Сущность и содержание теории управления 2

  1. Понятие управления как вида человеческой деятельности.
  2. Соотношение понятий «управление», «администрирование» и «менеджмент».

Управление — непрерывный процесс воздействия на объект управления (личность, коллектив, технологический процесс, предприятие, государство) для достижения оптимальных результатов при наименьших затратах времени и ресурсов.

Виды управления: политическое, социальное, хозяйственное (менеджмент), техническое и др.

Теория управления — наукао принципах и методахуправленияразличнымисистемами,процессамииобъектами.

Предмет исследования — закономерности организации управленческого процесса и возникающие во время этого процесса отношения между людьми, система и методы активного воздействия на объект управления, способы предвидения и прогнозирования изучаемых процессов.

Менеджмент — управление в частном секторе экономики (достижение результатов).

Публичное администрирование — управление в публичном (общественном) секторе экономики (следование инструкциям).

Менеджмент ― управление в условиях рынка, рыночной экономики:

  • ориентация на спрос и потребности рынка;
  • постоянное стремление к повышению эффективности производства;
  • хозяйственная самостоятельность.

Организация как объект управления

  1. Понятие организации. Характеристики организации.
  2. Особенности управленческого труда.
  3. Внутренняя и внешняя среда организации.

Организация — группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей.

Базовые модели организации: механистическая; ориентированная на человеческие ресурсы; системная; организация как общественный институт.

Механистическая модель:

1. Организация рассматривается как закрытая система. Основное внимание уделяется комбинации производственных факторов и опоре на рациональную бюрократию.

9 стр., 4271 слов

Модели и методы управления организацией

... что ключ к успешной деятельности предприятия - это, прежде всего, четкая организация управления организацией. Менеджмент как взаимозависимая система управления направлена на достижение всей совокупности целей и задач, стоящих перед ...

2. Главная функция управления — оперативное управление производством, оптимизирующее структуру производственных факторов.

3. Эффективность управления — соотношение выпущенной продукции и затрат ресурсов.

Модель, ориентированная на человеческие ресурсы:

1. Организация рассматривается как закрытая система, коллектив людей. Основное внимание уделяется разделению труда и кооперации труда.

2. Главные функции менеджмента — это организация и управление персоналом и управление внутренними процессами.

3. Эффективность управления — успешное использование человеческих ресурсов: производительность труда, моральный климат, социальный климат и др.

Системная модель организации:

1. Организация — открытая система и составная часть среды. Основное внимание уделяется взаимосвязи факторов внешней и внутренней среды.

2. Главные функции менеджмента — это стратегический менеджмент и управление входными ресурсами.

3. Эффективность управления — способность получать необходимые ресурсы из внешней среды и сравнение результатов работы со стратегическими целями.

Модель организации как общественного института:

1. Организация рассматривается как открытая система и общественный институт. Основное внимание уделяется взаимосвязи интересов разных групп.

2. Главные функции менеджмента — это стратегия ограниченной оптимизации, балансирование интересов групп и укрепление позиций в обществе.

3. Эффективность управления — степень удовлетворения ожиданий и потребностей всех групп интересов.

Общие характеристики организаций:

  • использование ресурсов;
  • взаимодействие и взаимозависимость с внешней средой;
  • горизонтальное разделение труда;
  • вертикальное разделение труда.

Горизонтальное разделение труда в организации производится в виде деления всей работы на составляющие, координации усилий (согласования их действий).

Управленческий труд — вертикальное разделение труда, отделение работы по координации действий от самих действий.

Характеристики управленческого труда:

а) горизонтальное разделение управленческого труда ― это расстановка конкретных руководителей во главе отдельных подразделений;

б) вертикальное разделение управленческого труда, которое образует уровни управления.

Три категории руководителей: управляющие низового, среднего и высшего звена. Руководители низового звена ― организационный уровень, находящийся непосредственно над исполнителями. Руководители среднего звена координируют деятельность управленцев низового звена. Высший организационный уровень принятие наиболее важных решений в организации.

Внутренняя среда: цели, структура, задачи, технология, люди.

Внешняя среда:

20 стр., 9715 слов

Организационная культура как элемент управления организацией

... управления организационной культурой современной организации. Задачи: рассмотреть и разобрать понятие, характеристику и эффективность управления организацией, изучить формирование организационной культуры. Глава 1. Организационная культура как элемент управления организацией 1.1 Понятие и характеристика организационной культуры ... над контролем их деятельности; Разделение на ячейки, функционирование ...

— прямого воздействия (поставщики; трудовые ресурсы; законы и учреждения государственного регулирования; потребители; конкуренты; местные сообщества; профсоюзы и др.).

