«СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ

«СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГВУЗ СИПК

________________М.П.Шик

«___»___________20___г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ УЧЕТ РАБОТЫ

ПО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ ДЛЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ И ВСЕХ ФОРМ ОБУЧЕНИИЕ

Рассмотрено и рекомендовано

методическим советом колледжа

Протокол от «___»__________20___г.№_____

Председатель совета

______________З.В.Кружковецкая

Севастополь, 2013

Методические указания к выполнению курсовой работы по психолого-педагогическим дисциплинам для студентов специальности 5.01010201 «Начальное образование», 5.01010101 «Дошкольное образование» / Сост. О.П. Кобринская, Е.Л. Филимонова .-Севастополь. Изд-во ГВУЗ СИПК,2012.-17с.

В методических рекомендациях изложен порядок выполнения курсовой работы по психолого-педагогическим дисциплинам для студентов специальности 5.01010201 «Начальное образование», 5.01010101 «Дошкольное образование» в соответствии с действующими государственными стандартами и «Методическими рекомендациями по оформлению курсовых работ (проектов), рефератов, отчетов о практике, дипломных работ для студентов всех специальностей», рассмотренных и рекомендованных методическим советом колледжа, Севастопольского индустриально-педагогического колледжа — протокол №4 от 02  февраля 2012г.

.

3

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 4

  1. Цель и задачи курсовой работы 5
  2. Требования, предъявляемые к курсовой работе 6
  3. Этапы выполнения и содержание курсовой работы 7
  4. Оформление курсовой работы 13
  5. Иллюстративный материал 14
  6. Защита курсовой работы . 14
  7. Примерный план выступления студента на защите курсовой работы 17
  8. Список библиографических источников 17
  9. Приложение А 18
  10. Приложение Б 19
  11. Приложение В 20
  12. Приложение Г 21
  13. Приложение Д 23
  14. Приложение Е 25
  15. Приложение Ж 26

4

12 стр., 5805 слов

ТРЕБОВАНИЯ ПО СОДЕРЖАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВЫХ РАБОТ Для студентов ...

... приведены в ПРИЛОЖЕНИИ В. В случае несоответствия работы настоящим требованиям к содержанию и оформлению курсовых работ и невыполнения студентом индивидуального плана научный руководитель не допускает курсовую работу к защите. Курсовая работа с отзывом ...

ВВЕДЕНИЕ

Написание курсовой работы — форма самостоятельной научно-исследовательской деятельности студента. Выполнение работы дает возможность студенту усвоить материал изучаемого курса, раскрыть свои способности к самостоятельной работе, позволяет сформировать профессиональные качества педагога.

Курсовая работа позволяет судить о способно­сти студентов самостоятельно собирать необходимый материал, обработывать его, составлять аргументированные выводы и предложения по тому или иному вопросу, проводить научные исследования, твор­чески мыслить, систематизировать материалы библиографического, практического и экспериментального характера.

В процессе выполнения курсовой студенты внимательно изучают специальную литературу, законодательную базу, учатся логически излагать свои мысли, получать необходимую информацию, используя современные информационные технологии, вырабаты­вают навыки самостоятельного наблюдения, письменного изложе­ния и оформления итогов научно-исследовательской работы и умение публично защищать ее, что способствует раз­витию научного мышления, повышению уровня и качества общеоб­разовательной и профессиональной подготовки.

Автором курсовой работы является студент третьего курса на базе 11 классов и 4-го курса на базе 9 классов дневной формы обучения и пятого курса заочной формы обучения специальности «Начальное образование», «Дошкольное образование».

Данные методические указания составлены с целью оказать помощь студентам в организации выполнения и написания курсовых работ по специальности 5.01010201 «Начальное образование», 5.01010101 «Дошкольное образование».

5

1 Цель и задачи курсовой работы

Современные условия требуют усовершенствования качества подготовки специалистов. Государственные стандарты предполагают разные формы индивидуальной работы со студентами, ориентируют на формирование навыков самостоятельной работы.

Изучение «Педагогики» включает выполнение курсовой работы по дисциплине. Качественное выполнение работы и умение защитить основные положения, выдвинутые в виде проблемы, – один из важнейших критериев оценки уровня подготовленности студентов в теоретическом и практическом аспектах.

Курсовая работа – это творческое, самостоятельное научное исследование, имеющее своей целью:

– закрепление, систематизацию и углубление теоретических знаний по специальности;

22 стр., 10616 слов

Темы курсовых работ для студентов 4 курса факультета психологии

... преобладающих эмоциональных состояний людей в песнях разных исторических периодов. Темы курсовых работ для студентов 4 курса факультета психологии Уч.год   1. Выявление профессионально важных качеств сотрудников ... 36. Особенности профессиональной перспективы и образа будущего у студентов первого и пятого курса 37. Особенности убеждений у мужчин и женщин с любовной аддикцией 38. Феноменология ...

— овладение умением самостоятельно вести научный поиск, творчески работать с первоисточниками, анализировать педагогическую литературу, периодическую печать;

— приобретение знаний, навыков и умений, непосредственно связанных с темой работы.

