Тема 4. Рождаемость и репродуктивное поведение

Учебно- методические материалы.

  1. Лекции.

Конспект лекций по демографии.

Лекция № 1. Предмет, задачи и методы демографии. Слово «демография» образовано из двух греческих слов: «демос» — народ и «графо» — писать. Предметом демографии являются законы естественного воспроизводства населения в их общественно-исторической обусловленности. Население изучают многие науки: демографии, политическая экономия, социология, психология, этнография история, медицина и др. Главное качество, определяющее население как демографическую категорию – это способность к самовоспроизводству. Демографические явления и процессы: рождаемость, смертность, брачность, разводимость, изменения половозрастной структуры населения. Два вида движения населения: естественное и механическое (миграция).

Датой рождения демографии принято считать январь 1662 г., когда в Лондоне вышла в свет книга английского купца и капитана, Джона Граунта «Естественные и политические наблюдения, перечисленные в прилагаемом оглавлении и сделанные на основе бюллетеней о смертности…».

Народонаселение обладает множеством свойств и функций, главные из которых — производительная, потребительская и воспроизводственная. Различают два вида движения населения: естественное и механическое.

Задачи демографии: изучение тенденций и факторов демографических процессов; разработка демографических прогнозов; разработка мер демографической политики. Взаимосвязи демографических процессов со всеми другими общественными процессами. Методы демографии: статистические, математические, социологические. Отраслевая дифференциация внутри демографии. Отрасли демографии: статистика населения, экономическая, математическая, историческая, этническая, медицинская, социологическая. Предмет социологической демографии – демографическое поведение семьи, личности, социальных групп.

Лекции № 2. Источники информации о населении и демографических процессах. Виды источников информации: переписи населения, текущий статистический учет, списки и регистры населения, выборочные и специальные обследования. Переписи населения, их цели, основные принципы проведения, краткая история. Категории населения, учитываемого при переписях: наличное и постоянное. Дата переписи и момент счета населения («критический момент»).

Использование выборочного метода при переписях населения. Программа переписи населения, ее основные разделы и вопросы. Всероссийская перепись населения 2002 г. Микропериписи населения 1985 и 1994 гг., их особенности. Публикация итогов переписей населения. Текущий статистический учет естественного движения населения, его программа и организация. Публикации статистических данных о движении населения. Картотеки и электронные регистры населения. Выборочные и специальные демографические обследования. Изучение общественного мнения как источник демографической информации.

6 стр., 2629 слов

Старение населения как социально-демографический процесс и его последствия.

... и возрастной группы, являющейся важным элементом социальной и демографической структуры общества, оказывающей влияние на различные социальные процессы. ... гериатрии АМН СССР в Киеве была организована лаборатория демографии и социологии. В 60-70-е годы проводились интенсивные ... непрерывного “омоложения”. Потрясения “Великой депрессии” и массовое движение старых граждан в 30-е годы впервые обозначили их ...

Лекции № 3. Численность и структура населения. Численность населения – моментальный показатель, обычно на начало или конец года. Например, численность наличного населения на начало 2001 г. в РФ — 145 184,8 тыс. чел., постоянного – 144 819, 1 тыс. чел. Значение учета административно-территориальных границ и момента времени в сравнительном анализе изменений численности населения (особенно в России, так как ее административно-территориальное деление и территория очень часто менялись).

Численность населения земного шара (на 1 .01. 2002 г. – 6 196 257 388 чел.), частей света, крупнейших стран мира. Основные тенденции ее изменения в последние десятилетия. Структура населения по полу и возрасту. Показатели соотношения полов. Возрастные группы и контингенты. Половозрастные пирамиды, их построение и анализ. Взаимосвязь половозрастной структуры населения и демографических процессов. Половозрастная пирамида как летопись истории жизни народа на протяжении столетия. Влияние изменений половозрастной структуры населения на другие социальные структуры и процессы. Тенденции изменения половозрастной структуры населения в России и других странах мира. Демографическое старение населения: понятие, показатели, причины, демографические и социально-экономические последствия. Структура населения по брачному и семейному состоянию. Показатели реального и условного поколений. Показатели брачного состояния. Анализ тенденций брачной структуры населения по материалам переписей населения. Факторы брачности. Понятие семьи в демографии. Семья и домохозяйство. Типология семей и домохозяйств. Изучение семьи в переписях населения. Тенденции и факторы изменения размеров и состава семей и домохозяйств в РФ и других странах.

  1. структура населения по полу и возрасту. Два типа относительных показателей для характеристики соотношения полов: 1) процентная доля населения определенного пола в общей численности населения; 2)соотнесение численности населения одного пола с численностью населения другого пола с последующим умножением на 1000. Факторы, влияющие на половую структуру населения (1)соотношение полов среди новорожденных; 2) половые различия в смертности; 3) половые различия в интенсивности миграции населения).

    Половозрастные пирамиды.

  2. Связь возрастной структуры с режимом воспроизводства населения. Три типа такого взаимодействия: примитивный тип (высокая рождаемость и смертность); стационарный тип (низкий уровень смертности и рождаемости); регрессивный (депопуляционный) тип (снижение смертности замедляется, а снижение рождаемости продолжается, возрастная пирамида принимает вид погребальной урны, население стареет).
  3. методы реального и условного поколения. Первый характеризует интенсивность демографических процессов, происходящих в одном реальном поколении в разные периоды его жизни и заключительный итог демографической жизни поколения (число рожденных детей, браков, возраст смерти и др.).

    7 стр., 3156 слов

    Показатели нервно-психического развития детей первого года жизни

    ... слов. Понимает слово "нельзя" Самостоятельно пьет из чашки Таблица 2 Показатели нервно-психического развития детей 2-го года жизни Возраст Понимание речи (Рп) Активная речь (Ра) Сенсорное развитие ... одевает одежду (ботинки, шапку) с небольшой помощью взрослого Таблица 3 Показатели нервно-психического развития детей 3-го года жизни Возраст Речь активная (Ра) Сенсорное развитие (С) Игра сюжетная ...

