Этнос и его роль в обществе

Общество и его признаки

Общество — объединение людей, имеющих закрепленную совместную территорию, общие культурные ценности и общую законодательную систему, а также общие социальные нормы, правила поведения, позволяющие в комплексе его членам создавать социокультурную идентичность и ощущение принадлежности к единому целому.

Понятие «общество» применимо к любой исторической эпохе, любому по численности объединению (группе) людей, если это объединение отвечает таким признакам, как (по Э. Шилзу):

§ объединение не является частью какой-либо более крупной системы (общества);

§ браки заключаются между представителями данного объединения;

§ пополнение общества происходит преимущественно за счет детей тех людей, которые уже являются его признанными представителями;

§ объединение имеет территорию, которую считает своей собственной;

§ у объединения есть собственное название и своя история;

§ оно обладает собственной системой управления;

§ объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида;

§ его объединяет общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил, нравов), которую называют культурой.

По мнению ряда отечественных социологов, к критериям общества необходимо отнести следующие:

§ наличие единой территории, являющейся материальной основой возникающих в ее пределах социальных связей;

§ универсальность (всеобъемлющий характер);

§ автономность, способность существовать самостоятельно и независимо от других обществ;

§ интеграгивность: общество способно поддерживать и воспроизводить в новых поколениях свои структуры, включать все новых индивидов в единый контекст социальной жизни.

Типология общества модернизация

 

Одной из важных проблем, интересующих социологов, является типология обществ. Все бывшие ранее и существующие в настоящее время общества ученые делят на определенные типы. Существует деление обществ на:

 

1) простые – нет руководителей, бедных, богатых (например, первобытные племена);

 

2) сложные – существуют иерархия социальных слоев, несколько уровней управления. Они появились с возникновением государства. Марксистская социология делит общества по отношениям собственности и способу производства материальных благ: это общественно-экономические формации – первобытная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая.

8 стр., 3825 слов

Мышление, сознание определяются реальным бытием, жизнью людей ...

... достигающую в процессе исторического развития человека высокой степени совершенства. Но отдельный индивид в качестве человека не существует вне общества. Он становится человеком лишь в результате процесса ... процесс материальный, практический. "[1]. мышление, сознание определяются реальным бытием, жизнью людей и существуют только как их сознание, как продукт развития указанной системы объективных ...

 

Модернизация — исторический процесс перехода от традиционного аграрного общества к современному индустриальному обществу.

Модернизации — совокупность технологических, экономических, социальных, культурных, политических перемен, направленных на совершенствование общественной системы в целом.

Модернизация общества прежде всего предполагает его индустриализацию. Исторически возникновение современного общества тесно связано с зарождением промышленности. Все характеристики, соответствующие понятию современности, могут быть соотнесены с теми переменами, которые два столетия назад вызвали к жизни общество индустриального типа. Это позволяет предполагать, что термин «индустриальное общество» имеет не только экономическое и технологическое значение, но и значение стиля жизни, характеризующего глубинные экономические, социальные, политические и культурные перемены. Общества становятся современными именно в процессе всесторонней индустриальной трансформации. Основными чертами современного общества считаются: ориентация на инновации, светский характер социальной жизни, поступательное (нециклическое) развитие, демократическая система власти, массовое образование и т.д.

этнос и его роль в обществе

 

Этнос — основополагающая категория этносоциологии, в буквальном переводе с греческого означающая «племя, народ». В широком смысле этнос можно определить как основную единицу классификации всех народов мира, обозначающую конкретный народ со своей историей, своей самобытной культурой, своим самосознанием и самоназванием. В наиболее популярной научной трактовке этнос — это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими чертами и особенностями культуры и психологического склада, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием).

Единство территории и производная от него общность экономической жизни являются материальными факторами образования этноса, которые в процессе дальнейшего развития этноса могут быть утрачены. А основные признаки этноса, его системные свойства, могущие исчезнуть только с ним самим, — это этническое самосознание, психологический склад и этническая культура.