Задачи курсовой работы:

— систематизировать, закрепить и расширить теоретические и практические навыки студентов;

— изучить и обобщить современную законодательно-правовую базу, специальную научную литературу по избранной теме;

— научиться самостоятельно вести теоретическое исследование, видеть профессиональные проблемы, знать основные пути их решения;

— использовать полученные знания при решении конкретных педагогических ситуаций;

— научиться делать выводы и обобщения, анализировать и описывать актуальные педагогические проблемы;

— научиться правильно отражать вопросы по избранной теме;

— оформить курсовую работу согласно установленным требованиям.

6

2 Требования, предъявляемые к курсовой работе

К курсовым работам предъявляются следующие требования:

— четкая формулировка темы курсовой работы;

— логическая последовательность изложения материала;

-конкретность и достоверность представленного материала, его соответствие фактическому состоянию изучаемого объекта;

— убедительность аргументации, ее связь с современной ситуацией образования в стране и регионе, с действующими законами и другими нормативно-правовыми актами;

— достаточность и обоснованность рекомендаций и выводов.

— обширный круг использованных источников и литературы, существующей по данному вопросу (не менее 10 источников);

— составные части: введение, основную часть, заключение, справочный аппарат, который включает титульный лист, рецензию, содержание, список использованных источников, и приложения (таблицы, схемы, образцы описаний и т. п.);

— оформлена согласно требованиям (см.п.4)

— подлежать защите до начала экзаменационной сессии.

Не позже чем за две недели до защиты студент подает курсовую работу руководителю, назначаемым приказом по колледжу, который рецензирует и оценивает ее в течение пяти дней.

В случае неудовлетворительной оценки руководитель не допускает студента к защите и возвращает курсовую работу на доработку с учетом замечаний. После этого доработанный вариант студент не позже чем за три дня до защиты подает руководителю для повторного рецензирования.

Если оценка руководителя положительная, то курсовая работа допускается к защите.

10 стр., 4898 слов

Содержание работы психолога-исследователя при проведении исследования ...

... и стремится снизить их негативное воздействие и повысить положительное. 2. Содержание работы психолога-исследователя при проведении исследования методом наблюдения Психологическая служба ПС 500 кВ «Камала-1» - ... только для психологии труда содержание. Это, в первую очередь связанно с тем, что у психолога на предприятии специфические объект и цели исследования, поэтому применяется ряд специфических ...

7

3 Этапы выполнения и содержание курсовой работы

Курсовая работа является важным этапом подготовки студента к семестровым (выпускным) экзаменам. Предлагаются следующие этапы выполнения курсовой работы:

1. Выбор темы и составления плана.

2. Консультация с руководителем и сбор материала.

3. Проработки материалов и литературы.

4. Окончательное определение структуры курсовой работы.

5. Написание и оформление работы.

6. Защита курсовой работы.

Автор самостоятельно:

— выбирает тему курсовой работы согласно предложенной тематике;

— составляет развернутый план работы вместе с руководителем;

— готовит курсовую работу в соответствии с изложенными требованиями;

— несет ответственность за качество выполненной работы;

— в соответствии с примерным графиком составляет календарный план выполнения курсовой работы, согласованный с руководителем, и строго следует ему;

— подбирает необходимую литературу, справочно-информационный материал и другие источники для проведения исследования;

— осуществляет сбор практического материала;

— в сроки, согласованные с руководителем, представляет ему подготовленные разделы (главы) и другие структурные элементы работы;

— -готовит тезисы доклада, иллюстративный материал (плакат) для защиты, а также ответы на замечания по работе, сделанные руководителем.

  1. Выбор темы

Под темой курсовой работы понимается то главное, о чем в ней идет речь.

Выбор темы для курсовой работы имеет большое значение. Практика показывает, что правильно выбрать тему — это значит наполовину обеспечить успешное ее выполнение. Темы курсовых работ выбираются заблаговременно

При выборе темы студент должен исходить из своих научных интересов, наличия и доступности литературных источников, воз­можности изучения и обобщения передового опыта. Немаловажным является имеющийся опыт профессиональной деятельности, ее ха­рактер (работа в качестве учителя, воспитателя, вожатого и т.д.), а также условия работы учреждения, в котором будет осуществ­ляться исследование. Выбирая тему важно учитывать

8

рекомендации преподавателя.

Студенты самостоятельно выбирают тему курсовой работы в соответствии с утвержденной тематикой курсовых работ на методических комиссиях. (см. приложение В)

Тема курсовой работы должна иметь четкую формулировку, быть короткой и отображать содержание. Также она должна определять предмет исследования.

Выбранная и согласованная с руководителем тема курсовой работы закрепляется за студентом. Произвольное измене­ние темы не допустимо

5 стр., 2171 слов

II. Подготовка исторической справки по теме дипломного (курсового) исследования.

... принятыми для курсовых и дипломных работ. Работы включает титульный лист, содержание, основной текст, ... руководителем дипломной работы. На следующем этапе составляется предварительный план справки. Этому поможет анализ выполняемой Вами дипломной работы. Какой психологической теории обучения Вы придерживаетесь при построении исследования? ... эпоху средневековья 16. Проблема предмета и метода психологии в ...

3.2 Подбор литературы

Первой ступенью работы является сбор материала на основе примерного плана, что и дает этой работе целенаправленность.

