Сущность и содержание теории управления 2

  1. Понятие управления как вида человеческой деятельности.
  2. Соотношение понятий «управление», «администрирование» и «менеджмент».

Управление — непрерывный процесс воздействия на объект управления (личность, коллектив, технологический процесс, предприятие, государство) для достижения оптимальных результатов при наименьших затратах времени и ресурсов.

Виды управления: политическое, социальное, хозяйственное (менеджмент), техническое и др.

Теория управления — наукао принципах и методахуправленияразличнымисистемами,процессамииобъектами.

Предмет исследования — закономерности организации управленческого процесса и возникающие во время этого процесса отношения между людьми, система и методы активного воздействия на объект управления, способы предвидения и прогнозирования изучаемых процессов.

Менеджмент — управление в частном секторе экономики (достижение результатов).

Публичное администрирование — управление в публичном (общественном) секторе экономики (следование инструкциям).

Менеджмент ― управление в условиях рынка, рыночной экономики:

  • ориентация на спрос и потребности рынка;
  • постоянное стремление к повышению эффективности производства;
  • хозяйственная самостоятельность.

Организация как объект управления

  1. Понятие организации. Характеристики организации.
  2. Особенности управленческого труда.
  3. Внутренняя и внешняя среда организации.

Организация — группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей.

Базовые модели организации: механистическая; ориентированная на человеческие ресурсы; системная; организация как общественный институт.

Механистическая модель:

1. Организация рассматривается как закрытая система. Основное внимание уделяется комбинации производственных факторов и опоре на рациональную бюрократию.

9 стр., 4271 слов

Модели и методы управления организацией

Федеральное агентство по образованию РФ Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования Институт Финансового менеджмента Кафедра Менеджмента Курсовая работа По дисциплине «Менеджмент» на тему: «Модели и методы управления организацией» Работу выполнила: студентка 2-го курса 2-ой группы специальности АУ Работу проверила: Москва, 2010 Содержание Введение ...

2. Главная функция управления — оперативное управление производством, оптимизирующее структуру производственных факторов.

3. Эффективность управления — соотношение выпущенной продукции и затрат ресурсов.

Модель, ориентированная на человеческие ресурсы:

1. Организация рассматривается как закрытая система, коллектив людей. Основное внимание уделяется разделению труда и кооперации труда.

2. Главные функции менеджмента — это организация и управление персоналом и управление внутренними процессами.

3. Эффективность управления — успешное использование человеческих ресурсов: производительность труда, моральный климат, социальный климат и др.

Системная модель организации:

1. Организация — открытая система и составная часть среды. Основное внимание уделяется взаимосвязи факторов внешней и внутренней среды.

2. Главные функции менеджмента — это стратегический менеджмент и управление входными ресурсами.

3. Эффективность управления — способность получать необходимые ресурсы из внешней среды и сравнение результатов работы со стратегическими целями.

Модель организации как общественного института:

1. Организация рассматривается как открытая система и общественный институт. Основное внимание уделяется взаимосвязи интересов разных групп.

2. Главные функции менеджмента — это стратегия ограниченной оптимизации, балансирование интересов групп и укрепление позиций в обществе.

3. Эффективность управления — степень удовлетворения ожиданий и потребностей всех групп интересов.

Общие характеристики организаций:

  • использование ресурсов;
  • взаимодействие и взаимозависимость с внешней средой;
  • горизонтальное разделение труда;
  • вертикальное разделение труда.

Горизонтальное разделение труда в организации производится в виде деления всей работы на составляющие, координации усилий (согласования их действий).

11 стр., 5352 слов

Научная организация труда в службе организации

... для организации. 3. НОРМИРОВАНИЕ ТРУДА СЛУЖАЩИХ 3.1 Методы нормирования труда делопроизводственного персонала Нормирование труда служащих - одно из важнейших условий совершенствования организации труда и управления предприятиями (организациями). Под ...

Управленческий труд — вертикальное разделение труда, отделение работы по координации действий от самих действий.

Характеристики управленческого труда:

а) горизонтальное разделение управленческого труда ― это расстановка конкретных руководителей во главе отдельных подразделений;

б) вертикальное разделение управленческого труда, которое образует уровни управления.

Три категории руководителей: управляющие низового, среднего и высшего звена. Руководители низового звена ― организационный уровень, находящийся непосредственно над исполнителями. Руководители среднего звена координируют деятельность управленцев низового звена. Высший организационный уровень принятие наиболее важных решений в организации.

Внутренняя среда: цели, структура, задачи, технология, люди.

