- Основные теории причин преступного поведения
В криминальной психологии существуют несколько подходов к объяснению причин преступного поведения, т.е. к пониманию и объяснению того, почему люди преступают закон и что является факторами, позволяющими им так поступать.
Можно выделить три основные группы теорий:
1 . Теории контроля – все люди от природы девиантны (способны на преступления), но социальные нормы ограничивают их поведение и носят репрессивный характер. Эти теории основаны на негативной оценке личности.
2. Социально-психологические теории – все люди законопослушны, но в силу некоторых внешних обстоятельств могут нарушать социальные нормы.
3. Психологические теории – связаны с различием в индивидуально-психологических свойствах и качествах личности, которые являются ведущими в формировании преступного поведения.
Например, теория Ю.М. Антоняна, которая в качестве психологических предпосылок преступного поведения называет феномены социально-психологического отчуждения и тревожности.
Теория связана с анализом процесса социализации.
Если в период детства были моменты эмоционального отторжения (отвергания) родителями ребенка и существовала неблагоприятная микросреда общения со сверстниками, то формируется личность, которая видит угрозу для себя, своего Я, для своего внутреннего развития во внешнем мире. По мере возрастания угрозы (это конечно субъективно воспринимаемый фактор, но тем не менее), внешний мир становится фактором опасности и человек желая освободиться от этого фактора совершает преступление (в силу тревожного модуса формирования личности).
- Психологические предпосылки преступного поведения
В качестве психологических предпосылок преступного поведения могут выступать феномены отчуждения и тревожности.
В конце 80-нач.90-х гг. были проведены масштабные психолого-криминалистические исследования личности преступника, психологические особенности людей совершивших различные виды преступлений, мотивация преступного поведения (Антонян, Еникеев, Эминов, Кудрявцев).
Было установлено, что значительная часть преступников находится на определенной социально-психологической дистанции от общества, его ценностей норм. Этот феномен был назван – социально-психологическое отчуждение.
Психологическая сущность преступного поведения
... В.Ф. Криминальная психология. - М., 1998. Введение Любое преступное событие как поведение личности имеет две стороны: внешнюю (предметно-физическую) и внутреннюю (психологическую). Иначе говоря, любое правонарушение включает в себя ...
Социально-психологическое отчуждение — это развивающаяся чаще всего в результате эмоционального отвергания родителями (психологической депривации), из безразличия, а также усвоенной социально-психологической дистанцией между индивидом и средой, изолированность от ценностей общества и невключенность в эмоциональные контакты, отчужденность от общества в целом, его социальных институтов и малых групп (семья, коллектив и др.).
В психологическом плане отчуждение представляет собой как бы уход человека из межличностного взаимодействия, который имеет существенные психологические и социальные последствия, в том числе и криминогенного характера.
Сами по себе эти факторы фатально не ведут к совершению преступлений. Однако они формируют общую нежелательную направленность личности, ее бессознательные установки, предопределяющие уголовно наказуемые формы реагирования на определенные ситуации (конкретные конфликты).
Рассмотрим как данный феномен оказывает влияние на формирование преступного поведения.
Исследователи выделяют следующие аспекты отчуждения личности, значимые для понимания социально-психологических причин преступного поведения.
1) Отчуждение затрудняет усвоение человеком социальных норм, регулирующих поведение, т.н. нарушается процесс социализации. Поскольку эти нормы не усвоены личностью, не стали составной частью ее внутреннего мира, они являются для нее «чужими», не обязательными для исполнения и даже враждебными. Не случайно многие преступники не понимают, за что, собственно, их наказали, хотя знают, какой закон нарушили. Отсюда их несогласие с наказанием, что резко снижает его воспитательное воздействие.
2) Одна из причин отчуждения личности — это эмоциональное отвергание родителями своего ребенка (психологическая депривация).
