РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ТЕМАМ И ВИДАМ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Учебно-методический комплекс по курсу по выбору

«ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ»

(название)

 

Специальность: 050706.65 Педагогика и психология____

(код по ОКСО) (наименование специальности)

 

Согласовано: Рекомендовано кафедрой:

Учебно-методическое управление Протокол №____

«____» _____________ 200__ г. «___» ___________ 200__ г.

________________________ Зав. кафедрой _________

 

 

Южно-Сахалинск

 

 

Автор-составитель:

Шешукова Оксана Валерьевна

Кандидат психологических наук, доцент

 

Учебно-методический комплекс курса по выбору «Гендерный подход в образовании» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта

высшего профессионального образования специальности 050706.65 Педагогика и психология.

Дисциплина входит в региональный компонент цикла специальных дисциплин и изучается по выбору (ДПП. В.00.).

Согласование с деканом обучающего факультета:

 

Декан Романова М. А.

 

 

Директор библиотеки Квитченко Е. В.

 

Содержание

I. Рабочая программа дисциплины……………………………………………………….. 4

1. Цели и задачи изучения дисциплины…………………………………………………….. 4

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины……………………….. 4

3. Объем дисциплины, формы текущего и промежуточного контроля ……….. 5

3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы……………………………………….. 5

3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы………………………. 5

4. Содержание курса……………………………………………………………………………….. 6

5. Темы практических и семинарских занятий…………………………………………… 8

9 стр., 4411 слов

Требования к уровню освоения дисциплины. Учебно-методический комплекс курса

... содержания дисциплины. 3. Объем дисциплины, формы текущего и промежуточного контроля 4. Содержание курса........................................................................... 5. Темы практических и семинарских занятий........................ 6. Тематика рефератов и контрольных работ................................... 7. Учебно-методическое обеспечение...................................... ...

6. Методические рекомендации по проведению гендерной экспертизы урока 11

7. Учебно-методическое обеспечение………………………………………………………. 12

7.1. Литература…………………………………………………………………………………….. 12

7.2. Методические указания студентам……………………………………………………. 14

7.3. Методические рекомендации для преподавателя……………………………….. 14

II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций………………………………………………. 14

 

 

Цели и задачи изучения курса по выбору

Основной целью курса по выбору «Гендерный подход в образовании» является закрепление у студентов представления о социально-психологическом содержании понятия «гендер».

Задачи:

1. Развить навыки использования знаний гендерной психологии в практической деятельности педагога-психолога.

2. Подготовить студентов к исследованию гендерных особенностей учащихся.

3. Ознакомить студентов с основными понятиями в области гендерной психологии.

4. Дополнить и углубить сведения о гендерной социализации индивида в процессе онтогенеза.

5. Сформировать адекватное представление студентов о гендерном подходе в образовании.

6. Раскрыть различия между гендерным и полоролевыми подходами в работе школьного психолога и в образовании в целом.

 

Требования к уровню освоения дисциплины

В результате изучения дисциплины специалист должен:

 

иметь представлениео гендерных особенностях личности учащегося на разных этапах онтогенеза;

знать основные теоретические подходы и понятия гендерной психологии в образовании;

уметь использовать полученные теоретические знания на практике;

приобрести навыкииспользования знаний в области гендерной психологии в практической деятельности педагога-психолога.

владеть, иметь опыт проведения психологической диагностики гендерных особенностей детей и подростков

Объем дисциплины

 

Объем дисциплины и виды учебной работы

Форма обучениядневная

 

Вид учебной работы Количество часов
Аудиторные занятия:
лекции
практические и семинарские занятия
лабораторные работы (лабораторный практикум)
Самостоятельная работа
ВСЕГО ЧАСОВ НА ДИСЦИПЛИНУ
Текущий контроль(количество и вид текущего контроля) Проведение гендерной экспертизы урока
Виды промежуточного контроля (экзамен, зачет)   зачет экзамен
     

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ТЕМАМ И ВИДАМ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Форма обучениядневная

Названия разделов и тем Всего часов по учебному плану Виды учебных занятий
        Аудиторные занятия, в том числе Самостоя-тельная работа    
        лекции Практ. занятия, семинары Лабор. работы
Раздел 1. Теоретические основы гендерного подхода в образовании
1. Введение в гендерную психологию    
2. Гендерная социализация личности      
3. Гендерные характеристики на разных возрастных этапах развития    
4. Гендерный подход в работе педагога-психолога    
5.Психолого-педагогическое сопровождение гендерного развития ребенка    
Раздел 2. Использование гендерной психологии в образовательной практике
6. Психодиагностическое исследование гендерных особенностей личности    
7. Психокоррекция и развитие гендерной идентичности и гендерной толерантности      
8. Предотвращение гендерной дискриминации и гендерных конфликтов  
ИТОГО:  

 

Содержание курса

 

Раздел 1. Теоретические основы гендерного подхода в образовании.

