Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов» 5

Утверждена Ученым советом факультета культуры 30 ноября 2009 г., пр. № 3

Опубликовано на основании решения кафедры рекламы и связей с общественностью от 24 декабря 2009г. ,пр.№3

Программа учебной дисциплины 

Лоббизм и спонсоринг

(для студентов заочной формы обучения  по специальности 032401.65 Реклама)

 

Санкт-Петербург 2009

Кафедра рекламы и связей с общественностью

Автор-составитель: доцент кафедры рекламы и связей с общественностью СПбГУП, кандидат психологических наук Э. Э. Кибизова

Рецензенты: заведующий кафедрой социальной психологии СПбГУ, доктор психологических наук, профессор А. Л. Свенцицкий;

доцент кафедры социальной психологии СПбГУП, кандидат психологических наук И. А. Мироненко

  

Пояснительная записка

Дисциплина «Лоббизм и спонсоринг» читается студентам заочной формы обучения по специальности 032401.65 Реклама.

Цель дисциплины – изучение (в контексте социальной психологии, политической психологии, психоанализа, истории и методологии управления общественными отношениями) способов и механизмов социально-психологического воздействия на законодательную и представительную власти и на спонсора для достижения намеченных целей в области государственных поощрений и поддержки, а также социальной поддержки и защиты граждан.

Задачи дисциплины — научить студентов анализировать личность представителя органов власти и спонсора, а также уметь завоевать поддержку целевого потребителя, которая является своего рода ключом к сердцу первых.

В результате изучения дисциплины студент должен владеть понятийным и категориальным аппаратом дисциплины, уметь устанавливать семантические связи между понятиями и применять на практике полученные знания.

Итоговая форма контроля знаний студентов — экзамен.

Тематический план

Номер и наименование темы

Всего часов

Аудиторные занятия

СРС

Лекции

Практ. занят.

1. Лоббизм и спонсоринг: основные характеристики и проблемы

6

2

4

2. Лоббизм как влияние и манипулирование

4

4

3. Лоббизм как социально-психологическое воздействие

8

2

2

4

4. Органы власти как целевая аудитория лоббиста

6

6

5. Мотив власти: на пути к характеру

4

4

6. Архетипы (матери, отца и ребенка) как основы формирования комплексов

10

2

2

6

7. Порядок рождения и развитие личности

4

4

8. Власть как средство политического лидера

6

6

9. Стратегия лидерства во власти: гендерный подход

4

4

10. Этносоциальные ценности как власть и как сила

10

2

2

6

11. Символические знаки власти

4

4

12. Спонсоринг как форма социальных инвестиций

10

2

2

6

13. Благотворительность, бизнес и власть

4

4

14. Экономическое поведение и инвестиционная деятельность в лоббизме и спонсоринге

10

2

2

6

15. Лоббизм и спонсоринг: роль СМИ в достижении цели

10

2

2

6

Итого

100

12

14

74

 

Содержание дисциплины

Тема 1. Лоббизм и спонсоринг: основные характеристики и проблемы

Лоббизм: подходы и цели. Теория группового давления. Концепция заинтересованных групп. Факторы группового давления. Механизмы группового давления. Спонсорство: определение и актуальные направления. Благотворительность: основные характеристики. Участники благотворительной деятельности. Благотворительная программа.

Тема 2. Лоббизм как влияние и манипулирование

Лоббизм как социальное, психологическое и непсихологическое влияние. Цели влияния. Формы «варварского» психологического влияния. Выигрыши «варвара». Виды цивилизованного психологического влияния. Цивилизованное противостояние «варварскому» психологическому нападению. Алгоритм цивилизованного противостояния. Спорные виды влияния и противостояния влиянию.

Лоббизм как манипулирование. Основные манипулятивные типы. Манипулятивные техники аргументации. Риторические техники аргументации. Техники контраргументации. Техники «психологического самбо». Техники конструктивной критики. Принятие решения о вступлении в конфронтацию. Алгоритм конфронтации.

Тема 3. Лоббизм как социально-психологическое воздействие

Воздействие как целенаправленный перенос информации от одного субъекта взаимодействия к другому. Принципы и структура воздействия. Виды воздействия. Закономерности воздействия на потребностно-мотивационную, интеллектуально-познавательную и коммуникативно-поведенческую сферы психики субъекта. Механизмы, методы, способы, приемы и формы социально-психологического воздействия.

Тема 4. Органы власти как целевая аудитория лоббиста

Власть: содержание и методы реализации. Общая классификация оснований власти. Стратегии приобретения и использования власти. Тактики приобретения и использования власти. Принципы власти. Функции власти. Модели власти. Конфликт, власть и политика. Потребность во власти. Власть и свобода. Власть и повиновение. Взаимодействие с властью. Классификация людей по их отношению к власти. Власть — население: формы работы, обратная связь. Власть и некоммерческие общественные организации: стратегии партнерства.

Тема 5. Мотив власти: на пути к характеру

Мотив власти. Комплекс: определения, подходы, виды. Межличностные отношения детской истории как основа комплекса. Депривация как последствие закрепленных ролей ребенка в семье. Формирующее воздействие значимых межличностных отношений на Я-концепцию. Ориентация защитных действий Я в соответствии с источником и значимостью тревоги. Отношения «родитель — ребенок». Взаимная социализация и синхрония в отношениях между родителями и детьми. Семья как система. Развод. Родители-одиночки. Родительская пермиссивность. Наказания, вознаграждения и собственный интерес.

Тема 6. Архетипы (матери, отца и ребенка) как основы формирования комплексов

Архетипы коллективного бессознательного и комплексы личного бессознательного. Архетип матери как основа комплекса матери. Типичные формы архетипа матери. Аспекты символа матери. Позитивные и негативные аспекты материнского комплекса. Комплекс матери у дочери. Комплекс матери у сына. Архетип отца как основа комплекса отца. Типичные формы архетипа отца. Негативный комплекс отца у женщин. Негативный комплекс отца у мужчин. Негативные составляющие архетипа ребенка. Положительная сторона архетипа. Мотив ребенка.

Тема 7. Порядок рождения и развитие личности

Опыт, связанный с порядком рождения. Первый ребенок. Второй ребенок. Средний ребенок. Последний ребенок. Единственный ребенок. Интервал между рождениями. Академические достижения. Психическое здоровье. Брак. Деликвентность. Род занятий. Близнецы.

Порядок рождения и личность. Первенец. Средние дети. Младшие дети. Единственный ребенок. Приемные дети. Влияние сиблингов. Соперничество сиблингов. Описания статусов сиблингов. Отношения сиблингов на протяжении жизни.

Тема 8. Власть как средство политического лидера

Феномен лидерства. Лидерство и руководство. Лидерство и организационная власть. Теории лидерства. Политические руководство и лидерство. Качества политического лидера. Политическое лидерство: классификация, концепции, уровни и функции. Механизм политического лидерства. Эффективность лидерства.

Типы политического сознания. Политическое самосознание. Политические мотивы. Детерминанты политической активности людей. Социально-психологические типы политической активности. Образы политического восприятия.

Тема 9. Стратегия лидерства во власти: гендерный подход

Гендерные стереотипы. Гендерные аттитюды. Гендерные ожидания. Развитие гендерной идентичности. Развитие гендерного постоянства. Исследование гендерных различий. Ложные представления о гендере. Психология женщины-лидера. Логика женской власти. Стиль женского успеха. Лидерские способности. Стратегия лидерства женщины. Психология мужчины-лидера. Формирование лидера. Этика лидера. Функциональная идентичность лидера.

Тема 10. Этносоциальные ценности как власть и сила.

Общечеловеческий характер этносоциальных ценностей.

Постановка проблемы ценности в философии, социологии и социальной психологии. Механизмы «производства ценностей». Ценности, ценностные отношения и поведение. Структура ценностей в разных культурах: западной, восточной, мусульманской. Этносоциальные ценности поколений. Этносоциальные ценности: гендерный аспект. Мотивирующий характер терминальных и инструментальных ценностей. Интерпретация системы и иерархии этносоциальных ценностей как предопределение направления и характера аргументации. Проблема этносоциальных ценностей в лоббизме и спонсоринге.

Тема 11. Символические знаки власти

Политические символика и эмблематика.

Бессознательные умозаключения. Соединение в обобщении осознанного и неосознанного. Конструирование логической невозможности. Конструирование двусмысленностей. Порождение обманутых ожиданий. Символическое воображение. Роль метафоры в символическом изображении. Мифологическая символизация. Политическая мифология. Миф в массовой политической информации.

