Роль и место практической психологии в системе психологических знаний.

Северо — Казахстанский государственный университет им. М. Козыбаева

Военная кафедра

 

Методическая разработка

по дисциплине «Методика экспериментальных

исследований воинской деятельности»

ВУС – 801300

 

 

Тема №1: «Практическая психология как отрасль науки. Основные направления деятельности военного психолога»

Рассмотрена на заседании ПМК

Протокол №___от ____________

 

 

Петропавловск

Утверждаю:

Начальник военной кафедры

СКГУ им. М. Козыбаева

полковник С.Альжапаров

«____»_____________ 20__ г.

 

 

Методическая разработка

«Методика экспериментальных исследований воинской деятельности»

Тема 1. «Практическая психология как отрасль науки. Основные направления деятельности военного психолога»

Учебные и воспитательные цели:

1. Помочь студентам овладеть современными научными знаниями о практической психологии как отрасли науки и об основных направлениях деятельности военного психолога в интересах обеспечения эффективного выполнения служебных и боевых задач.

2. На основе этих знаний способствовать формированию и развитию у обучаемых практических навыков и умений, необходимых им как военным психологам в предстоящей профессиональной деятельности.

3. Воспитывать у студентов психолого-педагогическую готовность к практической работе с личным составом подразделения.

 

Время: 2 учебных часа (80 минут)

 

Место:класс кафедры

 

Метод:лекция

 

Учебные вопросы:

1. Роль и место практической психологии в системе психологических знаний.

2. Модель профессиональной деятельности практического военного психолога.

Литература:

1. Военная педагогика и психология. – М., Воениздат, 1986.

2. Немов Р.С. Психология. Учеб. Для студентов высш. пед. учебных заведений. В 3 кн. Кн.3. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. М., Просвещение, Владос. 1995.

3. Психология и педагогика высшей военной школы. М., Воениздат. 1989.

Учебно-материальное обеспечение:

выставка литературы;

слайды по тексту лекции;

технические средства лектория;

2 стр., 791 слов

Тема 3. Возникновение психологии как самостоятельной науки

Тема 3. Возникновение психологии как самостоятельной науки. План: 1. Изменение представлений о предмете психологии в первой половине XIX в. 1 2. Первые программы возникновения психологии как самостоятельной науки. 2 2.1. Вильгельм Вундт (1832-1920). 2 2.2. Иван Михайлович Сеченов (1829-1905). 2 2.3. Франк Брентано (1838-1917). 2 Изменение представлений о предмете психологии в первой половинеXIXв. ...

Роль и место практической психологии в системе психологических знаний.

Конец XX века характеризуется появлением в психологиче­ской науке двух ярко выраженных тенденций развития. Первую можно обозначить как дифференциацию предмета исследова­ния, а вторую как интеграцию его отдельных свойств. Интерес ко второй тенденции объясняется тем, что она стремится по­строить специфическое научное знание о реальности индивиду­альной жизни человека. Появление интегральных наук, напри­мер, интегральной медицины, экологии, психологии жизненной среды и других, создает общенаучный фон для гуманизации современного научного исследования.

Традиционные науковедческие проблемы — проблема пред­мета и объекта исследования, выбор адекватного метода, ме­ханизмы построения гипотезы, критерии истины научного знания и другие — переходят из плоскости научного знания в плоскость знания этического в том случае, когда речь идет об изучении индивидуальной жизни человека. Все эти вопросы обостряются многократно, когда ставится проблема воздей­ствия на человека.

Достаточно в этом смысле вспомнить знаменитый «хоуторинский эффект», описанный в 20-30-е годы группой психоло­гов под руководством Э. Мэйо. Суть его состояла в том, что присутствие исследователя, осуществляющего открытое на­блюдение, увеличивает производительность труда независимо от объективных условий его осуществления (увеличение или уменьшение интенсивности освещения в конкретном опыте).

Человек, изучающий другого человека, сам становится инструментом познания, средством познания. Воздействие на другого человека является необходимым моментом его изучения, независимо от того, осуществляется это воздействие непосредственно по типу человек-человек или опосре­довано предметами, созданными людьми, по типу человек-предмет-человек.

Как известно, предметы несут в себе следы воздействия, овеществляя их, опредмечивая в своих свойствах. Воздействие предмета на человека опосредованно вводит в эту ситуацию других людей или другого человека, имевшего отношение к предмету ранее, или предполагаемое отношение в будущем.

Воздействие и его организация становятся не только сред­ством получения достоверных данных о человеке, которые можно было бы квалифицировать как истинные данные, но оно одновременно существует и как условие порождения свойств человека, особенно тех, которые составляют содер­жание психологической реальности.