    Второй – исходит из условного допущения, что наблюдаемые демографические события произошли не уразных поколений в одно время, а в разном возрасте у одного поколения, которое и называется «условным».

  4. брачная структура населения. Расчет числа лет, прожитых в браке, методом условного поколения по данным переписей населения по формуле: Т (m|x)=Ξ (ώ/16)P(mx) /P(x)*n.
  5. семейная структура населения. Понятие переписной семьи (родство, совместное проживание и бюджет).

    Функции семьи. Средний размер семьи. Классификация семей: полные и неполные; простые (нуклеарные) и сложные. Факторы изменения среднего размера и структуры семьи (тенденции уровня брачности и рождаемости, тенденции смертности, особенно детской, изменение традиций семейной жизни, жилищная обеспеченность).

    Семья и домохозяйство (общность бюджета, постоянное совместное проживание (добровольное) и питание).

    Типы домохозяйств (одиночные и групповые, семейные, групповые (несемейные) и смешанные, простые и сложные.

Термины: депопуляция, возрастная аккумуляция, половозрастная пирамида, демографическое старение населения, методы реального и условного поколения, фертильный возраст, переписная семья, семейная группа, домохозяйство.Тема 3. Показатели естественного движения населения.

Абсолютные и относительные показатели: целесообразность и границы применения. Средняя численность населения (среднее население).

Общие и частные коэффициенты, их достоинства и недостатки. Повышение аналитических возможностей общих коэффициентов движения населения с помощью индексного метода и методов стандартизации коэффициентов.

Демографическое понятие рождаемости. Рождаемость и плодовитость. Плодовитость как фактор рождаемости. Общие и частные коэффициенты. Брачная и внебрачная рождаемость. Показатели рождаемости по очередности рождения детей у матери. Разложение коэффициента рождаемости по структурным и поведенческим компонентам. Индекс гипотетического минимума естественной рождаемости (ГМЕР).

Тенденции уровня рождаемости в мире, в бывшем СССР, РФ, других странах, регионах, социальных и этнических группах населения. Демографический переход и демографическая революция. Факторы рождаемости. Методы изучения факторов рождаемости: статистические и социологические. Краткая история исследований факторов рождаемости в нашей стране. Репродуктивное поведение его понятие и структура. Репродуктивные ценности и нормы, потребности, установки, мотивы. Снижение рождаемости до уровня массовой малодетности как результата изменения структуры социальных ценностей и норм в индустриальной культуре. Социальные последствия массовой малодетности. Исследования репродуктивного поведения в нашей стране и за рубежом. Концепции, объясняющие причины массовой малодетности в современном индустриальном обществе.

Тема 5. Смертность, средняя ожидаемая продолжительность жизни и самосохранительное поведение.

Демографическое понятие смертности. Основные показатели: общий и возрастные коэффициенты, коэффициенты по причинам смертности. Младенческая смертность: методы расчета, социальное значение показателей. Вероятностные таблицы смертности (дожития): основные показатели таблиц, их взаимосвязь, построение таблиц, практическое использование. Средняя ожидаемая продолжительность предстоящей жизни: понятие, методы расчета, социальное значение показателя. Средняя ожидаемая продолжительность жизни для новорожденных и для людей, достигших определенного возраста. Интервальная ожидаемая продолжительность жизни. Тенденции и факторы уровня смертности и средней продолжительности жизни в мире, в бывшем СССР, России и других странах. Региональные, этнические, классовые и половые различия в продолжительности жизни, их факторы. Социальный прогресс и изменения структуры смертности по причинам смерти. Эпидемиологический переход. Факторы и перспективы дальнейшего роста средней продолжительности жизни. Самосохранительное поведение, его понятие и структура. Самосохранительное поведение как фактор продолжительности жизни. Целесообразность изучения самосохранительного поведения в исследованиях факторов продолжительности жизни. Исследования самосохранительного поведения в нашей стране и за рубежом.

10 стр., 4656 слов

Обучение населения здоровому образу жизни

... населения здоровому образу жизни Обучение здоровому образу жизни - сложный системный процесс, охватывающий множество компонентов образа жизни современного общества и включающий основные ... болезней, рост смертности, снижение рождаемости, продолжительности жизни. Остановить этот процесс, надеясь ... реагирует совершенно по-разному. Новое определение понятия "здоровье" было впервые сформулировано Всемирной ...

Тема 6. Рост и воспроизводство населения.

Рост и воспроизводство населения: связь и различие понятий. Коэффициент естественного прироста населения, его познавательное значение. Связь естественного прироста населения с его половозрастной структурой. Темпы роста и прироста населения. Определение суммарного коэффициента рождаемости, необходимого для обеспечения нулевого прироста населения. Показатели воспроизводства населения: брутто- и нетто- коэффициенты, истинный коэффициент естественного прироста. Длина поколения. Прогностический характер показателей воспроизводства населения. Демографический переход от экстенсивного к интенсивному типу воспроизводства населения как результат социального прогресса. Тенденции воспроизводства населения в мире, СССР, России и других странах.

Тема 7. Здоровье населения

Сущность и структура понятия здоровья. «Здоровье индивида» и «популяционное здоровье» (здоровье населения) Источники информации для оценки здоровья. Методы измерения здоровья населения. Эволюция политики охраны и укрепления здоровья.

Тема 8. Демографическое прогнозирование.

Роль демографических прогнозов в экономическом и социальном планировании. Взаимосвязь демографического и социально-экономического прогнозирования. Значение научного обоснования гипотез о наиболее вероятных будущих тенденциях демографических процессов для достоверности прогноза. Простейшие методы прогноза общей численности населения и познавательное значение таких прогнозов. Прогнозирование половозрастной структуры населения. Определение будущего числа рождений. Использование данных социолого-демографических исследований репродуктивного поведения для прогнозирования рождаемости. Прогнозирование семейной структуры населения. Прогнозирование уровня смертности. Демографические прогнозы ООН.

Тема 9. Миграции и миграционная политика.

