МОДАЛЬНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ
Существует уникальный способ взаимодействия с людьми через общение на бессознательном психическом уровне с опорой на типы, модальности:
а) визуальный (видение) — визуалист,
б) аудиальный (слышание) — аудиалист,
в) кинестетический (прикосновение) — кинестетик.
Каждый человек имеет ведущей ту или иную модальность. Многим людям присуще сочетание в качестве ведущих двух модальностей : аудиалист — кинестетик, кинестетик — визуалист, кинестетик — аудиалист; некоторым людям присуще сочетание трех модальностей в качестве ведущих — это гениальные и талантливые люди (Леонардо да Винчи).
Визуалисты
У них подвижность глаз маленькая, глаза не бегают, часто их поднимают вверх, скорость чтения большая. Обычно это опрятные, организованные, дисциплинированные, наблюдательные, спокойные, не шумные люди. Хорошо запоминают прочитанное, отлично читают, хорошие пересказчики, красочно описывают происходящее, картины и т.д.
Память — помнят, что видят.
Речь — хорошая, доминируют картины; они ритмично читают.
Письмо — самые аккуратные ученики, у них чистые тетради, почерк красивый; приходят в замешательство при встрече с незнакомыми словами.
Визуалисты наиболее часто используют в своей речи предикаты-слова:
Существительные |
Глаголы |
Прилагательные |
Наречия |
взгляд |
представлять |
ясный |
явно |
свет |
высвечивать |
туманный |
зеркально |
сияние |
блистать |
цветной |
туманно |
заметки |
рассматривать |
красивый |
темно |
картина |
взгляните |
радужный |
объемно |
образ |
вглядитесь |
грязный |
светло |
фон |
окинуть взглядом |
блестящий |
блестяще |
вид |
осветить |
обширный |
красиво |
рассмотрение |
созерцать |
яркий |
обширно |
Аудиалисты
У них движения глаз в ритме метронома, локализация зрачка на уровне глаза.
Хорошо запоминают словесную инструкцию, хорошо пишут математические диктанты, на них следует опираться при объяснении нового материала.
Память — помнят все, что слышат.
Речь — в пересказе меньше чувств, больше схем; самые разговорчивые и склонные отвлекаться от темы; разговаривают сами с собой; скорость проговаривания средняя.
Письмо — буквы схематические, стандартные; пишут быстро, не спотыкаются на новых сложных словах, почерк средний.
Чаще всего в своей речи используют слова:
Существительные |
Глаголы |
Прилагательные |
Наречия |
звук, речь |
слушать |
немой |
глухо |
разговор, свист |
читать |
глухой |
шумно |
шум, эхо,крик |
кричать |
громкий |
тихо |
напев, стук |
ворчать |
тихий |
ритмично |
музыка, шипение |
повторять |
ритмичный |
музыкально |
голос |
осуждать |
крикливый |
|
Кинестетики
Глаза при разговоре часто опущены, смотрят слева вниз. Внешне дезорганизованы, но имеют свою внутреннюю логику; производят много действий; неопрятны; шевелят губами при письме.
Память — помнят общее впечатление о происходящем; если участвуют в деятельности, запоминают хорошо.
Речь — очень лаконична; медленно и коротко говорят; не любят читать и медленно читают, плохо ориентируются в сюжете.
Письмо — пишут медленно, грязно, почерк корявый, с нажимом, буквы квадратные, крупные, часто пишут 2 буквы на конце слова.
Кинестетики часто употребляют слова
Существительные |
Глаголы |
Прилагательные |
Наречия |
холод |
хватать, взять |
шершавый, пушистый |
гладко |
ласка |
чувствовать |
гладкий, игривый |
игриво |
жара |
давить, прикоснуться |
радостный, жаркий |
жарко |
вкус |
ощутить, попробовать |
острый, колкий, кислый |
остро, кисло |
слабость |
колет, режет |
слабый |
слабо |
сила |
проявлять |
сильный |
сильно |
воля |
|
|
волевой |
Использование в речи слов-предикатов своей ведущей модальности ведет к пониманию или непониманию людьми друг друга на бессознательном уровне.
Например:разговаривают двое влюбленных.
Молодой человек: Ты чувствуешь, как бьется мое сердце ?
Девушка: Я слышу.
Из этого следует предположить, что их будущее обречено. Можно слышать партнера, но не чувствовать его ощущений на бессознательном уровне. С этого начинается внутренний конфликт между людьми.
Та же ситуация встречается в семье, в школе. Например:разговаривают мать и ребенок.
Ребенок: Мама, посмотри, как я выучил стихотворение.
Мать: Рассказывай, сынок, я послушаю.
Это разговор визуалиста и аудиалиста.
Ребенок:Мама я так испугался! Ты чувствуешь как мне страшно?
Мать:Да, я вижу.
Это разговор кинестетика и визуалиста.
Ребенок: Папа, ты представляешь как было интересно на празднике?
Отец:Да, я чувствую.
Этот общение визуалиста и кинестетика.
Во всех этих случаях нет связи между родителями и детьми на уровне бессознательного.
Человек хорошо понимает собеседника, когда тот говорит с ним, используя образы и слова, соответствующие ведущему каналу его восприятия мира. Важнейшую роль при этом играют глаголы. Например, одна и та же фраза может быть лучше понята «визуальщиком», если прозвучит: «Ты же видишь, какое у меня взволнованное лицо!»; «аудиальщиком»: «Ты жеслышишь, какой у меня взволнованный голос!»; «кинестетиком»: «Ты жечувствуешь, как мне неуютно, как я взволнован!» Из-за несовпадения этих ведущих каналов восприятия между людьми возникает множество недоразумений, приводящих порой к серьезному взаимному непониманию.
Дж.Гриндер и Р.Бэндлер описывают характерный пример из своей практики. К ним обратились супруги, у которых постоянно возникали конфликты по поводу порядка дома. Оказалось, что жена — «визуальщица», и для нее «домашний уют» — это «чисто, все вещи на своих местах и т.д.»; а муж — «кинестетик», и для него «домашний уют» — «мягко, удобно, тепло и т.д.» Он никогда не мог понять, почему жена закатывает истерики из-за того, что какие-то вещи разбросаны по комнате. И тогда психотерапевты провели небольшую работу, принесшую поразительные результаты.
Мужу сказали:
— Представьте, что жена набросала хлебных крошек в вашу супружескую постель…
— Бр-р-р! — передернуло мужа-«кинестетика».
— Вот то же самое чувствует жена, когда она видит дома разбросанные вещи!
Конфликт был снят. Мужу через его — кинестетический — канал объяснили состояние жены, и он прекрасно понял ее раздражение. Когда же она пыталась передать это состояние в привычных для нее зрительных терминах, муж пропускал все мимо ушей, но не потому, что не хотел ее понять, а потому, что просто не мог.
Для достижения успеха в общении надо учитывать особенности восприятия мира собеседником, присущий ему преобладающий канал: визуальный, аудиальный, кинестетический. Здесь хочется вернуться к главе об аттракции — искусстве нравиться людям. Описанные в ней приемы, хотя и не исчерпывают всей его сложности, позволяют осуществить главный принцип общения — «подстройку» к собеседнику, о которой Дж.Гриндер пишет так: Нет смысла ждать, что мир подстроится — никогда! Единственный способ добиться успеха — это самим подстроиться к миру.