Внешняя среда:

— прямого воздействия (поставщики; трудовые ресурсы; законы и учреждения государственного регулирования; потребители; конкуренты; местные сообщества; профсоюзы и др.).

— косвенного воздействия (состояние экономики; научно–технический прогресс; социокультурные факторы; политические изменения; влияние групп интересов; международные факторы; экологические факторы и др.).

Эволюция управленческой мысли

  1. Первые исторические подходы к проблеме управления.
  2. Развитие зарубежной науки управления.
  3. Формирование новой управленческой парадигмы и ее сущность. Формирование российской модели управления.
  4. Зарубежные модели менеджмента.

Управление — это древняя практика и относительно молодая наука, возраст которой насчитывает немногим более 100 лет. Научная основа для успешной управленческой практики была заложена только в ХХ веке.

Этап развития как сферы знания — начало ХХ века, учение Ф.Тейлора (книга «Принципы научного управления»).

5 стр., 2253 слов

Влияние мотивации на процесс принятия решений руководителям

Оглавление Введение…………………………………………………………………………...3 Глава 1. Теоретическое изучение проблемы мотивации в менеджменте……..6 1.1. Понятие мотивации в отечественной и зарубежной научной литературе……………………………………………………………..6 1.2. Проблема мотивации персонала в современном менеджменте…...15 1.3. Особенности личности руководителя и стили руководства коллективом………………………………………………………….30 1.4. Мотивация как ...

Американские компании в целом наглядно продемонстрировали ее практическую значимость и влияние на развитие экономики.

А.Файоль — отец современной теории управления (1916 г. — «Промышленное и общее администрирование», затем — «Административная теория государства»).

«Управлять — значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать». Разработал принципы управления, классифицировал деятельность управленца по функциональным признакам. Он дал определение видов деятельности, или функций управления: планирование, организация работы, управление, координация и контроль. Файоль выдвинул положение об универсальности управленческих функций, что все перечисленные им управленческие функции свойственны менеджерам, работающим в самых разных по профилю организациях.

30-е годы — проблемы человеческого фактора. Э.Мэйо — социолог и психолог: рабочая обстановка — это социальная среда, в которой люди мотивируются гораздо большим разнообразием факторов, чем просто экономической выгодой. Результаты его исследований привели к пересмотру методов управления на предприятии. В отличие от Ф. Тейлора, Э. Мэйо не считал, что рабочий ленив по своей природе. Напротив, он утверждал, что если создать соответствующие отношения, человек будет трудиться с интересом и энтузиазмом.

40-е годы — развитие поведенческой школы (бихевиоризма), основоположником которой считается Ч.Барнард. Эффективный руководитель должен понимать важность таких факторов, как потребности, побудительные мотивы, стимулы, лидерство, личностные характеристики, поведение, рабочие группы и регулирование изменений, так как все это оказывает влияние на способность руководителей осуществлять управление.

Поведенческая школа состоит из двух направлений: направление межличностного поведения (между членами коллектива) и направление группового поведения (концепция людских ресурсов).

9 стр., 4112 слов

Методические рекомендации по организации деятельности по опеке над совершеннолетними недееспособными гражданами Настоящие методические рекомендации разрабо

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по организации деятельности по опеке над совершеннолетними недееспособными гражданами 1. Настоящие методические рекомендации разработаны в целях организации деятельности территориального органа Министерства труда и социального развития Омской области (территориальный орган) по опеке над совершеннолетними недееспособными гражданами (подопечные). Отношения, связанные с ...

Наука управления — замена словесных рассуждений и описательного анализа моделями, символами и количественными значениями. Управление — логический процесс, который может быть описан математическим языком.

Формализация управленческих функций, интеграция труда, человека и ЭВМ потребовали пересмотра структурных элементов организации (служб учета, планирования, маркетинга и т. п.).

Методы моделирования, анализа в условиях неопределенности, математическое обеспечение оценки многоцелевых управленческих решений легли в основу функции прогнозирования.

Модель — это форма представления реальности. Математическая модель — это описание какого-либо класса явлений, выраженное с помощью математической символики.

Наиболее известные зарубежные школы менеджмента: американская, японская и европейская (прежде всего, немецкая).

Американская модель: эффективность любой организационной системы или организации определяется ее отработанностью с различных позиций — правовой, кадровой, материальной, финансовой, временной, внешних условий и т.д. Разграничение процесса принятия стратегических деловых решений и оперативных решений. Равноправие — легко меняют место своей работы в поисках лучших индивидуальных возможностей. Угроза увольнения является важной дисциплинарной мерой для руководителей.

