Учебно-методическое обеспечение дисциплины. Задания к контрольной работе по дисциплине «Физика и химия цвета» и методические указания к её выполнению рассч

Введение

 

Задания к контрольной работе по дисциплине «Физика и химия цвета» и методические указания к её выполнению рассчитаны на студентов специальности 050501.65 Профессиональное обучение (дизайн) (030500.04) специализации «Дизайн костюма» (030508.04).

Контрольная работа предназначена для студентов заочной формы с полным сроком обучения в 5 семестре, с сокращенным – в 3-ем.

Выполнение практических заданий контрольной работы предполагает самостоятельное изучение студентами теоретического материала по конспектам лекций, учебникам и учебным пособиям.

Сдача контрольной работы проводится в период экзаменационной сессии. Работа, получившая неудовлетворительную оценку, возвращается студенту в период сессии на доработку с учетом всех замечаний, сделанных преподавателем, и только после их исправления оценивается положительно.

 

 

Цели и задачи контрольной работы

 

Основная цель контрольной работы: формирование практических навыков и умений при освоении основных характеристик цвета, законов цветоведения и особенностей цветовосприятия для их последующего применения в творческой и профессиональной деятельности, связанной с дизайном костюма.

Задачи контрольной работы:

· обучить практическим приёмам работы с цветом;

· овладеть навыками построения цветовых гармоний и цветового колорита, основными законами цветоведения;

· сформировать целостную систему знаний о физической, химической, психологической природе цвета для развития творческих способностей студентов в дальнейшей практической деятельности и углубления образно-ассоциативного мышления.

 

Основные требования к содержанию и оформлению контрольной работы

Содержание контрольной работы

Контрольная работа предусматривает выполнение трех блоков практических заданий.

Блок 1. Основные характеристики цвета

– выполнение 2-х упражнений по освоению данных понятий.

Блок 2.Цветовые контрасты. Типы цветовых контрастов – выполнение 3-х упражнений по изучению особенностей изменения цветового тона, насыщенности или светлоты под воздействием окружающего цвета.

Блок 3. Цветовая гармония. Типы цветовой гармонии. Цветовой колорит – выполнение 3-х упражнений по освоению данных понятий.

 

Оформление контрольной работы

Контрольная работа представляется на 9 листах ватмана формата А-4 и должна содержать:

2 стр., 693 слов

Упражнения на концентрацию внимания(3)

Чем полезно: Минусы: Эмоции, как и любое беспокойство значительно мешают управляемой концентрации внимания. В возбужденном состоянии человек не способен ни на чем сосредоточиться. Сильное волнение при публичном выступлении лишает человека остатков памяти. Раздражение блокирует конструктивное мышление. Стрессовое состояние лишает человека способности владеть собой. Душевная или физическая боль ...

· титульный лист (приложение);

· иллюстративно-графический материал – 9 упражнений.

 

1.3. Материалы и инструменты

Для выполнения контрольной работы потребуется:

· ватман (9 листов) формата А-4;

· металлическая линейка;

· карандаш простой, твёрдый;

· нож для резки бумаги;

· краски гуашевые;

· кисть плоская синтетическая № 5-10;

· клей (резиновый или «Момент-Кристалл»).

 

наименование тем и их содержание

 

Блок №1

Тема: Основные характеристики цвета: цветовой тон, насыщенность, светлота

Цель работы:

· практическое ознакомление с основными характеристиками цвета (см. лекции «Цветоведение»).

Средства обучения: бумага фА4 (2 листа), художественная гуашь, палитра, кисти синтетические плоские (№ 5-10), ёмкости для воды, нож для резки бумаги, металлическая линейка, простой твёрдый карандаш, клей, салфетки для вытирания кистей и рук

Литература:

1.Алиева Н. З. Физика цвета и психология зрительного восприятия: учеб. пособие для вузов / Н. З. Алиева. – М. : Академия, 2008. 208 с.; ил.

 

Задание 1. Изменение светлоты хроматических и ахроматических цветов при высветлении и утемнении цветового тона

Выполнить четыре растяжки из заданных хроматических и ахроматических цветов.

Задачи:

· смешивать цвета в определенных пропорциях, изменяя отношения хроматического и ахроматического цветов;

· добиться плавного перехода от максимально насыщенного хроматического цвета к ахроматическому.

На горизонтально расположенном листе ватмана формата А-4 разместить четыре полосы размером 270х25 мм, разделив каждую на 9 частей.

