Социология духовной жизни

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Тульский государственный университет»

Кафедра социологии и политологии

Утверждаю

Декан гуманитарного факультета

__________________ И.А. Батанина

«____» _________________ 2012 г.

  1. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
  2. К ПРАКТИЧЕСКИМ (СЕМИНАРСКИМ) ЗАНЯТИЯМ

по дисциплине

  1. Социология духовной жизни

Направление подготовки: 040100 Социология

Профиль подготовки: 040100 Социальные процессы и структуры на макро- и микроуровнях

Квалификация выпускника: бакалавр 040100 Социология

Формы обучения: очная, заочная

Тула 2012 г.

ЛИСТ

согласования методических указаний

Методические указания составлены доцентом Хавронюк Т.А. и обсуждены на заседании кафедры социологии и политологии гуманитарного факультета,

протокол № 5 от « 14 » марта 2012 г.

Зав. кафедрой И.А. Батанина

Цели и задачи освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Социология духовной жизни» являются: – анализ основных концепций и терминов, используемых в современной социологии духовной жизни, формирование у студентов представление об основных исследовательских подходах в изучении данного проблемного поля, развитие у студентов практических умений и навыков анализа духовных и культурных процессов различного уровня, необходимых для успешной профессиональной деятельности.

Задачами освоения дисциплины «Социология духовной жизни» являются:

— выявление сущности, специфики и структуры духовной жизни общества, методологических основ и методы изучения духовности в обществе;

— исследование специфики различных структурных компонентов духовной жизни;

-определение места и роли духовного фактора в общественных явлениях и процессах;

— изучение содержания духовной жизни общества, его культуры;

— формирование навыков социального взаимодействия в сферах практической деятельности, где духовным элементам отводится значительная роль.

— раскрыть содержание основных концепций и терминов, используемых в современной социологии духовной жизни

Содержание дисциплины

1. Социология духовной жизни как специальная социологическая теория.

1.1. Объект и предмет социологии духовной жизни.

1.2. Аналитические единицы духовной жизни, их функции.

1.3. Компоненты духовной жизни на индивидуальном, групповом, общественном уровне.

1.4.Духовная жизнь общества как его особое духовное состояние.

1.5. Задачи и функции учебной дисциплины.

Понятия: объект, предмет, аналитические единицы, духовная жизнь

функции, духовное состояние, цели, задачи, учебная дисциплина, уровни духовной жизни, материальная жизнь, духовная жизнь как система.

Вопросы для самопроверки

  1. Охарактеризуйте объект и предмет социологии духовной жизни.
  2. Каково содержание духовной жизни.
  3. В чем специфика материальной и духовной жизни.
  4. Что составляет ядро духовной жизни.
  5. Какие аналитические единицы духовной жизни вы знаете.
  6. Что составляет структуру духовной жизни.
  7. В чем проявляется взаимодействие материальной и духовной жизни.
  8. Назовите основные задачи и функции учебной дисциплины.
  9. В чем специфика духовной жизни на индивидуальном уровне.

10. Назовите особенности духовной жизни на групповом и общественном уровне.

Литература

  1. Алексеева Т.А. О концепциях духовного совершенствования // Социально-гуманитарные знания, 2000. № 4
  2. Бердяев Н.А. О человеке, его свободе и духовности: Избранные труды; Учебно-методическая литература / М.: Флинта, 1999
  3. Ильичева И.М. Духовность в зеркале философско-психологических учений (от древности до наших дней): Учеб. пособие /И. М. Ильичева; М.; Воронеж : МОДЭК,2003
  4. Тощенко Ж.Т. Социология : Общий курс: Учебн. Пособие для вузов. – М.: 2004
  5. Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н.Лавриненко, проф. В.П.Ратникова. – М.: 2006. Гл. 7
  6. Лосев А. Ф.Дерзание духа. – М.: Мысль, 2001
  7. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология в 3 т. – М..: ИНФРА – М, 2000

2. История становления и развития социологического подхода к анализу духовной жизни.

2.1. Философский уровень анализа духовной жизни (Аристотель, Платон, Демокрит).

2.2. Немецкая классическая философия о сущности человеческого бытия как отражении духовной сущности человека.

