Валеология 2

Государственный университет

цветных металлов и золота

Программа, методические указания

к контрольной работе

для студентов всех специальностей

заочной формы обучения

Красноярск 2005

министерство образования и науки

российской федерациии

федеральное агентство по образованию

государственный университет

цветных металлов и золота

Валеология

Программа, методические указания

к контрольной работе

для студентов всех специальностей

заочной формы обучения

Красноярск 2005

УДК 613

Печатается по решению

Редакционно-издательского совета университета

Валеология: программа, метод. указания к контрольной работе для студентов всех специальностей заочной формы обучения / сост. Т. В. Горячева; ГУЦМиЗ. Красноярск, 2005. – 24 с.

Приведены программа курса, темы контрольной работы, требования к оформлению контрольной работы. Даны вопросы к зачету и тестовые задания.

© Государственный университет

цветных металлов и золота, 2005

Ничто так не содействует успеху нашей деятельности, как крепкое здоровье; наоборот, слабое здоровье слишком мешает ей.

Ф. Бэкон

ВВЕДЕНИЕ

На всех этапах развития человеческого общества жизнь человека протекала в противоборстве с болезнями, что нашло отражение в поиске средств лечения и в развитии народной и научной медицины. Гносеологические корни валеологии простираются через тысячелетия из эмпирических находок древних народов, античных ритуалов, средневековых ересей и схоластик, философских, религиозных и научных школ всех континентов нашей планеты. Валеология как наука о формировании, сохранении и укреплении здоровья, формирует новое отношение к собственному здоровью, мотивацию на здоровый образ жизни.

Здоровье – один из важнейших компонентов человеческого счастья, одно из условий неотъемлемых прав человеческой личности, одно из условий успешного социального и экономического развития.

Необходимо со студенческой скамьи осознавать, что здоровье – это главная ценность жизни.

Независимо от выбранной специфики трудовой деятельности, каждый человек должен знать, какими методами и средствами можно продлить свое деятельное состояние, как преодолеть профессиональные и бытовые трудности, сохранить здоровье смолоду и вести активный образ жизни.

Основной формой изучения валеологии студентами заочной формы обучения является самостоятельная работа. Выполнение контрольной работы как формы проверки уровня усвоения предмета и знаний студентов-заочников является обязательным и должно способствовать повышению культуры здоровья будущего специалиста.

После изучения курса студенты должны выполнить контрольную работу. Если контрольная работа зачтена, они допускаются к сдаче зачета. Зачет может проходить как в форме устного опроса по предложенным вопросам, так и в форме сдачи тестовых заданий.

рабочая программа курса

Тема 1. Введение в валеологию

Валеология как наука и сфера практической деятельности.

Социальные, медицинские и психологические аспекты науки. Здоровье и факторы, влияющие на здоровье. Статистические данные здоровья, заболеваемости, долголетия и смертности.

Оценка состояния здоровья. Медико-демографические показатели. Показатели заболеваемости и распространения болезней. Показатели инвалидности и инвалидизации. Показатели физического развития населения.

Тема 2. Понятие «образ жизни». Проблемы в формировании здорового образа жизни

Аспекты, характеризующие здоровый образ жизни. Образ жизни как интегральная валеологическая категория. Формы деятельности, влияющие на здоровье человека. Законодательные аспекты по оздоровлению нации. Основные понятия валеологии: «болезнь», «заболеваемость», «инвалидность».

Тема 3. Главные факторы здоровья

3.1. Движение – это жизнь

Двигательная активность – одно из условий гармонического формирования организма. Значение физкультуры в жизни человека. Осанка. Виды физкультурных занятий. Комплекс упражнений. Оздоровительная ходьба, бег, лыжные прогулки и другие.

Массаж при занятиях физкультурой и спортом. Методические указания при проведении массажа. Медицинские советы.

3.2. Правильность питания

Питание и здоровье. Гигиенические основы и разновидности питания. Системы питания. Пищевой рацион. Лечебное питание. Диетология. Энергетическая ценность питания. Режимы питания. Разгрузочные и специальные диеты. Голодание.

3.3. Закаливание организма

Закаливание и здоровье. Закаливание воздухом и водой. Водные процедуры. Воздушные ванны. Гидро- и бальнеотерапия. Закаливание солнцем. Баня (сауна) – как закаливающее средство. Массаж и водолечение. Моржевание.

