Психологическое изучение профессии

Практическая работа № 1.

______________________________________________________________________________

1. Методическое обеспечение изучения профессии

1. Классификация профессий Дж. Холланда. Автор исходит из признания направленности наиболее значимой подструктурой личности. Успешность деятельности определяется такими качествами, как ценностные ориентации, интересы, установки, отношения, мотивы. На основе установления основных компонентов направленности: интересов и ценностных ориентации Дж. Холланд выделяет шесть профессионально ориентированных типов личности. Каждый тип личности ориентирован на определенную профессиональную среду:

  • реалистический тип – на создание материальных вещей, обслуживание технологических процессов и технических устройств,
  • интеллектуальный – на умственный труд,
  • социальный – на взаимодействие с социальной средой,
  • конвенциональный – на четко структурированную деятельность,
  • предпринимательский – на руководство людьми и бизнес, 
  • художественный – на творчество.

Модель любого типа личности конструируется по следующей схеме: цели, ценности, интересы, способности, предпочитаемые профессиональные роли, возможные достижения и карьера.

Дж. Холланд предложил шкалу приспособленности различных типов личности к разным профессиональным средам, изобразив ее схематично в виде шестиугольника, каждый из углов которого обозначает один из шести типов личности и среды (рис. 1).

Эта модель позволяет оценить совместимость личности с определенной профессиональной средой. Степень совместимости типа личности с профессиональной средой обратно пропорциональна расстоянию между соответствующими вершинами.

Обозначения:

Р — реалистический тип;

И — интеллектуальный тип;

Х С — социальный тип;

К — конвенциональный тип;

П — предпринимательский тип;

Х — художественный тип.

Рис. 1. Модель Дж. Холланда.

7 стр., 3386 слов

Глава 7 МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ ПАРАЛЛЕЛИ И ТИПЫ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕТЕРМИНАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ СОЗНАНИЯ

С.В. ДРЁМОВ, И.Р. СЁМИН ИЗМЕНЕННЫЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ: ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА В ПСИХИАТРИИ Глава 7 МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ ПАРАЛЛЕЛИ И ТИПЫ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕТЕРМИНАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ СОЗНАНИЯ Пророк или апостол лучше астронома или медика... но при всем том, должен я сказать, больному требуется врач, а не апостолы, как и для прогностикаций требуются астрономы, а не пророки. Парацельс Обращение к ...

Согласно этой модели, например, наиболее совместимы с художественным типом личности такие типы среды, как интеллектуальный и социальный, а наименее – конвенциональный. Все возможные взаимосвязи представлены в таблице 1.

Таблица 1. Связь типа личности с профессиональной средой (Дж. Холланд)1

Тип  личности

Тип профессиональной среды

Р

И

С

К

П

Х

Реалистический (Р)

Интеллектуальный (И)

Социальный (С)

Конвенциональный (К)

Предпринимательский (П)

Художественный (Х)

+ +

  +

 —  —

  +

  —

  —

   +

 +  +

    —

    —

   —  —

    +

   —  —

    —

  +  +

    —

    +

    +      

    +

     —

     —

  +  +

    +

   —  —

     —

   —  —

    +

    +

  +  +

     —

     —

    +

    +

   —  —

     —

  + +

Суть теории Дж. Холланда заключается в том, что успех в профессиональной деятельности, удовлетворенность трудом зависят в первую очередь от соответствия типа личности типу профессиональной среды, которая создается людьми, обладающими схожими позициями, профессионально значимыми качествами и поведением. Работники одной профессии обусловливают и определенную профессиональную среду, адекватную одному из шести выделенных типов личности.

Для установления типов личности Дж. Холланд разработал методики диагностик, позволяющие определить профессиональные предпочтения и интересы. По результатам диагностики выделяют три рекомендуемые профессиональные среды. На первом месте стоит среда, наиболее отчетливо отражающая тип личности, на втором и третьем местах – менее значимые профессиональные среды, позволяющие личности подобрать себе резервные профессии.

2. Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е.А. Климова. В отечественной психологии наибольшую известность получила классификация профессий, разработанная Е.А. Климовым2.

Таблица 2. Классификация профессий3

Основание классификаций

Группы профессий

1

По предмету труда

  • «Человек — живая природа» (зоолог, ветеринар, лесничий).
  • «Человек — человек» (учитель, врач, социальный работник).
  • «Человек — знаковая система» (программист, редактор, бухгалтер).
  • «Человек — техника» (механик, токарь, слесарь).
  • «Человек — художественный образ» (писатель, режиссер, композитор).

2

По целям труда

  • Гностические4 (аудитор, синоптик, следователь).
  • Преобразующие (педагог, швея, повар).
  • Изыскательские (сценарист, научный работник, художник).

3

По средствам труда

  • Профессии ручного труда (гончар, краснодеревщик).
  • Профессии машинно-ручного труда (ткач, водитель).
  • Профессии, связанные с применением автоматизированных систем (оператор, системный администратор).
  • Профессии, связанные с преобладанием функциональных средств труда (научный работник, психолог).

4

По условиям труда

  • Профессии, связанные с работой в микроклимате, близком к бытовому (ювелир, настройщик пианино).
  • Профессии, связанные с работой на открытом воздухе в любую погоду (дворник, геодезист).
  • Профессии, связанные с работой в необычных и экстремальных условиях (пожарный, летчик испытатель).
  • Профессии, связанные с работой в условиях повышенной ответственности за жизнь и здоровье людей (врач, учитель).

5

По составу действий

  • Двигательные (грузчик, спортсмен);
  • Познавательные (микробиолог, астроном);
  • Действия межличностного общения (педагог, психолог);
  • Действия по согласованию усилий (диспетчер, администратор)

6

По характеру действий

  • Профессии с преобладанием повторяющихся монотонных операций (сборщик, упаковщик);
  • Профессии с вариативными действиями по заданным алгоритмам, требующие элементов творческого подхода (терапевт, учитель)

7

По психофизиологическим особенностям субъекта труда

  • Профессии, требующие абсолютной профессиональной пригодности, например быстроты реакции, высокого уровня специальных способностей (водитель, спортсмен, музыкант).
  • Профессии, требующие относительной профессиональной пригодности, где отсутствие некоторых качеств может быть компенсировано мотивацией, опытом и т.д. (инженер, лифтер).

8

По степени необходимой квалификации субъекта труда

  • Профессии, требующие высококвалифицированного труда и длительной подготовки (врач, педагог, инженер, психотерапевт, юрист)
  • Профессии с простым квалифицированным трудом (продавец, воспитатель, секретарь).
  • Профессии с неквалифицированным трудом, не требующие специальной подготовки (уборщица, гардеробщица).

Методика ДДО позволяет определить профессиональный тип: «Человек — живая природа», «Человек — человек», «Человек — знаковая система», «Человек — техника», «Человек — художественный образ».

3. Профессиограмма

Составление профессиограммы производится в соответствии со следующими принципами:

  • специфичность (конкретность) описания определенной деятельности;
  • комплексность изучения;
  • динамичность изучения (с учетом развития, изменения деятельности);
  • системность (изучение взаимосвязей и взаимовлияний отдельных характеристик деятельности);
  • идентичность приемов (для корректного сравнения профессий);
  • использование качественно-количественных методов.

Профессиограмма должна содержать характеристику:

  • общих сведений о профессии (наименование, назначение, обязанности персонала, показатели результативности труда и т. д.);
  • содержания деятельности (анализ основных задач, особенности потоков информации, анализ ошибок и т. д.);
  • средств деятельности (тип средств отображения информации и органов управления, их размещение, обзор, досягаемость до рукояток и т. д.);
  • условий деятельности (санитарно-гигиенических, социально-психологических, эстетических и т. п.);
  • организации деятельности (вид и величина рабочей нагрузки, режим труда и отдыха и т. д.);
  • субъекта деятельности (загрузка функций, функциональные состояния, коммуникативные особенности и т. д.)