Этническое самосознание есть чувство принадлежности к данному этносу. Важным его компонентом выступает представление об общности происхождения его членов, т.е. совместная историческая практика предков.

Психологический склад — это так называемый этнический характер, понимаемый широко вплоть до включения в него этнического темперамента.

Этническая культура включает язык, народное искусство, обычаи, обряды, традиции, нормы поведения, привычки, передаваемые из поколения в поколение. Но этнические системы не сводятся только к одному, хоть и базисному, элементу — этносу. Существует, по мнению исследователей (Л.Гумилев, В.Беляев и др.), этническая иерархия, которую можно представить в следующей последовательности: суперэтнос, этнос, субэтнос, консорция, конвикция. Суперэтнос — целостная группа этносов, возникших одновременно в одном регионе, как правило, с единым происхождением, культурой, психологией (славяне, тюрки и др.).

11 стр., 5392 слов

Роль декоративно-прикладного искусства в жизни народа

... предметы быта, являющиеся произведениями искусства. 1. Роль декоративно-прикладного искусства в жизни народа 1 Особое место декоративно-прикладного искусства Более столетия в гуманитарные дисциплины в разных формах буквально вторгается ... декоративное назначение предмета, организующих и наполняющих красотой наш быт. Для создания необходимых для человека удобств и в то же время для украшения его жизни ...

Субэтнос — подсистема этноса со спецификой в религии, языке, культуре, истории, самосознании и самоназвании (в этносе «русские» — камчадалы, поморы, сибиряки и др.; в этносе «татары» — кряшены, мишари, казанские, касимовские, астраханские татары и др.).

Консорция — группа людей с общей исторической судьбой (гильдии, секты и пр.).

Конвикция — группа с общностью жизни, однохарактерным бытом и семейными связями (предместья, слободы и т.д.).

Отечественная этносоциология выделяет исторически значимые типы этноса. В науке существует два подхода к его типологии: первый выделяет в качестве основных типов этноса род, племя, народность, нацию; второй рассматривает три типа — род, племя, народ.

 

Народ,как социологическая категория

Нация и ее роль

На́ция (от лат. natio — племя, народ) —историческая общность людей, социально-экономическая, культурно-политическая и духовная общность индустриальной эпохи[1].

Существует два основных подхода к пониманию нации: как политической общности граждан определенного государства и как этнической общности (формой существования одного, либо нескольких совместно проживающих этносов) с единым языком и самосознанием.

Политическая нация[править | править вики-текст]

Сторонники конструктивизма полагают, что нации представляют собой искусственные образования, целенаправленно сконструированные, созданные интеллектуальными элитами (учёными, писателями, политиками, идеологами) на основе национального проекта — идеологии национализма, которая может выражаться не только в политических манифестах, но и в литературных произведениях, научных трудах и так далее. Согласно конструктивистам национализм не пробуждает нацию, которая до тех пор остается вещью-в-себе, а создает новую нацию там, где её не было. Географическими границами национального проекта при этом являются актуальные политические границы государства, а этнические различия населения, участвующего в строительстве такой нации вообще не имеют значения[2].

Один из главных теоретиков конструктивизма Бенедикт Андерсон определяет нации как «воображаемые сообщества»: «я предлагаю следующее определение нации: это воображенное политическое сообщество, и воображается оно как что-то неизбежно ограниченное, но в то же время суверенное»[3]. Имеется в виду не то, что нации — вообще некие фикции, а то, что реально существуют лишь рационально мыслящие индивиды, а нация существует лишь в их головах, «в воображении», в силу того, что они себя идентифицируют именно этим, а не другим образом.

Конструктивисты отрицают преемственность между этносами доиндустриального общества и современными нациями, они подчеркивают, что нации являются продуктами индустриализации, распространения всеобщего стандартизированного образования, развития науки и техники (в частности, книгопечатания, средств массовых коммуникаций и информации) и что в доиндустриальную эпоху этносы и этническая идентичность не играли такой важной роли, так как традиционное общество предлагало много других форм идентичности (сословие, религия и т. д.).

