Особенности психического и личностного развития в зрелом возрасте

ЧУО «БИП — ИНСТИТУТ ППАВОВЕДЕНИЯ»

Амельков А.А.

ОСНОВЫ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Минск, 2005 Оглавление Тематический план

Введение

1. Введение в возрастную психологию

1.1. Предмет и структура возрастной психологии

    1. Задачи возрастной психологии

    2. Методологические принципы возрастной психологии
    3. Методы возрастной психологии и их классификации
  1. Общие и возрастные закономерности психического и личностного развития человека

2.1. Общие закономерности психического развития человека

  1. Условия психического развития личности в современных психологических теориях

  2. Понятие возрастных потребностей человека

2.4. Понятие социальной ситуации психического развития человека

    1. Понятие ведущего вида деятельности в психическом развитии

    2. Характеристика стадиальности психического развития ребенка по Д.Б. Эльконину
    3. Проблема возрастной периодизации в современной психологии
  1. Детская психология

3.1. Психическое развитие ребенка до года

3.2. Психическое развитие ребенка в раннем детстве

3.3. Психическое и личностное развитие дошкольника

  1. Психическое и личностное развитие младшего школьника

4.1. Кризис семи лет

4.2. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе

4.3. Особенности психического и личностного развития младшего школьника

  1. Психическое и личностное развитие подростка
  2. Особенности психического и личностного развития в юношеском возрасте
  3. Особенности психического и личностного развития в зрелом возрасте
  4. Психическое и личностное развитие личности в пожилом и старческом возрасте

8.1 Личность в пожилом возрасте

9 стр., 4339 слов

Развитие возрастной психологии в Новое время

... короткий период, он внес существенный вклад в развитие науки, и психологии в частности. Бекон был сторонником опытного, экспериментального ... изучать этапы ее развития в детском возрасте. Ф. Бэкон является основателем опытной, эмпирической психологии. Он доказывал, что ... положений, ознаменовало наступление нового этапа в процессе становления психологии. 2. Эмпиризм и рационализм как два сосуществующих ...

8.2 . Психологическая характеристика старческого возраста

9. Роль знаний возрастной психологии в профессиональной деятельности и повседневной жизни

Глава 1. Введение в возрастную психологию

1.1. Предмет и структура возрастной психологии.

Предметом возрастной психологии являются возрастные закономерности психического и личностного развития человека. Фактически возрастная психология изучает особенности психического и личностного развития на возрастных периодах, характерные особенности её перехода от одного возрастного периода к другому (особенности протекания возрастных кризисов).

Возрастная психология имеет следующую структуру. Важным разделом дисциплины является

  • «Ведение в возрастную психологию», в котором описывается предмет возрастной психологи, задачи и методы дисциплины. Второй раздел
  • «Общие и возрастные закономерности психического и личностного развития человека» включает в себя описание общих диалектических законов и закономерностей развития, а также такие важнейшие возрастные закономерности психического и личностного развития человека, как психологический возраст, возрастной кризис, биологические, социальные и психологические условия развития, периодизация развития, социальная ситуация развития, ведущий вид деятельности в психическом развитии и многие другие закономерности. Далее возрастная психология включает в себя такие разделы, как
  • «Детская психология»,
  • «Психология младшего школьника»,
  • «Психология подростка»,
  • «Психология юношеского возраста»,
  • «Психология зрелого возраста» и
  • «Психология пожилого и старческого возраста». Все отмеченные разделы изучают закономерности психического и личностного развития на определенных возрастах.

  1. Задачи возрастной психологии.

Задачи возрастной психологии, как правила формулируются с позиции критерия содержания предмета. Следовательно, по этому критерию можно сформулировать следующие задачи возрастной психологии:

  • изучить возрастные закономерности психического и личностного развития человека на основных возрастных этапах онтогенеза;
  • характеризовать особенности психического развития человека на каждом возрастном периоде;
  • описать особенности протекания возрастных кризисов развития;
  • показать возможности использования возрастных закономерностей человека в практической деятельности и повседневной жизни.

Возможно, сформулировать задачи возрастной психологии с позиции критерия «практической деятельности психолога». По данному критерию все частные задачи возрастной психологии можно свести к трем группам задач:

10 стр., 4801 слов

Возрастная психология. Психическое развитие в раннем детстве

... качеств: жадности, агрессивной тенденции защищать свое и т.д. В возрастной и педагогической психологии накоплены многочисленные данные об особенностях развития предметно-манипулятивной деятельности (Н.Л. Фигурин, М.П. Денисова, Ф.И. ... для ребёнка становится то, как сам взрослый управляется с предметным миром. Задача взрослого в этот период – быть образцом во внешнем поведении. Руководить малышом не ...

  1. Изучить возрастные закономерности психического и личностного развития человека.

  2. Исследовать возрастные закономерности психического и личностного развития человека.
  3. Использовать возрастные закономерности психического и личностного развития человека в профессиональной деятельности и повседневной жизни.

В первую группу можно отнести все частные задачи, в которых необходимо субъективно познать возрастные закономерности известные науке или познать особенности развития конкретного лица определенного возраста. Например, «Изучить особенности проявления психических новообразований в подростковом возрасте».

Во вторую группу задач включаются все задачи, которые направлены на открытие новых (не изученных или недостаточно изученных) возрастных закономерностей психического и личностного развития. Например, «Исследовать особенности переживаний лиц юношеского возраста, проживающих в сельской местности».

Третья группа включает конкретные задачи по использованию знаний по возрастной психологии в практической деятельности и повседневной жизни.

Можно сформулировать задачи и по другим критериям, так, например, по функциональному критерию.

  1. Методологические принципы возрастной психологии.

Каждая наука кроме предмета, задач имеет свои методологические принципы и методы. Методологические принципы возрастной психологии определяют всю идеологию науки и теоретическую направленность. Универсальными принципами возрастной психологии являются: принцип детерминизма, принцип развития, исторический принцип, принцип системности.

  • Принцип детерминизма гласит о том, что любое психическое явление причинно обусловлено. При этом детерминант существует множество.
  • Принцип развития утверждает, что любое психическое развитие представляет собой непрерывный процесс.
  • Принцип историзма утверждает, что психическое развитие обусловлено культурно-историческими условиями, в котором человек развивается. Выделяется два плана исторического принципа: хронологический и этнический.
  • Принцип системности в развитии гласит о том, что развитие представляет собой сложную систему внутренних и внешних связей движущих сил, условий и протекания развития.

Кроме универсальных принципов существуют принципы, которые определяют теоретическое направление науки. Так, например, если универсальные принципы дополнить принципом единства сознания и деятельности, то возрастная психология будет иметь направление деятельностного подхода.

  1. Методы возрастной психологии и их классификации.

Возрастная психология имеет свои методы, которые изучают и описывают предмет и решают задачи науки.

Методом в возрастной психологии называют способ сбора фактического материала, его обработки и интерпретации. Все методы принято классифицировать по разным критериям.

23 стр., 11283 слов

Развитие личности молодого человека средствами интеллектуальных и творческих игр

... складывается парадоксальная ситуация, когда попытки теоретического анализа данного явления пытаются осуществить люди, далекие от практики, а практические разработки не получают достаточного психолого- ... центрального телевидения. С гордостью можем сказать, что спецификой Владимирской области является развитие движения интеллектуальных и творческих игр в небольших городах, молодежь которых ...

Так, например, по критерию «продолжительность исследования» все методы можно дифференцировать на «методы одномоментных срезов» и «лонгитюдные методы». Эти методы решают разные задачи, но наиболее чаще в возрастной психологии используются лонгитюдные методы.

По критерию «ход исследования» можно выделить «пилотажные методы», «методы сбора фактического материала» и «методы обработки и интерпретации данных исследования» Пилотажные методы позволяют ознакомиться с объектом исследования, уточнить тему и цель исследования, сформулировать гипотезу, отобрать наиболее адекватные методы. К методам сбора фактического материала относятся все методы, которые позволяют собрать достоверные факты в достаточным количестве для репрезентативного исследования. Методы обработки позволяют систематизировать, обобщить, сделать количественный и качественный анализ и сделать выводы. К последним относятся математические (статистические, вероятностные) методы, моделирование и др.

По критерию «задачи практического психолога» все методы делятся на «описательные», «диагностические», «экспериментальные».

К описательным методам относятся все виды наблюдения, опросные методы (анкетирование, беседы, опросники, интервью), анализ результатов деятельности. Задача описательных методов – характеризовать, описать развитие психического явления.

К диагностическим методам относятся различные тесты, шкалирование, групповые оценки, социометрия, референтометрия и многие другие, в результате которых измеряются показатели психического явления в определенных единицах. Задачей диагностических методов является измерение развития психических явлений для сравнения, а также определения уровней развития.

К экспериментальным методам относятся естественный эксперимент, лабораторный эксперимент, полевой эксперимент, моделирующий эксперимент. Целью экспериментальных методов является изучение психических явлений, установление связей между специально меняющимися условиями развития и его показателями. По процедуре проведения эксперименты различаются: констатирующий и формирующий эксперимент.

В констатирующем эксперименте участвуют две группы: контрольная и экспериментальная. Условно допускается, что группы по своему развитию одинаковые, в контрольной группе исходные условия, в экспериментальной группе специально организованные для эксперимента условия. Сравнительный анализ показателей изучаемых психических явлений в контрольной и экспериментальной группе, позволяют установить связь между разными условиями и показателями психического развития испытуемых.

В формирующем эксперименте на первом этапе осуществляют измерения изучаемых явлений в группе с исходными условиями, а затем условия специально изменяются, и на втором этапе снова осуществляется измерение. Затем сравниваются данные измерений, что позволяет установить связь между условиями развития на разных этапах исследования и показателями изучаемых явлений.

