Ухтинский государственный технический университет

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

(УГТУ)

Психология и педагогика

Методические указания

для студентов бакалавриата экономических направлений

Ухта 2012

Родионова, А.Г.

Психология и педагогика. Методические указания для студентов бакалавриата экономических направлений [Текст] : метод. указания / А.Г. Родионова. – Ухта: УГТУ, 2012. – 43с.

Методические указания предназначены для студентов, обучающихся на бакалавриате по направлениям «Экономика» и «Менеджмент». Работа содержит общие методические указания по дисциплине «Психология и педагогика» и тематику контрольных работ. Содержание предложенных вариантов контрольных работ соответствует формированию компетенций по требованиям федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Рецензент: О. А. Сотникова, зав. кафедрой образовательных технологий Ухтинского государственного технического университета, кандидат педагогических наук, доцент.

 Ухтинский государственный технический университет, 2012

169300, Республика Коми, г. Ухта, ул. Первомайская, 13

Отдел оперативной полиграфии УГТУ

169300, Республика Коми, г. Ухта, ул. Октябрьская, 13

Содержание

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ кУРСА…………………………………………………………4

2. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по изучению курса «Психология и педагогика».………………..…………………………4

10 стр., 4973 слов

Г.В. Пинигина Деловое общение. Программа, методические указания и контрольные задания для студентов специальностей 060500,060400 заочной формы обучения

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЗБАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ Программа, методические указания и контрольные задания для студентов специальностей 060500, 060400 заочной формы обучения Составители: Г.В. Пинигина Т.В. Степанова О.Ю. Тришина Утверждены на заседании кафедры Протокол N 3 от 22.10.02 Рекомендованы к печати ...

2.1. Основное содержание курса……………..……………………………………..4

2.2. Порядок выполнения контрольных работ..………………………………….7

2.3. Аттестация……………………………………………………………………..12

2.4. Список литературы…………………………………………………………..12

3. Темы контрольных работ………………………………………………12

4. ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………. ….. 26

4.1. Приложение 1. Словарь основных психологических терминов…………… 26

4.2. Приложение 2. Словарь основных педагогических терминов…………… .34

  1. Цели и задачи курса

Целью освоения дисциплины «Психология и педагогика» является формирование психолого-педагогических основ к выработке личностных компетенций: способностей, связанных с умениями корректно выражать чувства и отношения: критическое осмысление и способность к самокритике, способность работы в команде, способность к межличностному взаимодействию, приверженность к этическим ценностям.

Достижение указанной цели определяется решением следующих задач:

— обеспечение студентов возможностью формирования необходимого объема знаний о предмете психологии и педагогики, задачах и методах психологии и педагогики,

— оказание помощи в выработке целостного представления о психологии человека,

— знакомство с основными направлениями и достижениями в области научной психологии и педагогики.

Решение задач направлено на повышение общей и психолого-педагогической культуры, приобретение опыта учета индивидуально-психологических и личностных особенностей людей, стилей их познавательной и профессиональной деятельности, усвоение теоретических основ проектирования, организации и осуществления психолого-педагогического процесса, диагностики его хода и результатов.

2. Общие методические указания

2.1. Основное содержание курса

1. Предмет психологии, ее методология и методы. Предмет психологии. Связь психологии с другими науками. Основные факторы и принципы, определяющие развитие психологической науки (принцип детерминизма, принцип системности и принцип развития).

15 стр., 7008 слов

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ I

... Способности в отечественной психологии определяются как индивидуальные свойства личности, являющиеся условием успешного выполнения одного или нескольких видов деятельности. Педагогические способности ... ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ I. Направленность личности педагога и типы педагогов Одним из основных профессионально значимых качеств личности педагога является его «личностная направленность». ...

Ведущие категории психологии: категории мотива, образа, деятельности, личности, общения, переживания. Методы психологии: наблюдение, эксперимент, анкеты, тесты, анализ продуктов творческой деятельности.

2. История развития психологической науки. Этапы развития психологии. Возникновение ассоцианизма. Методологический кризис. Возникновение первых психологических школ. Характеристика основных психологических школ: бихевиоризм, гештальтпсихология, психоанализ, генетическая психология, гуманистическая психология, когнитивная психология. Общая характеристика российской психологии.

3. Психика и организм. Первые исследования биологических оснований психики. Эволюционная теория Ч. Дарвина. Теория доминанты. Теории рефлекса.

4. Развитие психики. Развитие психики в филогенезе. Причины возникновения сознания. Его уровни и структура. Развитие психики в отногенезе. Виды развития психики. Теории периодизации психики.

5. Поведение и деятельность. Активность и ее виды. Теория деятельности Рубинштейна-Леонтьева. Исследования поведения в бихевиоризме. Свойства восприятия.

6. Когнитивные процессы. Ощущения и восприятие. Классификация ощущений. Свойства ощущений. Виды восприятия. Свойства восприятия. Память. Процессы памяти. Виды памяти. Мышление, основные свойства мышления. Операции и формы мышления. Виды мышления. Мышление и решение задач. Воображение. Классификация воображения. Операции воображения. Мышление и речь. Речь и язык. Виды речи. Формы слова. Внимание. Виды внимания. Характеристики внимания.

7. Мотивации и эмоции. Психология мотивации, ее общая характеристика. Эмоциональные процессы. Физиологические основы эмоций. Ведущие и ситуативные эмоции, их свойства. Основные свойства переживания. Основные механизмы формирования эмоций. Воля.

8. Индивидуальность и личность. Общая характеристика понятий “индивид”, “индивидуальность”, “личность”. Индивидуальные качества и стиль деятельности человека. Понятие интегральной индивидуальности. Основные типы акцентуации. Основные теории личности: Теория личности З. Фрейда; Теория личности К. Юнга; Теория личности А. Адлера; Теория личности К. Хорни; Теория личности Э. Фромма; Теория личности Э Берна; Теория личности Э. Эриксона; Теория личности А. Маслоу. Проблема личности в современной психологии. Современные подходы к понятию “Я-концепции”. Современное понимание механизмов психологического развития и защиты.

4 стр., 1762 слов

Типичные убеждения, связанные с каждым из расстройств личности, они помогут психотерапевту наметить основные убеждения для психотерапевтического вмешательс

Переформулировка автоматических мыслей. Дата Ситуация Эмоции Автоматические мысли Рациональный ответ Результат   Опишите: 1. Событие, вызвавшее неприятную эмоцию 2. Мысли, образы, воспоминания, вызвавшие неприятную эмоцию 1. Назовите эмоцию (печаль, тревога, гнев и т. д.) 2. Оцените ее интенсивность (1-100) 1. Запишите содержание автоматической мысли, предшествовавшей эмоции 2. Оцените, ...

9. Общие вопросы социальной психологии. Общение, структура общения. Перцептивная сторона общения. Коммуникативная сторона общения. Интерактивная сторона общения. Малая группа. Общая характеристика групповой динамики. Виды групп. Руководитель (лидер).

Стили руководства. Коллектив: признаки коллектива, тип межличностных отношений в коллективе. Межличностные отношения в группах и коллективах: официальные и неофициальные, деловые и личные, рациональные и эмоциональные, руководитель и подчиненные.

10. Общие основы педагогики. Объект, предмет, задачи и функции педагогики. Методология и методы педагогической науки. Уровни методологии педагогики. Методы педагогического исследования. Основные понятия педагогики. Образование. Воспитание. Обучение. Педагогическая деятельность. Педагогический процесс. Педагогическое взаимодействие.

11. История становления педагогической науки и практики. Становление педагогической науки. Современная структура педагогики. Связь педагогики с другими науками.

12. Образование как глобальный объект педагогики. Цели и задачи образования. Образовательная система России. Содержание образования. Принципы построения содержания образования. Общеметодологические принципы. Специальные принципы. Критерии отбора содержания образования. Стандартизация содержания образования. Нормативные документы, регламентирующие содержание общего среднего образования. Современные тенденции развития образования.

13. Педагогическая деятельность. Психологическая природа педагогической деятельности. Стиль педагогической деятельности. Педагогические способности. Педагогические умения. Педагогическая культура.

16 стр., 7720 слов

2. Реформаторская педагогика (новое воспитание)

Лекция 9. Педагогика и школа Запада ХIХ в. (2 ч.). ПЛАН Педагогические идеи немецкой классической философии (И.Кант, И.Г.Фихте, Г.Гегель). Педагогическая теория И.Ф.Гербарта, Ф.А.В.Дистервега, Ф.Фребеля, Г.Спенсера. Тенденции развития и проблемы общего образования (начальное, среднее, университеты и другие высшие школы). В XIX в. завершается формирование классической педагогики Нового времени. В ...