Что это значит? Процесс социализации начинается с детства. В круг социальной действительности ребенка вводит взрослый. Исследования обнаруживают, что на протяжении всего раннего и дошкольного детства главным фактором формирования личности ребенка продолжает оставаться взрослый человек, поддержка и одобрение которого составляют необходимое условие «уравновешенности» ребенка с окружающей его средой и переживания им эмоционального благополучия. Ощущения любви, защищенности, нужности родителям жизненно необходимы ребенку. Никакой материальный достаток не может заменить эмоциональной связи с родителями. Родители, обеспечивающие ребенка отдельной комнатой, множеством игрушек, оплачивающие его занятия в секциях, кружках и тем ограничивающие свое воспитательное воздействие, делают непоправимую ошибку. Нередко дети из таких внешне благополучных семей совершают на первый взгляд «безмотивные» преступления: кражи, грабежи и другие, которые никак невозможно объяснить корыстью. Связано это с тем, что такой ребенок, выросший в атмосфере эмоционального голода, сам, с одной стороны, имеет низкий эмпатический уровень, а с другой — стремясь восполнить как-то депривацию (лишение) родительского общения, ищет признания в группах сверстников (не лучшего поведения).
С целью самоутверждения в референтной группе такой ребенок и совершает преступления.
2) Социализация личности. 3) Агенты социализации
... института, а латентные – о том, что из этого получилось. Социализация индивида В социологии личность рассматривается как итог развития индивида, наиболее полное воплощение всех человеческих ... следующим поколениям, заниматься решением духовных вопросов. Не менее важной является функция социализации людей, осуществляемая практически всеми социальными институтами (усвоение культурных норм и освоение ...
Отвергание родителями ребенка может быть явное и скрытое. В первом случае это, как правило, маргинальные семьи, где родители пьянствуют, употребляют наркотические средства, совершают аморальные, антиобщественные поступки (криминальные, аморальные).
Ребенок им не нужен, с ним явно обращаются жестоко, не кормят, заставляют заниматься попрошайничеством, кражами для обеспечения своего существования, о нем не заботятся. Такой ребенок из-за отсутствия нормального общения с родителями в раннем возрасте в дальнейшем не сможет общаться с микросредой. Он будет ждать со стороны ее угрозы для себя.
Несколько по другой схеме развивается личность при скрытой депривации родителями ребенка. Это внешне благополучные семьи с материальным достатком. Однако ребенок для них является традиционным атрибутом, который принято иметь в семье. Хотя фактически ребенка не любят, сами того не осознавая, эмоциональной связи с ним нет.
В обоих случаях образуется дистанция между личностью и социумом.
В раннем детском возрасте вследствие дефектов правовой социализации, невыполнения семьей своей основной функции — включения ребенка в структуру общества посредством интернализации им нравственно-правовых норм по механизму подражания родителям — может заложить основы асоциальной личности, изолированной от социально-позитивной микросреды — семьи, учебных и трудовых коллективов, других малых групп. При отсутствии компенсирующего воспитания это может привести к дезадаптивному противоправному поведению, во многом провоцируя рецидив преступлений.
Из всех дефектов правовой социализации личности наиболее социально опасны дефекты социализации в семье. Поведение собственных родителей является образцом для детей. Естественно, для общества будет важным, чтобы эти образцы были нравственными, социально полезными.
Семьи, для которых характерны наиболее глубокие дефекты правовой социализации, провоцирующие детей на совершение правонарушений и преступлений, называются неблагополучными.
Выделяют следующие виды неблагополучных семей: 1) криминогенная семья; 2) аморальная семья; 3) проблемная семья; 4) неполная семья; 5) псевдоблагополучная семья.
3) Отчуждение личности может приводить к формированию у нее устойчивой антисоциальной (антиобщественная) установки, проявляемой в негативном или даже враждебном отношении к среде, что по механизму проекции способно провоцировать у таких лиц агрессивное поведение.
4) Отчуждение человека, изоляция от социально-позитивной микросреды побуждает его к поиску микросреды, где он мог бы найти признание и поддержку. Такой микросредой являются группы антиобщественной направленности, состоящие из таких же отчужденных и дезадаптированных личностей. Длительное нахождение в таких группах приводит к криминализации личности с последующей ее деградацией.
5) Разрыв связей человека с нормальной микросредой приводит к нарушению социального контроля, несоблюдению установленных норм поведения. Застревание в антисоциальной группе, являющейся для человека референтной, формирует чрезмерную привязанность его к данной группе, идентификацию с ней, готовность совершить любое групповое преступление.