Глава 2. Общие и возрастные закономерности психического и личностного развития человека

2.1. Общие закономерности психического развития человека.

Психическое развитие определяется общими законами и закономерностями.

2 стр., 848 слов

восприятие человека как высший психический познавательный процесс.

... восприятия. Объект исследования – восприятие человека как высший психический познавательный процесс. Предмет исследования – ... на оп-ределенном уровне развития живой материи как результат ... восприятия, их видам и особенностям. Метод исследования – теоретический анализ психолого ... условиями среды и субъективными потребностями воспринимающего субъекта [7, c. 56]. Восприятие – это процесс психического ...

Во-первых, психическое развитие определяется общим диалектическим законом – законом единства и борьбы противоположностей. Это означает, что в основе психического развития лежат противоречия, которые образуют единство явления, и противоречия лежат в основе развития и определяют его направленность и темпы.

Во-вторых, психическое развитие определяется диалектическим законом накопления количества и перехода в новое качество. Отсюда следует, что психическое развитие по стадиям. Идет количественное накопление развития отдельных показателей, которые приводят к состоянию возрастного кризиса и затем происходит скачок в развитии.

В третьих, в соответствии с законом отрицание отрицания на каждом возрастном этапе психическое развитие отрицается развитием на предшествующем возрастном периоде, чтобы затем отрицаться на последующем этапе.

Кроме этого психическое развитие подчиняется следующим закономерностям: непрерывность, неравномерность, пластичность, стадиальность, асинхронность.

2.2. Условия психического развития личности в современных психологических теориях.

В психологической теории не умолкают споры о доминировании определенных условий в психическом развитии человека.

В биогенетических теориях доминирующим условием в психическом развитии считаются биологические условия. Согласно биогенетическому закону генотип определяет развитие человека, а социальные условия лишь способствуют либо препятствуют психическому развитию.

В социогенетических теориях определяющая роль в психическом развитии отводится социальным условиям и особенно обучению и воспитанию. Биологические условия сводятся лишь к задаткам, которые можно развить.

Для снятия противоречия между биогенетическими и социогенетическими теориями разработана теория конвергенции (Г. Штерн и другие), согласно которой в психическое развитие в равной мере определяется как биологическими, так и социальными условиями. Такое эклектическое соединение несовместимых условий, которые в свою очередь определяют противоречие развития и не соответствует современным теоретическим взглядам, а также не решает практических задач развития личности.

В последние годы возникли и развиваются психологические теории развития. Основным положением этих теорий является то, что определяющим в развитии является адекватное восприятие, понимание, осознание и переживание человеком биологических и социальных условий.

Биологические условия включают в себя генотип и врожденность. Генотип определяется хромосомным набором родителей и передается по наследству. Врожденными психическими явлениями называют те, которые возникают в пренатальный период в процессе родов и период новорожденности.

Социальные условия включают в себя макросреду и микросреду. Макросреда – общество, в котором человек развивается. Психическое развитие человека во многом определяется уровнем общественных отношений. Микросреда – это непосредственное окружение человека.

Психологические условия представляют собой совокупность внутренних и внешних условий определяющих восприятие, осознание и переживание всех условий – биологических, социальных и многих других. Фактически все то, что человек переживает, и является определяющим в его развитии. Следует лишь отметить, что переживания могут быть не только положительными и отрицательными, но и конструктивными и деструктивными. Конструктивные переживания способствуют активности личности, направленной на собственное развитие. Деструктивные переживания сдерживают активность и могут вообще привести к состоянию фрустрации, внутреннему конфликту.

11 стр., 5476 слов

Периоды развития теории управления

... К. Маркс – вводит необходимость разделения труда и развитие кооперации. Ф. Энгельс – «Следует различать управление вещами и управление людьми» 3. Период систематизации (до 1960 г.) на основе ... функции. Законы и закономерности Законы развития производства объективны и не зависят от воли и сознания людей их действия проявляются только в деятельности человека. Использование законов представляет собой ...

Возрастная психология и психология развития с позиции психологического подхода рассматривают вопросы о том, как управлять собственными переживаниями и помогать другим людям справляться со своими переживаниями.

2.3. Понятие возрастных потребностей человека

В отечественной психологии принято считать, что в основе любой активности лежат потребности человека. Под потребностью понимается осознанная необходимость в активности. Однако роль бессознательного в активности человека в деятельностном подходе игнорируется, хотя формально на прямую не отрицается. Все потребности человека образуют систему, так называемую мотивационно-потребностную сферу личности – совокупность мотивов и потребностей человека, определяющих его мысли и действия. Эта система целостна и динамична. Она включает в себя витальные потребности (потребность в пище, тепле, жилище, продолжении рода и т.п.), потребности в безопасности, потребности в самовыражении и самоактуализации. Имеются и другие классификации потребностей и мотивов. Однако с позиций возрастной психологии необходимо рассматривать еще и возрастные потребности, это те, которые впервые появляются на определенном возрасте. Например, для младшего школьника типичная возрастная потребность – это потребность в новых переживаниях, в новых знаниях.

Генетически заданная возрастная потребность при появлении значимо влияет на всю мотивационно-потребностную сферу, придает мотивации специфическую возрастную направленность. При удовлетворении возрастной потребности проявляются психические новообразования и возрастной кризис протекает латентно. При неудовлетворении возрастных потребностей возрастной кризис может обостриться и протекать в конфликтной форме. Под возрастным кризисом нами понимается промежуток времени, на котором проявляются, а иногда и обостряются противоречия между возрастными потребностями и возможностями их удовлетворить.

Возрастной кризис является одним из видов кризисов развития. Кризис развития в психологии понимается промежуток времени, на котором проявляются, а иногда и обостряются противоречия между любыми возникающими потребностями и возможностями их удовлетворения. Например, поступление в высшее учебное развитие является кризисом развития.

2.4. Понятие социальной ситуации психического развития человека.

Понятие социальной ситуации психического развития человека введено Л.С. Выготским. Он считает, что «совокупность внутренних и внешних условий определяет систему отношений ребенка к себе, другим людям, к окружающему миру и выражается в переживаниях. Единицей социальной ситуации психического развития. Социальная ситуация психического развития представляет собой психологические условия развития человека. Совокупность переживаний и определяет направленность и темпы развития. Если руководствоваться положением Л.С. Выготского о том, что каждому возрасту соответствует определенная социальная ситуация развития, следовательно, анализируя определяющие переживания человека, можно определить его психологический возраст.

8 стр., 3917 слов

Основные виды деятельности и их развитие у человека

... деятельностью, мотивационной, познавательной и регуляторной. Основные виды деятельности и их развитие у человека Деятельность человека не только предельно сложна по содержанию и строению, но и ... которой определяет возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на какой-либо ступени его развития. Предельно общим является разделение видов деятельности на внешнюю ...

Введение понятия социальной ситуации психического развития человека. Фактически дало начало развитию психологической теории развития. Биологические или социальные условия настолько влияют на психическое и личностное развитие человека, насколько им осознаются и переживаются. При этом направленность и сила переживаний человека определяет направленность и темпы его развития.

  1. Понятие ведущего вида деятельности в психическом развитии.

В работах Л.С. Выготского впервые в отечественной психологии было введено понятие ведущего вида деятельности в психическом развитии человека. Идея о ведущем виде деятельности развита учеником Л.С. Выготского А.Н. Лентьевым.

А.Н. Леонтьев данное понятие определяет следующим образом: «Ведущим видом деятельности в психическом развитии называем такой вид деятельности, который наиболее полно удовлетворяет возрастные потребности, проявляет психические новообразования возраста, развивает сензитивную сферу психики и, внутри которого проявляется и развивается такой вид деятельности, какой будет ведущим на следующей возрастном периоде. Так, например, ведущим видом деятельности в психическом развитии для детей дошкольного возраста является сюжетно-ролевая игра, для младших школьников – учебная деятельность.

Понятие ведущего вида деятельности в психическом развитии типично только для деятельностного подхода.

  1. Характеристика стадиальности психического развития. ребенка по Д.Б. Эльконину.

В периодизации Д.Б. Эльконина за основу периодизации взяты следующие принципы:

  • каждому возрасту соответствуют определенные возрастные потребности;
  • каждому возрасту характерна социальная ситуация развития;
  • в основе развития лежит ведущий вид деятельности в психическом развитии;
  • на каждом возрасте проявляются определенные психические новообразования;
  • каждому возрасту соответствует сензитивная сфера психики.
  • при обострении противоречий при переходе от одного возраста к другому возникают возрастные кризисы. Этим принципам соответствует следующая возрастная периодизация:
  • кризис новорожденности;
  • младенчество (2 месяца – 1 год);
  • кризис одного года;
  • раннее детство (1 – 3 года);
  • кризис трех лет;
  • дошкольный возраст (3 – 7 лет);
  • кризис семи лет;
  • школьный возраст (7 – 12 лет);
  • кризис 13 лет;
  • пубертатный возраст (14 – 17 лет);
  • кризис 17 лет.

Эта периодизация отражает суть деятельностного подхода, и не противоречит по сущности многим другим подходам к проблеме периодизации.

3 стр., 1322 слов

31 Периодизация психического развития. Психологический возраст личности

... периодизации, созданные по биогенетическому принципу. Представитель преформизма К.Бюлер считал, что стадии развития ребенка - это инстинкт, дрессура, интеллект. П. П. Блонский предлагал по смене ... nbsp;сомнения в себе, гипертрофированное чувство стыда   3-5 лет - возраст игры, социальное качество - целеустремленность Нормальная линия - инициативность, активность, живое ...

  1. Проблема возрастной периодизации в современной психологии.

Из истории возрастной психологии известно, что уже в трудах многих ученых выявлена закономерность стадиального развития человека ( Э. Клапаред, П. Жане, Валлон и многие другие).