История миграции населения. Территориальное размещение населения мира. Понятие, виды функции и факторы миграции.На протяжении истории цивилизации миграция выступает неотъемлемой составной частью жизни народов, способом существования человека в меняющейся действительности (Греческая колонизация, Великое переселение народов и др.) Особенности русской колонизации и последствия распада СССР. Показатели территориального размещения населения (плотность населения).

14 стр., 6582 слов

Источники сведений о населении: текущий учет, списки и регистры, ...

... Д считался Дж. Граунт. «Естественные и политические явления…» 1662г, Лондон. Основа – анализ рождаемости и смертности за 80 лет в Лондоне. ... около 150 тыс. человек (хотя исходя из душевых показателей исчислялись размеры бюджетной помощи этим регионам), а в ... кот. относятся свед-я,способу получения инф.,хар-ру издания. Текущий учет населения ведется не только статистическими, но и различными ...

Согласно сложившейся традиции в отечественной методологии виды миграции обусловливаются пребыванием мигранта на месте въезда. Основные миграции: эпизодические, маятниковые, сезонные, безвозвратные, вынужденные, незаконные, насильственные, криминальные. Международные миграции. Миграции и рынки труда в современной Росси. Основные задачи государственной миграционной политики. Задачи органов власти по добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом. Порядок выплаты компенсации расходов .

Миграционная политика в экономически развитых странах мира. Система начисления баллов для отбора квалифицированных специалистов. Современный опыт административно-правового регулирования миграционных процессов в экономически развитых странах мира. Программы регуляризации положения нелегальных мигрантов.

  1. Практические занятия.

Перечень примерных вопросов и заданий для самостоятельной работы и семинарских занятий и методические рекомендации к ним.

Семинарские занятия № 1 – 2.

После изучения темы студент должен знать:

  • Понятие «переписи населения», «регистры населения»;
  • Основные принципы проведения переписей населения и характер включаемых в них вопросов;
  • Понятия: «фактическое население», «юридическое население», «статистический факт»; «критический момент переписи населения».

Должен уметь:

  • Давать сравнительный анализ различных источников информации о населении;
  • Пользоваться материалами демографических сборников; знать их структуру.

ДЕ 2. Источники информации о населении и демографических процессах.

Методические рекомендации студентам: рекомендуется ознакомиться с теоретическим материалом, изложенным в учебниках Борисова В.А. или Волгина Н.А., обратить внимание на основные принципы переписи населения, характер включаемых в перепись вопросов в разные годы. Можно составить сравнительную таблицу основных показателей переписей в России.

Методические рекомендации преподавателям: обратить основное внимание на основные принципы переписей и показать, как менялись вопросы, включаемые в переписные листы на протяжении истории переписей в России. Можно показать формы переписных листов. Особое внимание уделить принципам проведения переписи 2010 г.

Вопросы к семинарам:

  1. Переписи населения. Знать:
  • основные принципы (всеобщность; периодичность проведения; безотносительность к каким-либо конкретным частным интересам государства; индивидуальность регистрации; анонимность, одномоментность переписи (критический момент), централизованное руководство проведением переписи; анонимность сведений и др.).
  • историю переписей населения в России и в мире;
  • программы переписей населения, характер включаемых в нее вопросов. Какие вопросы включались в переписи, проводимые в России.
  • текущий статистический учет. Знать:
  • историю и развитие учета событий естественного движения населения: рождений, смертей, браков, разводов.
  • Характер подлежащих учету данных и их значение для демографии.

текущие регистры населения (списки, картотеки);

12 стр., 5939 слов

Естественная рождаемость: понятия и методы измерения

... современных показателей естественной рождаемости в России и Ростовской области. 6) Рассмотреть демографические данные естественной рождаемости в России. Методологическая основа исследования. Для решения поставленных задач были использованы методы: анализ учебной и методической литературы; метод обобщений; ...

выборочные и специальные исследования.

Термины: фактическое население, юридическое население, статистический факт; критический момент переписи населения.

Литература:

  1. Киселева Г.П., Кваша А.Я. О чем рассказывают переписи населения. М., 1983..

  2. Россия и ее регионы в ХХ веке: территория – расселение – миграции/ под ред. О. Глезер и П.Поляна. М., 2005.
  3. Судоплатов А.п. проблемы демографии в трудах западных ученых //Всемирная история экономической мысли. Т. 5. М., 1995.
  4. Этнография переписи. М., 2003.
  5. Народонаселение: Энциклопедический словарь. М., 1994.

Семинарские занятия № 3 – 4.

После изучения темы студент должен знать:

  • Понятия «наличное», «постоянное» и «юридическое» население;
  • Понятие « половозрастной структуры населения»; «демографическое старение населения» и др.
  • Методы реального и условного поколения;
  • Факторы, влияющие на половую структуру населения;
  • Брачную, семейную, половозрастную и проч. структуру населения.

Должен уметь:

  • Строить половозрастные пирамиды;
  • На основании половозрастной пирамиды давать анализ режима воспроизводства населения;
  • Давать сравнительный анализ структуры населения.

ДЕ 3. Численность и структура населения.

Вопросы к семинарам:

  1. Численность населения. Наличное, постоянное и юридическое население.

  2. структура населения по полу и возрасту. Два типа относительных показателей для характеристики соотношения полов: 1) процентная доля населения определенного пола в общей численности населения; 2)соотнесение численности населения одного пола с численностью населения другого пола с последующим умножением на 1000. Факторы, влияющие на половую структуру населения (1)соотношение полов среди новорожденных; 2) половые различия в смертности; 3) половые различия в интенсивности миграции населения).

    Половозрастные пирамиды.

  3. Связь возрастной структуры с режимом воспроизводства населения. Три типа такого взаимодействия: примитивный тип (высокая рождаемость и смертность); стационарный тип (низкий уровень смертности и рождаемости); регрессивный (депопуляционный) тип (снижение смертности замедляется, а снижение рождаемости продолжается, возрастная пирамида принимает вид погребальной урны, население стареет).
  4. методы реального и условного поколения. Первый характеризует интенсивность демографических процессов, происходящих в одном реальном поколении в разные периоды его жизни и заключительный итог демографической жизни поколения (число рожденных детей, браков, возраст смерти и др.).