Психограмма деятельности должна отражать требования и характеристики мотивационных, когнитивных, эмоционально-волевых, характерологических и других профессионально важных качеств субъекта труда.

2. Методики

1. Определение типа личности (методика Дж. Холланда)

Инструкция. Предположим, что после соответствующего обучения вы сможете выполнять любую работу. Из предложенных ниже пар профессий надо выбрать одну, которая вам больше подходит. В бланке ответов, напротив выбранной профессии, поставьте знак «+».

Таблица 3. Бланк для ответов.

1

Инженер-технолог

А

Инженер-конструктор

Б

2

Вязальщик

А

Санитарный врач

Б

3

Повар

А

Наборщик

Б

4

Фотограф

А

Заведующий магазином

Б

5

Чертежник

А

Дизайнер

Б

6

Философ

А

Психиатр

Б

7

Ученый-химик

А

Бухгалтер

Б

8

Редактор журнала

А

Адвокат

Б

9

Лингвист

А

Переводчик худ. литературы

Б

10

Врач-психиатр

А

Статистик

Б

11

Завуч

А

Председатель профкома

Б

12

Спортивный врач

А

Фельетонист

Б

13

Нотариус

А

Снабженец

Б

14

Перфоратор

А

Карикатурист

Б

15

Политический деятель

А

Писатель

Б

16

Садовник

А

Метеоролог

Б

17

Водитель троллейбуса

А

Медсестра

Б

18

Инженер-электронщик

А

Секретарь-машинистка

Б

19

Маляр

А

Художник по металлу

Б

20

Биолог

А

Глазной врач

Б

21

Телеоператор

А

Режиссер

Б

22

Гидролог

А

Ревизор

Б

23

Зоолог

А

Главный зоотехник

Б

24

Математик

А

Архитектор

Б

25

Инспектор детской комнаты милиции

А

Счетовод

Б

26

Учитель

А

Командир части

Б

27

Воспитатель

А

Художник по керамике

Б

28

Экономист

А

Заведующий отделом

Б

29

Корректор

А

Критик

Б

30

Завхоз

А

Дирижер

Б

31

Радиооператор

А

Специалист по ядерной физике

Б

32

Наладчик

А

Монтажник

Б

33

Агроном-семеновод

А

Председатель колхоза

Б

34

Закройщик-модельер

А

Декоратор

Б

35

Археолог

А

Эксперт

Б

36

Работник музея

А

Консультант

Б

37

Ученый

А

Актер

Б

38

Логопед

А

Стенографист

Б

39

Врач

А

Дипломат

Б

40

Главный бухгалтер

А

Директор

Б

41

Поэт

А

Психолог

Б

42

Архивариус

А

Скульптор

Б

Обработка результатов. В регистрационном бланке подсчитывается количество отмеченных ответов по каждому столбцу в отдельности. Полученные числовые значения характеризуют выраженность определенного типа личности по классификации Дж. Холланда.

Таблица 4. Регистрационный бланк.

Название типа личности

Код ключа

Кол-во совпадений

1

Реалистический

1А, 2А, 3А, 4А, 5А, 16А, 17А, 18А, 19А, 21А, 31А, 32А, 33А, 34А

2

Интеллектуальный

1Б, 6А, 7А, 8А, 9А, 16Б, 20А, 22А, 23А, 24А, 31Б, 35А, 36А, 37А

3

Социальный

2Б, 6Б, 10А, 11А, 12А, 17Б, 20Б, 25А, 26А, 27А, 36Б, 38А, 39А, 41Б

4

Конвенциальный

3Б, 7Б, 10Б, 13А, 14А, 18Б, 22Б, 25Б, 28А, 29А, 32Б, 40А, 42А, 38Б

5

Предприимчивый

4Б, 8Б, 11Б, 13Б, 15А, 23Б, 26Б, 28Б, 30А, 33Б, 35Б, 37Б, 39Б, 40Б

6

Артистичный

5Б, 9Б, 12Б, 14Б, 15Б, 19Б, 21Б, 24Б, 27Б, 29Б, 30Б, 34Б, 41А, 42Б

Анализ полученных данных производится путем выделения столбца, содержащего наибольшее количество отмеченных ответов, соответствующего определенному типу личности по Дж. Холланду.

