Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
«Тульский государственный университет»
Кафедра социологии и политологии
|
Утверждаю Декан гуманитарного факультета __________________ И.А. Батанина «____» _________________ 2012 г. |
- МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
- К ПРАКТИЧЕСКИМ (СЕМИНАРСКИМ) ЗАНЯТИЯМ
по дисциплине
- Социология духовной жизни
Направление подготовки: 040100 Социология
Профиль подготовки: 040100 Социальные процессы и структуры на макро- и микроуровнях
Квалификация выпускника: бакалавр 040100 Социология
Формы обучения: очная, заочная
Тула 2012 г.
ЛИСТ
согласования методических указаний
Методические указания составлены доцентом Хавронюк Т.А. и обсуждены на заседании кафедры социологии и политологии гуманитарного факультета,
протокол № 5 от « 14 » марта 2012 г.
Зав. кафедрой И.А. Батанина
Цели и задачи освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины «Социология духовной жизни» являются: – анализ основных концепций и терминов, используемых в современной социологии духовной жизни, формирование у студентов представление об основных исследовательских подходах в изучении данного проблемного поля, развитие у студентов практических умений и навыков анализа духовных и культурных процессов различного уровня, необходимых для успешной профессиональной деятельности.
Задачами освоения дисциплины «Социология духовной жизни» являются:
— выявление сущности, специфики и структуры духовной жизни общества, методологических основ и методы изучения духовности в обществе;
— исследование специфики различных структурных компонентов духовной жизни;
-определение места и роли духовного фактора в общественных явлениях и процессах;
— изучение содержания духовной жизни общества, его культуры;
— формирование навыков социального взаимодействия в сферах практической деятельности, где духовным элементам отводится значительная роль.
— раскрыть содержание основных концепций и терминов, используемых в современной социологии духовной жизни
Содержание дисциплины
1. Социология духовной жизни как специальная социологическая теория.
1.1. Объект и предмет социологии духовной жизни.
1.2. Аналитические единицы духовной жизни, их функции.
1.3. Компоненты духовной жизни на индивидуальном, групповом, общественном уровне.
1.4.Духовная жизнь общества как его особое духовное состояние.
1.5. Задачи и функции учебной дисциплины.
Понятия: объект, предмет, аналитические единицы, духовная жизнь
функции, духовное состояние, цели, задачи, учебная дисциплина, уровни духовной жизни, материальная жизнь, духовная жизнь как система.
Вопросы для самопроверки
- Охарактеризуйте объект и предмет социологии духовной жизни.
- Каково содержание духовной жизни.
- В чем специфика материальной и духовной жизни.
- Что составляет ядро духовной жизни.
- Какие аналитические единицы духовной жизни вы знаете.
- Что составляет структуру духовной жизни.
- В чем проявляется взаимодействие материальной и духовной жизни.
- Назовите основные задачи и функции учебной дисциплины.
- В чем специфика духовной жизни на индивидуальном уровне.
10. Назовите особенности духовной жизни на групповом и общественном уровне.
Литература
- Алексеева Т.А. О концепциях духовного совершенствования // Социально-гуманитарные знания, 2000. № 4
- Бердяев Н.А. О человеке, его свободе и духовности: Избранные труды; Учебно-методическая литература / М.: Флинта, 1999
- Ильичева И.М. Духовность в зеркале философско-психологических учений (от древности до наших дней): Учеб. пособие /И. М. Ильичева; М.; Воронеж : МОДЭК,2003
- Тощенко Ж.Т. Социология : Общий курс: Учебн. Пособие для вузов. – М.: 2004
- Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н.Лавриненко, проф. В.П.Ратникова. – М.: 2006. Гл. 7
- Лосев А. Ф.Дерзание духа. – М.: Мысль, 2001
- Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология в 3 т. – М..: ИНФРА – М, 2000
2. История становления и развития социологического подхода к анализу духовной жизни.
2.1. Философский уровень анализа духовной жизни (Аристотель, Платон, Демокрит).