    Второй – исходит из условного допущения, что наблюдаемые демографические события произошли не уразных поколений в одно время, а в разном возрасте у одного поколения, которое и называется «условным».

  5. брачная структура населения. Расчет числа лет, прожитых в браке, методом условного поколения по данным переписей населения по формуле: Т (m|x)=Ξ (ώ/16)P(mx) /P(x)*n.
  6. семейная структура населения. Понятие переписной семьи (родство, совместное проживание и бюджет).

    5 стр., 2282 слов

    Презентация на тему: Методы

    ... Презентация на тему: Социально-психологические и воспитательные методы Социально-психологическиеи воспитательные методы Социально-психологическиеметоды– это методы, использующие индивидуальное и общественное (групповое) ... nbsp;   психологически выгодные II. Административные методы или организационно- распорядительные методы – регламентирование; нормирование; это методыинструктирование;на основе ...

    Функции семьи. Средний размер семьи. Классификация семей: полные и неполные; простые (нуклеарные) и сложные. Факторы изменения среднего размера и структуры семьи (тенденции уровня брачности и рождаемости, тенденции смертности, особенно детской, изменение традиций семейной жизни, жилищная обеспеченность).

    Семья и домохозяйство (общность бюджета, постоянное совместное проживание (добровольное) и питание).

    Типы домохозяйств (одиночные и групповые, семейные, групповые (несемейные) и смешанные, простые и сложные.

Термины: депопуляция, возрастная аккумуляция, половозрастная пирамида, демографическое старение населения, методы реального и условного поколения, фертильный возраст, переписная семья, семейная группа, домохозяйство.

Литература:

  1. Демографический ежегодник России. М., 2005.

  2. Демографическая ситуация в России: геополитические аспекты. М., 1997.
  3. Саградов А.Л. Народонаселение и устойчивое развитие. М.. 1998.

Семинарское занятие № 5.

После изучения темы студент должен знать:

  • Абсолютные и относительные демографические показатели;
  • Формулы, по которым рассчитываются общие коэффициенты естественного движения населения;
  • Достоинства и недостатки общих коэффициентов естественного движения населения.

Должен уметь:

  • Рассчитывать среднегодовую численность населения;
  • Рассчитывать общие коэффициенты естественного движения населения: рождаемости, смертности, брачности, естественного прироста и др.

ДЕ 4. Показатели естественного движения населения.

Вопросы к семинару:

  1. Абсолютные (просто суммы демографических событий) и относительные (вероятности и коэффициенты) демографические показатели. Средняя численность населения.

  2. Общие коэффициенты естественного движения населения. Их достоинства и недостатки.
  3. Формулы, по которым рассчитываются общие коэффициенты естественного движения населения. Помнить принцип: прописными буквами обозначаются абсолютные показатели (N,M,EП, В,D,P,T), строчными – относительные (n,m,d,b, и др.).
  4. Выполнение заданий: расчет среднегодовой численности населения за 2009 г., общие коэффициенты рождаемости, смертности, естественного прироста, коэффициенты общего и миграционного прироста населения.
  5. Задача: общий коэффициент рождаемости в 2004 г. был равен 10,4 ‰; общий коэффициент смертности – 16,0 ‰. Рассчитайте естественный прирост (убыль) населения в 2004 г.

Семинарские занятия № 6 – 8.

После изучения темы студент должен знать:

  • Основные показатели уровня рождаемости и методы их расчета;
  • Индексный метод анализа динамики уровня рождаемости;
  • Показатели репродуктивного поведения в переписях населения;
  • Демографическую типологию семей по числу рожденных детей;
  • Динамику уровня рождаемости в РФ;
  • Исторические причины развития массовой малодетности семей.
  • Теорию демографического перехода.

Должен уметь:

  • Рассчитывать специальный, возрастные и суммарный коэффициент рождаемости;
  • Анализировать динамику уровня рождаемости с помощью индексного метода.

ДЕ 5. Рождаемость и репродуктивное поведение.

Вопросы к семинару:

  1. Показатели уровня рождаемости: специальный и возрастные коэффициенты рождаемости. Суммарный коэффициент рождаемости.

    6 стр., 2936 слов

    Какие существуют трудности в использовании различных методов ...

    ... корректного использования, умелого сочетания с наблюдениями и беседами. Опросные методы. Опросные методы предусматривают прямое или косвенное, устное или письменное получение от ... порядка, регулярности в изучаемом процессе, т.е. установление закономерности. При использовании методов исследования исследователь должен опираться на определенные принципы. Принципы психолого-педагогического исследования: ...

  2. Рождаемость и плодовитость.
  3. Демографическая типология семей по числу рожденных детей.
  4. Динамика уровня рождаемости в мире и РФ. История исследования факторов рождаемости.
  5. Изучение репродуктивного поведения. Показатели репродуктивного поведения в переписях населения.
  6. Теория демографического перехода и интерпретация дифференциальной рождаемости. Исторические причины развития массовой малодетности семей.
  7. Практическое задание: анализ динамики уровня рождаемости с помощью индексного метода.

Литература:

  1. Борисов В.А. Перспективы рождаемости. М., 1974.

  2. Демографическая модернизация России. 1900 – 2000 //под ред. А.Г,Вишневского. М.. 2006.
  3. Демографическое будущее России. М, 2001.
  4. Население России. 2004. ежегодный демографический доклад. М., 2006.
  5. Пизон Ж. Все страны мира (2005)//Информац. бюллетень ИДЭЧ ИПН РАН. М., 2005, № 93.
  6. Практическая демография/под ред. Л.Л Рыбаковского. М., 2005.

Семинарские занятия № 9 – 10.

После изучения темы студент должен знать:

  • Методы расчета коэффициентов младенческой смертности;
  • Методы расчета коэффициентов смертности;
  • Методы построения кратких таблиц смертности;
  • Понятие и типы «самосохранительного поведения».