Комплекс закаливающих процедур в летний и осенний периоды. Методические указания к проведению закаливающих процедур.

3.4. Самоуправление и психическое здоровье

Критерии психического здоровья. Здоровье на биологическом и социальном уровне. Идея самоуправления С.С. Корсакова. Стадии психического самоуправления.

Управление собственным поведением. Особенности самоконтроля. Уверенность в себе. Пограничные нервно-психические расстройства.

Тема 4. Эмоциональный стресс и психосоматические заболевания

Эмоциональный стресс. Фазы развития стресса. Патофизиологические механизмы психосоматических заболеваний. Эмоциональный стресс как фактор, формирующий «маски» болезней. Методы избавления от отрицательных эмоций. Признаки стресса. Причины возникновения стресса.

Основные формы психосоматических заболеваний. Предупреждение психосоматических расстройств. Задачи патогенетической психотерапии.

Тема 5. Медицинские, социальные и психологические аспекты полового воспитания

Основы полового воспитания. Теоретические воззрения сексуальности. Физиологические основы сексуальности. Психосексуальная теория личности по З. Фрейду. Секс и мораль. Роль семьи в воспитании нравственности. Анатомо-физиологические основы полового воспитания.

Тема 6. Психология интимных отношений

Брак. Гармония брака. Интимные проблемы. Половые взаимоотношения. Половое воспитание. Воспитание культуры взаимоотношений. Сексуальная культура.

Венерические заболевания и их профилактика. Аборт. Планирование семьи. Контрацептивы. Способы и средства предупреждения беременности.

Тема 7. Пагубность вредных привычек

7.1. Алкоголизм и алкоголизация

Социальные проблемы. Физиологический анализ действия алкоголя.

Отрицательное влияние алкоголя на органы и системы организма. Влияние алкоголя на различные острые и хронические заболевания.

Причины алкоголизма. Стадии алкоголизма. Алкоголь и потомство. Семья и потомство. Пагубность семейного алкоголизма. Дети алкоголиков. Коррекция нервно-психических нарушений у детей.

Профилактика алкоголизма.

7.2. Табакокурение

Курение и здоровье. Биохимия табачного дыма и действие его на организм. Курение табака как медицинская категория. Данные экспертов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).

Фазы развития вредной привычки. Курение и женщина. Профилактика курения. Программы борьбы с курением.

7.3. Наркомания и токсикомания

Наркомания – болезнь или преступление? Биохимия наркотиков. Механизм действия наркотиков на организм. Вещества, вызывающие зависимость (по данным ВОЗ).

Причины возникновения и распространения наркомании.

Возраст и наркотики. Молодежь и наркотики. Опасности, которые грозят организму. Основные признаки наркомании: влечение к наркотикам, состояние наркотического опьянения, абстинентный синдром. Внешние признаки пристрастности к наркомании.

Токсикомания. Типичные признаки и последствия токсикомании.

Профилактические меры по борьбе с наркоманией и токсикоманией.

СПИД – социальная болезнь века. СПИД и вопросы пола. Методы профилактики и борьбы со СПИДом.

Тема 8. Влияние экологических факторов на здоровый образ жизни

Экология – основа здоровья. Экологические факторы, влияющие на здоровье человека. Влияние атмосферы и загрязнения воздуха на самочувствие. Неблагоприятные экологические условия (высокая солнечная радиация, пылевые бури, смог и др.) и влияние их на состояние здоровья населения.

Биологическое действие солнечных ультрафиолетовых лучей. Экогигиена питания. Загрязнение почвы, воды. Соблюдение питьевого режима. Суточный биоритм и здоровье. Системы адаптации организма человека.

Тема 9. Медико-биологическая реабилитация студентов

Стиль жизни – социально-психологическая категория. Образ и стиль жизни студентов.

Современные методы восстановительного (реабилитационного) характера. Методы снятия нервно-мышечного напряжения и психоэмоционального утомления.

Аутогенная тренировка. Методика аутотренинга. Формулы аутотренинга.

Массаж и самомассаж. Основные приемы массажа. Виды массажа.

Методы омолаживания. Сауна. Баня.

требования к контрольной работе

Контрольная работа выполняется в обыкновенной ученической тетради. Ее объем должен составлять 20 страниц. При выборе темы контрольной работы желательно, чтобы студент согласовал ее с преподавателем, особенно если он хочет предложить какую-либо свою (не из данного перечня) тему для исследования. Контрольная работа представляется к проверке и защите в 1-м семестре до зачета в сроки, установленные учебным графиком. Хорошее выполнение и успешная защита контрольной работы является главным условием для допуска студента к сдаче зачета по валеологии.