В каждой из полос расположить:

· насыщенный зелёный цвет в левой крайней части первой полосы, а в правой ее части – ахроматический (чёрный) цвет;

· насыщенный синий цвет в левой крайней части второй полосы, а в правой крайней ее части – ахроматический (чёрный) цвет;

· в левой крайней части третьей полосы насыщенный красный цвет, а в правой крайней ее части – ахроматический (черный) цвет;

25 стр., 12446 слов

1. Развитие теории цвета: древние времена

... ахроматических композиций около трех. 1.а) светлотный диапазон ахромат тонов (равноступенчатый ряд : Б,С,Ч) в котором может учавствовать 2 крайних цвета ... с 8-ми и 24-мя цветами (каждая часть из 8-ми частей была утроена).Цвета могут быть созданы не только при ... разрешалось на белой одежде иметь пурпурные полосы или кайму. На Ближнем и Среднем Востоке пурпурный – цвет богатства, царственности, почета.В ...

· в левой крайней части четвертой полосы ахроматический белый цвет, а в правой крайней ее части – ахроматический (черный) цвет.

Результат работы: 1 лист фА4 с растяжками хроматических и ахроматических цветов.

 

 

Задание 2. Изменение насыщенности цветового тона ахроматических цветов при добавлении нейтрального серого цвета

Выполнить четыре растяжки из хроматических цветов и равных им по светлоте ахроматических цветов.

Задача:

· добиться плавного перехода от максимально насыщенного хроматического цвета к ахроматическому нейтральному серому цвету.

 

Методические указания к выполнению задания:

· на горизонтально расположенном листе ватмана формата А-4 разместить четыре полосы размером 270х25 мм, разделив каждую на 9 частей;

В каждой из полос расположить:

· насыщенный хроматический цвет (красный, жёлтый, синий, зелёный) в левой крайней части полосы, а в правой крайней ее части – ахроматический (серый) цвет, равный по светлоте выбранному хроматическому;

· в процессе работы добавлять нейтральный серый цвет к указанным хроматическим цветам, получая различные оттенки насыщенности цветов.

 

Блок 2.

Тема: Цветовые контрасты. Типы цветовых контрастов.

Цель работы: изучение изменения цветового тона, насыщенности или светлоты под воздействием окружающего цвета.

Средства обучения: бумага фА4 (2 листа), художественная гуашь, палитра, кисти синтетические плоские (№ 5-10), ёмкости для воды, нож для резки бумаги, металлическая линейка, простой твёрдый карандаш, клей, салфетки для вытирания кистей и рук

Литература:

1. Алиева Н. З. Физика цвета и психология зрительного восприятия: учеб. пособие для вузов / Н. З. Алиева. – М. : Академия, 2008. 208 с.; ил.

 

Задание 3. Светлотный контраст. Изменение светлотности нейтрального серого цвета на различных по светлоте фонах ахроматического ряда цветов

Выполнить практическую работу, руководствуясь методическими указаниями.

19 стр., 9229 слов

Влияние цвета на психику и деятельность человека

... , серым или его дополнительным - оранжевым цветом; -в количественном отношении или в распространении цвета. Один и тот же цвет для ... сине-красный. Зеленый Гете относил к «нейтральным». Воздействие отдельных цветов, вызывая определенные впечатления и состояния у человека ... |+1+2] Стремится к безопасности, релаксации, идиллической гармонии. Однако из-за своеволия не может приспосабливаться. Чрезмерно ...

Задача:

· проанализировать характер изменения светлоты нейтрального серого цвета под воздействием окружающего разносветлотного фона ахроматического ряда цветов.

 

 

Методические указания к выполнению задания:

· разместить на горизонтально расположенном листе ватмана формата А-4 шесть квадратов 50х50 мм, по три в каждом ряду. Первый квадрат справа в верхнем ряду – белый. Далее – разместить разносветлотные ахроматические квадраты, последний из которых – чёрный;

· заготовить шесть квадратов серого нейтрального цвета (средне-серый) 25х25 мм одного тона;

· вклеить в центр полученных разносветлотных квадратов 50х50 мм (включая белый и черный) квадраты нейтрального серого цвета 25х25 мм

Убедиться в неодинаковости изменения светлоты нейтрального серого цвета на разных по светлоте ахроматических фонах.

Проанализировать характер изменения светлоты под воздействием окружающего разносветлотного фона.

Задание 4.Последовательный контраст. Изменение светлотности нейтрального серого цвета на различных по светлоте фонах хроматического ряда цветов

Выполнить практическую работу, руководствуясь методическими указаниями.

