План:
Введение…………………………………………………………………………………………………… 2
1. Образ Эдипа у Софокла………………………………………………………………………….. 4
1.1. Трагедия «Царь Эдип»…………………………………………………………………… 4
1.2. Образ царя в трагедии……………………………………………………………………. 9
2. Понятие «эдипова комплекса» в современной психологии……………………….. 12
2.1. Сущность «эдипова комплекса»……………………………………………………… 12
2.2. Объяснение феномена «Эдипова комплекса»…………………………………… 13
Заключение……………………………………………………………………………………………… 16
Список использованной литературы:…………………………………………………………. 18
Введение
«Образ Эдипа у Софокла. Понятие «Эдипова комплекса» в современной психологической науке» — одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день.
Тема моей контрольной работы актуальна потому, что стремление к физическому обладанию матерью у мальчика выражается Фрейдом в знаменитом понятии «Эдипова комплекса». Сексуальное обладание — предельная степень физического властвования над человеком. Именно преодоление «Эдипова комплекса» означает наиболее полное освобождение от материи матери и переход от инфантильной сексуальности к эротическим переживаниям взрослого.
«Эдипов комплекс» должен быть пережит и преодолен как нечто аморальное не в физическом, а в нравственном смысле — он должен быть снят как психическая зависимость мальчика от матери. Эта эмансипация мальчика есть условие его превращения в мужчину. Часто она окрашивается в трагические тона.
Комплекс упражнений первого блока
... реципрокным, произвольным. Использование дыхательных упражнений предполагается на всех этапах. Эффективность комплексов предлагаемых упражнений описана в литературе и заключается в следующем: ... использовать образное представление (визуализация), т.е. подключать правое полушарие. Например, возможен образ желтого или оранжевого теплого шарика, "расположившегося" в животе, соответственно ...
Актуальность моего исследования определила цель и задачи работы:
Цель работы – рассмотреть предметную область экономической психологии.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Исследовать основные взгляды специалистов на проблемы экономической психологии.
2. На основании теоретического анализа предмета экономической психологии систематизировать знания о различных мнениях на эту тему.
3. Рассмотреть сущность и специфику понятий «экономика», «психология».
4. Систематизировать и обобщить существующие в специальной литературе, научные подходы к данной проблеме.
5. Предложить собственное виденье на данную проблему и найти пути её разрешения.
Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: работа состоит из введения, двух глав и заключения. Название глав отображает их содержание.
1. Образ Эдипа у Софокла
1.1. Трагедия «Царь Эдип»
У младшего современника Эсхила — Софокла (497—406) — вера в человеческое начало выражена еще сильнее. Кажется, что он преодолел пессимизм старых греческих поэтов.[1] Гордо и уверенно звучит панегирик Софокла в честь человеческого гения. Это настоящий символ веры «гуманизма»:
В мире много сил великих,
Но сильнее человека
Нет в природе ничего.
Мчится он, непобедимый,
По волнам седого моря,
Сквозь ревущий ураган…
Покорение стихий поднимает смертных на самую вершину природного мира; не существует преград для разума и энергии людей:
Создал речь и вольной мыслью
Овладел, подобной ветру,
И законы начертал,
И нашел приют под кровлей
От губительных морозов,
Бурь осенних и дождей.
Злой недуг он побеждает
И грядущее предвидит
Многоумный человек.
Сама жизнь Софокла могла повлиять на формирование такого взгляда на роль и могущество человека. Баловень судьбы, красавец, атлет, музыкант, Софокл был богат, здоров, окружен поклонниками. Когда Эсхил вместе с воинами возвращался после Саламинской битвы, Софокл шел впереди процессии юношей, встречавших победителей. Это символично: Эсхил сражается, а Софокл поет и пляшет.
В атмосфере Периклова века Софокл проникся мыслью о величии человеческой личности. В своей драме «Антигона» он изобразил девушку, которую не сломили угрозы тирана. (Именно в «Антигоне» находится приведенный гимн в честь человека.)