Основные символические системы, вовлеченные в политический процесс: Современная символизация. Социальная мифология России и проблемы адаптации. Манипулирование посредством символа и эмблемы. Введение в теорию добровольного и вынужденного восприятия информации (социально-психологические эффекты и последствия).

Тема 12. Спонсоринг как форма социальных инвестиций

Мотивы инвестирования. Теории социальных обменов. Программы и проекты как средство спонсоринга. Алгоритм спонсорства. Спонсорский проект. Технология современного спонсорства. Статус спонсора. Спонсорский пакет. Проблемы спонсорства. Оценка эффективности спонсорства. Формы и модели социальной поддержки. Измерение. Механизмы влияния поддержки. Объект спонсирования как зависимый субъект. Основные характеристики зависимости. Теории зависимости. Выбор объекта спонсирования: психоаналитический подход. Позитивные иллюзии. Проблема совмещения иллюзий и точного восприятия.

Тема 13. Благотворительность, бизнес и власть

Основные характеристики и проблемы благотворительности. Проблема сознания ничтожности и чувство тщеславного превосходства.

Сознательные и бессознательные мотивы альтруистического поведения. Благотворительность, бизнес и власть. Общественное признание благотворителей. Технологии благотворительности. Приоритеты, объекты и формы благотворительной деятельности российских компаний. Приемы и методы организации благотворительных акций. Благотворительность в СМИ. Характеристики эффективности кампании.

Тема 14. Экономическое поведение и инвестиционная деятельность в лоббизме и спонсоринге

Деньги: краткий историко-психологический аспект. Социокультурные особенности отношения к деньгам. Влияние денег на формирование личности. Экономическое поведение.

Психология инвестиционной деятельности. Оценка факторов инвестиционной привлекательности страны. Мотивы инвестирования. Инвестиционное поведение элиты и среднего класса. Современное банковское инвестиционное поведение. Инвестиционное поведение директората. Сравнительный анализ развития инвестиционного поведения на Западе и в России.

Тема 15. Лоббизм и спонсоринг: роль сми в достижении цели

Теории массовой коммуникации. Когнитивная, аффективная и поведенческая стороны восприятия СМИ. Тактика работы со СМИ. Анализ потребителя и анализ конкуренции. СМИ и воображение. Исследование воспринимаемой реальности. Извлечение информации и память.

Роль кинематографа в общечеловеческой культуре. Знак в кинематографической проекции. Символ и пространство в фильме. Методология синемалогии. Виды синемалогии. Реклама: постановка целей и рыночное позиционирование. Влияние рекламы на этносоциальные ценности потребителя. Эффекты воздействия новостей на атрибуции и принятие решений. Дикторы как суррогаты реальных друзей в надсоциальном взаимодействии. Религия на экране. Психологические аспекты спорта и спортивных репортажей.

 

Темы практических занятий (упражнения психологического тренинга)

  1. Психогимнастические упражнения, формирующие обратную личностную связь.
  2. Психогимнастические упражнения, направленные на развитие наблюдательской сензитивности.
  3. Психогимнастические упражнения, направленные на развитие креативности.
  4. Развитие доверия.
  5. Самопознание.
  6. Ценность индивидуальности.
  7. Сосредоточение, концентрация.
  8. Развитие навыков кооперации.
  9. Упражнения на мобилизацию энергии группы.
  10. Развитие фантазии.
  11. Голос интуиции.
  12. Помогать другим и принимать помощь.

 

Перечень примерных вопросов для подготовки к экзамену

  1. Содержание, цели, задачи и основные направления лоббирования.
  2. Различия между спонсорством и благотворительностью.
  3. Ваши предложения по переходу от «дикого» лоббирования к цивилизованным формам.
  4. Примеры лоббирования в ведущих странах мира.
  5. Общее различие между интересами, лоббируемыми представителями государственного сектора и защищаемыми предпринимателями, занятыми в частном секторе.
  6. Классификация видов влияния.
  7. Критерии и корни манипуляции.
  8. Техника «психологического самбо».
  9. Виды, методы и способы социально-психологического воздействия.
  10. Принципы, структура и механизмы социально-психологического воздействия.
  11. Понятие «власть».
  12. Важность «зависимости» и «неопределенности» для понимания «власти».
  13. Архетипы в политике.
  14. Причины того, что каждый психический продукт может быть воспринят как символ.
  15. Причины того, что связанный с порядком рождения опыт имеет следствием развитие личности, типичной для каждого положения, занимаемого ребенком в последовательности рождения в семье.
  16. Сиблинги: статус и отношения.
  17. Структурные теории лидерства.
  18. Поведенческие теории лидерства.
  19. Ситуационные теории лидерства.
  20. Влияние социокультурных факторов на инвестиционное поведение в России в период трансформации.
  21. Классификация денежных типов личности.
  22. Понятие «выбор объекта». Разновидности выбора.
  23. Общечеловеческий характер этносоциальных ценностей.
  24. Основные направления теории обработки информации.
  25. Значимость рекламы в контексте лоббизма и спонсоринга.

  

Литература Основная

  1. Белов А. А. Теория и практика связей с общественностью : учебное пособие/ А. А. Белов. -Ростов-н/Д.;СПб.: Феникс: Северо-Запад, 2005.-208 с..
  2. Василенко А. Б. Пиар крупных российских корпораций : научно-популярная литература/ А. Б. Василенко. -2-е изд.. -М.: ГУ-ВШЭ, 2005.-304 с..
  3. Государственная поддержка предпринимательства в России : Учеб. пособие/ Ф. И. Шамхалов, В. С. Нечипоренко; Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ. -М.: Экономика, 2003.-158 с..
  4. Игнатьев Д. И. Настольная энциклопедия Public Relation : энциклопедия/ Д. И. Игнатьев, А. В. Бекетов, Ф. В. Сарокваша. -М.: Альпина Паблишер, 2002.-229 с.
  5. Королько В. Г. Основы паблик рилейшнз : Учебник/ В. Г. Королько. -М.: Рефл-бук; Киев: Ваклер, 2006.-528 с. .
  6. Малько А. В. Политическая и правовая жизнь России : Учеб. пособие/ А. В. Малько. -М.: «Юристъ», 2000.-256 с..
  7. Шапкин И. Н. Из истории лоббизма в России : Представительские организации российского капитали во второй половине XlX — начале ХХ веков/ И. Н. Шапкин; Ред. В. Н. Ильин. -М.: МАЭП, 1999.-

Дополнительная

  1. Коновалов А. В. Маленькие секреты большого шоу-бизнеса : [научно-популярная литература]/ А. В. Коновалов. -СПб.: Питер, 2005.-188 с.
  2. Политические институты США: история и современность : научное издание/ Акад. Наук СССР; Отв. ред. В. И. Борисюк. -М.: Наука, 1988.-272 с.
  3. Балабанов И. Т. Деньги и финансовые институты / И. Т. Балабанов, О. В. Гончарук, Н. А. Савинская СПб.: Питер, 2002. 224 с.
  4. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы / под ред. М. С. Мацковского. М.: Прогресс, 1988. 400 с.
  5. Берн Ш. Гендерная психология. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001.
  6. Дейнека О. С. Экономическая психология: учеб. пособие. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. 160 с.
  7. Занковский А. Н. Организационная психология: учеб. пособие для вузов. М.: Флинта: МПСИ, 2002. 648 с.
  8. Зеленский В. В. Аналитическая психология. СПб.: Б.С.К., 1996. 324 с.
  9. Катернюк А. В. Современные рекламные технологии: коммерческая реклама: учеб. пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2001. 320 с.
  10. Кулишова О. В. Дельфийский оракул в системе античных межгосударственных отношений (VII–V вв. до н. э.).

    СПб.: Гуманитарная Академия, 2001. 432 с.