Интерпретация результатов:

1. Реалистичный тип. «Мужской» тип. Обладает высокой эмоциональной стабильностью, ориентирован на настоящее время. Предпочитает заниматься конкретными проектами и их использованием. Выбирает занятия, требующие моторных навыков (постоянное движение), ловкости. Отдает предпочтение профессиям с конкретными задачами: механик, водитель, инженер, агроном. Характерны невербальные способности, развитые моторные навыки, пространственное воображение (чтение чертежей).

Имеет шансы добиться успеха в таких областях, как физика, экономика, кибернетика, химия, спорт.

2. Интеллектуальный тип. Для данного типа характерны аналитический ум, независимость и оригинальность суждений. Преобладают теоретические и эстетические ценности. Ориентируется на решение интеллектуальных творческих задач. Чаще выбирает научные профессии. Структура интеллекта гармонична, развиты вербальные и невербальные способности. Характеризуется высокой активностью, но в деятельности на общение не настроен. В беседах чаще является передатчиком информации, в основном — интроверт. Наиболее предпочтительные сферы деятельности: математика, география, геология, творческие профессии.

3. Социальный тип. Отличается выраженными социальными умениями (умением общаться, стремлением к лидерству, потребностями в многочисленных социальных контактах).

Независим от окружающих, с успехом приспосабливается к обстоятельствам. Эмоционален и чувствителен. В структуре интеллекта выражены вербальные способности. Отличается стремлением поучать и воспитывать окружающих, способностью к сопереживанию и сочувствию. Наиболее предпочитаемые сферы деятельности: психология, медицина, педагогика.

4. Конвенциалъный тип. Отдает предпочтение структурированной деятельности, работе по инструкции, определенным алгоритмам. Имеются способности к переработке конкретной, рутинной (цифровой) информации. Подход к проблемам носит стереотипный характер. Черты характера: консерватизм, подчиненность. В поведении и общении придерживается стереотипов, хорошо следует обычаям. Скорее исполнитель, чем организатор и руководитель. Чаще преобладают невербальные (особенно счетные) способности. Предпочтительны специальности: бухгалтер, финансист, товаровед, экономист, делопроизводитель, секретарь, офис-менеджер.

5. Предприимчивый тип. Выбирает цели и задачи, позволяющие проявить энергию, импульсивность, энтузиазм. Чертами характера являются: стремление к лидерству, потребность в признании, предприимчивость, некоторая агрессивность. Предпочитает задачи, связанныe с руководством, личным статусом. В структуре интеллекта преобладают вербальные способности. Не нравятся занятия, требующие усидчивости, большого труда, моторных навыков, концентрации внимания. Эти особенности наиболее плодотворно реализуются в таких профессиях, как дипломат, репортер, менеджер, директор, брокер, кооператор.

6. Артистический тип. В отношениях с окружающими опирается на свое воображение и интуицию. Присущ эмоционально сложный взгляд на жизнь. Черты характера: независимость в принятии решений, гибкость, оригинальность мышления. Обычно не живет по правилам и традициям. Предпочитает занятия творческого характера: музицирование, рисование, деятельность в области гуманитарных наук. Хорошо развиты восприятие и моторика. Высокий уровень экстравертированности. В структуре интеллекта преобладают вербальные способности. Наиболее предпочтительные сферы деятельности: история, филология, искусство.

2. Дифференциально-диагностический опросник (ддо)5

Инструкция. Предположим, что после соответствующего обучения вы сможете выполнять любую работу. Если бы вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы вы предпочли? Выбор ответов фиксируйте в регистрационном бланке (таблица 6).

