ЕЛАБУЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет иностранных языков
Кафедра психологии
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ПСИХОЛОГИЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА
для специальности: 0550303 – Иностранный язык с дополнительной специальностью учителя английского и немецкого языков, учителя немецкого, английского языков
Елабуга 2009
УДК 159.9
ББК 88.4
Б. 61
Печатается по решению редакционно-издательского совета ЕГПУ
Бильданова В.Р.
Б.61 Психология саморегуляции деятельности педагога:учебно-методический комплекс. – Елабуга : Изд-во ЕГПУ, 2009. – 40с.
Обсужден и одобрен на заседании кафедры психологии.
« 26» мая 2009 г, протокол № 11
Одобрен на УМС факультета « 29 » сентября 2009 г. протокол № 1 Утвержден на УМС ЕГПУ « 15 » октября 2009 г. протокол № 2
Предназначен для студентов специальности 0550303 – Иностранный язык с дополнительной специальностью учителя английского и немецкого языков, учителя немецкого, английского языков
УДК 159.9
ББК 88.4
ã ЕГПУ, 2009
I. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель дисциплины «Психология саморегуляции деятельности педагога»: формирование у студентов системы теоретических, практических знаний по психологической саморегуляции деятельности педагога и умения применять полученные знания в практической деятельности.
Задачи дисциплины:
— раскрыть психологические основы саморегуляции в деятельности педагога;
— изучить и усвоить основные приемы, средства, способы психологического оздоровления организма;
— освоить приемы самопомощи в острой стрессовой ситуации;
— изучить способы диагностики стрессовых состояний;
— формировать знания, умения и навыки для оптимизации психического состояния организма;
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Студент, изучивший дисциплину, должен знать:
— физиологические основы психической деятельности и поведения человека в стрессовых ситуациях;
— механизмы, стадии стресса;
— общие закономерности и механизмы работы центральной нервной системы человека, лежащих в основе психических функций, процессов и состояний;
Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)
... к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.
— основные методы саморегуляции, применяемые в различных жизненных ситуациях;
уметь:
— владеть методами и приемами саморегуляции;
— владеть самопомощью при остром стрессе;
— владеть приемами релаксации;
— владеть способами психологического оздоровления организма.
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ
(дневное отделение)
Вид учебной работы | Всего часов (ин.фак) | Семестры |
Общая трудоемкость | ||
Аудиторные занятия | ||
Лекции | ||
Практические занятия (семинары) | ||
Лабораторные занятия | — | |
Самостоятельная работа | ||
Курсовые работы (рефераты) | — | |
Вид итогового контроля: экзамен/зачет | зачет |
(заочное отделение)
Вид учебной работы | Всего часов (ин.фак) | Семестры |
Общая трудоемкость | ||
Аудиторные занятия | ||
Лекции | ||
Практические занятия (семинары) | ||
Лабораторные занятия | — | |
Самостоятельная работа | ||
Курсовые работы (рефераты) | — | |
Вид итогового контроля: экзамен/зачет | зачет |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
(дневное отделение)
4.1.ТЕМЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ
№ п/п | Темы дисциплины | Лекции | Семинары | СРС |
1. | Психология кризисных состояний и методы их преодоления. | 3,5 | ||
2. | Приемы и методы психического оздоровления организма. | 0,5 | ||
3. | Психогигиена. | 6,5 | ||
4. | Нетрадиционные методы саморегуляции. | 5,5 | ||
5. | Методы оптимизации уровня стресса. | |||
Итого: |
(заочное отделение)
№ п/п | Темы дисциплины | Лекции | Семинар- ские, практичес кие занятия | СРС |
1. | Психология кризисных состояний и методы их преодоления. | |||
2. | Приемы и методы психического оздоровления организма. | |||
3. | Нетрадиционные методы саморегуляции. | |||
4. | Методы оптимизации уровня стресса. | |||
Итого: |
4.2.СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ
ЛЕКЦИИ
Тема 1. Психология кризисных состояний и методы их преодоления
Определение понятия «стресс». Классификация стрессовых состояний. Физиологический механизм стресса Синдром хронической усталости. Психосоматические последствия стресса. Адаптивные механизмы вегетативной регуляции при стрессе. Коррекция стресса. Основные методы профилактики стресса.
Тема 2. Приемы и методы психического оздоровления организма
Принципы тренировки психических возможностей. Средства психотренинга. Аутогенная тренировка. Релаксация. Медитация. Визуализация. Самоисследование. Психоанализ и ребефинг. Самогипноз. Позитивное мышление.
Тема 3. Психогигиена
Понятие «психогигиена». Сохранение и укрепление психического здоровья. Средства физической культуры, закаливание и их влияние на психическое состояние человека. Предупреждение психических нагрузок. Профилактика утомления и переутомления. Правила психогигиены.
Тема 4. Нетрадиционные методы саморегуляции
Ароматерапия. Арттерапия. Цветотерапия. Музыкотерапия. Ипотерапия.