14. Воспитание как процесс интериоризации социокультурных ценностей. Воспитание и социализация. Теории воспитания. Самовоспитание. Методы воспитания. Содержание и направления воспитательного процесса. Формирование основ научного мировоззрения. Трудовое воспитание и профессиональная ориентация школьников. Эстетическое воспитание. Физическое воспитание.

15. Общие положения дидактики. Цели, задачи, функции и принципы обучения. Теории обучения. Формы организации обучения. Урок как основная форма организации педагогического процесса. Методы обучения. Учебная мотивация как необходимое условие успешного обучения.

16. Семья как социокультурная среда воспитания. Семья как социальный институт. Детско-родительские отношения и стили семейного воспитания. Стили общения в семье. Нарушения в детско-родительских отношениях. Роль семьи в развитии личности ребенка.

17. Управление педагогическими системами. Государственный характер управления системой образования. Функции и управленческая культура руководителя. Педагогический анализ, планирование и контроль как основные направления управления педагогическими системами. Виды, формы и методы контроля в педагогике. Роль организации в управлении.

2.2. Порядок выполнения контрольных работ

Контрольная работа имеет цель систематизации знаний, выработки навыков работы с литературой и умения излагать материал.

Тематика контрольных работ содержит перечень предлагаемых тем, сформулированных по двум основным отраслям курса:

  1. Психология;
  2. Педагогика.

Контрольная работа предусматривает: развернутое изложение материала по вопросам первой или второй темы.

Тема контрольной работы выбирается следующим образом: последняя цифра номера темы должна соответствовать последней цифре зачетной книжки студента.

При написании контрольной работы желательно придерживаться плана изложения выбранной темы, приведенного в методических указаниях, но возможно и собственное освещение темы. В последнем случае необходимо составить свой план изложения темы и привести его в начале контрольной работы.

6 стр., 2635 слов

Сущность и содержание теории управления 2

Понятие управления как вида человеческой деятельности. Соотношение понятий «управление», «администрирование» и «менеджмент». Управление — непрерывный процесс воздействия на объект управления (личность, коллектив, технологический процесс, предприятие, государство) для достижения оптимальных результатов при наименьших затратах времени и ресурсов. Виды управления: политическое, социальное, ...

Содержание контрольной работы включает следующие разделы:

  1. Введение, где обосновывается актуальность проблемы и формируются задачи, которые ставит автор работы (студент) при написании работы.
  2. Основная часть, раскрывающая содержание темы.
  3. Заключение, где излагаются основные выводы, вытекающие из рассмотренных источников, мнение студента о них.
  4. Список используемой литературы.

При работе над темой необходимо использовать рекомендованную литературу или другие источники, которые можно найти по данной теме в печатных и электронных изданиях.

Общие требования и правила библиографического описания источников определяются действующим государственным стандартом.

Библиографическое описание:

– книг (однотомников):

фамилия и инициалы автора (ов), заглавие книги. – место издания (город): название издательства, год издания

Например: Степанов А. А. Методические рекомендации по выполнению письменных работ. – М.: Альфа, 2002.

– отдельного тома из многотомного издания:

фамилия и инициалы автора (ов).

заглавие книги: в скольких томах вышло издание. – место издания (город): название издательства, год издания. – номер тома.

Например: Андронов В. И. Избранные произведения: В 3 т. – М.: Мир, 1977. – 2 т.

– статей из журналов:

фамилия и инициалы автора (ов).

заглавие статьи // заглавие журнала. – место издания (город): название издательства, год издания. – номер издания. – номера первой и последней страниц статьи.

Например: Николаева О. Ю. Технические средства обучения // Педагогика. – М.: Изд-во МГПУ, 2003. – № 1. – С. 11–15.

— электронных ресурсов:

1) Основное заглавие является главным заглавием электронного ресурса и воспроизводится в том виде, в каком оно приведено в источнике информации, например: Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия

9 стр., 4150 слов

_Л.С. Выготский — К психологии и педагогике детской дефективности

Л.С. Выготский К ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКЕ ДЕТСКОЙ ДЕФЕКТИВНОСТИ I Всякий телесный недостаток — будь то слепота, глухота или врожденное слабоумие — не только изменяет отношение человека к миру, но, прежде всего, сказывается на отношениях с людьми. Органический дефект, или порок, реализуется как социальная ненормальность поведения. Даже в семье слепой или глухой ребенок есть прежде всего особенный ...

2) Общее обозначение материала: [Электронный ресурс]

3) Сведения, относящиеся к заглавию — информация, раскрывающая и поясняющая основное заглавие. Им предшествует двоеточие, например: : состояние, проблемы, перспективы

5) Сведения об ответственности могут состоять из имен лиц и наименований организаций с сопроводительными словами или коротким текстом, уточняющим их роль в создании электронного ресурса, либо без таковых слов и текста, например: / авт. курса, А. Сигалов или / Рос. гос. гуманитар. ун-т

6) Сведения об издании — сведения об изменениях и (или) особенностях данного издания по отношению к предыдущему изданию того же документа, например: Изд. 3-е, испр. и доп.

7) Обозначение вида ресурса, например: Электрон. журн., Электрон. текстовые дан. и т.п.

8) Место издания, имя издателя, дата издания, например: М.: Интерсофт, 1999. Если сведений о месте издания или дате нет в документе, но они известны, их приводят в квадратных скобках, например: — [Новосибирск]. Если приводится предполагаемое место издания, оно указывается в квадратных скобках со знаком вопроса, например: — [Курск?]. Если нельзя установить дату, то в квадратных скобках она дается приблизительно, например: [199-?]

9) Примечание о режиме доступа (обязательно) ‑ здесь указывается полный адрес интернет-страницы и условия доступа (свободный или платный).

10) Примечание об источнике основного заглавия (обязательно), например: — Загл. с экрана, Загл. с домашней страницы Интернета и т.п.

Например:

Российская государственная библиотека [Электронный ресурс] / Центр информ. технологий РГБ; ред. Власенко Т. В. ; Web-мастер Козлова Н. В. — Электрон. дан. — М. : Рос. гос. б-ка, 1997 — Режим доступа: http//www.rsl.ru, свободный. — Загл. с экрана. 

11) Статья из электронного журнала – основное описание составляется по аналогии с оформлением статьи из печатного издания, дополнительно указывается общее обозначение материала [Электронный ресурс] и в конце пишется ссылка на интернет-страницу статьи.

Например: Сурмава А.В. Психологический смысл исторического кризиса (Опыт исторического психоанализа) [Электронный ресурс] // Вопросы психологии. – 2004. — № 3, стр.71. — http://www.voppsy.ru/surmava.htm.

При оформлении библиографического списка, необходимо учитывать: если авторов несколько, то их следует указывать в алфавитном порядке. При числе авторов свыше трех человек достаточно указать фамилию и инициалы первого, ограничившись добавлением «и др.» Если автор книги не указан, она вносится в список литературы по заглавию. Фамилии авторов указываются в именительном падеже.

В описании источников следует сокращать названия городов Москва, Санкт-Петербург, Ростов на Дону (М., СПб., Ростов н/Д), названия других городов не сокращают.

В контрольных работах (рефератах) обычно используется алфавитный принцип группировки источников литературы, по которому они группируются в порядке букв русского алфавита по фамилиям авторов или заглавию книг, если автор не указан. Произведения авторов, носящих одинаковую фамилию, располагают в алфавитном порядке по их инициалам. Если нужно указать несколько работ одного и того же автора, их располагают в алфавитном порядке по заглавиям или в хронологическом порядке – по годам издания.

Оформление цитат, ссылок и сносок

Библиографические ссылки употребляют:

при цитировании;

при заимствовании таблиц, иллюстраций, статистических данных и т.п.

Ниже указано несколько способов оформления цитат, ссылок и сносок.

1. Цитата может сопровождаться словами автора. В таком случае она заключается в кавычки и начинается с прописной буквы. В этом случае указывается страница, с которой заимствована цитата, например: И. И. Ильясов писал: «Учебные действия – это действия учащихся по получению и нахождению научных понятий» [1, С. 26].

(где [1] – номер источника в списке литературы).

2. В цитате иногда делается пропуск текста. В таком случае это отмечается многоточием, например: В. М. Рогинский [2, С. 12–15], описывая фазовый характер учебной деятельности, отмечает: «В первой фазе происходит осмысление создавшейся ситуации и … повышается готовность к выполнению длительной умственной работы».

3. Если цитата воспроизводит только часть цитируемого предложения, то после открывающихся кавычек ставят многоточие, например: А. Я. Анцупов утверждает, что «… в зарубежной и отечественной науке сложились различные понимания внутриличностного конфликта» [3, С. 15].

