Особенности восприятия иллюстрации дошкольниками

Флерина Е.А.

Езикеева В.А.

Котова И.

Кионова В.Я.

Мирошкина Р.А.

Характер процесса восприятия

Рассматривают ил. Продолжительно; не могут сосредоточится; действенное отношение к картинке; персонажу; не принимают задачу рассматривать картинку

Художественное восприятие ил., эмоциональный отклик ; вносят личный опыт; воспринимают ил. и текст в единстве

Рассматривают иллюстрации непродолжительно, не могут пояснить суждения; текст воспринимается в единстве с ил.

Воспринимают стиль художника с помощью вопросов взрослого; не понимают связи между Х.О. и средствами выразительности

Понимание содержания

Не понимают сложных сюжетов

Содержание ил. Помогает понять текст, понимают сюжет, состояние персонажей.

Текст помогает понять ил.; понимает характер героя, если отношение к нему совпадает с отношением художника, ориентируется на детали, понимает простые эмоции, сюжет с опорой на личный опыт.

Не всегда понимают ил., если не знакомы с текстом; воспринимают настроение героев через мимику, жесты, цвет.

Понимание средств выразительности

Недоступна набросочность, незаконченность, передача объема пятном, не воспринимают перспективу, ракурс, заслоняемость; выбирает яркие красочные рисунки С возрастом увелич. Требовательность к деталировке; выбирают плоское изображение, не понимают манеру изображение (крупные штрихи)

Не устанавливают связи между средствами выразительности и Х,О.

Воспринимают простые эмоциональные состояния, ярко переданные , по деталям;в единстве мимики, жестов, цвета через личный опыт; в 3 годы узнают по форме, в 5-6 лет- по цвету; изменение пропорций не влияет на восприятие.

Воспринимают мимику, позы, жесты. Тяготеют к декоративности (выбирают условные образы –В. Провалов, Васнецов).)

Показатели развития восприятия книжной графики:понимания содержания и соотствестие их тексту; осознание различных средств выразительности для выражения содержания;

Эмоциональное отношение;

Особенности выбора.

Воспринимают различия в передаче формы, фактуры, линии, не связывают со средствами выразительности, выделяют толщину линий; понимают эмоциональные состояния через мимику, жесты; используют линию, форму для создания образа.

Методика обучения детей восприятию иллюстраций.

И. Кионова

Р.Я. Мирошкина

Цель исследования: выявить особенности восприятия художественной иллюстрации детьми.

Задачи: в.влияние текста на восприятие иллюстрации; узнавание предметов детьми 4-6 лет; восприятия средств выразительности.

Особенности восприятия старшими дошкольниками формы предметов в илл.,

Задачи: влияние илл. На выразительность рисунков детей; определение эффективных приемов ознакомления с илл.

Цель обучения: научить видеть средства выразительности в художественной иллюстрации

Задачи обучения: познакомить со средствами выразительности;

Научить понимать настроение героев посредством восприятия данных средств выразительности.

Дать знания о художественной значимость рисунка как средства выразительности в иллюстарции

Задачи: формирование представлений о линии как средстве выразительности, технике передачи фактуры (пушистость), способах передачи движения; технике работы с разными материалами.

Методы и приемы: сравнение иллюстраций, вопросы по содержанию, дидактические игры, рассматривание иллюстраций, составление рассказов по картинкам.

Наблюдение за объектами, рассматривание илл., шитье мягких игрушек, упражнения для формирования качеств движения (нажим), знакомство с различной фактурой материала, придумывание названий к илл., домысливание событий.

Деятельность детей: Занятия по сравнению иллюстраций,, дадактически5 игры, Продуктивная деятельность (лепка)

Занятие : 1 ступень: восприятие линейного рисунка

2 ступень: освоение качества движения (линии)

3 ступень: передача фактуры посредством использования материалов (уголь, сангина).

Рисование.