Тема 5. Методы оптимизации уровня стресса
Дыхательные техники. Мышечные релаксации. Лечебные гимнастики: цигун, йога, гимнастика Кацудзо Ниши. Массаж.
СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Методические указания по проведению семинаров по дисциплине
«Психология саморегуляции деятельности педагога»
Подготовка студентов к семинарским занятиям по «Психологии саморегуляции деятельности педагога» заключается в самостоятельной работе с учебной, научной и учебно-методической литературой.
Подготовка к семинарским занятиям потребует от студентов умения поиска информации и правильного оформления научной мысли. В ходе самостоятельной работы при подготовке к семинарскому занятию студенты должны уметь:
— осуществлять отбор нужной информации по изучаемой проблеме;
— обобщать и классифицировать информацию по проблеме;
— анализировать и синтезировать знания по изучаемой проблеме, стилистически грамотно их оформлять.
Семинарские занятия являются диалогической формой учебного занятия.
На семинаре студент должен быть готов к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять активность при их рассмотрении. Выступающий должен высказать свое личное мнение, понимание материала, обосновать его, сделать правильные выводы из сказанного.
Преподаватель может (выборочно) проверить конспекты студентов. Основные источники знаний — это учебные и методические пособия,
статьи в научных и научно-методических журналах, сборниках научных и научно-методических работ, материалы конференций. При использовании необходимо правильное оформление ссылок на них.
При подготовке к семинарским занятиям студенты могут пользоваться университетским библиотечным фондом, методическим кабинетом кафедры психологии.
Конспектирование студентами научных источников при подготовке к семинарам, составляет основу усвоения учебного материала, позволяет углубить знания по определенным разделам дисциплины.
Семинарские (практические) занятия
Тема 1. Приемы и методы психического оздоровления (практическое занятие)
Вопросы
1.Аутотренинг
2.Медитация. Возможности применения медитаций в различных сферах человеческой деятельности. Виды медитаций.
3.Визуализация. 4.Релаксация.
Литература
1. Вайнер Э.Н. Валеология: Учебник для вузов. 2-е изд., испр. — М.: Флинта: Наука, 2006. — 416 с.
1. Докторский Я.Р. Аутогенная тренировка. — Ставрополь: кн. изд-во, 2001. 72 с.;
3. Иржанова Л. Победи стресс!: тренинги на позитивное мышление — Ростов н/Д: Феникс, 2005. — 249 с.
Вопросы
Тема 2. Психогигиена
1. .Здоровье как системное понятие.
2. .Физическое, психическое и социальное здоровье. 3.Баня, сауна.
Литература
1. Карпов А.М. Самозащита от стресса: Методическое пособие.Издание второе. — Казань: ЗАО «Новое знание», 2003. — 48 с.
2. Куликов Л.В. Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2004. — 464 с.
3. Вайнер Э.Н. Валеология: Учебник для вузов. 2-е изд., испр. — М.: Флинта: Наука, 2002. — 416 с.
1. Калимуллин А.Т. Валеология — Елабуга: Изд-во ЕГПИ, 2001. — 52 с.
5. Петрушин В.И., Петрушина Н.В. Валеология. Учебное пособие. — М.: Гардарики, 2002. — 432 с.
Вопросы
Тема 3. Нетрадиционные методы саморегуляции (практическое занятие)
1.Арттерапия.Использование цвета в психологической саморегуляции. 2.Ароматерапия.
3.Музыкотерапия. 4.Ипотерапия.
Литература
1. Вайнер Э.Н. Валеология: Учебник для вузов.2-е изд., испр. — М.: Флинта: Наука, 2002. — 416 с.
2. Куликов Л.В. Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2004. — 464 с.
3. Петрушин В.И., Петрушина Н.В. Валеология. Учебное пособие. — М.: Гардарики, 2002. — 432 с.
1. Психология здоровья: Учебник для вузов /Под ред.
Г.С. Никифорова. — СПб.: Питер, 2006. — 607 с.
Тема 4. Методы оптимизации уровня стресса (практическое занятие)
Вопросы
1.Дыхательные техники. Дыхательная парадоксальная гимнастика Стрельниковой. Дыхательные упражнения Бутейко.
3.Кинезотерапия.
4.Лечебные гимнастики: цыгун, йога.
1. Массаж, самомассаж, точечный массаж.
Литература
1. Вайнер Э.Н. Валеология: Учебник для вузов.2-е изд., испр. — М.: Флинта: Наука, 2002. — 416 с.
2. Куликов Л.В. Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2004. — 464 с.
3. Петрушин В.И., Петрушина Н.В. Валеология. Учебное пособие. — М.: Гардарики, 2002. — 432 с.
4. Психология здоровья: Учебник для вузов / Под ред.
Г.С. Никифорова. — СПб.: Питер, 2006. — 607 с.
4.3.ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ
Не предусмотрен.
5. УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
5.1РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ОСНОВНАЯ:
1. Александров А.А. Аутотренинг: Справочник. — СПб.: Питер, 2007. — 272 с.