Одной из первых психологических периодизаций предложена К. Гетчинсоном (учеником Г. Холла) на основании теории рекапитуляции:

  • 0 – 5 лет – «стадия рытья и копания»;
  • 5 – 11 лет — «стадия охоты и захвата»;
  • 8 – 12 лет – «пастушеская стадия»;
  • 11 – 15 лет – «земледельческая стадия»;
  • 14 – 20 лет – « стадия промышленности и торговли».

Э. Клапаред на основе изучения мышления выделял четыре стадии:

  • 0 – 2 года – интерес к внешней стороне вещей;
  • 2 — 3 года развитие речи, сосредоточение на словах;
  • 3 – 7 лет — развитие собственно интеллекта, умственные интересы;
  • 7 – 12 лет – про явление индивидуальных особенностей и склонностей детей.

П. Жане, изучая психическое развитие, выделил четыре уровня психического развития:

  • первый уровень — развитие моторных реакций;
  • второй уровень — развитие перцептивных действий;
  • третий уровень — социально- личностный;
  • четвертый уровень — интеллектуально-элементарно поведение.

А. Валлон выделяет семь стадий онтогенетического развития ребенка:

— стадия внутриутробной жизни;

— стадия моторной импульсивности ( от рождения ло 6 месяцев);

— эмоциональная стадия ( 6 месяцев до года);

— сенсомоторная стадия ( 1 — 3 года);

— стадия персонализма (3-5 лет);

— стадия различения (6-11лет);

  • стадия полового созревания и юношества (от 12 лет).

В возрастной периодизации Л. Сэва и Ш. Бюллер в основе периодизации положена социальная сторона ролевой позиции человека:

  • до 16 –18 лет – нет семьи и профессии;
  • 18 – 30 лет – предварительное определение профессии, спутника жизни;
  • 30 – 50 лет – зрелость, самореализация в выбранной профессии и семье;
  • 50 – 65 – стареющий человек, у которого к концу периода исчезают жизненные цели и самоопределение;
  • 65 – до смерти – старый человек, без социальных связей и целей существования.

Э. Мейман стремился объединить ассоциативный подход с теорией рекапитуляции.

  • 0 – 7 лет – стадия фантастического синтеза;
  • 7 – 12 лет – стадия анализа;
  • 12 – 16 лет – стадия рассудочного синтеза.

Наиболее часто встречаются в литературе по психологии развития описания возрастной периодизации психического развития (З. Фрейда), развития интеллекта (Ж. Пиаже), эпигенетическая теория Э. Эриксона, стадиалность нравственного развития человека по Л. Кольбергу.

Согласно З. Фрейду, психическое развитие человека определяется способом проявления либидо через эрогенные зоны, присущие данному возрасту. Стадиальность психического развития по З. Фрейду включает следующие стадии:

8 стр., 3617 слов

Психологические особенности старых людей. Психологические задачи ...

... и изучение психологических особенностей, психологических задач развития людей пожилого возраста. Задачи работы: 1.Изучить теоретического материала о ... Забывчивость носит прогрессирующий характер и на развернутых стадиях заболевания распространяется на события жизни: вначале ближайшего ... не одно десятилетие. Средний возраст населения становится все выше, а численность детей, подростков и молодых людей ...

  1. Оральная стадия (от рождения до одного года).

    Удовлетворение либидо достигается за счет контакта рта во время сосания, покусывания или жевания. Фиксация на этой стадии в последствии приводит к возникновению таких «пороков», как курение, гурманство, словесная агрессивность, различные виды зависимости.

  2. Анальная стадия (от одного года до двух лет).

    Приучение ребенка к чистоплотности ведет к перемещению источника удовлетворения либидо в анальную область тела. Фиксация ребенка на этой стадии приводит к развитию таких черт личности, как пунктуальность, скупость, чрезмерная чистоплотность, упрямство и т.п.

  3. Фаллическая стадия (2 — 5 лет).

    Ребенок обнаруживает наличие половых органов и особенности различий их у мальчиков и девочек. На этой стадии развивается Эдипов комплекс ( у мальчиков) и комплекс Электры (у девочек).

    Эти комплексы характеризуются нежной привязанностью ребенка к родителю противоположного пола и агрессивностью к родителю своего пола. Конфликт, связанный с Эдиповым комплексом, разрешается отказом ребенка от своих нежных чувств к родителю другого пола и отождествлением себя с родителем своего пола. В результате ребенок приобщается к ценностям и ролям, свойственным его полу. Фиксация на этой стадии может вызвать гомосексульную ориентацию ребенка.

  4. Латентный период (пять – одиннадцать лет).

    Этот период характеризуется заметным снижением активности, связанной с либидо. На первом плане у ребенка обучение, социализация, усвоение различных форм поведения, свойственных данному полу.

  5. Генитальная стадия (половое созревание).

    Подростки обоего пола все больше ориентируются на поиск полового удовлетворения с лицами противоположного пола.

Проблему периодизации в психическом развитии не обошел крупнейший ученый Ж. Пиаже. Механизмами психического развития Ж. Пиаже считал такие явления, как адаптация и ассимиляция. Психическое развитие он сводил к развитию интеллекта. Ж.Пиаже выделяет четыре стадии развития интеллекта:

  1. Сенсомоторная стадия ( от рождения до 2-х лет).

    В основе поведения ребенка лежат простейшие рефлекторные действия. Вступая во взаимодействия с конкретными предметами, ребенок изучает их свойства и познавательная активность увеличивается. У ребенка формируются первые умственные представления о различных предметах. Эти представления лежат в основе перехода ребенка на следующую стадию развития.

  2. Дооперациональная стадия (от двух до семи лет).

    Содержание интеллектуального развития на этом периоде связано с активным развитием речи ребенка. Овладевая речью, ребенок получает возможность заменять отсутствующие предметы, события, отношения и этим создает условия для построения простейших умственных заключений.

  3. Стадия конкретных операций (семь — одиннадцать лет).

    На данной стадии дети активно начинают использовать логические построения, опираясь на объекты, которые ребенком воспринимаются в данный момент.

  4. Стадия формальных операций (одиннадцать – пятнадцать лет).

    Ребенок способен мыслить вне конкретной привязанности к объектам, данным в непосредственном восприятии. Следовательно, ребенок может решать логические задачи, создавать образы, идеалы, понимать метафоры и т.д. Способность мыслить логически существенно влияет не развитие самосознания.

В стадиальности личностного развития Э.Эриксон опираясь на идеи психоанализа, просматриваются следующие принципы.

  • на развитие личности большое влияние оказывает культура и социум;
  • развитие личности происходит на протяжении всей жизни в ходе решений актуальных задач развития;
  • при успешном решении задач развития на каждом возрастном периоде формируются положительные (прогрессивные) новообразования; если человек не справляется с решение задач возраста у него могуь проявиться отрицательные (регрессивные) психические новообразования.

Э. Эриксон описал восемь стадий с характерными для каждой линиями развития.

  1. Ранее младенчество (от рождения до года).

    На этой стадии формируется доверие к людям либо недоверие к людям.

  2. Позднее младенчество (один – три года).

    На этой стадии следующие линии развития — самостоятельность, уверенность в себе либо сомнения в себе и гипертрофированое чувство стыда.

  3. Раннее детство (от трех до пяти лет).

    К концу этой стадии проявляются активность либо пассивность.

  4. Среднее детство (от пяти до одиннадцати лет).

    На данной стадии проявляются трудолюбие либо чувство собственной неполноценности.

  5. Половая зрелость, подростки и юноши (одиннадцать – двадцать лет).

    На этой стадии также складываются две линии развития — жизненное само-пределение или путаница ролей.

  6. Ранняя взрослость (двадцать – сорок пять лет).

    Для этой стадии характерно формирование двух линий — близость к людям либо изоляция от людей.

  7. Средняя взрослость (сорок пять – шестьдесят лет), для которой характерны творчество либо застой.
  8. Поздняя взрослость ( свыше шестидесяти лет) характеризуется альтернативой новообразований — полнота жизни или отчаяние.

Нравственное развитие также развивается неравномерно и можно выделить следующие уровни и стадии (по Л.Кольбергу):

— Доконвенциональный уровень включает две стадии:

Стадия 1. Ориентация на наказание;

Стадия 2. Ориентация на поощрение.

— Конвенциональный уровень включает в себя также две стадии:

— Стадия 3. Ориентация на образец «хорошего мальчика», «хорошей девочки»;

— Стадия 4 . Ориентация на авторитет.

— Постконвенциональный уровень:

— Стадия 5. Ориентация на общественный договор;

— Стадия 6. Ориентация на общечеловеческие принципы, нравственные нормы.

Анализируя теоретические подходы можно заключить. В одних исследованиях утверждается, что каждая последующая стадия есть продолжения предшествующих, и развитие связано настолько, что если человек не достиг определенного уровня на предыдущей стадии, то не может перейти на вторую стадию. В других исследованиях при изучении стадиальности утверждается, что стадиальность развития не отрицается, но между развитием на разных стадиях человека зависимости не существует. Третье направление в исследованиях заключает, что развитие происходит естественно, и все то, чего не достиг человек на предыдущей стадии, компенсируется на последующих периодах развития. Кроме этого в одних подходах психическое развитие характеризуется как эволюционное, в других указывается на революционный путь развития.

  1. Детская психология.

3.1. Психическое развитие ребенка до года

Внутриутробное развитие.

Внутриутробное развитие (пренатальное) оказывает влияние на психическое развитие ребенка на последующих стадиях развития. Особенно большое значение этой стадии развития придается в психоаналитических теориях развития. Психоаналитики придают серьезное значение даже тому, в каком психологическом состоянии родителей был зачат ребенок. В связи с этим даже введены понятия «желанный ребенок» и «случайно зачатый ребенок». Предполагается, что у желанного ребенка имеются существенные преимущества в дальнейшем психическом развитии. И более того, мысли матери о прерывании беременности могут нанести вред дальнейшему психическому развитию ребенка.