  11. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: Междунар. пед. акад., 1994. 680 с.
  12. Плигин А. А., Герасимов А. В. Руководство к курсу НПЛ-Практик. М.: КСП+, 2000. 576 с.
  13. Психология сознания / под общ. ред. Л. В. Куликова. СПб.: Питер, 2001. 480 с.
  14. Сидоренко Е. В. Мотивационный тренинг. СПб.: Речь, 2000. 234 с.
  15. Синяева И. М. Паблик рилейшнз в коммерческой деятельности: учеб. для вузов. М.: Юнити-Дана, 2003. 414 с.
  16. Фернхем А., Хейвен П. Личность и социальное поведение. СПб.: Питер, 2001. 368 с.
  17. Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса. СПб.: Речь, 2000. 320 с.
  18. Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы. М.: Педагогика-Пресс, 1993. 134 с.
  19. Фромм Э. Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993. 415 с.
  20. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. 448 с.
  21. Хорни К. Женская психология. СПб.: Восточно-Европейский ин-т психоанализа, 1993. 223 с.
  22. Чалдини Р. Психология влияния. СПб.: Питер Ком, 1999. 272 с.
  23. Энджел Дж. Поведение потребителей / Дж. Энджел, Р. Д. Блэкуэлл, П. У. Миниард. СПб.: Питер Ком, 2000. 759 с.

Санкт-петербургский гуманитарный университет профсоюзов

Утверждены на заседании кафедры рекламы и связей с общественностью 17 июня 2009г., протокол № 11

Опубликовано на основании решения кафедры рекламы и связей с общественностью от 24 декабря 2009г. ,пр.№3

Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов по учебной дисциплине

ЛОББИЗМ И СПОНСОРИНГ

(для заочной формы обучения по специальности — 0323401.65 Реклама)

 

Санкт-Петербург 2009

Кафедра рекламы и связей с общественностью 

Автор-составитель доцент кафедры рекламы и связей с общественностью, кандидат психологических наук, доцент Кибизова Э. Э.

Рецензент доцент кафедры социально-культурных технологий, кандидат педагогических наук, доцент Гордина М.А.

 

Пояснительная записка

Учебная дисциплина «Лоббизм и спонсоринг» изучается студентами заочного факультета по специальности «Реклама».

Цель учебной дисциплины «Лоббизм и спонсоринг» – изучение способов и механизмов социально-психологического воздействия на законодательную и представительную власть и на спонсора для достижения намеченных целей в области государственных поощрений и поддержки, а также социальной поддержки и защиты граждан.

Задачи дисциплины – научить студентов анализировать личность субъекта и объекта власти (представителя органов власти, спонсора, целевого потребителя и т.д.) с целью выбора наиболее эффективных способов воздействия на психику последних и, как цель – сформировать профессионально-релевантные качества специалиста в области рекламы и связей с общественностью.

Целями самостоятельной работы являются расширение и углубление знаний по определенным темам, а также развитие навыков анализа теоретических и практических проблем лоббизма и спонсоринга на основе изучения монографий, учебников, учебных пособий и т.п. Самостоятельная работа способствует развитию креативного отношения к учебной деятельности и повышению ее эффективности.

В процессе изучения дисциплины студенты готовят доклады, предполагающие составление социально-психологических портретов субъектов власти или объектов власти с целью разработки системы мероприятий, целенаправленно воздействующих на их психику (соблюдая при этом нормы этики и морали) и, как итог – достижение поставленных целей; а также тренинговые упражнения, способствующие выработке необходимых профессионально-релевантных качеств рекламиста и специалиста по связям с общественностью.

 

Рекомендации по изучению теоретического материала

Тема 1. Лоббизм и спонсоринг: основные характеристики и проблемы

Лоббизм: подходы и цели. Теория группового давления А. Бентли. Концепция заинтересованных групп. Факторы группового давления. Механизмы группового давления. Лобби как многоступенчатое явление.

Спонсорство: актуальные направления и цели. Рекламный и PR потенциал спонсорского пакета.

Благотворительность: основные характеристики. Цели благотворительной деятельности. Участники благотворительной деятельности. Благотворительная программа. Филантропия.

Благодеяние, бенефициарий и бенефициант. Формы мнимого благодеяния.

Фандрейзинг: виды и специфика. Анализ эффективности фандрейзинга.

Источники финансирования некоммерческой деятельности. Особенности менеджмента некоммерческих организаций.

Волонтерство: мотивы и механизмы стимулирования.

Социальное патронирование: история развития, подходы и профессиональное обозначение.

Методические рекомендации. При изучении данной темы рекомендуется обратить особое внимание на понимание внешней и внутренней мотивации альтруистического поведения; на осмысление вопроса о защитной мотивации, ее роли, условия возникновения, внутренние противоречия, сверхстабильность программы, сиюминутность, на ее далекие и близкие задачи.

Литература

  1. Векслер А. Ф., Тульчинский Г. Л. Зачем бизнесу спонсорство и благотворительность. — Н. Новгород: Издательский центр Агентства «PR-Эксперт», 2002. — 310 с.
  2. Группы интересов. Лоббирование. Взгляд из-за рубежа. — М.: Рос. акад. гос. службы, 1995. — 138 с.
  3. Любимов А. П. Конституционно-правовые основы формирования лоббистских отношений в открытом обществе. — М.: Гос. Дума, 2000. — 390 с.
  4. Обуховский К. Галактика потребностей Психология влечений человека. – СПб.: «Речь», 2003. – 296 с.
  5. Перегудов С. П. Группы интересов и Российское государство. — М.: Эдиториал УРСС, 1999. — 350 с.
  6. Семенко И. С. Группы интересов на западе и в России. Концепции и практика. — М.: ИМЭМО, 2001. — 154 с.
  7. Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения. – СПб.: «Речь», 2001. – 240 с.

Контрольные вопросы

  1. Какие категориальные и понятийные структуры размещены в семантическом пространстве осваиваемой темы?
  2. Раскройте данную тему как ресурс повышения эффективности Вашей профессиональной деятельности.
  3. Смоделируйте ситуацию или приведите реальный пример, при помощи которых применение на практике данной темы способно регулировать и моделировать поведение и деятельность объекта или субъекта лоббизма и спонсоринга.
  4. Сущность государственного управления, согласно А. Бентли, заключается в искусном соединении и нивелировании интересов влиятельных групп различной степени активности. Согласны ли Вы с данным положением и почему?
  5. На специальном языке эволюционных биологов альтруистическое поведение – это такое поведение одного организма, которое уменьшает шансы на выживание его самого или его потомства в пользу других особей того же вида. В то же время альтруистическое поведение может рассматриваться как поведение обмена, как функция взаимоотношений. Прокомментируйте каждое из данных положений в контексте изучаемой дисциплины.
  6. В чем заключается зависимость сознания от «объективации» (по Д. Н. Узнадзе) и от отношения действия к мотиву (по А. Н. Леонтьеву)?
  7. Прокомментируйте высказывание Вольтера «Надобно, чтобы изобилие было всеобщим и чтобы жизненные удобства были достоянием всех сословий».

 

Тема 2. Лоббизм и спонсоринг как социально-психологическое влияние

Лоббизм как социальное, психологическое и непсихологическое влияние. Цели влияния. Формы «варварского» психологического влияния. Основные варварские типы. Выигрыши «варвара». Спорные виды влияния и противостояния влиянию. Цивилизованное противостояние «варварскому» психологическому нападению. Алгоритм цивилизованного противостояния.

Психологическое нападение. Классификация форм нападения.

Лоббизм и спонсоринг как манипулирование. Основные манипулятивные типы. Манипулятивные и риторические техники аргументации. Техники контраргументации.

Техники «психологического самбо». Техники конструктивной критики. Принятие решения о вступлении в конфронтацию. Алгоритм конфронтации.

Анализ деструктивного повиновения в социально-психологическом контексте.

Методические рекомендации. При изучении данной темы рекомендуется обратить особое внимание на понимание социально-психологического подхода к влиянию, который обладает четырьмя определяющими характеристиками: 1) внимание концентрируется на психических процессах субъекта и его поведении; 2) акцентируется значимость власти ситуации при выборе линии поведения; 3) предполагается, что субъективное восприятие социальной ситуации оказывает на поведение большее влияние, чем объективная реальность; 4) научные методы исследования признаются важнейшими при получении и оценке данных.

Литература

  1. Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. — М.: ЧеРо, Издательство МГУ, 1997. — 344 с.
  2. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. — СПб.: Издательство «Питер», 2000. — 448 с.
  3. Почепцов Г. Г. Паблик рилейшнз, или как успешно управлять общественным мнением. — М.: Центр, 1998. — С. 206.
  4. Психология влияния. / Под ред. Морозова А. В. — СПб.: Питер, 2001. — 512 с.
  5. Сидоренко Е. В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. — СПб.: речь, 2001. — 267 с.
  6. Чалдини Р. Психология влияния. — СПб.: Питер Ком, 1999. — 272 с.
  7. Шостром Э. Человек-манипулятор. Внутреннее путешествие от манипуляции к актуализации. — М.: Апрель-Пресс, изд-во института психотерапии, 2004. — 192 с.

