Методика исследования эмоциональной направленности личности. ( Б.И.Додонов).
Цель методики: выявить тип эмоциональной направленности личности.
Необходимый материал: анкета Б.И.Додонова в модификации Е.Р.Гореловой, позволяющий выявить 10 типов эмоциональной направленности:
- Альтруистическая направленность (переживания возникают на основе потребности в содействии, помощи, покровительстве другим людям).
- Коммуникативная (переживания на основе потребности в общении).
- Глорическая (связана с потребностью в самоутверждении, славе).
- Праксическая (положительные эмоции возникают в процессе деятельности).
- Пугническая (переживания на основе потребности в преодолении опасности, в борьбе).
- Романтическая (стремление ко всему необычному, таинственному).
- Гностическая (радость от получения новой информации плюс потребность в «когнитивной гармонии»).
- Эстетическая (отражение потребности в гармонии с окружающим, представленной в «чувстве красоты»).
- Гедонистическая (эмоции, связанные с удовлетворением потребности в телесном и духовном комфорте).
- Акизитивная ( положительные эмоции при накоплении, коллекционировании вещей, «выходящих за пределы практической нужды в них»).
Правила проведения: испытуемый читает каждый пункт анкеты и, в зависимости от того, насколько он согласен с содержанием данного пункта, ставит 2 балла, 1 балл или 0 баллов.
АНКЕТА
- Я часто беспокоюсь за близких, друзей.
- Испытываю потребность делиться с другими людьми своими мыслями и переживаниями.
- Мне понятно, когда на меня все обращают внимание.
- Для меня всегда важно добиться успеха в работе.
- Я люблю острые ощущения.
- Я охотно побывал бы в каком-нибудь новом для меня, неизвестном месте.
- Испытываю большую радость, самостоятельно разрешив трудную проблему.
- Люблю приятное и красивое чувство, возникающее при восприятии музыки, стихов, картин и т.п.
- Предпочитаю «простые радости» (вкусно поесть, поспать вволю и т.п.)
- Люблю собирать коллекции.
- Мне нравится приносить людям радость и счастье.
- Для меня важно одобрение окружающих.
- Приятно испытывать чувство превосходства над соперниками.
- Я увлекаюсь любой работой, когда её выполняю.
- Охотно иду на риск.
- Иногда мне кажется, что должно произойти что-то необыкновенное.
- Люблю разбираться в причинах событий, явлений.
- Я могу прийти в состояние восторга от красоты природы.
- Люблю состояние покоя и свободы от обязанностей.
- Радуюсь, когда удаётся пополнить свою коллекцию.
- Я всегда жалею неудачников.
- Я не смог бы обойтись без друзей.
- Я готов пойти на многое, чтобы завоевать почёт и уважение окружающих.
- Приятно чувствовать, что день прошёл недаром.
- Я человек решительный.
- Люблю всё таинственное и необычное.
- Испытываю потребность в приведении своих знаний в систему.
- Произведение искусства может тронуть меня до слёз.
- Люблю приятное бездумное времяпровождение (например, вечеринки).
- Люблю делать покупки, очень им радуюсь.
- Радуюсь, когда кто-нибудь добивается успеха.
- Среди моих родных, знакомых есть люди, которых я обожаю.
- Я самолюбив.
- Я чувствую радостное возбуждение и духовный подъём, когда работа идёт хорошо.
- Я люблю преодолевать трудности и опасности.
- Иногда меня тянет в даль.
- Люблю читать о научных открытиях, поисках и находках.
- Я испытываю наслаждение, слушая любимую музыку.
- Я склонен к лени.
- Люблю рассматривать свою коллекцию и часто это делаю.
- Очень рад, когда мне удаётся кому-нибудь помочь.
- Я чувствую большую благодарность людям, которые делают мне приятное.
- Мне всегда хочется как можно скорее взять реванш при неудачах.
- Моё настроение поднимается от сознания того, что работа сделана добросовестно.
- Азарт, спортивная злость обычно ухудшают результаты моей деятельности.
- Я люблю помечтать.
- Самое приятное переживание – чувство близости решения задачи, радость открытия истины.
- Люблю возвышенное и отрешённое чувство, возникающее у меня при соприкосновении с прекрасным.
- Мне бы понравилось жить беззаботно и безмятежно.
- Я неохотно расстаюсь со своими вещами.
Обработка полученных данных: подсчитывается сумма баллов по каждой из 10 групп вопросов в соответствии с ключами.
Чувства и эмоции. От любви до ненависти
... чувства возникают тогда, когда человек находясь в ясном сознании, не испытывает ни приятных, ни неприятных чувств. ... его высших духовных потребностей. К высшим чувствам относятся моральные, интеллектуальные и эстетические чувства. А) Моральные чувства: - чувство справедливости - чести ... радость, другие - негодование, одни вещи ему нравятся, другие вызывают у него неудовольствие, одних людей он любит, ...
Ключи:
- Альтруистическая ЭНЛ – высказывания № 1,11,21, 31, 41.
- Коммуникативная ЭНЛ – 2, 12, 22, 32, 42.
- Глорическая ЭНЛ — 3, 13, 23, 33, 43.
- Праксическая ЭНЛ – 4, 14, 24, 34, 44.
- Пугническая ЭНЛ – 5, 15, 25, 35, 45.
- Романтическая ЭНЛ – 6, 16, 26, 36, 46.
- Гностическая ЭНЛ – 7, 17, 27, 37, 47.
- Эстетическая ЭНЛ – 8, 18, 28, 38, 48.
- Гедонистическая ЭНЛ – 9, 19, 29, 39, 49.
- Акизитивная ЭНЛ – 10, 20, 30, 40, 50.
Бланк ответов:
-
1)2
11)2
21)1
31)1
41)1
7
2)2
12)2
22)1
32)2
42)2
9
3)2
13)2
23)2
33)2
43)2
10
4)2
14)1
24)2
34)2
44)2
9
5)1
15)1
25)2
35)2
45)1
7
6)1
16)2
26)1
36)0
46)1
5
7)2
17)2
27)1
37)0
47)0
5
8)1
18)2
28)1
38)1
48)0
5
9)2
19)2
29)1
39)0
49)2
7
10)0
20)0
30)2
40)0
50)2
4
Подсчитав полученные результаты, можно сказать, что у данной личности наиболее развита глорическая эмоциональная направленность.