ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ………………………………………………….……………………..3
Глава 1. Теоретические основы рейтинговой системы оценки учебных достижений учащихся на уроках ОБЖ в школе …………….………………..9
1.1. Сущностные характеристики оценки учебных достижений учащихся на уроках ОБЖ в школе ……………………………………….……………9
1.2. Рейтинговая система и её роль в оценке учебных достижений учащихся на уроках ОБЖ …………………………………………………..………20
Выводы по первой главе ……………………………………………..………..35
Глава 2. Методические основы рейтинговой системы оценки учебных достижений учащихся на уроках ОБЖ в школе ……………………..………37
2.1. Критерии рейтинговой системы оценки учебных достижений учащихся на уроках ОБЖ в школе …………………………………………………37
2.2. Методика рейтинговой системы оценки учебных достижений учащихся на уроках ОБЖ в школе …………………………………………………43
Выводы по второй главе ………………………………………………………..56
Заключение ………………………………………………………………………59
Список использованной литературы ………………………….……………….64
Приложение ……………………………………………………………………..71
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность научного исследования. Одним из ведущих направлений модернизации российского образования является личностно ориентированное обучение. В рамках этого направления задачей школы является создание таких условий, которые бы обеспечивали «запуск» механизмов самообразования, самопознания и самоактуализации личности, а также способствовали бы формированию мотивации учащихся к обучению и саморазвитию. Для этого педагоги успешно применяют технологии личностно ориентированного обучения. Вместе с тем распространенная в практике школы пятибалльная система оценивания учебных достижений затрудняет процесс реализации личностно-ориентированного обучения, так как не в полной мере учитывает личностные особенности учащихся, их интересы и возможности.
В настоящее время в педагогической науке и практике возникает актуальная потребность поиска принципиально новых механизмов повышения эффективности системы оценки учебных достижений учащихся за счет такой организации учебного процесса, которая как можно более широко использовала бы творческий потенциал школьников. В качестве такого механизмы мы рассматриваем рейтинговую систему учета учебных достижений учащихся, которая позволяет не только отслеживать уровень усвоения любого школьного предмета, но и способствует становлению личности ребенка как субъекта образовательного процесса, повышению его учебной мотивации. При этом рейтинговая система уместно сочетается с пятибалльной шкалой оценки, принятой в школе, позволяет осуществить перевод накопленных учащимся баллов в традиционные отметки «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
Использование современных информационных технологий с целью повышения ...
... информационных технологий с целью повышения познавательного интереса учащихся к учебной деятельности». Объект исследования: образовательный процесс в начальной школе. Предмет исследования: использование современных информационных технологий как ... интереса — это не только вопрос о хорошем эмоциональном состоянии детей на уроках; от ее решения зависит, будут ли в дальнейшем накопленные знания мертвым ...
Анализ научных публикаций (В.В. Шевцова, Л.Г. Устинова и другие), раскрывающих проблемы внедрения рейтинговой системы в общеобразовательной школе, свидетельствуют о том, что в школьной практике рейтинговая система оценки учебных достижений учащихся используется намного реже, чем в вузовской. Это связано, во-первых, с отсутствием чётко разработанных теоретических оснований организации рейтинговой системы оценки в образовательном процессе школы; во-вторых, с неготовностью большинства учителей к использованию рейтинга в своей педагогической деятельности. Вместе с тем в настоящее время в педагогической теории имеются теоретические предпосылки для исследования рейтинговой системы как средства оценки учебных достижений учащихся на уроках ОБЖ в школе.
Уже начиная с 90-х годов ХХ века, появились научные исследования, в которых стали рассматриваться проблемы применения нетрадиционных способов оценки качества школьного образования, а также организации рейтингового контроля как средства оценки учебных достижений обучающихся (В.С. Аванесов, В.П. Беспалько, В.А. Кальней, А.Н. Майоров, Т.И. Шамова и другие).