Требования к занятиям и умениям педагога: Наличие искусствоведческих знаний, понимание Х.О., средств выразительности, умения образно охарактеризовать рисунок.

Умение строить систему работы, подбор ил. Для сравнения (методические знания и умения).

Особенности восприятия живописи дошкольниками

пейзажа

натюрморта

портрета

Жанровой живописи

Зубарева Н.М. : выявление особенностей эстетического восприятия, выбора, трактовки Х.О. детьми 5-7 лет.

Предпочтения: 5-6 лет: жанровая живопись 56%, натюрморт 32%

Пейзаж –12%

6-7 лет : пейзаж _ 40%

жанровая живопись – 32%

натюрморт –20 %

Уровни эстетического восприятия:

Предметно-сюжетный –(действия, предметы, радуется знакомым изображениям)

-эмоционально-эстетический (выделяет отдельные средства выразительности, оценивает)

уровень единства содержания и средств выразительности (суждения)

Никитина Э.В. Эстетические суждения детей о пейзаже.

Выбор детьми пейзажа (по участке, за пределами ДОУ, репродукции)

Особенности: мл.гр. — выбирают близко расположенные, связанные с игрой места, не анализируют

Ст. гр. –сосредоточены, анализируют, эстетические избирание.

Предпочтения:

мл. –»Дубы» Шишкина, «Золотую осень» Левитана.

Суждения: нравится –нет

Перечисление,

Характеристика объекта, действия, качественный анализ, эмоциональные переживания.

Н.М. Зубарева Особенности эстетического восприятия натюрморта старшими дошкольниками.

Задачи: в. доступность натюрморта эстетическому восприятию детей 6-7 лет.

Особенности эстетического отношения (выбора)

Восприятие и трактовка образа.

В форме игры «магазин игрушек»

Особенности выбора: 78% -выбирали условные, лаконичные, яркие, эмоционально воздейств.. 22% — иллюзорные.

Суждения: 53% поясняли, давали эстетические оценки, 13% -высший уровень.

Особенности восприятия средств выраз. : 64% -сказочность, декоративность, 20% -не выделяли

Эмоциональный отклик, ориентируются в мл.гр.- на детали, ср.гр. –эмоциональное состояние, в ст.гр.- оценка;

Понимание содержания: мл.гр. –привлекает содержание, не форма. Ср. –ст. гр. – перечисляют что изображено, предпочитают фотографичные работы, подробности в изображении самого портретируемого.

Особенности выделения средств выразительности: мл.гр. – не выделяют, привлекает яркий красочный колорит, ст. гр. — внимание на некоторые средства6 колорит, композиция, рисунок), дают нравственную оценку .

А.М. Чернышова: Задачи и пути обучения детей 5 лет восприятию произведений портретной живописи.

Эмоционально откликаются на доступные по содержанию портреты. Воспринимают эмоц. Настроения, нравятся с положительным эмоц. Состоянием, ориентируются на мимику,.

Ориентируются на колорит.

Показатели эстетической оценки портрета:0 баллов- выделяют отдельные случайные признаки, не являющиеся средствами выразительности;

9 баллов_ выделяют основные средства выразительности (колорит, рисунок, композиция, поза), стремятся определить внутреннюю сущность изображения.

Затрудняются давать эстетическую оценку произведению, Выделяют : -эмоционально-личностное отношение (личные мотивы, интерпретация, связь с опытом); -эстетическая оценка (отношение к ситуации с позиции нравственного идеала).

Суждения: познавательного характера (что узнали), эстетического характера (красиво), нравственную (семья, отношения между людьми), понимание настроения по мимике, жестам, цвету.

Средства выразительности: поза, жесты, цвет как средство передачи настроения, понимание композиции сложно, в процессе обучения выделяют центр (главное)

Методики ознакомления с видами и жанрами искусства детей дошкольного возраста (разработки и программы)

Автор

Задачи работы

Этапы развития х.в.