Контрольные вопросы

  1. Какие категориальные и понятийные структуры размещены в семантическом пространстве осваиваемой темы?
  2. Раскройте данную тему как ресурс повышения эффективности Вашей профессиональной деятельности.
  3. Смоделируйте ситуацию или приведите реальный пример, при помощи которых применение на практике данной темы способно регулировать и моделировать поведение объекта или субъекта лоббизма и спонсоринга.
  4. Приведите примеры следующих форм социального влияния – принуждающего, вознаграждающего, легитимного, информационного, экспертного, референтного.
  5. В каких случаях техники психологического самбо – техника бесконечного уточнения, техника внешнего согласия, или «наведения тумана», техника испорченной пластинки, техника «английского профессора» – могут оказаться адекватными.
  6. Составьте психологический портрет субъекта, на которого окажут эффективное воздействие следующие формы принуждения: объявление жестко определённых сроков или способов выполнения работы без каких-либо объяснений или обоснований; наложение не подлежащих обсуждению запретов и ограничений; запугивание возможными последствиями; угроза наказанием, в наиболее грубых формах — физической расправой.
  7. Прокомментируйте высказывание Б. Вашингтона «Нельзя принижать человека, не принижаясь вместе с ним».

 

Тема 3. Лоббизм и спонсоринг как социально-психологическое воздействие

Воздействие как целенаправленный перенос информации от одного субъекта взаимодействия к другому.

Нейролингвистика. Зависимость обработки информации – теоретических и качественных символов – от функций, локализованных в левом и правом полушариях головного мозга. Невербальные и физиологические признаки, используемые субъектом бессознательно.

Принципы и структура и виды воздействия. Закономерности воздействия на потребностно-мотивационную, интеллектуально-познавательную и коммуникативно-поведенческую сферы психики субъекта.Механизмы, методы, способы, приёмы, и формы социально-психологического воздействия.

Модификация поведения: методики и варианты приложения фундаментальных принципов.

Методические рекомендации. При изучении данной темы рекомендуется обратить особое внимание на понимание основных процедур, приемов и техник социально-психологического воздействия, использующихся в конативных технологиях практической работы с субъектом, которые можно классифицировать в несколько общих категорий: играние различных социальных ролей: позитивное подкрепление; систематическая десензитизация; аверсивные процедуры; моделирование.

Контрольные вопросы

  1. Какие категориальные и понятийные структуры размещены в семантическом пространстве осваиваемой темы?
  2. Раскройте данную тему как ресурс повышения эффективности Вашей профессиональной деятельности.
  3. Смоделируйте ситуацию или приведите реальный пример, при помощи которых применение на практике данной темы способно регулировать и моделировать поведение объекта или субъекта лоббизма и спонсоринга.
  4. Видами дезинформирования как способа психологического воздействия являются: распространение ложной информации, слухов, формирование иллюзий; организация «утечки» информации; преувеличение тех или иных событий и фактов, распространение противоречивых сообщений. Продолжите список и назовите способы, позволяющие Вам противостоять дезинформации.
  5. Как Вы считаете, почему к видам организаций, применяющих деструктивные методы воздействия на сознание субъекта, относятся: тоталитарные, мультилевелные структуры, духовные; политические, группы массовой психотерапии, претендующие на обладание «новым откровением», окультистские, сатанинские?
  6. Приведите примеры, в которых применение следующих методик модификации поведения – положительное и отрицательное подкрепление, угашение, наказание, формирование, сцепление, снижение помощи и т.д. – могут послужить ресурсом в Вашей профессиональной деятельности.
  7. Прокомментируйте высказывание Фукидида «Дальше всех уйдет тот, кто не уступает равному себе, сохраняет достоинство в отношениях с сильнейшим и умеет сдерживать себя по отношению к беззащитным».

Литература

  1. Аронсон Э., Пратканис Э. Р. Эпоха пропаганды: Механизмы убеждения, повседневное использование и злоупотребление. — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. — 384 с.
  2. Бассин Ф. В. Проблема бессознательного (О неосознаваемых формах высшей нервной деятельности).

    — М.: Издательство «Медицина», 1968. — 468 с.

  3. Бендлер Р., Гриндер Д. Из лягушек — в принцы. Нейролингвистическое программирование. — Екатеринбург: Издательство «Баско», 1999.-205 с.
  4. Крысько В. Г. Социальная психология: словарь-справочник. — Мн.: Харвест,М.: АСТ, 2001. — 688 с.
  5. Плигин А. А., Герасимов А. В. Руководство к курсу НПЛ-Практик. — М.: КСП+, 2000. — 576 с.
  6. Флеминг Ф. Преобразующие диалоги. Учебник по практическим техникам содействия личностным изменениям. — Киев: «Ника-Центр», «Вист-С», 1997. — 379 с.
  7. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение).

    — СПб.: Питер Пресс, 1997. — 608 с.

 

Тема 4. Органы власти как целевая аудитория лоббиста

Власть: мотивация и ресурсы. Зависимость, неопределённость и власть. Психологические аспекты социальной власти. Послушание и агрессивность. Стратегии в приобретении и использовании власти. Тактики в приобретении и использовании власти. Принципы власти. Эффективность власти. Психологические закономерности устойчивости власти. Функции власти как механизмы, способствующие реализации её возможностей. Модели власти. Конфликт, власть и политика. Политика как содержание власти. Власть и свобода. Власть и повиновение. Взаимодействие с властью. Классификация людей по их отношению к власти. Власть — население: формы работы, обратная связь. Власть и некоммерческие общественные организации: стратегии партнёрства.

Методические рекомендации. При изучении данной темы рекомендуется обратить особое внимание на понимание власти как явления историко-психологического; на изучение моделей власти в межличностном взаимодействии, на сущность формирования насильственно-мотивационной организации.

Литература

  1. Дафт Р. Организации. Учебник для психологов и экономистов. — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. — 480 с.
  2. Занковский А. Н. Организационная психология: Учебное пособие для вузов. — М.: Флинта: МПСИ, 2002. — 648 с.
  3. Свенцицкий А. Л. Социальная психология: Учебник. — М.: ООО «ТК Велби», 2003. — 336 с.
  4. Татаринова Г. Н. Управление общественными отношениями: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2004. — 315 с.
  5. Ильичёва Л. Е. Лоббизм и интересы предпринимательства. — М.: Мысль, 2000. — 253 с.
  6. Миркарими Р. Как обеспечить взаимовыгодный диалог с местными органами власти. — М.: Б. И., 1997. — 11 с.
  7. Любимов А. П. Профессиональный лоббизм: Технологии лоббирования. — М.: Гос. Дума, 1998. — 199 с.

Контрольные вопросы

  1. Какие категориальные и понятийные структуры размещены в семантическом пространстве осваиваемой темы?
  2. Раскройте данную тему как ресурс повышения эффективности Вашей профессиональной деятельности.
  3. Смоделируйте ситуацию или приведите реальный пример, при помощи которых применение на практике данной темы способно регулировать и моделировать поведение объекта или субъекта лоббизма и спонсоринга.
  4. Как вы считаете, почему власть является необходимым элементом жизнедеятельности социальной системы?
  5. Назовите эгоцентрические и социоцентрические мотивы, побуждающие стремиться к власти.
  6. Назовите 6 классов обменных ресурсов в рамках теории отношений «власть – зависимость».
  7. Прокомментируйте положение, выдвинутое Ф. Ницше: «Сила – это потенция, а власть – это импотенция».

 

Тема 5. Мотив власти: на пути к характеру

Власть: механизм, потребности и мотивы. Комплекс: этиология, подходы и виды. Межличностные отношения детской истории как основа комплекса. Депривация как последствие закреплённых ролей ребёнка в семье. Формирующее воздействие значимых межличностных отношений на Я-концепцию. Ориентация защитных действий Я в соответствии с источником и значимостью тревоги. Отношения «родитель — ребёнок». Взаимная социализация и синхрония в отношениях между родителями и детьми. Семья как система. Развод. Родители — одиночки. Родительская пермиссивность. Наказание, вознаграждения и собственный интерес.

Методические рекомендации. При изучении данной темы рекомендуется обратить особое внимание на понимание следующих теорий мотиваций: гедонистических, когнитивных, психоаналитических и теорий роста, или актуализации: на понимание методов стимулирования эффективной деятельности субъекта.