4. Цитата может быть включена в авторский текст как часть предложения. В таком случае она заключается в кавычки, но пишется с прописной буквы. При этом указатель ссылки, как правило, является надстрочным символом, а содержание ссылки помещается либо в конце страницы, либо в конце всего текста. Например: В. Г. Афанасьев считает, что под управленческими отношениями следует понимать «сложные отношения людей, различных социальных коллективов, возникшие в процессе осуществления управленческих функций на основе общих принципов управления»4;

__________________________

4 Афанасьев В. Г. Научное управление обществом (Опыт системного исследования). – М.: Полит-издат., 1974. – С. 41.

5. При ссылке автора на несколько источников делаются сноски с указанием каждого источника, например: Одни из них под функциями управления понимают виды управленческой деятельности5, другие считают, что функции управления соответствуют стадиям, этапам управления6, третьи характеризуют функции управления и как содержание, и как стадии процесса управления7.

________________________________

5 Вишняков В. Г. Структура и штаты органов советского государственного управления. – М.: Наука, 1972.

6 Валуев С. А. Организационное обеспечение систем управления научными исследованиями вуза. – М.: Высш. школа, 1983.

7 Афанасьев В. Г. Научное управление обществом (Опыт системного исследования).

– 2-е изд. доп. – М.: Полит-издат., 1974.

Если основной текст реферата печатается через 1,5 интервала, то сноски следует печатать через 1 интервал. Нумерация сносок может быть сплошной и постраничной.

Как при прямом цитировании, так и при перефразировании важно не просто вставить цитату в текст, а связать с контекстом своей работы, как можно лучше встроить ее в свои рассуждения. Цитата должна быть связана с аргументами, содержащимися в предыдущих и последующих рассуждениях автора.

Следует по возможности избегать цитирования общеобразовательных изданий, таких как энциклопедии, различные словари, учебники и учебно-методические пособия. Недопустимо соединение нескольких цитат в одну.

При выполнении контрольной работы, должны учитываться общепринятые правила оформления материала: наличие полей, абзацев, нумерация страниц.

Оформление реферата

Реферат выполняется на белой бумаге форматом А4 (297 х 210 мм) на одной стороне листа. Стандартный текст печатается через 1,5 интервала на компьютере с полями слева, снизу и сверху не менее 2 см, справа – не менее 1 см. Если текст набирается на компьютере, следует использовать шрифт «Times New Roman», размер шрифта 14. Все страницы нумеруются. Титульный лист включается в общую нумерацию, но номер 1 на нем не ставится. Таким образом, первым напечатанным номером будет номер 2 на втором листе работы, на котором помещается содержание (оглавление).

Заголовки разделов следует располагать посередине относительно текста, между заголовком и текстом оставляется пробел, равный одной строке.

На титульном листе указывается фамилия, имя, отчество (полностью), адрес, направление обучения и курс (номер группы), № зачетной книжки.

2.3. Аттестация

Итоговой аттестацией по курсу является зачет. Для сдачи зачета необходимо получить допуск. Допуск включает в себя: выполнение контрольной работы на удовлетворительную оценку и собеседование по тематике контрольной работы (несколько вопросов по содержанию).

Форма проведения зачета – тест.

2.4. Список литературы

1. Большой психологический словарь. / под ред. Зинченко В.П. – М.: АСТ, 2008.

2. Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб.: ПИТЕР, 2011.

3. Гессен С.И. Основы педагогики. – М.: Школа-Пресс, 1995.

4. Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2003.

5. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М.: Логос, 2004.

6. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь : для

студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: Академия, 2001.

7. Кулагина И.Ю. Педагогическая психология: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект, 2011.

8. Луковцева А.К. Психология и педагогика. Курс лекций: Учебное пособие для вузов. – М.: КДУ, 2008.

9. Радугин А.А. Психология. – М.: ЦЕНТР, 2003.

10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: ПИТЕР, 2000.

11. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2002.    

12. Современный словарь по педагогике / сост. Рапацевич Е.С. — М.: Совре-

менное слов, 2001.

13. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.

14.Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология и педагогика. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.

3. Темы контрольных работ

Тема 1. Становление психологии как науки

План:

  1. Место психологии в системе наук.
  2. Различие житейской и научной психологии. Академическая и практическая психология.
  3. Современное состояние психологии, основная парадигма.

Литература:

  1. Ждан А.Н. История психологии от античности до наших дней. – Москва, 2004.
  2. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История психологии. — Москва, 1994.
  3. Марцинковская Т.Д. История психология. — Москва, 2001.
  4. Ярошевский М.Г. История психологии. — Москва, 1985.
  5. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология и педагогика. — Ростов-на-Дону, 2010.
  6. Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. — СПб., 2011.
  7. Луковцева А.К. Психология и педагогика: Курс рекций. — Москва, 2008.

Тема 2. Методы психологической науки

План:

  1. Основные методы: интроспекция, наблюдение, эксперимент.
  2. Вспомогательные методы: опрос, тестирование, беседа, анкетирование.

Литература:

  1. Загвязинский В. И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогических исследований. – Москва, 2001.
  2. Практикум по общей психологии / Под ред. А.И. Щербакова. 2-е изд. перераб. и доп. – Москва, 1990.
  3. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. — Москва, 1985.
  4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 2000
  5. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону, 2002
  6. Радугин А.А. Психология. – Москва, 2003

Тема 3. История развития психологической науки

План:

  1. Развитие взглядов о предмете психологии.
  2. Ассоцианизм.
  3. Методологический кризис. Возникновение первых психологических школ.

Литература:

  1. Ждан А.Н. История психологии от античности до наших дней. – Москва, 2004.
  2. Мортон Хант. История психологии. – Москва, 2009.
  3. Будилова Е.А. Труды по истории психологии. – Москва, 2009.
  4. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология и педагогика. — Ростов-на-Дону, 2010.
  5. Якунин В. А. История психологии. – СПб., 1998.
  6. Ярошевский М. Г. История психологии. От античности до середины XX века. – Москва, 1997.

Тема 4. Психика как форма отражения материи

План:

  1. Эволюция психики.
  2. Этапы развития психики (онтогенез и филогенез).
  3. Структура психики. Психика, поведение, деятельность.

Литература:

  1. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. – Москва, 1999.
  2. Немов Р. С. Психология. – Москва, 1993.
  3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 2000.
  4. Выготский Л. С. Психология. – Москва, 2001.
  5. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. 1 / Под ред. А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова. — Москва, 1980.
  6. Гримак Л. П. Резервы человеческой психики. Введение в психологию активности. — 2-е изд., доп. — Москва, 1989.
  7. Деннет Дэниел С. Виды психики: на пути понимания сознания. – Москва, 2004.

Тема 5. Сознание как высшая стадия развития психики

План:

  1. Свойства и виды сознания.
  2. Самосознание. Структура сознания. “Я-концепция”.
  3. Соотношение сознательного и бессознательного.

Литература:

  1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 2000.
  2. Радугин А.А. Психология. – Москва, 2003.
  3. Гальперин П. Я. Введение в психологию. – Москва, 2000.
  4. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — 2-е изд. — Москва, 1977.
  5. Выготский Л.С. Психология развития человека. – Эксмо, 2005.
  6. Абульханова К. А. Педагогика и психология. – Москва, 1998.
  7. Выгодский Л. С. Психология. – Москва, 2001.
  8. Климов Е. А. Основы психологии. – Москва, 1997.

Тема 6. Когнитивные процессы. Ощущения и восприятие

План:

  1. Современные концепции ощущения.
  2. Понятие о восприятии. Сходство и отличие ощущений от восприятия.
  3. Виды ощущений. Виды восприятий

Литература:

  1. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. — СПб., 1996.
  2. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. – Москва, 1982.
  3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 2000.
  4. Немов Р. С. Психология – Москва, 1993.
  5. Луковцева А.К. Психология и педагогика: Курс рекций. — Москва, 2008.
  6. Общая психология / Под ред. В. В. Петровского. – Москва, 1986.
  7. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону, 2002.
  8. Радугин А.А. Психология. – Москва, 2003.

Тема 7. Внимание

План:

  1. Современные теории внимания.
  2. Развитие внимания в онтогенезе.
  3. Виды, характеристики внимания.

Литература:

  1. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. — СПб., 1996.
  2. Ристо Наатанен. Внимание и функции мозга. – Издательство МГУ, 1998.
  3. Психология внимания. / под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Я. – Москва, 2008.
  4. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. Учебник. – Москва, 2002.
  5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 2000.
  6. Немов Р. С. Психология – Москва, 1993.
  7. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону, 2002.

Тема 8. Память

План:

1) Понятие о памяти как психологическом процессе.

2) Виды и формы памяти.

3) Технические приемы эффективного запоминания.

Литература:

  1. Психология памяти. / под.ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Я. – Москва, 2008.
  2. Нуркова В.В. Общая психология. В 7 томах. Том 3. Память. – Академия, 2008.
  3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 2000.
  4. Немов Р. С. Психология – Москва, 1993.
  5. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону, 2002.
  6. Радугин А.А. Психология. – Москва, 2003.