1. Вайнер Э.Н. Валеология: Учебник для вузов.2-е изд., испр. — М.: Флинта: Наука, 2002. — 416 с.
1. Иржанова Л. Победи стресс!: тренинги на позитивное мышление. — Ростов н/Д: Феникс, 2005. — 249, с.
4. Калимуллин А.Т. Валеология (курс лекций).
— Елабуга: Изд-во ЕГПИ, 2006. — 52 с.
5. Карпов А.М. Самозащита от стресса: Издание второе. — Казань: ЗАО
«Новое знание»,2003. — 48 с.
6. Куликов Л.В. Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2004. — 464 с.
7. Любимова .В. Самоисцеление творчеством и адаптацией к жизни.
Методы психологической самопомощи (Психологический практикум)./ Н.В. Любимова. — Ростов н/Д: Феникс,2006. — 64 с.
8. Профилактика стресса. Методические рекомендации для специалистов отрасли социальной защиты Республики Татарстан / Сост. Л.П. Трошина, О.А. Никитина, Л.Р. Ахмадуллина. — Казань: Отечество, 2005. — 40 с.
9. Рахманова С.М. Психологическая гимнастика. — Ростов н/Д: Феникс, 2008. — 208 с.
10. Семенова Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости. — М.: Психотерапия, 2006. — 256 с.
11. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. — СПб.: Питер, 2006. — 256 с.
12. Яковлев В.Н. Машков В.В. Психология здоровья: Учебник для вузов / Под ред. Г.С. Никифорова. — СПб.: Питер, 2006. — 607 с.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
1. И-Шен Восточные приемы оздоровления. — СПб.: Невский проспект: Вектор, 2007. — 236 с.
2. Лечебные гимнастики / Бах Б. — М.: АСТ; Киев: НКП, 2008. — 188 с.
3. Научись отдыхать!: Техники релаксации / С.В. Баранова. — Ростов н/Д.: Феникс, 2008. — 156 с.
4. Петрушин В.И., Петрушина Н.В. Валеология. — М.: Гардарики, 2002. — 432 с.
5. Профилактика стресса. Методические рекомендации для специалистов отрасли социальной защиты Республики Татарстан / Сост. Л.П. Трошина, О.А. Никитина, Л.Р. Ахмадуллина. — Казань: Отечество, 2005. — 40 с.
6. Фаустов А.С., Щербатых Ю.В. Обучение и здоровье. — Воронеж, 2006.
— 325 с.
5.2.СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Для обеспечения данной дисциплины необходимы: учебные и учебно- методические пособия: учебники, пособия для самостоятельных работ.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Для обеспечения данной дисциплины необходимы:
— наглядные пособия, массажеры, аромалампы, аромакулоны, наборы ароматических масел;
— видео -, аудиоаппаратура, кассеты с записями мелодий для медитаций.
СОДЕРЖАНИЕ ИТОГОВОГО И ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Самостоятельная внеаудиторная работа является одной из форм самоорганизации познавательной деятельности студента и решает разнообразные дидактические задачи: закрепление, углубление, расширение и систематизацию знаний, полученных в процессе изучения лекционного материала и самостоятельное овладение учебным материалом. Самостоятельная работа студентов способствует формированию умений и навыков самостоятельного умственного труда, профессиональных умений; развитию самостоятельности мышления, способности к самоорганизации.
Самостоятельная работа требует определенного уровня способности к самообразованию, навыков работы с учебной и научной литературой (систематическое чтение, конспектирование, написание реферата, выполнение практических заданий).
На самостоятельную работу по психологии саморегуляции деятельности педагога отводится 22 часа.
Формы организации самостоятельной работы, предложены в учебно- методическом комплексе и могут быть определены преподавателем дисциплины.
Руководство самостоятельной работой осуществляется на этапе выполнения заданий.
Предлагаются следующие формы самостоятельной работы:
1. Написание реферата.
2. Подготовка к семинарским занятиям.
3. Составление словаря.
4. Конспект первоисточника.
5. Выполнение практических заданий.
7.1.ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Задания для самостоятельной работы студентов к теме
«Психология кризисных состояний и методы их преодоления» (лекция)
Задание 1. Составить словарь терминов: стресс, эустресс, дистресс, стрессоры, саморегуляция, посттравматический стресс, образ жизни, здоровый образ жизни, мотиваторы, копинг.
Задание 2.Конспект первоисточника. Китаев-Смык Л.А. Социально- психологические исследования стресса. Литература: Психические состояния. Хрестоматия /Под ред. Куликова Л.В. – Санкт-Петербург.: ПИТЕР, 2000,- 512 с.
Задание 3.При подготовке семинарского занятия ответьте на следующие вопросы: Каково мнение Ганса Селье по поводу адаптации организма к разнообразным факторам внешней среды? Каково значение гипоталамуса в развитии стрессорных реакций? Перечислите основные отличия психологического стресса от стресса биологического.
Задания для самостоятельной работы студентов к теме
«Приемы и методы психического оздоровления организма» (семинар)
Задание 1.Составить словарь терминов: аутогенная тренировка, медитация, релаксация, визуализация, психоанализ, позитивное мышление.