2.2. Немецкая классическая философия о сущности человеческого бытия как отражении духовной сущности человека.
2.3. Русская философская мысль о духовности и предназначении человека.
2.4. Соотношение понятий дух, душа, духовность в философии Н. А.Бердяева.
Концепция жизненных смыслов и культурных ценностей в теории Э. Фромма, Ф. Франкла.
Понятия: дух, душа, духовность, общественное сознание, жизненный смысл, культурные ценности, Аристотель, Платон, Бердяев.
Вопросы для самопроверки
- Почему духовность и творчество, на ваш взгляд, являются близкими, но не сводимыми к единому основанию понятиями.
- Как вы относитесь к пониманию духовности как принципу самостроительства человека.
- Бездуховность – это следствие кризиса культуры. Проанализируйте это высказывние.
- Что объединяет содержание духовности.
- Духовность — это проблема обретения смысла. Как это высказывание соотносится с проблемами современного российского общества.
- В чем особенность теологического объяснения «души» человека.
- Кому из ученых принадлежит четкая постановка и решение вопроса о происхождении человеческого разума и движущих пружинах его эволюции.
- Как влияет двойственная материально-духовная природа самого человека на проблемы формирования духовной жизни общества.
- Что, на ваш взгляд, всегда было в центре духовных исканий мыслителей России.
- Русские философы – мыслители (Франк С.) считали, что человек непрерывно создается, самосозидается. От чего, на ваш, взгляд, зависит этот процесс.
Литература
- Ильичева И.А. Духовность в зеркале философско- психологических учений (от древности до наших дней) М.: 2003
- Козлова О.И. Социология духовной жизни // Социально-гуманитарные знания. 2001, № 1,2
- Мир Г. Наука о душе и Жизни: Критериальное поведение / Г.Мир. – Тула: ИАМ, 2002
- Франк С.Л Духовные основы общества. — М.: Республика, 1992
- Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, В. П.Ратникова. – М.: ЮНИТИ,2002
- Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. – М.: 1992
- Духовная жизнь общества (общетеоретический подход).
3.1. Духовная жизнь как феномен социальной жизни.
3.2. Природа ментальности, ее место в структуре сознания.
3.3. Значение экономических, политических и социокультурных факторов в структуре социальной жизни.
3.4. Единство гносеологического, социологического, аксиологического подходов в исследовании духовных явлений и процессов.
3.5. Общенаучные методы в анализе духовной жизни.
Понятия: духовная и социальная жизнь, структура общественного сознания, гносеологический, аксиологический подходы, онтологический подход, методы анализа, смысл жизни.
Вопросы для самопроверки
- Назовите основные составляющие элементы духовной жизни.
- В чем принципиальные отличия духовных и материальных потребностей.
- Что следует понимать под духовными ценностями.
- Дайте определение понятию духовное производство.
- Что является продуктом духовного производства.
- Какие три вида освоения действительности выделяются духовном производстве.
- Являются ли политика, мораль и право «отраслями» духовного производств, аргументируйте свой ответ
- Принадлежат ли научное, эстетическое и религиозное освоение действительности к собственно духовному производству.
- В чем специфика духовного производства и его отличие от производства материального.
- В чем специфика ментальности современного россиянина.
Литература.
- Американская социологическая мысль: тексты. / Под ред. В.И. Добренькова. Изд-во МГУ, 1994
- Кун Т. Структура научных революций. – М.: Прогресс,1997
- Козлова О.Н. Социология духовной жизни. М.: 2004
- Кравченко А.И. Общая социология: Учеб. пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001
- Общая социология: Учебное пособие / Под ред. А. Г.Эфендиева.1 М.: ИНФРА- М, 2002
- Тощенко Ж.Т. Социология: Общий курс: Учеб. пособие для вузов. М.: 2004
- Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М.: 1992
- Франк С.Л. Духовные основы общества. Изд-во Директмедиа
4. Духовная жизнь в историческом процессе (доиндустриальная эпоха)
4.1. Специфика духовной жизни первобытного общества.