9 стр., 4310 слов

Строев (Нация и национализм)

... есть национализм. Национализм – есть единственное необходимое и достаточное условие существования любой нации. Получается, что нация есть ... альтернативных определений нации к объективной реальности. Современное либеральное общество навязывает нам представление о нации, как о ... нациями. В самом деле, где грань между такими понятиями как «нация», «национальность», «народ», «народность», «этнос», ...

Этнонация[

Примордиалисты понимают нацию как переход этноса на особую национальную ступень развития, то есть как биологический феномен. Возникновение этой разновидности национализма связано с формированием мистической концепции «народного духа» (Volksgeist) в рамках немецкого «народнического» (volkisch) и расистского, ариосософского национализма XVIII—XIX веков (в частности, в творчестве представителей немецкого романтизма)[4]. Ранние немецкие националисты-романтики считали, что существует некий «народный дух» — иррациональное, сверхъестественное начало, который воплощается в различных народах и определяет их своеобразие и отличие друг от друга, и которое находит выражение в «крови» и в расе. С этой точки зрения «народный дух» передается с «кровью», то есть по наследству, таким образом, нация понимается как сообщество, происходящее от общих предков, связанное кровнородственными узами.

В смычке национализма и расизма в Германии решающую роль сыграли языковедческие исследования, у истоков которых также стояли националисты-романтики, такие как Якоб Гримм. Ими было обнаружено сходство между современнымиевропейскими языками и санскритом, на основе чего было создано учение о «языковых семьях», где отношения между языками уподоблялись кровнородственным отношениям (языки-прародители и языки-потомки).

Из факта сходства языков делался вывод о кровнородственной связи говорящих на них народов, в частности из постулирования существования индоевропейской семьи языков был сделан вывод о биологическом происхождении всех европейских народов, и прежде всего немцев, от праиндоевропейцев, мифических древних «арийцев», которые наделялись идеализированными чертами[5]

Начиная с 1950-х годов XX века теория этнонации стремительно начинает терять позиции в западной науке. Причиной этому стал, прежде всего, факт, на который указал один из главных оппонентов примордиализма Бенедикт Андерсон: «Теоретиков национализма часто ставили в тупик, если не сказать раздражали, следующие три парадокса: Объективная современность наций в глазах историка, с одной стороны, — и субъективная их древность в глазах националиста, с другой…»[3]. Речь идет о том, что исторические исследования показали, что нации образовались в Западной Европе не так уж и давно — в эпоху раннего Нового времени, а в других регионах и того позже — в Восточной Европе в XIX веке, в Азии и Африке — ХХ веке, так что весьма проблематично возводить их к какому-либо одному этносу, более высокой ступенью развития которого по мнению примордиалистов является данная нация. Например, французская нация образовалась в эпоху Просвещения и Великой французской революции в результате соединения различных по культуре народов — гасконцев, бургундцев, бретонцев и т. д. Многие из них продолжали существовать еще в XIX и XX веках, так до конца и не «офранцузившись». В связи с этим сомнительно выглядит выражение типа: «французская культура XII века». Более того, после распада колониальной системы в 1950—1960-е годы, в Азии и Африке стремительно стали образовываться новые нации, включающие в себя самые разнообразные этнические группы. И это при том, что еще несколько десятилетий назад народы Африки, которые впоследствии вошли в те или иные нации, даже не имели представления о такой общности как нация и национальность, их вместе с представлениями о национальном государстве и идеологии национализма им принесли колонизаторы-европейцы.

10 стр., 4727 слов

Теория и практика управления Программа курса

... Конкретные проявления системности в структурном облике государства и общества. Государство как организационная система. Нереальность внесистемного ... Цель курса – ознакомить студентов с отечественной теорией государственного управления, комплексно представленной в разной литературе ... универсальный метод государственного управления и реальная основа власти. Внутренняя готовность общества к насилию и ...

