Установка1

4

Установка (дополнения)

Поиски «опосредующего» звена—среднего члена между физическим и психическим миром — вплоть до середины 20-х годов шли чисто в философском плане. Усилия Д. Н. Узнадзе были направ­лены на построение представлений о субстанции, порождающей психические явления и расположен­ной вне замкнутого круга сознания. Для дальней­шего понимания всего хода идей Д. Н. Узнадзе крайне важно осознать то, что логическое конструи­рование понятия, предназначенного для преодоле­ния постулата непосредственности, постоянно опе­режало попытки подыскать «нечто», соответствую­щее этому понятию в реальном мире. Сначала были сформулированы признаки, которыми с точки зре­ния Д. Н. Узнадзе должна была обладать искомая субстанция.

  1. Эта субстанция должна быть «посредником» и «принципом связи» как между физическим и пси­хическим, так и между двумя психическими ряда­ми. Только при этом условии она может быть пред­ложена для преодоления постулата непосредствен­ности.
  2. Она должна быть не исключительно психическим, но и не исключительно физическим или физиологическим явлением. Подобный признак вводится потому, что введение чисто физического или психи­ческого звена не снимает постулата непосредствен­ности.
  3. В этой субстанции как в единстве должны s быть представлены оба вида детерминации: физическая и психическая. Она должна быть чувстви­тельной как к влияниям со стороны субъекта, так и со стороны объекта.
  4. Она должна быть таким «переводчиком» событии, происходящих во внешнем мире, в психические явления, который сохранял бы адекватность физических воздействий.
  5. Ее отличительным признаком должна быть целостность, неразложимость на отдельные элемен­ты.
  6. Через нее должно осуществляться воздействие на субъективные психические явления. Психические же явления, в свою очередь, могут только через нее оказывать влияние на физический мир.
  7. Эта субстанция—необходимое условие поддержания жизни субъекта.
  8. Она должна предшествовать психическим сознательным процессам и существовать до появления сознательной психики, так как сама сознательная психика необходимо развивается из этой субстанции.

Для объяснения феномена Узнадзе прибегает к понятию «биосферы», которое он отождествлял с принципом жизни или «жизнедеятельностью».

8 стр., 3620 слов

Формирование психических качеств в процессе физического воспитания

... специальные алгоритмы действия (умения и навыки), не­обходимые для реализации физической и психической активно­сти в условиях собственной жизнедеятельности. 4. Глава вторая. Педагогическая ... четвертая. Психологические особенности двигательных навыков. 7. Глава пятая. Формирование психических качеств в процессе Физического воспитания 8. Глава шестая. Основные методики воспитания волевых качеств ...

Вопрос о первичности установки, установочного отражения до сих пор остается дискуссионным, так как он является камнем преткновения на пути разрешения проблемы отношений между установкой и деятельностью. Дискуссия о «первичности» установки – это, по существу, дискуссия о категории, лежащей в основе психических явлений.

Узнадзе пишет, что установка – это «…своего рода целостное отражение, на почве которого может возникнуть или созерцательное, или действенное отражение. Оно является, так сказать, «установочным отражением».

Парадокс состоит в следующем: необходимым условием возникновения установки являются потребности и ситуация удовлетворения потребностей. Ситуация удовлетворения потребностей только в том случае выступает как условие возникновения установки, если она воспринята субъектом, но любой акт восприятия предполагает существование установки.

Чтобы разрешить проблему вводится понятие первичной установки, о которой можно судить лишь опосредовано, через проявления вторичной, фиксированной установки.

Асмолов проводит анализ установочных теорий для того, чтобы перевернуть формулу установки и придать статус первичности деятельности. Для этого он разрабатывает концепцию об иерархической уровневой природе установки. Согласно этой гипотезе, содержание, функция и проявления установок зависят от того, на каком уровне деятельности они функционируют. В соответствии с основными структурными единицами деятельности (особенная деятельность, действие, операция) выделяют уровни смысловых, целевых, и операциональных установок.

Ведущим уровнем является уровень смысловой установки.

Смысловая установкаактуализируется мотивом деятельности и представляет собой форму выражения личностного смысла в виде готовности к совершению определенным образом направленной деятельности. Основой для нее является система личностных смыслов.

Смысловая установка выступает в виде фильтра для нижележащих – целевой и операциональной установок. Она относится к глубинным образованиям мотивационной сферы личности.

Под целевой установкойпонимается готовность субъекта совершить прежде всего то, что сообразно стоящей перед ним цели, которая возникает после принятия определенной задачи.

Целевая установка вызвана предвосхищаемым осознаваемым образом результата действия и выполняет функцию стабилизации действия.

Под операциональной установкойпонимается готовность к осуществлению определенного способа действия. В повседневной жизни операциональные установки действуют в привычных стандартных ситуациях, целиком определяя работу «привычного» плана поведения. Фиксированные установки Узнадзе – это операциональные установки.

А.Запорожец выделяет ситуационно-действенные и предметные операциональные установки.

Ситуационно-действенные установки отражают физические отношения между субъектом и объектом, складывающиеся в данной конкретной ситуации действия.

5 стр., 2447 слов

Виды,уровни и принципы социальной реабилитации

... деятельность невозможна или отрицательно влияет на состояние здоровья, необходимо переключение больного на такие виды социальной активности, которые в наибольшей стапени будут способствовать удовлетворению всех его потребностей. ... - Организация жизни пациента в быту (адаптация жилого помещения к потребностям больного и инвалида). - Обеспечение техническими средствами реабилитации (в программе ...

Предметные установки отражают более устойчивые и независимые от преходящих особенностей действия отношения между признаками самого предмета.

Продолжающееся расширение понятия установки приводит к появлению таких концепций как диспозиционная концепция Ядова.

Через эту концепцию он реализовал потребность включения человека в более широкую сферу деятельности. Такие более широкие уровни активности можно представить как первичное включение человека в ближайшее семейное окружение, далее – в многочисленные коллективы и малые группы и наконец в целостную социально-классовую структуру.

Низший уровень такой структуры образуют «предметные ситуации», связанные с конкретной и быстроменяющейся предметной средой.

Следующий уровень – уровень группового общения. Длительность подобных ситуаций несравненно больше.

Самый устойчивый уровень – уровень общих социальных условий: экономических, политических, культурных.

В соответствии с этим все диспозиции личности представлены следующей иерархией:

К низшему уровню относятся элементарные фиксированные социальные установки. Они формируются на основе витальных потребностей в простейших социальных ситуациях (микросоциальный уровень).

Второй уровень диспозиционной структуры – социальные фиксированные установки. В отличие от элементарных обладают сложной структурой и содержит эмоциональный, когнитивный и поведенческий аспекты. Их основа – социальные потребности, связанные с включением в группу и социальные ситуации.

Высший уровень иерархии образует система ценностных ориентаций на цели жизнедеятельности и средства достижения ээтих целей. Это общая направленность интересов и система ценностных ориентаций

В системе ценностных ориентаций можно выделить особую «ось», организующую иерархию ценностей в специфически индивидуализированную структуру. Этот центр представляет собой общую жизненную позицию личности, баланс направленности ее интересов в такие сферы жизнедеятельности как сферы производства (труд) и потребления (быт, досуг, семья).

Важнейшая функция диспозиционной системы – психологическая регуляция социальной деятельности и поведения человека.