Динамика современной деловой жизни способствует возникновению нестандартных ситуаций, требующих быстрого, четкого и адекватного реагирования в процессе делового общения, а также наличия определенных знаний, выработки необходимых навыков общения с любым человеком.
Существуют различные технологии установления межличностного контакта (психологического, эмоционального и т.п.), общение по типу сотрудничества, на основе демократического стиля взаимодействия.
Методика установления контакта предполагает последовательное прохождение пяти этапов, названия которых отражают сущность каждого.
I этап. Снятие психологических барьеров
При первой встрече двух людей (например, коллег по работе, начальника и подчиненного, партнеров но бизнесу) оба партнера ожидают друг от друга каких-то определенных действий. Именно это и влияет на их позиции в первоначальных отношениях.
Готовясь к какому-либо воздействию со стороны другого (а оно, как правило, не является желанным при первой встрече), человек воздвигает – неосознанно и неотчетливо – ряд психологических барьеров между ним и собой: повышенные осторожность, контроль за высказываниями.
Опыт показывает, что наилучшим средством здесь является периодическое высказывание своего согласия с партнером и формирование такой же реакции с его стороны.
Таким образом, две функции первого этапа – снятие психологических барьеров и снижение напряжения – объединяются в одну основную: подготовку путей для последующего взаимодействия.
Основные факторы первого этапа делятся на положительные и отрицательные.
Положительные факторы – все те условия, которые вызывают согласие или ведут к накоплению согласий по различным вопросам:
а) частота согласий,
б) их взаимность и совпадение;
в) чередование согласий с той и другой стороны.
Отрицательным фактором является, прежде всего, настороженность, которая определяет возникновение барьеров.
Важным принципом работы инициатора контакта на первом этапе общения должен быть выбор нейтральной темы для беседы: события общественной жизни, погода, результаты спортивных состязаний и т.п. При этом разговор должен вестись с такими оценками проблем и вопросов, с которыми нельзя не согласиться. Как правило, это наиболее общие для определенной группы суждения, мысли и мнения, которые принимаются всеми.
Таким образом, главная задача – исключить моменты, которые могут вызвать напряжение, тревожность или создать психологический барьер. В конечном итоге в центре внимания всегда находится то, что не связано с принятием решения и поэтому не вызывает затруднений. Инициатор контакта должен придерживаться кардинального принципа – согласие со всеми высказываниями партнера и получение согласия с его стороны.
Психологические основы коммуникационных барьеров в профессиональном ...
... контакт. Визуалика, или контакт глаз. 1.2 Классификация коммуникационных барьеров Коммуникационный барьер -- это психологические препятствия на пути адекватной передачи информации между партнерами по общению. ... «Социальная психология» предлагает характеризовать структуру общения путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: · Интерактивная сторона. Заключается в организации взаимодействия между ...
Признаки и показатели I этапа:
а) паузы после ваших вопросов становятся короче;
б) начинают преобладать собственные сообщения собеседника, возникают его непроизвольные объяснения и дополнения к уже сказанному;
в) уменьшается количество односложных ответов и реактивных вопросов (вопрос на вопрос).
Результаты 1 этапа. Напряженность начальных отношений (как исходное состояние) сменяется расслабленностью (релаксацией).
Сверхконтроль, присущий начальной фазе отношений (как результат ожидания воздействия с вашей стороны), сменяется вначале наблюдением за развитием отношений, а затем включенностью в общение по линии согласия. Тревожность и напряженность уменьшаются.
II этап. Нахождение совпадающих интересов
На этом этапе общения начинается поиск «точек соприкосновения», которые могли бы стать исходными элементами для установления контакта с партнером (тогда как на первом этапе определяющую роль играли ваши заявления о согласии с ним).
В основе данного этапа лежит поиск совпадений: совпадающие темы, мнения, оценки, переживания. Совпадения, таким образом, выступают как платформа для сближения. Базой такой платформы чаще всего служит какой-то общий интерес, который разделяется обоими участниками беседы.