 

Социология государства. Общественный договор

Социология государства — это отрасль социологии политики, изучающая проблемы происхождения, развития и функционирования государственной власти, ее влияние на социальные процессы, происходящие в политической жизни Общественно льства.

Эта отрасль социологии политики исследует происхождение, развитие и функции государства, типы и формы государств в их взаимосвязи с социально-экономическим строем, состав, структуру и функции государственного аппарата

Какой бы государство не было по размерам, форме правления или территориальным устройством, она, с одной стороны, проявляет волю доминирующей части населения, пользуется и распоряжается государственной властью, с д другой выполняет ряд важных функций (правовую, организующую, защитную и т.д.), которые жизненно необходимы всему обществу, входящих в сферу политических интересов любого члена обществ.

Государство — это форма отношений между людьми, создается для обеспечения жизнедеятельности общества в целом и осуществления политической власти доминирующей частью населения в социально-неоднородном обще ильстви с целью сохранения его целостности, безопасного существования, удовлетворения общих социальных потребности.

Государство как социально-политический институт возникла в период распада первобытнообщинного родоплеменного строя, ее развитие продолжалось в течение длительного исторического периода

Сущность государства достаточно содержательно отражается в ее характерным признакам, среди которых можно выделить:

• территория — обособленная границами часть земного шара, на которую распространяется суверенитет государства и в пределах которой население превращается в граждан;

• публичный характер власти, которая воплощается в государственно-правовых институтах, отделенных от населения, имеет назначение осуществлять политическую власть и регулировать социальные отношения;

• суверенитет — политико-правовое свойство государства, что проявляется в ее верховенстве, независимости, единства;

• механизм государства, т.е. система органов и организаций, создаваемых государством для реализации ее функций и задач;

• правовые нормы — общеобязательные правила поведения, которые разрабатывает и охраняет государство и которые определяют сферы социальных отношений, охраняемых государством, делают государственные решения обязательными н на уровне обществе и определяют возможные наказания за нарушение этих установленных правил

• система налогов — платежей обязательного характера общегосударственного или местного значения, устанавливаемые для содержания государственного аппарата, а также для выполнения общесоциальных функций дер ржавыми в сфере образования, здравоохранения, социального обеспечения и т.д. Существуют различные взгляды на происхождение государства На протяжении всего периода развития социально-политической мысли возникли ряд теорий, по разному объясняют происхождение государств Среди них можно выделитьти:

• теологическую теорию, согласно которой появление государства — это Божья воля;

• патриархальную теорию, согласно которой власть правителя в государстве является продолжением власти отца в семье;

• договорную теорию, которая доказывает, что государство — результат договора между людьми, по которому одни согласились подчиняться другим, а те, в свою очередь, обязались защищать первых;

• психологическую теорию, сторонники которой доказывают, что государство возникает в результате психологических особенностей разных людей, среди которых некоторые имеют психологическую потребность властвовать над другими, а некоторые, те, не отличаются сильной психологической волей, попадают под влияние первых

• насильственной теорию, согласно которой государство возникает как результат насильственного захвата одного племени другим;

• марксистскую теорию, согласно которой государство возникает вместе с разделением общества на классы;

• космическую теорию, которая трактует государство как вид общественно-политической организации, принесенный из космоса разумными существами

