СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ МОТИВАЦИИ 5
2. КЛАССИФИКАЦИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ 12
3. КЛАССИФИКАЦИЯ МОТИВОВ 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 22
Введение
Выявление движущих сил поведения человека – одна из центральных проблем наук о человеке. В психологии эта проблема рассматривается с точки зрения анализа мотивации человеческого поведения.
В наиболее общем смысле под поведением понимают извне наблюдаемую двигательную активность живых существ, вызванную необходимостью адаптироваться во имя выживания и продолжения вида. Понятием «мотивация» в наиболее общем смысле обозначают общее побуждение активности в определенном направлении.
Проблема мотивационной сферы личности в психологии в том или ином аспекте затрагивается представителями различных зарубежных школ и направлений: психоанализа (З. Фрейд, К. Юнг), когнитивной психологии (К. Левин, Ж. Нюттен, Э. Толмен, Д. Келли, Х. Хекхаузен), индивидуальной психологии (А. Адлер), гуманистической психологии (Д. Ройс, А. Пауэлл, К. Роджерс, Ф. Феникс), экзистенциальной психологии (В. Франкл, Э. Фромм, Д. Бьюдженталь, С. Мадди).
В отечественной психологической науке различные аспекты проблемы мотивационно-ценностной сферы личности отражены в работах Б.Г. Ананьева, Б.С. Братуся, А.А. Бодалева, А.А. Леонтьева, Д.А. Леонтьева, К. Муздыбаева и др.
Основные мотивационными факторами и источниками поведения че-ловека являются потребности и мотивы. Это важнейший источник целеобразования, активизатор мотивационной сферы личности, фактор, обусловливающий определенную направленность деятельности и поведения личности.
В психологии потребность понимают как субъективное психическое состояние индивида, выражающееся в переживании и осознании им нужды в том, что необходимо для поддержания существования его организма и развития личности; тогда как мотив – это нечто, что в данный момент времени побуждает индивида действовать определенным образом, делает его активность целенаправленной и поддерживает ее на определенном уровне.
Мотивационная сфера человека представлена иерархией различных мотивов и потребностей. Она является системой, динамика которой зависит от социальных обстоятельств, индивидуальных и возрастных особенностей личности и субъектной активности человека. Между тем, до сих пор не создано единых общепринятых классификаций потребностей и мотивов.
Психология личности соотношение понятий человек индивид личность ...
... Психология изучает человека с точки зрения его психической, духовной жизнедеятельности [4]. В широком плане личность человека ... - является следствием поведения людей. Вполне вероятно, что ... потребностей и т.д. Понятие «индивид» в этом случае употребляется в значении «конкретный человек». ... сфере существует одно интересное мнение, заключающееся в том, что “личность - есть общественно развитый человек ...
В современном мире остро стоят вопросы активизации и управления поведением человека, оптимизации использования человеческих ресурсов. В связи с этим изучение движущих сил поведения человека является чрезвычайно актуальным. В частности, мотивационного объяснения требуют следующие стороны поведения: его возникновение, продолжительность и устойчивость, направленность и прекращение после достижения поставленной цели, преднастройка на будущие события, повышение эффективности, разумность или смысловая целостность отдельно взятого поведенческого акта.
Таким образом, актуальность настоящего исследования обусловлена особой ролью и значением мотивов и потребностей человека в регуляции его поведения и недостаточной изученностью проблемы мотивационной сферы.
Тема исследования: «Мотивация поведения: потребности и мотивы».
Цель исследования: изучить такие компоненты мотивационной сферы человека, как потребности и мотивы.
Объект исследования: мотивационная сфера человека.
Предмет исследования: потребности и мотивы как основные компоненты мотивационной сферы человека.
Задачи исследования:
1. Проанализировать сущность понятия «мотивация» и рассмотреть основные компоненты мотивационной системы.
2. Изучить классификацию потребностей.
3. Изучить классификацию мотивов.
Для реализации поставленных в исследовании задач были использованы методы теоретического исследования научной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
1. Понятие мотивации
На протяжении многих лет ученые не оставляют надежду изучить мотивацию поведения человека, под которой в настоящее время понимают систему побудительных процессов, направленных на совершение каких-либо действий или деятельности для удовлетворения потребностей, мотивов, интересов, желаний и достижения целей [3, С. 176]. Результатом этого интереса являются многочисленные теории мотивации, количество которых насчитывает не один десяток. Тем не менее, исследование проблемы мотивации далеко от окончательного решения всех вопросов и является чрезвычайно важным как в отечественной, так и в зарубежной психологии.
Анализ работ отечественных и зарубежных исследователей показывает, что в настоящее время в психологии накоплены обширные данные, как для уточнения некоторых исходных позиций, так и для даль-нейшего, более широкого и глубокого исследования проблем мотивации.
В настоящее время под мотивационной сферой личности понимают систему ее индивидуальных мотивов, формирующуюся на основе врожденных или прижизненно приобретенных потребностей, которые организованы в блоки-ценности, соответствующие исторически сложившимся морально-этическим нормам, социально одобряемым и выр……
Текущие исследования в социальной психологии-1
... принять многомерный подход к исследованию межгрупповых причинных измерений. ВВЕДЕНИЕ В социальной психологии часто признаются популярность и широкая, обширная природа исследования приписывания (Фарр, 1991, ... Это позволило воспринимающему человеку приписать причину к каждому из четырех примеров положительного или негативного внутригруппового и внешнегруппового поведения. Эпизоды были представлены ...
Список литературы
1. Асеев, В. Г. Мотивация поведения и формирование личности [текст] / В.Г. Асеев. – М. : Мысль, 1976.
2. Вилюнас, В. К. Психологические механизмы мотивации человека [текст] / В.К. Вилюнас. – М. : Изд-во МГУ, 1990. – 288 с.
3. Гамезо, M. B. Общая психология [текст] / M.B. Гамезо, B.C. Гера-симова, Д.А. Машурцева, Л.М. Орлова. – М. : Ось-89, 2007. – 352 с.
4. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию [текст] / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М. : ЧеРо, 1997.
5. Годфруа, Ж. Что такое психология [текст] / Ж. Годфруа. – в 2 т. – Т. 1. – М. : Мир, 1992.
6. Джидарьян, И. А. О месте потребностей, эмоций, чувств в мотивации личности [текст] / И.А. Джидарьян // Теоретические проблемы психологии личности / Под ред. Е.В. Шороховой. – М. : Академия, 2004.
7. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы [текст] / Е.П. Ильин. – СПб. : Питер, 2000. – 496 с.
8. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: МГУ, 1982.
9. Маслоу, А. Самоактуализация [текст] / А. Маслоу // Психология личности : Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. – М. : Педагогика, 1982. – С. 108-118.
10. Нуркова, В. В. Психология [текст] / В.В. Нуркова, Н.Б. Березанская. – М. : Академия, 2004. – 368 с.
11. Психология мотивации и эмоций [текст] : хрестоматия. – М.: ЧеРо, 2002.
12. Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии [текст] / С.Л. Рубин-штейн. – Изд. 2-е. – М., 1976. – 416 с.
13. Хекхаузен, X. Мотивация и деятельность [текст] / X. Хекхаузен ; под ред. Б.М. Величковского. – М. : Мир, 1986. – 450 с.
14. Шадриков, В. Д. Психология деятельности и способности человека [текст] / В.Д. Шадриков. – М. : Просвещение, 1996.