Негосударственное образовательное учреждение 32

высшего профессионального образования

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

У П Р А В Л Е Н И Я И Э К О Н О М И К И

ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Кафедра гуманитарных и социальных наук

Утверждено на заседании кафедры ГСН

Протокол №2

«_4_ » __октября__ 2012 г.

Зав. кафедрой Пуринова Г.К.

Учебно-методические материалы

учебной дисциплины

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

для бакалавров заочной формы обучения

Санкт-Петербург

2012

1. Содержание тем дисциплины

№ п/п

Наименование темы

дисциплины

Содержание темы

Введение. История возникновения и развития психологии

Предмет и задачи психологии. Место психологии в системе наук. Отрасли психологии. Методы психологии.

    Понятие о психике. Сознание как высшая ступень развития психики.

    Психика и организм. Психика, поведение и деятельность. Сознание. Структура сознания. Сознание и самосознание. Сознательное и бессознательное.

    Эмоциональные процессы и управление эмоциями. Воля как характеристика сознания.

    Состояния сознания.

      Познавательные психические процессы

      Ощущения и восприятия. Внимание. Закономерности памяти. Мышление. Развитие мышления в персогенезе. Способы активизации мышления. Расстройства мышления. Воображение. Виды воображения. Речь. Виды речевой деятельности. Интеллект. Оценка интеллекта.

        Общее и индивидуальное в психике человека. Личность и ее развитие.

        Индивидуальность и личность. Теории личности Психологическая структура личности.

          Индивидуально-типологические

          особенности личности.

          Способности как проявление индивидуальности. Типология темперамента. Типы темперамента и их психологическая характеристика. Роль темперамента в деятельности. Конституционные типологии (Э.Кречмер, У. Шелдон).

          Характер. Акцентуации характера. Типологии характера.

          Мотивация. Психические состояния. Агрессивность и агрессивное поведение.

            Общение как деятельность.

            Психология общения.

            Функции и структура общения. Транзактный анализ общения. Вербальные и невербальные средства общения. Типы и механизмы психологического воздействия. Виды и техники слушания.

              Психология взаимодействия. Межличностные отношения

              Межличностные отношения. Социально-психологические влияния. Взаимодействия в группе. Взаимодействия людей в неорганизованных группах. Личность и группа: проблема лидерства и руководства. Межгрупповые отношения.

              8.

              Педагогика как наука. Основные категории педагогики.

              Предмет и задачи педагогики. Методы исследования в педагогике. Основные категории педагогики.

              Педагогический процесс как предмет изучения педагогики. Целеполагание в педагогике и педагогические принципы. Структура педагогического процесса.

              Основные дидактические концепции.

              9.

              Педагогическая деятельность как организационно-управленческая деятельность.

              Обучение как процесс. Виды и методы обучения. Традиционное обучение. Программированное обучение. Проблемное обучение и деловые игры. Производственно-профессиональное обучение. Инновационное обучение.

              Педагогическое общение. Стили педагогического общения.

              Воспитания и его закономерности. Методы воспитания.

              Семья как социально-культурная среда воспита-ния и развития личности.

              Образование как общечеловеческая ценость.

              2. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины а) основная литература

              1. Краевский, В. В. Общие основы педагогики: учебное пособие для вузов. — М.: Академия, 2006. — 256 с.
              2. Марцинковская, Т. Д.Психология и педагогика [Электронный ресурс]: Электронный учебник. — Электрон. текстовые дан.. — М.: КноРус, 2010 эл. опт. диск (CD-ROM): цв.. — (Электронный учебник)
              3. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб, 2007.

              1. Дополнительная литература

              1. ОстровскийЭ. В., ЧернышоваЛ. И. Психология и педагогика. –М.: Инфра-М, 2010 г.

              1. ПодласыйИ.П. Педагогика. Новый курс: В 2 кн.- М., 2006
              2. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика. – М.:Академия, 2008 г.
              3. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Учебное пособие. — М., 2006
              4. Кавдангалиева, М. И. Педагогика и психология [Электронный ресурс]: Электронное учебно-методическое пособие.- С.-Петерб. акад. упр. и экон. — Электрон. текстовые дан.. — СПб.: Изд-во СПбАУЭ, 2006.

              В) программное обеспечение

              • СДО «Гиперметод». —

              Г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

              1. Информационно-образовательный портал СПБУУЭ. —
              2. Электронная библиотека СПБУУЭ. —
              3. Электронные информационные ресурсы:

              4. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/_Index.php

              5. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/index.php

              6. http://slovari.yandex.ru/

              3. Примерная тематика контрольных работ.

              1. Психология как наука. Предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе других наук.

              2. История развития психологического знания. Основные направления в психологии.

              3. Психика и организм. Основные функции психики. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза.

              4. Мозг и психика. Структура психики. Соотношение сознательного и бесссознательного.

              5. Сознание как высшая ступень развития психики. Структура сознания.

              6. Познавательные процессы. Ощущения и восприятия.

              7. Внимание. Мнемические процессы.

              8. Память. Закономерности памяти. Расстройства памяти.

              9. Развитие мышления в персоногенезе. Способы активизации мышления.

              10. Понятие и представление.

              11. Воображение. Виды воображения. Творчество.

              12. Речь. Виды речевой активности и их особенности.

              13. Общение и речь.

              14. Интеллект и его оценка.

              15. Индивид, личность, субъект, индивидуальность. Психологическая структура личности. Развитие личности.

              16. Психические состояния.

              17. Эмоции и чувства.

              18. Индивидуально-типологические особенности личности.

              19. Темперамент. Типология темперамента.