В социогенетических теориях, в том числе и отечественной психологии о пренатальном периоде развития ребенка говорится о физиологическом состоянии матери и ребенка, о влиянии культуры поведения матери в период вынашивания ребенка на его развитии. Особенно указывается на необходимость соблюдать определенные нормы физической культуры, культуры питания, благополучного эмоционального состояния матери.

Пренатальный период длится в среднем 266 дней и состоит из трех стадий, соответствующих разным фазам развития.

Предзародышевая стадия длится две недели. Она соответствует развитию оплодотворенного яйца (зиготы) во время его перемещения в матку и внедрения в ее стенку вплоть до образования пупочного канатика.

Зародышевая стадия (эмбриональная) охватывает период с начала третьей недели после оплодотворения до конца второго месяца развития. На этой стадии происходит анатомическая и физиологическая дифференцировка различных органов.

Стадия плода начинается с третьего месяца до родов. В это время происходит развития функций и систем, которые позволяют человеку адаптироваться к внешней среде после родов и развиваться. Однако способность к выживанию плод приобретает с 7 месяцев развития и поэтому, начиная с этого времени, плод уже нередко называют ребенком.

Завершается период рождением ребенка, первым возрастным кризисом развития.

Период новорожденности. Этот период начинается с рождения. Во многом развитие на данном периоде определяется протеканием родов. При осложнениях при родах и получении ребенком травм сдерживает его дальнейшее развитие.

На свет ребенок появляется абсолютно беспомощным существом с очень ограниченным набором врожденных (безусловных) рефлексов по сравнению с детенышами высокоразвитых млекопитающих. Данный факт способствует успешному формированию условных рефлексов у ребенка.

В период новорожденности ребенок адаптируется к условиям жизни, у него удлиняется период бодрствования по сравнению с периодом сна, формируется необходимые для психического развития реакции – зрительный и слуховой сосредоточения, фактически закладывается основа перехода от ощущений к восприятию. Если ребенок в этот период попадает в условия сенсорной депривации (отсутствие достаточного количества воздействий внешней среди на анализаторы) его развитие резко замедляется.

Отличительная особенность развития новорожденного та, что деятельность его анализаторов формируется быстрее, чем соматические движения. На этой основе формируется ориентировочный рефлекс, и начинают складываться все более разнообразные рефлекторные связи. К концу второго месяца, как правило, у ребенка проявляется особая форма реагирования на взрослых, специфическая эмоционально-двигательная реакция, которую в возрастной психологии называют комплексом оживления. Эта реакция выражается бурным движением ручек и ножек, улыбающимся личиком. Появление комплекса оживления принято считать концом периода новорожденности и началом младенчества.

Младенческий период. Возрастной потребностью этого возраста является потребность в эмоциональном общении с взрослыми.

Основу социальной ситуации развития младенца составляет возрастное противоречие между его биологической беспомощностью и затруднением взаимодействия с взрослыми из-за невозможности использовать основное средство социального общения – речь.

Ведущим видом деятельности в психическом развитии для этого возраста является непосредственно-эмоциональное общение ребенка с взрослыми, и в первую очередь, с матерью. В нем важнейшую роль играют так называемые экспрессивные средства общения (улыбка, другие мимические проявления, позы) и особенно важны, по мнению психоаналитиков, чувствование взрослым ребенка, сила и богатство эмоций, проявляемых по отношению к ребенку. При удовлетворении возрастных потребностей у ребенка проявляются психические новообразования возраста. В первую очередь у ребенка формируются к концу возраста эмоциональные эталоны: закладываются стереотипы определенных эмоциональных переживаний, складывается на подсознании определенный репертуар, сила и направленность эмоций на всю жизнь. Л.И. Божович, считает, что в младенческом возрасте формируется потребность в общении с взрослыми и потребность во впечатлениях. Кроме этого, психическим новообразованием возраста принято считать возникновения автономной речи, для которой характерны аффективная окраска, непостоянство значений слов, их многозначность.

При благоприятном развитии, не только при удовлетворении физиологических потребностей, но и создании эмоционального комфорта для ребенка, заключающимся в удовлетворении возрастных потребностей в эмоциональном общении между ребенком и матерью (другими близкими людьми) возникает чувство доверия к людям (Э.Эриксон), при котором мир воспринимается как безопасное место, а люди — заботливыми и надежными.

При неудовлетворении возрастных потребностей формируется недоверие к миру в целом и самому себе, его эмоции «обеднены», а он может быть подозрительным и настороженным.

К концу возраста возникают все предпосылки овладения прямой походкой. Перемещение ребенка в вертикальном положении меняет восприятие всего мира. Ожидание такого способа передвижения взрослыми, в основном, ожидаются к возрасту в один год, и поэтому этот возрастной кризис развития и назван кризисом первого года. Этим кризисом завершается младенчество и начинается период раннего детства.

3.2. Психическое развитие ребенка в раннем детстве

Возрастной потребностью в раннем детстве является потребность в восприятии окружающего мира, элементарном понимании его.

Социальная ситуация психического развития определяется тенденцией к самостоятельности в восприятии окружающего мира. Взаимодействие с взрослыми отходит на второй план, а определяющей в развитии является система взаимодействия ребенка с предметами для их познания и усвоения опыта действия с предметами.

Ведущим видом деятельности в психическом развитии является предметно-манипулятивная деятельность. Осуществляя действия с предметами, ребенок не просто развивает сенсорно-моторные навыки, но постигает функции предмета, его практическую и социальную значимость, усваивает культурный опыт. Очень важна манипуляция с мелкими предметами, которая развивает не только мелкие мышцы, а и развивает мышление.

П.Я. Гальперин в своих исследованиях выделил четыре стадии манипуляции с предметами. На первой стадии «целенаправленных проб» ребенок варьирует свои действия исходя из свойств самого предмета. На второй стадии «подстерегания» ребенок в процессе манипуляции с предметами случайно находит наиболее эффективный способ взаимодействия с предметом. На третьей стадии «навязчивого вмешательства» ребенок активно старается найти эффективные способы действия с предметами и овладевает ими. Четвертая стадия «объективной регуляции» характеризуется тем, что на этом этапе ребенок открывает способы регулирования и изменения действий, исходя из тех объективных условий, в которых его приходится выполнять.

По мнению Л.С. Выготского, все психические функции раннем детстве развиваются «вокруг восприятия, через восприятие и с помощью восприятия» Следовательно, важнейшим психическим новообразованием возраста являются сенсорно-моторные эталоны. Усвоенные стереотипы сенсорных и двигательных действий усвоенные в этом возрасте могут влиять на деятельность человека на протяжении всей жизни.

Также принято считать, что психическим новообразованием возраста является развитие наглядно действенного мышления. В этом возрасте у детей формируются предметность, целостность и другие свойства восприятия, дети усваивают навыки выделения пространственных отношений между предметами, формируется двигательная и эмоциональная память

По мнению Д.Б. Эльконина, психическим новообразованием является развитие речи. На этом возрасте происходит активное освоение фонетической стороны речи, а затем и грамматического строя. У детей формируется способность понимать речь взрослых.

Сензитивной сферой психического развития принято считать сенсорно-моторную.

При благоприятных условиях развития, т.е. при удовлетворении возрастной потребности ребенка в восприятии предметов окружающего мира при постепенном предоставлении ребенку свободы действий и расширения территории действий формируется у него чувство самоконтроля и уверенность в себе. При неудовлетворении возрастной потребности, а именно при ограничении пространства и свободы действий. У ребенка может сформироваться стыд и сомнение в собственных силах. (Э. Эриксон).

К концу раннего детства, проявившиеся психические новообразования возраста способствуют возникновению новых возрастных потребностей, потребности в простейшем самоопределении, потребности выделении «я» из окружающего мира. Типичное для возрастного кризиса «трех» лет «я сам» обозначает завершение периода раннего детства и начало возрастного периода дошкольного детства.

3.3. Психическое и личностное развитие дошкольника

Возрастными потребностями этого возраста является потребность в самоопределении, потребность выделении «я» из окружающего мира, а также потребность познании мира межличностных отношений и смысловой основы деятельности взрослых людей. Социальная ситуация психического развития определяется обострением противоречия отмеченных потребностей и возможностей их удовлетворения и характеризуется изменением отношений ребенка с взрослыми. Это обострение противоречий и обозначается кризисом трех лет. Его проявление обуславливает, с одной стороны, изменение позиции ребенка, связанное со стремлением его к самостоятельности, а с другой, неготовность взрослых перестроить свои отношения к ребенку, принять его эгоцентрические устремления. В результате обострения противоречий у ребенка могут наблюдаться бурные эмоциональные реакции. Так, В. Келлер выделил семь основных проявлений кризиса трех лет: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, обесценивание требований взрослых, протест-бунт, деспотизм. Разрешение противоречий возможно при удовлетворении возрастных потребностей, оптимального расширения «зоны самостоятельности в разумных пределах.

Ведущим видом деятельности в психическом развитии дошкольника является сюжетно-ролевая игра. В этом виде деятельности дети в игровой форме подражают взрослым, воспроизводят деятельность и отношения взрослых, распределяя между собой соответствующие роли. Структура сюжетно-ролевой деятельности включает сюжет и содержание, роли, игровые действия, игровой материал и правила.

При условии удовлетворения возрастных потребностей в сюжетно-ролевой игре у дошкольников проявляются возрастные новообразование. Важнейшей из них, это возникают социальные эталоны поведения. Иначе говоря, возникают стереотипы межличностного взаимодействия. В трансактном анализе (Э. Берн) об этом же говорится, «… складываются жизненные сценарии».