Важнейшая особенность управления в Германии: сочетание методов рыночной экономики и регулирующей роли государства при безусловной экономической свободе предпринимательства. Рыночная экономика опирается на частную собственность, свободное ценообразование, конкурентные рыночные отношения и выход на внешний рынок; государство обеспечивает стабильность стоимости денег, борьбу с экономическими кризисами, социальную справедливость и реализацию антимонопольных мероприятий.

В европейском и американском менеджменте основной целью является максимализация прибыли, то есть получение наибольшей выгоды с наименьшими усилиями.

7 стр., 3198 слов

Методы управления организацией 2

... предмету: Менеджмент тема: Методы управления организацией г.Н-Тура 2009г Введение В данной курсовой работе приведены основные понятия и определения метода управления организацией. В ней рассмотрены основные группы методов управления, а так ...

Менеджмент в Японии основан на коллективизме, использует морально-психологические рычаги воздействия: чувство долга перед коллективом, минимально расслоение по благосостоянию. Основной предмет управления в Японии — трудовые ресурсы. Цель — повысить эффективность работы предприятия в основном за счет повышения производительности труда работников.

Характерные признаки японского управления:

1) Гарантия занятости и создание обстановки доверительности.

2) Гласность и ценности корпорации.

3) Управление, основанное на информации.

4) Управление, ориентированное на качество.

5) Постоянное присутствие руководства на производстве.

6) Поддержание чистоты и порядка.

Подходы и методы в управлении

  1. Процессный подход в управлении.
  2. Системный подход в управлении.
  3. Ситуационный подход в управлении.
  4. Общенаучные методы теории управления. Методы решения управленческих проблем.

Основные положения

Процессный подход — управление как непрерывная серия взаимосвязанных управленческий действий для успеха организации (управленческие функции).

Процесс управления является универсальным — основные управленческие функции выполняется всеми руководителями, независимо от вида предприятия, рода деятельности или занимаемого уровня в иерархии.

Системный подход — организация как совокупность взаимосвязанных элементов (цели, ресурсы, структура, процессы и др.), которые ориентированы на достижение целей.

Любая организация (фирма, предприятие, учреждение, орган управления) является системой — целое, состоящее из взаимозависимых частей. Системный подход обеспечивает возможность изучения альтернативных вариантов, анализа ограничений и последствий принимаемых решений.

Сложная система характеризуется признаками:

1. Единой целью деятельности.

2. Иерархичностью и наличием нескольких уровней управления.

3. Несколькими подчиненными подсистемами, каждая из которых имеет свою цель, подчиненную общей цели системы.

3 стр., 1202 слов

Группа как основа социальной организации.Эффективность работы рабочих групп

... в организации. 2. Рассмотреть основные стадии развития группы. 3. Изучить этапы формирования группы. 4. Оценить эффективность групповой ... Корпорация - это группа, которая характеризуется замкнутостью, авторитарностью управления, противопоставляет себя другим социальным общностям на основе своих ... самой целей. Изучение проблемы работы групп и методов работы с группами становится все более актуальным ...

4. Множеством связей между подсистемами и внутри них.

5. Комплексным составом входящих в сложную систему элементов: людей, машин, природной среды.

6. Устойчивостью к воздействиям внешних и внутренних возмущающих факторов и наличием самоорганизации.

Ситуационный подход — пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Самым эффективным в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации.

Обязательные шаги:

  1. Руководители должны уметь осуществлять анализ ситуации.
  2. Подход к осуществлению управления должен соответствовать требованиям ситуации.
  3. Руководители должны создавать потенциал и необходимую гибкость.
  4. Руководители должны произвести соответствующие изменения, позволяющие адаптироваться к ситуации и использовать ее на благо организации.

Общенаучные методы теории управления условно подразделены на две области — эмпирическую и теоретическую. Эмпирические методы: наблюдение, эксперимент, моделирование. Теоретические методы: абстрагирование, формализация, анализ и синтез, дедукция и индукция и т.д.

Методы управления — совокупность способов и средств воздействия управляющего субъекта на объект управления для достижения определенных целей:

1.Экономические — способы воздействия посредством создания экономических условий.

2.Социально-психологические — способы воздействия на объект управления, направленные на управление социально-психологическими отношениями.

3.Административные (организационно — распорядительные) — непосредственное воздействие на управляемый объект, имеют обязательную силу для исполнения.