Высоко оценивая результаты исследований, следует отметить, что многие важные вопросы остаются малоизученными. Необходимо уточнение сущностных характеристик оценки учебных достижений учащихся применительно к организации уроков ОБЖ в школе. Возникает потребность в разработке методических рекомендаций учителю по организации оценки учебных достижений учащихся на уроках по ОБЖ в школе на основе рейтинговой системы.
Анализ современного состояния педагогической теории и практики позволил выделить противоречие между необходимостью использования потенциала рейтинговой системы для оценки учебных достижений учащихся на уроках ОБЖ в школе и отсутствием теоретико-методического обоснования рейтинговой системы как средства оценки учебных достижений учащихся по учебной дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности».
Необходимость разрешения указанного выше противоречия обусловила постановку проблемы научного исследования: каковы теоретические и методические основания рейтинговой системы как средства оценивания учебных достижений учащихся на уроках ОБЖ в общеобразовательной школе?
Исходя из этого, нами была определена тема дипломной работы: «Рейтинговая система оценки учебных достижений учащихся на уроках ОБЖ в школе».
Объект исследования — система оценивания учебных достижений учащихся в общеобразовательной школе.
Предмет исследования — рейтинговая система как средство оценки учебных достижений учащихся на уроках ОБЖ в школе.
ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ VIII ВИДА
... орфографии, проанализировав программы по русскому языку и учебные пособия для учащихся 6 классов школ VIII вида; - разработать методическую систему формирования орфографической зоркости и проверить эффективность ... возможны при условии сопоставления произношения и написания, другими словами, при фонологической оценке звукового состава языковой единицы. Звуки в сильных позициях передаются на ...
Цель исследования состоит в теоретическом обосновании рейтинговой системы как средства оценки учебных достижений учащихся и разработке методических рекомендаций учителю по ее применению в рамках преподавания школьного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».
Гипотеза исследования состоит в том, что применение рейтинговой системы обеспечит эффективную оценку учебных достижений учащихся на уроках ОБЖ в школе, если:
1) оценка учебных достижений учащихся на уроках ОБЖ в школе рассматривается как процесс по выявлению уровня усвоения учащимися знаний, умений и навыков (структурных элементов учебных достижений учащихся), реализуемый на всех этапах контроля обучения, результат которого выражен в виде качественно-количественной характеристики;
2) роль рейтинговой системы в оценке учебных достижений учащихся на уроках ОБЖ в школе заключается в создании условий для достижения успехов в области безопасности жизнедеятельности, повышении уровня самостоятельности, формировании учебно-познавательной мотивации и активной жизненной позиции школьников;
3) будут определены критерии рейтинговой системы оценки учебных достижений учащихся на уроках ОБЖ в школе;
4) будет разработана методика рейтинговой системы учета учебных достижений учащихся на уроках ОБЖ в школе, которая позволит своевременно и эффективно оценивать все структурные элементы учебных достижений учащихся — их знания, умения и навыки по данному предмету.
Для реализации поставленной цели исследования решались следующие задачи:
1) Охарактеризовать сущность оценки учебных достижений учащихся на уроках ОБЖ в школе.
2) Уточнить роль рейтинговой системы в оценке учебных достижений учащихся на уроках ОБЖ в школе.
3) Определить критерии рейтинговой системы оценки учебных достижений учащихся на уроках ОБЖ в школе.
4) Разработать методику рейтинговой системы учета учебных достижений учащихся на уроках ОБЖ в школе.
Теоретико-методологическую базу исследования составили:
· научные работы об оценивании учебных достижений (Л.И. Божович, Н.Г. Морозова, Л.С. Славин, Б.Г. Ананьев и др.);
· педагогические исследования в области применения нетрадиционных способов, методов оценки качества школьного образования (В.С. Аванесов, В.П. Беспалько, В.А. Кальней, А.Н. Майоров, Т.И. Шамова и другие);
· педагогические исследования в области разработки и реализации рейтинговых систем оценивания знаний (Л.Г. Устинова, М.Б. Челышкова, В.В. Шевцова, В.Я. Зинченко, Р.Я. Касимов, А.В. Левин, В.И. Огорелков, А.Ф. Сафонов и др.).