4.2. Исторические структуры сознания: архаическая, мифическая, магическая форма.
4.3. Доиндустриальное общество и особенности духовной жизни.
4.4. Мировые религии, общие принципы и специфика.
4.5. Наука, искусство, литература – регуляторы духовной жизни общества.
4.6. Преемственная связь «поколений» духовных ценностей как закономерный процесс.
Понятия: духовность первобытного общества, мифы, магия, доиндустриальное общество, мировые религии, наука, искусство, духовные ценности.
Вопросы для самопроверки
1.В чем особенности духовной жизни общества с точки зрения общетеоретического подхода.
2.Почему духовная жизнь выступает как феномен социальной жизни.
3. Что вы знаете о природе ментальности, и какое место она занимает в структуре сознания.
4. Какое значение, на Ваш взгляд, имеет экономическая, политическая интеллектуальная составляющая в структуре социальной жизни.
5. Ценностно-нормативный подход и его роль в изучении духовной жизни общества.
6. Дайте оценку гносеологическому подходу в исследовании духовных явлений и процессов в обществе.
7. Социологический, аксиологический подход в философском исследовании духовных явлений и процессов.
8. Что составляет основу духовной жизни первобытного общества.
9. Какие исторические структуры сознания Вам известны.
10. Что выступает основой социокультурной организации доиндустриального общества.
Литература
- Зиммель Г.П. Конфликт современной культуры. М., 2001
- Доусон К.Г. Религия и культура / К.Г.Доусон; Пер. с анг., К. Я.Кожурина. – СПб.: Алетейя, 2000
- Бердяев Н.А. О человеке, его свободе и духовности: Избранные труды: Учебно-методическая литература. – М.: Флинта, 1999
- Ортега – и – Гассет Х. Дегуманизация искусства // Эстетика. Философия культуры. – М.: Искусство, 1991
- Тощенко Ж.Т. Социология: Общий курс: Учеб.пособие для вузов. – М.: 2004
- Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М.: Республика, 1994
- Минюшев Ф.И. Евразийская культура и ее роль в новой архитектуре Европы // Общеевропейский процесс и гуманитарная Европа. Роль университетов. М., 1995
- Минюшев Ф.И. Социология культуры: Уч. пособие для вузов. — М.: Изд-во Академ.проект. 2004
- Духовная жизнь индустриального и постиндустриального общества
5.1. Взаимосвязь социально-экономической сферы жизни общества и духовной культуры.
5.2. Техногенная цивилизация и кризисные явления в обществе.
5.3. Западная и восточная цивилизация: единство и специфика духовной жизни.
5.4. Социологические проблемы научного и художественного творчества.
5.5.Социологические аспекты образования как феномена культуры и социального института.
Понятия: индустриальное общество, постиндустриальное общество, прогресс, техногенная цивилизация, западная, восточная цивилизация, творчество, художественное творчество.
Вопросы для самопроверки
- В чем специфика и особенности духовной жизни индустриального общества.
- Как «массовое производство» индустриального общества влияет на духовную жизнь.
- Кому из социологов принадлежит идея «трехволнового развития» общества.
- В чем, на Ваш взгляд, проявляется проблема отчуждения, одиночества в постиндустриальном обществе.
- Каким образом осуществляется взаимодействие социально-экономической сферы жизнедеятельности общества и духовной культуры.
- Является ли образование фактором социально-групповой динамики и как оно влияет на социально – стратификационную динамику современного общества.
- Какие инновационные направления в современном образовании Вам известны.
- Отметьте особенности православно-славянской цивилизации.
- Какое влияние оказала «протестанская этика» в формировании основ западной цивилизации.
- «Путь очарованного странника» — для какого типа цивилизации характерно это высказывание.