В основу работы над контрольной должно быть положено глубокое изучение документов по данной проблеме, источников и основной литературы. Дополнительная литература подбирается студентом самостоятельно. Для этого целесообразно использовать справочник и каталоги литературы (предметные и алфавитные каталоги библиотек, указатели журнальных статей, библиографические издания и др.).

При выполнении контрольных работ следует также использовать материалы, публикуемые в различных научных и популярных журналах, в центральной и местной прессе.

Для написания контрольной работы необходимо составить план. От того, как он составлен, в значительной степени зависит качество выполняемой работы. При этом студент должен внимательно ознакомиться с соответствующим разделом программы курса валеологии и определить круг проблем, подлежащих освещению в работе. Примерная структура плана: введение, основная часть, в которой освещается 3–5 наиболее важных вопроса темы, и заключение.

Во введении дается обоснование темы, т.е. необходимо сформулировать цели и задачи контрольной работы, дать анализ источников и литературы. В главной части раскрывается основное содержание проблемы. В заключении подводятся итоги изложенного, делаются выводы. В конце работы приводится список литературы и источников.

Качество письменной работы оценивается прежде всего по тому, насколько самостоятельно и правильно студент раскрывает содержание главных вопросов темы, понимает проблему, использует знание рекомендуемых источников. Изложение содержания работы должно быть логически последовательным и вестись в соответствии с составленным планом.

Большое значение имеет правильное оформление работы. Она должна быть написана грамотно и разборчивым почерком. На титульном листе необходимо указать название университета, номер контрольной работы, название темы работы, группу, курс, фамилию и инициалы автора, шифр и домашний адрес. На следующем листе приводится план работы с указанием страниц соответствующих разделов. Текст работы пишется с соблюдением полей (2,5 см) для замечаний рецензента; страницы должны быть обязательно пронумерованы. Работа подписывается студентом с указанием даты выполнения. В конце тетради необходимо оставить несколько чистых страниц для заключения рецензента.

На каждую контрольную работу преподаватель дает развернутое письменное заключение. При оценке контрольных работ выставляются оценки «зачтено» или «не зачтено».

Защита контрольных работ проводится на 1-м курсе в период зимней экзаменационной сессии. Студент в течение 7–10 минут излагает основные положения своей работы, дает характеристику источников, одновременно высказывая свою точку зрения по рассмотренной проблеме. Преподаватель задает вопросы по теме, может вызвать студента на дискуссию. В заключение беседы преподаватель подводит итоги студенческой работы, указывает на достоинства и недостатки контрольной работы и объявляет общую оценку. При положительном результате студент-заочник допускается к сдаче зачета по предмету.

При самостоятельном изучении курса валеологии и выполнении контрольной работы студенты-заочники могут обращаться за консультациями к преподавателям кафедры культурологии ГУЦМиЗ (лаб. корп., каб. 424).

Большую помощь в изучении курса, в том числе при подготовке и написании контрольной работы, могут оказать сотрудники читального зала кафедр общественных наук гуманитарного факультета (лаб. корп., каб. 407).

ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Тема 1. Понятие «здоровье», факторы и условия жизни, влияющие на здоровье

План

1. Основные понятия.

2. Основные факторы, уровень их влияния на индивидуальное здоровье.

3. Составляющие здорового образа жизни.

Литература

1. Амосов, Н. М. Раздумье о здоровье [Текст] / Н. М. Амосов. – М., 1987.

2. Белов, В. И. Энциклопедия здоровья [Текст] / В. И. Белов. – М., 1996.

3. Брехман, И. И. Введение в валеологию – науку о здоровье [Текст] / И. И. Брехман. – Л.,1993.

4. Вайнер, Э. Н. Валеология [Текст] / Э. Н. Вайнер. – М., 2001.

5. Лисицин, Ю. П. Слово о здоровье [Текст] / Ю. П. Лисицин. – М., 1993.

6. Тель, Л. З. Валеология [Текст] / Л. З. Тель. – М., 2001.

7. Покровский, В. М. Физиология человека [Текст] / В. М. Покровский, Г. Ф. Коротько. – М., 1997.