Подбор литературы, документов, других необходимых материалов, важный этап подготовки и написания курсовой работы. Преподаватель учитывает возможность подбора источников, а также целесообразность и возможность связи курсовой работы с практической деятельностью студента, поэтому он предлагает основной список. Но этот список не следует считать исчерпывающим, поэтому студент самостоятельно подбирает дополнительные источники, необходимые для полного раскрытия темы. Студент должен грамотно работать с материалом, учитывать, что литература по педагогике и психологии быстро устаревает. Изложение должно вестись строго научным языком, недопустимо использовать эмоциональные высказывания.

  1. Составление примерного плана

Примерный план студент составляет во время подбора литературы и работы с другими имеющимися материалами. План курсовой работы корректируют в процессе ознакомления со специальной литературой, а его содержание зависит от темы исследования. Пункты плана должны предусматривать последовательное, взаимосвязанное изложение результатов исследования и сжато отображать содержание курсовой работы.

Окончательный план составляется только после полного подбора литературы, материалов, документов. После чего он согласуется и утверждается руководителем курсовой работы . Изменение плана возможно только с согласия руко­водителя

  1. Курсовые работы включать следующие обязательные составные части:
  1. Титульный лист

9

  1. Содержание
  2. Введение
  3. Разделы основной части
  4. Заключение
  5. Список использованных источников
  6. Приложения
  1. Титульный лист

Титульный лист является первой страницей курсовой работы и оформляется по строго определенным правилам (приложение А).

  1. Содержание

После титульного листа помещается содержание, в котором приводятся все заголовки курсовой работы и ука­зываются страницы, с которых они начинаются.

Заголовки содержания должны точно повторять заголовки в тексте. Сокращать или давать их в другой формулировке, последовательности и соподчиненности по сравнению с заголовками в тексте нельзя.

Содержание зависит от поставленной цели, задач и предмета исследования. Он разрабатывается студентом самостоятельно, а затем согласуется с руководителем. Содержание должно отражать последовательное логическое изложение результатов исследования.

В содержании (приложение Б) приводятся все заголовки курсовой работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Последнее слово заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце содержания.

2 стр., 880 слов

изучить эмоции как свойства личности.ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ...

... и задач определена следующая структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. Названия глав отображают их содержание. 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИЙ ... 302 с. 3 Кошелева, А. Д. Эмоциональное развитие дошкольников: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений/ В.И. Перегуда, О.А. Шаграева, Козлова, С.А.. - М.: ...

Заголовки одинаковых ступеней рубрикации необходимо рас­полагать друг под другом. Все заголовки начинают с прописной бук­вы без точки на конце.

Основной рубрикой курсовой работы являются разделы. Нумерация разделов сквозная, обозначаемая арабскими цифрами.

Подразделы следует нумеровать арабскими циф­рами в пределах каждого раздела. Номер подраздела должен состоять из номера раздела и номера собственно подраздела, разделенных точ­кой. В конце номера подраздела точку не ставят. Вот как, напри­мер обозначают третий подраздел второго раздела (2.3).

«Введение», «Заключение», «Список использованных источников» и «Приложения» не нумеруются как разделы.

  1. Введение

10

Во введении обосновывается актуальность темы, цели и задачи курсовой работы и, как

правило, пишется тогда, когда написана курсовая работа и автор вполне владеет изученными

вопросами.

Объем введения должен быть не более 1-2 страницы. Пример написания введения представлен в приложении Г.

Во введении дается обоснование темы курсовой работы в следующем порядке:

1. Актуальность темы.

Обоснование актуальности темы должно содержать показ социальной значимости исследуемой проблемы для педагогического процесса. История вопроса, степень его изученности на сегод­няшний день.

2. Цели и задачи работы.

Цель исследования является своеобразным стержнем, пронизывающим всю работу.

Для достижения поставленной цели в качестве ее составляющей ставятся конкретные задачи. Задачи ставятся в форме перечисления:

Изучить…..(исследовать…) (проанализировать…..)

Установить….(выявить…..) (показать…..)

Наметить….(установить….) (разработать….)

Описание решения поставленных задач должно составить содержание глав курсовой работы, а их формулировки стать заголовками этих глав.

Каждая задача в свою очередь представляет собой совокупность частных задач, составляющих подразделы глав работы. Таким образом, от правильной постановки цели и задач работы зависит вся логическая структура исследования, обоснованность наименования его глав иподразделов.

3. Объект и предмет исследования.

Объект и предмет исследования соотносятся между собой как целое и часть.

Объект – это педагогическая система (обучение, воспитание, образование и т.п.), в рамках которой ведется исследование.

Предмет – это то, что находится в границах объекта, является его частью или аспектом (методы, формы, средства и т.п.)

8 стр., 3776 слов

Научные работы, исследования на изучение мотивационно- потребностной сферы.

... Мотив учения- это направленность ученика на различные стороны учебной деятельности. Научные работы, исследования на изучение мотивационно- потребностной сферы. 3.1 Мотивация младшего школьника как условие ... приобретает четкая постановка целей и осознание их учащимися. Работу по формированию внутренних мотивов начинают с исследования мотивации учащихся путем наблюдения, проводя анкетирование, беседы с ...