При написании дипломной работы были использованы следующие методы исследования: метод описания, обобщения, анализа, метод систематизации материала и классификации, изучение различных публикаций, статей и другой научной литературы, посвящённой данной теме, а также педагогический эксперимент и статистическая обработка его результатов.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные методические рекомендации по использованию рейтинговой системы как средства оценивания учебных достижений учащихся могут быть использованы учителями общеобразовательных школ при создании собственных индивидуальных рейтинговых методик по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности».
Организация индивидуального подхода с учетом типа темперамента ...
... учащимся с учетом типа темперамента. Гипотеза: Использование индивидуального подхода с учетом типа темперамента на уроках иностранного языка повышает эффективность учебно ... типом темперамента. Методы исследования: тесты, опросники типа темперамента, наблюдение. База исследования: школа 77, учащиеся 6 «м» ... люди самого различного темперамента могут добиться высоких достижений в одном и том же виде ...
Апробация материалов исследования проведена в 9 «А» классе на предмете «Основы безопасности жизнедеятельности», школы № 21 города Волгограда.
Этапы исследования. Исследование проводилось в период с 2011 по 2012 гг. и включало в себя три основных этапа:
Первый этап (2012 г.) — поисково-творческий — был направлен на изучение состояния научного знания по проблеме исследования, анализ литературы, определение целей, задач, замысла и методов исследования.
Второй этап (2012-2013 гг.) — опытно-экспериментальный — был посвящен разработке методики рейтинговой системы для оценивания учебных достижений учащихся по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности».
Третий этап (2013 г.) — рефлексивно-обобщающий — был направлен на анализ, систематизацию и обобщение теоретических и практических результатов исследования, формулирование выводов и оформление текста выпускной квалификационной работы.
Структурно дипломная работа состоит из введения, двух глав (каждая из которых состоит из двух параграфов и выводов по главам), заключения, списка использованной литературы и приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ОБЖ В ШКОЛЕ
1.1. СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОЦЕНКИ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ОБЖ В ШКОЛЕ
Основы безопасности жизнедеятельности — это целая система приобретения знаний, умений и навыков по безопасному поведению людей в повседневной жизни или попавших в сложные и опасные ситуации, оказания пострадавшим доврачебной медицинской и психологической помощи, это воспитание мировоззрения, характера и нравственного облика человека нового тысячелетия [9].
На уроках ОБЖ необходимо не только давать знания по безопасному поведению детей и способствовать усвоению ими навыков по оказанию первой помощи, но и на примерах поведения людей, обладавших высокими нравственными устоями, вырабатывать у них характер, мировоззрение, воспитывать личность [28].
В концепции школьного образования, которая разработана главным специалистом по ОБЖ московского Департамента образования В.Я. Сюньковым, курс ОБЖ представлен как новая область образования, которая должна решать следующие основные задачи:
· формирование молодого человека с верой, необходимыми патриотическими качествами, гуманистическими, духовно-нравственными и мировоззренческими устоями, с философией жизни и гармонии с окружающей средой;
· сохранение, укрепление и коррекция здоровья, улучшение физического состояния учащихся («обучение здоровью»);
· выработка способности молодого человека сохранить свое здоровье и жизнь, обрести необходимые навыки поведения в экстремальных и чрезвычайных ситуациях [27].
Важным звеном процесса обучения ОБЖ является оценка знаний, умений и навыков, то есть учебных достижений школьников. От того, как организован процесс оценивания, на что нацелен, существенно зависит эффективность учебной работы. Именно поэтому в школьной практике уделяется серьезное внимание способам организации оценки, её содержанию [31]. Для этого ведется большая работа по совершенствованию форм и методов оценки. Эта работа всегда связана со стремлением более полно реализовать цели и задачи школьного образования в области безопасности жизнедеятельности, она отражает те или иные изменения, которые происходят в системе обучения ОБЖ [40].