Тема 2. Экологические факторы, влияющие на здоровье

План

1. Экология – понятие, значение.

2. Основные экологические факторы:

а) техногенные;

б) климатические, космические;

в) факторы живой природы, в том числе антропогенные.

3. Охрана здоровья человека в современных условиях.

Литература

1. Абдиров, Ч. А. Экология и здоровье человека [Текст] / Ч. А. Абдиров. – М., 1993.

2. Агаджанян, Н. А. Интегративная антропология и экология человека: области взаимодействия [Текст] / Н. А. Агаджанян, Б. А. Никитюк, И. Н. Полунин. – М., 1996.

3. Агаджанян, Н. А. Очерки по экологии человека. Адаптация и резервы здоровья [Текст] / Н. А. Агаджанян. – М., 1997.

4. Бедный, М. С. Продолжительность жизни в городах и селах [Текст] / М. С. Бедный. – М., 1976.

5. Одум, Ю. Экология [Текст] / Ю. Одум. – М., 1986.

6. Келлер, А. А. Медицинская экология [Текст] / А. А. Келлер. – СПб., 1998.

7. Чумаков, Б. Н. Валеология. Избранные лекции [Текст] / Б. Н. Чумаков. – М., 1997.

Тема 3. Наследственные болезни и здоровье

План

1. Основы генетики.

2. Роль наследственности в здоровье человека.

3. Медико-генетические центры – помощь, профилактика.

Литература

1. Андреев, И. Л. Происхождение человека и общества [Текст] / И. Л. Андреев. – М., 1989.

2. Дубинин, Н. П. Генетика. Поведение. Ответственность [Текст] / Н. П. Дубинин. – М., 1989.

3. Энциклопедия молодой семьи [Текст]. – Минск, 1989.

Тема 4. Методы закаливания организма

План

1. Адаптация, понятие.

2. Закаливание и здоровье.

3. Виды и методы закаливания (вода, воздух, солнце).

Литература

1. Агаджанян, Н. А. Резервы нашего организма [Текст] / Н. А. Агаджанян. – М., 1982.

2. Виленский, М. Я. Основы здорового образа жизни студентов [Текст] / М. Я. Виленский. – М., 1995.

3. Иванченко, В. А. Как быть здоровым [Текст] / В. А. Иванченко. – СПб., 1994.

4. Меерсон, Ф. З. Адаптация, стресс и профилактика [Текст] / Ф. З. Меерсон. –М., 1984.

5. Трча, С. Искусство вести здоровый образ жизни [Текст] / С. Трча. – М., 1984.

6. Смирнов, Н. К. Валеология [Текст] / Н. К. Смирнов. – М., 1995.

Тема 5. Алкоголизм, социальные, медицинские аспекты

План

1. Механизм действия алкоголя на организм.

2. Причины алкоголизма.

3. Профилактика злоупотреблений. Просвещение, воспитание здоровых привычек.

Литература

1. Абрамов, С. А. Алкоголизм – как социальное зло [Текст] / С. А. Абрамов. – М., 1987.

2. Еникеева, Д. Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков [Текст] / Д. Д. Еникеева. – М., 1999.

3. Лисицин, Ю. П. Книга о здоровье [Текст] / Ю. П. Лисицин. – М., 1988.

4. Тель, Л. З. Валеология [Текст] / Л. З. Тель. – М., 2001.

5. Разумов, А. Здоровье здорового человека [Текст] / А. Разумов. – М., 1996.

6. Смирнов, Н. К. Валеология [Текст] / Н. К. Смирнов. – М., 1995.

Тема 6. Наркомания, профилактика

План

1. Биохимия наркотиков, механизм действия.

2. Вещества, вызывающие зависимость.

3. Токсикомания.

Литература

1. Герасимов, Н. Россия без будущего? [Текст] /Н. Герасимов. – М., 1998.

2. Еникеева, Д. Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков [Текст] / Д. Д. Еникеева. – М., 1999.

3. Колосов, Д. В. Эволюция психики и природа наркотизма [Текст] / Д. В. Колосов. – М., 1991.

4. Лисицин, Ю. П. Книга о здоровье [Текст] / Ю. П. Лисицин. – М., 1988.

5. Леви, В. Искусство быть собой [Текст] / В. Леви. – М., 1991.

6. Пятницкая, И. Н. Наркомании [Текст] / И. Н. Пятницкая. – М., 1994.