Должен уметь

  • Рассчитывать коэффициенты младенческой смертности;
  • Применять индексный методы в анализе динамики общего коэффициента смертности;
  • Рассчитывать коэффициенты смертности с помощью методы стандартизации коэффициентов;
  • Строить краткие таблицы смертности.

ДЕ 6. Смертность, средняя ожидаемая продолжительности жизни, самосохранительное поведение.

Вопросы к семинару:

  1. Коэффициент младенческой смертности.

  2. Возрастные коэффициенты смертности.
  3. Применение индексного метода в анализе динамики общего коэффициента смертности.
  4. Практическая работа: вероятностные таблицы смертности. Расчет кратких таблиц смертности.
  5. Уровень средней ожидаемой продолжительности жизни в России и его динамика.
  6. Показатели смертности по причинам смерти. Факторы уровня смертности и средней продолжительности жизни.
  7. Самосохранительное поведение.

Литература:

  1. Андреев Е.М. Социальная детерминация смертности, демографическая политика и прогнозы продолжительности жизни/Методология демографического прогноза. М., 1988.

  2. Веселкова И.Н., Комаров Ю.М. Как сохранить нацию М., 2002.

Семинарские занятия № 11 – 12.

После изучения темы студент должен знать:

  • Понятие и методы расчета «брутто- и нетто – коэффициентов» воспроизводства населения;
  • Соотношение уровней рождаемости и смертности в динамике воспроизводства населения.

Должен уметь:

  • Рассчитывать брутто- и нетто – коэффициентов воспроизводства населения.

ДЕ 7. Рост и воспроизводство населения.

Вопросы к семинару:

  1. Показатели воспроизводства населения: брутто- и нетто-коэффициенты воспроизводства населения.

    4 стр., 1596 слов

    Социометрия экспериментальный метод и наука об обществе

    ... на пути исследования структуры человеческого общества, явилось определение и разработка социометрических методов, способных преодолеть вышеописанные трудности. Социометрические методы пытаются выявить основополагающие структуры общества, раскрывая влечения, притяжения и отталкивания, ...

  2. Соотношение уровней рождаемости и смертности в динамике воспроизводства населения.
  3. Практическая работа: расчет брутто- и нетто- коэффициентов воспроизводства населения.

Семинарское занятие № 13.

После изучения темы студент должен знать:

  • Структуру понятия «здоровье»;
  • Методы измерения здоровья населения;
  • Эволюцию политики охраны и укрепления здоровья.

Должен уметь:

  • Пользоваться источниками информации для оценки здоровья населения;
  • Давать сравнительный анализ состояния «популяционного здоровья»

ДЕ 8. Здоровье населения.

Вопросы к семинару:

  1. Сущность и структура понятия здоровья. «Здоровье индивида» и «популяционное здоровье» (здоровье населения).

  2. Источники информации для оценки здоровья.
  3. Методы измерения здоровья населения.
  4. Эволюция политики охраны и укрепления здоровья.

Литература:

  1. Прохоров Б.Б. Здоровье населения России в ХХ веке. М., 2001.

  2. Семенова В.Г, Обратный эпидемиологический переход в России. М., 2006.
  3. Урланис Б.Ц. Эволюция продолжительности жизни. М., 1978.

Семинарские занятия № 14 – 15.

После изучения темы студент должен знать:

  • Методы прогноза численности населения;
  • Роль демографических прогнозов в экономическом и социальном планировании;
  • Демографические прогнозы ООН.

Должен уметь:

  • Составлять прогнозы населения.

ДЕ 9. Демографическое прогнозирование.

Вопросы к семинарам:

  1. Роль демографических прогнозов в экономическом и социальном планировании. Взаимосвязь демографического и социально-экономического прогнозирования.

  2. Простейшие методы прогноза общей численности населения и познавательное значение таких прогнозов. Практическое задание: составить прогноз населения на 2050 г.
  3. Прогнозирование половозрастной структуры населения. Практическое задание.
  4. Определение будущего числа рождений. Использование данных социолого-демографических исследований репродуктивного поведения для прогнозирования рождаемости.
  5. Прогнозирование семейной структуры населения.
  6. Прогнозирование уровня смертности.
  7. Демографические прогнозы ООН.

Семинарские занятия № 16 – 17.

После изучения темы студент должен знать:

  • Понятие и виды миграций;
  • Функции и факторы миграции;
  • Проблемы правового регулирования миграции;
  • Особенности миграционной ситуации в современной России.

Должен уметь:

  • Оценивать влияние миграции на экономическую и демографическую ситуацию в РФ.

ДЕ 10. Миграции и миграционная политика

Вопросы к семинару:

  1. История миграции населения. Территориальное размещение населения мира. Наиболее густонаселенные районы мира (Япония, Израиль, Индия, Китай, Великобритания, Германия и др.).

    Прогноз численности населения мира до 2050 г.( около 8 млрд. в 2025 г. и более 9 млрд. в 2050 г.) и отдельных регионов)

  2. Понятие, виды (эпизодические, маятниковые, сезонные, безвозвратные, вынужденные, незаконные, насильственные, криминальные), функции (перераспределения населения, селективная, ускорительная, или повышения подвижности населения) и факторы (объективные: эколого-географические, этнические, военно-политические, экономические, социальные, демографические; субъективные: эколого-психологические, этнопсихологические, политико-психологические, экономико-психологические, социально-психологические, демографо-психологические), миграции.
  3. Миграция и рынки труда в современной России. Особенности региональных рынков руда России (сочетание низкого уровня безработицы и резкого сокращения производства).

    Факторы, оказывающие существенное воздействие на рынок труда и источники трудовой миграции.

  4. Проблемы институционализации миграционной политики в РФ. Особенности миграционной ситуации в современной России (снижение компенсирующей роли миграционного притока, устойчивый миграционный отток из северных и восточных регионов РФ, активизация временных трудовых миграций из СНГ, ЮВ Азии, уменьшение потоков эмиграции на пмж при одновременном росте числа российских граждан, работающих в странах дальнего зарубежья, расширение нелегальной миграции).