Опросный лист для экспертной оценки учителя среди учащихся-старшеклассников ...
... мероприятия под руководством учителя 10. Педагог умеет заинтересовать, увлечь внеурочной деятельностью тебя и других ребят 5 4 3 2 1 Педагог ... не умеет заинтересовать внеурочной деятельностью тебя и твоих одноклассников 11. Учитель может быстро организовать ... тебя лично 5. Педагог может отстаивать твои интересы перед коллективом учащихся, учителей или перед родителями 5 4 3 2 1 ...
Проблема оценки и оценочной деятельности — одна из актуальнейших проблем, как в педагогической теории, так и в педагогической практике. В различные периоды жизни общества измерение качества обучения и воспитания школьников, а также выражение результатов этих измерений всегда вызывали живой интерес педагогов [12].
Так, Л.И. Божович, Н.Г. Морозова, Л.С. Славина понимают школьную оценку знаний как тот объективный критерий, которым определяется общественное суждение о школьнике [17].
К.А. Альбуханова-Славская пишет, что социальный аспект оценки определяется тем, что оценка «отвечает потребности в общении, познании своего «я» глазами других» [3].
По мнению Н.В. Селезнева, «педагогическая оценка выражает… интересы общества, выполняет функции значимого надзора за учащимися», так как «контролирует именно общество, а не учитель». Автор указывает, что наличие оценки в учебно-воспитательном процессе диктуется «потребностями общества в определенном типе личности» [62].
Р.Ф. Кривошаповой и О.Ф. Силютиной оценка понимается как развернутое, глубоко мотивированное отношение учителя и коллектива класса к результатам достижений каждого учащегося. Н.А. Батурин считает, что оценка — это психический процесс отражения объект-объектных, субъект-субъектных и субъект-объектных отношений превосходства и предпочтения, который реализуется в ходе сравнения предмета оценки и оценочного основания [11]. Заметим, что при многообразии трактовок сущности и роли оценки, в психолого-педагогической литературе имеет место понимание предмета оценки, во-первых, как индивидуально-личностных качеств учащегося и, во-вторых, как результатов его учебной деятельности.
Итак, оценка — это определение и выражение в условных знаках-баллах, а также в оценочных суждениях учителя степени усвоения учащимися знаний, умений и навыков, установленных программой, уровня прилежания и состояния дисциплины.
Содержательная оценка на уроках ОБЖ в школе — это процесс соотнесения хода или результата деятельности с намеченным эталоном для: а) установления уровня и качества продвижения ученика в учении и б) определения и принятия задач для дальнейшего продвижения [21]. Такая оценка одновременно становится стимулирующей для школьника, так как усиливает, укрепляет, конкретизирует мотивы его учебно-познавательной деятельности, наполняет его верой в свои силы и надеждой на успех.
Содержательная оценка бывает внешней, когда ее осуществляет учитель или другой ученик, и внутренней, когда ее дает себе сам ученик. Оценочно-контролирующие операции осуществляются на основе эталона. Эталон — это образец процесса учебно-познавательной деятельности, ее ступеней и результата. Заданные и формируемые сначала извне, эталоны в дальнейшем определяются в виде знаний, опыта, умений, становятся тем самым основой внутренней оценки. Эталон должен обладать ясностью, реальностью, точностью и полнотой [22].
Оценка знаний учеников
... и результаты собственной деятельности, изменения, происходящие в предмете деятельности и в самом себе. Цель исследования: проанализировать оценку знаний как стимула успешности обучения младших школьников. ... числом решенных задач, сделанных упражнений и т.п. Качественные педагогические оценки касаются качества выполненной работы, точности, аккуратности, тщательности и других аналогичных показателей ...
Оценка учителя не сразу приобретает для школьника содержательный смысл. Для этого необходимы такие условия:
· эталон, которым оперирует учитель ОБЖ в своей оценочной деятельности в отношении школьника, должен быть понятен самому школьнику;
· важно, чтобы представления учителя и школьника об оцениваемом объекте совпадали;
· доверие школьника к учителю ОБЖ и его оценкам [1].