2.3. Русская философская мысль о духовности и предназначении человека.

2.4. Соотношение понятий дух, душа, духовность в философии Н. А.Бердяева.

Концепция жизненных смыслов и культурных ценностей в теории Э. Фромма, Ф. Франкла.

Понятия: дух, душа, духовность, общественное сознание, жизненный смысл, культурные ценности, Аристотель, Платон, Бердяев.

Вопросы для самопроверки

  1. Почему духовность и творчество, на ваш взгляд, являются близкими, но не сводимыми к единому основанию понятиями.
  2. Как вы относитесь к пониманию духовности как принципу самостроительства человека.
  3. Бездуховность – это следствие кризиса культуры. Проанализируйте это высказывние.
  4. Что объединяет содержание духовности.
  5. Духовность — это проблема обретения смысла. Как это высказывание соотносится с проблемами современного российского общества.
  6. В чем особенность теологического объяснения «души» человека.
  7. Кому из ученых принадлежит четкая постановка и решение вопроса о происхождении человеческого разума и движущих пружинах его эволюции.
  8. Как влияет двойственная материально-духовная природа самого человека на проблемы формирования духовной жизни общества.
  9. Что, на ваш взгляд, всегда было в центре духовных исканий мыслителей России.
  10. Русские философы – мыслители (Франк С.) считали, что человек непрерывно создается, самосозидается. От чего, на ваш, взгляд, зависит этот процесс.

Литература

  1. Ильичева И.А. Духовность в зеркале философско- психологических учений (от древности до наших дней) М.: 2003
  2. Козлова О.И. Социология духовной жизни // Социально-гуманитарные знания. 2001, № 1,2
  3. Мир Г. Наука о душе и Жизни: Критериальное поведение / Г.Мир. – Тула: ИАМ, 2002
  1. Франк С.Л Духовные основы общества. — М.: Республика, 1992
  2. Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, В. П.Ратникова. – М.: ЮНИТИ,2002
  3. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. – М.: 1992
  1. Духовная жизнь общества (общетеоретический подход).

3.1. Духовная жизнь как феномен социальной жизни.

3.2. Природа ментальности, ее место в структуре сознания.

3.3. Значение экономических, политических и социокультурных факторов в структуре социальной жизни.

3.4. Единство гносеологического, социологического, аксиологического подходов в исследовании духовных явлений и процессов.

3.5. Общенаучные методы в анализе духовной жизни.

Понятия: духовная и социальная жизнь, структура общественного сознания, гносеологический, аксиологический подходы, онтологический подход, методы анализа, смысл жизни.

Вопросы для самопроверки

  1. Назовите основные составляющие элементы духовной жизни.
  2. В чем принципиальные отличия духовных и материальных потребностей.
  3. Что следует понимать под духовными ценностями.
  4. Дайте определение понятию духовное производство.
  5. Что является продуктом духовного производства.
  6. Какие три вида освоения действительности выделяются духовном производстве.
  7. Являются ли политика, мораль и право «отраслями» духовного производств, аргументируйте свой ответ
  8. Принадлежат ли научное, эстетическое и религиозное освоение действительности к собственно духовному производству.
  9. В чем специфика духовного производства и его отличие от производства материального.
  10. В чем специфика ментальности современного россиянина.

Литература.

  1. Американская социологическая мысль: тексты. / Под ред. В.И. Добренькова. Изд-во МГУ, 1994
  2. Кун Т. Структура научных революций. – М.: Прогресс,1997
  3. Козлова О.Н. Социология духовной жизни. М.: 2004
  4. Кравченко А.И. Общая социология: Учеб. пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001
  5. Общая социология: Учебное пособие / Под ред. А. Г.Эфендиева.1 М.: ИНФРА- М, 2002
  6. Тощенко Ж.Т. Социология: Общий курс: Учеб. пособие для вузов. М.: 2004
  7. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М.: 1992
  8. Франк С.Л. Духовные основы общества. Изд-во Директмедиа

4. Духовная жизнь в историческом процессе (доиндустриальная эпоха)

4.1. Специфика духовной жизни первобытного общества.