4. Методика выполнения работы.

Она представляет собой совокупность методов и приемов, использованных в исследовании.

При выполнении курсовой работы широко используются общенаучные методы, такие как:

  • наблюдение, дающее первичную информацию о предмете исследования;

11

  • сравнение, позволяющее установить сходство и различие изучаемых явлений, выявить их устойчивые, повторяющиеся характеристики;
  • эксперимент, позволяющий изучить исследуемый предмет в чистом виде. При проведения эксперимента, четко формули­руется предмет, объект исследования, гипотеза, указываются методы иссле­дования;
  • анализ, представляющий собой разложение предмета на составляющие части;
  • синтез, с помощью которого эти части соединяются в цельную систему;
  • дедукция, позволяющая делать конкретные выводы на основе общих положений;
  • индукция, с помощью которой осуществляется переход от отдельных фактов и явлений к общим выводам и др..

5. Практическая значимость работы

Показать, что конкретно может дать для практики использование результатов работы: оптимизацию педагогического процесса, его эффективность, повышение результативности обучения и др.

3.4.4 Основная часть курсовой работы

В разделах основной части подробно рассматривается методика и техника исследования и обобщаются результаты. Все материалы, не являющиеся насущно важными для понимания решения научной задачи, выносятся в приложение.

Содержание разделов основной части должно точно соответство­вать теме курсовой работы и полностью ее раскрывать. Обычно вы­деляют два-три главных вопроса темы, которые определяют на­звание и содержание разделов. Название раздела не должно повторять темы курсовой работы.

Если раздел содержит несколько вопросов, то она делится на подглавы. Подглавы нумеруются и озаглавливаются. Рекоменду­ется так построить работу по разделам, чтобы выдерживались про­порции при распределении материала.

Первый раздел.

В данном разделе должно быть раскрыто содержание, значение и особенности объекта исследования, рассмотрены факторы, влияющие на него. Здесь же излагаются история вопроса, основные теоретические положения изучаемой темы, раскрывается сущность проблемы, значение ее решения для современной педагогики.

Второй раздел.

Во втором разделе необходимо охарактеризовать конкретный предмет исследования выбранной методики обучения, рассмотреть основные черты процесса или явления, определить

12

влияние решаемых в работе задач на состояние предмета .

Если курсовая работа по педагогике или психологии, то она может содержать два раздела. (Объект и предмет исследования раскрываются в 1 разделе)

Третий раздел. Практическая часть.

В практической части студент ставит цель, представляет работу, проделанную на

12 стр., 5904 слов

Методические указания по выполнению контрольных работ для студентов ...

... представлять самостоя­тельное изложение основных положений темы. Тематика контрольных работ для студентов заочного обучения. Тема 1. Предмет и методы психологии 1 .Этапы развития представлений о ... конце цитаты или внизу страницы). По завершении работы ставится дата и подпись. Студентам необходимо помнить, что в контрольной работе недопу­стимо механическое переписывание разделов учебников, ...

педагогической преддипломной практике

В конце каждой главы студент должен сделать краткие выво­ды, к которым он пришел на основании анализа психолого-педаго­гической литературы и проведенного эксперимента или практической части, и служат логическим переходом к следующему разделу.

Выводы включают в себя:

  • констатацию проделанной работы и перечень полученных результатов;
  • определение теоретического, методического и практического значения работы и ее результатов;
  • рекомендации по применению полученных результатов.

3.4.5 Заключение

Заканчивается работа кратким обобщением всего изложенного материала, подчеркиваются основные вопросы, которыми занимался студент.

Если во введении ставилась цель и формулировались задачи, которые необходимо было решить, то в заключении приводятся основные результаты по каждой поставленной задаче. Раздел следует закончить практическими рекомендаци­ями о возможности использования научных результатов в дальней­ших исследованиях вопроса, или в конкретной практике обучения, воспитания, развития школьников или дошкольников.

На последнем листе заключения студент ставит свою роспись и дату окончания работы. Образец написания заключения приведен в приложении Д.

3.4.6 Список использованных источников

Список использованных источников составляется в алфавитном порядке с полным описанием источников, использованных при выполнении работы. Библиографическое описание делается в соответствии с действующими стандартами по библиотечному и издательскому делу.(см. приложение Е)

Каждый включенный в такой список литературный источник должен иметь отражение в курсовой работе. Если автор делает ссылку на какие-либо заимствованные факты или цитирует работы других авторов, то он должен обязательно указать, откуда взяты приведен­ные материалы.

Не следует включать в библиографический список те работы, на которые нет ссылок в

13

тексте и которые фактически не были использованы.

3.4.7 Приложения

Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают текст основной части, помещают в приложении.

По содержанию приложения могут быть очень разнообразны. Это, например, могут быть копии подлинных документов, выдерж­ки из отчетных материалов, производственные планы и протоколы, отдельные положения из инструкций и правил. По форме они могут представлять собой текст, таблицы, графики, карты.

Каждое приложение должно начинаться с нового листа (стра­ницы) с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» и иметь тематический заголовок. При наличии более одного приложе­ния они нумеруются буквами например: «Приложение А», «Приложение Б» и т.д. Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию страниц основного текста.

Связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом «смотри»; оно обычно сокращается и заключается вместе с шифром в круглые скобки по форме, например: (см. приложение А).

4 Оформление курсовой работы

Курсовая работа должна быть выполнена на компьютере, на стандартных листах формата А4, представляться в отдельной папке, текстовая часть включает: титульный лист (см. Приложение А)., содержание (см. Приложение Б), введение, основную часть, заключение, список используемых источников, приложения. Общий объем страниц не более 30-35.

Курсовая работа должна быть оформлена согласно всем требованиям «Методических рекомендаций по оформлению курсовых работ (проектов), рефератов, отчетов о практике, дипломных работ для студентов всех специальностей», рассмотренных и рекомендованных методическим советом колледжа, Севастопольского индустриально-педагогического колледжа — протокол №4 от 02  февраля 2012г.

14

5 Иллюстративный материал

Целью подготовки иллюстративного материала для защиты работы является создание условий для зрительного восприятия членами комиссии основных результатов, полученных в курсовой работе.

Нагладно-демонстрационным материалом могут быть:

— плакаты, содержащие таблицы и рисунки, с данными практической части;

— иллюстративные материалы в виде выставки детских работ;

— фото, видеоматериал;

— реальные дидактические материалы, разработанные студентом или изготовленные им для использования в педагогическом процессе в дошкольном учреждении или общеобразовательной школе.

К наглядным средствам относятся и программы презентации, демонстрируемые через мультимедийный проектор. Презентация состоит из5-10 слайдов. На первом слайде указывается тема курсовой работы, автор и руководитель. Второй и последующие слайды иллюстрируют материалы выступления студента-выпускника. Слайды презентации рекомендуется выполнять так, чтобы изображения воспринимались всеми членами комиссии однозначно. У каждого слайда должно быть соответствующее название, условные обозначения, хороший уровень графических изображений.

Содержание и оформление электронной презентации курсовой работы должны быть согласованы с руководителем работы.

Исходя из структуры работы, обычно на иллюстративных сладах изображают:

— таблицы;

— схемы взаимосвязи основных понятий или явлений, процессов;

-диаграммы, характеризующие предмет исследования, динамику его развития или изменения;

6 Защита курсовой работы

Выполненную и надлежащим образом оформленную курсовую работу студент в назначенный срок сдает преподавателю.

Руководитель курсовой работы знакомится с ее содержанием и готовит письменную рецензию на нее (см приложение Ж ).

В рецензии отмечаются позитивные и негативные стороны курсовой работы, недостатки оформления.

Прорецензированная курсовая работа уже не возвращается студенту, а представляется к

15

защите.

На защиту курсовой работы предоставляются:

  • полностью оформленная, отпечатанная, сброшюрованная курсовая работа;
  • рецензия преподавателя-руководителя курсовой работы;
  • иллюстративный материал;

Защита курсовой работы проводится на открытом заседании комиссиии в составе двух-трех человек, в том числе и руководителем работы. Комиссия по защите курсовых работ назначается приказом директора, который готовит заместитель директора по учебной работе. Комиссия создается ежегодно и действует на протяжении учебного года. В состав комиссии могут входить: директор колледжа, заместитель директора по учебной работе, заведующие отделениями, председатели предметно-цикловых комиссий, преподаватели-руководители курсовой работы. Комиссия, как правило, едина для всех форм обучения: дневной и заочной.

Во время защиты каждый студент на протяжении 5-10 минут докладывает о содержании работы, обращая основное внимание на постановку задач, основные положения работы, результаты исследований и выводы.

Тезисы выступления студент готовит предварительно. Доклад может сопровождаться демонстрацией соответствующих презентационных материалов, которые удостоверяют факт выполнения студентом поставленных задач и дают возможность присутствующим ознакомиться с основными результатами работы.

После доклада студент отвечает на вопросы комиссии. Отве­ты, защищающегося должны быть краткими, конкретными и аргу­ментированными.

От того, как студент сумеет изложить в своем докладе ее ос­новные положения, показать при ответах глубокие знания и умение использовать их в ходе защиты, во многом зависит оценка за курсо­вую работу. При этом учитывается и рекомендуемая в рецензии оценка научного руководителя.

Качество выполнения курсовой работы и результаты ее защиты оцениваются по четырех балльной шкале («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»).

Оценка за курсовую работу выставляется в зачетную книжку.

Критерии оценивания знаний на защите по курсовой работе должны обеспечить единый и объективный подход к выставлению преподавателем оценки.

Критерии оценивания:

«Отлично» — выставляется студенту, за работу по сложной теме, выполненную в установленные сроки. Обоснована её актуальность. Содержание отражает знание особенностей педагогического процесса по выбранной теме курсовой работы, полно, логически правильно. По результатам работы сделаны выводы, соответствующие цели и задачам. Работа

16

иллюстрирована схемами, таблицами, рисунками. Правильно составлен список использованных источников, есть ссылки на источники в тексте работы. Работа характеризуется высоким уровнем самостоятельности, хорошим уровнем языковой и стилистической культуры, аккуратно и грамотно оформлена. При защите студент сумел выбрать наиболее значимые теоретические и практические аспекты, правильно ответил на вопросы, убедительно иллюстрировал защиту с использованием персонального компьютера и технических средств обучения и другого иллюстративного материала. Однако при всей отличной подготовке студент может допустить одну незначительную ошибку.