Разные способы организации внешней оценки (коллективная оценка, взаимооценка одноклассников), основанные на доверии к ученику, уважении его личности, вере в его силы, формируют в нем серьёзное, заинтересованное отношение к критике, укрепляют чувство собственной значимости в коллективе, осознание заботы о нем товарищей, учителей [25].
При формировании внутренней содержательной самооценки учеником своей учебной деятельности особое значение приобретает раскрытие школьнику смысла, цели учения, образования. Дело в том, что школьник, как правило, ориентируется на внешние, а не на внутренние стороны жизни [35]. Суть же учения — преобразование личности учащихся, путем присвоения им знаний, умений и навыков, способов мышления и деятельности. В силу того, что воздействие оценки на развитие школьника многосторонне, она может обладать многими функциями. По Б.Г. Ананьеву, оценка может быть:
· ориентирующей, воздействующей на умственную работу школьника на уроках ОБЖ, содействующей осознанию учеником процесса этой работы и пониманию им собственных знаний;
· стимулирующей, воздействующей на аффективно-волевую сферу посредством переживания успеха и неуспеха, формирования притязаний и намерений, поступков и отношений;
· воспитывающей — под непосредственным влиянием отметки происходит «ускорение или замедление темпов умственной работы, качественные сдвиги (изменение приемов работы), преобразование интеллектуальных механизмов» [6].
Благодаря этому оценка воздействует на интеллектуальную и аффективно-волевую сферы, то есть на личность школьника в целом [38]. Педагогическая оценка воздействует на изменение отношений и мнений, существующих в школе между классов и школьником.
Под влиянием оценочных воздействий у детей формируется такие важные качества личности как самооценка и уровень притязаний. В этой связи оценка действует по принципу изменения самооценки, то есть изменения мнений и отношений к личности со стороны членов социальной группы, а оценочные и самооценочные воздействия являются сильным корректирующим фактором поведения и деятельности личности [43].
Общая тенденция многих работ по проблеме оценивания достижений учебной деятельности учащихся состоит в том, что одной из ведущих функций оценки называется контроль как условие формирования знаний и умений у обучающихся[18; 42].
Это объясняется тем, что контроль, согласно теории поэтапного формирования умственных действий [18], входит в состав оценочных действий как одна из его функциональных частей. Вместе с тем контроль выступает в качестве основы формирования способности учащегося к вниманию и развитию психических познавательных процессов.
В психолого-педагогической литературе по проблеме оценивания успешности достижений в учебной деятельности учащихся выделяются и такие функции оценки как образовательная, воспитывающая [75], информационная, направляющая [26], мотивационная, поучительная [52] и другие.
ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ
... усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности. Воспитание и обучение как способы осуществления педагогического процесса составляют, таким образом, технологии образования, в которых ... целью [2, c.187]. 2. ПОНЯТИЕ «ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ». ХАРАКТЕРИСТИКА Проблемное обучение - это тип обучения, которое обеспечивает усвоение знаний посредством диалога с учителем. И.Я.Лернер, стоявший у ...
Таким образом, оценка в обучении ОБЖ выполняют следующие функции:
· обучающая — эта функция оценки предполагает не столько регистрацию имеющихся знаний, уровня обученности учащихся, сколько прибавление, расширение фонда знаний по ОБЖ;
· воспитательная — формирование навыков систематического и добросовестного отношения к учебным обязанностям [75];
· ориентирующая — воздействие на умственную работу школьника с целью осознания им процесса этой работы и понимания им собственных знаний;
· стимулирующая — воздействие на волевую сферу посредством переживания успеха или неуспеха, формирования притязаний и намерений, поступков и отношений;
· диагностическая — непрерывное отслеживание качества знаний учащихся, измерение уровня знаний на различных этапах обучения, выявление причин отклонения от заданных целей и своевременная корректировка учебной деятельности;
· проверка эффективности обучающей деятель……..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абасов З.А. От оценки учителя к самооценке ученика // Директор школы. — 1999. — № 2. — С. 63-69.