Литература
- Ильин В.В., Ахиезер А.С. Российская государственность: Истоки, традиции, перспективы / М.: МГУ, 1997
- Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социологического прогнозирования: Пер. с англ. – М.,1999
- Василенко И.А. Политическая глобалистика: Учебное пособие для вузов. — М.: Логос, 2000, Гл. 4
- Гелбрейт Д. Новое индустриальное общество. – М., 1969
- Дриккер А.С. Человечество: информационный идеал // Человек. – 2000, № 1
- Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М.: Наука, 1991
- Россия в Евразии / Под ред. Г.Х.Шахназарова. М.: 1998
- СМИ, их роль в духовной жизни информационного общества
6.1. Проблемы виртуальной реальности в системе Интернет.
6.2. Негативные последствия сети Интернет на процессы социализации.
6.3. Виды и циклы социокультурных коммуникаций.
6.4. «Информационные войны» — цели, задачи.
6.5. Виртуальные миры, формируемые средствами искусства и литературы.
- Причины религиозной нетерпимости и экстремизма в мире.
Понятия: духовная жизнь в информационном обществе, виртуальная реальность, Интернет, социокультурные коммуникации, информационные войны, экстремизм, нетерпимость, толерантность.
Вопросы для самопроверки
- Назовите основные функции СМИ в духовной жизни общества.
- Какова роль СМИ в духовной жизни информационного общества.
- В чем проявляется глобализация виртуальной реальности в системе Интернет.
- Какие основы создает Интернет для духовного развития личности.
- Природа новой реальности и ее возможности для формирования духовного начала личности.
- Какое влияние оказывает новая виртуальная реальность на общественное и массовое сознание.
- В чем проявляется негативное влияние системы Интернет на социализацию личности.
- Может ли современный человек (школьник, студент) быть вне этой новой виртуальной реальности.
- Какие методы анализа деятельности СМИ вы знаете.
- Какова роль специалиста – социолога в исследовании деятельности СМИ.
- Какие виды и циклы социокультурных коммуникаций вы знаете.
Литература
- Антонов А.К. Информационное общество. Основы информационной культуры. М., 2000
- Воронина Т.П. Информационное общество: сущность, черты, проблемы. М., 1995
- Моль А. Социодинамика культуры. М.: 2000
- Мангейм К. Избранное: Социология культуры. СПб., 2000
- Социокультурное исследование / Под ред. Ф.И. Минюшева. Изд-во МГУ, 1995
- Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре // Культурология. ХХ век. М., 1995
- Силаева В.Л. Интернет как социальный феномен // Социс 2008, № 11
- Шапиро Д.И. Человек и виртуальный мир.- М.: Эдиториал УРСС, 2000
- Яншин А.А. Информационная виртуальная реальность. – Тула: ПАНИ, ГУП НИИ ИМТ. Изд-во «Тульский полиграфист», 2003
- Яшин А.А. Виртуальная реальность и «параллельные миры»: Фундаментальные истоки // Человек в социальном мире: проблемы, следования, перспективы. – 2002 – Вып.2(№8)
7. Духовная жизнь на индивидуальном уровне и уровне группы.
7.1. Группа как субъект исторического процесса.
7.2. Своеобразие духовно-культурной жизни социальной группы.
7.3. Конформизм и его роль в усилении интеграции группы.
7.4. Значение социальных взаимодействий в группе и их роль в духовной жизни группы и общества в целом.
7.5. Социализация и личность: этапы духовного развития личности.
7.6. Проблема индивидуализма и коллективизма в современном российском обществе.
Понятия: адаптация, малая группа, социальная группа, индивидуализм, коллективизм, социаизация , интериоризация, духовная жизнь в группе, личностное развитие,субкультура, методы социологического анализа.
Вопросы для самопроверки
- Почему духовная составляющая является неотъемлемым компонентом в процессе социализации личности.
- Назовите основные критерии группы как субъекта исторического процесса.
- Какие типы субкультур вы знаете.
- Способствует ли конформизм усилению интегрированности группы.
- В чем проявляется своеобразие духовно-культурной жизни группы.
- Как, на Ваш взгляд, влияют социально-экономические предпосылки на становление индивидуализма в обществе.
- Как проявляются особенности коллективизма в современном обществе.