7. Разумов, А. Здоровье здорового человека [Текст] / А. Разумов. – М., 1996.

8. Смирнов, Н. К. Валеология [Текст] / Н. К. Смирнов. – М., 1995.

Тема 7. Влияние курения на здоровье

План

1. Биохимия табачного дыма.

2. Курение – вид зависимости.

3. Профилактика – для подрастающего поколения.

Литература

1. Белов, В. И. Энциклопедия здоровья [Текст] / В. И. Белов. – М., 1994.

2. Виленский, М. Я. Основы здорового образа жизни студентов [Текст] / М. Я. Виленский, А. Г. Горщков. – М., 1995.

3. Реишмидт, Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы воспитания личности [Текст] / Х. Реишмидт. – М., 1994.

4. Смирнов, Н. К. Валеология [Текст] / Н. К. Смирнов. – М., 1995.

Тема 8. Питание и здоровье

План

1. Основные нутриенты, их роль в регуляции обменных процессов.

2. Значение витаминов и микроэлементов.

3. Виды питания (вегетарианство, энергетическое питание, адекватное питание) достоинства и недостатки.

Литература

1. Амосов, Н. М. Раздумье о здоровье [Текст] / Н. М. Амосов. – М., 1987.

2. Байер, К. Здоровый образ жизни [Текст] / К. Байер, Л. Шейнберг. – М., 1997.

3. Бекетов, А. Н. Питание человека в его настоящем и будущем [Текст] / А. Н. Бекетов. – СПб., 1993.

4. Конышев, В. А. Питание и регулирующие системы организма. [Текст] / В. А. Конышев. – М., 1985.

5. Малахов, Г. П. Здоровое питание [Текст] / Г. П. Малахов. – М., 1997.

6. Разумов, А. Здоровье здорового человека [Текст] / А. Разумов, В. Пономаренко, В. Пискунов. – М., 1996.

7. Целительное питание: Здоровье, питание, судьба с позиции макробиотики [Текст]. – СПб., 1993.

Тема 9. Режим дня, биоритмы, влияние на здоровье

План

1. Ритмы, их влияние на здоровье.

2. Режим дня, его значение.

3. Профилактика утомления.

Литература

1. Ашоф, Ю. В. Биологические ритмы [Текст] / Ю. В. Ашоф. – М., 1984.

2. Белов, В. И. Энциклопедия здоровья [Текст] / В. И. Белов. – М., 1994.

3. Браун, Ф. Биологические ритмы [Текст] / Ф. Браун. – М., 1977.

4. Дильман, В. М. Большие биологические часы [Текст] / В. М. Дильман. – М., 1986.

5. Тель, Л. З. Валеология. Учение о здоровье, болезни, выздоровлении [Текст] /Л. З. Тель. – М., 2001.

6. Ягодинский, В. Н. Ритм, ритм, ритм [Текст] / В. Н. Ягодинский. – М., 1985.

Тема 10. Физическая активность – норма жизни

План

1. Значение физической активности для здоровья человека.

2. Гиподинамия, ее профилактика.

3. Пути повышения двигательной активности.

Литература

1. Амосов, Н. М. Физическая активность и сердце [Текст] / Н. М. Амосов, Я. А. Бендет. – Киев, 1989.

2. Брэгг, П. Полная программа укрепления позвоночника [Текст] / П. Брэгг. – М., 1987.

3. Виленский, М. Я. Физическая культура в научной организации учебного труда студентов [Текст] / М. Я. Виленский. – М., 1993.

4. Дубровский, В. И. Движение для здоровья [Текст] / В. И. Дубровский. – М., 1993.

5. Разумов, А. Здоровье здорового человека [Текст] / А. Разумов, В. Пономаренко, В. Пискунов. – М., 1996.

6. Смирнов, Н. К. Валеология [Текст] / Н. К. Смирнов. – М., 1995.

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

1. Что такое валеология как наука?

2. Дать определение основных факторов, влияющих на индивидуальное здоровье.

3. Охарактеризовать понятия: здоровье, болезнь, третье состояние.

4. Каково влияние экологических факторов на здоровье?

5. Дать характеристику экологических факторов крупных мегаполисов.

6. Какие составляющие здоровья можете перечислить?

7. Какова роль валеологии в формировании общей культуры человека?

8. Что определяет образ жизни человека?

9. Каково значение сна в жизни человека?

10. Для чего нужно соблюдать режим дня?