2. Аванесов В.С. О введении новой шкалы оценивания знаний учащихся и студентов // Педагогические Измерения. — 2009. — № 4. — С. 105 — 112.
3. Альбуханова-Славская К.А. Психология и сознание личности (проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избр. психол. тр. — М., 1999. — 124 с.
4. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников: Экспериментально-педагогическое исследование. — М.: Педагогика, 1984. — 296 с.
5. Амоношвили Ш.А. Обучение, оценка, отметка. — М.: Знание, 1980. — 96 с.
6. Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки. — Л., 1935. — 325 с.
7. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. — М.: Аспект Пресс, 2007. — 363 с.
8. Аскеров Ш. Оценка знаний: поиск рационального варианта // Педагогика. — 2004. — №1. — С. 141-144.
9. Байбородова Л.В., Индюков Ю.В. Методика обучения основам безопасности жизнедеятельности. — М.: ВЛАДОС, 2003. — 272 с.
10. Батура М.П., Ломако A.B., Шилин Л.Ю. Рейтинговая система обучения на базе современных компьютерных технологий: Метод. пособие для преподавателей и студентов. Ч. II. — Мн.: БГУИР, 1994. — 74 с.
11. Батурин Н.А. Проблема оценивания и оценки в общей психологии // Вопросы психологии. — 1989. — № 2. — С. 12-31.
12. Бахмутский А.Е. Школьная система оценки качества образования.// Школьные технологии. — 2004. — №1. — С. 13-16.
13. Берсенева Т.С. Инновационные технологии в преподавании курса // Основы безопасности жизнедеятельности. — 2007.- № 5. — С. 15-17.
14. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
15. Боброва Л.Н. Рейтинговая система оценки качества обучения // Наука и школа. — 2005. — №6 — С. 2-4.
Современные технологии обучения детей дошкольного возраста
... обучения и воспитания; технологию проблемного обучения и воспитания; технологию обучения и воспитания без насилия; технологию эффективной речевой деятельности; технологию диалогового обучения и воспитания; технологию рефлексивного обучения и воспитания. При этом под качеством ... развития, ставящую своей целью максимально разнообразить знания, умения и навыки ребёнка. Изменение педагогического ...
16. Божович Е.Д. Нетрадиционные способы оценки качества знаний школьников. — М.: Новая школа, 1995. — 95 с.
17. Божович Л.И. Развитие мотивов учения у школьников // Известия АПН СССР. — 1951. — № 36. — С. 29-104.
18. Гальперин П.Я. О методе поэтапного формирования умственных действий // Вопросы психологии. — 1969. — № 1. — С. 22-27.
19. Глазырина O.A. Рейтинг и тест технологии оценки знания // Директор школы. — 2009. — № 4. — С. 53-56.
20. Горбунова Л.Г. Морфология рейтинга в контексте качества образования // Инновации в образовании. — 2003. — №6. — С. 20-29.
21. Горбунова Т.С. Обновление системы оценивания учебных достижений обучающихся: учебное пособие. — Омск: БОУДПО «ИРООО», 2008. — 72 с.
22. Горшкова Н.К. Проектирование системы оценки качества учебных достижений учащихся // Образование и саморазвитие. — 2008. — №2(8) — С. 38-44.
23. Григорьева Г.В., Риттер С.Н., Тепляков А.М. Диагностика знаний с использованием динамичного рейтинга: Учебное пособие. — Челябинск: Изд. ЮУрГУ, 2001. — 124 с.
24. Гузеев В.В. Оценка, рейтинг, тест // Школьные технологии. — 1998. — №3. — С. 3-40.
25. Деликатный К.Г. Оценка знаний школьников. Методические рекомендации. — Киев, 1988. — 40 с.
26. Доманов А.Г. Индивидуальные особенности оценочной деятельности педагога : автореф. дис. . канд. псих, наук. — СПб., 1991. — 24 с.
