Тема 1. Современные методы исследований в психофизиологии

ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

 

 

по выполнению самостоятельной работы студентами направления

080400.62 Управление персоналом (управление персоналом организации)

 

 

 

Екатеринбург — 2012

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по выполнению самостоятельной работы студентами направления 080400.62 Управление персоналом (управление персоналом организации).

 

 

Составитель: Бирюкова Ю.Е.

 

 

Одобрено и рекомендовано к изданию методической комиссией инженерного факультета УрГСХА (протокол №_______ от ______________________ года) для студентов направления 080400.62 Управление персоналом (управление персоналом организации).

– 12с.

 

 

© Уральская государственная

сельскохозяйственная академия, 2012

Содержание

 

Введение..…………………………………………………………………………………..….4

1. Подготовка и написание контрольной работы………………………………………..5

2. Подготовка к тестированию по темам:

2.1.1 Тема 2.1.Психофизиологические основы построения профессии и

профессиографии…………………………………………………………………..…..8

2.1.2 Тема 2.2. Психофизиологический анализ профессиональной деятельности……8

2.1.3 Тема 2.3. Теория профессионализации персонала………………………………8

2.1.4 Тема 2.4. Психофизиология профессионального отбора и профессиональной

пригодности………………………………………………………………………….…8

2.1.5 Тема 2.5. Психофизиологические компоненты работоспособности…………..8

2.1.6 Тема 2.6. Психофизиологические функциональные состояния……………….9

2.1.7 Тема 2.7. Психофизиологические основы адаптации к экстремальной

деятельности……………………………………………………………………………9

2.1.8 Тема 2.8. Измерение и анализ физиологических и психологических рабочих

нагрузок…………………………………………………………………………………9

3. Подготовка к зачету по всем темам курса………………………………………..10

4. Список основной и дополнительной литературы курса…………………………11

 

 

Введение

Активная роль студентов в процессе обучения обуславливается развитием у них самостоятельности, инициативы в познавательной и практической деятельности. Практическая, самостоятельная деятельность студентов может научить их пользоваться приобретенными знаниями, умениями и навыками в жизни, в общественно полезном производственном и бытовом труде.

5 стр., 2281 слов

Контроль срс по дисциплине опд. Ф. 07. Социология и психология ...

... - 248 с. Уткин Э.А.,Кочеткова А.И. Управление персоналом в малом и среднем бизнесе. М., 1996. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. Т.1,2. М., 1986. Экономика труда.Учебник для ... Маренков Н.Л., Косаренко Н.Н. Управление персоналом организаций: учебное пособие для студентов вузов. М., 2005. – 464 с. Кафидов В.В. Управление персоналом: учебник для студентов вузов. М.: Академический проект, ...

Самостоятельная работа служит важным средством развития у студентов познавательных способностей: любознательности, наблюдательности, пытливости, логического мышления, памяти, воображения, творческой активности в поиске и применении полученных знаний.

Только практика самостоятельной работы позволяет постоянно развивать и прививать студентам культуру умственного и физического труда, формировать у них интерес к правильному целеполаганию, научить самостоятельно трудиться и получать эффективные результаты своей работы.

Рационально и правильно поставленное обучение должно способствовать превращению накопленных знаний в активное достояние с перспективным использованием их в будущей деятельности. Критериями реального использования полученных знаний могут служить их осознанность, прочность и длительность сохранения, чему могут помогать классификация знаний и неоднократное повторение.

Самообразование студентов – составная часть всей системы учебной работы вуза, предполагающее умение учиться, самостоятельную работу с различными источниками знаний, выработку потребности познавать, формирование любознательности. С помощью самообразования студенты не только получают значительный объем знаний, но и приобретают навыки самостоятельного овладения знаниями, элементами научного мышления, методами научных исследований, формируют готовность к постоянному обновлению и приобретению новых знаний, а в дальнейшем к последующему профессиональному самообразованию.