11. Что такое биоритмы, как они связаны со здоровьем?

12. Что такое гиподинамия, каковы причины ее распространения?

13. Каково влияние двигательной активности на здоровье?

14. Каково значение сна в жизни человека? Как его качество влияет на работоспособность?

15. Какие виды питания вам известны?

16. Каковы достоинства и недостатки вегетарианского вида питания?

17. Почему важен правильный режим питания?

18. В чем заключается охрана сенсорных систем (зрение, слух)?

19. Почему опасны вредные привычки?

20. Как развивается зависимость от химических веществ, лекарственных препаратов?

21. Что такое нравственное здоровье?

22. Почему возникают эмоциональные стрессы и какова их профилактика?

23. Какова роль семьи в воспитании привычек здорового образа жизни?

24. Рассказать о репродуктивном здоровье и планировании семьи.

25. Охарактеризовать особенности самоконтроля и стадии психического самоуправления.

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

Тест 1

1. Радиоактивное заражение окружающей среды вызывает:

а) сокращение продолжительности жизни населения;

б) ухудшение остроты зрения;

в) снижение иммунитета;

г) рост раковых заболеваний;

д) заболевание гастритом.

2. Заболевание экологической этиологии – это:

а) дизентерия;

б) аллергия;

в) близорукость;

г) плоскостопие.

3. Главный фактор сохранения здоровья человека – это:

а) употребление натуральных продуктов;

б) занятие спортом;

в) отказ от курения;

г) здоровый образ жизни.

4. В каком из продуктов питания больше всего содержится разнообразных витаминов:

а) хлеб;

б) свежая капуста;

в) печень;

г) молоко?

5. Рекомендуемое количество соли в дневном рационе:

а) менее 3 г;

б) 3–6 г;

в) 6 г;

г) 12 г.

6. Меньше всего натрия содержится:

а) в мясных консервах;

б) пищевой соде;

в) овощах;

г) фруктах;

д) во всем вышеперечисленном;

е) только в и г.

7. Действие солнечных лучей позволяет организму выработать витамин:

а) D;

б) А;

в) Е;

г) В6.

8. Витамины в овощах лучше сохраняются:

а) замороженные;

б) свежие;

в) консервированные.

Тест 2

1. При вегетарианском типе питания отсутствует необходимый витамин:

а) С;

б) D;

в) В1;

г) В12.

2. Показатель гармоничности физического развития (индекс Кетле) – это:

а) 14–16;

б) 18–22;

в) 24–26;

г) 26–30.

3. Способствует сохранению и укреплению физического здоровья:

а) соблюдение режима сна;

б) бытовые условия;

в) экологическая безопасность;

г) двигательная активность, закаливание.

4. Помогает снять эмоциональное напряжение:

а) алкоголь и курение;

б) двигательная активность;

в) «выплеск» эмоций.

5. «мишенью» поражения при курении является:

а) нервная система;

б) психика;

в) органы пищеварения;

г) органы дыхания;

д) все перечисленное;

е) а, б, г;

ж) лишь а и б.

6. Самоактуализация – это:

а) творческие возможности человека;

б) стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей.

7. Восстановите иерархическую модель А. Маслоу («лестницу потребностей»):

а) безопасность;

б) любовь;

в) познание;

г) естественные потребности;

д) уважение;

е) самореализация;

ж) эстетика.

8. Онтогенез – это:

а) процесс индивидуального развития организма;

б) сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми.

Тест 3

1. Акмеология – это:

а) наука о старении, старости, долголетии;

б) наука о зрелости, вершинах человеческой жизни («зенит жизни»).

2. Преднатальный период – это:

а) раннее детство;

б) дородовый период развития.

3. Возраст – это:

а) характеристика развития индивида во времени;

б) общая продолжительность жизни;

в) необратимая смена фаз индивидуального развития;

г) длительность каждой определенной фазы;

д) все вышеперечисленное;

е) все ответы не верны.

4. Ведущей психической функцией подросткового возраста в личностном развитии является:

а) мышление;

б) дивергентное мышление;

в) рефлексивное мышление.

5. Аномия – это:

а) потеря памяти;

б) различные виды нарушений в ценностно-нормативной системе общества.

6. Составляющие здорового образа жизни – это:

а) двигательная активность;

б) соблюдение режима сна;

в) рациональное питание;

г) культура, нравственность;

д) лишь а и в;

е) лишь б и г;

ж) а, б, в, г.