    Причины повышения роли миграционного фактора в социально-экономическом и демографическом развитии РФ Задачи органов власти по добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом. Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом 2006 года. Направления и механизмы совершенствования миграционной политики в современной России.

  5. Современный опыт административно-правового регулирования миграционных процессов в экономически развитых странах мира. Иммиграционная политика стран классической иммиграции (США, Канада, Австралия, Новая Зеландия).

    Современные специальные системы отбора иммигрантов (система преференций, балльная система отбора, преференции, основанные на родстве, преференции трудовой иммиграции и др.).

Литература:

  1. Денисенко М.Б., Хараева О.А., чудиновских О.С. Иммиграционная политика в РФ и странах Запада.М., 2003.

  2. Концепция регулирования миграционных процессов в РФ. Одобрена распоряжением правительства РФ от 1 марта 2003 г, № 256 – р.
  3. Ионцев В.А. Международная миграция населения: теория и история изучения. М., 1999.
  4. Вынужденные мигранты и государство/ Отв. Ред. В.А. Тишков м., 1998.
  5. миграция населения. Вып. 1, 2, 3. Приложение к журналу «миграции в России. М., 2001.
  6. Назаров А.Д. Современные проблемы миграции населения: исторические процессы, тенденции, социальные последствия. М., 1995.
  7. Рыбаковскрий Л.Л. миграция населения: прогнозы, факторы, политика. М., 1987.

Международный университет природы общества и человека «Дубна» Филиал «Дмитров»

Кафедра Государственного и муниципального управления Билеты к экзамену

Билет № 1

  1. Предмет, задачи и методы демографии. Отрасли демографии.

  2. Анализ динамики уровня рождаемости с помощью индексного метода.
  3. Задача.

Вопрос № 1. Предмет, задачи и методы демографии. Слово «демография» образовано из двух греческих слов: «демос» — народ и «графо» — писать. Предметом демографии являются законы естественного воспроизводства населения в их общественно-исторической обусловленности. Объект демографии – совокупность людей, семей и домохозяйств, либо все население или отдельные его контингенты. Население изучают многие науки: демографии, политическая экономия, социология, психология, этнография история, медицина и др. Главное качество, определяющее население как демографическую категорию – это способность к самовоспроизводству. Демографические явления и процессы: рождаемость, смертность, брачность, разводимость, изменения половозрастной структуры населения. Два вида движения населения: естественное и механическое (миграция).

Датой рождения демографии принято считать январь 1662 г., когда в Лондоне вышла в свет книга английского купца и капитана, Джона Граунта «Естественные и политические наблюдения, перечисленные в прилагаемом оглавлении и сделанные на основе бюллетеней о смертности…».

Народонаселение обладает множеством свойств и функций, главные из которых — производительная, потребительская и воспроизводственная. Различают два вида движения населения: естественное и механическое.

Задачи демографии: изучение тенденций и факторов демографических процессов; разработка демографических прогнозов; разработка мер демографической политики. Взаимосвязи демографических процессов со всеми другими общественными процессами. Методы демографии: статистические, математические, социологические. Отраслевая дифференциация внутри демографии. Отрасли демографии: статистика населения, экономическая, математическая, историческая, этническая, медицинская, социологическая. Предмет социологической демографии – демографическое поведение семьи, личности, социальных групп. Методы: 1) специально организованного наблюдения (переписи и регистры населения(; 2) социологические методы (изучение мнения населения по отдельным вопросам, например, брачности, рождаемости, миграций и т.д.; 3) метод когорт (реального поколения); 4) методы группировок и расчеты показателей интенсивности (демографические коэффициенты) 5); индексный метод и методы стандартизации коэффициентов; 6) методы прогнозирования; 7) графический метод (половозрастные пирамиды); 8) построения вероятностных моделей.

  1. Индексный метод позволяет нам выявить роль каждого из факторов, обусловивших изменение уровня рождаемости. Для расчета берется формула общего коэффициента рождаемости, которая отражает его соотношение с возрастной структурой и с возрастными коэффициентами рождаемости. Формула. Три фактора рождаемости: Индекс изменения общего коэффициента рождаемости = индекс изменения доли женщин, индекс постоянного состава (возрастные коэффициенты), индекс переменного состава (возрастная структура).

    Почти все данные выписываются из демографических таблиц, кроме одной колонки формулы. Например, расчет индексов структурных изменений общего коэффициента рождаемости в РФ за 1990- 1998 гг. (таблица 5.7. Борисов, стр. 167).

    В моей тетради с.с. 27 – 27 об.)

Международный университет природы общества и человека «Дубна» Филиал «Дмитров»

Кафедра Государственного и муниципального управления

Билет № 2

  1. Виды источников информации о населении: переписи населения.

  2. Возрастные коэффициенты рождаемости: понятие, методы расчета.
  3. Задача.

«Перепись населения — это общий процесс сбора, обобщения, оценки, анализа и публикации демографических, экономических и социальных данных о всем населении, проживавшем на определенный момент времени в стране или ее четко ограниченной части». Учет населения с древнейших времен существовал как часть хозяйственной статистики и совершенствовался вместе с ней. Лишь к середине XVIII в. вместе с развитием капитализма и развитием рыночных отношений расширяется потребность в информации о численности и структуре населения. Учет населения постепенно становится всеобщим и приобретает самостоятельное значение, не связываясь непосредственно с какими-либо частными административными целями. С 1749 г. начинают регулярно проводить учеты населения в Швеции. История регулярных всеобщих переписей населения начинается с переписи 1790 г. вСША и с переписей населения, проведенных в 1801 г. одновременно в Англии, Шотландии, Франции, Дании и Норвегии. Однако они оставались еще долгое время весьма несовершенными: насчитывали всего 2—4 вопроса в программах, проводились в течение длительного срока, не будучи приуроченными к точному моменту времени, без четко определенных правил. Лишь к середине XIX в. складываются представления о научных основах проведения всеобщих переписей населения. Этому в немалой степени способствовало создание во многих европейских странах специальных статистических органов, отдельных от административных, и развитие статистической науки. Первой действительно научной была бельгийская перепись населения, проведенная в 1846 г. под руководством крупнейшего ученого-статистика Адольфа Кетле (1796—1874).