Особенно значим интерес типа «хобби», потому что он кажется свободным и независимым от личностных особенностей, понимается и принимается сторонами как обмен информацией, например об охоте, филателии, фотографии и т.п. На самом деле он не только приковывает внимание обменом мнений, оценками и суждениями, но одновременно и отвлекает от некоторого «дела», от того, что может рассматриваться, как обязанность и бывает обычно связано с официальной стороной общения. Здесь важно и совпадение в оценках.
У людей, разделяющих один и тот же интерес, чаще всего совпадают также суждения о других предметах и их оценки. В разговорах на отвлеченную, но волнующую обоих собеседников тему, на время снимаются и различия в общественном положении, статусе. В дальнейшем именно это способствует сокращению дистанции.
Таким образом, целесообразность II этапа состоит в том, чтобы построить первичную основу для объединения (первичную общность), а затем на базе общих совпадающих и привлекательных для каждого моментов «двигаться» с партнером некоторое время параллельно.
Стоящие на II этапе общения задачи можно свести к следующему: построение рассуждений, согласие с партнером по вопросам, вызывающим общий интерес, вызов у него переживания, ознакомление с особенностями его поведения. Предмет общего интереса выполняет функцию и эталона, и организатора, и стержня беседы.
Механизмы второго этапа. Интерес к какому-либо предмету или теме важен тем, что он целиком поглощает сознание собеседника. Положительная эмоциональная окраска темы способствует тому, что ваш партнер будет стремиться продолжать разговор и углублять его. В то же время его сознание «приковано» к теме интереса, тормозит, устраняет из поля зрения все, что не соответствует и не способствует ее развитию.
14.Этапы возникновения психических и поведенческих расстройств
... воздействие на мозг (прямое или токсическое), но ведущую роль на этом этапе начинают играть социально-психологические факторы: характер отношений с родителями и сверстниками ... К социально-психологическим факторам психических расстройств относятся характеристики общения и межличностного взаимодействия, статусно-ролевые позиции в общении и взаимодействии, а также социальные установки (аттитюды) и ...
Существенную роль в упрочении взаимодействия играет то, что люди, общающиеся по любому объединяющему их интересу, обычно одинаково рассуждают, а это облегчает налаживание отношений. Принципиальным здесь является сосредоточение внимания только на одном общем интересе. При этом вы не должны демонстрировать наличие какого-либо перевеса, преобладания над партнером (например, в информации).
Из этого вытекает необходимость занять пассивную позицию при получении информации от собеседника.
Тактические приемы второго этапа. Все тактические приемы, используемые вами на II этапе, должны быть направлены на активизацию разговора об общем интересе для усиления эмоции или исключения отвлечения внимания партнера на другие проблемы. Можно выделить следующие приемы:
- «нарастание». В самом начале разговора на ту или иную тему вы можете быть внешне безразличны к высказываемым положениям и мнению – до того момента, когда начинаете заметно интересоваться каким-либо суждением партнера. В дальнейшем показывайте нарастание интереса в процессе общения;
- «детализация» заключается в высказывании повышенного интереса к подробностям в изложении собеседника, а также в просьбах интерпретировать сказанное;
- «проблемы». Для его применения необходимо владеть какой-либо сенсационной информацией последнего времени и высказать по ее поводу некоторые собственные суждения. Все это должно быть оригинальным, но не противоположным мнению, высказанному собеседником. Как правило, партнер стремится к тому, чтобы объяснить неясности и возникшие вопросы с точки зрения своих позиций;
- «переключение» состоит в том, что в рассуждения по теме, избранной в качестве общей, все чаще включаются отдельные элементы другой проблемы, на которую вы «переключаете» собеседника. Это дает возможность распространить эмоции, возникающие по основной теме, на любую иную, нужную вам.
Признаки и показатели II этапа:
а) нахождение одной темы, равно приемлемой для обеих сторон (основной признак);
б) периодический возврат к одной теме;
в) появление общего фонда слов и выражений;
г) в зоне развившегося интереса и при ведении разговора по интересующей обоих теме сокращаются отдельные фразы и выражения (практически достаточно произнести только начало некоторых фраз, и собеседник может их продолжить);
д) поток сообщений по этой теме приобретает характер внезапно возникших воспоминаний.
