ПРАКТИЧЕСКИМ (СЕМИНАРСКИМ) ЗАНЯТИЯМ

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Тульский государственный университет»

Кафедра Психологии

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К

ПРАКТИЧЕСКИМ (СЕМИНАРСКИМ) ЗАНЯТИЯМ

по дисциплине

Общая психология

Модуль 1. Введение в психологию

Направление подготовки: 030300 – Психология

Профиль подготовки: 030300.62 Психология

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Форма обучения: очная, очно-заочная

Тула 2013

ЛИСТ согласования

Методические указания к практическим (семинарским) занятиям составлены доцентом кафедры психологии ТулГУ М.В.Клементьевой и обсуждены на заседании кафедры психологии гуманитарного факультета

протокол № 9 от «12» мая 2011 года

Зав. кафедрой ____________________ Е.Е.Сапогова

СОГЛАСОВАНО:

Заведующий кафедрой психологии _______________ Е.Е.Сапогова ___________

личная подпись дата

Содержание

Пояснительная записка ……………………………………………………………

4

Тематика и основное содержание практических (семинарских) занятий ………

5

Список литературы для подготовки к практическим (семинарским) занятиям …

13

Основные требования к усвоению материала при подведении итогов текущей и промежуточной аттестаций. Контрольные мероприятия ………………………

12

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методические указания предназначены для студентов 1 курса направления 030300 и позволяет совместно с преподавателем освоить теоретический и практический материал 1 модуля «Введение в общую психологию» дисциплины «Общая психология». Данная дисциплина является базовой профессионально специализированной дисциплины для студентов I курса направления 030300  «Психология».

Методические указания содержат тематику, основное содержание практических занятий по дисциплине, практический материал и списки рекомендуемой литературы, а также требования к уровню освоения материала.

Изучение данного раздела является необходимой частью профессиональной подготовки психолога, поскольку знание и понимание психологии, познавательных процессов в целом, а также механизмов, закономерностей и феноменов внимания, памяти и воображения позволит студентам анализировать конкретные ситуации, проводить самостоятельные исследования, подготовиться к освоению навыков оказания психологической помощи, овладеть рядом практических профессиональных приемов, применяемых в конкретной работе.

Цель освоения дисциплины – сформировать теоретические основы изучения психики в науке, варианты психологической интерпретации сущности, природы, механизмов, психического

Задачи:

— выработать знания, умения и навыки аргументации и интерпретации основных теоретико-методологических положений общей психологии о сущности психических явлений;

— задать логическую систему научных категорий и понятий, с помощью которых в психологии описываются психические процессы и явления, выстроить логические связи между понятиями;

— в системном виде изложить историю зарождения и развития представлений о психологии и ее предмете

— дать представление о феноменах психических процессов и явлений, ознакомить студентов с основными закономерностями и спецификой их проявления

Тематика и основное содержание

практических (семинарских) занятий

ЗАНЯТИЕ 1.

«Проблема человека в психологии и

других гуманитарных науках»

Аудиторная работа:

1) знакомство с содержанием и структурой «Общей психологии»;

2) групповая дискуссия о сходстве и отличии научной психологии от обыденных житейских представлений: предмет исследования, уровень объективности, уровень обобщенности, способ получения и способ передачи житейского и научного психологического знания;

3) особенности психологии как науки, изучающей человека.

ЗАНЯТИЕ 2.

СЕМИНАР «ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ И ПРОЦЕССОВ»

Подготовительная работа к занятию: каждый студент самостоятельно подбирает отрывок из какого-либо художественного текста, в котором, по мнению студента, отчетливо можно выявить признаки проявления одного из психических явлений, и поясняет конкретные психологические факты, указывающие на объективацию психического явления.

Аудиторная работа: каждый студент представляет свои материалы. Остальные студенты должны быть готовы задать вопрос или предложить собственные комментарии к чужим материалам.

ЗАНЯТИЕ 3-4.

СЕМИНАР «ПРОБЛЕМА ПСИХИЧЕСКОГО В ФИЛОСОФИИ»

Подготовка к занятию: на основе самостоятельного изучения работы Аристотеля «О душе» составить опорный конспект в форме компиляции наиболее значимых, с точки зрения студента, цитат из текста и собственного комментария студента. Авторские цитаты, подбираются таким образом, чтобы из их содержания можно понять с какими понятиями соотносится сфера психического, каковы ее свойства, функции и т.п. (не менее 3 цитат, объем каждой из которых не должен превышать 400 знаков).