Тема 1. Введение в гендерную психологию.

Гендерная психология как наука. История и предпосылки развития представлений о гендере в психологии. Взаимосвязь понятий «пол» и «гендер». Понятие о половых и гендерных различиях. Современное состояние гендерной проблематики в психологической науке. Тенденции развития гендерной психологии. Ограничения, накладываемые гендерной ролью.

Основные понятия: гендер, пол, половой диморфизм, гендерные различия, маскулинность, фемининность, андрогинность, гендерные отношения, гендерология, гендерная роль.

Тема 8. Предотвращение гендерной дискриминации и гендерных конфликтов.

Гендер в разных культурах. Ограничения, накладываемые традиционной женской ролью. Ограничения, накладываемые традиционной женской ролью. Гендерные стереотипы как дискриминационные практики взаимодействия между людьми. Гендерные конфликты. Типичные факторы гендерных конфликтов. Модель мужского гендерного конфликта. Модель женского гендерного конфликта.

Основные понятия: гендерная дискриминация, сексизм, внешнее подавление, внутреннее подавление, гендерные конфликты,

5.Темы практических и/или семинарских занятий

Раздел 1. Теоретические основы гендерного подхода в образовании.

Тема 1. Гендерная психология как наука.

Цель занятия – знакомство студентов с основными понятиями и теориями в области гендерной психологии.

Форма проведения: семинарское занятие.

Вопросы к теме:

1. Биологический пол человека.

2. Гендер: определение понятия.

3. История развития представлений о гендере.

4. Современные гендерные теории.

5. Тенденции развития гендерной психологии.

Литература:

  1. Бендас, Т. В. Гендерная психология: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2006. – 431 с.
  2. Ильин, Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. — СПб.: Питер, 2002. – 544 с.
  3. Чекалина, А.А. Гендерная психология: учебное пособие. М.: Ось-89, 2006. – 256 с.

Тема 3. Возрастные аспекты гендерных особенностей личности.

Цель занятия – углубление знаний студентов о гендерных особенностях на разных этапах онтогенеза.

Форма проведения: семинарское занятие.

Вопросы к теме:

1. Гендерная идентичность личности.

2. Гендерные стереотипы.

3. Формирование гендерных ролей.

4. Гендерные установки личности на разных этапах онтогенеза.

Литература:

1. Бендас, Т. В. Гендерная психология: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2006. – 431 с.

2. Малкина-Пых, И. Г. Гендерная терапия / И. Г. Малкина-Пых. – М.: Эксмо, 2006. – 928 с.

3. Чекалина, А.А. Гендерная психология: учебное пособие. М.: Ось-89, 2006. – 256 с.

Тема 4. Учитель с точки зрения гендерных характеристик личности.

Цель занятия – углубление знаний студентов о гендерной педагогике.

Форма проведения: семинарское занятие.

Вопросы к теме:

1. Гендерная педагогика.

2. Гендерный подход в образовании. Полорелевой подход в образовании.

3. Гендерные аспекты профессиональной самореализации учителя.

4. Гендерные установки учителей на воспитание.

Литература:

1. Бендас, Т. В. Гендерная психология: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2006. – 431 с.

2. Еремеева, В. Д., Хризман Т. П. Мальчики и девочки – два разных мира. Нейропсихологии – учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998. – 184 с.

3. Чекалина, А.А. Гендерная психология: учебное пособие. М.: Ось-89, 2006. – 256 с.

Тема 5. Психолого-педагогическое сопровождение гендерного развития ребенка.

Цель занятия – развитие навыка использовать знания гендерной психологии в практике педагога-психолога.

Форма проведения: дискуссия. Тема дискуссии: «Раздельное по полу обучение: «за» и «против»».

Преподаватель предлагает студентам разделиться на подгруппы и подготовить обоснования своей позиции. От каждой подгруппы выступают по 2-3 студента. Для подготовки более обоснованного сообщения студентам предлагается следующий план:

  1. Четко обозначить свою позицию (за, против, другая).
  2. Обосновать позицию. В качестве аргументов можно использовать: ссылки на публикации в научной и популярной литературе, результаты эмпирического исследования; личный опыт; опосредованный опыт (оценки и мнения других людей).
  3. Высказать согласие или несогласие с аргументами, приводимыми другими выступающими, обосновать несогласие.

Литература:

1. Берн, Ш. Гендерная психология. Законы мужского и женского поведения / Шон Берн – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. – 318 с.

2. Практикум по гендерной психологии / Под ред. И. С. Клёциной. – СПб.: Питер, 2003. – 480 с.

Раздел 2. Использование гендерной психологии в образовательной практике.