Методы принятия управленческих решений — представление процесса управления как совокупности этапов и процедур, необходимых для разрешения проблем и использования возможностей.

Функции управления

  1. Планирование в системе управления.
  2. Организация как функция управления.
  3. Мотивация в управлении.
  4. Контроль как функция управления.

Основные положения

Планирование  — определение общего направления функционирования и развития организации в целом, постановка целей, обоснование ресурсов и реализуемости:

  • миссия организации;
  • принципы работы;
  • цели и задачи долгосрочной деятельности;
  • параметры эффективности;
  • стратегии или способы достижения параметров;
  • тактика или средства реализации намеченных стратегий.

Виды планов:

1. По срокам: краткосрочные (до года), среднесрочные (от 1 до 2 лет), долгосрочные (5-10 лет) и перспективные (более 10 лет).

2. По целям: стратегические и тактические.

Стратегии — намерения организации действовать в определенном направлении на долгий период, связанное с решением важнейших проблем. В целях конкретизации стратегий разрабатываются планы (объемы, сроки выполнения работ, ответственные исполнители и объемы необходимых ресурсов).

Организация — формирование и обоснование набора видов работ, необходимых для выполнения деятельности, определение по каждому виду деятельности: компетенции, полномочий, ответственности. Формируются уровни управления, подразделения, система связей между ними.

Организационная структура — формально закрепленное разделение труда по управлению.

Типы организационных структур: бюрократические (механистические) и адаптивные (органические).

Виды бюрократических организационных структур:

  • линейная;
  • функциональная;
  • линейно-штабная;
  • линейно-функциональная;
  • дивизиональная.

Виды адаптивных организационных структур:

  • проектная;
  • матричная;
  • сетевая.

Мотивация как функция менеджмента — процесс побуждения себя и других людей к деятельности через формирование мотивов поведения для достижения личных целей и целей организации.

Основные задачи мотивации:

  • признание результатов труда сотрудников;
  • демонстрация отношения к высоким результатам;
  • популяризация качественного труда сотрудников;
  • обеспечение процесса повышения трудовой активности.

Контроль — это процесс обеспечения достижения целей. Три аспекта управленческого контроля:

1.Установление стандартов (требований).

2.Измерение того, что было в действительности достигнуто за определенный период, и сравнение достигнутого с ожидаемыми результатами.

3.Действия для коррекции серьезных отклонений от первоначального плана. Одно из возможных действий — пересмотр целей.

Управление человеческими ресурсами

  1. Основы кадровой политики в организации.
  2. Методы управления персоналом.
  3. Культура организации как фактор эффективности управления.
  4. Стиль управления.

Основные положения

Кадровая политика — система правил и норм, приводящих человеческий ресурс в соответствие со стратегией организации, составная часть политики организации.

Цель кадровой политики — обеспечение оптимального баланса процессов обновления и сохранения численного и качественного состава кадров в соответствии с потребностями организации.

Основная задача эффективной кадровой политики предприятия — обеспечение учета интересов всех категорий работников и социальных групп коллектива.

Основные методы управления персоналом:

1. Экономические — приемы и способы воздействия с помощью конкретного соизмерения затрат и результатов.

2. Организационно-распорядительные — методы прямого воздействия, носящие директивный и обязательный характер.

3. Социально-психологические (мотивация, моральное поощрение, социальное планирование).

Три направления активизации человеческого ресурса:

1.Внедрение систем управления и поощрения за конечные результаты работы.

2.Изучение и внедрение лучших практик, разработка организационной или управленческой культуры.

Организационная культура:

  • моральные нормы и ценности;
  • принятые нормы поведения;
  • укоренившиеся ритуалы;
  • установленные стандарты качества продукции;

Основные типы организационной культуры:

а) коллективистская;

б) индивидуалистская.

Специальные инструменты:

  • традиции;
  • мифология;
  • гуманистическое отношение к работнику;
  • введение новых терминов, принятых к использованию внутри организации;
  • адаптация или наставничество;
  • культура внутриорганизационных отношений (обряд перехода с одной должности на другую, обращение коллег друг к другу);
  • поддержание социально-психологических традиций в коллективе (отношение к ветеранам, прием новых сотрудников).

Культура организации — один из факторов прибыльности и конкурентоспособности коммерческих организации, а также фактор успеха, эффективности деятельности, а подчас и выживания некоммерческих организаций.

Типология индивидуальных стилей руководства:

  • авторитарный (директивный);
  • демократический (коллегиальный);
  • нейтральный (либеральный) или анархический (попустительский).