В практической части использует элементы научно-педагогического эксперимента: анкетирование, тестирование, моделирование и др. Представляет разработанную систему конспектов уроков, упражнений, игр и т.д.

«Хорошо» — выставляется студенту, который в установленные сроки защищает курсовую работу, имеет такие же позитивные качества, как и работа с оценкой «отлично», но в курсовой не четко определены цели, допущены незначительные отклонения в оформлении. При защите студент допускает неточности при ответах на вопросы, испытывает затруднения в обосновании представленных рекомендаций. Работа выше среднего уровня или с незначительными ошибками. Отсутствуют необходимые иллюстрации, не используются средства компьютерной техники.

В практической части студент представляет разработанную систему конспектов уроков, упражнений, игр и т.д.

«Удовлетворительно» — выставляется студенту, который раскрыл несложную тему, в отдельных местах нарушена система изложения, нет глубины, композиционной стройности, ссылок на используемую литературу, допущены стилистические и орфографические ошибки, нет необходимых выводов. В работе проявляются знания только общих вопросов педагогического процесса и отсутствуют специфические особенности изучаемого предмета курсовой работы. При защите студент не смог раскрыть главных достоинств работы, отвечал на вопросы недостаточно правильно и убедительно.

Работа удовлетворяет минимальной положительной оценке. Практическая часть носит репродуктивный характер.

Работа оценена на «неудовлетворительно» и к защите не допускается, если в работе нет ясных целей и задач, в объеме и оформлении имеются грубые недостатки, неудовлетворительно оформлен список использованных источников, студент смутно представляет суть работы. Работа возвращается студенту для доработки с соответствующими указаниями руководителя.

Студент, который не защитил курсовую работу, допускается для повторной защиты после ее доработки, на протяжении экзаменационной сессии.

Результаты защиты оцениваются и оглашаются в тот же день после окончания работы комиссии.

17

7. Примерный план выступления студента на защите курсовой работы

  1. Приветствие и представление (Уважаемая комиссия…., Я студент гр.___ Ф.И.О. предлагаю Вашему вниманию курсовую работу на тему: ____________)
  2. Общая характеристика курсовой работы: темы; цели работы; основных вопросов, раскрытых в работе;
  3. Краткая характеристика основного содержания курсовой работы: и оценочные суждения автора ее основным аспектам; анализ и оценка практического опыта решения исследуемых вопросов с позиции теории; пути совершенствования работы и эффективной реализации на практике.
  4. Самооценка и качества выполненной курсовой работы: какие задачи были поставлены в процессе работы над темой и как удалось их решить.

Доклад излагается с обращением к иллюстративному материалу, представленному на защиту. Он должен позволить увидеть членам комиссии весь объем проделанной работы, ее структуру, оценить содержание и практическую значимость.

8 Список библиографических источников

  1. Збірник законодавчих та нормативних актів про освіту. Випуск I, МО Украины, Київ 1994г.
  2. Положение про организацию учебного процесса в высших учебных заведениях, утв.приказом МОУ от 2июня 1993г. №161.
  3. Я.Я. Болюбаш Організація навчального процесу у вищих закладах освіти. ВВП “КОМПАС” Київ 1997 г.
  4. Государственные стандарты Украины. ДСТУ 3008-95 «Документация. Отчеты в сфере науки и техники. Структура и правила оформления «.
  5. «Методические рекомендации по оформлению курсовых работ (проектов), рефератов, отчетов о практике, дипломных работ для студентов всех специальностей», рассмотренных и рекомендованных методическим советом колледжа, Севастопольского индустриально-педагогического колледжа — протокол №4 от 02  февраля 2012г
  6. Положение об организации написания и защиты курсовых работ и дипломных проектов (работ) рассмотренных и рекомендованных методическим советом колледжа,

Севастопольского индустриально-педагогического колледжа — протокол №__ от «__»_________2013г

18

Приложение А

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ

«СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Предметно-цикловая комиссия «Педагогики, психологи, частных методик»

Курсовая работа

по «Педагогике»____________________________________________________________

(название дисциплины)

на тему: «Активные методы обучения как средство формирования познавательной активности учащихся»

Студента (ки) _____ курса группы __________

специальности____________________________

________________________________________

(фамилия и инициалы)

Руководитель ____________________________

________________________________________

(должность, фамилия и инициалы)

Оценка: __________________________________

Члены комиссии ______ ___________________

(подпись) (фамилия и инициалы)

______ ___________________

(подпись) (фамилия и инициалы)

______ ___________________

(подпись) (фамилия и инициалы)

г. Севастополь 2013 год

19

Приложение Б

Пример оформления содержания курсовой работы

СОДЕРЖАНИЕ

Введение . 4

1. Единство семьи и школы в создании воспитательного пространства 5

1.1 Значение семейного воспитания в развитии и формирование личности ребенка 5

1.2 Психолого-педагогические основы сотрудничества семьи и школы 7

1.3 Формы взаимодействия учителя с родителями 9

1.4 Недостатки педагогического управления семейным воспитанием и пути

их преодоления 17

2. Практическая часть .22

Заключение 28

Список использованных источников 29

Приложение А 31

Приложение Б 32

20

Приложение В

Примерный перечень тем курсовых работ

по дисциплине «Педагогика»

для специальности 5.01010201 «Начальное образование»

1. Проблема готовности шестилетнего ребёнка к школьному обучению.

