, орнамент, узор. |
Виды : зодчество, Архитт6ктура малых форм ( ограда, фонари), архитектура крупных форм ( мосты, фортификационные сооружения и пр.) По назначению: бытовые, социальные, коммуникативные ( мосты), культовые, фортификационные, культурно-массовые и пр. |
Виды по материалам: дерево ( Городец, Семеновская, Полхов-Майдан) Керамика ( Дымиково, Каргополье) Посуда ( аятская, Гжель, Псков). Роспиь по металлу (Жестово) Чеканка Кружевоплетение, макроме и др. |
Исследования: Бологова С.В. Платохина А. П. |
Исследования : Пантелеева Л.В. Смирнова Р.Н. Курочкина Н.А. и др. Цель : выявление особенностей восприятия ДПИ, оценки, развивающих возможностей. |
Особенности освоения: Неполные поверхностные представления о назначении, их конструктивных особенностях, средствах выразительности, проявляют эмоциональное отношение, в работах – оригинальность. |
Особенности освоения: Предпочитают яркие, стилизованные предметы, близкие по содержания ( животные, люди) Откликаются на образ, средства выразительности, нет суждений, представления о виде искусства не сформированы ( относятся как к игрушке, скульптуре), не видят различий, утилитарной функции. |
Приемы, методы: Конструирование, Дидактические игры (составь дом», путешествие по городу (экскурсии, создание карты, сравнение объектов, рассматривание репродукций. |
Приемы, методы освоения: Декоративная деятельность Игры «Помоги Федоре собрать посуду», лото промыслов, сложи картинку, Укрась платок, Использование синтеза искусств ( сказки, музыка) Формирование ценностного отношения в ходе знакомства с историей, культурой края. |
Условия освоения: Системность и последовательность работы. Обогащение исторических и культурологических представлений. Активизация субъектной позиции (деятельность) Выделение компонентов (назначение, красота, польза). Единство решения воспитательных, образовательных и развивающих задач |
Условия освоения: Оформление интерьера групп, ДОУ. Организация мини-музея. Насыщение жизни детей предметами ДПИ. Единство решения воспитательных, образовательных и развивающих задач. Создание атмосферы. Разнообразные промыслы. |
Ознакомление дошкольников с архитектурой:
Бологова С.В. |
Платохина А.П. |
Художественно-творческое развитие старших дошкольников в процессе ознакомления с архитектурой. М. 96 г. |
Развитие ценностного отношения старших дошкольников в процессе ознакомления с архитектурой. Р. 2000. |
Особенности опыта освоения А.: неполные поверхностные представления о профессии архитектора; основных средствах архитектурных сооружений; Х.восприятие: не выделяют части, величину, не соотносят части с целям, внимание к ярким элементам, затруднения в восприятии объемной композиции. Понимание связей между назначением и особенностей сооружений фрагментарное. Передача представлений в деятельности: рисунки 2 типов: 1- примитивные, схематичные, соотношение части целого не верное, использование простых форм. 2 – усложненные приемы передачи сооружений, построение фасада, использование сложных форм. |
Особенности: низкий уровень ценностного отношения к а., не ярко выраженные эпизодические мимические проявления в восприятии а., слабая аргументированность. В деятельности: рисунки мало выразительные, стереотипные; подражание. |
Уровни художественно-твореческого развития: 1- высокий6 полные представления о назначении А., их конструктивных особенностей; средствах выразительности, проявляют эмоциональное отношение, в работах прослеживается поиск решений,, оригинальность. 2 –средний: отсутствие полных представлений, затруднения в определении средств выразительности, установление функционального назначение, выделение несущественных особенностей, адекватная интерпретация, образное содержание, связь содержания со средствами выразительности, работы мало выразительные, оригинальны отдельные детали. 3 –низкий: не полные представления об А,, не соотносит функциональные особенности с особенностями сооружения, не ориентируется в средствах выразительности, образное содержание не верно определяется, нет оригинальности в работах. |
Критерии оценивания: Когнитивно -оценочный компонент: заинтересованность; Личностно-мотивационный компонент: отношение, установки, стереотипы Деятельностный компонент: проявление в деятельности.
