Направление подготовки 2

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Челябинский государственный университет»

УТВЕРЖДАЮ:

Директор института психологии и педагогики _____________________ С.А. Репин

(подпись)

«___» _______________ 20.…г.

Программа

учебно-ознакомительной практики

Направление подготовки

.030300.62 Психология

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Заочная форма обучения

Челябинск 2011

1. Цели учебно-ознакомительной практики: обеспечение непрерывности и последовательности овладения студентами навыками профессиональной деятельности; овладение будущими бакалаврами необходимыми общекультурными и профессиональными компетенциями.

Главное назначение практики – ознакомление студента с особенностями профессиональной деятельности психолога, осмысление выбора профессии психолога.

2. Задачи учебно-ознакомительной практики:

— закрепление, углубление и расширение теоретических знаний, а также приобретение умений и навыков практической и частично исследовательской работы;

— освоение умений ставить цели, формулировать задачи индивидуальной и совместной деятельности, кооперироваться с коллегами по работе;

— формирование профессиональной позиции психолога, его мировоззрения, стиля поведения, освоение профессиональной этики;

— знакомство с системой практической работы психолога, спецификой его профессиональной деятельности в учреждениях различного профиля;

— ознакомление с функциональными обязанностями психолога, планом его работы, документами, регламентирующими профессиональную деятельность, условиями работы;

— развитие и укрепление интереса студентов к избранной профессии психолога;

— ознакомление с инструментарием, методами организации и проведения психологического исследования.

3. Место учебно-ознакомительной практики в структуре ооп бакалавриата.

Учебно-ознакомительная практика базируется на знаниях, приобретенных в процессе изучения курсов базовой части профессионального цикла ФГОС ВПО («Введение в профессию», «Общая психология»), а также курса «Профессиональная этика» вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла.

Согласно знаниям, полученным в процессе усвоения курса «Введение в профессию», студент знакомится с задачами, решаемыми психологом в различных видах практической деятельности, в различных сферах профессиональной деятельности. В связи с этим от студента требуются понимание основ психодиагностики, психологического консультирования, психокоррекционной работы. В результате усвоения курса «Введение в профессию» студент получает общее представление о педагогической, организационно-управленческой, проектно-инновационной деятельности психолога, приобретает способность и готовность воспринимать и адекватно оценивать задачи, решаемые в различных сферах профессиональной деятельности – в сфере образования, здравоохранения, экономики, психологии труда и организационной психологии, в юридической практике и др.

В процессе усвоения курса общей психологии студент должен приобрести знания закономерностей функционирования и развития психики как особой формы жизнедеятельности, психических процессов и состояний, психических свойств личности. Полученные знания составляют основу готовности студента к ознакомлению в ходе практики профессиональной деятельностью психолога, учету его индивидуально-психологических особенностей (профессиональных способностей, мотивов, целей, интересов профессиональной деятельности), а также индивидуально-психологических особенностей других субъектов совместной деятельности в решении практических профессиональных задач.

Согласно знаниям, полученным при изучении курса «Профессиональная этика», студент усваивает, прежде всего, «Этический кодекс психолога», получает представление о соблюдении его норм в решении задач профессиональной деятельности. Знание норм морали становится основой способности и готовности психолога соблюдать нравственные принципы в консультативной, коррекционной, исследовательской, педагогической и иной деятельности. В ходе учебно-ознакомительной практики студент должен получить представление о соблюдении этих принципов профессиональными психологами.

Успешное прохождение учебно-ознакомительной практики является одним из важных условий в усвоении в дальнейшем таких дисциплин профессионального цикла как «Социальная психология», «Психодиагностика», «Экспериментальная психология», «Организационная психология» и др., а также в решении задач производственной практики.

4. Формы проведения учебно-ознакомительной практики

Учебно-ознакомительную практику студенты проходят, как правило, индивидуально в учреждениях, организациях, на предприятиях, где работают штатные психологи, или существуют психологические службы. При этом в ходе практики студент в качестве помощника психолога (ассистента) может принимать участие в проведении полевого (естественного) и/или лабораторного экспериментального исследования.

5. Место и время проведения учебно-ознакомительной практики.

Местом прохождения учебно-ознакомительной практики могут служить предприятия, организации, учреждения, в которых может быть реализована деятельность, соответствующая направлению подготовки «Психология», в частности:

  • образовательные учреждения различных типов и уровней;
  • производственные структуры (предприятия, фирмы организации);
  • психологические центры;
  • центры занятости населения;
  • психофизиологические лаборатории организаций, учреждений;
  • учреждения социальной поддержки и защиты населения;
  • орган внутренних дел и другие правоохранительные органы;
  • подразделения МЧС;
  • части и подразделения Министерства обороны и др.