Таблица 5. Опросный лист.

Профессиональные возможности

Профессиональные возможности

1а. Ухаживать за животными

или

1б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать)

2а. Помогать больным

или

2б. Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин

3а. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов

или

3б. Следить за состоянием, развитием растений

4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.)

или

4б. Доводить товары до потребителя, рекламировать, продавать

5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи

или

5б. Обсуждать художественные книги

6а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы)

или

6б. Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных)

7а. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты)

или

7б. Управлять каким-либо грузовым средством – подъемным краном, трактором, тепловозом и др.

8а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии)

или

8б. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке концертов)

9а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище

или

9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках

10а. Лечить животных

или

10б. Выполнять вычисления, расчеты

11а. Выводить новые сорта растений

или

11б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания)

12а. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять

или

12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок)

13а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности

или

13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов

14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты

или

14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п.

15а. Составлять точные описания-отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.

или

15б. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые)

16а. Делать лабораторные анализы в больнице

или

16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение

17а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий

или

17б. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов

18а. Организовывать культпоходы сверстников или младших школьников в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т.п.

или

18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах

19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания

или

19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты

20а. Вести борьбу с болезнями растений, вредителями леса, сада

или

20б. Работать на клавишных машинах (компьютере, телетайпе, наборной машине и др.)

Обработка результатов. В регистрационном бланке подсчитывается количество отмеченных ответов по каждому столбцу в отдельности. Полученные числовые значения характеризуют выраженность определенного типа личности по классификации Е.А. Климова.

Таблица 6. Регистрационный бланк.

Ч-П

Ч-Т

Ч-Ч

Ч-ЗТ

Ч-ХО

 

 

 

 

 

 

 

10а

 

 

10б

 

11а

11б

12а

12б

13а

13б

14а

14б

15а

15б

16а

 

16б

 

17а

 

17б

18а

 

18б

 

19а

 

19б

 

20а

 

 

20б

Анализ полученных данных производится путем выделения столбца, содержащего наибольшее количество отмеченных ответов, соответствующего определенному типу личности по Е.А. Климову: (Ч-П) – человек-природа; (Ч-Т) – человек-техника; (Ч-Ч) – человек-человек; (Ч-З) – человек-знаковая система, знаковый образ; (Ч-ХО) – человек-художественный образ.

Интерпретация результатов:

1. Человек-природа (Ч-П).

Представители этого типа имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования. Примеры: мастер-плодоовощевод, агроном, зоотехник, ветеринар, микробиолог.

2. Человек-техника (Ч-Т).

Работники имеют дело с неживыми, техническими объектами труда. Примеры: слесарь-сборщик, техник-механик, инженер-механик, электрослесарь, инженер-электрик, техник-технолог.

3. Человек-человек (Ч-Ч).

Предметом интереса, распознавания, обслуживания, преобразования здесь являются социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста. Примеры: продавец продовольственных товаров, парикмахер, инженер-организатор производства, врач, учитель.

4. Человек-знаковая система (Ч-3).

Естественные и искусственные языки, условные знаки, символы, цифры, формулы – вот предметные миры, которые занимают представителей профессий этого типа. Примеры: оператор, программист, чертежник-картограф, математик, редактор издательства, языковед.

5. Человек-художественный образ (Ч-XО).

Явления, факты художественного отображения действительности – вот что занимает представителей этого типа профессий. Примеры: художник-декоратор, художник-реставратор, настройщик музыкальных инструментов, концертный исполнитель, артист балета, актер драматического театра.

3. Профессиограмма

Инструкция. Составьте развернутую профессиограмму по схеме:

1. Наименование профессии.

2. Тип профессии (см. Е.А. Климов).

3. Цели (см. Е.А. Климов).

4.Средства труда (см. Е.А. Климов).

5.Условия труда (см. Е.А. Климов).

6. Доминирующие виды деятельности.

7. Тип личности, соответствующий данной профессии (см. Дж. Холланд).