|
Этапы работы:
2 раздела содержания: «Об а. и людах, которые её создают» «о древнерусском зодчестве».
|
Программа: «Дети и архитектура города» 1: Архитектор-фантазер 2: Архитектура города 3:Архитектура мира 4: Я сам архитектор (конструирование) |
Занятия, самостоятельная деятельности (конструирование) |
Занятия –путешествия, игры, беседы, режиссерские игры (линия рассказывает о…), конкурса «Поле чудес», «колесо истории», архитектурный кроссворд. |
Т.С. Комарова., А.В. Антонова, МИ.В. Зацепина.
Прошграмма эстетического воспитания детей 2-7 лет .М., 2000 г.
Содержание:
Младший возраст: назначение дома: в нем играют, занимаются; рассматривание дома, зданий школы, магазина, сада; показ отличия сельских домов от городских; внимание кк народным сказкам –описание домов: теремок, рукавичка, изба на курьих ножках, кувшин, дом трех попросят; формирование знаний об основных чертах разного типа сооружений: стены, двери, окна, труба, крыльцо, шпили, башни.
Средний возраст: представления о домах как архитектурных сооружениях, разных по форме домах, по величине, длине; желание рассматривать здания, расположение, интерес к строительству, обращать внимание на сходство-раличие домов, поощрять стремление изображать постройки.
Старший возраст: закрепление знаний о различных по назначению постройках, подвести к пониманию зависимости конструкций зданий от функций, развитие наблюдательности, умений рассматривать постройки, замечать конкретные характеристики, обращать внимание на описание сказочных построек, в художественной деятельности передавать образы; познакомить со спецификой а. (Храмовой А.).
Показать особенности региональных сооружений.
Ознакомление дошкольников с дпи
Пантелеева Лия Владимировна Влияние ДПИ на художественное развитие дошкольников. 76 г. Задачи: выявить особенности интереса к ДПИ; предпочтения ДПИ, освоение ДПИ, особенности эстетических оценок. В старшем возрасте выбирают яркие,, стилизованные, с нарядными элементами предметы. Эмоционально откликаются на художественный образ. Предпочитают технику яркого пятна. Не могут пояснить, оценить ДПИ. |
Пантелеева Лия Владимировна Возможности использования ДОИ 73 г. Выявление особенностей знаний детей о профессии декоратор, понимание назначения ДОИ, связь тематики праздников со средствами выразительности. Особенности: в старшем возрасте: понимают назначение предметов оформления; не выделяют связь со средствами выразительности. Критерии оценивания: — восприятие и предпочтения оформления (оценивание в целом и по деталям, по художественным или продуктивным признакам); -эмоциональная отзывчивость на оформление способы действий по оформлению (осмысленно, принятие задачи, восприятие колорита, композиции) -эмоциональный характер действий (выполняет задание эмоционально, равнодушно). Система работы по формированию навыков оформления. Использование коллективных форм работы. Создание развивающей среды. |
Курочкина Надежда Александровна:1998 г.: Изучение путей и условий приобщения детей к ДПИ; выявление особенностей понимания связи «природа человек-искусство»; выявление влияние ДПИ на проявление творческой активности,. Показатели развития: активный интерес к ДПИ; соответствие результатов декоративной деятельности детей виду ДПИ; понимание средств выразительности, умений создавать обобщенные стилизованные образы; проявление самостоятельности, инициативы, умения дополнять, элементами образ; планировать деятельность, активно выражать отношение; мотивация выбора, пояснения. |
|
Смирнова Роза Николаевна 78 г.: влияние ознакомления с ДПИ на творчество детей (разработка методов, приемов творческого развития: наблюдение, рассматривание гербариев, экскурсий, чтение литературы).
|
|
Условия развития восприятия ДПИ: Оформление интерьеров ДПИ. Организация мини-музея выставки Насыщение жизни детей произведениями ДПИ Единство и согласия компонентов учебно-воспитательной работы Разнообразие форм работы с детьми. |
|