Учебно-ознакомительную практику студенты заочной формы обучения проходят во втором семестре в межсессионный период. Время прохождения практики – две недели.

6. Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения учебно-ознакомительной практики.

В результате прохождения данной учебной практики обучающийся должен приобрести следующие практические навыки и умения:

  • ассистирования при проведении психодиагностического и иного эмпирического исследования;
  • обработки данных проведения психологического обследования индивидов и групп;
  • подготовки (при необходимости) стимульного материала, необходимого для решения психодиагностических задач;
  • оказания помощи штатному психологу в организации и проведения консультативной и психокрррекционной работы;
  • наблюдения за работой штатного психолога;
  • анализа документов, регламентирующих профессиональную деятельность психолога.

В результате прохождения учебно-ознакомительной практики студент приобретает следующие компетенции:

общекультурные:

  • владение навыками анализа своей деятельности и умение применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции (для оптимизации) собственной деятельности и психического состояния (ОК-6);
  • восприятие личности другого, эмпатия, установление доверительного контакта и диалога, убеждение и поддержка людей (ОК-7);
  • проведение библиографической и информационно-поисковой работы с последующим использованием данных при решении профессиональных задач и оформлении научных статей, отчётов, заключений и пр. (ОК-9).

профессиональные:

  • отбор и применение психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретацией (ПК-2);
  • описание структуры деятельности профессионала в рамках определённой сферы (психологического портрета профессионала) (ПК-3);
  • осуществление стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий (ПК-4);
  • ассистирование деятельности магистра или специалиста-психолога при осуществлении психологического вмешательства и воздействия с целью оптимизации психического функционирования индивида, группы, сообщества в различных видах жизнедеятельности (ПК-8);
  • использование дидактических приёмов при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека (ПК-18);
  • просветительская деятельность среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества (ПК-20);
  • проведение работ с кадровым составом с целью отбора кадров и создания психологического климата, способствующего оптимизации производственного процесса (ПК-22);
  • реализация интерактивных методов, психологических технологий, ориентированных на личностный рост сотрудников и охрану здоровья индивидов и групп (ПК-23).

Общекультурные компетенции выпускника бакалавра ФГБОУ «ЧелГУ»:

  • владение культурой системного и творческого мышления, способность критически подходить в восприятию, обобщению, анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, владение теорией и практикой решения интеллектуальных задач (ОК-1);
  • владение навыками эффективного общения и активного слушания, владение русским языком, умение логически верно, аргументировано, четко и ясно выражать свои мысли в устной и письменной форме , полностью осознавая смысл изложенного (ОК-2);
  • владение навыками развития интеллекта и профессионализма, нравственного самосовершенствования (ОК-3);
  • владение навыками управления информацией, владение базовыми знаниями компьютерных технологий как средством (инструментом) управления информационными процессами (получения, хранения, передачи и обработки информации) (ОК-4);
  • владение навыками сотрудничества, взаимопомощи, участия в командообразовании (эффективной работы в команде), умение создавать и поддерживать творческую атмосферу в коллективе (ОК-5);
  • владение средствами самостоятельного, рационального и эффективного использования средств обеспечения физического, психологического и духовного здоровья, подготовленность к полноценной семейной жизни, социальной и профессиональной деятельности, владение навыками защиты, противодействия и устойчивости к информационным, психологическим и духовно-нравственным манипуляциям; обладание гражданской позицией и экологическим мышлением (ОК-6);
  • владение одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного (ОК-7).

7. Структура и содержание учебно-ознакомительной практики

Общая трудоемкость учебной практики составляет три зачетных единицы.

п/п

Этапы практики

Виды (учебной) работы на практике, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость в зачетных единицах (часах)

Формы текущего контроля

I

Подготовительный этап

групповая консультация с постановкой задач прохождения практики и представления отчета

2 часа

II

Основной этап

— инструктаж по технике безопасности;

— ознакомление с общими задачами, решаемыми организацией, учреждением, местом и ролью психолога в данных условиях;

— установление личного и делового контакта со штатным психологом;

— ознакомление с документами, регламентирующими деятельность психолога, функциональными обязанностями, планами работы;

— наблюдение за работой психолога, оказание ему помощи в изучении, анализе психических явлений;

— участие в проведении психодиагностического исследования;

— ассистирование в проведении психокоррекционной работы;

— оказание помощи психологу в составлении отчета по результатам психологического исследования;

0,1 з.е.

0,1 з.е.

0,1 з.е.

0,2 з.е.

0,4 з.е.

0,4 з.е.

0,3 з.е.

0,2 з.е.