4.2. Исторические структуры сознания: архаическая, мифическая, магическая форма.

4.3. Доиндустриальное общество и особенности духовной жизни.

4.4. Мировые религии, общие принципы и специфика.

4.5. Наука, искусство, литература – регуляторы духовной жизни общества.

4.6. Преемственная связь «поколений» духовных ценностей как закономерный процесс.

Понятия: духовность первобытного общества, мифы, магия, доиндустриальное общество, мировые религии, наука, искусство, духовные ценности.

Вопросы для самопроверки

1.В чем особенности духовной жизни общества с точки зрения общетеоретического подхода.

2.Почему духовная жизнь выступает как феномен социальной жизни.

3. Что вы знаете о природе ментальности, и какое место она занимает в структуре сознания.

4. Какое значение, на Ваш взгляд, имеет экономическая, политическая интеллектуальная составляющая в структуре социальной жизни.

5. Ценностно-нормативный подход и его роль в изучении духовной жизни общества.

6. Дайте оценку гносеологическому подходу в исследовании духовных явлений и процессов в обществе.

7. Социологический, аксиологический подход в философском исследовании духовных явлений и процессов.

8. Что составляет основу духовной жизни первобытного общества.

9. Какие исторические структуры сознания Вам известны.

10. Что выступает основой социокультурной организации доиндустриального общества.

Литература

  1. Зиммель Г.П. Конфликт современной культуры. М., 2001
  2. Доусон К.Г. Религия и культура / К.Г.Доусон; Пер. с анг., К. Я.Кожурина. – СПб.: Алетейя, 2000
  3. Бердяев Н.А. О человеке, его свободе и духовности: Избранные труды: Учебно-методическая литература. – М.: Флинта, 1999
  4. Ортега – и – Гассет Х. Дегуманизация искусства // Эстетика. Философия культуры. – М.: Искусство, 1991
  5. Тощенко Ж.Т. Социология: Общий курс: Учеб.пособие для вузов. – М.: 2004
  6. Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М.: Республика, 1994
  7. Минюшев Ф.И. Евразийская культура и ее роль в новой архитектуре Европы // Общеевропейский процесс и гуманитарная Европа. Роль университетов. М., 1995
  8. Минюшев Ф.И. Социология культуры: Уч. пособие для вузов. — М.: Изд-во Академ.проект. 2004
  1. Духовная жизнь индустриального и постиндустриального общества

5.1. Взаимосвязь социально-экономической сферы жизни общества и духовной культуры.

5.2. Техногенная цивилизация и кризисные явления в обществе.

5.3. Западная и восточная цивилизация: единство и специфика духовной жизни.

5.4. Социологические проблемы научного и художественного творчества.

5.5.Социологические аспекты образования как феномена культуры и социального института.

Понятия: индустриальное общество, постиндустриальное общество, прогресс, техногенная цивилизация, западная, восточная цивилизация, творчество, художественное творчество.

Вопросы для самопроверки

  1. В чем специфика и особенности духовной жизни индустриального общества.
  2. Как «массовое производство» индустриального общества влияет на духовную жизнь.
  3. Кому из социологов принадлежит идея «трехволнового развития» общества.
  4. В чем, на Ваш взгляд, проявляется проблема отчуждения, одиночества в постиндустриальном обществе.
  5. Каким образом осуществляется взаимодействие социально-экономической сферы жизнедеятельности общества и духовной культуры.
  6. Является ли образование фактором социально-групповой динамики и как оно влияет на социально – стратификационную динамику современного общества.
  7. Какие инновационные направления в современном образовании Вам известны.
  8. Отметьте особенности православно-славянской цивилизации.
  9. Какое влияние оказала «протестанская этика» в формировании основ западной цивилизации.
  10. «Путь очарованного странника» — для какого типа цивилизации характерно это высказывание.