27. Евлахов В.М. Основы безопасности жизнедеятельности. Методика проведения занятий в общеобразовательных учреждениях. — М.: Дрофа, 2009. — 210 с.
28. Ехлаков В. Предмет ОБЖ в общеобразовательной школе // ОБЖ. — 2000. — № 10. — С. 16-22.
29. Жанабаев З.Ж., Мукушев Б.А. Научные основы многоуровневого контроля учебной деятельности // Стандарты и мониторинг в образовании. — 2007. — № 1. — C. 54 — 56.
30. Звонников В.И. Современные средства оценивания результатов обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Академия, 2007. — 224 с.
31. Иванов A.B. Школьная оценка: какая есть сегодня и какой она должна быть завтра? // Директор школы. — 2009. — №7. — С. 57-62.
32. Калужская М.В. Рейтинговая система оценивания. Как? Зачем? Почему? — М.: Чистые пруды, 2006. — 244 с.
33. Калужская М.В. Рейтинговая система как интегративная модель оценки параметров образования // Педагогический вестник. — 2004. — № 23-24. — С. 36-40.
34. Кальней В.А., Шишов С.Е. Технология мониторинга качества обучения в системе «учитель — ученик». Методическое пособие для учителя. -М.: Педагогическое общество России, 1999. — 86 с.
35. Камаева Е.В. Оценочная деятельность на уроке // Школьные технологии. — 2004. — № 4. — С. 184-187.
36. Капустина Г.Ю. Рейтинговая система контроля знаний // Профессиональное образование: опыт, проблемы, перспективы: тезисы научн.-практ. конф. — 1996. — № 3. — С. 63-78.
37. Карнаухова М.В. Диверсификация мировой системы оценивания качества образования на рубеже XX-XXI столетий. — Ульяновск: УлГУ, 2006. — 422 с.
Применение игровых технологий при обучении теме: « Системы счисления»
... материал может быть использован учителями информатики, заинтересовавшимися темой Применение игровых технологий при обучении теме: « Системы счисления» 2)предложенные задачи могут быть использованы учителями ... с целью выявления состояния исследуемой проблемы; наблюдение за процессом обучения на школьных занятиях по информатики; статистическая обработка данных, сравнительный эксперимент, тестирование. ...
38. Каспаржак A.A. Оценивание как результат и результаты оценивания // Директор школы. — 2008. — № 8. — С. 5-11.
39. Корякин А. Урок, продиктованный жизнью // ОБЖ. Основы безопасности жизни. — 2006. — № 12. — С. 59-60.
40. Крючек Н. Цели, задачи и проблемы преподавания курса ОБЖ // ОБЖ — 2002. — № 6. — С. 23-25.
41. Кузнецов В.С. Основы безопасности жизнедеятельности: методика преподавания предмета: 5-11 классы. — М.: ВАКО, 2010. — 221 с.
42. Кузьмина Н.В. Понятие «педагогическая система» и критерии ее оценки. Методы системного педагогического исследования. — Л.: ЛГУ, 1980. — 341 с.
43. Кукуев А.И. Оценка знаний школьников // Родная школа. — 1999. — № 3. — С. 9-13.
44. Кукушин В.С. Педагогические технологии: учебное пособие для студентов педагогических специальностей. — Ростов н/Д: Март, 2002. — 320с.
45. Лисьев Г.А. Методика построения рейтинга качества обучения в средней школе // Педагогическая информатика. — 2001. — № 1. — С.3-10.
46. Майоров А.Н. Элементы педагогического мониторинга и региональных стандартов в управлении. — СПб., 1992. — 79 с.
47. Матвиевская Е. Г. Оценка уровня достижений учащихся: проблема создания современного инструментария // Эйдос. — 2007. — № 9. — С. 30-45.
48. Морозова Н.Г. Развитие мотивов учения у школьников // Известия АПН. — 1951. — № 3. — С. 45-49.