Но прошла молодость, закатилась звезда Перикла. Анаксагор был изгнан, Аспазия — тоже; Геродот скитался на чужбине. Летом 432 года Спарта напала на Афины, началась Пелопоннесская война. И тут как бы сами боги обратились против города Паллады: вспыхнула чума, которая посеяла панику и деморализовала афинян. В 429 году эпидемия унесла и Перикла. Он умер в расцвете сил, не осуществив и половины своих замыслов. Пришло непонятное и грозное, беспощадно разрушая все планы и мечты людей. А ведь так недавно казалось, что свободная жизнь в свободном цивилизованном обществе ведет к окончательному триумфу человека, к спасению от всех мировых зол!
016_Человек. Его строение. Тонкий Мир
... трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить ... неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так ...
Безоблачному оптимизму Софокла приходит конец. Он больше не может, как Эсхил, верить в Провидение, Справедливость и гражданские идеалы — все это рухнуло перед лицом Неведомых сил. Под непосредственным впечатлением смерти Перикла Софокл пишет драму «Царь Эдип», которая отразила перемену в его мыслях и чувствах.
Трагедия воскрешает одно из древних фиванских сказаний. В Фивах свирепствует мор. Отчаявшиеся люди приходят к своему царю Эдипу, прося спасти их; ведь Эдип — великий герой и защитник народа, его избрали монархом после того, как он победил кровожадного Сфинкса, разгадав его загадки.
Эдип посылает вопросить оракула и получает ответ, что бедствие навлек живущий в Фивах убийца прежнего царя, Лая. Но кто этот человек? Эдип клянется, что разыщет его, и уверенно берется за дело: он вызывает старого прорицателя-слепца Тиресия и умоляет его открыть имя преступника. И вот тут-то начинает надвигаться неотвратимое…
Софокл настраивает зрителя на ожидание подкрадывающейся беды. То, что сюжет ему известен, не умаляет напряжения. Напротив. С дрожью предугадывая развязку, зритель испытывает жуткое наслаждение от каждой случайно оброненной фразы и темного намека. Кажется, вот одно слово, один шаг — и все останется в тайне, но нет — это всего лишь короткая передышка,и Рок снова продолжает свое наступление. [2]
Тиресий колеблется, он не хочет открывать имя убийцы, царь настаивает, приходя в раздражение и ярость. Тогда пророк осторожно намекает, что в самом Эдипе есть «кое-что достойное укора». Но властитель глух ко всем предостережениям: он неотступно требует ответа и наконец получает его:
Заставлю же тебя
Я приговор свой собственный исполнить:
Беги от нас, не говори ни с кем —
Ты кровью землю осквернил, ты проклят!
Эдип поражен, но ни на секунду не сомневается, что пророк лжет. Это заговор! Тогда Тиресий удаляется, всенародно объявив, что Эдип — убийца своего отца и муж своей матери. Настороженный царь останавливает слепца:
Эдип. Слова твои загадочны.
Тиресий. Умеешь ты хитрые загадки разрешать.
Эдип. Над счастьем ли Эдипа ты смеешься?
Тиресий. То счастие тебя погубит.
Гнев царя обращается на брата жены, Креонта: это его происки, он хочет завладеть престолом. Но в дело вмешивается царица Иокаста. Она смеется над пророчеством: ведь Лаю было предсказано, что он падет от руки сына, и поэтому он приказал бросить ребенка в лесу связанным. Убит же Лай был вовсе не сыном, а разбойником на перекрестке дорог. Можно ли после этого верить оракулам?
Упоминание о перекрестке заставляет Эдипа вздрогнуть; он начинает торопливо расспрашивать: как выглядел Лай, как совершилось убийство. И каждый ответ наполняет его ужасом. Невероятная догадка закрадывается ему в душу. Страх овладевает и царицей.
Эдип велит найти последнего свидетеля — старого слугу Лая, которому приказали умертвить младенца-царевича. А сам тем временем рассказывает Иокасте, как до прибытия в Фивы он встретил на перекрестке дерзкого старика на колеснице, который не хотел уступить ему дорогу. Старик хлестнул Эдипа плетью, а тот в приступе ярости поверг наглеца наземь и без труда расправился с его рабами. Что если этот убитый старик и Лай — одно лицо? Но все же Эдип продолжает еще надеяться. Быть может, это ошибка, совпадение? Он готов ухватиться за любую возможность. Иокаста утешает его, напоминая, что сын ее и Лая погиб еще в младенчестве.