Эффективность управления

  1. Понятие, сущность и содержание эффективного управления организацией.
  2. Управление нововведениями.

Основные положения

Эффективность — достижение целей при минимальных нежелательных последствиях или издержках.

Три вида организационной эффективности:

1.Индивидуальная эффективность.

2.Групповая эффективность.

3.Эффективность работы в целом.

Виды эффективности:

1. Эффективность ресурсная — отношение результата к затраченным на его получение ресурсам (экономическая эффективность, рентабельность).

2. Эффективность целевая — правильность выбора и степень достижения цели (результативность).

3. Эффективность средства — действенность выбранного средства и его адекватность поставленным целям.

Эффективность управления — это результативность функционирования системы и процесса управления, то есть интегрированный результат. Важно — показатели, отражающие индивидуальное и групповое удовлетворение.

Показатели, используемые при оценках эффективности:

1. Группа показателей, характеризующих эффективность системы управления (объем, прибыль, себестоимость, объем капитальных вложений, качество продукции, сроки внедрения новой техники и т.п.).

2. Группа показателей, характеризующих содержание и организацию процесса управления (текущие расходы на содержание аппарата управления, эксплуатацию технических средств, содержание зданий и помещений, подготовку и переподготовку кадров управления).

3. Группа показателей, характеризующих рациональность организационной структуры и ее технико-организационной уровень (звенность системы управления, уровень централизации функций управления, принятые нормы управляемости, сбалансированность распределения прав и ответственности).

Нововведение (инновация) — новый порядок, новый метод, изобретение, новое явление. Прибыльное использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, административного или иного характера.

Сопротивление — это сознательные действия человека (иногда бездействие), направленные на затягивание принятия и реализации тех или иных решений в организации.

Универсальные методы преодоления сопротивления:

  • информирование и общение;
  • участие и вовлеченность;
  • помощь и поддержка;
  • переговоры и соглашения;
  • манипуляции и кооптации;
  • явное и неявное принуждение.

Управление в публичном (общественном) секторе экономики

  1. Социально-экономические процессы как объект управления.
  2. Изменение роли государства как субъекта управления социально-экономическими процессами.
  3. Эффективность публичного управления.
  4. Государственная служба, управление и этика.

Основные положения

Социально-экономические процессы — совокупность всех динамических изменений в обществе, эволюция политических и экономических явлений, конкретное изменение их состояния, как во времени, так и в пространстве.

Функции государства — основные направления его деятельности, которые связаны с решением задач, стоящих перед обществом на том или ином этапе его развития.

Внутренние функции — деятельность государства внутри данной страны (политическая; экономическая; социальная; экологическая; охрана прав и свобод граждан, обеспечение законности и правопорядка).

Внешние функции — решение задач государства на международной арене (функция интеграции в мировую экономику; обороны страны; поддержки мирового правопорядка; сотрудничества по глобальным проблемам).

Политическая функция — обеспечение государственного суверенитета, защита конституционного строя, обеспечение полновластия народа в различных формах.

Экономическая функция — выработка экономической политики, управление государственной собственностью, установление правовых основ рынка и ценовой политики, пресечение недобросовестной конкуренции (монополизма), охрана прав потребителя от недобросовестного производителя.

Социальная функция — обеспечить занятость трудоспособного населения и осуществление социальной защиты тех, кто нуждается в государственной поддержке, государственная политика в области образования, науки, культуры, здоровья граждан.

Усложнение функций современного административно-государственного управления — наряду с традиционными задачами исполнения решений, обслуживания, регулирования, лицензирования и т.п., появляются принципиально новые задачи, связанные с принятием решений.

Реформирование публичного управления и администрирования — государство становится в ряд с другими участниками рынка услуг, то потребители государственных услуг имеют полное право предъявлять не просто спрос на эти услуги, но и претензии к качеству и стоимости этих услуг.

Позитивные последствия реформы публичной службы в развитых странах:

  • заработали механизмы конкуренции, в результате чего функциональная эффективность работы государственных ведомств стала повышаться;
  • начала сокращаться стоимость выполнения тех или иных государственных функций и оказания услуг.

Реформирование государственной службы в России осложнено ее отличительными особенностями, необходимостью преодоления исторического наследия. В России объективно вынуждены выстраивать отношения, типичные для Европы в середине XX века.

Государственная служба предполагает наличие у каждого работающего того или иного объёма властных распорядительных полномочий.

Этические нормы поведения для государственных чиновников могут значительно различаться в зависимости от традиций и особенностей той или иной страны.

19