В деятельностном подходе считается, что важнейшим психическим новообразованием дошкольного возраста является потребность в общественно-значимой и оцениваемой деятельности. Кроме этого, в отечественной детской психологии новообразованием этого возраста считается соподчинение мотивов и развитие самосознания.

По Э. Эриксону у детей этого возраста усиливаются устремления ребенка к познанию окружающего мира и, особенно, познание отношений между людьми. При благоприятном развитии, если эти устремления реализуются, то формируется у ребенка инициатива. В случае, когда активность ребенка сдерживается, любопытство ребенка пресекается необоснованно, у него может сформироваться пассивность и чувство вины.

Проявившиеся возрастные психические новообразования способствуют возникновению и проявлению новых возрастных потребностей – потребности в новых переживаниях, потребности в новых знаниях. Эти потребности и лежат в основе возникающего возрастного кризиса семи лет которым завершается дошкольный возраст и начинается младший школьный возраст.

4.Психическое и личностное развитие младшего школьника

4.1. Кризис семи лет.

В отечественной психологии существует, по крайней мере, два подхода к определению границ и причин возникновения кризиса семи лет.

В первом подходе возникновение кризиса наблюдается после поступления ребенка в школу и является следствием новой ситуации развития и занятием новой деятельностью. Следовательно, кризис возникает в семь календарных лет, когда ребенок идет в школу.

Во втором подходе возникновения этого возрастного кризиса обусловлено несоответствием внутренних возрастных потребностей и наличием ситуации развития. В данном подходе кризис семи лет может возникнуть независимо от того, когда ребенок пошел в школу в шест или семь календарных лет, и может сместиться к шести или восьми годам и определяется он временем проявления возрастных потребностей и удовлетворения их в определенной деятельности.

В основе кризиса семи лет лежит симптом, который Л.С. Выготский обозначил, как «симптом потери непосредственности». Он заключается в том, что между желанием что-то сделать и самой деятельностью возникает новая ситуация — прогнозирование последствий своей действий. Иначе говоря, у ребенка отчетливо проявляется эмоционально-смысловая ориентировочная основа поступка. Ребенок в этом состоянии утрачивает ту непосредственность, спонтанность, непроизвольность, которые были ему присущи в дошкольном возрасте. В качестве симптомов кризиса семи лет выделяют потеря непосредственности, манерничанье, сосредоточенность на себе.

Основной вывод, который следует сделать, анализируя переживания ребенком кризиса, сводится к тому, что он готов к усвоению новых требований и что существующая система отношений его не совсем устраивает.

4.2. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе.

Во многом протекание возрастного кризиса семи лет определяет уровень психологической готовности ребенка к обучению в школе. В психологии развития психологическая готовность к обучению в школе рассматривается как совокупность свойств личности ребенка, позволяющие успешно развиваться в новом виде деятельности для школьника — учебной деятельности.

В современной психологии существует несколько подходов. В зарубежной психологии чаще всего говорят не о «готовности к обучению», а о «школьной зрелости». Так, например, А. Анастази трактует понятие школьной зрелости как овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для усвоения содержания школьной программы свойствами ребенка. В отечественной психологии «готовность к обучению в школе» (Л.И. Божович) рассматривается как определенный уровень развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовностью к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и социальной позицией школьника. Д.Б. Эльконин считал, что важнейшим показателем готовности является уровень усвоения социальных отношений. Обращаясь к отмеченным определениям психологической готовности к обучению в школе и другим известным описаниям (В.С. Мухина, Л.А. Венгер, И.В. Дубровина, И.Ю. Кулагина и др.), можно обобщенно утверждать, что психологическая готовность к обучению в школе это сложнейший психологический феномен, включающий в себя уровень развития познавательной, эмоциональной, волевой, нравственной сфер личности, а также ее социально-психологические особенности.

Следовательно, структура психологической готовности школьника к обучению включает в себя три основных компонента:

  • познавательная готовность (уровень развития познавательных психических процессов);
  • личностная готовность (осознание ребенком своего физического развития, уровень развития мотивации учения, эмоциональная, волевая, нравственная готовность);
  • социально-психологическая готовность (способность ребенка общаться, строить и прогнозировать отношения в школьном классе).

К сожалению, в отечественной психолого-педагогической практике формирование психологической готовности к обучению в школе сводится к интенсивному натаскиванию, развитию основных познавательных умений и навыков. Фактически дети развиваются не естественно, а будущих школьников просто дрессируют в освоении познавательных навыков и умений по тем же показателям, по которым определяется уровень развития психологической готовности детей к обучению в школе.

На наш взгляд, психологическая готовность детей к обучению в школе — это уровень психического и личностного развития ребенка обеспечивающих успешное обучения его в школе. И не следует отнимать у дошкольников радость детства, занимаясь целенаправленным формированием готовности их к обучению, а естественно в ведущем виде деятельности удовлетворять возрастные потребности и этим способствовать их психическому и личностному развитию. Психологическую готовность надо рассматривать как психическое и личностное новообразование возраста, которая может помочь педагогу правильно поступить при отборе детей в школу, а также определить, что может ребенок компенсировать в своем развитии.

4.3. Особенности психического и личностного развития младшего школьника.

Начало младшего школьного возраста принято считать с возникновения признаков кризиса семи лет. Основной возрастной потребностью младшего школьника является потребность в новых переживаниях, вызываемых информацией об окружающем мире. Эта возрастная потребность создает новую социальную ситуацию психического развития, характеризующуюся переживаниями ребенка об учебной деятельности, образующую особую «внутреннюю позицию школьника» (Л.И. Божович).

Мысли ребенка связаны с предстоящей учебной деятельностью, особым положением школьника со своими учебниками, принадлежностями, школьной формой и т.п. Специфика социальной ситуации психического развития младшего школьника заключается в том, что наблюдается «несовпадение» внутренних и внешних факторов и это создает дополнительное противоречие. Внутренние факторы развития для младшего школьника — это, прежде всего, психологические новообразования, проявившиеся в дошкольном возрасте. Внешние факторы связаны с новыми условиями социальной микросреды: одноклассники, учитель, изменившиеся отношения родителей к ребенку как школьнику и т.п.

Ведущим видом деятельности в психическом развитии школьника в отечественной психологии считается учебная деятельность. По своему содержанию и формам организации она наиболее полно удовлетворяет возрастные потребности младшего школьника, проявляет психические новообразования возраста, развивает сензитивную сферу психики, и в учебной деятельности зарождается и развивается новый вид деятельности, являющий ведущим для следующего возрастного периода – межличностное общение ( по Д.Б. Эльконину – интимно-личностное общение).

Учебная деятельность выполняет основные функции развития: познавательную, преобразующую и поисковую и имеет следующую структуру: учебная задача, мотивы, учебные действия и действия самоконтроля, самооценку и результат. Более подробная характеристика дается в педагогической психологии.

Психическими новообразованиями младшего школьного возраста являются: рефлексия, внутренний план действий, произвольность психических процессов и поведения.

Рефлексия это процесс самопознания индивидом своих процессов и состояний. Психическое новообразование в младшем школьном возрасте рефлексия – это свойство, позволяющее относительно адекватно оценивать свои успехи в учебной деятельности, свои особенности. Благодаря рефлексии младший школьник выстраивает образ «Я», на основе которого формируется самооценка. Дети, которые учится хорошо, как правило, имеют более высокую самооценку. Важно помнить педагогам, что для счастливой жизни ребенка, для умения преодолевать трудности ему необходимо иметь положительное представление о себе. От этого зависит уверенность в своих силах, уровень притязаний, эффективность любой деятельности.

Внутренний план действия как психическое новообразование младшего школьного возраста представляет собой свойство, характеризующее способность и умения ребенка планировать и выполнять действия про себя. Фактически, внутренний план действия — это внутренняя речь, направленная на усвоение знаний, умений и навыков. Ребенок в учебной деятельности вынужден про себя решать различные познавательные задачи, отыскивать наилучшие пути их решения, выбирать и сопоставлять различные варианты действий, планировать и их порядок и средства реализации. Чем больше шагов своих действий может предусмотреть ребенок, и чем тщательнее может контролировать свои действия, тем лучше у него сформирован внутренний план действий.

Произвольность психических процессов и поведения как психическое новообразование возраста представляет собой наличие волевого акта в учебных действиях: умения сознательно ставить цели действия, преднамеренно искать и находить средства их достижения, преодоления трудностей.

Следует отметить, что в этом возрасте мышление ребенка достигает стадии конкретных операций (Ж.Пиаже).

Дети начинают активно использовать логические построения. Они способны не только классифицировать предметы, но и различать иерархию различных групп объектов. В этом возрасте ребенок начинает усваивать нормы, существующие в отношениях между людьми, развиваются нравственные эмоции.

Сензитивной сферой развития в младшем школьном возрасте является интеллект.

При благополучном развитии в младшем школьном возрасте у детей развиваются многочисленные учебные умения и навыки . По Э.Эриксону у детей этого возраста все большее значение приобретает сравнение себя с другими. При условии если ребенок считает себя компетентным и уверенным формируется трудолюбие. При неблагоприятном истечении обстоятельств, особенно при незаслуженном негативном оценивании ученика учителем, формируется заниженная самооценка, неуверенность и в следствии развивается чувство неполноценности.

  1. Психическое и личностное развитие подростка.

Примерно к 11 годам у детей появляются новые возрастные потребности в формировании целостной идентичности образа своего «Я», самостоятельности и независимости. Социальная ситуация психического и личностного развития включает различные переживания.

С одной стороны, в это время интенсивно идет физиологическое развитие (стремительный рост тканей и систем организма, увеличение массы тела ребенка и т.п.), проходит гормональная перестройка, происходит половое созревание. Эти процессы во многом влияют на появление у подростков чувства тревоги, ранимости, уязвимости, напряженности, обеспокоенности внешним видом. В тоже время биологическое созревание во многом определяет возникновение у них устойчивого стремления к проявлению независимости, самостоятельности. Этому же способствует изменение в познавательной сфере и развитие самосознания.