Эдипов комплекс 2
... приказал проколоть ему ступни (Эдип - значит пухлоногнй, с распухшими ногами) ... Эдипе. Эдип - сын царя Фив Лайя и царицы Иокасты, которым было предсказано, что их сын убъет отца и станет мужем собственной матери. Когда родился Эдип, царь ... так, то мы можем понять чарующую силу Царя Эдипа» Первое подробное рассуждение о явлении встречается в ...
Теперь ждут старого пастуха. А тем временем речитатив хора звучит как погребальная песнь:
Гордость рождает тиранов,
И многих, насытив безумьем,
Выше, все выше ведет их
К обрыву в пропасть.
Зритель уже готов к катастрофе. Перед ним Эдип — мечущийся, страдающий, страстно желающий доказать себе свою невиновность. Между тем он уже обречен.
На мгновение тучи рассеиваются. Из Коринфа прибывает вестник, который сообщает, что умер Полиб — отец Эдипа. В несчастном царе снова оживает надежда. Он объясняет гонцу, что бежал из Коринфа, потому что ему было предсказано, что он убьет отца и женится на матери. Но раз царь Полиб умер своей смертью, то бояться нечего! Правда, еще жива мать… Но тут вестник, думая утешить царя, открывает ему тайну: Эдип не родной сын коринфской четы — он был найден ребенком в лесу и усыновлен Полибом… От надежд не остается почти ничего. Окончательно уничтожит их старый пастух, готовый уже предстать перед Эдипом. [3]
Напрасно Иокаста умоляет мужа прекратить расспросы: в ослеплении он как бы забывает об опасности, которая может крыться в признании очевидца. Он надменно заявляет, что не стыдится низкого происхождения:
Но знаю: в том, что я — дитя Судьбы,
Всем радости дарящей, нет позора.
Судьба мне мать, и время мне отец:
Они Эдипа сделали великим
Из малого. Я родился от них
И не боюсь узнать мое рожденье!
Увы! Это последние слова Эдипа-царя, больше он не будет говорить как власть имеющий. Сейчас он узнает, какая «мать» ему Судьба, и родится новый Эдип: Эдип-преступник, Эдип — человек, искалеченный Судьбой.
Угрозами вырвано признание у пастуха. Да, он, Эдип, был сыном Лая, тем самым, которого тот решился умертвить, боясь исполнения пророчества.
«Горе, горе! Я проклят»,— кричит обезумевший царь. Но Судьба готовит еще один удар: Иокаста повесилась во дворце. С воплем врывается Эдип в спальню жены-матери и застежками ее пояса выкалывает себе глаза: он не хочет больше видеть ни людей, ни солнца, он просит увести его, спрятать:
Ночь беспредельная,
Неотвратимая! Тьма несказанная,
Смерти подобная!
Еще в ней ярче образы кровавые,
Еще сильнее боль воспоминанья!
Аполлон отомстил за пренебрежение к его пророчеству. О, зачем не был Эдип убит ребенком? Зачем чужая жалость спасла его? Он — сын, он — и муж, дети его — его братья. «Нет, нет! Нельзя об этом говорить… Из людей не вынес бы никто моих страданий».
Весь этот кошмар отцеубийства и кровосмешения усугубляется для него мыслью о скверне, влекущей за собой проклятие. Но он сам казнил себя.
В последних сценах трагедии перед зрителем уже не гордый и вспыльчивый властелин, а согбенный слепец, погруженный в тихую скорбь. Он уходит из города как зачумленный. А хор говорит о тщете человеческого счастья, о непрочности жребия смертных, о всевластии Судьбы, которую не может преодолеть никто, даже победитель Сфинкса.
Таково это великое творение эллинского гения. [4]
1.2. Образ царя в трагедии.
Комплекс упражнений № 1 Горизонтальная восьмёрка
... – это часть работы мышц, играющих важнейшую роль в развитии навыков человека. Последние исследования доказывают: движение приносит непосредственную пользу нервной системе. Мышечная активность, ... умственная нагрузка, требующая раскрытия интеллектуального потенциала и элементов творчества, специальный к/з комплекс рекомендуется применять перед началом работы. Это объясняется тем, что творческие виды ...
Софокл видел триумф и упадок Афин, его ужаснула бессмысленность смерти Перикла. Поэт осознал всю ничтожность земных упований. Не он ли воспевал силу человека, гордую поступь хозяина мира? Но теперь он говорит о том, как опасно смертному забываться: пусть он могуч, что значит его власть в сравнении с Неведомым, которое всегда стережет его?