Тема 9. Мышление

План:

1) Мышление как процесс абстрактного познания действительности.

2) Логические формы освоения действительности: понятие, суждение, умозаключение.

3) Нарушения мышления.

Литература:

  1. Матюшкин А.М. Психология мышления. Мышление как разрешение проблемных ситуаций. – КДУ, 2009.
  2. Тихомиров О.К. Психология мышления. – Москва, 2008.
  3. Гиппенрейтер Ю.Б., Спиридонова В.Ф., Фаликман М.В. и др. Психология мышления. – Москва, 2008.
  4. Радугин А. А. Психология и педагогика. – Москва, 1998.
  5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 2000.
  6. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону, 2002.

Тема 10. Соотношение мышления и речи

План:

1) Виды речи. Формы слова.

2) Феномен эгоцентрической речи.

Литература:

  1. Выготский Л.С. Мышление и речь. – Москва, 2008.
  2. Выготский Л.С. Психология развития человека. – Эксмо, 2003.
  3. Маклаков А. Хрестоматия по психологии. Познавательные психические процессы. – СПб., 2001.
  4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 2000.
  5. Радугин А.А. Психология. – Москва, 2003.
  6. Гальперин П. Я. Введение в психологию. – Москва, 2000.
  7. Немов Р. С. Психология – Москва, 1993.

Тема 11. Воображение и индивидуальное творчество

План:

1) Развитие воображения на различных этапах онтогенеза.

2) Классификация воображения.

3) Воображение и мышление.

4) Связь воображения с развитием творчества.

Литература:

1) Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – Москва, 1991.

2) Ильенков Э.В. Личность и творчество. – Языки русской культуры, 1999.

3) Выготский Л.С. Мышление и речь. – Москва, 2008.

4) Немов Р. С. Психология – Москва, 1993.

5) Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 2000.

6) Общая психология. / под ред. Петровского В. В.  – Москва, 1986.

Тема 12. Интеллект

План:

1) Интеллект и креативность.

2) Оценка интеллекта.

3) Концепция развития детского интеллекта по Ж.Пиаже.

Литература:

  1. Воронин А.Н. Интеллект и креативность в межличностном взаимодействии. – Институт психологии РАН, 2004.
  2. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. – Спб, 2009.
  3. Тихомирова Т.Н. Интеллект и креативность в условиях социальной среды. — Институт психологии РАН, 2010.
  4. Эльконин Д.Б. Детская психология. – Москва, 2006.
  5. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология и педагогика. — Ростов-на-Дону, 2010.
  6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 2000.
  7. Радугин А.А. Психология. – Москва, 2003

Тема 13. Эмоции

План:

1) Эмоции, их происхождение (физиологические основы эмоций).

2) Функции. Виды эмоций.

3) Способы оптимизации эмоционального состояния.

Литература:

  1. Кэррол Э. Изард. Психология эмоций. – СПб., 2007.
  2. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. — СПб, 2001.
  3. Васильев И.А, Поплужный В.Л., Тихомиров О.К. Эмоции и мышление. — Москва, 1980.
  4. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. – Москва, 1987.
  5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 2000.
  6. Радугин А.А. Психология. – Москва, 2003.

Тема 14. Природа индивидуальных различий в способностях людей План:

1) Общая одаренность и специальные способности.

2) Теории одаренности.

3) Развитие способностей у детей.

Литература:

  1. Ушаков Д.В. Психология интеллекта и одаренности. – Институт психологии РАН, 2011.
  2. Малахова И.А. Развитие личности. Способность к творчеству, одаренность, талант. – Беларуская навука, 2002.
  3. Теплов Б.М. Способности и одаренность. – Москва, 1961.
  4. Хрестоматия по психологии. Психология индивидуальных различий. – ЧеРо, 2000.
  5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 2000
  6. Немов Р. С. Психология. – Москва, 1993.
  7. Николаенко В. М. Психология и педагогика. – Москва, 1998.
  8. Андреева И. В. Психология и педагогика. – СПб., 2003.

Тема 15. Темперамент

План:

1) Физиологическая основа темперамента.

2) Основные свойства темперамента.

3) Типология темперамента. Роль темперамента в деятельности.

4) Конституционные типологии.

Литература:

1) Гоникман Э.И. К учению о темпераментах – Минск, 2005.

2) Батаршев А.В. Психология индивидуальных различий: От темперамента – к характеру и типология личности. – Москва, 2000.

3) Батаршев А.В. Диагностика темперамента и характера. – Москва, 2007.

3) Стреляу Ян. Роль темперамента в психическом развитии / пер. с польск. – Москва, 1992.

4) Симонов П.В., Ершов П.М. Темперамент. Характер. Личность. – Москва, 1984.

5) Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология и педагогика. — Ростов-на-Дону, 2010.

Тема 16. Место характера в структуре личности

План:

1) Понятие о характере. Биологические и социальные факторы, формирующие характер.

2) Акцентуации характера (определение и описание типов).

3) Самооценка и уровень притязаний личности.

Литература:

1) Леонгард К. Акцентуированные личности. – Феникс, 2000.

2) Батаршев А.В. Психология индивидуальных различий: От темперамента – к характеру и типология личности. – Москва, 2000.

3) Райгородский Д. Психология и психоанализ характера. – Бахрах-М, 2009.

3) Годфруа Ж. Что такое психология: в 2-х т. – Москва, 1992.

4) Немов Р. С. Психология. – Москва, 1993.

5) Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону, 2002.

6) Радугин А.А. Психология. – Москва, 2003.

Тема 17. Индивидуальность и личность

План:

1) Понятие об индивиде, индивидуальности, личности.

2) Теории формирования личности (фрейдизм, теория личности Э. Берна, Э. Эриксона, А. Маслоу, К. Роджерса).

3) Структура личности. Этапы развития личности.

Литература:

1) Первин Лоуренс, Джон Оливер. Психология личности: Теория и исследования. — Москва, 2001.

2) Психология личности. Хрестоматия в 2-х т. / Райгородский Д.Я. – Москва, 2006.

3) Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности: учебное пособие для студентов вузов. – Ростов-на-Дону, 1996.

4) Выготский Л. С. Психология. – Москва, 2001.

5) Гальперин П. Я. Введение в психологию. – Москва, 2000.

6) Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону, 2002.

Тема 18. Психология малых групп

План:

1) Понятие о группе. Виды групп.

2) Понятие групповой динамики.

3) Понятие о коллективе. Характеристика коллектива. Лидерство.

Литература:

1) Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. – Москва: МГУ, 1991.

2) Сидоренков А.В. Социальная психология малых групп. – Феникс, 2012.

3) Слаква С.П. Психология малой группы. – Экзамен, 2004.

4) Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для высших уч. заведений. – Москва, 1994.

5) Почебут Л.Г., Мейжис И.А. Социальная психология. – СПб, 2010.

6) Гулевич О. Межгрупповые отношения. Направления социально-психологического исследования(комплект из 2-х кн.) – Москва, 2006.

Тема 19. Педагогика как наука

План:

1) Предмет, объект, задачи, методы, основные категории педагогики.

2) Место педагогики в системе наук.

3) Система педагогических наук.

Литература:

1) Бабанский Ю.К., Сластенин В.А., Сорокин Н.А. Педагогика: учебное пособие. – Москва,1988.

2) Ковалев Н.Е. и др. Введение в педагогику. – Москва, 1995.

3) Педагогика. / под ред. Баранова С.П. и др. – Москва, 1976.

4) Харламов И.Ф. Педагогика. – Москва, 1990.

5) Хрестоматия по педагогике. / Сост. Полянский С.Н. — Москва, 1972.

6) Подласый И. П. Педагогика. – Москва, 1998.

7) Радугин А. А. Психология и педагогика. – Москва, 1998.

8) Андреева И. В. Психология и педагогика. – СПб., 2003.

Тема 20. История становления педагогики

План:

1) Зарождение систем воспитания.

2) Развитие педагогических систем за рубежом.

3) Становление и развитие педагогики в России.

Литература:

1) Джуринский А. Н. История зарубежной педагогики. — Москва, 1998.

2) История и философия науки. История педагогики. – Гардарики, 2007.

3) Латышина Д.И. История педагогики и образования. – Гардарики, 2007.

4) Каптерев П. Ф. История русской педагогии. — СПб., 1999.

5) Антология педагогической мысли России второй половины XIX начала XX вв. — Москва, 2000.

6) Педагогика / под ред. Пидкасистого П.И. – Москва: Российское педагогическое агентство, 1996.

7) Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций. – Москва, 1996.