15 стр., 7439 слов

Сущность и содержание индивидуальной психологии Альфреда Адлера

... потому, что создает себя непосредственно в движении жизни. Все эти соображения особенно справедливы для индивидуальной психологии. Индивидуальная психология рассматривает жизнь человека как целостность, относясь к каждой единичной ... поведения, пока остается нераскрытой природа этих отношений и механизм их воздействия на личность. Ведь и у Фрейда в роли источников конфликтов ...

Люди обладают свойством видеть в других то, что хотят и умеют видеть. Это создает особые требования к ситуации взаимодействия людей с целью получения достоверных науч­ных данных об индивидуальной жизни человека. Хотелось бы назвать это требование требованием практической этики, основа которой сводится к знаменитому «Не навреди!».

Возможность осуществить в воздействии на другого чело­века этот принцип основывается на идеалах ценности жизни и идеях о ее строении, о ее законах. Идеи ценности жизни дру­гого человека, да и своей собственной тоже, исследователь человека получает из контекста культуры, в которой он жи­вет, из того культурного слоя, в который он погружен, где черпает материалы для построения своей картины мира.

Кажется, об этом писал Пьер Тейяр де Шарден в «Феноме­не человека»: «…Мы недостаточно подумали о триедином свойстве, которым обладает каждое сознание: 1) все частично сосредоточивать вокруг себя; 2) все больше сосредоточиваться в себе; 3) путем этого самого сверхсосредоточения присоеди­ниться ко всем другим, центрам, окружающим его»

Думается, что при воздействии одного человека на друго­го именно эти свойства сознания создают трудности для реа­лизации основной цели науки- объективного исследования, достоверного получения знаний о закономерностях.

Сегодня попыткой преодоления этой трудности представ­ляется создание особой области знания о человеке, которую, можно назвать по всем объективным признакам наукой (Пиаже Ж., П. Копнин, П. Кедров, М. Ярошевский и др.).

Это практическая психология. Ее предмет зародился в начале века вместе с первыми работами по психологии труда и может быть обозначен как изучение индивидуальной жизни человека через воздействие на нее. Задачи практической психо­логии — исследование закономерностей индивидуальной жиз­ни — нетождественны задачам общей психологии, изучающей психологию индивидуальных различий, хотя бы уже потому, что категории мышления исследователя о природе индивиду­альных различий и природе индивидуальной жизни предпо­лагают разную содержательную нагрузку.

Основными научными категориями профессио­нального мышления практического психолога можно, считать следующие: воздействие- управле­ние, манипулирование, формирование, психологическое про­странство, психологическое время, психологическая дистан­ция, взаимодействие- предмет взаимодействия, позиция во взаимодействии, психологическая реальность, модальности психической реальности и др.

2 стр., 887 слов

Влияние познавательной деятельность человека на эффективность решения учебно-профессиональных задач.

Понятие психики. 2.Теории возникновения психики: панпсихизм, антропопсихизм, биопсихизм, учение о развитии психики в филогенезе А.Н. Леонтьева. Стадии развития психики животных. Сознание как высший уровень развития психики. Социальные и биологические предпосылки возникновения сознания человека. 6.Структура сознания: чувственное содержание, значение, смысл. 7.Характеристики сознания: совокупность ...

Методы осуществления воздействия одного человека на другого можно рассматривать как методы исследования в практической психологии как науке.

Условно разделим их на две большие группы: методы прямого ситуативного воздействия и методы косвенного воз­действия, предполагающие расширение контекста изучаемой ситуации.

Основное отличие этих методов как методов научного ана­лиза в том, что они применяются практическим психологом с точки зрения осознанной им научной концепции, что сущест­венно отличает действия профессионального психолога от действий психолога непрофессионального, некомпетентного.

Задачи воздействия практического психолога определяют­ся его концепцией жизни, которую он воплощает в парадигме собственного научного мышления о человеке. Именно оно является основой принятия решения о мере воздействия на другого человека, на его индивидуальную жизнь как предмет исследования и профессионального воздействия.

Практический психолог выступает как исследователь ин­дивидуальной жизни человека, воздействуя на нее, получая необходимую для этого психологическую информацию, он становится (пусть на время) частью жизни другого человека.

Практика воздействия на другого человека с применением психологической информации о нем делится на несколько видов профессиональной деятельности психолога, которые отличаются мерой воздействия и степенью ответственности психолога за течение индивидуальной жизни человека.