С другой стороны, очень часто ближайшее окружение, в первую очередь родители и учителя, существенным образом не признают возрастных потребностей подростков и не меняют своего отношения к ним, то есть относятся к подростку по-прежнему, как к ребенку. Это и вызывает одно из важнейших противоречий подросткового возраста, которое во многом определяет характер социальной ситуации развития. Подростковый возраст часто называют трудным и кризисным. Это связано с обострением в этот период противоречий. Важнейшими источниками противоречий являются бурное физическое развитие, половое созревание и психические изменения, вызывающие появление чувства взрослости. В результате у подростка формируется стремление лучше изучить себя и утвердить свое «Я», но используемые при этом способы не всегда дают желаемый результат. Усложняют ситуацию и ряд внешних факторов: многопредметность и усложнение учебной деятельности, которая уже не является ведущим видом деятельности в психическом развитии; отсутствие единых требований учителей; отсутствие понимания со стороны родителей и других взрослых людей тех внутренних процессов, которые переживает подросток. Противоречивость возраста также выражается в том, что, с одной стороны, подросток стремиться к признанию, к позитивному оцениванию его другими людьми. А с другой стороны, часто проявляет негативизм, критикуя принятые социальные нормы и подвергая сомнению авторитет взрослых. Во многом же кризис подросткового возраста объясняется уникальной и сложной жизненной ситуацией человека в этот период: он уже не ребенок, но его еще не считают и взрослым.

Ведущим видом деятельности в психическом развитии является межличностное общение со сверстниками. Д.Б. Эльконин считает, что ведущим видом деятельности у подростков является интимно-личностное общение. По мнению Д.И. Фельдштейна, важное значение для подростка имеет общественно-полезная деятельность, благодаря которой он реализует свои стремления к самостоятельности и самоутверждению.

Психические новообразования. По мнению Л.С. Выготского, центральным новообразования является чувство взрослости (отношение подростка к себе, как к взрослому).

Т.В. Драгунова считает, что взрослость подростка проявляется:

  • в подражании внешним проявлениям взрослого;
  • в стремлении сформировать качества взрослого;
  • в сотрудничестве с взрослыми, которым доверяют.

Важным новообразованием является самостоятельность подростка, стремление быть независимым от взрослых, самому принимать решения по всем вопросам взаимодействия с другими людьми.

Самооценка в системе межличностных отношений и общения является одним из новообразований личностного развития подростка.

Кроме этого, психическими новообразованиями является развитие абстрактного мышления (логическое мышление (Ж. Пиаже)).

Следовательно, возникает комбинаторика мышления – способность при решении любых задач видеть не одно решение, а несколько путей решения. На этом периоде возникает и рефлексия собственных мыслей как психическое новообразование возраста.

Сензитивной сферой развития подростка является сфера отношений со сверстниками и развитие самосознания. Подростковый возраст – важнейший жизненный этап в развитии самосознания. Способность к обобщениям позволяет подростку вырабатывать свою систему эталонов оценки себя, окружающих людей, происходящих событий. При благоприятном развитии у него постепенно происходит переориентация с внешних оценок на внутренние и формируется более адекватная самооценка. При неблагоприятном развитии у подростка наблюдается противоречивая и неадекватная самооценка, часто порождающая либо замкнутость, депрессию, либо агрессивное поведение.

6. Особенности психического и личностного развития в юношеском возрасте.

В современной психологии развития существует различные подходы к возрастным границам и особенностям психического и личностного развития в юношеском возрасте.

В биогенетических теориях для определения нижней границы юношеского возраста берется, в основном показатели физиологического созревания человека, его полового развития. Обычно нижней границе юношеского возраста приписывают 18 лет, когда человек по основным показателям созревания приближается к развитию взрослого человека. Вот на этом основании до сих пор в поликлиниках существуют понятие подросткового кабинета, в котором обслуживаются молодые люди до 18 лет, и их считают, как бы подростками. Верхняя граница юношеского возраста определяется в таком подходе от вступления в брак и начала осуществления репродуктивной функции. Это, как правило, с 23-25 лет у человека начинается взрослая жизнь.

В социогенетических теориях верхняя и нижняя определяется уровнем социализации личности, показателями развития отношений молодого человека в социуме. За основу берутся такие показатели как осознание себя, как личности, возникновение ответственности за себя и свое поведение, определенный уровень развития «Я-образа», степень освоения механизмов социализации. В соответствии с таким подходом юношеский возраст начинается с 16 лет и завершается к 27-28 годам.

На наш взгляд, возрастные границы и особенности психического и личностного развития необходимо оценивать с позиций психологического подхода. За основу определения возраста каждого человека необходимо учитывать появление возрастных потребностей, которые создают «социальную ситуацию психического развития» (Л.С. Выготский).

Такой подход в целом не противоречит возрастной периодизации в деятельностном подходе (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин), периодизации развития интеллекта (Ж.Пиаже), психосексуального развития (З.Фрейд), эпигенетического подхода (Э.Эриксон) и других взглядов на периодизацию. На наш взгляд интересен подход Ю.Н. Карандашева.

В психологическом подходе границы юношеского возраста определяются психологическим возрастом, который характеризуется социальной ситуацией развития, с типичными для каждого возраста переживаниями. Под «социальной ситуацией психического развития» понимается «…совокупность внутренних и внешних условий развития определяющих систему отношений ребенка к самому себе, другим людям и окружающему миру. Единицей социальной ситуации развития являются переживания» (Л.С. Выготский).

Фактически каждый человек воспринимает, осознает и переживает себя и свое развитие, свои отношения с людьми, осознает и переживает явления окружающего мира. Содержание, глубина, направленность и другие характеристики переживаний человека и определяют его психологический возраст.

Исходя из содержания изложенных научных положений, нижняя граница юношеского возраста определяется следующей возрастной потребностью и социальной ситуацией развития. К концу подросткового возраста, как правило, формируются наряду с другими свойствами психические новообразования: временная перспектива и рефлексия собственных мыслей. Они, на наш взгляд, наиболее способствуют появлению возрастной потребности самореализоваться, но в будущем. Следовательно, и появляются переживания своего будущего. Для более полного удовлетворения возрастной потребности существуют виды деятельности, которые в возрастной психологии называют «ведущим видом деятельности в психическом развитии» (А.Н. Леонтьев).

«Ведущий вид деятельности в психическом развитии – это такой вид, который наиболее полно удовлетворяет возрастные потребности, проявляет и развивает психические новообразования возраста, формирует сензитивную сферу психики, и внутри которого зарождается новый вид деятельности, ведущий для следующего возрастного периода» (А.Н. Леонтьев).

Так в данном возрасте ведущим является учебно-профессиональная деятельность (Д.Б. Эльконин).

Психическим новообразованиями являются мечты, идеалы. В социальном плане появляются профессиональные интересы, развивается «Я-образ», в котором закладывается элементарное «Я-профессиональное». Возраст, появляются описанные выше возрастные потребности, социальная ситуация развития, возрастные и личностные новообразования считаем ранней юностью и начало его для большинства юношей и девушек в 14 лет.

Удовлетворение возрастных потребностей, проявление психических возрастных новообразований, а также потребности, вызываемые физиологическим созреванием, способствуют возникновению той же возрастной потребности в юношеском возрасте – потребности самореализоваться, но в другом направлении. У юношей это потребность реализоваться как мужчина, а у девушек – как женщина. Следовательно, доминирующими переживаниями в социальной ситуации психического и личностного развития в этом возрасте являются отношения с лицами противоположного пола в первую очередь и в целом взаимоотношения со сверстниками. Конечно, если следовать логике Д.Б. Эльконина, то ведущим видам деятельности в этом возрасте является интимно-личностное общение. Главное в интимно-личностном общении не следовать биологическим инстинктам, а конструктивно осознавать и переживать все отношения, тогда наиболее полно проявляются такие возрастные психические и личностные новообразования, как любовь, закладываются основы материнского и отцовского чувства, ответственность за других людей, романтизм в отношениях, формируются мечты и идеалы, связанные с будущим в семье. Конструктивно изменяется «Я-образ», в нем появляются компоненты «Я-будущая мать», «Я-будущий отец» и др. Для большинства юношей и девушек все описанное начинает проявляться с 17 лет, следовательно, с этого возраста ранняя юность завершается и начинается следующий возрастной период – юношеский.

Для большинства молодых людей уже к 21 году потребности юношеского возраста удовлетворяются, и появляется та же возрастная потребность в самореализации, но в другом направлении. Юноши и девушки хотят самореализоваться в жизни: достичь успехов в профессиональной жизни, создать семью, беспокоятся о материальном достатке и благополучии. Следовательно, переживания, составляющие социальную ситуацию психического и личностного развития, связаны с будущими успехами в жизни. На наш взгляд, для этого возраста ведущим видом деятельности в психическом и личностном развитии является профессиональная творческая деятельность. Результаты наших исследований показывают, что очень важно для личности данного возраста иметь постоянную работу по избранной профессии и не маловажным является наличие в деятельности творчества и свободы. Если в поздней юности, которая начинается с 21 года и завершается к 27-28 годам, нет возможности для удовлетворения возрастной потребности в самореализации в профессиональной творческой деятельности, то молодые люди компенсируют это в случайных заработках, иногда и эффективно в материальном плане, но у них появляется симптоматика безработного человека.

Предложенная нами характеристика возрастных границ и особенностей психического и личностного развития в ранней юности, юности и поздней юности не претендует на оригинальность, а соответствует реалиям развития человека. Предложенная нами возрастная периодизация не противоречит существующим теориям, а в некоторой степени дополняет и расширяет понимание общих и возрастных закономерностей психического и личностного развития человека.