Ее особенность состояла в том, что она была однодневной и учитывала наличное население, т.е. фактически проживавшее в том месте, где его застала перепись, а не юридическое, т.е. числящееся по документам, которое только и учитывалось прежними переписями. Новшеством также было и проведение этой переписи специально подготовленными регистраторами, а не административными чиновниками, как это было ранее. Опыт первой бельгийской переписи 1846 г., как и структура ее статистических органов, был использован другими европейскими странами. Первая Всероссийская перепись населения была проведена в 1897 г. по состоянию на 28 января (9 февраля по новому стилю).

Категории населения, учитываемого при переписях: наличное и постоянное. Дата переписи и момент счета населения («критический момент»).

Использование выборочного метода при переписях населения. Программа переписи населения, ее основные разделы и вопросы. Всероссийская перепись населения 2002 г. Микропериписи населения 1985 и 1994 гг., их особенности. Публикация итогов переписей населения.

Основные принципы (всеобщность; периодичность проведения; безотносительность к каким-либо конкретным частным интересам государства; индивидуальность регистрации; анонимность, одномоментность переписи (критический момент), централизованное руководство проведением переписи; анонимность сведений и др.)

2. Рождаемость в демографии (частота рождений в определенной социальной среде).

Показатели уровня рождаемости (общие, специальные, возрастные коэффициенты рождаемости).

Возрастные коэффициенты рождаемости представляют собой отношение годового числа родившихся у матери возраста «х», к среднегодовой численности всех женщин этого возраста. Формула:F(x) =Nx/WxX1000 (Борисов, с. 143).

Их достоинства и недостатки. Аналогично рассчитываются возрастные коэффициенты брачной и внебрачной рождаемости. Те же формулы только с верхним индексов «m» и «n» соответственно. Они рассчитываются только по выборочным исследованиям. Показатели брачной рождаемости должны обязательно дифференцироваться по возрасту вступления в брак и по длительности брака.

Международный университет природы общества и человека «Дубна» Филиал «Дмитров»

Кафедра Государственного и муниципального управления

Билет № 3

  1. Численность и структура населения. Половозрастные пирамиды, их построение и анализ.

  2. Рост и воспроизводство населения. Показатели воспроизводства населения.
  3. Задача.

Преподаватель: /\Семененко Л.В./

Зав. Кафедрой /Анохина Н.М./

2/06/2010/

Международный университет природы общества и человека «Дубна» Филиал «Дмитров»

Кафедра Государственного и муниципального управления

Билет № 4

  1. Демографическое старение населения: понятие, показатели, причины, демографические и социально-экономические последствия.

  2. Методы стандартизации коэффициентов: прямой метод стандартизации.
  3. Задача.

Преподаватель: /\Семененко Л.В./

Зав. Кафедрой /Анохина Н.М./

2/06/2010/

Международный университет природы общества и человека «Дубна» Филиал «Дмитров»

Кафедра Государственного и муниципального управления

Билет № 5

  1. Структура населения по брачному и семейному состоянию (показатели).

    Анализ тенденций брачной структуры населения.

  2. Демографическое прогнозирование: простейшие методы прогноза общей численности населения.
  3. Задача.

Преподаватель: /\Семененко Л.В./

Зав. Кафедрой /Анохина Н.М./

2/06/2010/

/

Международный университет природы общества и человека «Дубна» Филиал «Дмитров»

Кафедра Государственного и муниципального управления

Билет № 6

  1. Показатели реального и условного поколений.

  2. Средняя ожидаемая продолжительность предстоящей жизни: понятие, методы расчета, социальное значение показателя.
  3. Задача.

Преподаватель: /\Семененко Л.В./

Зав. Кафедрой /Анохина Н.М./

2/06/2010/

Международный университет природы общества и человека «Дубна» Филиал «Дмитров»

Кафедра Государственного и муниципального управления

Билет № 7

  1. Понятие семьи в демографии. Семья и домохозяйство. Тенденции и факторы изменения размеров и состава семей и домохозяйств в РФ и других странах.

  2. Младенческая смертность: методы расчета, социальное значение показателей.
  3. Задача.

Преподаватель: /\Семененко Л.В./

Зав. Кафедрой /Анохина Н.М./

2/06/2010/

Международный университет природы общества и человека «Дубна» Филиал «Дмитров»

Кафедра Государственного и муниципального управления

Билет № 8

  1. Показатели естественного движения населения. Относительные и частные коэффициенты: их достоинства и недостатки.

  2. Самосохранительное поведение, его понятие и структура. Самосохранительное поведение как фактор продолжительности жизни.
  3. Задача.

Зав. Кафедрой /Анохина Н.М./

Международный университет природы общества и человека «Дубна» Филиал «Дмитров»

Кафедра Государственного и муниципального управления

Билет № 9

  1. Концепции, объясняющие причины массовой малодетности в современном индустриальном обществе.

  2. Средняя ожидаемая продолжительность жизни для новорожденных и для людей, достигших определенного возраста.
  3. Задача.

Зав. Кафедрой /Анохина Н.М./

Международный университет природы общества и человека «Дубна» Филиал «Дмитров»

Кафедра Государственного и муниципального управления

Билет № 10

  1. Рождаемость. Рождаемость и плодовитость. Общие и частные коэффициенты.

  2. Миграции: понятие, виды, функции и факторы миграции.
  3. Задача.

Преподаватель: /\Семененко Л.В./

Зав. Кафедрой /Анохина Н.М./

2/06/2010/

Международный университет природы общества и человека «Дубна» Филиал «Дмитров»

Кафедра Государственного и муниципального управления

Билет № 11

  1. Факторы рождаемости. Методы изучения факторов рождаемости.

  2. Миграция и рынки труда в современной России.
  3. Задача.

Преподаватель: /\Семененко Л.В./

Зав. Кафедрой /Анохина Н.М./

2/06/2010

Международный университет природы общества и человека «Дубна» Филиал «Дмитров»

Кафедра Государственного и муниципального управления

Билет № 12

  1. Индексный метод в анализе динамики общего коэффициента смертности.