2. Активные методы обучения как средство формирования познавательной активности учащихся.

3. Методы поощрения и наказания в учебно-воспитательном процессе младших школьников.

4. Значение работы учителя по нравственному воспитанию младших школьников.

5. Нестандартные уроки как способ активизации познавательной деятельности младших школьников.

6. Значение дидактических игр в процессе обучения и воспитания младших школьников.

7. Личностно-ориентированный аспект в парадигме начального образования

8. Особенности работы классного руководителя в начальной школе

9. Формы взаимодействия семьи и школы.

10. Проблемы неуспеваемости в начальной школе.

11. Значение эстетического воспитания в формировании культуры личности младшего школьника.

12. Роль игровой деятельности в процессе обучения и воспитания младших школьников.

13. Самостоятельная работа как активный метод обучения в начальной школе.

14. Причины трудновоспитуемости и коррекционная работа в начальной школе.

15. Использование интерактивных методов обучения как средство формирования познавательной активности учащихся.

16. Роль воспитательной системы образовательного учреждения в формировании личности младшего школьника.

17. Значение патриотического воспитания в формировании личности младшего школьника

21

Приложение Г

Пример оформления Введения

введение

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка. Важнейшей целью системы школьного образования является подготовка учащихся, способных самостоятельно и активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться в изменяющихся условиях современного общества.

Актуальность исследования подтверждается тем обстоятельством, что изменения, происходящие в обществе, быстрое развитие науки и внедрение новых технологий, выдвигают новые требования к подготовке учащихся начальной школы. В Государственной программе «Осв1та» (Украина 21 столетие) очерчена стратегия развития образования. Она нацелена на воспитание и самосовершенствование личности, формирования интеллектуального и культурного потенциала, как высшей ценности нации.[1]. Начальное образование, как часть общего среднего образования, в зависимости от целей и задач, направлено на полноценное овладение школьниками всеми компонентами начальной деятельности. Но в нынешней системе организации образования уделено недостаточно внимания индивидуальному аспекту обучения. Это, прежде всего, относится к жесткой школьной системе с ее учебным планом, одинаковым для всех учащихся до окончания средней школы, преподавания предметов по единым, весьма перегруженным, обязательным для всех учебным программам. Преобладание таких форм и методов обучения, которые ограничивают возможности для творческой работы учителя, рассчитанной на учет, сохранение, формирование и развитие индивидуальности ведёт за собой и в другие отрицательные явления в учебной работе: слабая учебная мотивация школьников, учение ниже своих возможностей, пассивность учеников, случайность выбора ими профессии. Традиционная система обучения и предложенные подходы к ее модернизации затрагивают главное противоречие в образовании — между высокими потребностями общества к качеству образования всех его членов и психо­физиологическими особенностями детей.

В настоящее время в мировой педагогике все больше осознается, что кризис, вызванный вышеуказанными противоречиями, не может быть решен в рамках старой системы и требует изменения технологии обучения.

Необходимо создать оптимальные условия для развития личности наиболее полного учета индивидуальных различий учащихся. Таким образом, выявленное противоречие определило актуальность и содержание настоящей работы «Нестандартный урок как способ активизации познавательной деятельности младших школьников»..

22

Продолжение Приложения Г

Цель нашей курсовой работы: раскрыть способы организации нестандартных уроков.

Задачи:

1. Определить понятие, сущность и особенности нестандартных уроков.

2. Раскрыть методику нестандартных уроков.

3. Провести нестандартные урок и выявить уровень познавательной активности учащихся и качество знаний в сравнении с традиционным уроком.

Объект исследования –процесс активизации познавательной деятельности младших школьников

Предмет исследования – нестандартный урок.

При написании курсовой работы были изучены педагогическая и методическая литература, периодические журналы, использованы теоретические и эмпирические методы педагогического исследования.

Нетрадиционные формы обучения изучали и внедряли в практику ученые педагоги, современные дидакты, учителя-новаторы такие как Коменский Я.А., Сухомлинский В.А., Подласый И.П., Давыдов В.В., ВыготскийЛ.С, Пидкасистый П.И., Завгородняя О.Д, Шарко В.Д., Кульневич С.В., Лакоценина Т.П., Савинова С.В., Гугучкина Е.Е. и многие другие.

23

Приложение Д

Пример оформления Заключения

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В последние годы многие учителя, неудовлетворенные низким уровнем мотивации учения, слабыми знаниями учащихся стараются совершенствовать образовательный процесс, который отличается от традиционного. Нестандартные уроки все больше занимают место в педагогической практике.

В школах должен происходить постоянный поиск, цель которого — найти новые формы и приемы, позволяющие слить в единый процесс работу по образованию, развитию и воспитанию учащихся на всех этапах обучения. Коллективу учителей школ необходимо реализовать концепцию, которая предполагает необходимость обеспечения учащихся прочными знаниями материала программы с одновременным осуществлением разноаспектного развития и формирования личности каждого обучаемого — с учетом её индивидуальных способностей и возможностей.