Задание 2.Подготовить реферат на темы:
1. Нетрадиционныне способы психологической саморегуляции.
2. Психика и образ жизни современного человека.
3. Средства и методы психорегуляции и психотренинга.
4. Самоисцеление творчеством.
Задания для самостоятельной работы студентов к теме
«Психогигиена»(семинар)
Задание: 1. Составить словарь терминов: психогигиена, утомление, переутомление. кинезотерапия, закаливание.
Задание 2.Выполнить задание по исследованию пульса при разных психоэмоциональных состояниях.
1. .Измерить параметры пульса у себя в разное время суток: утром в 7 часов, в 9 часов утра, в 12 часов дня, 13 часов, 14 часов, 15, 16, 17, 19, 20, 21, 22 часа. Записать показания. Измерения провести два раза, в разные дни. Сделать выводы.
1. .Исследовать частоту сердечных сокращений после физической нагрузки (подъем на 4 этаж или после 20 приседаний) у себя и взрослого человека (желательно после 50лет).
Указать пол и возраст обследуемого. Сделать выводы.
2.3. Исследовать характеристики пульса после употребления кофе или крепкого чая, при волнении, до и после еды. Записать, проанализировать, сделать вывод.
Задание 3.Составить рекомендации по профилактики утомления и переутомления.
Задание 4.Провести тест на выявление суточного хронотипа (своего суточного биоритма).
Для этого необходимо измерить пульс утром (до завтрака, в нормальном физическом и психическом состоянии) и поделить этот показатель на частоту дыхания (в минуту).
Если получится число от 4,0 до 5,0 — испытуемый аритмик (не имеет ярко выраженного хронотипа, хорошо работает и утром и вечером), если меньше 4,0 — сова, если более 5,0 — жаворонок.
Задания для самостоятельной работы студентов к теме
« Нетрадиционные методы саморегуляции» (семинар)
Задание 1.Словарь терминов: ароматерапия, арттерапия, цветотерапия, музыкотерапия, ипотерапия.
Задание 2.Подготовка реферата с последующей защитой по следующим темам:
1. Восточные методы саморегуляции. 2.Западные приемы и методы саморегуляции.
3.Методы и приемы оценки психического здоровья.
Задание 3.Составить композицию аромамасел с учетом индивидуальных особенностей (возраста, пола, темперамента, характера, времени года).
Задания для самостоятельной работы студентов к теме
«Методы оптимизации уровня стресса»
Задание 1.Составить словарь терминов: йога, массаж, массаж, цигун.
Задание 2.Подготовка реферата с последующей защитой по следующим темам:
1. Массаж и самомассаж
2. Средства и методы психорегуляции и психотренинга.
3. Дыхательные гимнастики как способ оздоровления.
Задание 3.Освоить приемы самомассажа.
1. ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ
РЕФЕРАТ — этап самостоятельной учебной работы студента по усвоению научно информации, приобщение к научному исследованию. Сам термин «реферат» (в пер. с лат. — докладывать, сообщать) имеет два значения:
1. краткое изложение научной работы, содержания прочитанного текста;
2. доклад на какую-либо тему, основанный на обзоре литературных и других источников.
Методические указания по выполнению реферата
1. Тему реферата выбирает студент самостоятельно. Тема может быть выбрана по предложенному списку или ею может стать состояние и развитие психологической науки в любой доисторический период, в том числе современный, касающийся любой конкретной проблемы.
2. Реферат должен быть посвящен логико-психологическому (а не хронологическому) отслеживанию процесса развития психологических знаний по избранной проблеме (теме) в рассматриваемый период. То есть речь должна идти не столько о том, когда и где, а, сколько о том, что и почему происходило в развитии научных знаний в данный период.
3. Студент при подготовке реферата может опираться на любой литературный источник (учебники, труды психологов, мемуары и биографии ученых-психологов, статьи в печати, справочники, энциклопедии), но ни в коем случае не пересказывать источник, а изложить своими словами мысли и рассуждения об изученном и понятом из него. Для написания реферата студенты должны самостоятельно подобрать литературу по выбранной теме, изучить ее. Студенты часто задают вопросы о том, какое количество источников должно быть использовано в реферате. Поскольку список литературы характеризует осведомленность студентов в изучаемой проблеме, соответственно список должен быть достаточно полным, не менее 7-10 источников.
В ходе изучения литературы важнейшей задачей является изучение различных точек зрения на проблему, поэтому необходимо провести анализ,
сравнение, систематизацию и обобщение собранного материала. Вследствие этого сложится представление об этапах исследования проблемы, основных направлениях, аспектах ее изучения, что должно определить логическую последовательность изложения материала реферата. По своему желанию студенты могут составить доклад для сообщения. На семинарских занятиях студенты выслушивают, обсуждают доклады и рефераты, ведут записи необходимой информации для расширения и углубления своих знаний
1. Объем рукописного текста реферата — 10-15 листов формата А 4, так как лаконичность изложения является свидетельством продуманности излагаемого и признаком четкости понимания проблемы. В этом требовании заложено предостережение: не пользуйтесь только одним источником, сведения из которого невозможно изложить короче, а стало быть, придется ограничиться простым переписыванием. Лучше всего прочитать по теме несколько разных источников в и усвоенный материал использовать при написании реферата.