Задачи:

· проанализировать контраст нейтрального серого цвета с хроматическими цветами;

· убедиться в ощущении разнородности восприятия одного и того же цветового тона на разных хроматических фонах.

 

Методические указания к выполнению задания:

· разместить на листе ватмана формата А-4 по горизонтали шесть квадратов 50х50 мм, по три в каждом ряду, окрашенных в хроматические цвета (желтый, красно-оранжевый, ярко-красный, ярко-зеленый, ярко-синий, ярко-фиолетовый);

· в центр каждого из цветных квадратов 50х50 мм вклеить квадрат 25х25 мм нейтрального серого (средне-серого) цвета, светлота которого соответствует светлоте хроматического цвета большого квадрата;

После выполнения задания лист, на котором расположены квадраты, приблизить к глазам. Рассмотреть по порядку каждый квадрат, прикрывая листом бумаги остальные. Обратить внимание на то, что при рассматривании, каждый серый квадрат как бы приобретает оттенок цвета, дополнительного к основному цвету большого квадрата. Этот дополнительный оттенок цвета не существует реально, а возникающий лишь при зрительном восприятии. При длительном рассматривании восприятие оттенка цвета усиливается.

11 стр., 5469 слов

1. Цветовая композиционная модель поверхности:

... проиллюстрированный примерами. 666. Классификация цветовых гармоний. ***Гармония цветового противопоставления: дополнительные цвета, контрастные цвета, равноудаленная триада, равноудаленное четырехзвучие. ***Гармония свето-темновая, тепло-холодная, комплементарная ... т. п. 4. Выполнить чертежи, определяющие цветовое решение выбранного объекта. Цвет Корбюзье. Поборники цвета в архитектуре начала XX в ...

 

 

Задание 5. Контраст дополнительных цветов

͙Выполнить практическую работу, руководствуясь методическими указаниями.

Задачи:

· проанализировать характер изменения дополнительных цветов в результате их механического смешения и освоить в результате практической работы «законы дополнительных цветов»;

· убедиться в получении множества разнообразных оттенков серого цвета.

Методические указания к выполнению задания:

· на горизонтально расположенном листе ватмана формата А-4 разместить четыре полосы размером 270х25 мм, разделив каждую на 9 частей;

В каждой из полос расположить:

· в крайних частях одного ряда пары дополнительных цветов.

· В промежутке между крайними парами дополнительных цветов расположить цвета, смешанные путем постепенного добавления противоположного парного дополнительного цвета с другого края полосы. Например, полоса начинается с части желтого цвета, в которую постепенно добавляется дополнительный, фиолетовый цвет. Полоса заканчивается чистым, фиолетовым, дополнительным жёлтому цвету, а промежуточные части между ними – переходные оттенки цвета, полученные путем механического смешения в разных пропорциях дополнительных цветов этой пары. Добиваться плавного перехода между оттенками полученных цветов.

· То же упражнение проделать с другими парами дополнительных цветов (по выбору):

жёлтый – фиолетовый;

жёлто-оранжевый – сине-фиолетовый;

оранжевый – синий;

красно-оранжевый – сине-зеленый;

красный – зелёный;

красно-фиолетовый – жёлто-зеленый.

 

Блок 3

Тема: Цветовая гармония. Типы цветовой гармонии. Цветовой колорит

Цель работы: изучить взаимосвязь цветовой гаммы и типы цветовой гармонии.

Средства обучения: бумага фА4 (2 листа), художественная гуашь, палитра, кисти синтетические плоские (№ 5-10), ёмкости для воды, нож для резки бумаги, металлическая линейка, простой твёрдый карандаш, клей, салфетки для вытирания кистей и рук

Литература:

1. Алиева Н. З. Физика цвета и психология зрительного восприятия: учеб. пособие для вузов / Н. З. Алиева. – М. : Академия, 2008. 208 с.; ил.

14 стр., 6809 слов

Психология цвета в рекламе 3

... - наука о цвете, включающая знания о природе цвета, основных, составных и дополнительных цветах, основных характеристиках цвета, цветовых контрастах, смешении цветов, колорите, цветовой гармонии, цветовом языке, цветовой гармонии и цветовой культуре. 9 Макс ... : черный, к примеру, всегда был на Руси цветом смирения, скорби. В славянских орнаментах и костюмах он появлялся крайне редко. Жёлтый, который ...

 

Задание 6. Цветовая гармония. Создание растительного/геометрического орнамента на примере монохроматической гармонии

Выполнить работу по созданию орнамента на основе монохроматической гармонии.