Результаты II этапа. Установление взаимопонимания всегда вызывает желание продолжать общение и сближение, создает ряд первичных «опорных пунктов» для того, чтобы в дальнейшем расширить область возможного взаимодействия.
Продолжительное и непрерывное общение по поводу одного и того же интереса способствует первоначальному взаимодействию (по типу сотрудничества), которое может продолжаться. Образуются предпосылки и возможности для того, чтобы этот стиль распространялся и на другие темы разговора.
Вопрос 1. Этапы профессионального общения и их компоненты.
... эмоциональных барьеров. Вопрос 1. Этапы профессионального общения и их компоненты. Известно, что важнейшая сторона профессиональной деятельности сотрудника заключается в работе с людьми. Достаточно ... человека (собеседника). Деловое общениеобычно включено как частный момент в какую-либо совместную продуктивную деятельность людей и служит средством повышения качества этой деятельности. ...
III этап. Определение принципов общения
Основная функция теперь заключается в осуществлении первого обмена информацией об индивидуальных принципах общения и отборе ценных и ведущих качеств партнера.
Все, что собеседник предложит вам как принципы общения (честность, прямота и т.д.), должно быть вами принято. Это сформирует у него готовность к ответному принятию не только высказанных вами принципов (и декларированных вами собственных качеств), но и других утверждений, которые вы выскажете в последующем. Тем самым постепенно утверждается позиция приемлемости.
Ваши взаимоотношения с партнером на III этапе будут определяться рядом положительных и отрицательных факторов.
Положительные факторы:
а) предложение наиболее общих принципов, приемлемых для всех («я покладистый», «я всегда готов к обсуждению», «я думаю, все равно все уладится», «я прямой», «я считаю, что лучше не говорить резко: люди могут обидеться» и т.п.);
б) проявление качеств, которые совпадают с ожидаемым от человека; мера их воздействия на другого увеличивается, если передающий сообщает то, что приятно принимающему;
в) быстрая и положительная реакция на предложенное, как правило, вызывает повышенный интерес к сообщению.
Отрицательные факторы:
а) изображение тех качеств, исполнение которых не может быть гарантировано;
б) демонстрация авторитарных качеств;
в) попытки анализа предлагаемых качеств;
г) высказывание сомнений в отношении принципов, изложенных партнером (сомнение в их наличии, степени выраженности, искренности и т.п.).
Механизмы III этапа – представление каждого участника отношений о том, что у него есть некоторый набор качеств, которые он может демонстрировать своему партнеру. Вы оба проявляете те качества, которые считаете необходимыми для общения и которым будете следовать. Подчиняясь определенной принятой линии поведения, вы должны намеренно гасить порывы к нежелательным действиям, которые могут повредить вашему тактическому замыслу. В этом состоит регулирование поведения на данном этапе; для вас очень важно придерживаться следующих принципов:
- «готовности». Выражается как установка на принятие и учет любого сообщения собеседника. Такая готовность принимать все предложенное всегда положительно оценивается партнером;
- «ответного сообщения о себе» заключается в том, что само по себе общение, принявшее форму диалога, создает своеобразный ритм обмена мнениями. В связи с этим всякое ответное сообщение расценивается партнером как принятие его слов и способствует нормальному развитию беседы;
- «постепенного раскрытия своих качеств» – заключается в том, что все черты, о которых вы оповещаете партнера, сообщаются вами в определенной последовательности. Отдельные качества должны не просто пониматься вашим собеседником, но и как бы «усваиваться» им, то есть в дальнейшем соотноситься с системой его собственных качеств. Именно поэтому не следует «подавать» их все сразу. Иначе о вас может быть составлено неправильное мнение – «человек беспечный», «человек напористый», «человек неугомонный» и т.п.;
- «избегания» (негативного плана).
2 стр., 995 слов
Сущность, принципы и этапы психологического исследования
... отражаются сознательно и целенаправленно в сознании человека, но не зеркальным образом; · принцип развития - поясняет истоки появления психики человека в качестве динамического феномена, поскольку ее правильное ... в психологии, как и в любых других науках, проводится в несколько этапов: подготовительный (постановка проблемы, выдвижение гипотезы), основной (сбор данных), заключительный (обработка ...