Снова Мойра вырастает над миром, как маска Горгоны. Нет, она совсем не Дике, не высшая благая Воля, она — лишь неумолимый порядок вещей, перед которым человек бессилен. Такова, согласно Софоклу, правда жизни. В ней нет места воздаянию в смысле нравственной ответственности. Ведь Эдип был преступником невольным. Судьба действует, как бездушная машина.
Эсхил отождествил Рок и Справедливость. У Софокла Мойра тоже справедлива, но какая это справедливость! Она меньше всего похожа на небесный Промысл. Она просто действует как закон причинных связей, равнодушный к внутреннему миру человека. Совершилось преступление — не важно, сознательно или невольно; оно — реальный факт и влечет за собой столь же реальные последствия. Здесь источник античного TERROR FATI — «страха судьбы», немыми свидетелями которого остались маски греческого театра. Конвульсивные гримасы этих бредовых ликов говорят о всепоглощающем ужасе человека, подавленного Неведомым.
Но, рисуя борьбу Эдипа с Роком, Софокл не мог стать на сторону Судьбы, как не мог бы быть на стороне чумы, свирепствовавшей в Афинах. Поэтому поражение Эдипа он в каком-то смысле изобразил апофеозом.
Страдание делает злосчастного царя прекрасным, зрители плачут вместе с ним. Как Сатана, терзавший Иова, но не тронувший его души, Фатум побеждает Эдипа лишь внешне. Внутренне же он остался свободным; скорби и муки очищают его. Он — выразитель духовного начала, нравственной воли человека. Зритель видит его духовную силу и ощущает его невиновность, хотя в трагедии об этом не сказано почти ни слова. И, таким образом, Эдип одновременно оказывается и жертвой, и победителем Судьбы.
Означало ли это призыв к титаническому восстанию против Неведомого? Вероятно, Софокл пережил нечто подобное. Но бунтом, как говорил Достоевский, жить нельзя, и вот Софокл мучительно ищет нового решения, пытаясь вернуться на путь, указанный Эсхилом.
Через двадцать лет после «Царя Эдипа» престарелый поэт вновь, как Гете к «Фаусту», возвращается к прежней теме и пишет драму «Эдип в Колоне». Действие ее разворачивается на родине поэта, в предместье Афин — Колоне.
К священной роще эвменид приходит убеленный сединами бездомный старик: это Эдип, которого сыновья не желали принять в Фивы даже по прошествии многих лет. Только нежно любящая дочь царя Антигона сопровождала Эдипа во всех его странствиях.
Старец окрылен тем, что попал к эвменидам. Ему было открыто богами, что именно под их сенью он обретет вечный покой, что здесь, вознагражденный за страдания, он сделается носителем особого дара: там, где он останется — живой или мертвый,— навсегда воцарится мир и процветание.
Колонцы, узнав в слепце печально знаменитого Эдипа, умоляют его покинуть город: они боятся гнева богов. Царь старается тронуть их сердца рассказом о своей участи, просит не гнать его хотя бы ради дочери. И тут впервые он говорит о своей вине, доказывая, что он скорее жертва, чем преступник. В его слова Софокл вкладывает уже новый взгляд на грех: он не желает более примиряться с механическим понятием скверны. То, что Эдип был преступником невольным, в корне должно менять дело.
З. Фрейд о структуре личности
... Основная идея фрейдовской интерпретации Эдиповой ситуации предельно проста: действия царя Эдипа представляют собой лишь осуществление желаний нашего детства. Как считал Фрейд, Эдипов комплекс извечно тяготеет над ... чувство к отцу, Фрейд назвал Эдиповым комплексом. Наименование здесь не случайно. Оно связано с его психоаналитическим толкованием греческого мифа о царе Эдипе в одноименной трагедии ...
Но разве я знал, что творю?
Я пред богами невинен!
Когда люди узнают, что Эдип чист и что боги дали ему волшебный дар, начинается борьба за него. Теперь он уже становится всем нужен. Сыновья шлют гонцов, прося его вернуться, но старик не может забыть их жестокости и не желает идти к ним. Он остается в Колоне, куда его приглашает афинский царь Фесей. [5]
Наступает последний час, возвещаемый раскатами грома. Боги возносят Эдипа, он получит вечную жизнь и станет гением-хранителем приютившей его земли.
