СОДЕРЖАНИЕ.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ КОНФЛИКТОВ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1. Сущность конфликта 7
1.2. Классификация конфликтов 13
1.3. Факторы возникновения конфликтов. 28
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ. 38
ГЛАВА 2. ОПЫТНАЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРИЧИН КОНФЛИКТОВ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 40
2.1. Постановка проблемы, организация и методы исследования. 40
2.2. Анализ опытно-экспериментальных данных причин возникновения конфликтов в трудовом коллективе. 42
2.3. Методические рекомендации руководителю по предупреждению конфликтов в трудовом коллективе. 46
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ. 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 72
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2.
ПРИЛОЖЕНИЕ №3.
ВВЕДЕНИЕ
Проблема управления общественными конфликтами особенно обострилась в переходный период от тоталитарного политического режима к демократическому, от командно-административной к рыночной экономике. Снижение жизненного уровня большинства населения, реальная для многих людей угроза безработицы, потеря идеологических и нравственных ориентиров, стихийность и анархия в народнохозяйственной жизни, трудности становления на путь новых производственных отношений плюс примешивающиеся к социально-экономическим трудностям проблемы политического, этнического, религиозного характера — все это повысило социальную напряженность, накал страстей, вызвало к жизни новые по своим масштабам и содержанию коллизии в трудовых коллективах и населенных пунктах. Естественно, такая обстановка требует научного подхода и квалифицированного влияния на экономические, социальные и политические отношения, поиска предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций.
Чрезвычайно важно для руководителя в таких условиях быть в состоянии справиться с конфликтными ситуациями, обладать интуицией и достаточными знаниями. В зависимости от того, какую роль руководитель примет в разрешении конфликта, насколько эффективным будет управление конфликтом, последствия его могут стать позитивными или негативными, что, в свою очередь, повлияет на возможность будущих конфликтов: устранит причины конфликтов или создаст их. Но чтобы не разбираться с последствиями конфликтов, важно руководителю уметь их предупреждать. Определяя тем самым актуальность нашего исследования, мы выделяем, что:
1.Исследования отечественных ученых в суицидологии: школа а.Г. Амбрумовой
... проводятся в отделе экстремальных состояний (Кризисном Центре) Московского НИИ психиатрии. Эти исследования связаны, прежде всего, с именем профессора А.Г. Амбрумовой. Московской школой разработана ... поведения как следствия социально - психологической дезадаптации личности в условиях микросоциального конфликта. На основе данной теоретической базы создана комплексная служба диагностики, превенции и ...
Объектом исследования выступают сотрудники МУ «Служба спасения» г. Армавира.
Предмет исследования – психологические условия предупреждения конфликтов в управленческой деятельности.
Предмет и объект исследования позволяют нам определить следующую цель исследования – изучить психологические условия предупреждения конфликтов в управленческой деятельности.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить наличие возможных причин конфликтности в трудовом коллективе.
3. Проследить как выявленные причины конфликтности в трудовом коллективе будут проявляться в различного типа конфликтах.
4. Определить и описать способы предупреждения конфликтов в управленческой деятельности руководителя рассматриваемого учреждения.
Поставленные нами цели, задачи, предмет исследования позволяют нам сформулировать следующую гипотезу: основным условием эффективного предупреждения конфликтов в трудовом коллективе является правильное налаживание отношений в звене «руководитель-подчиненный» и умение руководителя управлять конфликтной ситуацией.
Научная значимость (новизна) состоит в том, что содержательно обозначен и обобщён теоретически и эмпирически материал в рамках проблематики исследования по изучению психологических условий предупреждения конфликтов в управленческой деятельности.
Теоретической основой исследования является ряд фундаментальных теорий и концепций, среди них работы Гришиной Н.В., посвящённые психологии конфликта, общению в трудовом коллективе, работы Добрынина В.В. по проблеме научного управления предприятиями и учреждениями, работы Свенцицкого А.Л., Терещенко В.И., Красовского Ю.Д. по социально-психологическим проблемам управления, работы по психологии управления (Кабаченко Т.С., Ревенко Н.В., Питерс Т., Уотермен Р.), теория бесконфликтного поведения (Шипилов А.И.).
Общую методологическую основу исследования составили:
— принцип системности, который даёт возможность понять и изучить психологические условия предупреждения конфликтов в управленческой деятельности;
— принцип развития, дающий возможность рассмотрения развития личности в её динамике (Выгодский Л.С., Леонтьев А.Н., А. Маслоу, Петровский А.В., Эльконин Д.Б.);
— принцип историзма требующий изучения истории развития данной проблемы в историческом аспекте.
Методы исследования:
1. Диагностические методы (беседа, тестирование, анкетирование).
2. Методы наблюдения.
3. Прогнозирование.
Методики.
1. Методика «Изучения сплоченности коллектива» (показатели ценностно-ориентированного единства) Р. О. Немова.
2. Методика «Изучения психологического климата коллектива» А.Ф. Фидпера.
3. Опросник К. Томаса по способом реагирования в конфликтной ситуации.
Базой экспериментального исследования стало МУ «Служба спасения» г. Армавира. Экспериментальную выборку составили сотрудники учреждения в количестве 24 человек (начальник, зам. начальника, бухгалтер, специалист по техобслуживанию, 4 старших спасателя, 16 спасателей).
Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы дипломной работы могут быть использованы в практической деятельности работы психолога на предприятии и руководителя в классификации причин и типов конфликтов в трудовом коллективе, их диагностике и способов предупреждения.
Понятие харизматической личности в управленческой деятельности
... личности в управленческой деятельности и выявить основные её качества. Задачи исследования: - Раскрыть понятие управленческой деятельности (управления); - определить понятие личности в управленческой деятельности и её ... -- деятельность по мотивации персонала, активизации людей, работающих в организации, выбору наиболее эффективных каналов коммуникации и разрешению организационных конфликтов; · ...
Организация и этапы исследования. На первом этапе научно-педагогического поиска изучались научные подходы к проблеме изучения психологических условий предупреждения конфликтов в управленческой деятельности. На втором этапе осуществлялось планирование научного исследования, были сформулированы цели, задачи, гипотеза исследования, разработан и апробирован методический инструментарий по сбору эмпирического материала. На третьем этапе был проведен констатирующий эксперимент по выявлению причин возникновения конфликтов в трудовом коллективе. На четвертом, заключающем, этапе были обобщены полученные результаты и составлены рекомендации для руководителя по предупреждению конфликтов в управленческой деятельности……
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие. Социально-психологические проблемы. М., 1990.
2. Акофф Р. Искусство решения проблем. М., 1982.
3. Андерсон Р., Шихирев П. «Акулы» и «дельфины». (Психология и этика российско-американского делового партнерства).
М., 1994.
4. Анцупов А.Я. Социально-психологические проблемы предупреждения и разрешения межличностных конфликтов во взаимоотношениях офицеров. М., 1991.
5. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Проблема конфликта: аналитический обзор. М., 1992.
6. Афанасьев В.Г. Человек в управлении обществом. М., 1977.
7. Базаров Т.Ю. Особенности межличностного восприятия в системе «руководство — подчинение» в условиях производственного коллектива. В кн.: «Межличностное восприятие в группе». М., 1981.
8. Бахарева Н В Мастер в оценках рабочих и управленцев. В кн «Теоретическая и прикладная психология в Ленинградском университете»» Л.. 1969
9. Белозеров СМ. Влияние управленческой концепции руководителя на деятельность руководителя предприятия Автореферат М.. 1986
10. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М Внимание-конфликт. Новосибирск, 1989
11. Витке Н.А. Научная организация управления. В ж. «Научная организация техники управления» М. 1924, №
12. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990.
13. Волкова К.А. Казакова Ф.К., Симонов А.С. Государственное предприятие: структура, положения об отделах и службах, должностные инструкции. Справоч-ное пособие. М., 1990.
14. Галицкий В.П. Психологические аспекты преодоления конфликтной ситуации в трудовых коллективах. М 1984.
15. Гвишиани Д.М Организация и управление М., 1972.
16. Гришина Н.В. Закономерности возникновения межличностных производственных конфликтов. Л., 1978.
17. Громова ОН Конфликтология. М., 1993.
18. Дизель П., Мак-Кинли У Поведение человека в организации. М., 1992.
19. Добрынин В.В. Основы научного управления предприятиями и учреждениями. Л., 1926.
20. Донцов А.И. Психология коллектива. М., 1984
21. Донцов А.И., Полозова Т.А Проблема конфликта в западной социальной психологии. В ж/ «Психологический журнал», т 1, №6,1980
Управление конфликтами в современных организациях
... динамика функционирования и технологии урегулирования конфликтов являются актуальнейшей проблемой современных теорий организаций, организационного поведения, психологии управления и менеджмента. Отсутствие единого подхода ... Как выразился М. Вебер, «конфликт очищает». Такой конфликт позитивно влияет на структуру, динамику и результативность социально-психологических процессов и служащих источником ...
22. Ершов А.А. Личность и коллектив: межличностные конфликты в коллективе и их разрешение. Л., 1976.
23. Зеленевский Я. Организация трудовых коллективов. Введение в теорию организации и управления. М., 1971.
24. Китов А.И. Современное состояние и перспективы психологии управления. В ж.: «Вопросы психологии», 1977, № .
25. Климов Е.А. Человек как субъект труда и проблемы психологии. В ж.: «Вопросы психологии», 1984, № .
26. Ковачик П., Мамиева Н. Предупреждение и разрешение конфликтов. М., 1994.
27. Кузьмин Е.С., Волков И.П., Емельянов Ю.Н. Руководитель и коллектив. Л., 1974.
28. Лебедев В.И. Психология и управление. М. 1992.
29. Льюис Р., Райфа X. Игры и решения. М., 1961.
30. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1992.
31. Методики социально-психологической диагностики личности и группы. М., 1990.
32. Обозов Н.Н. Психология менеджмента. С-Пб., 1994.
33. Обозов Н.Н. Психология малых групп и коллективов. В кн.; «Социальная психология: История. Теория. Эмпирические ис-следования». Л., 1979.
34. Ревенко Н.В. Психология управления. Л., 1983.
35. Свенцицкий А.Л. Социально-психологические проблемы управления. Л., 1975.
36. Скотт Л.Г. Конфликты, пути их преодоления. Киев. 1991. Советов А.В.,
37. Филиппов А.В. Вопросы психологам управления.// «Психол. журнал», 1980, № 2.
38. Фокин В.А. Динамическая модель конфликта.//Вестн. Моск. ун-та, сер. 14. Психология. 1996. № 3.