Тема 21. Личностно-деятельностный подход в образовании

План:

  1. Сущность личностно-деятельностного подхода в педагогике.
  2. Основные понятия личностно-деятельностного подхода.
  3. Принципы как составная часть личностно-деятельностного подхода.
  4. Реализация личностно-деятельностного подхода в практике воспитания.

Литература:

  1. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Москва, 2004.
  2. Зайцев В.Н. Практическая дидактика. – Москва, 2005.
  3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. — Москва, 2007.
  4. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. — Москва, 2005.
  5. Алексеева А. В., Сиделева Г. Н. Преподавание в начальных классах: психолого-педагогическая практика. — Москва, 2003.

Тема 22. Педагогический процесс

План:

1) Сущность, закономерности и принципы педагогического процесса.

2) Основные системы организации педагогического процесса.

3) Управленческий цикл.

Литература:

1) Давыдов В. А. Педагогика. – Москва, 1997.

2) Ильина Т. А. Педагогика. – Москва, 1984.

3) Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. — Москва, 1989.

4) Зеньковский В.В. Педагогика. — Москва, 1996.

5) Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. — Москва, 2001.

6) Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – Москва, 2002.

7) Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология и педагогика. — Ростов-на-Дону, 2010.

8) Радугин А. А. Психология и педагогика. – М., 1998.

Тема 23. Теоретические основы воспитания

План:

1) Сущность, цели, содержание, организация, воспитания.

2) Закономерности и принципы воспитания.

3) Методы воспитания.

Литература:

  1. Габай Т.В. Педагогическая психология. Учебное пособие. – Москва, 1995.
  2. Педагогика. Учебное пособие. / под ред. Пидкасистого П.И. – Москва, 2005.
  3. Рысь Ю.И., Степанов В.Е., Ступницкий В.П. Психология и педагогика: Учебное пособие для студентов вузов – Москва, 2006.
  4. Абульханова К. А. Педагогика и психология. – Москва, 1998.
  5. Радугин А. А. Психология и педагогика. – Москва, 1998.
  6. Каменская Е. И. Педагогика: Курс лекций. – Ростов-на-Дону, 2003.
  7. Педагогика /под ред. Бабанского Д. К. – Москва, 1983.

Тема 24. Образовательная система России.

План:

1) Развитие образования в России.

2) Современная образовательная система России.

3) Виды образовательных учреждений.

4) Современные проблемы образования.

Литература:

  1. Невежина М.М., Пушкарева Н.В. Педагогика. – Москва, 2005.
  2. Бордовская Н.В. Реан А. Педагогика. — СПб., 2000.
  3. Радугин А.А. Педагогика. – Москва, 2002.
  4. Пряникова В.Г., Равкин З.И. История образования и педагогической мысли. – Москва, 1995.
  5. Реформа образования в России и государственная политика в сфере образования. // Вестник образования. – Москва, 1992. — № 10. – с 12.
  6. Полетаев А., Савельева И. Спрос и предложение услуг в сфере среднего и высшего образования в России. — Москва, 2001.
  7. С.А. Дятлов. Теория человеческого капитала. — СПб., 1996.
  8. Человеческий капитал в России в 1990-х годах. / под ред. А.А.Саградова. — М., 2000.

Тема 25. Гуманистическая концепция воспитания как методологическое основание педагогики сотрудничества

План:

  1. Сущность педагогики сотрудничества.
  2. Личность в концепции гуманистического воспитания.
  3. Методы гуманистической педагогики.

Литература:

  1. Газман О.С. Неклассическая педагогика: от авторитарной педагогики к педагогике свободы. — Москва, 2002.
  2. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Москва, 2004.
  3. Бондаревская Е. В., Кульневич С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. – Ростов- на-Дону. 1999.
  4. Гессен С.И. Основы педагогики. — Москва, 1995.
  5. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. — Москва, 2000.
  6. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. – Москва, 2002.    
  7. Шиянов Е.Н., Котова И. Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности. — Ростов-на-Дону, 1995.
  8. Щуркова Н.Е. Воспитание: Новый взгляд с позиции культуры. — Москва, 1998.

Тема 26. Современные концепции обучения

План:

  1. Поэтапное формирование умственных действий и понятий, по П.Я. Гальперину.
  2. Развивающее обучение, по Д.Б. Эльконину и В.В. Давыдову.
  3. Дидактическая система Л.В. Занкова.
  4. Вальдорфская школа.
  5. Система М. Монтессори.

Литература:

  1. Кулагина И.Ю. Педагогическая психология. – Москва, 2011.
  2. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – Москва, 1998.
  3. Зинченко В.П. Психологические основы педагогики (психолого – педагогические основы построения системы развивающего обучения Эльконина – Давыдова).

    – Москва, 2002.

  4. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. – Москва, 1990.
  5. Вальдорфская педагогика. Анталогия. / под ред. Пинского А.А. – Москва, 2003.
  6. Сорокова М.Г. Система М. Монтессори: теория и практика. – Москва, 2003.
  7. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. – Москва, 2002.

Тема 27. Урок как основная форма организации педагогического процесса

План:

  1. Формы обучения (фронтальная, групповая, индивидуальная).
  2. Урок как основная форма обучения.
  3. Дополнительные формы организации обучения.

Литература:

  1. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Москва, 2004.
  2. Педагогика. / под ред. Бабанского Ю.К. – Москва, 1983.
  3. Харламов И.Ф. Педагогика. 2-е изд. – Москва, 1990.
  4. Кукушин В.С. Дидактика (теория обучения).

    — Москва / Ростов- на- Дону, 2003.

  5. Кукушин В.С. Теория и методика воспитательной работы. — Ростов- на- Дону, 2002.
  6. Методика воспитательной работы. Под редакцией В. А. Сластенина — Москва, 2002.
  7. Сластенин В.А. Педагогика — Москва, 2002.
  8. Харламов И.Ф. Педагогика — Москва, 2004.

28. Учебная мотивация как необходимое условие эффективности обучения

План:

  1. Понятие и сущность учебных мотивов, их источники.
  2. Классификация учебных мотивов (мотивационные модели А. Маслоу, Ф. Герцберга).
  3. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности.
  4. Интерес в мотивационной сфере.
  5. Развитие мотивов учения.

Литература:

  1. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. — Москва, 1986.
  2. Занков Л.В. Дидактика и жизнь. Избранные труды. — Москва, 1990.
  3. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Москва, 2004.
  4. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. — Москва, 1981.
  5. Батаршев А.В. Учебно-профессиональная мотивация молодежи. – Академия, 2009.
  6. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. — Москва, 1995.

Тема 29. История развития института семьи в России

План:

  1. Общее понятие об институте семьи.
  2. Исторические типы семейных отношений в России.
  3. Современная российская семья. Противоречия процесса ее модернизации.

Литература:

  1. Афанасьева Т.М. Семья. Учебное пособие. – Москва, 1988.
  2. Вишневский А.Г. Эволюция российской семьи // «Экология и жизнь» — М., 2008. — № 7-9.
  3. Гавров С.Н. Историческое изменение институтов семьи и брака. Учебное пособие. – Москва, 2009.
  4. Голод С.И. Будущая семья: какова она? Социально-нравственный аспект. – Москва, 1990.
  5. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. – СПб., 1998.
  6. Карцева Л.В. Российская семья на рубеже двух веков. Монография. – Казань, 2001.

Тема 30. Стиль семейного воспитания как фактор формирования личности

План:

  1. Семья как социальный институт формирования личности ребенка.
  2. Роль семьи в воспитании ребенка. Родительские стили воспитания и установки.
  3. Социально-психологические типы личности ребенка, которые соответствуют определенному типу семейного воспитания.
  4. Психолого — педагогическая работа по изучению и коррекции детско — родительских отношений.
  5. Диагностика детско — родительских отношений в семье.

Литература:

  1. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? — Москва, 2000.
  2. Гозман Л.Я., Шлягина Е.И. Психологические проблемы семьи // Вопросы психологии — 1985. — №2.
  3. Голод С.И. Стабильность семьи. – СПб., 1984.
  4. Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет. / Под ред. Е. О. Смирновой. — Москва, 2001.
  5. Минияров В. М. Психология семейного воспитания. — Воронеж, 2000.
  6. Петровский А. В. Дети и тактика семейного воспитания. – Москва, 1981.
  7. Луковцева А.К. Психология и педагогика: Курс рекций. — Москва, 2008.
  8. Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология: Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений. – Москва, 2003.

4. Приложения

4.1. Приложение 1. Словарь основных психологических терминов

Абстракция – мысленное выделение какого-либо признака или свойства предмета, явления с целью его более детального изучения.

Адаптация – приспособление органов чувств к особенностям действующих на них стимулов с целью их наилучшего восприятия.

Аксиология — философское учение о ценностях; аксиологический —имеющий ценностное значение.

Активность деятельностное состояние живых существ, являющееся

важнейшим условием их существования.