Необходимо опасаться преждевременных формулировок, даже если материала для обобщения достаточно. Это поможет также избежать подведения сведений о партнере под какое-либо определение, категорию (например, «человек себе на уме», «человек, избегающий сообщать о себе» и т.д.).
Учитывая, что каждый человек в определенный период хочет предстать перед другим в выгодном свете, необходимо предоставить ему эту возможность.
По существу, ваша тактика здесь заключается в том, чтобы обеспечить переход от нейтральных интересов к тем, которые имеют личностный смысл. Вы должны обеспечить получение того объема информации, который желает сообщить вам партнер («желаемые качества»).
Необходимо также стремиться к тому, чтобы у собеседника появилась убежденность в том, что все, сообщаемое им, учитывается. Например, можно сказать: «Я вижу, вы общительны», «Вы непосредственны», «Вы понимаете точку зрения другого человека», «Вы быстро ориентируетесь», «Я увидел в вас то, что для меня представляется особенно ценным, и рад этому».
Тактические приемы III этапа:
- «формулирование принятого». Необходимо периодически формулировать вслух то, что собеседник специально желает подчеркнуть. Это и удовлетворяет партнера, и сокращает количество попыток повторять то, что он уже однажды высказал;
- «подведение итогов». Желательно периодически суммировать высказанное ранее и выделять моменты совпадения во мнениях;
- «сходные мнения» («уподобление»).
Вы специально высказываетесь о том, что, по вашему мнению, служит доказательством идентичного понимания отдельных моментов в поведении и отношениях. Например, вы можете сказать: «Согласны ли вы с тем, что, по возможности, нужно быть откровенным?»;
- «оправданные ожидания». Вы высказываете некоторые суждения о том, что ожидали именно такого поведения, решения вопроса и именно такого способа взаимодействия («Я и сам так о вас думал», «Я полагал, что вы решите этот вопрос точно так же, как и я»).
На III этапе общения предлагаемые и демонстрируемые вашим собеседником качества свидетельствуют о его предпочтениях. Они могут также рассматриваться как те, которые предстоит определенное время поддерживать. Партнер будет вести себя в соответствии с «заявленным» набором свойств.
Признаки и показатели III этапа:
а) первые упоминания о принципах, которыми человек руководствуется в отношениях с людьми и в общении;
б) подчеркивание собственных качеств и свойств;
в) появление повторяющихся штампов поведения (например, частое обращение к одним и тем же словам: «откровенно говоря», «прямо скажу», «об этом нужно основательно подумать» и т.п.) означает или предложение принять его откровенность, или стремление быть прямым, или желание быть осторожным; такие сентенции, как «я всегда соглашаюсь с тем, что правильно», «я не могу не согласиться», если они включают одни и те же конструкции, свидетельствуют о том, что партнер желает, чтобы учли его готовность к согласию;
г) оповещение о типичных привычках и предпочтениях; в этих случаях имеют место своеобразные введения: «я привык…», «обычно я…», «я люблю…», «мне нравится…» и т.п.
Результаты III этапа. После взаимных оповещений создается некоторое общее представление о наборах качеств, которые предлагаются партнерами для общения. В то же время именно на данном этапе некоторые реальные качества вашего собеседника не проявляются (отрицательные, являющиеся помехой для общения, которые, по мнению их носителя, следует «гасить» или «не показывать).
Этапы исследования методом наблюдения
... достичь многомерности охвата, то есть фиксации сразу по нескольким параметрам — например, вербального и невербального поведения Оперативность получения информации Относительная дешевизна метода ... Виды опросов Метод анкетирования — психологический вербально-коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов ...
Они тщательно скрываются.
«Торможение» негативных качеств и их утаивание ведут к тому, что они «выключаются» на этот период и не играют роли в общении.
Достижением III этапа должно стать первое «ощущение взаимопонимания». Ваш собеседник считает, что в достаточной степени понимает если не ваши качества, то хотя бы ваши желания, и одновременно «ощущает», что сам является понятым.
Вы и ваш партнер начинаете приобретать установку на принятие личностных особенностей собеседника. Именно это способствует активизации общения.