По замечанию одного исследователя, Софокл хотел «в лице своего Эдипа освободить человека от страшной тяжести идеи рока, доказать ему, что его судьба сплетается для него справедливыми и милостивыми богами».
Боги были виновны перед страдальцем, и вот они искупили свою несправедливость; все участники драмы расквитались между собой. Таким образом, Софокл возвращается к вере в божественную Дике, но спасение от мучительного рабства Фатума поэт видит в старой религии, а это была попытка, заранее обреченная на неудачу. Софокл явился, по существу, последним настоящим язычником. Он не смог вдохнуть новую жизнь в отеческую веру.
2. Понятие «эдипова комплекса» в современной психологии
2.1. Сущность «эдипова комплекса»
Как известно понятие Эдипова комплекса (от лат complexus — связь, сочетание) — одно из центральных понятий фрейдизма. Это комплекс, возникающий в раннем детстве, представлений и чувств, главным образом бессознательных, заключающихся в половом влечении к родителю противоположного ему пола одновременно с ревностью и недоброжелательством по отношению к родителю одного с ним пола, стремлении физически его устранить. Эдипов комплекс вызывает у индивида чувство вины, приводящее к конфликту в сфере бессознательного. Если человек не может преодолеть эдипов комплекс, говорят о неразрешенной эдиповой ситуации, которая бессознательно порождает различные конфликты, касающиеся лиц противоположного пола, родительских чувств и несоответствия требований реальности и инстинктивных импульсов.[6]
Эдипальная стадия развития детской сексуальности характерна для возраста от трех до пяти лет. В это время страх наказания со стороны отца (комплекс кастрации — критика) вытесняет эдипов комплекс в бессознательное, и в зрелом возрасте эти переживания могут проявляться, как правило, в форме невроза.
При этом часть влечений стремится прорваться в сознание и в поступки человека. Для повторного вытеснения развиваются невротические симптомы, связанные, например, с замещающим удовлетворением. Замещение — один из механизмов защиты «Я» путем замены объекта или потребности. Замещение объекта происходит при невозможности выразить чувства или осуществить действие по отношению к нужному объекту. Например, социальные запреты перемещают агрессию по отношению к начальнику на сослуживцев или членов семьи, а потребность, которую не удается удовлетворить, замещают на противоположную. Так, безответная любовь способна превратиться в ненависть, а нереализованная сексуальная потребность — в агрессию.
Наиболее распространенными и значимыми формами невроза (по К. Хорни) являются следующие: невроз привязчивости (поиск любви и одобрения любой ценой); невроз власти (погоня за властью, престижем и обладанием).
Теория личности Зигмунда Фрейда 2
... также Эдипов комплекс (у мальчиков) или комплекс Электры (у девочек), то есть комплекс амбивалентных чувств, которые испытывает ребенок к объекту идентификации. На грани внутреннего взрыва. Фрейд подчеркивал, ... дети начинают осознавать свои сексуальные отличия, интересоваться своими гениталиями. Эту стадию Фрейд считал критической для девочек, которые впервые начинают осознавать свою неполноценность ...
Происходящие в последнее столетие научные, технические, социальные и сексуальные революции резко обострили чувствительность нервной системы человека и увеличили вероятность его невротической реакции на многие события, в том числе на совершенно незначительные.
2.2. Объяснение феномена «Эдипова комплекса»
Эдипов комплекс — одно из ключевых понятий теории З.Фрейда[7], в которой рассматривается как центральный механизм психосексуального развития личности. Символика этого понятия заимствована Фрейдом из древнегреческого мифа о царе Эдипе. Согласно этому мифу, так звали мальчика, который родился в семье фиванского царя Лая. Еще до рождения ребенка оракулы предрекли Лаю, что тот погибнет от руки собственного сына. Поэтому, по приказу отца, слуги унесли младенца Эдипа из дворца и бросили его на верную смерть в пустынной местности. Ребенок, однако, не погиб, а был подобран и воспитан совершенно чужими людьми, которых до поры считал своими родителями. Повзрослевшему Эдипу каким-то образом открылось касавшееся его пророчество, и он в испуге покинул дом, не желая, чтобы .оно сбылось. Судьба (по мнению древних греков, неумолимая и всесильная) столкнула его с незнакомцем — Лаем, которого он и убил в результате завязавшейся ссоры. Позднее, неподалеку от города Фивы, ему удалось совершить чудесный подвиг и уничтожить чудовище, наводившее ужас на горожан. Восторженные фиванцы провозгласили Эдипа царем, и он женился на вдове Лая, не ведая, что это его собственная мать.