Психологическая диагностика, психологическая коррек­ция, психологическое консультирование, психотерапия отли­чаются как виды профессиональной деятельности психолога не только разными задачами воздействия, но и принципиаль­но отличаются средствами воздействия на другого человека.

Кратко отличие задач воздействия можно представить в разной степени ответственности психолога за сбор и исполь­зование психологической информации об индивидуальной жизни человека; Средства воздействия отличаются степенью стандартизации; В этом смысле психодиагностика является наиболее стандартизированным видом деятельности психо­лога, а психологическое консультирование находится на про­тивоположном его полюсе.

7 стр., 3110 слов

Анализ психологической деятельности военного инженера

               Военно–воздушная инженерная академия                     им. профессора  Н.Е. Жуковского “к защите ”                    ...

За результаты психодиагностики, особенно с применением тестов, психолог несет минимальную ответственность, воз­действие его стандартизировано. В психологическом кон­сультировании психолог несет личную ответственность за точность полученной психологической информации и оказы­вает непосредственное личное профессиональное воздействие на индивидуальную жизнь человека.

Степень ответственности и осознание ее являются для пси­холога необходимыми моментами его профессиональной деятельности. Выделение психологом содержания психологиче­ской информации, характеризующей индивидуальную жизнь человека, осознание этого содержания являются необходи­мым условием построения предмета практической психоло­гии как науки.

Можно сказать, что практика психолога-профессионала способствует рождению социального (профессионального) заказа на предмет науки практической психологии.

Существенное отличие ее от прикладной психологии со­стоит в том, что она стремится оперировать содержанием, предполагающим категоризацию мышления психолога о закономерностях индивидуальной жизни челове­ка, тогда как прикладная психология традиционно идет от функционального подхода к внутреннему миру человека, порождая психотехнический материал взаимодействия психо­лога и другого человека.

 

Модель профессиональной деятельности практического военного психолога.

Необходимость обсуждения этого вопроса связана, прежде всего, с тем, что работа практического психоло­га очень специфична своим предметом- индивидуальностью человека. Специфичность проявляется и в том, что сам психо­лог тоже выступает как индивидуальность, как человек, имею­щий на нее полное право. В этом смысле возникает множество проблем, связанных с социальным статусом профессии военного практи­ческого психолога, например, проблема критериев эффектив­ности его работы, уровня его квалификации, в конечном счете, проблемы подготовки практических военных психологов.

8 стр., 3905 слов

Морально-психологическое обеспечение боевой деятельности войск

... ) и боевой деятельности; профессиональный психологический отбор; психологическую помощь и социально-психологическую реабилитацию военнослужащих; психолого-педагогическую подготовку личного состава. Психологический анализ всех видов деятельности военных моряков является исходной точкой психологической работы. По ...

Практический военный психолог должен быть подготовлен к следующим видам профессиональной деятельности:

· изучение индивидуально-психологических особенностей военнослужащих, социально-психологических процессов в воинских коллективах и прогнозирование их развития;

· формирование оптимального морально-психологического климата воинских коллективов;

· организация мероприятий психологической работы по обеспечению боевой и мобилизационной готовности, боевого дежурства (боевой службы), караульной и внутренней служб, боевых действий воинских частей (кораблей), специальных и миротворческих задач;

· проведение психологического анализа военно-профессиональной деятельности, боевой подготовки, воспитательного процесса и выработка мер по повышению их эффективности и осуществление профессионального психологического, рационального распределения и психологической адаптации военнослужащих в частях (на кораблях);

· организация и проведение психологической помощи и реабилитации военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала;

· осуществление методического обеспечения занятий по психолого-педагогической подготовке;

· организация мероприятий противодействия негативному информационно-психологическому воздействию на военнослужащих;

· руководство профессиональной деятельностью специалистов своего направления и других должностных лиц в процессе осуществления мероприятий психологической работы.

Военный психолог должен:

· быть готовым к творческой военно-профессиональной деятельности в соответствии с полученной им квалификацией и специальностью;

· знать основы организации и проведения морально-психологического обеспечения, боевой подготовки войск;

· понимать сущность и значимость психологической работы для жизнедеятельности воинских частей (кораблей) в мирное и военное время;

· знать и выполнять законодательные акты, требования воинских уставов, приказов и директив вышестоящего командования, регламентирующие вопросы организации и проведения психологической работы в Вооруженных Силах;

· уметь организовать деятельность должностных лиц, отделений (отделов) воспитательной работы полков, бригад (кораблей 1 ранга), дивизий, корпусов (эскадр);

27 стр., 13267 слов

Морально-психологическое обеспечение боевой подготовки

... ). Таблица №3 СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Социально-психологическая работа Психологическая подготовка Психологическая обеспечение учебно-боевой и боевой деятельности части. изучение и анализ социально психологических характеристик личного состава и воинских коллективов вооружение военнослужащих знаниями о ...