  1. Особенности психического и личностного развития в зрелом возрасте.

В возрастной психологии отдельные ученые зрелый возраст условно делят на два периода: до сорока лет и после сорока лет (Г.С. Абрамова).

При этом считается, что на стадии до сорока лет у человека активно накапливается жизненный опыт, и он достигает к концу этого периода полного расцвета (возраст «акме» — вершина), а после сорока лет человек постепенно начинает как в физическом, так и в психологическом плане сдавать свои позиции. Вторая стадия зрелого возраста описывается в пессимистическом плане. Такой подход имеет право на существование. Однако, если учитывать возрастные закономерности психического и личностного развития то в развитии человека все значительно сложнее. Каждый возраст по-своему хорош, имеет преимущества и некоторые слабые стороны перед другими возрастными стадиями.

В соответствии с возрастной периодизацией развития по Э. Эриксону выделяется три стадии взрослого человека: ранняя взрослость (20-45 лет), средняя взрослость (45 – 60 лет) и поздняя взрослость свыше 60 лет.

В ранней взрослости центральным противоречием развития является конфликт между близостью и изоляцией. В описании Э. Эриксона близость включает в себя нечто большее, чем сексуальную близость. Эту способность отдать часть себя, не боясь потерять собственную идентичность. При благоприятных условиях для удовлетворения возрастных потребностей возникает способность — близость к людям, а при неблагоприятных условиях — возникает психическое образование — изоляция от людей.

В средней взрослости, после того как предыдущие конфликты хотя бы частично разрешены, мужчины и женщины могут уделить больше внимания и оказать помощь другим людям. Родители иногда находят себя, помогая своим детям. Некоторые люди могут бесконфликтно направить свою энергию на разрешение социальных проблем. В этом случае проявляется позитивная направленность развития – творчество. Но неудача при разрешении предыдущих конфликтов, при пассивном отношении к жизни часто приводит к чрезмерной поглощенности собой: излишней озабоченности собственным здоровьем, стремлением удовлетворить собственные психологические потребности, уберечь свой покой. В данном случае развитие определяется как застой.

В поздней зрелости человек обычно пересматривает прожитую жизнь, и по-новому оценивают ее. Если человек, оглядываясь на свою жизнь, испытывает удовлетворение, потому что она была наполнена смыслом и активным участием в событиях, то он приходит к выводу, что жил не зря и полностью реализовал себя, что было ему отпущено судьбой. В таком случае человек испытывает полноту жизни. При неблагоприятном истечении, если человеку жизнь кажется ему напрасной тратой сил и чередой упущенных возможностей, у него возникает отчаяние.

Следуя возрастным закономерностям психического и личностного развития, на наш взгляд, в зрелом возрасте можно выделить несколько стадий.

Первая стадия зрелого возраста начинается с возникновением новой возрастной потребности – потребности самореализоваться в расширении свои возможностей в межличностном взаимодействии, поиске новых форм общения и отношений. Эта потребность возникает, как правило, к двадцати семи годам и удовлетворяется в целом к тридцати шести годам. Этот возраст можно условно назвать «бальзаковским возрастом» (См. О. де Бальзак «Тридцатилетняя женщина»).

Социальная ситуация развития включает переживание межличностных отношений с другими людьми, возможностей изменить что-то в жизни, искать новое, необыкновенное в отношениях и общении.

Ведущим видом деятельности для большинства людей этого возраста является коммуникативный компонент профессиональной деятельности. Работа цениться тем, насколько она удовлетворяет возрастным потребностям в общении, комфортных межличностных отношениях, совместной с другими людьми активности. При достаточно высоком уровне личностного развития и при благополучных условиях на работе в семье человек приобретает в этом возрасте психические и личностные новообразования: понимание других людей, чувствование их, доверительные отношения, открытость и другие свойства, обеспечивающие ему «близость к людям» (Э. Эриксон).

При неудовлетворении возрастных потребностей возникает отчужденность, непринятие других людей, а иногда возникает потребность в сексуальной близости как компенсация духовной близости к людям. Сензитивной сферой является система отношений в профессиональной деятельности и семейных отношениях.

Второй стадией зрелого возраста можно назвать период примерно с тридцати шести лет до сорока двух лет. На этой стадии возникает новая потребность – потребность в самореализации и самоутверждении в профессиональной деятельности, в большей мере ее когнитивного и поведенческого компонента. Следовательно, ведущим видом деятельности в психическом и личностном развитии является профессиональная деятельность. Успехи в деятельности, материальные блага, карьера, признание наиболее полно удовлетворяют возрастные потребности. Кроме этого, влияет на развитие семейное благополучие, различные успехи членов семьи, успехи в учебе детей.

Социальная ситуация личности в этом возрасте характеризуется переживания собственных жизненных успехов, ретропереживаний своего поведения на предшествующей возрастной стадии. При благоприятном течении обстоятельств, при удовлетворении возрастных потребностей проявляются психические и личностные новообразования: самоуважение, самодостаточность, ощущение себя как успешного человека. При неблагоприятном истечении условий развития человек может испытывать неудовольствие своей работой, чувство вины, безысходность, безразличие, ощущение себя как неудачника.

На этой стадии возникает такое психическое новообразование как уважение к мудрости. Человек может легче, чем на других возрастах перенести первые потери – смерть близких людей, родителей. Он готов спокойнее принять отчуждение детей, их вступление в брак, рождение детей и рационально осознавать и переживать все значимые для него события.

На этом возрасте может наблюдаться у человека первая стадия стагнации брачных отношений.

Сензитивная сфера психического и личностного развития самосознание – формирование «Я- образа».

На следующей стадии зрелого возраста, в соответствии с законом отрицание отрицания возникают новые возрастные потребности – потребности в самореализации во взаимодействии с другими людьми. Примерные возрастные границы этой стадии от сорока двух до сорока восьми лет. Серединой этого возраста является возраст сорока пяти лет, о котором в народном творчестве существуют известные поговорки.

Социальная ситуация развития этого возраста определяется возрастными потребностями и возможностями их удовлетворять. При благополучных условиях личность в этом возрасте активно реализуется в совместной деятельности. В этом возрасте личность стремиться в взаимодействии оказывать помощь, опекать других людей, поучать их. На этой стадии снова доминирует межличностное общение, но в отличие от общения на первой стадии зрелого возраста, характеризуется высоким уровнем социальной направленности. В этом возрасте иногда возникает настальгия по общению и отношениям со старыми товарищами, друзьями из детства и юношества. Люди этого возраста интересны тем, что с ними легче общаться как по профессиональным вопросам, так и по поводу личных проблем. Они уже имеют богатый жизненный опыт и в соответствии с возрастными потребностями еще не чувствуют своего возраста. При неблагополучном истечении событий, в этом возрасте возникает замкнутость на себе, уход в работу (психологическая зависимость), обеднение эмоциональной сферы.

Возрастными психическими новообразованиями этого возраста является эмпатия, умение сочувствовать и переживать не только родным и близким людям, но в целом к любому человека.

В этом возрасте проявляется такое возрастное новообразование как «аутичная генеративность» — психологическая готовность иметь внуков. Это психическое новоообразование часто неосознанно проявляется в рассказах о семьях друзей или знакомых, у которых уже появились дети или внуки.

Центральным образованием личности является дальнейшее формирование «Я-образа», в котором гармонизируются «Я-реальное», «Я-будущее», «Я- идеальное» и другие «Я» образуя самость, самодостаточность личности.

При удовлетворении возрастной потребности этого возраста зарождаются и проявляются новые возрастные потребности для следующего возрастного периода зрелости – потребности в самореализации личности в профессиональной деятельности или другой деятельности (домашнее хозяйство), осознании значимости своих достижений в профессиональной деятельности и материальном благополучии.

Возрастные границы данного возраста примерно от сорока восьми до пятидесяти четырех лет. Социальная ситуация развития этого возраста характеризуется переживаниями о той деятельности, которой занимается человек. Как правило, человек, с особой тщательностью выполняет свои обязанности, ответственно относится ко всему, чем занимается, и это значимо переживается в этом возрасте. Отношение к профессиональной деятельности несколько похоже на отношение к работе на втором этапе зрелого возраста, только эти отношения являются более мудрыми, философскими. В этом возрасте основными новообразованиями являются профессиональное самоуважение. Личность, как правило, конструктивно переживает свои достижения, ценит себя как личность. При негативной оценке со стороны других людей болезненно переживает это. Наряду с самоуважением формируется ответственное, а иногда и гиперответственное отношение к профессиональной деятельности (деятельности, которой занимается).

В этом возрасте проявляется такие качества, как бережливость, критичность.

Сензитивной сферой развития является дальнейшее развитие «Я- образа».

В соответствии с общими законами развития, примерно к пятидесяти пяти годам проявляется возрастная потребность в самореализации в профессиональной деятельности в другом плане – социальном. Социальная ситуация развития в этом возрасте характеризуется переживаниями личности об отношениях, складывающихся на работе и дома. В этом возрасте человеку до всего есть дело, и это иногда проявляется в чрезмерной вербальной активности. И вообще типично для этого возраста делать все так, как в последний раз хорошо. Ведущим видом деятельности в этом возрасте чаще всего является профессиональная деятельность. В этом возрасте формируется такие новообразования возраста как мудрость: умение предупреждать и успешно разрешать конфликтные ситуации, быть снисходительным и хорошо понимать других людей и уметь прощать им. В последней стадии зрелого возраста личность еще устремлена в будущее: строит еще жизненные планы, начинает осуществлять новые проекты, не боится начать новое дело. Хотя для лиц этого возраста типично адекватно, и иногда скептически относится к своим успехам в трудовой деятельности, и больше ценить в себе и людях нравственные качества.