Контрольные вопросы

  1. Какие категориальные и понятийные структуры размещены в семантическом пространстве осваиваемой темы?
  2. Раскройте данную тему как ресурс повышения эффективности Вашей профессиональной деятельности.
  3. Смоделируйте ситуацию или приведите реальный пример, при помощи которых применение на практике данной темы способно регулировать и моделировать поведение объекта или субъекта лоббизма и спонсоринга.
  4. Какие последствия на развитие психики ребенка оказывают следующие родительские ценностные ориентации – «ребёнок — центр всех моих интересов», «ненавижу детей», «не хочу иметь такого ребёнка как есть», «всего себя посвящаю ребёнку» и др.
  5. Какое социально-психологический портрет ребенка, который в качестве «служебных» функций предписанных ребёнку ролей выбрал следующие: «кумир семьи», «мамино (папино, бабушкино и т. д.) сокровище», «паинька», «болезненный ребёнок», «ужасный ребёнок», «мучитель», «козёл отпущения», «забитый», «путающийся под ногами», «золушка» и др.
  6. Возможные схемы последствия депривации, перешедшей определённый порог, следующие: 1) «депривация — фрустрация — агрессия — тревога — защита — торможение — возвращение вытесненного — формирование комплекса»; 2) «депривация — фиксация — замедленное развитие — устойчивость инфантильной потребности в материнской заботе — регрессивное поведение». Приведите примеры, когда эти последствия у субъекта власти положительно коррелируют с выбором объекта власти.
  7. Прокомментируйте высказывание Ж. Ж. Руссо «У ребенка свое особое умение видеть, думать и чувствовать; нет ничего глупее, чем пытаться подменить у них это умение нашим».

Литература

  1. Блейхер В. М., Крук И. В. Толковый словарь психиатрических терминов. — Воронеж: Издательств НПО «МОДЕК», 1995. — 640 с.
  2. Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. — М.: Просвещение, 1987. — 207 с.
  3. Зеленский В. В. Аналитическая психология. — СПб.: Б.С.К., 1996.- 324 с.
  4. Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа. — СПб.: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 1995. — 288 с.
  5. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / Под общ. ред. Циркина С. Ю. — СПб.: Издательство «Питер», 1999. — 752 с.
  6. Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы. — Москва: «Педагогика- Пресс», 1993. — 134 с.
  7. Юнг К. Г. Структура психики и процесс индивидуации. — М.: Наука, 1996. — 269 с.

 

Тема 6. Архетипы (матери, отца и ребёнка) как основы формирования комплексов

Архетипы коллективного бессознательного и комплексы личного бессознательного. Отношения «архетип — психическое» и «инстинкт — телесное». Архетип матери как основа комплекса матери. Типичные формы архетипа матери. Аспекты символа матери. Позитивные и негативные аспекты материнского комплекса. Комплекс матери у дочери. Комплекс матери у сына. Типичные формы архетипа отца. Негативный комплекс отца у женщин. Негативный комплекс отца у мужчин. Негативные составляющие архетипа ребёнка. Положительная сторона архетипа ребёнка — стремление к независимости. Мотив ребёнка.

Методические рекомендации. При изучении данной темы рекомендуется обратить особое внимание на понимание того, что архетипы представляют собой психологический случай «стереотипа поведения», наделяющего все живые существа их особыми специфическими свойствами; на понимание отличительной черты архетипа – нуминозности.

Литература

  1. Аналитическая психология: Прошлое и настоящее / К. Г. Юнг, Э. Сэмюэлс, В. Одайник, Дж. Хаббэк. — М.: Мартис, 1995. — 320 с.
  2. Джонсон Р. А. Он. Глубинные аспекты мужской психологии. — Москва: Институт общегуманитарных исследований; Харьков: Издательство «Фолио», 1996. — 186 с.
  3. Джонсон Р. А. Она. Глубинные аспекты женской психологии. — Москва: Институт общегуманитарных исследований; Харьков: Издательство «Фолио», 1996. — 124 с.
  4. Зеленский В. В. Аналитическая психология. — СПб.: Б.С.К., 1996.- 324 с.
  5. Психологическая энциклопедия / Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбх. — СПб.: Питер, 2003. — 1096 с.
  6. Эдингер Э. Ф. Эго и архетип. — М.: ООО «ПентаГрафик», 2000. — 264 с.
  7. Юнг К. Г. Структура психики и процесс индивидуации. — М.: Наука, 1996. — 269 с.

Контрольные вопросы

  1. Какие категориальные и понятийные структуры размещены в семантическом пространстве осваиваемой темы?
  2. Раскройте данную тему как ресурс повышения эффективности Вашей профессиональной деятельности.
  3. Смоделируйте ситуацию или приведите реальный пример, при помощи которых применение на практике данной темы способно регулировать и моделировать поведение объекта или субъекта лоббизма и спонсоринга.
  4. Методический принцип, согласно которому психология имеет дело с продуктами бессознательного, гласит: содержания архетипичной природы манифестируют процессы, происходящие в коллективном бессознательном. Приведите примеры, демонстрирующие данный принцип.
  5. Согласно К.Г. Юнгу существует пять групп инстинктивных факторов: творчество, рефлексия, деятельность, сексуальность, голод. Прокомментируйте данное положение.
  6. К архетипам, которым К. Г. Юнг уделил наибольшее внимание в своих работах, относятся: тень, анима и анимус, мудрый старец, великая мать, младенец и самость. Согласно учению, эти архетипы широко входят в межличностный опыт, часто проецируясь на других людях. Приведите примеры в контексте изучаемой дисциплины.
  7. Прокомментируйте высказывание Скотта: «Из гнезда коршуна редко вылетает сокол».

 

Тема 7. Порядок рождения и развитие личности

Опыт, связанный с порядком рождения. Первый ребёнок. Второй ребёнок. Средний ребёнок. Последний ребёнок. Единственный ребёнок. Интервал между рождениями. Сиблинги: отношения, соперничество, описания статусов. Отношения сиблингов на протяжении жизни. Влияние сиблингов. Академические достижения. Психическое здоровье. Брак. Деликвентность. Род занятий. Близнецы.

Порядок рождения и личность. Первенец. Средние дети. Младшие дети. Единственный ребёнок. Пасынки и падчерицы. Отчимы и мачехи. Приёмные дети.

Методические рекомендации. При изучении данной темы рекомендуется обратить особое внимание на понимание теории созревания А. Гезелла, теории Дж. Боулби и М. Эйнсуорт о человеческой привязанности, теорию когнитивного развития Пиаже, стадии нравственного развития по Л. Колбергу, теорию стадий Э. Эриксона, теорию отделения/индивидуации М. Малера, концепцию Э. Шахтеля о детских переживаниях теорию зрелости К. Г. Юнга.

Литература

  1. Крэйн У. Теории развития. Секреты формирования личности. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. – 512 с.
  2. Леонгард К. Акцентуированные личности. – Ростов н/ Д.: Издательство «Феникс», 1997. — 544 с.
  3. Мясищев В. Н. Психология отношений. / Под ред. А. А. Бодалева. – М.: Издательство «Институт практической психологии», — Воронеж: НПО «МОДЕК», 1995. – 356 с.
  4. Психологическая энциклопедия. / Под ред Корсини Р. и Ауэрбаха А. — СПБ.: Питер, 2003. — 1096 с.
  5. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / Под общ. ред. Циркина С. Ю. — СПб.: Издательство «Питер», 1999. — 752 с.
  6. Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы. — Москва: «Педагогика- Пресс», 1993. — 134 с.
  7. Юнг К. Г. Структура психики и процесс индивидуации. — М.: Наука, 1996. — 269 с.

Контрольные вопросы

  1. Какие категориальные и понятийные структуры размещены в семантическом пространстве осваиваемой темы?
  2. Раскройте данную тему как ресурс повышения эффективности Вашей профессиональной деятельности.
  3. Смоделируйте ситуацию или приведите реальный пример, при помощи которых применение на практике данной темы способно регулировать и моделировать поведение объекта или субъекта лоббизма и спонсоринга.
  4. Перечислите составляющие и уровни психического здоровья.
  5. Приведите примеры, демонстрирующие, что потребности или запросы, влияющие на стиль жизни, соответствуют воспринимаемому порядку рождения конкретного субъекта.
  6. Считается, что у единственного ребенка в семье есть 2 возможных исхода развития: он может остаться по-детски зависимым и беспомощным, либо приложить все силы, чтобы стать компетентным и состоятельным взрослым. Дайте объяснение данному заявлению.
  7. Прокомментируйте высказывание Ж. Ж. Руссо «Дайте детству созреть в детстве».