В заключение нашего исследования отметим, что мы проанализировали способы организации нестандартных уроков, что являлось нашей целью. В результате эксперимента мы пришли к выводу, что использование нестандартных форм обучения повышает уровень активизации познавательной деятельности и качество знаний младших школьников. Современная дидактика имеет большую копилку различных видов нетрадиционных уроков и их технологий.

Необходимо отметить, что нетрадиционные уроки, при правильной их организации, позволяют:

  • Активизировать и интенсифицировать процесс обучения посредством стимуляции мотивов учебной деятельности;
  • Воссоздавать межличностные отношения;
  • Варьировать проблемность учебного материала
  • Расширять и углублять процесс творческого самоопределения учащихся
  • Снимать эмоциональную нагрузку младших школьников

Конечно, нестандартные уроки, необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимся, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы. Поэтому практиковать такие уроки следует всем учителям. Нестандартные уроки хоть и имеют определённые недостатки: большие затраты времени при подготовке к уроку, подготовка дидактических средств, снижение уровня серьёзного познавательного труда и т.д., однако они имеют свою результативность.

24

Продолжение Приложения Д

Пути поиска и способы реализации этих новых форм и приемов преподавания должны быть в значимой степени творческими, нетрадиционными и в то же время эффективными. Таким образом, учитель начальных классов, правильно организуя образовательный процесс, рационально используя рабочее время школьников, применяя современные образовательные технологии, сумеет создать организационно-педагогические условия образовательной деятельности, соответствующие требованиям сохранения психического и физического здоровья младших школьников.

25

Приложение Е

Оформление списка использованных источников

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Державна национальна програма «Осв1та» (Укра1на 21 стол1тяя) К: Райдуга»1994р.-61с.
  2. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно- воспитательного процесса.- М. 1982г.
  3. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. — М. Педагогика, 1989г.
  4. Виноградова Н.Ф. Как реализовать личностно- ориентированное образование в начальной школе.// Начальная школа.- 2001 г.- № 9.- с. 5
  5. Выготский Л.С. Психология искусства.- М.: Просвещение 1968.-с40-41.
  6. Гин. А. Приёмы педагогической техники. — Учебная книга.- Луганск. 2003 г.
  7. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. — М., 1986.
  8. Завгородняя О.Д. Нестандартность: ее пути, обретения и ловушки. — М: 1987г.

9. Коменский Я.А. Избранные сочинения в 2-х томах. Т. I.- Москва. Педагогика. 1982г.-с.375

10. Кропичева Т.Б. Нетрадиционные уроки естествознания в начальной школе// начальная школа.- №1.-2002.-с57-58

11. Кульневич С.В., Лакоцетина Т.П. Совсем необычный урок: Практическое пособие для учителей и классных руководителей, студентов средних и высших педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. — Ростов-на-Дону: «Учитель», 2001.

12. Кульневич С.В., Лакоцетина Т.П. Нетрадиционный урок в начальной школе(Ч.1).-Ростов –на –Дону: издат.-во «Учитель», 2002.-с.5-27

13. Куриленко Л.В. Активизация познавательной деятельности школьников в условиях инновационно- образовательных процессов. — Самарский университет- 1998г.- с. 11

14. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1977. — с. 102.

15. Лущникова И. Д. Традиционное и новаторское в современном образовании. // Педагогика, -2000г.- №10.-с.47

26

Приложение Ж

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ

«СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Рецензия на курсовую работу

Студента группы __________ _______________________________________________________________________

Тема курсовой работы ________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

Критерии оценивания

Оценка рецензента

1.

1.1. Введение (формулировка темы, ее актуальность, определение цели и задач исследования, определение объекта и предмета исследования и пр.) ________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________

1.2. Основная часть (соответствие содержания теме работы, полнота раскрытия темы, научно теоретическая значимость исследования)____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1.3. Заключение (наличие обобщений к каждому разделу и выводов исследования в целом, соответствие выводов целее и задачам работы, четкость и обоснование обобщений и выводов) __________________________________________________________________________________________________________________

2.

Творческий подход и самостоятельность при написании работы, своевременность выполнения и практическая значимость курсовой работы (наличие элементов творческого поиска, изложение и обоснование собственных мыслей, формулировка предложений к практическому применению материалов проведенного исследования) ________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________

27

3.

Проработка источников (соответствие подобранных источников теме работы, их количество (достаточное /недостаточное), умение делать ссылки, правильность и полнота библиографического описания) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.

Логика и последовательность изложения материала ________________________________________________________________________________________________________________________________

5.

Внешнее оформление работы (стиль написания, качество и аккуратность оформления, его соответствие требованиям) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Курсовая работа допускается к защите с оценкой

1.

Защита курсовой работы (глубина знаний студента во время защиты качество ответов на вопросы по содержанию курсовой работы) _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Общая оценка за курсовую работу

Рецензент ________________________________

Председатель комиссии _____________________

Члены комиссии _____________________________________

_____________________________________

«____»___________20___ г.