              20. Характер. Акцентуации характера.

              21. Способности. Развитие способностей.

              22. Деятельность. Структура деятельности.

              23. Основные виды деятельности и их характеристика.

              24. Психическая регуляция поведения и деятельности.

              25.Межличностные отношения. Социально-психологические влияния.

              26. Малые группы. Взаимодействие в группе. Личность в группе.

              27. Межгрупповые отношения и взаимодействия.

              28. Педагогика как наука. Предмет, объект и методы педагогики.

              29. Задачи и функции педагогики.

              30.Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача.

              31. Образование как общечеловеческая ценность и как социокультурный феномен.

              32. Образовательная система России.

              33. Управление образовательными системами.

              34. Цели, содержание, структура непрерывного образования. Единство образования и самообразования.

              35. Педагогический процесс. Функции обучения. Воспитание в педагогическом процессе.

              36. Формы организации учебной деятельности.

              37. Управление педагогическим процессом. Методы, приемы и средства организации и управления.

              39. Особенности образования взрослых.

              40. Семейное воспитание и развитие личности.

              4. Примерный список вопросов к зачету

              1. История становления психологии как области научного знания
              2. Основные научные направления в психологии
              3. Предмет и объект изучения психологии как науки.
              4. Способы получения психологического знания
              5. Мозг и психика.
              6. Сознание как высшая ступень развития психики
              7. Познавательные психические процессы
              8. Понятие о личности. Модели личности.
              9. Мотивация в структуре личности.
              10. Теория А. Маслоу.
              11. Психические состояния.
              12. Понятие о темпераменте. Теории темперамента
              13. Типы темпераментов.
              14. Характер. Акцентуации характера
              15. Категория деятельности в психологии. Структура деятельности
              16. Виды деятельности: труд, игра, общение
              17. Социально-психологические феномены межличностного взаимодействия
              18. История возникновения педагогики как науки
              19. Предмет и объект педагогики как науки.
              20. Методы исследования в педагогике.
              21. Образование как общечеловеческая ценость
              22. Человек как предмет воспитания. Способы воспитательного воздействия.
              23. Типы воспитания. Модели и стили воспитания.
              24. Обучение как процесс
              25. Методы обучения
              26. Виды обучения
              27. Инновационное обучение
              28. Формы организации обучения в школе и ВУЗе.
              29. Педагогическое общение.
              30. Семья как субъект педагогического взаимодействия

              5. Примерный тест.

              1. Термин «психология» в переводе с древнегреческого языка означает учение о …

              1. душе
              2. теле
              3. мире
              4. человеке

              2. Предметом изучения психологии как науки является …

              1. психика человека
              2. психика животных
              3. социальные нормы поведения
              4. индивидуальный опыт человека

              3. Метод испытаний, установления определенных психических качеств человека — это …

              1. беседа
              2. наблюдение
              3. интроспекция
              4. тест

              4. Психология как наука о поведении рассматривалась таким научным направлением, как …

              1. гештальтпсихология
              2. когнитивная психология
              3. фрейдизм
              4. бихевиоризм

              5. Отражение отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира, а также внутренних состояний организма — это …

              1. мышление
              2. потребность
              3. эмоция
              4. ощущение

              6. Активизация закрепленного ранее содержания психики называется…

              1. воспроизведением
              2. забыванием
              3. сохранением
              4. запоминанием

              7. Нейропсихологические особенности памяти в отечественной психологии изучал …

              1. Л.С.Выготский
              2. Д.Б.Эльконин
              3. В.М. Бехтерев
              4. А.Р.Лурия

              8. Акцентуация характера – это…

              1. норма
              2. патология
              3. крайнее выражение нормы
              4. отклонение от нормы

              9. Сильный, уравновешенный, инертный тип нервной системы, по И.П. Павлову, у …

              1. холерика
              2. флегматика
              3. сангвиника
              4. меланхолика

              10. Слова «унылый, мрачный, печальный» свойственны чувству …

              1. страха
              2. грусти
              3. унижения
              4. презрения

              11. Педагогика как наука изучает …

              1. процесс развития
              2. процесс преподавания
              3. педагогический процесс
              4. процесс социализации

              12. Разновидность поощрения как метода воспитания это — …

              1. ироническая шутка
              2. одобрение
              3. просьба
              4. упрек

              13. Основная форма передачи большого объема систематизированной информации как ориентировочной основы для самостоятельной работы — это…

              1. семинар
              2. лекция
              3. урок
              4. беседа

              14. В обучении различают три основные группы взаимосвязанных целей — это …

              1. дидактические, обучающие, развивающие
              2. образовательные, развивающие, воспитательные
              3. учебные, теоретические, образовательные
              4. практические, воспитательные, развивающие

              15. Сущность принципа наглядности определяется как …

              1. заполнение пространства между конкретным и абстрактным;
              2. создание условий для преодоления трудностей всеми обучающимися в процессе познания;
              3. взаимосвязь теории и практики;
              4. обращение к истории и культуре своего народа.

              16. «Закон движения коллектива» по А.С Макаренко состоит в том, что …

              1. между коллективами организуется обмен опытом работы;
              2. коллектив находится в состоянии постоянного роста и развития;
              3. контролируется исполнение поручений членами коллектива;
              4. стимулируется деятельность членов коллектива.

              17. Основным заказчиком образовательных учреждений выступает …

              1. педагогический коллектив
              2. учащиеся
              3. семья
              4. государство и его ведомства

              18. Принцип общедоступности образования предполагает …

              1. научный характер образования
              2. единство обучения и воспитания
              3. светский характер образования
              4. адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития личности

              9