Собеседование

Собеседование

Собеседование

Собеседование

Собеседование

Собеседование

Собеседование

Собеседование

III

Заключительный этап

— обработка и анализ материалов практики для отчета;

— получение письменного отзыва-характеристики от руководителя практики в учреждении, организации;

— составление письменного отчета и представление его в установленные сроки на кафедру психологии.

0,2 з.е.

1 з.е.

Собеседование

Проверка отчета

8. Образовательные и научно-практические (психологические) технологии, используемые в процессе учебно-ознакомительной практики.

Выбор технологий, используемых в процессе практики, зависит от решения конкретных задач на месте прохождения практики. Это могут быть задачи, решаемые в процессе:

— ознакомления с различного рода документами и литературой;

— проведения (участия в проведении) психодиагностических, психокрррекционных и иных процедур;

— анализа, обработки данных, полученных эмпирическим путем, а также материалов, составляющих основу отчета о прохождении практики.

В качестве психотехнологий могут служить психодиагностические методы и методики — тесты, тренинги, деловые игры, психокоррекционные программы, просветительские методы работы психолога и др., а также методы математической обработки полученных данных

9. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на учебно-ознакомительной практике

Вопросы для самоконтроля и самопроверки

  1. В чем заключаются функциональные обязанности психолога в учреждении прохождения практики?
  2. Существуют ли проблемы в соблюдении этических норм профессиональной деятельности психолога?
  3. Каковы основные направления практической деятельности психолога организации?
  4. Каким образом осуществляется наблюдение за работой психолога?
  5. С какими проблемами пришлось столкнуться при оказании практической помощи психологу организации?
  6. Как относится руководство организации к работе психолога и результатам его практической деятельности?
  7. Находят ли применение в практике работы организации выводы и рекомендации психолога по результатам проведенных исследований?
  8. Насколько мотивирован персонал организации в участии в мероприятиях, проводимых психологом?
  9. С какими проблемами приходится сталкиваться психологу в организации своей профессиональной деятельности в организации?
  10. Какие Вы сделали выводы о специфике профессиональной деятельности психолога организации?
  11. Насколько достаточными для решения практических задач оказались Ваши теоретические знания, полученные в процессе обучения?

10. Формы промежуточной аттестации (по итогам практики) Составление отчета о практике

По итогам учебно-ознакомительной практики студент составляет письменный отчет и представляет его на кафедру психологии не позднее трех дней после завершения практики. Отчет регистрируется лаборантом и передается на проверку руководителю практики от кафедры.

Отчет представляет собой итоговый документ, на основании которого делается заключение об успешности прохождения практики, достижения цели и решения поставленных задач.

Отчет по практике включает: титульный лист; содержание; введение; индивидуальный план прохождения практики с отметками руководителя о выполнении запланированных работ; дневник практики; описание проведенных мероприятий; проблемы, возникшие в ходе практики, их значимость, анализ и ход решения; заключение; приложение (при необходимости); отзыв-характеристика с места прохождения практики; список литературы.

Во введении указываются цель и задачи практики, база проведения практики. Дневник прохождения практики является документом, по которому студент отчитывается о выполнении индивидуального плана практики. При описании и анализе проведенных мероприятий отмечается также, насколько удалось самостоятельно решить поставленные задачи; оценка собственных профессиональных компетенций. Заключение включает общие выводы о практике, отражает мнение практиканта о степени успешности проведенной работы, общую оценку результатов практики и впечатления о ней, суждения о наличии или отсутствии интереса к научно-исследовательской работе.

Объем отчета составляет 20-25 страниц машинописного текста без учета списка литературы, приложений и отзыва-характеристики. Шрифт: Times New Roman, размер 14, междустрочный интервал полуторный, поля: левое – 3 см, правое, верхнее и нижнее – 2 см. Нумерация листов (внизу по центру) сквозная, титульный лист учитывается, но не нумеруется. Листы отчета скрепляются в тонком пластиковом скоросшивателе с прозрачной обложкой.

Аттестация, защита отчета о практике

Аттестация практики осуществляется на итоговой конференции на очередной установочно-экзаменационной сессии. С этой целью решением заведующего кафедрой психологии создается комиссия из числа профессорско-преподавательского состава кафедры.

На итоговой конференции осуществляется публичная защита в виде доклада, в котором студент отражает основные положения отчета и результаты самоанализа собственной исследовательской работы. На доклад отводится не более семи минут. Доклад может сопровождаться презентацией отчетного материала.

Итоговая оценка за практику складывается из следующих составляющих: качество и своевременность представления письменного отчета; отзыв-характеристика с места прохождения практики; доклад студента; ответы на вопросы комиссии.