Сущность теории общественного договора Джона Локка
На протяжении многовековой истории развития человеческой мысли ясно прослеживается актуальность темы о справедливых формах управления обществом. Проблема соотношения права силы (политического принуждения) и силы права (свободы человека) очень часто возникала, как наиболее важная проблема, в жизни людей. И многие мыслители считали, что от решения данного вопроса зависит как удовлетворение частных интересов, так и благо общества в целом.
В разные периоды истории человечества вопрос управления обществом правовыми средствами формулировался мыслителями и решался в зависимости от конкретных социально-политических и культурных условий.
Чтобы понять содержание теорий общественного договора и их места в развитии взглядов на происхождение общества и государства, необходимо кратко перечислить некоторые из известных концепций, в которых рассматриваются данные вопросы. Среди множества теорий и концепций следует назвать в первую очередь следующие.
По мнению Платона, общество и государство существенно не различались между собой. Государство было формой совместного поселения людей, обеспечивавшей защиту совместных интересов, территории, поддержание порядка, развитие производства, удовлетворение повседневных нужд.
У Аристотеля впервые появляется четкое разделение понятий общества и государства. Он полагал, что «государство воплощает в себе систему отношений особого типа — отношений господства и подчинения, которые он назвал политическими» . Изучив различные формы государственного устройства древнегреческих полисов, он предложил в качестве идеальной теории — государство, в котором органически переплетались черты монархии, аристократии и демократии,
В средневековой Европе прочно утвердилось мнение о том, что государство есть результат творения бога, своеобразный договор бога и человека. Такой взгляд на происхождение государства называют теологическим,
В XVII-XVIII вв. появляются теории, позже объединенные понятием теорий общественного договора. Эти теории, имевшие различные модификации, оказались чрезвычайно популярными и сохраняют свое значение поныне.
Из других теорий происхождения государства, имевших большое значение в развитии человечества, следует назвать марксистскую теорию. Ее сторонники происхождения государства видят в классовой борьбе. Чтобы враждебные классы «не пожрали» друг друга, нужна сила, которая будет поддерживать порядок в обществе. Эта сила, защищая интересы господствующего класса, будет держать в повиновении классы эксплуатируемые.
XVII-XVIII века в Европе отмечены разработкой и широким распространением теорий естественного состояния человека и общественного договора. Эти теории, истоки которых лежат еще в античности, опирались на представление о различии между естественным состоянием и гражданским состоянием человека. Общественный договор они рассматривали как «своего рода гипотетическое или подразумеваемое соглашение между людьми, благодаря которому осуществляется переход из первого состояния во второе или же из естественного общества в гражданское» .
Понятие «Общественный договор» (буквальный перевод термина «социальный контракт») впервые появилось в трудах философов Томаса Гоббса (XVII в.) и Жан-Жака Руссо (XVIII в).

Именно после книги Руссо «Об общественном договоре» (1762 г.) это понятие стало популярным в европейской политике и социальной науке.
Томас Гоббс (1651), Джон Локк (1689) и Жан-Жак Руссо (1762) являются самыми известными философами теории общественного договора. Однако, они сделали очень отличающиеся выводы из этого исходного положения. Гоббс защитил авторитарную монархию, Локк защитил либеральную монархию, в то время как Руссо защитил либеральный республиканизм. Их работа обеспечила теоретическую основу конституционной монархии, либеральной демократии и республиканизма.
Хотя основателями философии нового времени называли целый ряд философов, во многих отношениях Джон Локк заслуживает это прозвание больше всех остальных. Его политические теории оказали глубокое воздействие на весь — западный и незападный — мир благодаря его влиянию на британцев, французов и американцев. Отцы-основатели Соединенных Штатов прямо обращались к его идеям в Декларации о независимости и Американской конституции — особенно в пунктах, посвященных разделению властей, отделению церкви от государства, религиозной свободе и в остальных положениях Билля о правах. Британская конституция также опиралась на его идеи. Через посредство Вольтера, Руссо и Монтескье его теории получили распространение во французском образованном обществе.
Родоначальник либеральной идеологии Дж. Локк трактовал идею общественного договора не так, как его предшественники. Его политико-правовые взгляды изложены в труде «Два трактата о государственном правлении» (1690 г.).
По Дж. Локку, до возникновения государства люди пребывают в естественном состоянии. В предгосударственном общежитии нет «войны всех против всех» . Индивиды, не испрашивая ничьего разрешения и не завися ни от чьей воли, свободно распоряжаются своей личностью и своей собственностью. Господствует равенство, при котором всякая власть и всякое право являются взаимными, никто не имеет больше другого. Чтобы нормы (законы) общения, действующие в естественном состоянии, соблюдалась, природа наделила каждого возможностью судить преступивших закон и подвергать их соответствующим наказаниям.
Однако в естественном состоянии отсутствуют органы, которые могли бы беспристрастно решать споры между людьми, осуществлять надлежащее наказание виновных в нарушении естественных законов и т.д. Все это порождает обстановку неуверенности, дестабилизирует обычную размеренную жизнь. В целях надежного обеспечения естественных прав, равенства и свободы, защиты личности и собственности люди соглашаются образовать политическое сообщество, учредить государство. Дж. Локк особенно акцентирует момент согласия: «Всякое мирное образование государства имело в своей основе согласие народа» .
Главная ценность, согласно либерализму, — свободная личность. Реализация идеала свободной личности требует ограничения власти государства. Свободные индивиды заключают общественный договор, основным принципом которого является положение о народном суверенитете: народ — источник власти, и он заключает договор с правящей властью.
Государство получает от образовавших его людей ровно столько власти, сколько необходимо и достаточно для достижения главной цели политического сообщества. Заключается же она в том, чтобы все (и каждый) могли обеспечивать, сохранять и реализовывать свои гражданские интересы: жизнь, здоровье, свободу и владение такими внешними благами, как деньги, земли, дома, домашняя утварь и т.д. Все перечисленное Дж. Локк называл одним словом — собственность.