Влияние семьи на формирование личности ребенка 2
... не может оценить ни своё поведение, ни проявления личностных качеств других людей. Влияние семьи на формирование личности ребенка признается многими педагогами, психологами, психотерапевтами, ... на формирование личности ребенка, его характера, самооценки и других психических качеств личности; у этих детей могут возникать различные проблемы: состояние повышенной тревожности, ухудшение ...
6) Изоляция, обособление от других, уход в себя оборачивается нравственным оскудением, отсутствием эмпатии, т. е. способности чувствовать, переживать эмоциональные состояния другого человека, сопереживать ему, что содействует совершению особенно тяжких насильственных преступлений.
Как показывают исследования, наиболее отчужденными являются бродяги, а среди них — алкоголики. Другая категория отчужденных — осужденные к длительным срокам лишения свободы. Многие из них раньше были достаточно хорошо адаптированы к обществу, но за время пребывания в местах лишения свободы способность к адаптации значительно утрачивается. Практические работники исправительных коллективов давно обратили внимание на такое парадоксальное, на первый взгляд, явление: отдельные неоднократно судимые рецидивисты, не имеющие устойчивых семейных и иных эмоциональных связей, после освобождения вновь стремятся вернуться в «зону».
Отчуждение само по себе не является непосредственной предпосылкой преступного поведения, оно порождает тревожность, которая, в свою очередь, становится основой преступного поведения и формирует мотивы преступного поведения, направленные на «защиту» своего социального и биологического существования.
Тревожность — это состояние эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, предчувствием грозящей опасности, т.е. это беспредметный страх. Беспредметность тревожности отличает ее от страха, как реакции на конкретную угрозу. Чаще всего в основе тревожности лежат какие-то неосознаваемые личностью источники угрозы, связанные с неудовлетворением потребности в безопасности.
Тревожность может быть ситуативной, связанной с конкретной внешней ситуацией, и личностной, являющейся стабильным свойством личности.
Как личностное свойство оно формируется вследствие эмоционального отвергания ребенка родителями и его последующего отвержения и проявляется в постоянном ощущении неуверенности в себе и своем месте в жизни, бессилия перед внешними факторами, в преувеличении их могущества и угрожающего характера, т.е. состояние тревожности выражается в субъективно серьезных опасениях за свое биологическое или (и) социальное существование.
Это свойство порождает подозрительность, мнительность, сверхосторожность, стремление защитить себя, и чем острее ощущение угрозы, тем меньше принимаются во внимание нравственные запреты и тем вероятнее совершение преступных действий. В своей массе преступников от не преступников отличает именно наличие этого свойства личности, а не временное состояние тревожности, которое может появиться у любого человека.
Криминогенность тревожности состоит не только в том, что она включает в себя беспокойство, ощущение незащищенности, уязвимости, но и в том, что она определяет специфическое восприятие окружающей среды как чуждой и враждебной. По механизму эмоционального переноса такая личность рассматривает как чуждые нормы и запреты этой среды, в результате чего выходит из-под действия социального контроля. Развиваются дезадаптивное поведение и соответствующее отношение к миру. Бессознательно проецируя свои враждебные, агрессивные устремления, побуждения на внешний мир, личность воспринимает и среду таковой. Появляется желание действовать в ущерб другим людям, обществу.
Обстоятельства, способствующие преступному поведению женщин в семье
... ЛГУ, 1985. - С.8-24.. При этом существующие в сфере семейных отношений причины преступного поведения Д.А. Шестаков подразделяет на две группы. К первой группе он относит причины, ... в Кыргызстане достаточно противоречива и нестабильна, что не может сказываться на внутреннем состоянии семейных отношений, повышении их напряженности и конфликтности. Особенно наглядно это проявляется в ...
Иными словами, человек совершает преступление, чтобы не разрушились его представления о самом себе, своем месте в мире, его самоощущение, самоценность, не исчезло его биологическое и социальное бытие
По данным эмпирических исследований, тревожность как причина преступного поведения присуща преступникам женского пола, а также несовершеннолетним, имеющим проблемы с самоутверждением.