Методы и приемы

Формы детской деятельности

Требования к знаниям и умениям педагогов.

А.М. Чернышева

Задачи: развитие эмоционального отношения к портрету, формирование эстетического чувства и отношения к данному виду искусства, учить понимать язык портрета, выделять средства выразительности и на их основе воспринимать Х.О. портрета (колорит, поза, мимика).

1 этап: научить выделять главное- лицо; анализировать его состояние, научить выделять рисунок глаз, бровей. Выделять колорит портрета.

2 этап: научить выделять экспрессивные свойства позы: движение и её единство с выражением лица и колорита.

3 этап: учить видеть на портрете элементы быта, среды с помощью которого художник дает представления о человеке, учить связывать пейзаж, интерьер с характером портрета.

Вопросы проблемного характера (почему художник назвал свою картину? Что хотел рассказать художник?), Сравнение и сопоставление картин. Организация уголка портрета (выставки: несколько знакомых- 1 не знакомый портрет)).

Экскурсии в музей с целью узнавания портретов (знакомых).

Синтез искусств (музыка и литература).

Занятия и самостоятельная деятельность детей.

Уметь составлять и задавать вопросы проблемного характера)

З.М. Зубарева

Цели эксперимента6 Выявление возможностей развития и особенностей эстетического восприятия детьми пейзажа. Выявление эффективных методов и приемов развития восприятия пейзажа.

Задачи: Развитие у детей эстетичес5ого восприятия. Учить воспринимать и выделять главное в картине. Учить понимать замысел художника. Учить воспринимать средства выразительности как средства характеристики образа.

1 Этап: Предварительная работа: наблюдение за природой в разное время года, «слушание» природы, стихов, музыкальных произведение, знакомство с творчеством художников.

» этап: Рассматривание произведений

Методы: вхождение в картину, игровой прием, вопросы на сравнение (какой лес показан в картине 1 и картине 20

Вопросы на активизацию личного опыта (какой лес видели)

Свободное рассматривание, чтение литературы, короткий рассказ о художнике, рассматривание картин с музыкальным сопровождением.

Закрывание части картины

Занятия и самостоятельная деятельность детей.

Требования к знаниям и умениям педагога: Методические: уметь подбирать картины, продумывать и задавать вопросы, организовать наблюдение в природе, подбор литературы, музыки, рассказывать об объектах.

Чумичева Р.М.

Задачи: Образовательные: обучение пониманию Х.О. (что изображено, что хотел выразить художник);

Изобразительно-выразительные: Развитие восприятия и оценки Х.О.

Эмоционально-личностные: эстетическая оценка;

Воспитательные: развитие нравстенно-личностных качеств, познавательных интересов.

Предварительная работа: опыт восприятия живописи: задания, игры, обогащение словаря, развитие речи, чтение литературы.

1 этап: развитие интереса, обогащение опыта художественного восприятия («Чтение» картины);

2 этап: Развитие умений самостоятельно анализировать содержание, выделять средства выразительности, мотивировать эмоционально-личностное отношение к искусству.

3 этап: Формирование личностно-эмоционального отношения

1 этап: искусствоведческий рассказ, вопросы, вхождение в картину, воссоздание последующих и предшествующих событий, рассказ – образец личного отношения, синтез искусств.

2 этап: обобщающие вопросы, прием композиционных и колоритных вариантов.

3 этап: сравнение и классификация картин, дидактические игры, создание собственных картин по названию художника, пояснения, акцентирование деталей, вызывание адекватных эмоций, музыкальное сопровождение.

Занятия и самостоятельная деятельность детей.

Курочкина Н.А.