- Назовите, особенности процесса социализации на определенных этапах становления и развития личности.
- Проанализируйте высказывание: индивидуальность – это самая высшая ценность для каждого из нас.
- Как решается проблема автономии личности в современном обществе.
Литература
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. М., 2000
- Российская цивилизация. Этнокультурные и духовные аспекты. – М., 1998
- Спасибенко С.Г. От типологии человека к социальным практикам // Социально-гуманитарные знания. 2007. № 2
- Канапицкий А.Я. Духовность как онтологическая компонента истинности человека //Социально-гуманитарные знания. 2004. № 2
- Краснов И. Модели человеческого поведения и основы социального антагонизма // Общественные науки и современность. 2003. №3.
- Кричевский Р. Л. Социальная психология малой группы: Учебное пособие для вузов. М., 2001
- Лосева О.А. Культурные факторы формирования личности: Конспект лекций для гуманит. спец. — Саратов, 2001
- Мардов И.Б. Этапы личной духовной жизни. – М.: Радикс, 1994
- Олсон М. Логика коллективных действий. Общественные блага и теория групп. М., 1995
- Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. М., 1999
- Наука как система знаний и вид духовного производства.
8.1 Специфика духовного производства.
8.2 Научное познание и его отличие от обыденного познания.
8.3 Система образования как важнейший компонент духовной жизни общества.
8.4 Европейская модель образования, ее соответствие индустриальной цивилизации.
8.5 Функции науки, роль и значение.
Понятия: система знаний, наука, духовное производство, научное познание, обыденное познание, образование, европейская модель, функции науки
- Что такое духовное производство и каковы его основные виды.
- В чем сущность и содержание научного познания, его отличие от обыденного познания.
- Какие крупные научные открытия конца ХХ столетия вы можете назвать.
- Какие тенденции характерны для современного этапа развития науки.
- Назовите два уровня научного познания.
- Какие функции образования вы знаете.
- Что такое гуманизация научного знания.
- В чем особенность научных революций, могут ли они определять ход последующего развития науки.
- Как в концепции Т. Куна характеризуется научное творчество.
- В чем проявляется автономия науки.
Литература
- Афанасьев С. А. Будущее общество. М., 2000
- Бауман З. Индивидуализированное общество. М., 2000
- Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. М., 2000
- Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М., 1999
- Валлерстайн И. Анализ мировых систем: современное системное видение мирового сообщества // Социология на пороге ХХI века: новые направления исследований. М., 1998
- Сорокин П Человек. Цивилизация. Общество. – М., Политиздат, 1992
- Старикова Л.Д. История педагогики и образования:Учеб. пособие. — Ростов н/Дону: Феникс, 2008
- Кун Т. Структура научных революций. Пер. с англ. – М., Прогресс, 1977
- Якобсон Л. И. Модернизация образования: от логики выживания к реинтеграции в общество // Общественные науки и современность. 2003. — № 4
- Нечаев В. Я. Социология образования: Курс лекций. М., 1998. Ч.1
- Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре // Культурология. ХХ век. М., 1995
- Духовная жизнь молодежи и проблемы культуры как социального явления.
9.1. Молодежь как социально-демографическая группа.
9.2. Межпоколенные отношения: преемственность и конфликты.
9.3. Включение молодежи в социокультурную, экономическую, политическую и духовную жизнь общества.
9.4. Духовный поиск российской молодежи на современном этапе.
9.5. Кризис социализации молодежи в переходную эпоху.
9.6. Культура как важнейшее системное качество духовной сферы общества.
9.7. Движение от «священного» (религиозного) к «светскому» (гражданскому) в общественной и духовной жизни.
Понятия: молодежь, межпоколенные отношения, преемственнсть, конфликты отцов и детей, префигуративные, конфигуративные отношения, духовный кризис, секуляризация, священное, профанное.
Вопросы для самопроверки.
- Какие этапы социализации вы знаете.
- Укажите индикаторы саморазрушающегося поведения молодежи.
- Трудности социализации и социальной адаптации в период кардинальных преобразований общества.