8.Качества, обеспечивающие безопасность и успешность профессиональной деятельности.

9. Качества, препятствующие эффективности деятельности, безопасной профессиональной деятельности.

10. Области применения профессиональных знаний.

11. История профессии.

12. Учебные заведения, обучающие данной профессии

3. Рекомендации по развитию психологической готовности к профессиональной деятельности

Построение личного профессионального плана

Психологическая готовность к деятельности включает в себя все необходимое и достаточное для успешного решения поставленной задачи. Феномен психологической готовности к действию и деятельности человека чаще всего рассматривался в случае, когда необходимо было задействовать возможности человека в необычных, экстремальных условиях. Такова практика подготовки летчика-испытателя, космонавта, подводника, полярника и т.п.. Отсюда значимость психологического обеспечения профессионального отбора и готовности кадров.

Структура психологической готовности к деятельности рассмотрена в работах Б.Д. Парыгина. Им выделены основные и наиболее общие составляющие психологической готовности к эффективной деятельности:

1. Установка на включение в деятельность.

2. Способность к максимальному включению в деятельность.

3. Установка на преодоление инерционных стереотипов и шаблонов.

4.Способность выбора или выработки новых установок в соответствии с нестандартной ситуацией.

5.Внутренняя готовность взять на себя ответственность за самостоятельно принятые решения.

6.Способность принятия обоснованного решения.

7. Готовность к экстремальным условиям стрессовой ситуации.

8. Способность выдержать испытания стрессом.6

Одним из условий психологической готовности к профессиональной деятельности является адекватный, соответствующий интересам и способностям выбор профессии. В результате ответа на тестовые задания вы накопили опыт, который поможет вам составить представление о своей профессиональной деятельности на ближайшее и отдаленное будущее, так называемый личный профессиональный план.

Профессиональный план – представление о будущей профессиональной деятельности, поэтому его построение зависит от склада ума, характера и опыта человека. Планы могут быть смутными, отрывочными или полными, ясными; устойчивыми или изменчивыми, реалистическими или фантастичными. Отдельные части планов могут быть согласованными или несогласованными. Ошибки, пока они еще только в планах, исправимы, поэтому важно их вовремя заметить.

Постарайтесь при составлении личного профессионального плана проявить максимум самостоятельности. Правда, одной самостоятельности мало, нужен строительный материал. Это — знания о себе и о мире профессий. Осознанным выбор может стать только тогда, когда учитываются все обстоятельства дела. Подлинно свободный выбор – это выбор с учетом реальных возможностей и ограничений.

В жизни человека представления о близком и далеком будущем играют такую же важную роль, какую проложенный штурманом на карте курс играет в движении морского судна или самолета. Будет ли судно натыкаться на неожиданные мели, попадать в непредусмотренные гавани или нет, зависит от четкости, ясности, подробности и обоснованности этого плана.

Планируя свою профессиональную карьеру, необходимо выделить следующие моменты:

  1. главная цель (кем хочу стать, чего достичь, каким хочу быть);
  2. цепочка ближних и дальних конкретных целей;
  3. пути и средства достижения ближних целей;
  4. внешние условия достижения целей;
  5. внутренние условия достижения целей;
  6. запасные варианты и пути их достижения.

Напишите план саморазвития.

1Примечание. В таблице приняты следующие условные обозначения:

«+ +» — тип личности очень хорошо приспособлен к окружающей среде;

«+» — тип личности хорошо приспособлен к окружающей среде;

«-» — тип личности недостаточно приспособлен к окружающей среде;

«- -» — тип личности совершенно не приспособлен к окружающей среде.

2Климова Е.А. Психология профессионала. М. — Воронеж, 1996. С. 116-123

3Григорович Л.А. Введение в профессию психолог. М., 2006

4Гностические — от древнегреческого «gnosis» — знание.

5Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информационно-методические материалы к курсу «Общая психология»: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов. М., 1986, с. 233-235

6Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. СПб.: ИГУП, 199, с. 201

15