 

1. Подготовка и написание контрольной работы:

Цель контрольной работы – изучение студентами наиболее актуальных тем дисциплины в процессе самостоятельной работы над теоретическим материалом по курсу «Психофизиология профессиональной деятельности».

Перечень контрольных работ содержит пятнадцать вариантов тем, из которых студент выбирает и выполняет одну контрольную работу.

Текст должен быть написан на одной стороне листа с 1,5 интервалом и шрифтом 14. Поля должны оставаться по всем четырем сторонам листа: верхнее поле – 20-25 мм, левое – 25-30 мм, правое 5 мм, нижнее – 20 мм.

Общий объем контрольной работы должен составлять не менее 15 страниц машинописного текста. Нумерация страниц начинается с титульного листа.

Контрольная работа по структуре должна состоять из введения, содержательной части, заключения и списка литературы, которые отражаются в плане работы.

Введение является обязательной составной частью контрольной работы и отражает прагматическую ценность изучения данной учебной дисциплины в целом, а также актуальность выбранной темы.

Содержательная часть подразделяется на отдельные разделы (не более трех), выделение которых помогает структурировать излагаемый материал.

В тексте работы каждый ее раздел необходимо выделять соответственно оформленным заголовком. Рисунки (схемы, графики) и таблицы должны иметь сквозную нумерацию. Номер и название таблицы обозначаются вверху таблицы, номер и название рисунка – внизу. При выполнении работы желательно привести практические примеры по рассматриваемой проблеме.

4 стр., 1769 слов

Управление поведением и деятельностью в стрессе

... коммуникацией. Объектом работы является непосредственно стресс. Предмет работы – управление поведением и деятельностью в стрессе. Цель данной курсовой работы – рассмотреть техники управления поведением и деятельностью в стрессе на примере ... жизни и на действиях, которые могут улучшить ваше состояние. 5. Лучший способ уменьшить стресс – это отвлечься, если предстоит удручающе неприятное дело, ...

В заключении необходимо кратко подвести итог рассмотренным вопросам и сформулировать возможные рекомендации. На использованные при выполнении работы литературные источники и периодические издания необходимо делать в тексте работы ссылки, указывая их порядковые номера в списке литературы, который является неотъемлемой частью работы и составляется в алфавитном порядке.

Темы контрольных работ:

1. Современные методы исследований в психофизиологии.

2. Психофизиология профессионального отбора.

3. Характеристика психофункциональных состояний.

4. Профессиональный стресс. Причины развития и возможности его преодоления.

5. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы.

6. Стресс и дистресс. Последствия дистрессового состояния для здоровья человека.

7. Психологические и психофизиологические представления об эмоциях.

8. Память и внимание – важные индивидуальные характеристики для профотбора и профпригодности.

9. Характер в структуре личности.

10. Биологическое и социальное в структуре личности.

11. Психофизиология памяти.

12. Структура профессиональной деятельности и классификация профессиональных деятельностей.

13. Стресс и стрессоустойчивость.

14. Психические и психосоматические заболевания, развивающиеся вследствие дистрессового состояния.

15. Эмоциональная регуляция деятельности.

16.Обзор методик, предотвращающих развитие дистрессового состояния.

Методические указания к темам контрольных работ:

Тема 1. Современные методы исследований в психофизиологии

В работе следует рассмотреть основные методы, используемые в психофизиологии и показать их значение для объективизации психологических данных. Коротко описать эти методы (ЭКГ, ЭЭГ, компьютерная томография и др.).

Тема 12. Структура профессиональной деятельности и классификация профессиональных деятельностей

В работе следует привести структуру профессиональной деятельности, дать определение понятия «профессиография». Уделить внимание классификации профессиональных деятельностей. Отметить важность и значимость физиологических параметров для оценки глубины «проблемной ситуации» в умственной деятельности, дать расшифровку понятия «проблемная ситуация» с точки зрения психофизиологии.