7. Психическое здоровье – это:

а) внутренний мир человека, его духовная жизнь;

б) душевный комфорт, соотнесенный с общественными нормами и ценностями.

8. Релаксация – это:

а) расслабление;

б) процесс снятия нервно-психического напряжения;

в) состояние покоя;

г) все ответы верны;

д) все ответы не верны.

Тест 4

1. Рефлексия – это:

а) обращение назад;

б) процесс самопознания субъектом внутренних психических аспектов и состояний;

в) изучение человеком своей собственной психики и своего поведения;

г) все ответы верны.

2. Укажите, что из нижеперечисленного соответствует саногенному мышлению (I), а что патогенному (II):

а) умственное наблюдение своего поведения со стороны (в различных ситуациях);

б) интроспекция (размышление);

в) бесконтрольность воображения, фантазии, отрыв от реальности;

г) закрепление переживаний образами;

д) внутренняя культура, кругозор;

е) отсутствие стремления избавиться от отрицательных переживаний.

3. Невроз – это:

а) потеря способности любить жизнь;

б) состояние разлада с самим собой и миром;

в) все ответы верны.

4. Ведущей психической функцией дошкольного возраста в личностном развитии является:

а) восприятие;

б) память;

в) мышление.

5. Ведущей психической функцией для формирования творческого компонента личностного развития молодого человека с 18 лет до 21 года является:

а) мышление;

б) рефлексивное мышление;

в) дивергентное мышление.

6. Толерантность – это:

а) свойство личности непредвзято оценивать людей, события, явления, обладающие различными, в том числе противоречивыми, чертами;

б) признак культуры ума человека;

в) все ответы не верны;

г) все ответы верны.

7. Особые периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями:

а) жизненный стиль;

б) возрастной кризис;

в) акцентуация характера.

8. Укажите соответствие:

Термины

Определения

I. Фрустрация

а) акт самоубийства, совершенный человеком в состоянии сильного душевного расстройства либо под влиянием психического заболевания;

II. Суицид

б) психическое состояние, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели.

Тест 5

1. Укажите соответствие:

I. Допустимый уровень громкости шума

на производстве

а) 105 дб;

II. Реактивный самолет на высоте 600 м

б) 90 дб;

III. Уровень громкости на рок-концертах

в) 100 дб.

2. Как звук влияет на организм:

а) воздействует на уровень громкости;

б) изменяет состав воздуха;

в) нарушает межполушарное взаимодействие;

г) высокий уровень громкости губит волосковые клетки улитки уха, которые преобразуют акустические колебания в электромагнитные импульсы;

д) все ответы не верны;

е) все ответы верны.

3. Психологи выделяют несколько нормативных зон безопасности человека, нарушение которых приводит к агрессии. Укажите соответствия:

Зона

Расстояние

I Интимная

а) 1,2–3,6 м;

II Личная

б) 0–45 см;

III Социальная

в) 45 см – 1,2 м;

IV Общественная

г) 3,6 м и более.

4. Электромагнитное излучение некоторых деревьев, по мнению ученых, схоже с излучением организма здорового человека, которое несет общеукрепляющий эффект:

а) береза, дуб;

б) сосна, кедр;

в) осина, тополь.

5. Показатели уровня здоровья населения в популяции:

а) заболеваемость;

б) продолжительность жизни;

в) уровень интеллекта;

г) смертность, рождаемость.

6. Здоровье – это:

а) отсутствие болезни;

б) хорошее самочувствие;

в) адаптация к окружающей среде;

г) психическое благополучие;

д) высокий уровень физического развития;

е) все ответы верны;

ж) верно а, б, г.

7. Составляющие здоровья:

а) психическое;

б) соматическое;

в) нравственное;

г) репродуктивное;

д) физическое;

е) все ответы верны;

ж) верно а, б, д;

з) верно б, в, г.

8. Структура факторов, влияющих на сохранение и развитие здоровья:

а) образ жизни ____%;

б) экологические факторы ____%;

в) наследственность ____%;

г) информированность ____%;

д) успешность медицинской науки ____%.

Тест 6

1. перечислите неблагоприятные факторы, снижающие уровень здоровья обучающихся:

а) интенсификация учебного процесса;

б) несоблюдение физиолого-гигиеничеких требований;

в) недостаточность физического воспитания;

г) перегруженность учебных классов;

д) социально-экономические условия;

е) все ответы верны;

ж) верно а, в, г.