Литература

  1. Ильин В.В., Ахиезер А.С. Российская государственность: Истоки, традиции, перспективы / М.: МГУ, 1997
  2. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социологического прогнозирования: Пер. с англ. – М.,1999
  3. Василенко И.А. Политическая глобалистика: Учебное пособие для вузов. — М.: Логос, 2000, Гл. 4
  4. Гелбрейт Д. Новое индустриальное общество. – М., 1969
  5. Дриккер А.С. Человечество: информационный идеал // Человек. – 2000, № 1
  6. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М.: Наука, 1991
  7. Россия в Евразии / Под ред. Г.Х.Шахназарова. М.: 1998
  1. СМИ, их роль в духовной жизни информационного общества

6.1. Проблемы виртуальной реальности в системе Интернет.

6.2. Негативные последствия сети Интернет на процессы социализации.

6.3. Виды и циклы социокультурных коммуникаций.

6.4. «Информационные войны» — цели, задачи.

6.5. Виртуальные миры, формируемые средствами искусства и литературы.

  1. Причины религиозной нетерпимости и экстремизма в мире.

Понятия: духовная жизнь в информационном обществе, виртуальная реальность, Интернет, социокультурные коммуникации, информационные войны, экстремизм, нетерпимость, толерантность.

Вопросы для самопроверки

  1. Назовите основные функции СМИ в духовной жизни общества.
  2. Какова роль СМИ в духовной жизни информационного общества.
  3. В чем проявляется глобализация виртуальной реальности в системе Интернет.
  4. Какие основы создает Интернет для духовного развития личности.
  5. Природа новой реальности и ее возможности для формирования духовного начала личности.
  6. Какое влияние оказывает новая виртуальная реальность на общественное и массовое сознание.
  7. В чем проявляется негативное влияние системы Интернет на социализацию личности.
  8. Может ли современный человек (школьник, студент) быть вне этой новой виртуальной реальности.
  9. Какие методы анализа деятельности СМИ вы знаете.
  10. Какова роль специалиста – социолога в исследовании деятельности СМИ.
  11. Какие виды и циклы социокультурных коммуникаций вы знаете.

Литература

  1. Антонов А.К. Информационное общество. Основы информационной культуры. М., 2000
  2. Воронина Т.П. Информационное общество: сущность, черты, проблемы. М., 1995
  3. Моль А. Социодинамика культуры. М.: 2000
  4. Мангейм К. Избранное: Социология культуры. СПб., 2000
  5. Социокультурное исследование / Под ред. Ф.И. Минюшева. Изд-во МГУ, 1995
  6. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре // Культурология. ХХ век. М., 1995
  7. Силаева В.Л. Интернет как социальный феномен // Социс 2008, № 11
  8. Шапиро Д.И. Человек и виртуальный мир.- М.: Эдиториал УРСС, 2000
  9. Яншин А.А. Информационная виртуальная реальность. – Тула: ПАНИ, ГУП НИИ ИМТ. Изд-во «Тульский полиграфист», 2003
  10. Яшин А.А. Виртуальная реальность и «параллельные миры»: Фундаментальные истоки // Человек в социальном мире: проблемы, следования, перспективы. – 2002 – Вып.2(№8)

7. Духовная жизнь на индивидуальном уровне и уровне группы.

7.1. Группа как субъект исторического процесса.

7.2. Своеобразие духовно-культурной жизни социальной группы.

7.3. Конформизм и его роль в усилении интеграции группы.

7.4. Значение социальных взаимодействий в группе и их роль в духовной жизни группы и общества в целом.

7.5. Социализация и личность: этапы духовного развития личности.

7.6. Проблема индивидуализма и коллективизма в современном российском обществе.

Понятия: адаптация, малая группа, социальная группа, индивидуализм, коллективизм, социаизация , интериоризация, духовная жизнь в группе, личностное развитие,субкультура, методы социологического анализа.

Вопросы для самопроверки

  1. Почему духовная составляющая является неотъемлемым компонентом в процессе социализации личности.
  2. Назовите основные критерии группы как субъекта исторического процесса.
  3. Какие типы субкультур вы знаете.
  4. Способствует ли конформизм усилению интегрированности группы.
  5. В чем проявляется своеобразие духовно-культурной жизни группы.
  6. Как, на Ваш взгляд, влияют социально-экономические предпосылки на становление индивидуализма в обществе.
  7. Как проявляются особенности коллективизма в современном обществе.
  8. Назовите, особенности процесса социализации на определенных этапах становления и развития личности.
  9. Проанализируйте высказывание: индивидуальность – это самая высшая ценность для каждого из нас.
  10. Как решается проблема автономии личности в современном обществе.