Тема 13. Стресс и стрессоустойчивость

Дать определение понятиям «стресс», «стрессор», «стрессовая реакция» и «дистресс». Стрессоустойчивость и ее критерии на ЭЭГ, возможности ее повышения. Пути сознательного управления уровнем стресса.

Тема 14. Психические и психосоматические заболевания, развивающиеся вследствие дистрессового состояния.

В данной теме следует подчеркнуть деструктивное влияние дистресса на организм человека. Отметить, что длительно существующее дистрессовое состояние приводит к снижению защитных сил организма (иммунитета) и способствует развитию целого ряда заболеваний (привести примеры).

Тема 15. Эмоциональная регуляция деятельности

Раскрыть физиологические механизмы эмоций. Привести классификацию эмоций. Показать связь высших (сложных) эмоций или чувств (интеллектуальные, моральные, эстетические и праксические) с процессом трудовой деятельности и решением практических задач и связь низших (простых, элементарных) эмоций с жизненным тонусом и общим состоянием организма человека.

4 стр., 1769 слов

Современные методы исследования психофизиологии памяти

... клинике для диагностики локализации патологического очага в мозге. В психофизиологии используют метод монополярного отведения. Один электрод располагают над изучаемым участком мозга, другой ... памяти. Первое поколение приборов, позволяющее видеть тонкую энергетическую оболочку, окружающую тело человека, - ауру, позволяют наблюдать эмоциональные проявления воспоминаний. Считывание информации с ...

Тема 16. Обзор методик, предотвращающих развитие дистрессового состояния

В работе следует отметить, что дистрессовое состояние, приводящее к развитию психических и психосоматических заболеваний, поддается коррекции. Описать техники, наиболее часто используемые для этой цели (медитация, аутогенная тренировка, прогрессивная релаксация, биологическая обратная связь и т.д.).

2. Подготовка к тестированию по темам:

Тема 2.1 Психофизиологические основы построения профессии и профессиографии

1. Профессиографирование и профессиограммы

2. Основные подходы к содержанию и структуре профессиограмм

Методы и схемы профессиографирования

4. Принципы профессиографирования

5. Психограмма как модель индивидуально-личностных качеств профессионала

6. Классификации профессий

Тема 2.2 Психофизиологический анализ профессиональной деятельности

1. Основы психофизиологического анализа профессиональной деятельности

2. Методы изучения профессии

3. Уровни анализа трудовой деятельности

4. Человек как субъект трудовой деятельности

 

Тема 2.3 Теория профессионализации персонала

1. Труд как вид деятельности

2. Стадии индивидуального развития человека как субъекта труда

3. Уровень зрелости и развития личности в трудоспособном периоде индивидуального развития человека

Стадии цикла профессионализации

5. Противоречия и кризисы профессионального развития личности

Тема 2.4 Психофизиология профессионального отбора и профессиональной пригодности

1. Профессиональный отбор

2. Методы профессионального отбора

3. Профессиональная пригодность

4. Профессионально важные качества

5. Индивидуальный стиль трудовой деятельности

 

Тема 2.5 Психофизиологические компоненты работоспособности

1. Работоспособность субъекта труда, компоненты работоспособности

2. Виды работоспособности

3. Характеристика стадий работоспособности

4. Уровни работоспособности

5. Показатели работоспособности

 

Тема 2.6 Психофизиологические функциональные состояния

Значение функциональных состояний в деятельности человека

1. Формирование структуры функционального состояния

2. Классификация и диагностика функциональных состояний

3. Виды и характеристика функциональных состояний

4. Способы регуляции функциональных состояний

 

Тема 2.7 Психофизиологические основы адаптации к экстремальной деятельности

1. Психологические особенности адаптации к труду

2. Нарушения процесса адаптации

3. Профессиональная адаптация и дезадаптация в экстремальных трудовых условиях

4. Индивидуальные стили адаптации

5. Профессиональный стресс

6. Источники профессионального стресса

 

Тема 2.8 Измерение и анализ физиологических и психологических рабочих нагрузок

1. Физиологические основы трудовых процессов

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... извлекать весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить не ... очень трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... семеричны. Дело науки будущего осветить эти явления путем научных методов и сделать их достоянием всех. «…Одним из самых ...