  2. Тенденции воспроизводства населения в РФ и в мире.
  3. Задача.

Преподаватель: /\Семененко Л.В./

Зав. Кафедрой /Анохина Н.М./

2/06/2010/

Международный университет природы общества и человека «Дубна» Филиал «Дмитров»

Кафедра Государственного и муниципального управления

Билет № 13

  1. Репродуктивное поведение: понятие и структура. Репродуктивные ценности и нормы, потребности, установки, мотивы.

  2. Смертность: понятие, основные показатели.
  3. Задача.

Преподаватель: /\Семененко Л.В./

Зав. Кафедрой /Анохина Н.М./

2/06/2010/

Международный университет природы общества и человека «Дубна» Филиал «Дмитров»

Кафедра Государственного и муниципального управления

Билет № 14

  1. Виды источников информации о населении: текущий статистический учет, списки и регистры населения.

  2. Демографическое прогнозирование: простейшие методы прогноза половозрастной структуры.
  3. Задача.

Преподаватель: /\Семененко Л.В./

Зав. Кафедрой /Анохина Н.М./

2/06/2010/

Международный университет природы общества и человека «Дубна» Филиал «Дмитров»

Кафедра Государственного и муниципального управления

Билет № 15

  1. Виды источников информации о населении: выборочные и специальные обследования.

  2. Рождаемость: понятие живорождения. Рождаемость и репродуктивное поведение.
  3. Задача.

Преподаватель: /\Семененко Л.В./

Зав. Кафедрой /Анохина Н.М./

2/06/2010/

Международный университет природы общества и человека «Дубна» Филиал «Дмитров»

Кафедра Государственного и муниципального управления

Билет № 16

  1. Здоровье населения (индивидуальное и популяционное).

    Источники информации для оценки здоровья.

  2. Понятие брутто – и нетто- коэффициентов воспроизводства населения.
  3. Задача.

Преподаватель: /\Семененко Л.В./

Зав. Кафедрой /Анохина Н.М./

2/06/2010/

Международный университет природы общества и человека «Дубна» Филиал «Дмитров»

Кафедра Государственного и муниципального управления

Билет № 17

  1. Понятие истинного коэффициента естественного прироста населения. Методы расчета.

  2. Тенденции и факторы изменения размеров и состава семей и домохозяйств в РФ и других странах.
  3. Задача.

Преподаватель: /\Семененко Л.В./

Зав. Кафедрой /Анохина Н.М./

2/06/2010/

Международный университет природы общества и человека «Дубна» Филиал «Дмитров»

Кафедра Государственного и муниципального управления

Билет № 18

  1. Понятие демографического «перехода».

  2. Вероятностные таблицы смертности: методы расчета.
  3. Задача.

Преподаватель: /\Семененко Л.В./

Зав. Кафедрой /Анохина Н.М./

2/06/2010/

Международный университет природы общества и человека «Дубна» Филиал «Дмитров»

Кафедра Государственного и муниципального управления

Билет № 19

  1. Миграционная политика: направления и механизмы совершенствования.

  2. Методы стандартизации коэффициентов: косвенный метод.
  3. Задача.

Преподаватель: /\Семененко Л.В./

Зав. Кафедрой /Анохина Н.М./

2/06/2010/

Международный университет природы общества и человека «Дубна» Филиал «Дмитров»

Кафедра Государственного и муниципального управления

Билет № 20

  1. Факторы уровня смертности и продолжительности жизни.

  2. Динамика уровня рождаемости в России.
  3. Задача.

Преподаватель: /\Семененко Л.В./

Зав. Кафедрой /Анохина Н.М./

2/06/2010/

Международный университет природы общества и человека «Дубна» Филиал «Дмитров»

Кафедра Государственного и муниципального управления

Билет № 21

  1. Понятие стабильного населения. Модель стабильного населения.

  2. Суммарные коэффициенты рождаемости: понятие, методы расчета.
  3. Задача.

Преподаватель: /\Семененко Л.В./

Зав. Кафедрой /Анохина Н.М./

2/06/2010/

Международный университет природы общества и человека «Дубна» Филиал «Дмитров»

Кафедра Государственного и муниципального управления

Билет № 22

  1. Понятие «населения» в демографии. Виды населения.

  2. Индекс гипотетического минимума естественной рождаемости: понятие, методы расчета.
  3. Задача.

Преподаватель: /\Семененко Л.В./

Зав. Кафедрой /Анохина Н.М./

2/06/2010/

Международный университет природы общества и человека «Дубна» Филиал «Дмитров»

Кафедра Государственного и муниципального управления

Билет № 23

  1. Причины и факторы снижения рождаемости в России.

  2. Метод «возрастной передвижки» в прогнозировании половозрастной структуры населения.
  3. Задача.

Преподаватель: /\Семененко Л.В./

Зав. Кафедрой /Анохина Н.М./

2/06/2010/

Международный университет природы общества и человека «Дубна» Филиал «Дмитров»

Кафедра Государственного и муниципального управления

Билет № 24

  1. Расторжение брака. Причины разводимости. Современное состояние разводимости в России.

  2. Возрастная структура населения и режим воспроизводства населения.
  3. Задача.

Преподаватель: /\Семененко Л.В./

Зав. Кафедрой /Анохина Н.М./

2/06/2010/

Международный университет природы общества и человека «Дубна» Филиал «Дмитров»

Кафедра Государственного и муниципального управления

Билет № 25

  1. Демографическая политика: понятие, цели и условия. Современная демографическая политика по странам мира.

  2. Брутто- и нетто- коэффициенты потенциала демографического роста.
  3. Задача.

Преподаватель: /\Семененко Л.В./

Зав. Кафедрой /Анохина Н.М./

2/06/2010/

Международный университет природы общества и человека «Дубна» Филиал «Дмитров»

Кафедра Государственного и муниципального управления

Билет № 26

  1. Основные направления демографической политики.

  2. Основные принципы переписей населения.
  3. Задача.