— косвенного воздействия (состояние экономики; научно–технический прогресс; социокультурные факторы; политические изменения; влияние групп интересов; международные факторы; экологические факторы и др.).

Эволюция управленческой мысли

  1. Первые исторические подходы к проблеме управления.
  2. Развитие зарубежной науки управления.
  3. Формирование новой управленческой парадигмы и ее сущность. Формирование российской модели управления.
  4. Зарубежные модели менеджмента.

Управление — это древняя практика и относительно молодая наука, возраст которой насчитывает немногим более 100 лет. Научная основа для успешной управленческой практики была заложена только в ХХ веке.

Этап развития как сферы знания — начало ХХ века, учение Ф.Тейлора (книга «Принципы научного управления»).

Американские компании в целом наглядно продемонстрировали ее практическую значимость и влияние на развитие экономики.

А.Файоль — отец современной теории управления (1916 г. — «Промышленное и общее администрирование», затем — «Административная теория государства»).

«Управлять — значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать». Разработал принципы управления, классифицировал деятельность управленца по функциональным признакам. Он дал определение видов деятельности, или функций управления: планирование, организация работы, управление, координация и контроль. Файоль выдвинул положение об универсальности управленческих функций, что все перечисленные им управленческие функции свойственны менеджерам, работающим в самых разных по профилю организациях.

30-е годы — проблемы человеческого фактора. Э.Мэйо — социолог и психолог: рабочая обстановка — это социальная среда, в которой люди мотивируются гораздо большим разнообразием факторов, чем просто экономической выгодой. Результаты его исследований привели к пересмотру методов управления на предприятии. В отличие от Ф. Тейлора, Э. Мэйо не считал, что рабочий ленив по своей природе. Напротив, он утверждал, что если создать соответствующие отношения, человек будет трудиться с интересом и энтузиазмом.

40-е годы — развитие поведенческой школы (бихевиоризма), основоположником которой считается Ч.Барнард. Эффективный руководитель должен понимать важность таких факторов, как потребности, побудительные мотивы, стимулы, лидерство, личностные характеристики, поведение, рабочие группы и регулирование изменений, так как все это оказывает влияние на способность руководителей осуществлять управление.

19 стр., 9133 слов

Социально-психологические и организационные основы разработки ...

... вместе для достижения общих целей. При работе над общими целями организации возникает необходимость управления организацией, вопросы, требующие от руководителей принятия управленческих решений. Решение в ... района города Волгограда". Методическая основа. Теоретической и методической основой исследования явились труды отечественных и зарубежных авторов в области исследования, оценки и развития ...

Поведенческая школа состоит из двух направлений: направление межличностного поведения (между членами коллектива) и направление группового поведения (концепция людских ресурсов).

Наука управления — замена словесных рассуждений и описательного анализа моделями, символами и количественными значениями. Управление — логический процесс, который может быть описан математическим языком.

Формализация управленческих функций, интеграция труда, человека и ЭВМ потребовали пересмотра структурных элементов организации (служб учета, планирования, маркетинга и т. п.).

Методы моделирования, анализа в условиях неопределенности, математическое обеспечение оценки многоцелевых управленческих решений легли в основу функции прогнозирования.

Модель — это форма представления реальности. Математическая модель — это описание какого-либо класса явлений, выраженное с помощью математической символики.

Наиболее известные зарубежные школы менеджмента: американская, японская и европейская (прежде всего, немецкая).

Американская модель: эффективность любой организационной системы или организации определяется ее отработанностью с различных позиций — правовой, кадровой, материальной, финансовой, временной, внешних условий и т.д. Разграничение процесса принятия стратегических деловых решений и оперативных решений. Равноправие — легко меняют место своей работы в поисках лучших индивидуальных возможностей. Угроза увольнения является важной дисциплинарной мерой для руководителей.

Важнейшая особенность управления в Германии: сочетание методов рыночной экономики и регулирующей роли государства при безусловной экономической свободе предпринимательства. Рыночная экономика опирается на частную собственность, свободное ценообразование, конкурентные рыночные отношения и выход на внешний рынок; государство обеспечивает стабильность стоимости денег, борьбу с экономическими кризисами, социальную справедливость и реализацию антимонопольных мероприятий.

В европейском и американском менеджменте основной целью является максимализация прибыли, то есть получение наибольшей выгоды с наименьшими усилиями.

Менеджмент в Японии основан на коллективизме, использует морально-психологические рычаги воздействия: чувство долга перед коллективом, минимально расслоение по благосостоянию. Основной предмет управления в Японии — трудовые ресурсы. Цель — повысить эффективность работы предприятия в основном за счет повышения производительности труда работников.