Литература

  1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. М., 2000
  2. Российская цивилизация. Этнокультурные и духовные аспекты. – М., 1998
  3. Спасибенко С.Г. От типологии человека к социальным практикам // Социально-гуманитарные знания. 2007. № 2
  4. Канапицкий А.Я. Духовность как онтологическая компонента истинности человека //Социально-гуманитарные знания. 2004. № 2
  5. Краснов И. Модели человеческого поведения и основы социального антагонизма // Общественные науки и современность. 2003. №3.
  6. Кричевский Р. Л. Социальная психология малой группы: Учебное пособие для вузов. М., 2001
  1. Лосева О.А. Культурные факторы формирования личности: Конспект лекций для гуманит. спец. — Саратов, 2001
  2. Мардов И.Б. Этапы личной духовной жизни. – М.: Радикс, 1994
  3. Олсон М. Логика коллективных действий. Общественные блага и теория групп. М., 1995
  4. Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. М., 1999
  1. Наука как система знаний и вид духовного производства.

8.1 Специфика духовного производства.

8.2 Научное познание и его отличие от обыденного познания.

8.3 Система образования как важнейший компонент духовной жизни общества.

8.4 Европейская модель образования, ее соответствие индустриальной цивилизации.

8.5 Функции науки, роль и значение.

Понятия: система знаний, наука, духовное производство, научное познание, обыденное познание, образование, европейская модель, функции науки

  1. Что такое духовное производство и каковы его основные виды.
  2. В чем сущность и содержание научного познания, его отличие от обыденного познания.
  3. Какие крупные научные открытия конца ХХ столетия вы можете назвать.
  4. Какие тенденции характерны для современного этапа развития науки.
  5. Назовите два уровня научного познания.
  6. Какие функции образования вы знаете.
  7. Что такое гуманизация научного знания.
  8. В чем особенность научных революций, могут ли они определять ход последующего развития науки.
  9. Как в концепции Т. Куна характеризуется научное творчество.
  10. В чем проявляется автономия науки.

Литература

  1. Афанасьев С. А. Будущее общество. М., 2000
  2. Бауман З. Индивидуализированное общество. М., 2000
  3. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. М., 2000
  4. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М., 1999
  5. Валлерстайн И. Анализ мировых систем: современное системное видение мирового сообщества // Социология на пороге ХХI века: новые направления исследований. М., 1998
  6. Сорокин П Человек. Цивилизация. Общество. – М., Политиздат, 1992
  7. Старикова Л.Д. История педагогики и образования:Учеб. пособие. — Ростов н/Дону: Феникс, 2008
  8. Кун Т. Структура научных революций. Пер. с англ. – М., Прогресс, 1977
  1. Якобсон Л. И. Модернизация образования: от логики выживания к реинтеграции в общество // Общественные науки и современность. 2003. — № 4
  2. Нечаев В. Я. Социология образования: Курс лекций. М., 1998. Ч.1
  3. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре // Культурология. ХХ век. М., 1995
  1. Духовная жизнь молодежи и проблемы культуры как социального явления.

9.1. Молодежь как социально-демографическая группа.

9.2. Межпоколенные отношения: преемственность и конфликты.

9.3. Включение молодежи в социокультурную, экономическую, политическую и духовную жизнь общества.

9.4. Духовный поиск российской молодежи на современном этапе.

9.5. Кризис социализации молодежи в переходную эпоху.

9.6. Культура как важнейшее системное качество духовной сферы общества.

9.7. Движение от «священного» (религиозного) к «светскому» (гражданскому) в общественной и духовной жизни.

Понятия: молодежь, межпоколенные отношения, преемственнсть, конфликты отцов и детей, префигуративные, конфигуративные отношения, духовный кризис, секуляризация, священное, профанное.

Вопросы для самопроверки.