Социальная структура общества,ее виды и уровни

Социальная структура общества представляет собой совокупность устойчивых и упорядоченных связей между объективно существующими общественными классами, социальными группами и общностями людей. Социальную структуру общества следует отличать от структуры общества как совокупности сфер общественной жизни: экономической, политической, духовной и социальной. В отличие от нее социальная структура общества отражает его дифференциацию на группы людей, в той или иной мере социально отличающихся друг от друга, и систему связей между ними. Исходя из такого понимания социальной структуры, можно определить объект и предмет ее социологического изучения. Объект — это система ее элементов (классов, групп, общностей), а предмет — взаимоотношения, связи социальных групп и других элементов, закономерности функционирования и развития как социальной структуры в целом, так и отдельных ее элементов.

Различают социальную структуру в широком и узком смысле. В первом случае она включает в себя социальные группы, слои и классы, коллективы, социально-этнические общности, профессиональные, демографические и другие общественные группы (молодежь, дети, мужчины и женщины, престарелые и т.д.).

Отсюда подразделение социальной структуры на виды: классовую, национальную, демографическую, социально-профессиональную и др. В социальную структуру в узком смысле включают общественные классы, социальные группы и слои, т. е. группы людей, имеющих собственное социальное положение в обществе, занимающих особое место в системе общественного производства, играющих определенную, только им присущую роль в общественной организации труда. Другие группы (демографические, социально-этнические и др.), входящие в социальную структуру в широком смысле, различаются между собой не местом в системе общественного производства, а признаками расового, национального, половозрастного характера. Социальную структуру в широком смысле, поскольку она охватывает все группы и общности людей, часто отождествляют с понятием социальной структуры населения.

В социальной структуре общества в узком или собственном смысле слова можно выделить несколько уровней. Первый уровень включает в себя классы — это классовая структура. Вто­рой уровень включает не только классы, но и основные социальные группы, примыкающие к классам, но не обладающие всеми их признаками (интеллигенция, служащие-неспециалис­ты), а также социальные слои, на которые делятся эти обще­ственные классы и социальные группы. Этот уровень или срез социальной структуры можно назвать социально-классовой струк­турой. Третий уровень социальной структуры общества включает в себя не только элементы социально-классовой структуры, но и такие социальные группы, как население города и деревни, людей умственного и физического труда.

Социальную структуру условно можно разделить на две подсистемы: 1) социальный состав общества; 2) институциональная структуру общества.

Социальный состав общества – это совокупность взаимодействующих социальных общностей, социальных групп и индивидов, образующих конкретное общество. Каждая социальная общность занимает конкретное место, определенную позицию в социальной структуре. Одни социальные общности занимают более выгодную позицию, другие – менее выгодную. Кроме того, в самой социальной общности отдельные социальные группы (отдельные индивиды) также занимают разные социальные позиции и имеют разные социальные статусы (см. приложение – рис.1).