49. Науменко Ю.В. Рейтинг учебных достижений как элемент здоровье формирующего образования // Стандарты и мониторинг в образовании. — 2006. — № 2. — С. 23-30.
50. Науменко Ю.В. Школьный стресс и рейтинговая оценка знаний и умений подростков // Школьные технологии. — 2006. — № 2. — С. 173-180.
51. Нетрадиционные способы оценки качества знаний школьников. Психолого-педагогический аспект: Сб. науч. тр. / Под ред. Е.Д. Божович. — М.: Новая школа, 1995. — 96 с.
52. Новиков A.M. Контроль, оценка, рефлексия // Школьные технологии. — 2008. — № 1. — С.143-148.
53. Остапенко A.A. Моделируем систему школьной оценки // Школьные технологии. — 2004. — № 1. — С. 37-45.
54. Павлова И.Р. Рейтинговая система контроля и оценки в условиях профильного обучения // Образование в современной школе. — 2007. — № 4. — С. 37-47.
55. Панин М. Морфология рейтинга // Рейтинговая и модульно-рейтинговая технология обучения: Сборник материалов. — Красноярск: СибГТУ, 2004. — 320 с.
56. Паринова Г.К., Гришина Н.Ю. Формирование успешности учащихся средствами рейтингового контроля // Школьные технологии. ? 2003. ? № 6. ? С. 94-99.
57. Переверзев В.Ю., Ярочкина Г.В. Оценка ключевых компетенций учащихся // Профессиональное образование. — 2006. — № 3. — С. 26-27.
58. Петерсон Л.Г., Петерсон В.А. Оценка в условиях перехода к безотметочному обучению // Школьные технологии. — 2007. — № 3. — С. 178-184.
59. Пинская М.А., Иванов A.B. Критериальное оценивание в школе // Школьные технологии. — 2010. — № 3. — С.177-184.
60. Просандеев А., Попков А. Педагогические условия эффективного обучения ОБЖ // ОБЖ: Основы безопасности жизни. — 2005. — № 2. — С. 34-38.
61. Русских Г.А.. Технология рейтингового обучения // Дополнительное образование. — 2004. — № 12. — С. 25-30.
62. Селезнев Н.В. Развитие оценочной деятельности учителя и учащихся как педагогическая проблема. — Тирасполь, 1999. — 124 с.
63. Селезнев Н.В. Роль педагогической оценки // Советская педагогика. — 1986. — № 10. — С. 52-55.
64. Симонов В.П. Десятибалльная шкала это более достоверная оценка качества образования // Директор школы. — 2007. — № 10. — С. 59-64.
65. Стрюков Т.А. Стандартизация уровня подготовки и оценивания знаний учащихся // Педагогика. — 1995. — № 6. — С. 12-18.
66. Тахтамышева Г.Ч. Оценка в современной школе // Стандарты и мониторинг. — 2002. — № 5. — С. 14-20.
67. Телеева Е.В. Современные средства оценивания результатов обучения: учебн. пособие. — Шадринск: Изд-во Шадрин. пед.инст, 2009. — 116 с.
68. Топоров И.К. Методика преподавания курса ОБЖ в общеобразовательных учреждениях: Книга для учителя. — М., 2000. — 152 с.
69. Хлебников В.А. О создании системы оценивания учебных достижений учащихся // Школьные технологии. — 2006. — № 3. — С.153-158.
70. Черепанов B.C. Рейтинговые системы в образовании // Педдиагностика. — 2003. — № 4. — С. 79-85.
71. Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: методическое пособие. — М.: Народное образование, 1996. — 160с.
72. Шамова Т.И. Современные средства оценивания результатов обучения в школе: учебное пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2008. — 192 с.
73. Шишов С.Е., Кальней В.А. Мониторинг качества образования в школе. — М.: Педагогическое общество России, 1999. — 354 с.
74. Шишов С.Е., Кальней В.А. Школа: мониторинг качества образования. — М., 2000. — 302 с.
75. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе. — М.: Просвещение, 2006. — 175 с.