Характерные признаки японского управления:

1) Гарантия занятости и создание обстановки доверительности.

2) Гласность и ценности корпорации.

3) Управление, основанное на информации.

4) Управление, ориентированное на качество.

5) Постоянное присутствие руководства на производстве.

7 стр., 3198 слов

Методы управления организацией 2

... управления, применяют методы управления. Метод управления -- это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей. Понятие «метод управления» неразрывно связано с этимологией слова «метод», ... подходов и классификаций методов управления, ... методов управления. Для того чтобы система этих методов работала эффективно, необходимо два основных ...

6) Поддержание чистоты и порядка.

Подходы и методы в управлении

  1. Процессный подход в управлении.
  2. Системный подход в управлении.
  3. Ситуационный подход в управлении.
  4. Общенаучные методы теории управления. Методы решения управленческих проблем.

Основные положения

Процессный подход — управление как непрерывная серия взаимосвязанных управленческий действий для успеха организации (управленческие функции).

Процесс управления является универсальным — основные управленческие функции выполняется всеми руководителями, независимо от вида предприятия, рода деятельности или занимаемого уровня в иерархии.

Системный подход — организация как совокупность взаимосвязанных элементов (цели, ресурсы, структура, процессы и др.), которые ориентированы на достижение целей.

Любая организация (фирма, предприятие, учреждение, орган управления) является системой — целое, состоящее из взаимозависимых частей. Системный подход обеспечивает возможность изучения альтернативных вариантов, анализа ограничений и последствий принимаемых решений.

Сложная система характеризуется признаками:

1. Единой целью деятельности.

2. Иерархичностью и наличием нескольких уровней управления.

3. Несколькими подчиненными подсистемами, каждая из которых имеет свою цель, подчиненную общей цели системы.

4. Множеством связей между подсистемами и внутри них.

5. Комплексным составом входящих в сложную систему элементов: людей, машин, природной среды.

6. Устойчивостью к воздействиям внешних и внутренних возмущающих факторов и наличием самоорганизации.

Ситуационный подход — пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Самым эффективным в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации.

Обязательные шаги:

  1. Руководители должны уметь осуществлять анализ ситуации.
  2. Подход к осуществлению управления должен соответствовать требованиям ситуации.
  3. Руководители должны создавать потенциал и необходимую гибкость.
  4. Руководители должны произвести соответствующие изменения, позволяющие адаптироваться к ситуации и использовать ее на благо организации.

Общенаучные методы теории управления условно подразделены на две области — эмпирическую и теоретическую. Эмпирические методы: наблюдение, эксперимент, моделирование. Теоретические методы: абстрагирование, формализация, анализ и синтез, дедукция и индукция и т.д.

Методы управления — совокупность способов и средств воздействия управляющего субъекта на объект управления для достижения определенных целей:

1.Экономические — способы воздействия посредством создания экономических условий.

2.Социально-психологические — способы воздействия на объект управления, направленные на управление социально-психологическими отношениями.

12 стр., 5667 слов

Социально-психологические методы управления организацией

... методы управления на эффективность работы всех подразделений предприятия. В системе управления персоналом существуют различные методы управления такие, как административные, экономические, социально-психологические, которые тесно переплетаются между собой и направлены на достижение целей организации. Целью ... эти методы можно разделить на две основные группы: социологические методы, которые ...

3.Административные (организационно — распорядительные) — непосредственное воздействие на управляемый объект, имеют обязательную силу для исполнения.

Методы принятия управленческих решений — представление процесса управления как совокупности этапов и процедур, необходимых для разрешения проблем и использования возможностей.

Функции управления

  1. Планирование в системе управления.
  2. Организация как функция управления.
  3. Мотивация в управлении.
  4. Контроль как функция управления.

Основные положения

Планирование  — определение общего направления функционирования и развития организации в целом, постановка целей, обоснование ресурсов и реализуемости:

  • миссия организации;
  • принципы работы;
  • цели и задачи долгосрочной деятельности;
  • параметры эффективности;
  • стратегии или способы достижения параметров;
  • тактика или средства реализации намеченных стратегий.

Виды планов:

1. По срокам: краткосрочные (до года), среднесрочные (от 1 до 2 лет), долгосрочные (5-10 лет) и перспективные (более 10 лет).

2. По целям: стратегические и тактические.

Стратегии — намерения организации действовать в определенном направлении на долгий период, связанное с решением важнейших проблем. В целях конкретизации стратегий разрабатываются планы (объемы, сроки выполнения работ, ответственные исполнители и объемы необходимых ресурсов).