Ознакомление с натюрмортом. Принципы программы: целостного и неспешного освоения; единство восприятия и деятельности; необходимость активизации эмоционально бытового и визуального

Мл.: Материал: одно-порядковый н., знакомые предметы, до 5 предметов. Цель6 развитие интереса, удовлетворения, эмоциональный отклик на изображение. Сенсорные игры, художественно-развивающие игры (составь букет, собери фрукты)

Ср.: Цель: развитие интереса, формирование представлений о н., (образные н., по содержанию: средствам выразительности), обогащение эстетических представлений и сенсорных эталонов, развитие художественного восприятия, Знакомство с жанрами и видами н., ознакомление со средствами врызеительности (цвет, настроение), обобщение представлений).

Ст.: Цель: формирование эмоционально-нравственной отзывчивости, видение манеры автора, выделение средств выразительности

Этапы:

расширение представлений об искусстве, жанрах, средствах выразительности, представления о н. («Ах, н.!»),

представления о средствах выразительности (как цвет помогает понять настроение).

Игры и упражнения, сенсорного и эмоционального характера, вопросы к детям, искусствоведческих рассказ, рисование лепка.

Занятия и самостоятельная деятельность детей.

Ознакомление со скульптурой детей дошкольного возраста

Скульптура – вид изоискусства, в котором создается пространнственно-объемное изображение.

Скульптура ( вырезаю, высекаю) – техника получения образа путем высекания.

Пластика — ——— путем наложения масс.

Средства выразительности : материал, масштаб, постамент, ансамбль, характер поверхности, размер и др.

Виды :по содержанию: портрет, аллегория, жанровая, анималистическая, ню и др.

По назначению : монументальная, декоративная, станковая, мемориальная и др.

По технике обработки материала: круглая, рельефная ( барельеф, горельеф, контррельеф).

Особенности восприятия: Казакова Т, Вишнева Г. М. ( малых форм), Халезова Н.Б., Гончарова Е. ( монументальная)

В 6 лет: нет представлений о скульптуре ( игрушка, подарок), выделяют средства выразительности – цвет, блеск, гладкость, не выделяют – материал; не узнают образы, суждения бедны., не эмоциональны.

Этапы освоения: Расширение представлений о скульптуре как виде изо искусства ( вид искусства, связь с жизнью, трудом людей; труд скульптора, название).

Освоение средств выразительности:

Материал: Дерево, кость, камень, мрамор, металл….)

Пластика (композиция)

Силуэт (характер поверхности)

Восприятие скульптуры в единстве содержания и средств выразительности

Приемы :Братья Мраморщик, Дубовик, Керамист, Металлист.

Сравнение образов, выполненных в разных материалах, сравнение скульптуры и изображения, подбор материалов к образу ( голосистый петушок, Снегурочка, старик –лесовик, Лисичка-сестричка).

Освоение архитектонических искусств

Архитектура

ППИ

Архитектура _- ( греч. Главный, строитель) , вид искусства, объекты которого являются эстетически оформленные объекты, предназначенные для проживания и деятельности людей.

Декоро –укращение – вид искусства , продуктом которого является эстетически оформленные предметы быта.

Соединение трех аспектов: КРАСОТА, ПОЛЬЗА, ПРОЧНОСТЬ.

Специфика : эстетическое и утилитарное начало.

Используются в быту

Стиль продукта определяется климатом и условиями региона.

Исторически сложившиеся ремесла.

Объединяет виды искусства.

Средства выразительности : симметрия-асимметрия, ритм (колоны, окна), объемно расположение, пропорции, масштаб и др.

Средства выразительности : цвет, линия, орнамент, узор.

Виды : зодчество,

Архитт6ктура малых форм ( ограда, фонари), архитектура крупных форм ( мосты, фортификационные сооружения и пр.)

По назначению: бытовые, социальные, коммуникативные ( мосты), культовые, фортификационные, культурно-массовые и пр.

Виды по материалам: дерево ( Городец, Семеновская, Полхов-Майдан)

Керамика ( Дымиково, Каргополье)

Посуда ( аятская, Гжель, Псков).

Роспиь по металлу (Жестово)

Чеканка

Кружевоплетение, макроме и др.