2. Экологически неблагоприятные условия жизни приводят к заболеваниям человека:

а) аллергическим;

б) заболеваниям нервной системы;

в) желудочно-кишечным;

г) инфекционным;

д) болезням органов дыхания.

3. Снижение двигательной активности человека вызывает:

а) повышение массы тела;

б) снижение подвижности позвоночника, суставов;

в) отложение солей в позвоночнике;

г) образование камней в печени.

4. на знаниях каких наук базируется валеология:

а) на анатомии;

б) медицине;

в) педагогике;

г) философии;

д) психологии;

е) экологии;

ж) все ответы верны;

з) а, б, е.

5. Валеология решает задачи:

а) просвещения;

б) воспитания потребности здоровья;

в) обучения методам и способам сохранения и развития здоровья;

г) улучшения качества образования.

6. Понятие здорового образа жизни включает в себя:

а) адекватную двигательную активность;

б) отсутствие вредных привычек;

в) соблюдение режима дня;

г) активный отдых;

д) мотивацию на здоровье;

е) правильное адекватное питание;

ж) все ответы верны.

7. Тождественным понятию «здоровье» является понятие:

а) физиологической нормы;

б) адаптации;

в) отклонений;

г) функционирования систем;

д) нарушений.

8. назовите необходимые условия возникновения болезни:

а) иммунная защита;

б) снижение резервных возможностей организма;

в) способность освобождаться от метаболизма эндотоксинов;

г) повреждение.

Тест 7

1. Перечислите необходимые условия сохранения здоровья:

а) гармоничность физического развития;

б) уровень морально-волевых установок;

в) резервные возможности организма;

г) отсутствие вредных привычек;

д) все ответы верны.

2. Физическая активность влияет:

а) на формирование и укрепление здоровья;

б) успеваемость;

в) снятие умственного напряжения;

г) обучаемость;

д) уменьшение заболеваемости.

3. перечислите виды питания:

а) сыроедение;

б) вегетарианство;

в) макробиотика;

г) энергетическое питание;

д) рациональное питание;

е) адекватное питание;

ж) все ответы верны;

з) верно б, г, д.

4. основы рационального питания включают:

а) режим питания;

б) сбалансированность;

в) адекватность;

г) ограничение потребления животных жиров;

д) сохранность физиологически активных веществ;

е) употребление витаминов, микро- и макроэлементов;

ж) все ответы верны.

5. Включение в рацион питания овощей, фруктов обосновывается наличием:

а) витаминов;

б) микро- и макроэлементов;

в) пищевых волокон;

г) физиологически-активных веществ;

д) все ответы верны.

6. Употребление фруктов и овощей способствует:

а) снижению веса;

б) очищению организма от эндотоксинов;

в) повышению защитных свойств организма;

г) верны все ответы.

7. необходимая частота употребления фруктов и овощей:

а) 1-2 раза в неделю по 0,5кг;

б) ежедневно по 1-1,5кг;

в) 2-3 раза в месяц по 0,5-1кг.

8. Употребление алкогольных напитков:

а) необходимо для снятия стрессов;

б) является источником энергии, согревает;

в) всегда приводит к состоянию эйфории;

г) вызывает привыкание;

д) является вредной привычкой;

е) верны все ответы;

ж) верно г, д;

з) верно а, в, д.

Оглавление

Введение……………………………………………………………….

3

Рабочая программа курса……………………………………………

4

Требования к контрольной работе…………………………………..

7

Тематика контрольных работ………………………………………..

8

Вопросы к зачету…………………………………………………….

13

Тестовые задания…………………………………………………….

14

Учебно-методическое издание

Валеология

Программа, методические указания

к контрольной работе

для студентов всех специальностей

заочной формы обучения

Составитель Горячева Татьяна Владимировна

Редактор И.Н. Байкина

Компьютерная верстка Н.Г. Заварзина

Подписано в печать 21.03.05.

Формат 60х84/16.

Бумага офсетная.

Печать ризографическая.

Усл.п.л. 1,39.

Уч.-изд.л. 1,5.

Тираж 500 экз

Редакционно-издательский отдел ГУЦМиЗа

660025, Красноярск, ул. Вавилова, 66 а

Отпечатано на участке множительной техники ГУЦМиЗа

660025, Красноярск, ул. Вавилова, 66 а

24