Акцентуация – выделение какого-либо свойства или признака на фоне других, его особенное развитие.

Алгоритм предписание о выполнении в определенной последовательности элементарных операций для решения любой задачи, принадлежащей к некоторому классу.

Амбивалентность чувств двойственность, противоречивость нескольких, одновременно испытываемых эмоциональных состояний.

Антропологизм — концепция, утверждающая взгляд на человека как на

высшее и совершеннейшее произведение природы, познание которого дает ключ к ее тайнам.

Антропология — наука, всесторонне изучающая биологическую природу

человека.

Апперцепция — зависимость восприятия от прошлого опыта и от содержания деятельности человека.

Архетип — центральное понятие аналитической психологии Юнга. Представляет собой образы, отражающие содержание культуры данного

общества, которые передаются от поколения к поколению и скрыты в коллективном бессознательном.

Ассоциация – соединение, связь психических явлений друг с другом.

Аттракция – привлекательность, влечение одного человека к другому, сопровождающееся положительными эмоциями.

Аффект – кратковременное, бурно протекающее состояние сильного эмоционального возбуждения.

Бессознательное – характеристика психологических свойств, процессов и состояний человека, находящихся вне сферы его сознания, но оказывающих такое же влияние на его поведение, как и сознание.

Биогенетический закон — закон, описывающий открытое немецкими естествоиспытателями Ф. Мюллером и Э. Геккелем соотношение между эта-

пами внутриутробного развития ребенка и этапами развития биологического вида.

Бихевиоризм – учение, в котором в качестве предмета психологических исследований рассматривается только поведение человека.

Валидность – качество метода психологического исследования, выражающееся в его соответствии тому, для изучения и оценки чего он изначально был предназначен.

Вербальное научение – приобретение человеком жизненного опыта, знаний, умений и навыков через словесные инструкции и разъяснения.

Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо реальном или идеальном объекте, предполагающая повышение уровня

сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида.

Воля – свойство человека, проявляющееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками.

Воображение – способность представлять отсутствующий или реально не существующий объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им.

Воспоминание – воспроизведение по памяти какой-либо ранее воспринятой информации.

Восприятие – процесс приема и переработки человеком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств.

Гештальтпсихология – направление психологических исследований, возникшее в Германии в начале XX в., выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения ее организации и динамики в виде особых целостностей – «гештальтов».

Глубинная психология (психоанализ) ряд психологических школ, прида-

ющих решающее значение в организации человеческого поведения бес-

сознательным, расположенным в слоях психики мотивам (влечениям, же-

ланиям).

Гомеостаз – нормальное состояние равновесия органических и других процессов в живой системе.

Гуманистическая психология — психологическое направление, признаю-

щее главным предметом исследования личность человека, рассматриваемую как уникальную целостную систему, стремящуюся к самоактуализации и постоянному личностному росту.

Действие – одна из единиц деятельности человека, побуждаемая ее мотивом и соотносимая с определенной целью.

Депрессия – состояние душевного расстройства, подавленности, характеризующееся упадком сил и снижением активности.

Детерминизм – философско-гносеологическое учение, утверждающее наличие и возможность установления объективных причин всех явлений, существующих в мире.

Деятельность – процесс активного отношения человека к действительности, в ходе которого происходит достижение субъектом поставленных ранее целей, удовлетворение разнообразных потребностей и

освоение общественного опыта.

Дуализм – учение о независимом, самостоятельном существовании души и тела.

Запоминание – один из процессов памяти, обозначающий введение в память вновь поступающей информации.

Защитные механизмы – психоаналитическое понятие, обозначающее совокупность бессознательных приемов, с помощью которых человек оберегает себя от психологических травм.

Индивид – человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития,

единства врожденного и приобретенного, носитель индивидуальных своеобразных черт.

Индивидуальный стиль деятельности — устойчивая, индивидуально-спе-

цифическая система психологических средств и способов выполнения деятельности.

Интеллект — относительно устойчивая система умственных действий, операций и способностей, определяющая когнитивный стиль субъекта, направленная на формирование адекватной схемы окружающего мира и образа-Я.

Интеракция – взаимодействие.

Интериоризация — формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению внешнего опыта, переданного другими в виде сообщения или формы поведения.

Интроспекция – способность быстро находить верное решение задачи и ориентироваться в сложных жизненных ситуациях, а также предвидеть ход событий.

Когнитивная психология — психологическое направление, рассматриваю-

щее психику как систему, предназначенную для переработки информации.

Коллектив – это группа, где межличностные отношения опосредуются общественно-ценным и личностно-значимым содержанием совместной деятельности.

Конформность – податливость человека реальному или воображаемому давлению со стороны окружающих, проявляющаяся в изменении поведения и установок в соответствии с позицией большинства, первоначально не разделяемой человеком.

Креативность творческие способности человека, проявляющиеся в разных сферах деятельности и характеризующие его личность.

Лабильность – свойство нервных процессов, проявляющееся в способности проводить определенное количество нервных импульсов за единицу времени.

Либидо (от лат. libido – влечение, желание, страсть, стремление) – одно из основных понятий психоанализа, специфическая психическая энергия, лежащая в основе всех сексуальных проявлений.

Личность – человеческий индивид как субъект общественных отношений и сознательной деятельности.

Лонгитюдный метод – это многократные обследования одних и тех же

лиц на протяжении длительного времени.

Малая группа – небольшая по численности совокупность людей.

Модальность – понятие, обозначающее качество ощущений, возникающих под действием определенных раздражителей.

Мотивация – внутреннее состояние организма, побуждающее его к определенным действиям, динамический процесс управления поведением.

Навык — образующиеся в результате упражнения, тренировки, выучки, автоматически выполняемые компоненты сознательной деятельности человека.

Надсознателъное не поддающийся сознательному контролю и регуляции уровень психики, связанный с решением творческих задач.

Научение процесс и результат приобретения индивидуального опыта, независимо от мотивации и способа этого приобретения — целенаправлен-

ного или стихийного.

Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.

Общение – это многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми порождаемый мотивами совместной деятельности.

Одаренность — качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешное выполнение деятельности.

Онтогенез – процесс индивидуального развития организма или личности.

Ощущение – элементарный психический процесс, представляющий собой субъективное отражение живым существом в виде психических явлений простейших свойств мира.

Память – это сложный психический процесс, состоящий из запечатления, сохранения и последующего узнавания и воспроизведения следов прошлого опыта, позволяющее накапливать информацию, не теряя при этом прежних знаний, сведений, навыков.

Персонализм направление в психологии, созданное В. Штерном, считающее предметом исследования целостную личность как особую первичную реальность.

Перцептивный – относящийся к восприятию.

Поведение – присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью.

Позитивизм научное направление, доказывавшее, что источником истинного знания являются эмпирические, конкретные науки, имеющие объективные методы, а не умозрительные рассуждения. Основатель — О. Конт, а также Д.С. Милль и Г. Спенсер.

Познавательные (когнитивные процессы) психические процессы, отражающие различные стороны действительности в виде образов или представлений (восприятие, память), которые впоследствии преобразуются

при помощи мышления и воображения. Эти процессы являются инструментами познания окружающего мира, картина которого создается на

основе полученных познавательными процессами данных.

Потребность – субъективное, эмоциональное состояние нужды в чем-

либо.

Проприоцептивный – связанный с мышечной системой.

Психика – свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении неотчуждаемой от него картины этого мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности

Психическое отражение – свойство высокоорганизованной материи воспроизводить в форме субъективных образов (ощущений, восприятий, представлений, мыслей и чувств) с различной степенью адекватности признаки, структурные характеристики и отношения других объектов в процессе активной деятельности.

Психоанализ – учение, созданное 3. Фрейдом. Содержит систему идей и методов интерпретации сновидений и других бессознательных психических явлений, а также диагностики и лечения различных душевных заболеваний.

Психология — наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.

Развитие психики закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.

Референтная группа — группа, чем-то привлекающая человека, норм и ценностей которой он придерживается, или стремится к ним приспособиться, членом которой он охотно бы стал.

Рефлекс — закономерная ответная реакция организма на раздражитель, опосредованная деятельностью мозга.

Рефлексия (интроспекция, самонаблюдение) процесс самопознания человеком своих внутренних психических состояний и переживаний. Рефлексия является одним из первых методов исследования психики.

Речь – форма и способ использования языка, система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения.

Самонаблюдение – наблюдение человека за внутренним планом собственной психической жизни, позволяющее фиксировать ее проявления (переживания, мысли, чувства и др.).

Сенсорика (ощущения) непосредственное и активное отражение отдельных свойств и качеств предметов.

Сенсуализм — концепция, объясняющая происхождение всех видов знания из данных, полученных органами чувств. При этом ощущение, восприятие и память являются основой знаний о частном (единичных предметах или ситуациях).