Миф об Эдипе получил неожиданную трактовку в трудах Фрейда. Для Фрейда центральной движущей силой поведения человека выступали глубинные, неосознанные влечения, сексуальные по своей природе. Поскольку такие влечения считаются недопустимыми, для них не находится места в сознании, и они «вытесняются» оттуда в сферу бессознательной психики, продолжая влиять на мироощущение и поведение человека. Фрейд считал, что у мальчиков формируется комплекс Эдипа в результате вытеснения в раннем детстве влечения к матери и соответственно враждебности к отцу как к сопернику. Девочкам же свойствен аналогичный комплекс Электры (по имени героини еще одного мифа); это совокупность враждебных чувств к матери, которые обусловлены ревностью к сопернице, мешающей безраздельно владеть отцом.[8]
Многие специалисты, не разделяющие воззрения Фрейда, скептически относятся к понятию Эдипова комплекса. Еще в 20-е годы английский антрополог Б.Малиновский (в ту пору ревностный фрейдист), изучая культуру примитивных обществ на островах Новой Гвинеи, столкнулся с абсолютной невозможностью выявить Эдипов комплекс у туземцев. Это сильно поколебало его приверженность идеям Фрейда, а многих специалистов заставило сделать вывод, что комплекс не является универсальным и не присущ изначально каждому человеку. Попытки психологов экспериментально подтвердить идеи Фрейда также не дали положительного результата. Было высказано мнение, что данный комплекс — социально обусловленный механизм. В истории культуры он появляется в связи с возникновением патриархальной семьи — как протест сыновей против всевластия главы рода. Так или иначе, на бытовом уровне совершенно очевидно, что похожее явление может возникнуть в семье, где отец суров, властен и даже жесток, а мать — любящая и нежная. В таких обстоятельствах естественна сильная привязанность к матери и настороженное, недоброжелательное отношение к отцу.
Зигмунд Фрейд психоанализ
... “Исследования по истерии". Иногда ее оценивают как первую главу в истерии созданного Фрейдом психоанализа. Для этого имеются все основания, поскольку в указанной книге можно различить намеки ... духовному единству Я, включенного в окружающий его мир. В действии таких вытесненных "комплексов" видели причину забывания, оговорок, грез, ложных поступков, неврозов (истерий), и лечение их ...
Вопрос о самом существовании Эдипова комплекса и о его роли в становлении личности по сей день остается дискуссионным. По всей вероятности, возможности использования этого понятия для объяснения развития и поведения ‘ ребенка весьма ограничены.[9]
Заключение
Подводя итог работы, можно сделать следующие выводы.
Одно из центральных понятий, используемых Фрейдом – Эдипов комплекс, который является так же одним из основных понятий всего психоанализа. Согласно современному определению, Эдипов комплекс (или отцовский комплекс) – это группа в значительной степени бессознательных идей и чувств, концентрирующихся вокруг желания обладать родителем противоположного пола и устранить родителя своего пола. У мальчиков это обычно проявляется ненавистью к отцу или даже желанием его смерти с одновременной любовью к матери. Обратный (негативный) Эдипов комплекс проявляется, наоборот, в любви к отцу и неприязнью к матери. Однако, очень часто эти две формы комплекса сочетаются, в результате чего формируется амбивалентная, двойственная установка по отношению к родителям (идея амбивалентного отношения к отцу четко прослеживается в дальнейшем рассуждении Фрейда).
Согласно классической теории психоанализа, Эдипов комплекс – явление универсальное, которое наследуется человеком филогенетически и с необходимостью проявляется на определенной стадии развития либидо (сексуальное влечение) и Я ребенка (в возрасте от 3 до 5 лет).
Свое название комплекс берет из древнегреческой мифологии: согласно легенде, царь Эдип убил отца и женился на своей матери, не зная о своем родстве с ними. Для успешного развития ребенок должен преодолеть Эдипов комплекс. Для этого он обычно должен идентифицировать себя с родителем своего пола и временно отказаться от сексуальных претензий по отношению к родителю противоположного пола. Временно постольку, поскольку эти претензии вновь открываются в более позднем зрелом возрасте во время выбора индивидом объекта полового влечения, однако, уже по отношению не к родителю, а к этому объекту, который отождествляется у индивида с одним из родителей.