Исследования: Бологова С.В.

Платохина А. П.

Исследования : Пантелеева Л.В.

Смирнова Р.Н.

Курочкина Н.А. и др.

Цель : выявление особенностей восприятия ДПИ, оценки, развивающих возможностей.

Особенности освоения:

Неполные поверхностные представления о назначении, их конструктивных особенностях, средствах выразительности, проявляют эмоциональное отношение, в работах – оригинальность.

Особенности освоения:

Предпочитают яркие, стилизованные предметы, близкие по содержания ( животные, люди)

Откликаются на образ, средства выразительности, нет суждений, представления о виде искусства не сформированы ( относятся как к игрушке, скульптуре), не видят различий, утилитарной функции.

Приемы, методы:

Конструирование,

Дидактические игры (составь дом», путешествие по городу (экскурсии, создание карты, сравнение объектов, рассматривание репродукций.

Приемы, методы освоения:

Декоративная деятельность

Игры «Помоги Федоре собрать посуду», лото промыслов, сложи картинку, Укрась платок,

Использование синтеза искусств ( сказки, музыка)

Формирование ценностного отношения в ходе знакомства с историей, культурой края.

Условия освоения:

Системность и последовательность работы.

Обогащение исторических и культурологических представлений.

Активизация субъектной позиции (деятельность)

Выделение компонентов (назначение, красота, польза).

Единство решения воспитательных, образовательных и развивающих задач

Условия освоения: Оформление интерьера групп, ДОУ.

Организация мини-музея.

Насыщение жизни детей предметами ДПИ.

Единство решения воспитательных, образовательных и развивающих задач.

Создание атмосферы.

Разнообразные промыслы.

Ознакомление дошкольников с архитектурой:

Бологова С.В.

Платохина А.П.

Художественно-творческое развитие старших дошкольников в процессе ознакомления с архитектурой. М. 96 г.

Развитие ценностного отношения старших дошкольников в процессе ознакомления с архитектурой. Р. 2000.

Особенности опыта освоения А.: неполные поверхностные представления о профессии архитектора; основных средствах архитектурных сооружений;

Х.восприятие: не выделяют части, величину, не соотносят части с целям, внимание к ярким элементам, затруднения в восприятии объемной композиции.

Понимание связей между назначением и особенностей сооружений фрагментарное.

Передача представлений в деятельности: рисунки 2 типов: 1- примитивные, схематичные, соотношение части целого не верное, использование простых форм.

2 – усложненные приемы передачи сооружений, построение фасада, использование сложных форм.

Особенности: низкий уровень ценностного отношения к а., не ярко выраженные эпизодические мимические проявления в восприятии а., слабая аргументированность.

В деятельности: рисунки мало выразительные, стереотипные; подражание.

Уровни художественно-твореческого развития: 1- высокий6 полные представления о назначении А., их конструктивных особенностей; средствах выразительности, проявляют эмоциональное отношение, в работах прослеживается поиск решений,, оригинальность.

2 –средний: отсутствие полных представлений, затруднения в определении средств выразительности, установление функционального назначение, выделение несущественных особенностей, адекватная интерпретация, образное содержание, связь содержания со средствами выразительности, работы мало выразительные, оригинальны отдельные детали.

3 –низкий: не полные представления об А,, не соотносит функциональные особенности с особенностями сооружения, не ориентируется в средствах выразительности, образное содержание не верно определяется, нет оригинальности в работах.

Критерии оценивания: Когнитивно -оценочный компонент: заинтересованность;

Личностно-мотивационный компонент: отношение, установки, стереотипы

Деятельностный компонент: проявление в деятельности.

Этапы работы:

  1. Формирование эмоционально-эстетической отзывчивости в восприятии А.
  2. Развитие способностей выделять средства выразительности, устанавливать связь с замыслом.
  3. Развитие умений оперировать знаниями в собственной деятельности.