Экспертная карта для проведения гендерной экспертизы урока

Предмет ________________________________________

Класс __________________________________________

Количество учеников (мальчики-девочки) ____________________________________

Стаж работы учителя _______________________________

Тема урока ___________________________________________________________________

_____________

Действия учителя Мальчики Девочки
Обращается к ребенку    
Вызывает к доске    
Просит отвечать с места    
Хвалит словом    
Ругает (не одобряет) словом    
Делает замечания    
Выражает положительные эмоции и поддерживает (улыбается, кивает)    
Выражает отрицательные эмоции (хмурится, качает головой)    
Привлекает к демонстрации материала    
Привлекает к оформлению урока    
Реагирует на поднятую руку ребенка    
Не реагирует на поднятую руку ребенка    
Дотрагивается до ребенка с целью поощрения    
Дотрагивается до ребенка с целью замечания    
Реагирует на выкрики с места положительно    
Реагирует на выкрики с места отрицательно    
Выставленные оценки    
     
     
     
     

Содержание урока (подчеркнуть нужное): маскулинно, фемининно, гендерно-нейтрально.

Материалы урока (подчеркнуть нужное): секстистские, несекстистские.

 

2. Выработка рекомендаций.Студентам предлагается разработать рекомендации по внесению изменений в данный урок с привнесением в него гендерного подхода. Особое внимание студенты в этой части работы уделяют следующим пунктам: 1) изменение поведения учителя; 2) изменение в содержании урока; 3) другие варианты преподнесения материала; 4) нужны ли изменения и дополнения в использованных учебных материалах.

 

3. Эссе «Гендер в моей школе». Содержание эссе посвящено тому, какие гендерные стереотипы и установки значимо влияли (или не влияли) на студента в процессе его обучения в школе. Это может быть описание как одного, особенно запомнившегося случая, так и системы установок, присутствующих в школе, классе или отдельного учителя.

 

Работа сдается студентами в период межсессионной аттестации. Отметка выставляется дифференцированно.

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Литература

Основная:

  1. Бендас, Т. В. Гендерная психология: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2006. – 431 с.
  2. Берн, Ш. Гендерная психология. Законы мужского и женского поведения / Шон Берн – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. – 318 с.
  3. Практикум по гендерной психологии / Под ред. И. С. Клёциной. – СПб.: Питер, 2003. – 480 с.

Дополнительная:

1. Араканцева, Т. А. Гендерные аспекты родительско-детских отношений. Учебное пособие. М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2006. – 62 с.

2. Еремеева, В. Д., Хризман Т. П. Мальчики и девочки – два разных мира. Нейропсихологии – учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998. – 184 с.

3. Знаков, В. В. Половые, гендерные и личностные различия в понимании моральной дилеммы // Психологический журнал. — 2004. — Т. 25.» — № 1. — С.41-51.

4. Ильин, Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. — СПб.: Питер, 2002. – 544 с.

5. Клёцина, И. С. Гендерная проблематика в работах российских психологов // Гендерные проблемы в общественных науках // Отв. ред. М. И. Семашко. — М., 2001. — С. 72 — 87.

6. Клёцина, И. С. Теоретические проблемы гендерной психологии // Мир психологии. — 2002. — № 4. — С. 162-179.

7. Крайг, Г. Бокум, Д. Психология развития. – 9-е изд. – СПб.: Питер, 2005. – 940 с.

8. Майерс, Д. Социальная психология. — СПб.: Питер, 1997.

  1. Малкина-Пых, И. Г. Гендерная терапия / И. Г. Малкина-Пых. – М.: Эксмо, 2006. – 928 с.

10. Менчинская, Н. А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка: Избранные психологические труды / Под ред. Е. Д. Божович. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. – 512с.

  1. Немов, Р. С. Психологический словарь / Р. С. Немов. – М.: Гумаитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2007. — 560с.

12. Осипова, А. А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 512 с.

13. Практикум по гендерной психологии / Под ред. И. С. Клёциной. – СПб.: Питер, 2003. – 480 с.

14. Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В. Я. Романова. – 2-е изд. – М.: «ЧеРо», 2002.

15. Савенков, А. И. Ваш ребёнок талантлив: Детская одарённость и домашнее обучение. – Ярославль: Академия развития, 2004. – 352 с.

16. Савенков, А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: Учебное пособие. – М.: «Ось-89», 2006. – 480 с.

17. Фетискин, Н.П., Козлов, В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М.: Психотерапия, 2009. – 544 с.

18. Фромм, Э. Мужчина и женщина. — М., 1998. – 512 с.

19. Чекалина, А.А. Гендерная психология: учебное пособие. М.: Ось-89, 2006. – 256 с.

20. Чекалина, А. А. О формировании Я мальчика и Я девочки — мужчины и женщины // Мир психологии. — 2002. — № 2. — С. 110 — 117.

21. Щебланова, Е.И., Задорина, Е.Н. Гендерные различия умственного и мотивационно-личностного развития одарённых учащихся III-IX классов // Психология и школа. – 2006. — № 1. – С. 106-116.