Идея Эдипова комплекса возникла у Фрейда в результате самоанализа после смерти его отца в 1827. Впервые Фрейд упоминает о своей гипотезе в письме другу Флиссу в 1897 году. В работах по психоанализу впервые понятие Эдипова комплекса появляется в 1900 году.[10]
Фрейд дал весьма смелую интерпретацию проблемы происхождения религии. В сущности он показал, что религия имеет глубоко иллюзорную природу, что корнями своими она уходит неразрешенный Эдипов комплекс молодого Человечества. В своих рассуждениях Фрейд приходит к выводу о том, что общественное сознание проходит в своем историческом развитии те же стадии взросления, что и индивидуальное сознание каждого члена общества. Поэтому возможно, что феномен Эдипова комплекса имел место и в отношении общественного сознания на определенном этапе его развития и привел в конечном итоге к возникновению религии в своем современном виде.
Основы психоанализа Фрейда
... конфликтов, выражающихся в неврозах и перверсиях. Неправомерно расширяя сферу применения психоанализа, Фрейд попытался распространить его принципы на различные области человеческой культуры- мифологию, ... сделанные в этом направлении, последовательная разработка подобной концепции является новой в науке. Мы достигли знания этого психического аппарата ,изучая индивидуальное развитие людей ...
Список использованной литературы:
1. Витц Пол К. Психология атеизма. Перевод Яна Шапиро под ред. Е. Канищевой, М., 2002.
2. Культурно-исторический контекст феномена «Эдипов комплекс». Л.С. Драгунская. Доклад на семинаре Российского психологического общества (Москва, апрель 1998 г.)
3. Мифы народов мира. Москва. «Советская энциклопедия». 1982.
4. Психоанализ и психологическая теория личности . И. И. Мунерман. М.: Наука, 1995
5. Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа / Пер. с англ. Л. В. Топоровой, С. В. Воронина и И. Н. Гроздева под редакцией канд. Филос. Наук С. М. Черкасова. – СПб.: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 1995. С. 211-212.
6. Руткевич А.М. “От Фрейда к Хайдеггеру”. М., 1990.
7. Сумерки богов / Сост. и общ. ред. А. А. Яковлева: Перевод. – М.: Политиздат, 1989.
8. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. – М.: Наука, 1989. – (Серия «Классики науки»).
С. 211-215
9. Фрейд З. Психология бессознательного: Сб. произведений / Сост., науч. ред., авт. вступ. ст. М. Г. Ярошевский. – М.: Просвещение, 1990. С. 447.
10. Эдипов комплекс. Проблемы психоанализа.Янг Р.М., М.: Проспект. — 2002, 78 с.
[1] Сумерки богов / Сост. и общ. ред. А. А. Яковлева: Перевод. – М.: Политиздат, 1989, С. 43
[2] Эдипов комплекс. Проблемы психоанализа.Янг Р.М., М.: Проспект. — 2002, С. 30
[3] Мифы народов мира. Москва. «Советская энциклопедия». 1982, С. 67
[4] Культурно-исторический контекст феномена «Эдипов комплекс». Л.С. Драгунская. Доклад на семинаре Российского психологического общества (Москва, апрель 1998 г.), С. 12
[5] Руткевич А.М. “От Фрейда к Хайдеггеру”. М., 1990, С. 371
[6] Фрейд З. Психология бессознательного: Сб. произведений / Сост., науч. ред., авт. вступ. ст. М. Г. Ярошевский. – М.: Просвещение, 1990. С. 447
[7] Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. – М.: Наука, 1989. – (Серия «Классики науки»).
С. 211-215
[8] Витц Пол К. Психология атеизма. Перевод Яна Шапиро под ред. Е. Канищевой, М., 2002, С. 105
[9] Психоанализ и психологическая теория личности . И. И. Мунерман. М.: Наука, 1995, С. 128
[10] Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа / Пер. с англ. Л. В. Топоровой, С. В. Воронина и И. Н. Гроздева под редакцией канд. Филос. Наук С. М. Черкасова. – СПб.: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 1995. С. 211-212