5. Цель реферата для студента — показать свое умение мыслить при анализе психологического материала. Оценка работы будет зависеть от того, в какой мере данная цель достигнута.
6. Основные требования к тексту работы:
— психологическая грамотность языка (правильное словоупотребление без смешивания научных понятий с житейскими словами-названиями, лаконичное и строго логичное изложение мысли без общих трафаретных фраз).
— работа должна завершаться выводами;
7. Данное задание должно стать ориентиром не только для написания реферата, но и руководством для самостоятельной работы по изучению психологии (любого психологического предмета), чтобы при этом соблюдался принцип историзма, означающий, что наука есть изменяющаяся во времени системa состоящая в единстве с постоянно
развивающейся объективной действительностью, обобщением которой она является.
Критериями качественно выполненной работы являются:
1. правильно оформленная работа — составлен план (с введением, в котором дается обоснование актуальности; теоретической основной частью, в которой раскрывается главное содержание темы; заключением, где представлены выводы и рекомендации), указана библиография, грамотно сделаны ссылки на используемые литературные источники;
2. теоретический материал должен опираться на авторские работы, имеющие практические выводы, т.е. следует показать как идеи того или иного психолога послужили дальнейшему развитию психологических теорий, опыта, развитию современной психологии.
1. Восточные методы саморегуляции.
2. Западные приемы и методы саморегуляции
1. Нетрадиционные способы психологической саморегуляции.
5. Принцип саногенного мышления.
6. Психика и образ жизни современного человека.
7. Возрастные психофизиологические особенности человека.
8. Образ жизни как определяющий фактор психических нарушений у человека.
9. Методы и приемы оценки психического здоровья.
10. Средства и методы психорегуляции и психотренинга.
11. Самоисцеление творчеством.
12. Самодиагностика стрессового состояния.
7.3.ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ
1. Определение понятия «стресс». Что такое стресс, стадии стресса, признаки проявления стресса.
2. Понятие о стрессорах. Профессиональный стресс.
3. Основные методы профилактики стресса с помощью саморегуляции.
4. Самодиагностика стрессового состояния.
5. Аутотренинг.
6. Медитация. Релаксация. Визуализация.
7. Арттерапия.
8. Ароматерапия.
9. Цветотерапия.
10. Позитивное мышление.
11. Музыкотерапия.
12. Массаж. Самомасаж. Точечный массаж.
13. Значение дыхания в саморегуляции. Парадоксальная гимнастика по Стрельниковой, Бутейко.
1. Нетрадиционные средства и методы саморегуляции.
15. Лечебные гимнастики: цигун, йога.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Дисциплина «Психология саморегуляции деятельности педагога»
предназначена для студентов факультета иностранных языков и филологического факультета. Деятельность педагога предполагает владение не только теоретическими знаниями, но и способами, приемами психологической саморегуляции, оптимизации психического состояния организма.
Содержание дисциплины включает знакомство с отдельными диагностическими и исследовательскими методиками. Данная дисциплина позволяет применить полученные теоретические знания на практике в рамках практических семинарских занятий.
УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Не предусмотрена.
Тесты
Для контроля знаний
по дисциплине «Психология саморегуляции деятельности педагога» Выберите правильный вариант ответа
1. С какой стадии начинается стресс? а) со стадии адаптации;
б) со стадии тревоги;
в) со стадии резистентности; г) со стадии истошения.
1. Какие железы играют наиболее важную роль в формировании ответных реакций организма во время стресса?
а) шитовидная железа;
б) поджелудочная железа;
в) мозговое вещество надпочечников; г) корковое вещество надпочечников.
3. Какое из перечисленных условий способствует переходу стресса в дистресс?
а) положительный эмоциональный фон;
б) наличие достаточных ресурсов для преодоления стресса; в) опыт решения подобных проблем в прошлом;
г) негативный прогноз на будущее.
4. Какое из перечисленных условий способствует переходу стресса в эустресс?
а) чрезмерная сила стресса;
б) большая продолжительность стрессорного воздействия;
в) одобрение действий индивидуума со стороны социальной среды; г) недостаток нужной информации.
5. Что общего у биологического и психологического стресса?
а) участие гормонов надпочечников;
б) преимушественное влияние на социальный статус человека; в) наличие реальной угрозы жизни и здоровью;
г) «размытые» временные рамки.
6. Укажите пример «психологического» стресса. а) воспалительная реакция после ожога;
б) болезнь, вызванная вирусной инфекцией;
в) повышение артериального давления после семейной ссоры; г) травма, связанная с падением.
7. На какой стадии развития стресса наиболее вероятен переход стресса в болезнь?