Институциональная структуру общества -это совокупность взаимодействующих социальных институтов, обеспечивающих устойчивые формы организации и управления общества. Каждый институт (группа институтов) регулирует отношение в определенной сфере общества, например, политические институты (государство, партия и др.) регулируют отношения в политической сфере, экономические – в экономической (см. приложение – рис.2).

Институциональная структуру общества можно представить в виде матрицы, ячейки (институты, статусы) которые заполняются конкретными людьми из определенных социальных групп и общностей. Таким образом, происходит «наложение» социального состава общества на институциональную структуру. При этом конкретные люди могут занимать и освобождать те или иные ячейки (статусы), а сама матрица (структура) обладает относительной устойчивостью. Например, Президент России в соответствии с Конституцией Р.Ф. переизбирается каждые четыре года, а статус президента и институт президентства остаются неизменными в течении многих лет; родители стареют и умерают, а их статусы занимают новые поколения.

Социальные институты общества

Социальные институты

 
 

Общество формируется из системы социальных институтов и представляет собой сложную совокупность экономических, политических, правовых, духовных отношений, обеспечивающих его целостность как социальной системы.

Социальный институт в социологической интерпретации рассматривается как исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности людей; в более узком смысле — это организованная система социальных связей и норм, призванная удовлетворить основные потребности общества, социальных групп и личности.

Социальные институты (insitutum — учреждение) — ценностно-нормативные комплексы (ценности, правила, нормы, установки, образцы, стандарты поведения в определенных ситуациях), а также органы и организации, обеспечивающие их реализацию и утверждение в жизни общества.

Все элементы общества связаны между собой общественными отношениями — связями, возникающими междусоциальными группами и внутри них в процессе материальной (экономической) и духовной (политической, правовой, культурной) деятельности.

В процессе развития общества некоторые связи могут отмирать, некоторые — появляться. Связи, которые доказали свою пользу для общества, упорядочиваются, становятся общезначимыми образцами и в дальнейшем повторяются из поколения в поколение. Чем стабильнее эти полезные для общества связи, тем устойчивее само общество.

Социальными институтами (от лат. institutum — устройство) называютсяэлементы общества, представляющие стабильные формы организации и регулировании общественной жизни. Такие институты общества, как государство, образование, семья и т.д., упорядочивают социальные отношения, регулируют деятельность людей и их поведение в обществе.

Основнаяцель социальных институтов — достижение стабильности в ходе развития общества. В соответствии с этой целью выделяютфункции институтов:

§ удовлетворение потребностей общества;

§ регуляция социальных процессов (в ходе которых обычно эти потребности удовлетворяются).

Потребности, которые удовлетворяются социальными институтами, многообразны. Например, потребность общества в безопасности может поддерживаться институтом обороны, духовные потребности — церковью, потребности в познании окружающего мира — наукой. Каждый институт может удовлетворять несколько потребностей (церковь способна удовлетворять собственно религиозные, моральные, культурные потребности), а одна и та же потребность — удовлетворяться разными институтами (духовные потребности могут удовлетворяться искусством, наукой, религией и т.д.).

Процесс удовлетворения потребностей (скажем, потребление товаров) может институционально регулироваться. Например, существуют правовые ограничения на покупку ряда товаров (оружия, алкоголя, табака).

Процесс удовлетворения потребности общества в образовании регулируется институтами начального, среднего, высшего образования.

Структуру социального института образуют:

§ социальные группы и социальные организации, призванные удовлетворять потребности групп, личности;

§ совокупность норм, социальных ценностей и образцов поведения, которые обеспечивают удовлетворение потребностей;

§ система символов, регулирующих отношения в экономической сфере деятельности (торговая марка, флаг, бренд и т.д.);

§ идеологические обоснования деятельности социального института;

§ социальные ресурсы, используемые в деятельности института.