  1. Какие этапы социализации вы знаете.
  2. Укажите индикаторы саморазрушающегося поведения молодежи.
  3. Трудности социализации и социальной адаптации в период кардинальных преобразований общества.
  4. Какие основные показатели субкультуры российской молодежи.
  5. Назовите ценностные ориентации молодежи на современном этапе развития.
  6. Почему, на ваш взгляд, аномия является социальной болезнью общества.
  7. Какое место занимает Россия в социокультурном пространстве.
  8. Удовлетворение духовных потребностей и их специфика на современном этапе.
  9. Межпоколенные отношения – всегда ли они носят конфликтный характер.
  10. Какова роль мифов в современном обществе.

Литература

  1. Аверьянов Л.А. О проблемах молодежи и не только о них // Социс. 2009. № 10
  2. Гарилюк В.В., Трикоз Н.А. Динамика ценностных оиентаций в период социальной трансформации (поколенный подход) // Социологические исследования. 2002. – №1
  3. Зубок Ю.А. Проблемы социального развития молодежи в условиях риска // Социологические исследования 2003. — № 4
  4. Минюшев Ф.И. О перспективах духовной жизни молодых россиян // Молодежь и общество на рубеже веков. М., 1997
  5. Самсонова Е.А., Юдина Е.Ю. Этническая толерантность тульской молодежи // Социс. 2009. № 10
  6. Субкультуры и эносы в художественной жизни. / Под ред. К. Б.Соколова. М., 1996
  7. Социокультурное исследование / Под ред. Ф.И.Минюшева. Изд-во МГУ, 1995
  8. Шклярук В.Я. Самосохранительное поведение в молодежной среде // 2008. № 10
  1. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

    1. Основная литература

1. Козлова О.Н. Социология духовной жизни. Учебн. пособие. Курс лекций. М.: 2002

2. Философия : Учебник для вузов/ Под ред. Проф. В.Н.Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. –М.: Культура и спорт, ЮНИТИ,1998.-584с. Гл.7

3. Тощенко Ж.Т. Социология: Общий курс: Учеб. пособие для вузов/ Ж. Т.Тощенко. – М.: Юрайт, 2004.- 527с. (Раздел «Духовная жизнь»

Дополнительная литература

1. Бердяев Н.А. О человеке, его свободе и духовности: Избранные труды: Учебно-методическая литература / Ред. Сост.: Л. И. Новикова, И.Н. М.:2002.

2. Викторов А.М. Духовная безопасность российской цивилизацции: теоретико-методологические аспекты. Учебн. пособие. Книжный дом Университет (КДУ), 2009. — 302 с.

3. Ильин В.В., Ахиезер А.С. Российская государственность: Истоки, традиции, перспективы/ В. В. Ильин, А.С. Ахиезер; Под ред. В. В. Ильина. – М.: МГУ, 1997.- 384с.

4. Мир Г. Преодоление себя: Уникальный метод духовного преодоления заболеваний и кризисов жизни/ М.: Рипол Классик, 1997.-512с.7.

5. Старшинова О. Г. Понятие духовности и духовно-нравственного развития личности в современной общественно-психологической науке. М.: Изд-во РАН, 2006

  1. Периодические издания

Журналы: Вестник Московского университета (12 – Политические науки, 14 – Психология, 18 – Социология и политология); Вопросы психологии; Вопросы психологии; Вопросы философии; Вопросы экономики; Государство и право;Общественные науки и современность; Политические исследования (Полис); Психологический журнал; Социально-гуманитарные знания; Социологические исследования (Социс).

Программное обеспечение и Интернет-ресурсы

  1. Открытый междисциплинарный электронный журнал «Гуманитарная информатика»: http://huminf.tsu.ru
  2. Журнал «Со-общение»: http://www.soob.ru
  3. Журнал «Советник»: www.SOVETNIK.ru
  4. Научно-культурологический журнал: http://www.relga.ru
  5. Российское образование: федеральный портал: http://www.edu.ru
  6. Фонд «Общественное мнение»: http://club.fom.ru

8. В.Н. Лавриненко. Философия: учебник.

9. Фонд исторической перспективы http://www.perspektivy.info/rus/nashe/rossiiyskoe_obschestvo_mirovozzrenie_2009-2-20-42-31.htm