а) тревоги;
б) адаптации;
в) истощения;
г) на любой из перечисленных.
8. Какая фаза развития стресса подразделяется на три периода? а) стадия адаптации;
б) стадия тревоги;
в) стадии истощения.
9. Какой уровень эмоционального возбуждения, согласно правилу Р. Йеркса и Дж. Аодсона, соответствует эустрессу?
а) отсутствие эмоций;
б) средний уровень эмоционального возбуждения; в) чрезмерно выраженные эмоции.
10. Какой характер стресса более вреден для организма человека (при прочих равных особенностях)?
а) слабый и короткий;
б) слабый и длительный; в) сильный и короткий.
11. Какие врожденные факторы, а также события первых лет жизни больше всего влияют на формирование стрессоустойчивости человека?
а) уровень самооценки; б) характер человека;
в) направленность психики;
г) характер протекания беременности у матери.
12. Какой из перечисленных элементов, влияющих на развитие стресса, относится к когнитивным факторам?
а) тип высшей нервной деятельности; б) родительские сценарии;
в) условия труда;
г) прогноз будущего.
13. Какой из перечисленных элементов, влияющих на развитие стресса, не относится к социальным факторам?
а) ближнее социальное окружение (родители, друзья, коллеги); б) общественный статус;
в) условия труда;
г) установки и ценности человека.
14. Какой из перечисленных элементов, влияющих на развитие стресса, формируется позже всего?
а) наследственные особенности стрессоустойчивости; б) характер протекания беременности у матери;
в) черты личности;
г) ранний детский опыт;
г) тип высшей нервной деятельности.
15. Какими качествами обладают люди типа «А» (обладающие повышенной уязвимостью к стрессу)?
а) вспыльчивые, энергичные и честолюбивые; б) аккуратные и добродушные;
в) спокойные и рассудительные;
г) быстро принимающие решения и не стремяшиеся к карьерному росту.
16. Что не влияет напрямую на уровень сензитивности человека? а) чувствительность рецепторов;
б) тип высшей нервной деятельности;
в) легкость образования условно-рефлекторных связей в коре мозга; г) особенность процессов мышления;
д) изменение чувствительности в процессе индивидуального опыта.
17. Психосоматические болезни возникают в результате ослабления защитных сил организма и срыва работы органов по принципу
«слабого звена» после: а) стресса
б) внутреннего конфликта; в) депрессии
18. Застойный очаг возбуждения в коре больших полушарий мозга является причиной ПТСР в рамках:
а) физиологической концепции; б) биохимической концепции;
в) психоаналитической концепции; г) когнитивной концепции;
д) информационной концепции
19. К какой форме проявления стресса относится нарушение концентрации внимания?
а) к поведенческой; б) к эмоциональной;
в) к интеллектуальной; г) к физиологической.
20. К какой форме проявления стресса относится головная боль? а) к поведенческой;
б) к эмоциональной;
в) к интеллектуальной;
г) к физиологической.
21. К какой группе эмоциональных изменений относится снижение самооценки, которое имеет место у некоторых людей при психологическом стрессе?
а) к изменению общего эмоционального фона;
б) к выраженным негативным эмоциональным реакциям; в) к изменениям в характере;
г) к невротическим состояниям.
22. К какому уровню ситуативной тревожности можно отнести показатель 57 баллов по Спилбергеру?
а) к низкому;
б) к среднему;
в) к высокому;
г) к сверхвысокому.
23. Какой элемент не входит в состав триады поведения при структурном анализе стресса?
а) мысли;
б) действия;
в) чувства;
г) последствия.
24. К какой из ниже перечисленных групп методов прогнозирования уровня стресса относится метод множественной регрессии?
а) использование дозированных тестовых стрессов в лабораторных условиях;
б) мысленное моделирование стрессорных ситуаций; в) прогнозы на основе психологических тестов;
г) математические модели.
25. Какая причина стресса связана с длительно действующими программами поведения?
а) стресс, вызванный ошибками мышления;
б) стресс, вызванный невозможностью удовлетворить физиологические потребности;
в) стресс, вызванный столкновением противоположных условных рефлексов;
г) стресс, вызванный неадекватными родительскими программами.
26. Какая причина стресса связана с динамически меняющимися программами поведения?
а) стресс, связанный с генетическими особенностями организма; б) стресс, вызванный невозможностью удовлетворить «высшие» потребности личности;
в) стресс, вызванный неумением распоряжаться временем;
г) стресс, вызванный неадекватными установками и убеждениями личности.
27. Как называется псевдоразумное объяснение человеком своих поступков в случае, если признание их действительных причин грозит потерей самоуважения или разрушает сложившуюся картину мира?
а) отрицание;
б) сублимация;
в) вытеснение;
г) рационализация.
28. Какое слово-маркер сигнализирует о наличии неадекватной установки негативной генерализации?
а) никогда;
б) должен;
в) обязан;
г) во что бы то ни стало.
29. К какой группе потребностей, по А. Маслоу, относится стресс, вызванный неразделенной любовью?