Задача:

· изучить эстетическую взаимосвязь цветов различных цветовых гармоний.

Методические указания к выполнению задания:

· разработать вариант растительного/геометрического орнамента (1,5 раппорта)

· изучить принципы взаимодействия цветов монохроматической гармонии;

· выполнить орнамент в монохроматической цветовой гармонии.

*Дополнение цветовой гаммы ахроматическими цветами не возбраняется.

 

Задание 7. Цветовая гармония. Создание растительного/геометрического орнамента на примере гармонии дополнительных цветов

Выполнить работу по созданию орнамента на основе гармонии дополнительных цветов.

Задача:

· изучить эстетическую взаимосвязь цветов различных цветовых гармоний.

 

Методические указания к выполнению задания:

· разработать вариант растительного/геометрического орнамента (1,5 раппорта)

· изучить принципы взаимодействия цветов гармонии дополнительного цвета;

· выполнить орнамент на примере гармонии дополнительных цветов.

*Дополнение цветовой гаммы ахроматическими цветами не возбраняется.

 

Задание 8. Цветовая гармония. Создание растительного/геометрического орнамента на примере гармонии равнобедренного треугольника

Выполнить работу по созданию орнамента на основе гармонии равнобедренного треугольника.

Задача:

· изучить эстетическую взаимосвязь цветов различных цветовых гармоний.

Методические указания к выполнению задания:

· разработать вариант растительного/геометрического орнамента (1,5 раппорта);

· изучить принципы взаимодействия цветов гармонии равнобедренного треугольника;

· выполнить орнамент на примере гармонии равнобедренного треугольника.

*Дополнение цветовой гаммы ахроматическими цветами не возбраняется.

 

Задание 9. Изучение цветового колорита

Выполнить копирование цветов и оттенков цвета, руководствуясь репродукцией живописного произведения.

4 стр., 1949 слов

Цвет в жизни и деятельности человека.

ВОПРОСЫ Дисциплина «АРХИТЕКТУРНАЯ КОЛОРИСТИКА» РАЗДЕЛ 1 « ОСНОВЫ ЦВЕТОВЕДЕНИЯ» Гр. 11101113 -11101613 Зимняя экзаменационная сессия 2013/2014 учебного года. Цели и задачи дисциплины «Архитектурная колористика», ее место в учебном процессе. Явление цвета и предмет «Цветоведение». Определение цвета и его основных параметров. Цвет в жизни и деятельности человека. Полихромия объемно-пространственной ...

Задачи:

· изучить цветовой колорит и особенности цветовой гаммы выбранной репродукции;

· подобрать цветовые тона и оттенки цвета, составляющие колорит выбранной репродукции;

· убедиться в многообразии цветов и оттенков, составляющих цветовой колорит живописного произведения.

 

Методические указания к выполнению задания:

· представить цветную репродукцию пейзажа (натюрморта) с работы художника (размером не более 100х150 мм.);

· разместить на отдельном листе ватмана как можно больше цветовых тонов и оттенков цвета, составляющих колорит изучаемого произведения;

· каждый полученный цвет и оттенок цвета вырезать в виде простой геометрической фигуры (квадрат, прямоугольник) и разместить их на листе ватмана формата А-4 (например, по светлотному нарастанию или убыванию), соблюдая правила и приемы композиции;

· на этом же листе разместить репродукцию живописной работы, для того, чтобы иметь возможность сравнивать вновь полученные цвета и оттенки цвета с цветами и оттенками цвета репродукции живописной работы.

 

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

 

Список рекомендуемой литературы

Основная

1. Алиева Н. З. Физика цвета и психология зрительного восприятия: учеб. пособие для вузов / Н. З. Алиева. – М. : Академия, 2008. 208 с. ; ил.

2. Сурина М. О. Цвет и символ в искусстве, дизайне и архитектуре: учеб. пособие для вузов / М.О. Сурина. – М. ; Ростов н/Д. : Март, 2006. – 152 с.

 

Дополнительная

3. Сахаваха Леса. Гармония цвета. Справочник: сборник упражнений по созданию цветовых композиций / Л. Савахата; пер. И.А. Бочков. – М.: Астрель: Аст, 2003. – 184 с.: ил.

4. Чидзиива Хидеяки Гармония цвета: руководство по созданию цветовых комбинаций [Текст] / Х. Чидзиива; пер. И.А. Бочков. – М.: Астрель: Аст, 2003. – 142[16] с.

Приложение