Кпризнакам социального института относятся:

§ совокупность учреждений, социальных групп, целью которых является удовлетворение тех или иных потребностей общества;

§ система культурных образцов, норм, ценностей, символов;

§ система поведения в соответствии с этими нормами и образцами;

§ материальные и человеческие ресурсы, необходимые для решения задач;

§ общественно признанная миссия, цель, идеология.

Рассмотрим признаки института на примере среднего профессионального образования. Оно включает в себя:

§ преподавателей, чиновников, администрации учебных заведений и т.д.;

§ нормы поведения студентов, отношение общества к системе профессионального образования;

§ сложившуюся практику отношений между преподавателями и студентами;

§ здания, аудитории, учебные пособия;

§ миссию — удовлетворение потребности общества в хороших специалистах со средним профессиональным образованием.

Социальная стратификация

Социа́льная стратифика́ция (от лат. stratum — слой и facio — делаю) — одно из основных понятий социологии, обозначающее систему признаков и критериев социального расслоения, положения в обществе; социальную структуру общества; отрасль социологии.

Социальная стратификация — это деление общества на специальные слои (страты) путём объединения разнообразных социальных позиций с примерно одинаковым социальным статусом, отражающее сложившееся в нём представление о социальном неравенстве, выстроенное по вертикали (социальная иерархия), вдоль своей оси по одному или нескольким стратификационным критериям (показателям социального статуса).

Деление общества на страты осуществляется исходя из неравенства социальных дистанций между ними — основное свойство стратификации. Социальные страты выстраиваются вертикально и в строгой последовательности по индикаторамблагосостояния, власти, образования, досуга, потребления.

В социальной стратификации устанавливается определённая социальная дистанция между людьми (социальными позициями) и формируется иерархия из социальных слоев. Таким образом, фиксируется неравный доступ членов общества к тем или иным социально значимым дефицитным ресурсам путём установления на границах, разделяющих социальные страты, социальных фильтров.

Например, выделение социальных слоёв может осуществляться по уровням доходов, знания, власти, потребления, характеру труда, проведению свободного времени. Выделенные в обществе социальные слои оцениваются в нём по критерию социального престижа, выражающего социальную привлекательность тех или иных позиций.

Самой простой стратификационной моделью является дихотомическая — деление общества на элиты и массы. В самых ранних архаических социальных системах структурирование общества на кланы осуществляется одновременно с установлением социального неравенства между ними и внутри их. Так появляются «посвящённые», то есть те, кто посвящён в определённые социальные практики (жрецы, старейшины, вожди) и непосвящённые — профаны[1]. Внутри такое общество может и дальше при необходимости по мере развития стратифицироваться. Так появляются касты, сословия, классы и т. д.

Современные представления о сложившейся в обществе стратификационной модели достаточно сложны — многослойны (полихотомические), многомерны (осуществляются по нескольким осям) и вариативны (допускают сосуществование множества стратификационных моделей): цензы, квоты, аттестация, определение статуса, ранги, льготы, привилегии, др. преференции.

Важнейшей динамической характеристикой общества является социальная мобильность. Согласно определению П. А. Сорокина, «под социальной мобильностью понимается любой переход индивида, или социального объекта, или ценности, созданной или модифицированной благодаря деятельности, от одной социальной позиции к другой»[2]. Однако не всегда социальные агенты перемещаются с одной позиции на другую, возможно перемещение самих социальных позиций в социальной иерархии, такое перемещение называется «позиционная мобильность» (вертикальная мобильность) или в пределах одного и того же социального слоя (горизонтальная мобильность).

Наряду с социальными фильтрами, устанавливающими барьеры социальному перемещению, в обществе существуют и «социальные лифты», значительно ускоряющие этот процесс (в кризисном обществе — революции, войны, завоевания и т. п.; в нормальном, стабильном обществе — семья, брак, образование,собственность и т. д.).

Степень свободы социальных перемещений из одного социального слоя в другой во многом определяет то, каким является общество — закрытым или открытым.