 

Тема 8. Власть как средство политического лидера

Феномен лидерства. Лидерство и руководство. Лидерство и организационная власть. Теории лидерства. Классификация политического лидерства. Концепции политического лидерства. Качества политического лидера. Уровни и функции политического лидерства. Механизм политического лидерства. Эффективность лидерства.

Типы политического сознания. Политическое самосознание. Политические мотивы. Детерминанты политической активности субъекта. Социально-психологические типы политической активности.

Личностно-индивидуальные черты политического деятеля. Типология политических деятелей. Принятие политических решений.

Комплекс власти. Модели власти с позиций объекта и субъекта власти.

При изучении данной темы рекомендуется обратить особое внимание на понимание природы, сущности, типологию политического имиджа; модели политического имиджа лидера; этапы и модель формирования имиджа политической партии.

Методические рекомендации. При изучении данной темы рекомендуется обратить особое внимание на понимание различий между понятиями «лидерство» и «руководство», на изучение трех основных подходов – структурного, поведенческого и ситуационного – в изучении лидерства.

Контрольные вопросы

  1. Какие категориальные и понятийные структуры размещены в семантическом пространстве осваиваемой темы?
  2. Раскройте данную тему как ресурс повышения эффективности Вашей профессиональной деятельности.
  3. Смоделируйте ситуацию или приведите реальный пример, при помощи которых применение на практике данной темы способно регулировать и моделировать поведение объекта или субъекта лоббизма и спонсоринга.
  4. Можно выделить следующие стили политического лидерства: лидер-знаменосец, лидер-служитель, лидер-торговец, лидер-пожарный, лидер-актёр (демагог).

    Приведите примеры политических лидеров, демонстрирующих данные стили.

  5. Какие модели, функции и формы политического PR Вам известны?
  6. Назовите этапы создания, структуру, виды и функции политической рекламы
  7. Прокомментируйте высказывание Ж. Ж. Руссо: «Законодательная власть – сердце государства, власть исполнительная – его мозг».

Литература

  1. Занковский А. Н. Организационная психология: Учебное пособие для вузов. — М.: Флинта: МПСИ, 2002. — 648 с.
  2. Крысько В. Г. Социальная психология: словарь-справочник. — Мн.: Харвест,М.: АСТ, 2001. — 688 с.
  3. Политология в схемах и комментариях: Учебное пособие / Под ред. А. С. Тургаева, А. Е. Хренова. – СПб.: Питер, 2005. – 300 с.
  4. Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. — М.: ЧеРо, Издательство МГУ, 1997. — 344 с.
  5. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. — СПб.: Издательство «Питер», 2000. — 448 с.
  6. Почепцов Г. Г. Паблик рилейшнз, или как успешно управлять общественным мнением. — М.: Центр, 1998. — С. 206.
  7. Чалдини Р. Психология влияния. — СПб.: Питер Ком, 1999. — 272 с.

 

Тема 9. Стратегия лидерства во власти: гендерный подход

Гендерные стереотипы. Гендерные аттитюды. Гендерные ожидания. Развитие гендерной идентичности. Развитие гендерного постоянства. Исследование гендерных различий. Ложные представления о гендере.

Психология женщины-лидера. Логика женской власти. Стиль женского успеха. Лидерские способности. Стратегия лидерства женщины.

Психология мужчины-лидера. Формирование лидера. Этика лидера. Идеологическая или рыночная шизофрения и функциональная идентичность лидера.

Методические рекомендации. При изучении данной темы рекомендуется обратить особое внимание на понимание социально-психологических интерпретаций гендерного развития, на изучение гендерных стереотипов и самореализующиеся пророчества, на сущность биологических, психологических и социальных теорий нетрадиционных сексуальных ориентаций и бисексуальности.

Литература

  1. Берн Ш. Гендерная психология. — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. —
  2. Вейнингер О. Пол и характер. — Ростов на Дону: «Феникс», 1998. —
  3. Домострой. Русский семейный устав. – М.: Эксмо, 2005. – 464 с.
  4. Киммел М. Гендерное общество. – М.: «Российская политическая энциклопедия», 2006. – 464 с.
  5. Менегетти А. Женщина третьего тысячелетия. — ННБФ «Онтопсихология», 2001. — 256с.
  6. Менегетти А. Психология лидера. — ННБФ «Онтопсихология», 2001. — 208с.
  7. Хорни К. Женская психология. СПб.: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 1993. — 223 с.

Контрольные вопросы

  1. Какие категориальные и понятийные структуры размещены в семантическом пространстве осваиваемой темы?
  2. Раскройте данную тему как ресурс повышения эффективности Вашей профессиональной деятельности.
  3. Смоделируйте ситуацию или приведите реальный пример, при помощи которых применение на практике данной темы способно регулировать и моделировать поведение объекта или субъекта лоббизма и спонсоринга.
  4. Согласно социально-конструкционистскому подходу, гендер – это, с одной стороны, система классификации и идентичности, а с другой – структура отношений власти.
  5. Согласно классической теории, феминность имеет существенную связь с пассивностью и мазохизмом, а женская природа центрируется вокруг трудностей, связанных с принятием беспомощной позиции. Прокомментируйте данный подход.
  6. Классической теории свойственно предполагать наличие неотъемлемой внутренней связи маскулинности с активностью, агрессивностью, садизмом и соперничеством, а также, что все эти свойства имеют отношение к сексу. Прокомментируйте данный подход.
  7. Прокомментируйте высказывание Сантаяна: «Если мужчины и женщины соглашаются друг с другом, то только в конечных выводвх; основания у них всегда различны».

 

Тема 10. Этносоциальные ценности как власть и как сила

Общечеловеческий характер этносоциальных ценностей.

Постановка проблемы ценности в философии, социологии и социальной психологии. Формы существования, структура и классификация ценностей. Система ценностей и целостность личности. Механизмы «производства ценностей». Ценности и ценностные отношения. Ценностные ориентации и поведение. Структура ценностей в разных культурах: западной, восточной, мусульманской. Этносоциальные ценности поколений. Этносоциальные ценности: гендерный аспект. Мотивирующий характер терминальных и инструментальных ценностей. Интерпретация системы и иерархии этносоциальных ценностей как предопределение направления и характера аргументации. Проблема этносоциальных ценностей в лоббизме и спонсоринге. Этносоциальные ценности как власть и как политическая сила. Политическая сила и неполитические силы как средство власти.

Методические рекомендации. При изучении данной темы рекомендуется обратить особое внимание на освоение структуры и иерархии ценностей в западных, восточных и мусульманских культурах, а также внутренние параметры и внешнюю детерминацию ценностного отношения.

Литература

  1. Антисери Д., Мальцева С. Принципы либерализма. – СПб.: Пневма, 2006. – 128 с.
  2. Гарр Т. Р. Почему люди бунтуют. – СПб.: Питер, 2005. – 461 с.
  3. Каган м. с. Философская теория ценности. – СП.: ТОО ТК «Петрополис», 1997. – 205 с.
  4. Кибизова Э. Э. Этносоциальные ценности поколений (проблема преемственности): Монография. — СПб.: СПГУТД, 2003. — 146 с.
  5. Микешина Л. А. Эпистемология ценностей. – М.: Российская политическая энциклопедия, 2007. – 439 с.
  6. Солдатова Г. У. Психология межэтнической напряженности. — М.6 Смысл, 1998. — 389 с.
  7. Шуман А. Н. Трансцендентальная философия. – Мн.: Экономпресс, 2002. – 416 с.

Контрольные вопросы

  1. Какие категориальные и понятийные структуры размещены в семантическом пространстве осваиваемой темы?
  2. Раскройте данную тему как ресурс повышения эффективности Вашей профессиональной деятельности.
  3. Смоделируйте ситуацию или приведите реальный пример, при помощи которых применение на практике данной темы способно регулировать и моделировать поведение объекта или субъекта лоббизма и спонсоринга.
  4. Этносоциальные ценности пронизывают все пласты психики субъекта — от коллективного бессознательного до трансцендентального. По каким «ступеням» мы переходим от коллективного бессознательного к трансцендентальному?
  5. В чем заключается преемственность этносоциальных ценностей поколений?
  6. Какие виды ценностного суждения перечисляет М. Рокич?
  7. Прокомментируйте высказывание Н. О. Лосского «Вся жизнь движется любовью к ценностям».