  1. Психическое и личностное развитие личности в пожилом и старческом возрасте.

7.1 Личность в пожилом возрасте

К шестидесяти годам у большинства людей появляется мысли о том, что уже пора активность сбавить, не начинать новых дел, а завершить все то, что начато. Эти мысли отражают возрастную потребность, в истоках которой лежат как физиологические, так и социальные факторы. В физиологическом плане, человек чаще чувствует физическое недомогание, так многие системы организма протерпевают возрастные изменения и работают с напряжением, человек быстро утомляется и востановление многих функций происходит медленно, падает работоспособность. В социальном плане человек ощущает изменяющиеся отношения со стороны начальства, сослуживцев, подчиненных к себе, как человеку пожилому. При этом, любые противоречия, которые возникают на работе и в семье, другие люди чаще всего относят на счет возрастных изменений личности, объясняют это возрастными изменениями. Человек, понимая и конструктивно переживая это, может заняться посильной для него работой, интересным делом, завершать начатые раньше дела. Итак, социальная ситуация психического и личностного развития характеризуется переживаниями о том, как бы завершить начатые дела, а иногда осуществить нереализованные мечты, возникшие на более ранних этапах развития. Нередко в этом возрасте осуществляются мечты детства и молодости.

В случае, если социальные условия резко меняются, человека внезапно освобождают от привычных для него дел вопреки его желанию, у него могут возникнуть «социальные фантомные боли» (Я.Л.Коломинский), фактически возникает состояния фрустрации. Человек хочет и еще может осуществлять социальное взаимодействия, а его лишают этого. Следовательно, у него появляются «социальные боли» за то, чего он сделать в не состоянии. Это может привести к драматическому развитию событий.

На первой стадии люди адаптируются к размеренной жизни в пожилом возрасте. При благоприятных условиях, когда у человека в целом жизнь сложилась, он испытывает удовольствие от прожитой жизни. В этом случае, чаще он наслаждается относительной свободой в планировании своего времени, выбора вида деятельности и темпа ее осуществления. Об этом времени говорят как о «золотой осени жизни».

При неблагоприятном истечении обстоятельств, если личность осознает, что жизнь не удалась, он переживает чувство вины и отчаяние. И тогда приобретенная свобода на этом возрастном этапе становится испытанием для человека. Он часто занимается такими видами деятельности, которые, как ему кажется, дают возможность выжить, а в плане психологическом он создает себе состояние безысходности.

Основными психическими новообразованиями этого возраста является чувство удовлетворения о прожитой жизни, социальный покой, отход от суеты, умение отстраняться от проблем других, даже близких людей. У него появляется возможность понять истинный смысл жизни.

7.2. Психологическая характеристика старческого возраста.

После семидесяти пяти лет у человека вольно или невольно появляются мысли о собственной естественной смерти. Следовательно, социальная ситуация развития на данном возрастном периоде всегда включает в себя переживания о собственной смерти. Человек начинает психологически готовиться к смерти, думать о месте захоронении, желаемых облачении и ритуалах и т.п., и это может проявляться в вербальных высказываниях. Этой ситуации способствует осознание факта ухудшения здоровья и старения тела. Сначала этой стадии человеку в большинстве случаев удается выработать в этом плане необходимое равнодушие и человек относительно спокойно доживает свою жизнь. Во второй половине этого возрастного периода состояние здоровья все-таки вызывает самоозабоченность и человек все чаще обращается к мысли о смерти.

Согласно Кюблер-Росс на последнем этапе земной жизни человек проходит через пять стадий.

Первая стадия – отрицание. Каждый человек стремиться к выживанию, и старается верить, что он справиться с болезнями и еще будет долго жить.

Вторая стадия – гнев. Человека изливает свой гнев на окружающих, на здоровых людей. Считается, что необходимо, чтобы умирающий человек излил свои чувства вовне.

Третья стадия – стадия торга. Чтобы выжить умирающий готов на все, например, верить в бога, быть послушным пациентом.

Четвертая стадия – фаза депрессии. На этой стадии человек спокойно ждет смерти, замыкается в себе, находится в печали.

Пятая стадия – принятие смерти. Для большинства, умирающий человек смиряется с мыслью о смерти и даже выражает готовность умереть, чтобы избавиться от мук самому и избавить от мук близких. Для людей, которые достигли духовного уровня развития, смерть принимается как переход на новую стадию развития на другом уровне психического развития. Это гипотетическое положение часто высказывается в гуманистической психологии.

  1. Роль знаний возрастной психологии в профессиональной деятельности и повседневной жизни.

Возрастная психология изучает возрастные закономерности психического и личностного развития человека с дня его рождения до смерти. Эти закономерности необходимо знать при изучении многих дисциплин: педагогической психологии, частных методик, инженерной, медицинской, юридической, военной психологии и других отраслей прикладных дисциплин психологии. Владение основными понятиями возрастной психологии способствует пониманию целостности психологии как науки, формированию психологического мировозрения специалиста.

Невозможно организовать профессиональную профилактическую работу по предупреждению нарушений в психическом и личностном развитии без знания возрастных особенностей личности, особенностей протекания возрастных кризисов.

Знания возрастных закономерностей крайне необходимы при проведении групповых и индивидуальных консультаций. Многие проблемы, с которыми обращаются люди к психологу, решаются с помощью профессиональных знаний, умений и навыков, которые дает возрастная психология.

Содержание диагностических методов, методик и техник, а также процедуры диагностики требуют знаний возрастных норм и особенностей. Невозможно провести эффективную коррекционную работу с лицами, нуждающимися в ней, без знаний по возрастной психологии.

Психологическое сопровождение процессов обучения и воспитания практически невозможно без знаний о возрастных закономерностях развития человека.

Фактически, каждое направление деятельности практического психолога основывается на возрастных закономерностях психического и личностного развития человека.

В повседневной жизни знание основных понятий и положений возрастной психологии позволяет понимать происходящие процессы, связанные с возрастными закономерностями, конструктивно их переживать и успешно развиваться.

Многие конфликты, как внутренние, так и межличностные возникают при игнорировании возрастных закономерностей психического и личностного развития человека.

Следовательно, знание понятий, положений и закономерностей возрастной психологии играют огромную роль, как в профессиональном становлении, так и в психическом и личностном развитии человека.

Контрольные вопросы:

  1. Предмет и структура возрастной психологии.

  2. Основные категории и понятия возрастной психологии.
  3. Задачи возрастной психологии.
  4. Методологические принципы возрастной психологии.
  5. Методы возрастной психологии и их классификации.
  6. Опросные методы в психологии развития.
  7. Наблюдение как метод психологии развития.
  8. Использование тестов в психологии развития.
  9. Экспериментальные методы и их особенности.
  10. Методы обработки и интерпретации результатов исследования.
  11. Общие закономерности психического развития человека.
  12. Условия психического развития личности в современных психологических теориях.
  13. О соотношении биологического и социального в психическом развитии человека.
  14. Движущие силы и механизмы психического развития ( анализ основных теорий).
  15. Закономерности психического развития: неравномерность, непрерывность, стадиальность, асинхронность, системность.
  16. Проблема возрастной периодизации в современной психологии.
  17. Принципы возрастной периодизации в работах Л.С.Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина.
  18. Понятие ведущего вида деятельности в психическом развитии.
  19. Понятие социальной ситуации психического развития человека.
  20. Характеристика стадиальности психического развития ребенка по Д.Б. Эльконину.
  21. Стадиальность интеллектуального развития по Ж. Пиаже.
  22. Стадиальность развития личности. О соотношении стадиальности психического развития и стадиальности личностного развития.
  23. Характеристика личностного развития по Э. Эриксону.
  24. Уровни и стадии нравственного развития личности по Л. Кольбергу.
  25. Стадиальность психосексуального развития по З.Фрейду.
  26. Анализ подходов к проблеме стадиальности в различных современных теориях.
  27. Влияние развития ребенка в пренатальном периоде на дальнейшее психическое развитие ребенка.
  28. Особенности психического развития новорожденного ребенка.
  29. Психическое развитие младенца.
  30. Психическое развитие в раннем детстве.
  31. Кризис трех лет и его характеристика.
  32. Социальная ситуация развития психического развития дошкольника.
  33. Особенности психического развития дошкольников.
  34. Личностное развитие дошкольников.
  35. Шестилетний ребенок как личность.
  36. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе.
  37. Общая характеристика кризиса семи лет.
  38. Социальная ситуация психического развития младших школьников (Внутренняя позиция школьника).
  39. Особенности психического развития младшего школьника.
  40. Характеристика психических новообразований младшего школьника.
  41. Личностное развитие младшего школьника.
  42. Проблемы взросления в современной психологии.
  43. Понятие кризиса развития и возрастного кризиса в современной психологии.
  44. Понятие переходного периода в психическом развитии человека.
  45. Роль и место подросткового возраста в онтогенезе.
  46. Социальная ситуация психического развития подростка.
  47. Особенности психического и личностного развития подростка.
  48. Личностное развитие подростка.
  49. Проблема возрастных границ юношеского возраста.
  50. Особенности психического и личностного развития в ранней юности.
  51. Особенности психического и личностного развития в юности.
  52. Особенности психического и личностного развития в поздней юности.
  53. Понятие зрелого возраста в возрастной психологии
  54. Проблема периодизации зрелого возраста в современной психологии.
  55. Биологические и социальные условия возникновения возрастного кризиса при переходе от зрелого к пожилому возрасту.
  56. Характерные особенности развития психики в пожилом возрасте.
  57. Понятие старческого возраста в психологии развития. Возрастные границы.
  58. Переживания о смерти. Стадии принятия смерти как естественной нормы развития.
  59. Значение знаний по психологии развития для практической деятельности и жизни.
  60. Формирование психологической культуры личности.