а) физиологические потребности; б) безопасности и стабильности;
в) принадлежности;
г) уважения и признания; д) самореализации.
30. Какая стратегия разрешения конфликта наиболее приемлема, если нужно получить хоть какие-то преимущества и есть что предложить взамен?
а) уход (из конфликта и зоны стресса); б) компромисс (минимизация стресса);
в) соперничество (введение в стресс второго участника); г) уступка (замена стресса на другой, более приемлемый); д) сотрудничество (замена дистресса на эустресс).
31. Какая стратегия разрешения конфликта является наиболее трудоемкой, но наиболее выгодной в долговременном плане?
а) уход (из конфликта и зоны стресса); б) компромисс (минимизация стресса);
в) соперничество (введение в стресс второго участника); г) уступка (замена стресса на другой, более приемлемый); д) сотрудничество (замена дистресса на эустресс).
32. К какой группе объективных причин стресса можно отнести техногенные катастрофы?
а) к условиям жизни и работы; б) к межличностным факторам;
в) к политическим и экономическим факторам; г) к чрезвычайным обстоятельствам.
33. К какой области каузальной классификации стрессов относится страх темноты?
а) к области мудрого принятия;
б) к области конструктивных действий; в) к области субъективных стрессов;
г) к области саморегуляции.
34. Какая причина стресса не относится к группе объективных факторов? а) вредные характеристики производственной среды;
б) тяжелые условия работы; в) отношения с руководством;
г) чрезвычайные обстоятельства.
35. Какая причина стресса не характерна для труда шахтеров? а) условия замкнутого пространства;
б) угольная пыль;
в) низкая температура;
г) ожидание возможной аварии.
36. Какой фактор стресса относится к форс-мажорным обстоятельствам? а) срыв поставок продукции;
б) длительная работа;
в) высокий темп деятельности; г) повышенная ответственность;
д) значительные физические нагрузки.
37. Какая причина стресса относится к группе профессиональных субъективных причин?
а) низкая самооценка; б) неуверенность в себе; в) страх неудачи;
г) нехватка знаний, умений и навыков.
38. Явление деперсонализации, которое сопровождает синдром эмоционального выгорания, это:
а) чувство эмоциональной опустошенности, уменьшение количества положительных эмоций, возникающих в связи со своей работой;
б) циничное отношение к труду и объектам своего труда (бесчувственное, равнодушное отношение к пациентам, клиентам, посетителям);
в) формирование чувства некомпетентности, фиксация на неудачах в своей профессии.
39. Какая профессия, по результатам исследования английских психологов, считается наиболее стрессогенной?
а) библиотекари;
б) пилоты;
в) шахтеры;
г) полицейские;
д) журналисты.
40. Какой фактор учебной сессии снижает уровень стресса? а) повышенная статическая нагрузка;
б) изменение режима сна и бодрствования; в) эмоциональные переживания;
г) уверенность в себе; д) неуверенность в себе.
41. Какой фактор, вызывающий стресс у медицинских работников, назван не верно?
а) ответственность за жизнь и здоровье пациентов;
б) длительное нахождение в «поле» отрицательных эмоций пациентов; в) монотонный режим работы;
г) низкая заработная плата.
42. Какой из перечисленных факторов, влияющих на развитие стресса, отсутствует у бизнесмена — владельца компании?
а) ближнее социальное окружение (родители, друзья, коллеги); б) некомпетентные подчиненные;
в) недобросовестные партнеры; г) конкуренты;
д) зависимость от своего начальника.
43. К какой группе антистрессорного воздействия относится аутотренинг? а) к физическим;
б) к физиологическим; в) к биохимическим;
г) к психологическим.
44. К какой группе антистрессорного воздействия относится алкоголь? а) к физическим;
б) к физиологическим; в) к биохимическим; г) к психологическим.
45. К какой группе антистрессорного воздействия относится массаж? а) к физическим;
б) к физиологическим; в) к биохимическим; г) к психологическим.
46. К какой разновидности антистрессорных методов относится биологическая обратная связь?
а) к методам самопомощи;
б) к методам, требуюшим участия другого человека; в) к техническим методам.
47. Какой из нижеприведенных методов не относится к организационным? а) усовершенствование орудий и средств труда;
б) воздействие цветом и функциональной музыкой; в) разработка оптимальных режимов труда и отдыха; г) рациональная организация рабочих мест.
48. Кто является основателем аутогенной тренировки? а) И. Шульц;
б) У. Джеймс;
в) А. Ромен;
г) Э. Джекобсон.
49. Какой из основных навыков аутогенной тренировки назван неверно? а) умение вызывать ощущение тяжести в конечностях;
б) умение вызывать ощущение тепла в конечностях;
в) умение вызывать ощущение тепла в эпигастральной области;
г) умение вызывать ощущение тепла в области лба.
50. Какой из перечисленных ниже антистрессорных методов основан на совершенствовании поведенческих навыков?
а) аутогенная тренировка; б) медитация;
в) визуализация;
г) активное слушание.