 

Тема 11. Символические знаки власти

Политическая символика и политическая эмблематика как символические знаки власти. Бессознательные умозаключения. Соединение в обобщении осознаваемого и неосознанного. Конструирование логической невозможности. Конструирование двусмысленностей. Порождение обманутых ожиданий. Символическое воображение. Роль метафоры в символическом изображении. Мифологическая символизация. Политическая мифология. Миф в массовой политической информации.

Основные символические системы, вовлечённые в политический процесс. Современная символизация. Социальная мифология России и проблемы адаптации. Манипулирование посредством символа и эмблемы. Введение в теорию добровольного и вынужденного восприятия информации (социально-психологические эффекты и последствия).

Методические рекомендации. При изучении данной темы рекомендуется обратить особое внимание на философское осмысление понятия «символ», социально-коммуникативный подход к символу в символическом интеракционализме, этнометодологии, культурной антропологии, работах представителей структурно-функционалистского направления.

Контрольные вопросы

  1. Какие категориальные и понятийные структуры размещены в семантическом пространстве осваиваемой темы?
  2. Раскройте данную тему как ресурс повышения эффективности Вашей профессиональной деятельности.
  3. Смоделируйте ситуацию или приведите реальный пример, при помощи которых применение на практике данной темы способно регулировать и моделировать поведение объекта или субъекта лоббизма и спонсоринга.
  4. Символика — косвенный, образный способ представления бессознательного конфликта, желания. Приведите примеры, когда политическая символики и политическая эмблематика демонстрирует данное утверждение.
  5. В чем заключается роль неосознаваемых форм высшей нервной деятельности в регулировании психофизиологической активности организма и поведении и деятельности субъекта?
  6. Приведите примеры сутуационно-неадекватных проявлений неосознаваемых установок субъекта.
  7. Прокомментируйте высказывание Эдингер Э. Ф.: «Символ приводит нас к недостающей части целостной личности».

Литература

  1. Аллахвердов В. М. Психология искусства. Эссе о тайне эмоционального воздействия художественных произведений. — СПб.: Издательства ДНК, 2001. — 200 с.
  2. Бассин Ф. В. Проблема бессознательного (О неосознаваемых формах высшей нервной деятельности).

    — М.: Издательство «Медицина», 1968. — 468 с.

  3. Психология сознания. / Под общ. ред. Куликова Л. В. — СПб.: Питер, 2001. — 480 с.
  4. Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса. — СПб.: «Речь», 2000. — 320 с.
  5. Фрейд З. Толкование сновидений. – Ер.: «Камар», – 1991. – 448 с.
  6. Эдингер Э. Ф. Эго и архетип. — М.: ООО «ПентаГрафик», 2000. — 264 с.
  7. Юнг К. Г. Либидо, его метаморфозы и символы. – СПб.: Восточно-Европейский институт психоанализа, 1994 – 416 с.

 

Тема 12. Спонсоринг как форма социальных инвестиций

Мотивы инвестирования. Алгоритм спонсорства. Спонсорская программа. Спонсорский проект. Спонсорский пакет.Технология современного спонсорства. Статус спонсора. Рекламные и PR-услуги спонсорских пакетов. Оценка эффективности спонсорства.

Объектное отношения. Выбор объекта спонсирования: психоаналитически подход. Основные характеристики зависимости. Теории зависимости. Повиновение: социализация, теории, подходы. Позитивные иллюзии. Проблема совмещения иллюзий и точного восприятия.

Методические рекомендации. При изучении этой темы рекомендуется обратить особое внимание на концептуальные проблемы, формы и проблемы измерения социальной поддержки, на понимание поддержки как транзактного анализа, на модели и на механизмы влияния поддержки.

Литература

  1. Аргайл М. Психология счастья. — СПб.: Питер, 2003.- 271 с.
  2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. / Под ред. М. С. Мацковского. — М.: Прогресс, 1988. — 400с.
  3. Векслер А. Ф., Тульчинский Г. Л. Зачем бизнесу спонсорство и благотворительность. — Н. Новгород: Издательский центр Агентства «PR-Эксперт», 2002. — 310 с.
  4. Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. — М.: Высш. Шк., 1996. — 623 с.
  5. Любашевский Ю. А., Щербаков А. В, Технология современного спонсорства. Спонсоринг и фандрейзинг. — М., 1998.
  6. Психоанализ и культура: Избранные труды К. Хорни и Э. Фромма. – М.: «Юрист», 1995. – 623 с.
  7. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер Пресс, 1997. – 608.

Контрольные вопросы

  1. Какие категориальные и понятийные структуры размещены в семантическом пространстве осваиваемой темы?
  2. Раскройте данную тему как ресурс повышения эффективности Вашей профессиональной деятельности.
  3. Смоделируйте ситуацию или приведите реальный пример, при помощи которых применение на практике данной темы способно регулировать и моделировать поведение объекта или субъекта лоббизма и спонсоринга.
  4. Социальная поддержка имеет отношение к совокупному выигрышу в благополучии, который субъект получает от своих взаимоотношений с другими. Назовите, в чем могут заключаться выигрыши субъекта, оказывающего поддержку?
  5. Назовите основные характеристики и критерии для диагностики зависимой личности.
  6. Опишите 5 последовательно принимаемых субъектом решений, лежащих в основе модели процесса оказания помощи.
  7. Прокомментируйте высказывание Сент-Эвремона: «Неблагодарных гораздо меньше, чем полагают, ибо щедрых значительно меньше, чем думают».

 

Тема 13. Благотворительность, бизнес и власть

Основные характеристики и проблемы благотворительности. Проблема сознания ничтожности и чувства тщеславного превосходства. Психологическое состояние между настоящим и будущим состояниями. Конфликты мотивов. Постановка цели и уровень притязаний.

Благотворительность, бизнес и власть. Общественное признание благотворителей. Технологии благотворительности. Приоритеты, объекты и формы благотворительной деятельности российских компаний. Приёмы и методы организации благотворительных акций. Благотворительность в СМИ. Характеристики эффективности кампании.

Вознаграждения и собственный интерес. Влияющие условия. Выученная беспомощность. Ориентации «ферзя – пешки».

Методические рекомендации. При изучении данной темы рекомендуется обратить особое внимание на понимание защитных механизмов субъекта, на теорию социального обмена и теорию «потребность – давление», на изучение сути понятий «социальное равенство», «распределительная справедливость», на положения теории справедливости, феномен «психологической самокастрации».

Литература

  1. Бассин Ф. В. Проблема бессознательного (О неосознаваемых формах высшей нервной деятельности).

    – М.: Издательство «Медицина», 1968.–468 с.

  2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. / Под ред. М. С. Мацковского. — М.: Прогресс, 1988. — 400с.
  3. Векслер А. Ф., Тульчинский Г. Л. Зачем бизнесу спонсорство и благотворительность. — Н. Новгород: Издательский центр Агентства «PR-Эксперт», 2002. — 310 с.
  4. Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. — М.: ЧеРо, Издательство МГУ, 1997. — 344 с.
  5. Кортунов В. В. Философия денег. — М.: Московский общественный научный фонд, 1997. — 172 с.
  6. Криппендорф К. 36 стратегий для победы в эпоху конкуренции. — СПб.: Питер, 2005. — 256 с.
  7. Маслоу А. Г. Дальние пределы человеческой психики. — СПб.: Издательская группа «Евразия», 1997. — 430 с.

Контрольные вопросы

  1. Какие категориальные и понятийные структуры размещены в семантическом пространстве осваиваемой темы?
  2. Раскройте данную тему как ресурс повышения эффективности Вашей профессиональной деятельности.
  3. Смоделируйте ситуацию или приведите реальный пример, при помощи которых применение на практике данной темы способно регулировать и моделировать поведение объекта или субъекта лоббизма и спонсоринга.
  4. Какую роль играет гипотеза «сверхоправдания» в контексте данной темы?
  5. Приведите примеры, когда защитные механизмы субъекта благотворительности выступают в качестве психологических стратегий, с помощью которых они избегают или снижают интенсивность таких негативных состояний, как конфликт, фрустрация, тревога и стресс.
  6. Приведите примеры «психологической самокастрации» современных топ-менеджеров.
  7. Прокомментируйте высказывание Честерфилда: «Люди ненавидят тех, кто дает им почувствовать их более низкое положение».