Обобщение этого первичного знания с помощью мыслительных операций приводит к формированию понятий, знания о всеобщем.

Сознание – высший уровень психического отражения действительности, присущий только человеку как общественно-историческому существу.

Социализация процесс и результат активного присвоения человеком норм, идеалов, ценностных ориентации, установок и правил поведения, значимых для его социального окружения.

Способности — индивидуально-психологические особенности, обусловливающие легкость и быстроту обучения.

Темперамент – индивидуально-своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые, одинаково проявляясь в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и во взаимосвязи характеризуют тип темперамента.

Тест стандартизированная система заданий, позволяющая быстро и объективно измерить уровень развития определенного психологического

качества. Выделяют тесты интеллекта, тесты одаренности (креативности), тесты достижений и личностные тесты.

Умственное развитие — совокупность знаний, умений, а также умственных действий, сформировавшихся в процессе приобретения этих умений и знаний.

Установка — бессознательная готовность человека действовать определенным образом и в определенном направлении.

Филогенез — процесс возникновения и исторического развития психики животных и человека.

Фрустрация психическое состояние человека, вызванное трудностями (объективными или субъективными), возникающими в процессе достижения цели.

Характер — это совокупность устойчивых индивидуальных свойств человека, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обусловливающая типичные для него способы поведения и жизнедеятельности в конкретных ситуациях.

Эго-состояние — актуальный способ существования «Я» человека.

Экстраверсия – обращенность сознания и внимания человека в основном на то, что происходит вокруг него.

Эмоции – это непосредственное, временное переживание какого-либо чувства.

Эмпиризм концепция, доказывающая, что истинная картина мира формируется на основе опытного знания.

Эмпирический основанный на опыте.

Этология — наука об общебиологических основах и закономерностях

поведения животных.

Язык – система кодов (символов), с помощью которых обозначаются предметы внешнего мира, их действия, качества, отношения между ними.

Я-концепция относительно устойчивая, дифференцированная и более или менее осознанная система представлений о самом себе.

4.2. Приложение 2. Словарь основных педагогических терминов

Авторитарное воспитание – воспитательная концепция, предусматривающая подчинение воспитанника воле воспитателя, основанная на подавлении инициативы и самостоятельности, препятствующая развитию активности и индивидуальности ребенка.

Авторская школа – образовательное учреждение, работающее по собственной оригинальной программе, отличной от программ массовой школы.

Авторитет воспитателя – завоеванное признание, позволяющее оказывать благотворное влияние на детей, важнейшее средство и решающее условие эффективности педагогической деятельности.

Авторитет ученика – признание его личности, права на собственное мнение и самостоятельность поступка, признание его субъектом воспитания себя и других.

Адаптивность – приспособительность, одно из основных требований к системе образования взрослых. Обозначает способность гибкой переориентации содержания, форм и методов обучения, создает большие возможности для оперативного перепрофилирования и переподготовки кадров для работы в рыночных структурах и ориентации образовательных услуг на индивидуальные запросы личности.

Акмеология – наука, исследующая закономерности и факты достижения вершин профессионализма, творческого долголетия человека.

Альтернативное образование – совокупность новоутвержденных (негосударственных) образовательных учреждений, работающих по экспериментальным программам, созданным в порядке альтернативы ранее существующим.

Анализ – метод научного исследования путем разложения предмета на составные части или мысленного расчленения объекта путем логической абстракции.

Аспирант – лицо, готовящееся к научной и педагогической деятельности в учреждениях высшего профессионального образования и научноисследовательских институтах.

Аспирантура – форма планомерной подготовки научно-педагогических и научных кадров для учреждений высшего профессионального образования и научноисследовательских институтов.

Базовое образование – совокупность способностей, установок, знаний и уме-

ний, составляющих основу для их дальнейшего приращения и обогащения.

Беседа (в дидактике) – диалогический метод обучения, при котором педагог

путем постановки тщательного продуманной системы вопросов подводит учащегося к пониманию нового материала или проверяет усвоение им уже изученного.

Брейнсторминг (мозговая атака) – метод стимуляции творческой активности и продуктивности.

Вид образования – разновидность обучения, организованная в соответствии с тем или иным основным типологическим принципом (например, степень организованности, способ организации индивидуальной работы обучающегося, способ взаимодействия обучающегося и обучающего).

Воспитание – целенаправленная, специально организованная деятельность воспитателей и воспитанников по созданию условий (материальных, духовных, организационных) для развития личности.

Воспитательный процесс – социально-педагогический феномен, который конструируется, осуществляется и развивается во вполне определенном социуме, имеющем свои пространственные и временные рамки.

Воспитывающее обучение – обучение, при котором достигается органическая связь между приобретением учащимися знаний, умений, навыков и формированием у них эмоционально-целостного отношения к миру, друг к другу, к усваиваемому учебному материалу.

Гуманизм – целостная концепция человека как наивысшей ценности в мире.

Гуманистическая педагогика — направление в педагогике, ориентирующее на свободный выбор и учет индивидуально-личностных интересов и возможностей субъектов педагогического процесса в обучении, воспитании и образовании.

Гуманитаризация образования – ориентация на освоение содержания образования независимо от его уровня и типа, позволяющего с готовностью решать главные социальные проблемы на благо человека: свободно общаться с людьми разных национальностей и народов, любых профессий и специальностей; хорошо знать родной язык и культуру; свободно владеть иностранными языками.

Девиантное поведение – поведение, отклоняющееся от нормы.

Дедуктивные методы – логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных, предполагающие движение мысли от общего суждения к частному выводу.

Демократический стиль – стиль общения педагога с учащимися, ориентированный на повышение субъективной роли учащегося во взаимодействии, на привлечение каждого к решению общих дел. Для педагогов, придерживающихся этого стиля, характерны активно-положительное отношение к учащимся, адекватная оценка их возможностей, успехов и неудач, им свойственно глубокое понимание школьника, целей и мотивов его поведения, умение прогнозировать развитие его личности.

Деонтология педагогическая – это профессиональная этика, гарантирующая

отношения доверия между участниками деятельности и общения. Означает педагогическую компетенцию, терпимость по отношению к другим людям и их идеям, моральную ответственность за принятые учебной и воспитательной деятельностью решения.

Деятельность – специфическая форма общественно-исторического бытия людей, внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознаваемой целью.

Дидактика – отрасль педагогики, теория образования и обучения.

Дидактические задачи – задачи управления учебно-познавательной деятельностью.

Дидактический материал – система объектов, каждый из которых предназначен для использования в процессе обучения в качестве материальной или материализованной модели той или иной системы, выделенной в рамках общественного знания и опыта, и служит средством решения некоторой дидактической задачи.

Диспут – метод формирования суждений, оценок и убеждений в процессе познавательной и ценностно-ориентационной деятельности, не требующий определенных и окончательных решений.

Единая школа – принцип организации системы образования, обеспечивающий преемственность и открытость всех ступеней – от низшей до высшей.

Задача педагогическая – осмысление сложившейся социально-педагогической ситуации и принятие на этой основе решения и плана необходимых действий.

Зачёт – форма проверки успешного выполнения учащимся, студентом лабораторных и практических работ, усвоения программного материала семинарских занятий, учебных заданий производственной (профессиональной) практики, выполнения курсовой работы.

Идентификация – установление тождественности какого-либо объекта образцу.

Индуктивные методы – логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных, предполагающие движение мысли от частных суждений к общему выводу.

Инновация – целенаправленное изменение, которое вносит в определенную социальную единицу – организацию, поселение, общество, группу – новые, относительно стабильные элементы.

Инновационное обучение – обучение, ориентированное на воспитание готовности личности к быстро наступающим переменам в обществе – готовности к активному строительству будущего за счет нового, творческого и мобильного мышления, способности к созданию нового материального продукта, духовного обновления личности и коллектива.

История педагогики – отрасль педагогической науки, изучающая состояние и развитие теории и практики воспитания и обучения подрастающего поколения на разных ступенях развития человеческого общества.

Коллоквиум – вид учебно-теоретических занятий, представляющий собой групповое обсуждение под руководством преподавателя относительно самостоятельного раздела лекционного курса.

Консультация – одна из форм организации учебной деятельности, которая проводится с отдельными учащимися с целью восполнения пробелов в знаниях, выработки умений и навыков, удовлетворения повышенного интереса к учебному предмету. В отличие от дополнительных занятий консультации, как правило, носят эпизодический характер, поскольку организуются по мере необходимости. Различают текущие, тематические и обобщающие (например, при подготовке к экзаменам или зачетам) консультации.

Контекстное обучение – обучение, в котором динамически моделируются предметное и социальное содержание профессионального труда, тем самым обеспечиваются условия трансформации учебной деятельности студента в профессиональную деятельность специалиста.