51. Функциональное состояние организма, возникающее в результате внешнего отрицательного воздействия на его психические функции, нервные процессы — это …
52. Эустресс — это:
а) нормальная физиологическая стадия стресса б) патологическая фаза стресса.
53. Нарушения психомоторики могут проявляться: а) дрожжании рук
б) изменении ритма дыхания в) дрожжании голоса
г) в избыточном напряжении мышц д) все ответы верны
е) ни один ответ не верен
54. Каковы признаки посттравматического стрессового расстройства? а) повышенная тревожность
б) повышенная агрессивность
в) немотивированная бдительность г) пониженное настроение
д) нарушение памяти е) все ответы верны
55. Ответная реакция человека на стресс зависит от: а) типа высшей нервной деятельности
б) адекватности самооценки
в) саморегуляции человека г) все ответы верны
56. Назовите житейские методы снятия стресса, которые обычно применяют люди для снятия нервно-психического напряжения.
а) нервно-мышечная релаксация б) медитация
в) ароматерапия
г) физические упражнения д) религия
57. Психологи — авторы различных направлений:
1. Гештальт-терапия а) Ф.Перлз
2. Семейная терапия б) В.Сатир
3. Гипнотерапия в) М.Эриксон
4. НЛП г) Дж.Гриндер
1. Что происходит с сердечно-сосудистой системой человека во время стресса?
а) пульс учащается
б) пульс становится реже в) давление понижается г) давление повышается д) все ответы верны
59. Расставьте в правильной последовательности основные стадии развития стресса, согласно концепции Ганса Селье:
а) тревоги
б) адаптации
в) истощения
60. Иоганн Шульц создал свое направление самовнушения, которое назвал аутогенной тренировкой в:
а) 1999 году
б) 1979 году
в) 1940 году
г) 1930 году
ОТВЕТЫ
К ТЕСТОВЫМ ЗАДАНИЯМ
1-б | 11-г | 21-в | 31-д | 41-в | 51-в |
2-г | 12-г | 22-в | 32-г | 42-д | 52-а |
3-г | 13-г | 23-г | 33-в | 43-г | 53-д |
4-в | 14-в | 24-г | 34-в | 44-в | 54-е |
5-а | 15-а | 25-г | 35-в | 45-б | 55-г |
6-в | 16-г | 26-в | 36-а | 46-в | 56-г, д |
7-в | 17-в | 27-г | 37-г | 47-б | 57:1-а, 2-б, 3-в, 4-г |
8-б | 18-а | 28-а | 38-б | 48-а | 58-д |
9-б | 19-в | 29-в | 39-в | 49-г | 59-абв |
10-б | 20-г | 30-б | 40-г | 50-г | 60-г |
ГЛОССАРИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ПСИХОЛОГИЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА»
В процессе изучения курса «Психология саморегуляции деятельности педагога» студенты заводят словарь, в котором фиксируют основные понятия по данной дисциплине.
Арттерапия –(терапия искусством) – средство свободного самовыражения и самопознания. Виды: музыкальная терапия, танцевальная терапия,рисование, лепка из пластилина, глины, создание коллажей…
Аутогенная тренировка– психотерапевтический метод самовнушения путем концентрации внимания на эмоционально-положительных объектах; методика, мышечной и психической релаксации (расслабления), управления вегетативными функциями посредством вызывания представлений приятных ощущений.
Депрессия– аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, изменением мотивационной сферы,
когнитивных представлений и общей пассивностью поведения. Человек субъективно испытывает мучительные эмоции и переживания: подавленность, тоску, отчаяние.
Дистресс –негативная психотравмирующая форма стресса. Деструктивный, разрушающий стресс.
Медитация –интенсивная сосредоточенность сознания на абстрактном объекте размышления, отвлечение от всех конкретных объектов, высокая сосредоточенность внимания как способ высшей психической саморегуляции.
Посттравматическое стрессовое расстройство- отставленная затяжная реакция на действие длительного и особо тяжелого стресса.
Психическое самоуправление– (саморегулирование)-сознательное
воздействие человека на присущие ему психические явления (процессы, состояния, свойства), выполняемую им деятельность, собственное поведение с целью поддержания (сохранения) или изменения характера их протекания (функционирования).
Релаксация– уменьшение напряжения, расслабление. Произвольное расслабление может быть вызвано принятием удобной спокойной позы, расслаблением мышц, представлением идиллических картин (аутотренинг).
Стресс- (давление, напряжение), или адаптационный синдром.
Стресс – универсальная, неспецифическая реакция организма на повреждения. Конфликтное эмоциональное состояние, психическое перенапряжение.
Стресс социальный– состояние крайнего психического перенапряжения в условиях социальных коллизий, резкой смены социальных
систем, затрудняющих социальную адаптацию личности.
Стрессоры– внешние и внутренние сверхсильные неблагоприятные воздействия (психические и физическиетравмы).
Различают: физиологические, психологические, экологические стрессоры.
Эустресс– адекватный, конструктивный стресс.