· быть готовым к преподавательской деятельности в высшей военной школе, проведению военно-педагогических исследований, к планированию учебно-воспитательного процесса в военно-учебном заведении и воинской части;

· обладать высокой общей и педагогической культурой, широким научным кругозором, способностью обучать и воспитывать военнослужащих;

· иметь высокий уровень личной физической подготовленности, быть готовым к перенесению интенсивных физических и эмоциональных нагрузок в различных условиях воинской деятельности.

Должностные обязанности войскового психолога, в частности психолога полка (бригады), непосредственно вытекают из самой цели социально-психологической работы во внутренних войсках и реша­емых ею задач. Эти обязанности конкретизируют задачи работы отно­сительно соответствующего должностного лица социально-психологической службы войск и регламентируют его деятельность и степень ответственности.

Психолог полка (бригады) отвечает за планирование, организа­цию, содержание и качество социально-психологической работы в полку (бригаде), за практическую реализацию всех ее задач. Он подчи­няется заместителю командира полка (бригады) по работе с личным составом, начальнику группы (отделения) по работе с личным соста­вом и обязан:

— знать задачи, решаемые личным составом полка (бригады), а так же основные направления морально-психологического обеспечения их выполнения;

— принимать непосредственное участие в планировании и органи­зации морально-психологического обеспечения служебно-боевой дея­тельности по своему направлению работы;

организовывать и проводить работу по изучению индивидуаль­но-психологических и личностных качеств военнослужащих, прогно­зированию успешности их служебно-боевой деятельности, вырабаты­вать рекомендации по психолого-педагогической работе с ними; выяв­лять военнослужащих с затрудненной адаптацией и признаками нерв­но-психической неустойчивости;

осуществлять социально-психологический анализ различных ви­дов служебно-боевой деятельности и влияние их условий на морально психологическое и психическое состояние личного состава, вырабаты­вать рекомендации органам военного управления и проводить меро­приятия по снижению психотравмирующего влияния условий служебно-боевой деятельности;

— организовывать и проводить работу по психологическому обес­печению адаптации военнослужащих сусловиям службы и служебно-боевой деятельности;

— совместно с органами боевой подготовки планировать и организовывать мероприятия по психологической подготовке личного соста­ва, формированию психологической устойчивости военнослужащих
при выполнении служебно-боевых задач;

— осуществлять изучение, анализ и прогнозирование развития со­циально-психологических процессов в подразделениях, вырабатывать
предложения командованию и проводить мероприятия по их стабили­зации в интересах поддержания боевой готовности и воинской дисци­плины;

— осуществлять социально-психологический анализ состояния воинской дисциплины и правопорядка, эффективности работы по их укреплению, вырабатывать мероприятия по созданию психологических условий совершенствования этой работы;

— проводить работу по психологическому консультированию во­еннослужащих и членов их семей, мероприятия психокоррекции и ин­дивидуально-психологической работы с военнослужащими с признаками нервно-психической неустойчивости, затрудненной адаптацией и с негативными психическими состояниями;

— организовывать проведение специальных мероприятий психологической реабилитации военнослужащих при выполнении служебно-боевых задач в экстремальных условиях, по профилактике негативных
последствий воздействия боевой обстановки и предупреждению пост­
стрессовых реакция и расстройств;

— осуществлять психолого-педагогическую подготовку офицеров,
распространение социально-психологических знаний, оказывать методическую и практическую помощь заместителям командиров подраз­делений по работе с личным составом по вопросам социально-психологической работы с военнослужащими;

— участвовать в работе по профессионально-психологическому
отбору военнослужащих;

— осуществлять психологическое консультирование по вопросам
военного управления, анализировать состояние и вырабатывать предложения по совершенствованию управленческой деятельности:

— в своей работе строго руководствоваться нормами профессиональной этики военного психолога.

Психолог дивизии, дополнительно к обязанностям, возло­женным на психологов полков и исполняемым им в масштабе всей ди­визии, обязан осуществлять организационное и методическое руковод­ство социально-психологической службой дивизии, вести аналити­ческую работу, разрабатывать мероприятия по совершенствованию социально-психологической работы и повышению ее эффективности.

 

 

Заместитель начальника военной кафедры

майор К.Казанов