Оценка «отлично» выставляется студенту, который выполнил в установленный срок и на высоком уровне весь намеченный объем работы, проявил самостоятельность, творческий подход, высокий уровень профессиональной культуры и сформированности общекультурных и профессиональных компетенций.

Оценка «хорошо» выставляется, если студент полностью и установленный срок выполнил весь объем работы, однако не проявлял должной инициативы, творчества, допустил незначительные недочеты в проведении практической работы и анализе ее результатов.

Оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, который выполнил программу практики, но допустил ошибки при решении практических задач, показал слабый уровень самостоятельности, умений, навыков, профессиональных компетенций,

Оценка «неудовлетворительно» ставится в случае, если студент не выполнил программу практики, формально составил отчет (или вовсе не представил его в установленный срок), не владеет или слабо владеет навыками практической работы, оказался не готовым и неспособным самостоятельно решать практические задачи на уровне студента 1-го курса.

Оценка снижается за несоблюдение сроков сдачи отчета, за нарушения в его оформлении.

11. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебно-ознакомительной практики

а) основная литература:

  1. Абрамова Г.С. Практическая психология. – М., 2003.
  2. Бозаджиев В.Л. Психолог: профессия и личность. – Челябинск, 2011.
  3. Пряжников Н.С. Мотивация трудовой деятельности: учеб. пособие для студ.учреждений высш. проф. образования. – М., 2012.
  4. Психолог в современном обществе: от образования к профессиональной деятельности: коллективная монография / под ред. К.М. Гайдар. — Воронеж, 2007.

б) дополнительная литература:

  1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. – Екатеринбург, 1995.
  2. Бозаджиев В.Л. Профессиональная компетенция как интегральное качество личности психолога / Психолог в современном обществе: от образования к профессиональной деятельности: коллективная монография / под ред. К.М. Гайдар. — Воронеж, 2007. – С. 19-27.
  3. Бозаджиев В.Л. Практика студентов: учебно-методические рекомендации студентам заочной формы обучения. – Челябинск, 2009.
  4. Бозаджиев В.Л. Имидж психолога. – М., 2009.
  5. Большой толковый психологический словарь. В 2 т. – М., 2000.
  6. Вайнцвайг П.Десять заповедей творческой личности. – М., 1990.
  7. Дубровина И.В. Практическая психология образования. – СПб., 2007.
  8. Зеер Э.Ф. Психология профессий. – Екатеринбург. – 1999.
  9. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Психология профессиональных деструкций. – М., Екатеринбург, 2005.
  10. Ильин Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. – СПб., 2008.
  11. Карандашев В.Н. Психология: Введение в профессию. – М., 2003.
  12. Лабунская Н.А. Студент: образование, работа, будущая профессия / Ананьевские чтения / Под ред. А.А. Крылова, В.А. Якунина. – СПб., 2001. – С.165-166.
  13. Одинцова О.В. Профессиональная этика. – М., 2012.
  14. Петровский А.В. Психология и время. – СПб., 2007.
  15. Поваляева М.А. Психология и этика делового общения. – Ростов н/Д, 2004.
  16. Пряжников Н.С. Этические проблемы психологии. Учебно-методическое пособие. – М., Воронеж, 2004.
  17. Розин В.М. Психология и культурное развитие человека. – М., 1994.
  18. Словарь практического психолога /Сост. С.Ю. Головин. – Минск, 1997.
  19. Толстых А.В. Морально-этические проблемы психологической практики. – М., 1990.
  20. Шмелева И.А. Введение в профессию: Психология: учебное пособие. – М., 2010.

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

  1. Практическая психология / Под ред.М.К. Тутушкиной // http://www.msibg.com/WebSite.Downloads/Biblioteka/Psihologia
  2. Этический кодекс психолога // рпо.рф./rpo/documentation/ethics.php
  3. Этический кодекс педагога-психолога // .

12. Материально-техническое обеспечение учебно-ознакомительной практики создается условиями организации, учреждения, являющимися базой прохождения практики. Таковыми являются:

  • кабинет практического психолога;
  • комната психологической разгрузки;
  • специальные помещения для проведения психокоррекционных занятий;
  • помещение, предназначенное для индивидуального и/или группового психологического консультирования; проведения деловых игр, тренингов и пр.;
  • психодиагностический инструментарий;
  • психофизиологическая лаборатория.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО и с учетом рекомендаций ПрООП ВПО по направлению подготовки Направление подготовки 030300.62 Психология

.

Автор _____________________кандидат пед. наук, доцент В.Л. Бозаджиев

Рецензент __________________ доктор психол. наук, доцент Д.А. Циринг

Программа одобрена на заседании кафедры психологии

Протокол № _____ от ___ ________________ 2011 г.