Организация — формирование и обоснование набора видов работ, необходимых для выполнения деятельности, определение по каждому виду деятельности: компетенции, полномочий, ответственности. Формируются уровни управления, подразделения, система связей между ними.

Организационная структура — формально закрепленное разделение труда по управлению.

Типы организационных структур: бюрократические (механистические) и адаптивные (органические).

Виды бюрократических организационных структур:

  • линейная;
  • функциональная;
  • линейно-штабная;
  • линейно-функциональная;
  • дивизиональная.

Виды адаптивных организационных структур:

  • проектная;
  • матричная;
  • сетевая.

Мотивация как функция менеджмента — процесс побуждения себя и других людей к деятельности через формирование мотивов поведения для достижения личных целей и целей организации.

Основные задачи мотивации:

  • признание результатов труда сотрудников;
  • демонстрация отношения к высоким результатам;
  • популяризация качественного труда сотрудников;
  • обеспечение процесса повышения трудовой активности.

Контроль — это процесс обеспечения достижения целей. Три аспекта управленческого контроля:

3 стр., 1473 слов

Тема 13: Психология управления мультикультурными организациями

... является важной предпосылкой, повышения эффективности деятельности управления и организации трудового процесса. Национальные ... для благоприятного проявления национальных особенностей. Основные виды взаимоотношений в многонациональном ... дарят подарки; берутся за те функции, где уверены в положительном ... предрассудками, внедрить систему адаптационных мероприятий, цель которых – научить персонал работать ...

1.Установление стандартов (требований).

2.Измерение того, что было в действительности достигнуто за определенный период, и сравнение достигнутого с ожидаемыми результатами.

3.Действия для коррекции серьезных отклонений от первоначального плана. Одно из возможных действий — пересмотр целей.

Управление человеческими ресурсами

  1. Основы кадровой политики в организации.
  2. Методы управления персоналом.
  3. Культура организации как фактор эффективности управления.
  4. Стиль управления.

Основные положения

Кадровая политика — система правил и норм, приводящих человеческий ресурс в соответствие со стратегией организации, составная часть политики организации.

Цель кадровой политики — обеспечение оптимального баланса процессов обновления и сохранения численного и качественного состава кадров в соответствии с потребностями организации.

Основная задача эффективной кадровой политики предприятия — обеспечение учета интересов всех категорий работников и социальных групп коллектива.

Основные методы управления персоналом:

1. Экономические — приемы и способы воздействия с помощью конкретного соизмерения затрат и результатов.

2. Организационно-распорядительные — методы прямого воздействия, носящие директивный и обязательный характер.

3. Социально-психологические (мотивация, моральное поощрение, социальное планирование).

Три направления активизации человеческого ресурса:

1.Внедрение систем управления и поощрения за конечные результаты работы.

2.Изучение и внедрение лучших практик, разработка организационной или управленческой культуры.

Организационная культура:

  • моральные нормы и ценности;
  • принятые нормы поведения;
  • укоренившиеся ритуалы;
  • установленные стандарты качества продукции;

Основные типы организационной культуры:

а) коллективистская;

б) индивидуалистская.

Специальные инструменты:

  • традиции;
  • мифология;
  • гуманистическое отношение к работнику;
  • введение новых терминов, принятых к использованию внутри организации;
  • адаптация или наставничество;
  • культура внутриорганизационных отношений (обряд перехода с одной должности на другую, обращение коллег друг к другу);
  • поддержание социально-психологических традиций в коллективе (отношение к ветеранам, прием новых сотрудников).

Культура организации — один из факторов прибыльности и конкурентоспособности коммерческих организации, а также фактор успеха, эффективности деятельности, а подчас и выживания некоммерческих организаций.

23 стр., 11075 слов

Психологическое управление производственной организацией

... предприятия в дальнейшее акционирование повлекли серьезные изменения в структуре управления. Так были укрупнены путем объединения основные выпускающие цеха. Это позволило устранить дублирование в их ... В экономической сфере появляется все больше и больше негосударственных предприятий и организаций: акционерные общества, коммерческие, кооперативные и хозрасчетные компании, корпорации, концерны. И в ...

Типология индивидуальных стилей руководства:

  • авторитарный (директивный);
  • демократический (коллегиальный);
  • нейтральный (либеральный) или анархический (попустительский).

Эффективность управления

  1. Понятие, сущность и содержание эффективного управления организацией.
  2. Управление нововведениями.

Основные положения

Эффективность — достижение целей при минимальных нежелательных последствиях или издержках.

Три вида организационной эффективности:

1.Индивидуальная эффективность.