Лабораторные работы – самостоятельная группа практических методов, которые сочетают практические действия с организованными наблюдениями учащихся.

Лекция – метод обучения и воспитания, последовательное монологическое изложение системы идей в определённой области.

Меры воспитания – совокупность действий, направленных на достижение определенной цели воспитания. К мерам воспитания можно отнести меры поощрения, наказания, организации деятельности.

Метод – это способ, посредством которого познается предмет науки.

Метод упражнения – создание воспитателем таких условий, в которых учащийся должен будет поступать в соответствии с нормами и правилами поведения.

Методические приемы – составляющие элементы (части, детали) метода, которые по отношению к методу носят частный подчиненный характер, не имеют самостоятельной педагогической задачи, а подчиняются той задаче, которую преследует данный метод.

Методы воспитания – это способы воздействия воспитателя на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников, с целью выработки у них убеждений и навыков поведения.

Методы контроля – способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной и других видов деятельности воспитанников и педагогической работы учителя.

Методы обучения – способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач.

Методы педагогического исследования – способы изучения педагогических явлений, получения научной информации с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий.

Наблюдение – целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, в его процессе исследователь получает конкретный фактический материал.

Навык – умение, доведенное до автоматизма; компонент практической деятельности, проявляющийся в автоматизированном выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократного повторения.

Образование – единый процесс физического и духовного формирования личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически обусловленные, более или менее четко зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны.

Образовательная система – комплекс институтов образования.

Образовательный процесс – целенаправленный и организованный процесс получения знаний, умений и навыков в соответствии с целями и задачами образования.

Обучение – совместная целенаправленная деятельность учителя и учащихся, в процессе которой осуществляются развитие личности, ее образование и воспитание.

Объект педагогики – явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества.

Педагогика — наука о воспитании и обучении человека, раскрывающая цели и закономерности этих процессов.

Педагогическая деятельность – особый вид социальной (профессиональной) деятельности, направленный на реализацию целей образования.

Педагогическая задача – это желаемый образ, модель конечного состояния, предполагаемый результат взаимодействия педагога и учащегося, в соответствии с которым осуществляется педагогический процесс. В качестве предмета педагогической задачи выступают знания учащихся, их личностно-деловые качества, отношения и т.д.

Педагогическая система – множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных единой образовательной целью развития личности и функционирующих в целостном образовательном процессе.

Педагогическая технология – последовательная, взаимообусловленная система действий педагога, связанных с применением той или иной совокупности методов воспитания и обучения и осуществляемых в педагогическом процессе с целью решения различных педагогических задач.

Педагогический процесс – специально организованное (с системной точки зрения) взаимодействие педагогов и воспитанников (педагогическое взаимодействие) по поводу содержания образования с использованием средств обучения и воспитания (педагогических средств) с целью решения задач образования, направленных на удовлетворение потребностей как общества, так и самой личности в ее развитии и саморазвитии.

Педагогическое взаимодействие – процесс, происходящий между воспитателем и воспитанником в ходе учебно-воспитательной работы и направленный на развитие личности ребенка.

Педология комплексная наука о ребенке, имеющая практико-ориентированный характер и ставящая задачу всестороннего изучения ребенка и составления целостного представления о его жизни и психическом развитии.

Поощрение – способ выражения положительной общественной оценки поведения и деятельности отдельного учащегося или коллектива.

Практические занятия – одна из форм организации учебной деятельности; применяются при изучении дисциплин естественно-научного цикла, а также в процессе трудовой и профессиональной подготовки; проводятся в лабораториях и мастерских, в учебных кабинетах и на учебно-опытных участках и т.д.

Предмет педагогики – образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях).

Рабочие учебные программы – учебные программы, разработанные с учетом требований государственного стандарта к образовательным областям, но дополнительно учитывающие национально-региональный компонент, возможности методического, информационного, технического обеспечения учебного процесса, уровень подготовленности учащихся.

Репродуктивные методы – методы организации деятельности учащихся, которые предполагают воспроизведение и повторение способа деятельности по заданиям учителя.

Реферат – краткое изложение содержания источника с лаконичной оценкой;

раскрытие состояния какой-либо проблемы на основе обзорного сопоставления и анализа нескольких источников.

Самовоспитание – систематическая и сознательная деятельность человека, направленная на саморазвитие и формирование базовой культуры личности. Самовоспитание призвано укреплять и развивать способность к добровольному выполнению обязательств – как личных, так и основанных на требованиях коллектива, формировать моральные и волевые качества, необходимые привычки поведения.

Самообразование – специально организованная, самодеятельная, систематическая познавательная деятельность, направленная на достижение определенных личностно и (или) общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышения профессиональной квалификации. Строится обычно по образцу систематизированных форм обучения, но регулируется самим субъектом.

Семинарские занятия – одна из форм организации учебной деятельности. Сущность семинаров заключается в коллективном обсуждении предложенных вопросов, сообщений, рефератов, докладов, подготовленных учащимися под руководством педагога.

Семья – малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родственными узами, общностью быта, взаимной моральной и материальной ответственностью. Семья выполняет важнейшие общественные и социальные функции: репродуктивную, хозяйственно-экономическую, воспитательную, социальную, психотерапевтическую и т.д.

Синтез – метод изучения предмета в его целостности, в единстве и взаимосвязи его частей.

Системность обучения – дидактический принцип, согласно которому изложение учебного материала должно соответствовать внутренней логике изучаемой науки и вместе с тем отвечать возрастным особенностям учащихся.

Содержание образования – совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутый в результате учебно-воспитательной работы.

Социализация (от лат. socialis – общественный) – развитие и самореализация человека на протяжении всей его жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества.

Социально-психологический климат в коллективе – система эмоционально-психологических состояний коллектива, отражающих характер взаимоотношений между его членами в процессе совместной деятельности и общения.

Стиль педагогического общения – устойчивое единство способов и средств деятельности педагога и обучаемых.

Теория воспитания – раздел общей педагогики, раскрывающий сущность, закономерности, основные принципы, движущие силы воспитания, его основные структурные элементы, технологии, методы и формы, методику воспитательной деятельности.

Требование – это метод воспитания, с помощью которого нормы поведения, выражаясь в личных отношениях, вызывают, стимулируют или тормозят определенную деятельность воспитанника и проявление у него определенных качеств.

Управление – деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации.

Урок – это законченный в смысловом, временном и организационном отношении этап, элемент учебного процесса.

Учебные пособия – материальные средства обучения, используемые в учебном процессе и предназначенные для расширения, углубления и лучшего усвоения знаний, предусмотренных учебной программой.

Учебная программа – нормативный документ, раскрывающий содержание знаний, умений и навыков по учебной дисциплине, логику изучения основных мировоззренческих идей с указанием последовательности тем, вопросов и общей дозировки времени на их изучение.

Факультатив – одна из форм дифференцированного обучения и воспитания, основная задача которой – углубление и расширение знаний, развитие способностей и интересов учащихся. Факультатив работает по определенной программе, которая не дублирует учебную.

Формы организации обучения – это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме.

Форма педагогического процесса – содержательно-организационные особенности, обусловливающие педагогический процесс образовательного учреждения: гуманитарная, математическая, религиозная, профессионально-ориентированная, с физическим уклоном и пр.

Функции педагогического процесса – назначение, роль, ради которых возник и существует организованный и целенаправленный педагогический процесс. Функции педагогического процесса подразделяются на образовательные (реализуются через передачу знаний, умений и навыков, системы культурных ценностей), воспитывающие (заключаются в формировании системы ценностных ориентаций и отношений в процессе воспитания и обучения), развивающие (представляют собой развитие и формирование познавательных психических процессов и свойств личности, логических приёмов, операций, суждений, умозаключений; познавательной активности, интересов, способностей), социализирующие (проявляются в приобретении опыта совместной деятельности, овладении системой общественных отношений и соц. приемлемого поведения).

Целостность педагогического процесса – синтетическое качество педагогического процесса, характеризующее высший уровень его развития, результат стимулирующих сознательных действий и деятельности субъектов, функционирующих в нем.

Цель педагогическая – результат взаимодействия педагога и учащегося, формируемый в сознании педагога в виде обобщенных мысленных представлений, в соответствии с которыми затем отбираются и соотносятся между собой все остальные компоненты педагогического процесса.

Экзамен – форма оценки качества усвоения обучающими теоретических знаний учебного предмета или изучаемой дисциплины, их прочность и глубину усвоения, развитие творческого мышления, умения синтезировать, классифицировать и обобщать полученные знания и применять к решению задач практического и прикладного характера.

Этапы процесса обучения – последовательные стадии организации процесса обучения: 1) диагностика обучающихся; 2) планирование; 3) создание условий; 4) реализация; 5) оценивание и 6) коррекция обучения.