- Какие основные показатели субкультуры российской молодежи.
- Назовите ценностные ориентации молодежи на современном этапе развития.
- Почему, на ваш взгляд, аномия является социальной болезнью общества.
- Какое место занимает Россия в социокультурном пространстве.
- Удовлетворение духовных потребностей и их специфика на современном этапе.
- Межпоколенные отношения – всегда ли они носят конфликтный характер.
- Какова роль мифов в современном обществе.
Литература
- Аверьянов Л.А. О проблемах молодежи и не только о них // Социс. 2009. № 10
- Гарилюк В.В., Трикоз Н.А. Динамика ценностных оиентаций в период социальной трансформации (поколенный подход) // Социологические исследования. 2002. – №1
- Зубок Ю.А. Проблемы социального развития молодежи в условиях риска // Социологические исследования 2003. — № 4
- Минюшев Ф.И. О перспективах духовной жизни молодых россиян // Молодежь и общество на рубеже веков. М., 1997
- Самсонова Е.А., Юдина Е.Ю. Этническая толерантность тульской молодежи // Социс. 2009. № 10
- Субкультуры и эносы в художественной жизни. / Под ред. К. Б.Соколова. М., 1996
- Социокультурное исследование / Под ред. Ф.И.Минюшева. Изд-во МГУ, 1995
- Шклярук В.Я. Самосохранительное поведение в молодежной среде // 2008. № 10
-
Учебно-методическое обеспечение дисциплины
-
Основная литература
-
1. Козлова О.Н. Социология духовной жизни. Учебн. пособие. Курс лекций. М.: 2002
2. Философия : Учебник для вузов/ Под ред. Проф. В.Н.Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. –М.: Культура и спорт, ЮНИТИ,1998.-584с. Гл.7
3. Тощенко Ж.Т. Социология: Общий курс: Учеб. пособие для вузов/ Ж. Т.Тощенко. – М.: Юрайт, 2004.- 527с. (Раздел «Духовная жизнь»
Дополнительная литература
1. Бердяев Н.А. О человеке, его свободе и духовности: Избранные труды: Учебно-методическая литература / Ред. Сост.: Л. И. Новикова, И.Н. М.:2002.
2. Викторов А.М. Духовная безопасность российской цивилизацции: теоретико-методологические аспекты. Учебн. пособие. Книжный дом Университет (КДУ), 2009. — 302 с.
3. Ильин В.В., Ахиезер А.С. Российская государственность: Истоки, традиции, перспективы/ В. В. Ильин, А.С. Ахиезер; Под ред. В. В. Ильина. – М.: МГУ, 1997.- 384с.
4. Мир Г. Преодоление себя: Уникальный метод духовного преодоления заболеваний и кризисов жизни/ М.: Рипол Классик, 1997.-512с.7.
5. Старшинова О. Г. Понятие духовности и духовно-нравственного развития личности в современной общественно-психологической науке. М.: Изд-во РАН, 2006
-
Периодические издания
Журналы: Вестник Московского университета (12 – Политические науки, 14 – Психология, 18 – Социология и политология); Вопросы психологии; Вопросы психологии; Вопросы философии; Вопросы экономики; Государство и право;Общественные науки и современность; Политические исследования (Полис); Психологический журнал; Социально-гуманитарные знания; Социологические исследования (Социс).
Программное обеспечение и Интернет-ресурсы
- Открытый междисциплинарный электронный журнал «Гуманитарная информатика»: http://huminf.tsu.ru
- Журнал «Со-общение»: http://www.soob.ru
- Журнал «Советник»: www.SOVETNIK.ru
- Научно-культурологический журнал: http://www.relga.ru
- Российское образование: федеральный портал: http://www.edu.ru
- Фонд «Общественное мнение»: http://club.fom.ru
8. В.Н. Лавриненко. Философия: учебник.
9. Фонд исторической перспективы http://www.perspektivy.info/rus/nashe/rossiiyskoe_obschestvo_mirovozzrenie_2009-2-20-42-31.htm