2.Групповая эффективность.

3.Эффективность работы в целом.

Виды эффективности:

1. Эффективность ресурсная — отношение результата к затраченным на его получение ресурсам (экономическая эффективность, рентабельность).

2. Эффективность целевая — правильность выбора и степень достижения цели (результативность).

3. Эффективность средства — действенность выбранного средства и его адекватность поставленным целям.

Эффективность управления — это результативность функционирования системы и процесса управления, то есть интегрированный результат. Важно — показатели, отражающие индивидуальное и групповое удовлетворение.

Показатели, используемые при оценках эффективности:

1. Группа показателей, характеризующих эффективность системы управления (объем, прибыль, себестоимость, объем капитальных вложений, качество продукции, сроки внедрения новой техники и т.п.).

2. Группа показателей, характеризующих содержание и организацию процесса управления (текущие расходы на содержание аппарата управления, эксплуатацию технических средств, содержание зданий и помещений, подготовку и переподготовку кадров управления).

3. Группа показателей, характеризующих рациональность организационной структуры и ее технико-организационной уровень (звенность системы управления, уровень централизации функций управления, принятые нормы управляемости, сбалансированность распределения прав и ответственности).

Нововведение (инновация) — новый порядок, новый метод, изобретение, новое явление. Прибыльное использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, административного или иного характера.

3 стр., 1115 слов

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ. Государственное ...

... центра высшей школы Южного федерального университета Л.В. Маколова, заведующий кафедрой управления и экономики таможенного дела Ростовского филиала Российской таможенной академии, кандидат ... религиоведения, истории, искусствоведения, межкультурной коммуникации.   ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Программа курса имеет мировоззренческую и практическую направленность. По окончании ...

Сопротивление — это сознательные действия человека (иногда бездействие), направленные на затягивание принятия и реализации тех или иных решений в организации.

Универсальные методы преодоления сопротивления:

  • информирование и общение;
  • участие и вовлеченность;
  • помощь и поддержка;
  • переговоры и соглашения;
  • манипуляции и кооптации;
  • явное и неявное принуждение.

Управление в публичном (общественном) секторе экономики

  1. Социально-экономические процессы как объект управления.
  2. Изменение роли государства как субъекта управления социально-экономическими процессами.
  3. Эффективность публичного управления.
  4. Государственная служба, управление и этика.

Основные положения

Социально-экономические процессы — совокупность всех динамических изменений в обществе, эволюция политических и экономических явлений, конкретное изменение их состояния, как во времени, так и в пространстве.

Функции государства — основные направления его деятельности, которые связаны с решением задач, стоящих перед обществом на том или ином этапе его развития.

Внутренние функции — деятельность государства внутри данной страны (политическая; экономическая; социальная; экологическая; охрана прав и свобод граждан, обеспечение законности и правопорядка).

Внешние функции — решение задач государства на международной арене (функция интеграции в мировую экономику; обороны страны; поддержки мирового правопорядка; сотрудничества по глобальным проблемам).

Политическая функция — обеспечение государственного суверенитета, защита конституционного строя, обеспечение полновластия народа в различных формах.

Экономическая функция — выработка экономической политики, управление государственной собственностью, установление правовых основ рынка и ценовой политики, пресечение недобросовестной конкуренции (монополизма), охрана прав потребителя от недобросовестного производителя.

Социальная функция — обеспечить занятость трудоспособного населения и осуществление социальной защиты тех, кто нуждается в государственной поддержке, государственная политика в области образования, науки, культуры, здоровья граждан.

Усложнение функций современного административно-государственного управления — наряду с традиционными задачами исполнения решений, обслуживания, регулирования, лицензирования и т.п., появляются принципиально новые задачи, связанные с принятием решений.

Реформирование публичного управления и администрирования — государство становится в ряд с другими участниками рынка услуг, то потребители государственных услуг имеют полное право предъявлять не просто спрос на эти услуги, но и претензии к качеству и стоимости этих услуг.

Позитивные последствия реформы публичной службы в развитых странах:

  • заработали механизмы конкуренции, в результате чего функциональная эффективность работы государственных ведомств стала повышаться;
  • начала сокращаться стоимость выполнения тех или иных государственных функций и оказания услуг.

Реформирование государственной службы в России осложнено ее отличительными особенностями, необходимостью преодоления исторического наследия. В России объективно вынуждены выстраивать отношения, типичные для Европы в середине XX века.

Государственная служба предполагает наличие у каждого работающего того или иного объёма властных распорядительных полномочий.

Этические нормы поведения для государственных чиновников могут значительно различаться в зависимости от традиций и особенностей той или иной страны.

19