Особенности самооценки младших школьников

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы формирования личности младшего школьного возраста 5

1.1. Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста 5

1.2. Характеристика условий формирования личности младшего школьного возраста 8

Глава 2. Методики исследования личности младшего школьного возраста 13

2.1. Описание методики «Лесенка» 13

2.2. Результаты исследования личности младшего школьного возраста 16

2.3. Создание условий формирования личности младшего школьного возраста 18

Заключение 23

Список литературы 25

Приложение………………………………………………………………………27

Введение

Актуальность. Развитие личности зависит от меняющихся условий ее взаимодействия с окружающим миром, с социумом. Этот процесс можно определить как процесс социализации – процесс усвоения и воспроизводства культурных ценностей и социальных норм, процесс самоизменения и самореализации личности, который обусловлен конкретными социальными условиями.

Младший школьный возраст является новым этапом в жизни индивида и наиболее актуальным для решения задач социализации личности. На этом возрастном этапе у детей происходит закладывание ценностных ориентаций, изменения отношения к миру и самому себе. Именно в период младшего школьного возраста, когда происходят качественные изменения личности, связанные с ее становлением, ростом самосознания, закладываются основы взаимодействия личности с окружающим социумом, реализуется творческий потенциал ребенка как активного субъекта общества, познающего мир и самого себя.

Важными условиями для формирования личности ребенка младшего школьного возраста является как взаимодействие со взрослым, так и с коллективом сверстников. Взаимодействие в коллективе сверстников опосредовано, с одной стороны, выполняемой деятельностью, ее целями и структурой, а с другой – индивидуально–личностными особенностями ребенка.

Возрастным закономерностям психического развития младших школьников посвящены исследования Д.И. Фельдштейна, Л.С. Выготского, К. Роджерса, Л.А. Венгера, А.В. Запорожца, Ю.П. Щекочихина, Д.Б. Эльконина и др.

22 стр., 10538 слов

Развитие пространственного мышления младших школьников в процессе ...

... с возрастными возможностями и собственными когнитивными процессами. Младший школьный возраст рассматривается как сензитивный период формирования произвольности. К концу дошкольного детства ребенок ... которого большое внимание уделяется формированию универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных), способствующих становлению личности ребенка. В начальной ...

Объект исследования: младшие школьники.

Предмет исследования: самооценка младшего школьника

Цель исследования: изучить особенности самооценки детей младшего школьного возраста.

Гипотеза: предполагаем, что у большинства детей преобладает адекватная самооценка.

Задачи исследования:

— рассмотреть психолого-педагогическую характеристику младшего школьного возраста;

— раскрыть особенности развития самооценки детей младшего школьного возраста;

— подобрать рекомендации учителю для формирования адекватной самооценки у детей младшего школьного возраста;

Методы исследования: решение поставленных задач обусловило использование комплекса взаимодополняющих методов исследования, среди которых выделяются: теоретические – теоретический анализ и синтез научных концепций; эмпирические – работа, включающая проведение научных методик.

Глава 1. Теоретические основы формирования личности младшего школьного возраста

1.1. Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста

В младшем школьном возрасте дети легко осваивают очень сложные умственные навыки и формы поведения (чтение, счет в уме), что свидетельствует об огромных резервах детской восприимчивости и больших возможностях именно формального, игрового подхода к окружающему.

В младшем школьном возрасте процесс становления нравственных ценностей приобретает новые характеристики, что связано, главным образом, с сензитивностью данного возраста к усвоению нравственных ценностей, а также включением детей в учебную деятельность. Учебная деятельность является ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте. Выполнение школьных обязанностей создает возможность для развития и укрепления нравственных представлений…

Заключение

Младший школьный возраст – это оптимальный период для интенсивного обучения поведению, которое соответствует социальным нормам общества, правилам общения, формированию оценочных умений, в том числе и самооценки. Это обусловлено:

Во-первых, ведущим видом деятельности – учением, которое предполагает ситуации социально-нормированного оценивания, включающие действия контроля, самоконтроля и самооценки.

Во-вторых, психическими новообразованиями этого возраста: формированием логического мышления, что меняет деятельность всех психических процессов; формированием внутреннего плана действия, что позволяет учащимся планировать ход выполнения деятельности, контролировать ее ход, предусматривать, возможные «шаги» при решении задач, сопоставлять разные варианты решения учебных и жизненных задач и др.

В-третьих, изменяется социальная ситуация в жизни младших школьников: расширяется сфера общения, связанная с учением; в сфере контактов со взрослыми людьми складывается внеситуативное, «внеконтекстное общение», главной чертой которого является произвольность, подчинённость правилу.

Для ребенка 7-10 лет школа является одной из первых социальных моделей социального мира. Именно школьный опыт должен способствовать освоению закономерностей, по которым живет взрослый мир, способы существования в границах этих законов (различные социальные роли, межличностные отношения и пр.).

25 стр., 12068 слов

Влияние наглядно-действенного мышления детей младшего дошкольного ...

... 2.2   Методика и процедура исследования. Методы изучения наглядно-действенного мышления детей дошкольного возраста. Исследование взаимодействия младших дошкольников со сверстниками ... формирование наглядно-действенного мышления детей дошкольного возраста 1.4   Развитие взаимодействия младших дошкольников со сверстниками в детском саду Выводы по I главе ГЛАВА II. Исследование ...