 

Тема 14. Экономическое поведение и инвестиционная деятельность в лоббизме и спонсоринге

Деньги: краткий историко-психологический аспект. Социокультурные особенности отношения к деньгам. Влияние денег на формирование личности. Денежная типология личности. Экономическое поведение. Когнитивные, аффективные и конативные компоненты.

Инвестиционные фонды. Основные услуги инвестиционных банков. Психология инвестиционной деятельности. Оценка факторов инвестиционной привлекательности страны. Инвестиционное поведение элиты и среднего класса. Современное банковское инвестиционное поведение. Инвестиционное поведение директората.

Методические рекомендации. При изучении данной темы рекомендуется обратить особое внимание на комплексы монетаристского сознания субъектов лоббизма и спонсоринга, а также на последствия денежной депривации субъекта.

Контрольные вопросы

  1. Какие категориальные и понятийные структуры размещены в семантическом пространстве осваиваемой темы?
  2. Раскройте данную тему как ресурс повышения эффективности Вашей профессиональной деятельности.
  3. Смоделируйте ситуацию или приведите реальный пример, при помощи которых применение на практике данной темы способно регулировать и моделировать поведение объекта или субъекта лоббизма и спонсоринга.
  4. Проанализируйте современное инвестиционное поведение Российского государства.
  5. Проведите сравнительный анализ развития инвестиционного поведения на Западе и в России.
  6. Какие виды инвестиционных фондов Вам известны?
  7. Прокомментируйте высказывание Хаббарда К.: «Деньги никого не сделали дураком, они только выставляют дураков напоказ».

Литература

  1. Аргайл М. Психология счастья. — СПб.: Питер, 2003. — 271 с.
  2. Балабанов И. Т., Гончарук О. В., Савинская Н. А. Деньги и финансовые институты. — СПб.: Питер, 2002. – 224 с.
  3. Белкин А. И. Запах денег: Психологические этюды. — М.: ТЕРРА – Книжный клуб; Олимп, 1999. — 400 с.
  4. Дейнека О. С. Экономическая психология: Учебное пособие. — СПб.: Издтельство СпбГУ, 2000. — 160 с.
  5. Кидуэлл Д. С., Петерсон Р. Л., Блэкуэлл Д. У. Финансовые институты, рынки и деньги. — СПб.: Издательство «Питер», 2000. — 752 с.
  6. Кортунов В. В. Философия денег. — М.: Московский общественный научный фонд, 1997. — 172 с.
  7. Мейс Р. Метаморфозы денег. — М.: «Товарищество научных изданий КМК», 1997. — 60 с.

 

Тема 15. Стратагемы как ресурс лоббизма и спонсоринга

Стратагемность: этиология, ключевые элементы и принципы.

Определение проблемы. Разработка, расстановка приоритетов и анализ альтернатив.

Тактические приемы усиления. Тактические приемы нападения. Тактические приемы маскировки. Тактические приемы защиты. Тактические приемы привлечения и удержания внимания. Тактические просчеты.

Ресурсно-идеальная стратегия.

Методические рекомендации. При изучении данной темы рекомендуется обратить особое внимание на понимание методов политики и власти, сущности политической игры, «психологической войны», тактики и стратегии в политике.

Литература

  1. Кибизова э. э. Стратагемы как ресурс рекламной и PR-кампаний. / Реклама и PR в России: современное состояние и перспективы развития: материалы V Всероссийской научно-практической конференции, 15 февраля 2008 г. – СПб.: Изд-во СПбГУП, 2008. – 85-89.
  2. Криппендорф К. 36 стратегий для победы в эпоху конкуренции. – СПб.: Питер, 2005. – 256 с.
  3. Лэмб Гарольд. Чингисхан. Властелин мира. — М.: ЗАО Издательство Центрполиграф, 2003. — 301 с.
  4. Макиавелли Н. Государь; Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. — СПб.: Азбука-классика, 2005. — 288 с.
  5. Сунь-цзы. Искусство стратегии. – М.: Эксмо; СПб.: Мидгард, 2006. – 528 с.
  6. Тамерлан. Автобиография. Уложение. — М.: Издателство Эксмо, 2005. — 512 с.
  7. Фаер С. А. Приемы стратегии и тактики предвыборной борьбы: PR-секреты общественных отношений. «Ловушки» в конкурентной борьбе. Механизмы политической карьеры. – СПб.: «Стольный град»,1998. – 136 с.

Контрольные вопросы

  1. Какие категориальные и понятийные структуры размещены в семантическом пространстве осваиваемой темы?
  2. Раскройте данную тему как ресурс повышения эффективности Вашей профессиональной деятельности.
  3. Смоделируйте ситуацию или приведите реальный пример, при помощи которых применение на практике данной темы способно регулировать и моделировать поведение объекта или субъекта лоббизма и спонсоринга.
  4. Проанализируйте стратагемы, описанные в трактатах китайских мудрецов.
  5. Приведите примеры применения стратагем в современном лоббизме и спонсоринге.
  6. Прокомментируйте высказывание Бональда: «Тот, кто правит, должен видеть людей такими, каковы они есть, а вещи такими, какими им надлежит быть».

 

Тема 16. Лоббизм и спонсоринг: роль сми в достижении цели

Теории массовой коммуникации. Когнитивная, аффективная и конативная стороны восприятия СМИ. Тактика работы со СМИ. Анализ потребителя и анализ конкуренции. СМИ и воображение. Исследование воспринимаемой реальности. Извлечение информации и память.

Роль кинематографа в общечеловеческой культуре. Кино и психоанализ. Знак в кинематографической проекции. Символ и пространство в фильме. Кино и психология. Кино и психоанализ. Методология синемалогии. Виды синемалогии. Социальная шизофрения и монитор отклонения. Реклама: постановка целей и рыночное позиционирование. Влияние рекламы на этносоциальные ценности субъекта. Эффекты воздействия новостей на атрибуции и принятие решений. Дикторы как суррогаты реальных друзей в надсоциальном взаимодействии. Религия на экране. Психологические аспекты спорта и спортивных репортажей. СМИ и воображение. Исследование воспринимаемой реальности. Извлечение информации и память.

Методические рекомендации. При изучении данной темы рекомендуется обратить особое внимание на понимание сущности информационного подхода, процесс обработки информации, информационные модели, процесс переработки информации, проблемы приема информации, на понимание и виды психологических барьеров; на специфику и методы продаж продукции СМИ.

Контрольные вопросы

  1. Какие категориальные и понятийные структуры размещены в семантическом пространстве осваиваемой темы?
  2. Раскройте данную тему как ресурс повышения эффективности Вашей профессиональной деятельности.
  3. Смоделируйте ситуацию или приведите реальный пример, при помощи которых применение на практике данной темы способно регулировать и моделировать поведение объекта или субъекта лоббизма и спонсоринга.
  4. Назовите структуру медиаполитической системы и модели регулирования СМИ, позволяющие рассматривать СМИ как политический институт.
  5. На базе структуры «информация – критерии предпочтения – антиэнтропический эффект» разработайте сообщение об одном и том же событии для разных целевых аудиторий.
  6. Известно, что отбор входящей информации производят приобретенные в прошлом комплексы. Какие комплексы продаж продукции СМИ Вам известны?
  7. Прокомментируйте высказывание Бернара К.: «Сам по себе факт – ничто; он приобретает ценность лишь благодаря идее, с которой связан, или в силу доказательства, ему обязанного».

Литература

  1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. / Под ред. М. С. Мацковского. — М.: Прогресс, 1988. — 400с.
  2. Делл Д., Линда Т. Учебник по рекламе. — Мн.: ИООО «Современное Слово», 1997. — 320 с.
  3. Ильин В. И. Поведение потребителей. — СПб.: Издательство «Питер», 2000. — 224 с.
  4. Катернюк А. В. Современные рекламные технологии: коммерческая реклама: Учебное пособие. — Ростов н / Д.: «Феникс», 2001. — 320 с.
  5. Менегетти А. Кино, театр, бессознательное. Том 1, 2. — М.: ННБФ «Онтопсихология», 2003. — 224 с.
  6. Морозов А. В. Психология влияния. — СПб.: Питер, 2001. — 512 с. Основы социально-психологической теории. Учебное пособие для социологов, психологов, преподавателей и студентов / Под общ. ред. А. А. Бодалева, А. Н. Сухова. — М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 421 с.
  7. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. — 448 с.