2. Классификация форм и видов трудовой деятельности

3. Методы оценки тяжести труда

4. Методы оценки напряженности труда

Подготовка к зачету по всем темам курса

Требования к зачету определены с учетом Положения о проведении итогового контроля успеваемости и промежуточной аттестации, обучающихся вуза.

Оценка «зачтено» ставится, если студент освоил программный материал всех разделов, знает отдельные детали, последователен в изложении программного материала, владеет необходимыми умениями и навыками при выполнении практических заданий.

Оценка «не зачтено» ставится, если студент не знает отдельных разделов программного материала, непоследователен в его изложении, не в полной мере владеет необходимыми умениями и навыками при выполнении практических заданий.

 

1. Предмет, цель и задачи психофизиологии профессиональной деятельности.

2. Методы исследования психофизиологии профессиональной деятельности

3. Методы и принципы психофизиологии труда.

4. Задачи курса психофизиологии труда.

5. Структура профессиональной деятельности.

6. Профессиональная пригодность.

7. Профессиональный отбор.

8. Профессиональный подбор,

9. Профессиональное самоопределение и актуализация человека в профессии

10. Классификация профессиональной деятельности

11.Содержание понятий «профессионализм» и «компетентность» личности.

12.Структура профессионализма.

13.Уровни и критерии профессионализма.

14.Профессионализм. Компетентность. Квалификация.

15.Стороны и критерии профессионализма.

16.Направленность личности профессионала.

17.Мотивы деятельности профессионала.

18.Профессиональная адаптация.

19. Единство психического и физиологического в трудовой деятельности.

20. Психофизиология внимания и сознания.

21. Основные вида мышечной работы и рабочая поза человека.

22. Утомление

23. Динамика работоспособности и характеристика ее стадий.

24. Перерывы и микропаузы в течении рабочего времени.

25. Темп и ритм работы.

26. Оптимальная продолжительность рабочего времени.

27. Малоподвижность и монотонность.

28. Сменность.

29. Содержание психофизиологических исследований.

30. Порядок проведения психофизиологических исследований.

31. Анализ физиологических и психологических рабочих нагрузок.

32. Распределение функций и рабочая нагрузка.

33. Функциональное состояние и поведение человека.

34. Влияние эмоции на деятельность человека.

35. Психофизиология памяти.

36. Принципы профессиональной диагностики.

37. Диагностические методы.

38. Профессиограмма как обобщенное отражение требований профессии к человеку.

39. Структура профессиограммы и ее компоненты.

40. Методы сбора информации для построения профессиограммы.

41. Профессиограмма и индивидуальное творческое освоение профессии.

42. Модель специалиста как фиксация требований профессии к человеку.

43. Понятие успеха в профессиональной деятельности.

11 стр., 5289 слов

Профессиональная мотивация и удовлетворенность трудом

... профессиональное призвание, профессиональное намерение, потребность в профессиональном труде, ценностные ориентации в профессиональной деятельности, мотивы профессиональной деятельности. Профессиональное призвание определяют как влечение к какой-либо профессии, осознание своих потенциальных возможностей и способностей в овладении данной профессией. Профессиональные ...

44. Динамика профессионального успеха.

45. Психотехника профессиональной деятельности.

46. Начало профессиональной деятельности.

47. Эффективный темп профессионального успеха.

48. Стратегии построения профессиональной карьеры.

49. Психофизиологический анализ трудовых операций.

50. Физиологический механизм неблагоприятного влияния санитарно-гигиенических факторов на работоспособность.