2 раздела содержания: «Об а. и людах, которые её создают»

«о древнерусском зодчестве».

Программа: «Дети и архитектура города»

1: Архитектор-фантазер

2: Архитектура города

3:Архитектура мира

4: Я сам архитектор (конструирование)

Занятия, самостоятельная деятельности (конструирование)

Занятия –путешествия, игры, беседы, режиссерские игры (линия рассказывает о…), конкурса «Поле чудес», «колесо истории», архитектурный кроссворд.

Т.С. Комарова., А.В. Антонова, МИ.В. Зацепина.

Прошграмма эстетического воспитания детей 2-7 лет .М., 2000 г.

Содержание:

Младший возраст: назначение дома: в нем играют, занимаются; рассматривание дома, зданий школы, магазина, сада; показ отличия сельских домов от городских; внимание кк народным сказкам –описание домов: теремок, рукавичка, изба на курьих ножках, кувшин, дом трех попросят; формирование знаний об основных чертах разного типа сооружений: стены, двери, окна, труба, крыльцо, шпили, башни.

Средний возраст: представления о домах как архитектурных сооружениях, разных по форме домах, по величине, длине; желание рассматривать здания, расположение, интерес к строительству, обращать внимание на сходство-раличие домов, поощрять стремление изображать постройки.

Старший возраст: закрепление знаний о различных по назначению постройках, подвести к пониманию зависимости конструкций зданий от функций, развитие наблюдательности, умений рассматривать постройки, замечать конкретные характеристики, обращать внимание на описание сказочных построек, в художественной деятельности передавать образы; познакомить со спецификой а. (Храмовой А.).

Показать особенности региональных сооружений.

Ознакомление дошкольников с дпи

Пантелеева Лия Владимировна Влияние ДПИ на художественное развитие дошкольников. 76 г. Задачи: выявить особенности интереса к ДПИ; предпочтения ДПИ, освоение ДПИ, особенности эстетических оценок. В старшем возрасте выбирают яркие,, стилизованные, с нарядными элементами предметы. Эмоционально откликаются на художественный образ. Предпочитают технику яркого пятна. Не могут пояснить, оценить ДПИ.

Пантелеева Лия Владимировна

Возможности использования ДОИ 73 г.

Выявление особенностей знаний детей о профессии декоратор, понимание назначения ДОИ, связь тематики праздников со средствами выразительности.

Особенности: в старшем возрасте: понимают назначение предметов оформления; не выделяют связь со средствами выразительности. Критерии оценивания: — восприятие и предпочтения оформления (оценивание в целом и по деталям, по художественным или продуктивным признакам);

-эмоциональная отзывчивость на оформление

способы действий по оформлению (осмысленно, принятие задачи, восприятие колорита, композиции)

-эмоциональный характер действий (выполняет задание эмоционально, равнодушно).

Система работы по формированию навыков оформления.

Использование коллективных форм работы.

Создание развивающей среды.

Курочкина Надежда Александровна:1998 г.: Изучение путей и условий приобщения детей к ДПИ; выявление особенностей понимания связи «природа человек-искусство»; выявление влияние ДПИ на проявление творческой активности,.

Показатели развития: активный интерес к ДПИ; соответствие результатов декоративной деятельности детей виду ДПИ; понимание средств выразительности, умений создавать обобщенные стилизованные образы; проявление самостоятельности, инициативы, умения дополнять, элементами образ; планировать деятельность, активно выражать отношение; мотивация выбора, пояснения.

Смирнова Роза Николаевна 78 г.: влияние ознакомления с ДПИ на творчество детей (разработка методов, приемов творческого развития: наблюдение, рассматривание гербариев, экскурсий, чтение литературы).

Условия развития восприятия ДПИ:

Оформление интерьеров ДПИ.

Организация мини-музея выставки

Насыщение жизни детей произведениями ДПИ

Единство и согласия компонентов учебно-воспитательной работы

Разнообразие форм работы с детьми.