В этом случае задачами социализации является освоение детьми нормативного поведения, и построение своей собственной позиции и отношения к усваиваемым нормам и ценностям. Эти задачи и позволяют выявить возможности вхождения ребенка во взрослое общество.

Под психолого-педагогическими условиями понимается конкретный способ взаимосвязанных мер в учебно-воспитательном процессе, направленных на формирования субъектных свойств личности (инициативности, самостоятельности, ответственности) младшего школьника учитывая психологические особенности, продуктивные и эффективные способы и приемы деятельности в заданных условиях.

Основными условиями формирования личности младшего школьного возраста детей младшего школьного возраста, являются оценочные воздействия учителя, родителей и их отношение к учебной деятельности. Учебная деятельность является одним из важнейших факторов, оказывающим влияние на формирование самооценки младшего школьника, поэтому учитель начальных классов должен знать психологические особенности младших школьников и учитывать индивидуальные особенности самооценки в учебном процессе.

Использование всех вышеописанных условий является необходимым и достаточным для эффективного формирования субъектных свойств личности младшего школьника в общеобразовательной школе.

Список литературы

1. Андрущенко Т.Ю. Исследование самооценки младшего школьника в учебной деятельности / Т.Ю. Андрущенко, А.В. Захарова // Вопросы психологии, 2011. – №3 – С. 13

2. Амонашвили, Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка / Ш.А. Амонашвили. – М., 2012. – 96 с.

3. Андреева, М.Н. Самооценка младшего школьника в образовательном процессе / М.И. Андреева // Социальные технологии исследования. – 2014. – № 3. – С. 66-68.

4. Андрющенко, Т.Ю. Психологические условия формирования самооценки в младшем школьном возрасте / Т.Ю. Андрющенко // Вопросы психологии. – 2012. – № 4. – С. 147-151.

5. Бабанский, Ю.К. Оптимизация процесса обучения /

Ю.Е. Бабанский. – М. : Педагогика, 2013. – 256 с.

6. Брагуца, А.В. Формирование у младших школьников умения общаться в процессе внеклассной работы / А.В. Брагуца // Народное образование. – 2010. – № 2. – С. 31-34.

7. Гуревич, К.М. Как помочь ребенку стать смелым и уверенным / К.М. Гуревич, В.И. Селиванова – М. : Эсмо, 2014. – 144 с.

8. Давыдов, В.В. Учебная деятельность : состояние и проблемы исследования / В.В. Давыдов // Вопросы психологии. – 2011. – № 6. – С. 5-14.

9. Захаров, А.И. Психологические особенности восприятия детьми роли родителей / А.И. Захаров // Вопросы психологии. – 2012. – № 1. – С. 59-68.

10. Захарова, А.В. Структурно-динамическая модель самооценки / А.В. Захарова // Вопросы психологии. – 2014. – № 1. – С. 5-14.

11. Кравцова, Е.Е. Генезис воображения в детском возрасте / Е.Е. Кравцова. – М. : Изд. центр «Академия», 2012. – 176 с.

12. Кон, И.С. Проблема «Я» в психологии / И.С. Кон // Психология самосознания : хрестоматия. – Самара : Изд. дом БАХРАХ–М, 2010. – 672 с.

13. Костяк, Т.В. Психологическая адаптация первоклассников /

3 стр., 1016 слов

ВОПРОС ╣ 13 Учет особенностей темперамента в воспитания и обучении ...

... занимаются индивидуальными видами деятельности. Важная положительная особенность слабого типа, его повышенная чувствительность, что помогает школьнику в условиях правильного воспитания быстро ориентироваться ... – мир образов, мыслей, чувств (интроверсия). От преобладания направленности зависят особенности реагирования и деятельности людей, их контактность или замкнутость. Рассмотренные свойства в ...

Т.В. Костяк. – М. : Издат. центр «Академия», 2012. – 176 с.

14. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. – 3-е изд.. – М. : МГУ, 2012. – С. 274.

15. Мид, Д.Г. Интернализированные другие и самость / Д.Г. Мид // Американская социологическая мысль : тексты / под В.И. Добренькова. – М. : Изд-во МГУ, 2014. – 496 с.

16. Новейший философский словарь / сост. А.А Грицанов. – Мн. : Изд-во В.М. Скакун, 2010. – 896 с.

17. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. – М. : Советская энциклопедия, 2003. – 846 c.

18. Рубинштейн, С.Л. Принципы творческой самодеятельности / С.Л. Рубинштейн // Вопросы психологии. – 2006. – № 4. – С. 101-108.

19. Савинова, Е.Ю. Исследование уровня самооценки младших школьников / Е.Ю. Савинова // Педагогическое мастерство : матер.междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.).

– М. : Буки-Веди, 2012. – С. 178-180.

20. Уварина, Н.В. Современный младший школьник: условия творческой самоактуализации личности / Н.В. Уварина, В.В. Садырин // Начальная школа. – 2011. – №11. – С.65-68.

21. Цукерман, Г.А. Переход из начальной школы в среднюю как психологическая проблема / Г.А. Цукерман // Вопросы психологии. – 2011. – № 5. – С. 27-34

22. Чеснокова, И.И. Особенности развития сознания в онтогенезе / И.И. Чеснокова // Принцип развития в психологии. – М., 2011. – С. 26-27.

23. Чеснокова, И.И. Проблема самосознания в психологии / И.И. Чеснокова. – М., 2012. – 143 с.

24. Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. – М. : Учпедгиз, 2010. – 122 с.