В комментариях нужно отразить: а) собственное (оригинальное) понимание научного текста; б) интерпретацию (объяснение) наиболее важных, с точки зрения самого студента, отрывков текста; в) возникшие в ходе знакомства с научным текстом, новые размышления о прочитанном, о действительности, о себе, а также те моменты, которые стали понятными после прочтения текста или те, которые содержат информацию о ранее неизвестных студенту явлениях. Комментарий выполняется к каждой цитате и должен быть не сочинением (по типу: «а мне вот так кажется!»), пересказом или реферированием работы, а собственным, оригинальным последовательным рассуждением, референтным анализируемому тексту.

Материал оформляется в форме таблицы из трех граф (1 графа – «отрывки из текста», 2 графа – «комментарий», 3 графа – «словарь», куда выносятся ключевые понятия, с которыми соотносится сфера психического в анализируемой философской работе, и их современное словарное определение с точки зрения научной психологии).

При составлении конспекта философской работы необходимо отметить следующие аспекты (вопросы):

  • область и предмет исследований автора;
  • философские и методологические положения, принимаемые автором (предмет и задачи психологии, методы психологического исследования и др.);
  • авторская характеристика научной ситуации (оценка достижений, основные проблемы и пробелы в знаниях, перспективы развития психологии);
  • обзоры исследований, содержащиеся в данной работе;
  • выводы автора;
  • цели работы, поставленные автором;
  • положения автора, разделяемые с другими авторами или заимствованные у других авторов и, положения, с которыми автор не согласен;
  • оригинальные положения автора: их теоретическое и эмпирическое обоснование;.
  • к какой психологической школе принадлежит автора и как он относится к другим к школам психологической мысли;
  • в чем сущность исследовательского подхода автора?
  • какие (и почему) положения, выводы и данные, содержащиеся в работе, являются, на Ваш взгляд, недостаточно обоснованными, спорными, принципиально ошибочными или просто непонятными?
  • что в данной работе Вас особенно заинтересовало и почему?
  • какие параллели Вы находите между идеями данной работы и тем, что Вам уже известно из прочитанных или читаемых в настоящее время курсов психологии?

Рекомендации по подготовке к чтению и конспектированию научных работ

1. Начните с беглого просмотра содержания, названий разделов, рисунков и подписей к ним; при этом подумайте, что вам, на первый взгляд, кажется интересным.

2. Затем распланируйте свое время: когда, т.е. в какие дни, и сколько времени (не менее часа) в данный день вы можете посвятить изучению данной работы. Не откладывайте чтение на последние дни периода сдачи!

3. Читайте всю работу последовательно, не пропуская вводные материалы примечания. При этом отмечайте места:

(а) в которых вы находите ответы на вопросы;

(б) с материалом, прямо или косвенно связанным с другими учебными предметами и с вашей курсовой работой;

(в) которые у вас вызывают вопросы, недоумения и/или несогласие;

(г) которые у вас вызывают особенный интерес и/или собственные мысли, запишите их.

Выделенные места – «цитаты» – внесите в таблицу, в графу 1.

4. Перечитайте отобранные места и в своих конспектах кратко, своими словами, запишите ответы («комментарий») на вопросы (в графу 2 таблицы)

Аудиторная работа: каждый студент зачитывает свои материалы. Остальные студенты должны быть готовы задать вопрос или предложить собственные комментарии к чужим материалам.

ЗАНЯТИЕ 5-6.

ИНТЕРАКТИВНЫЙ СЕМИНАР «СТРУКТУРА СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ»

Подготовка к занятию: каждый студент для анализа выбирает одну из отраслей современной психологического знания и готовит следующий материал: 1) придумать для обозначения отрасли символ — эмблему (графически изобразить) и словесную метафору – «девиз» психологов, работающих в данной отрасли; 2) представить собственную краткую характеристику отрасли и ее историю возникновения. Все материалы совокупно должны создавать единую картину восприятия.

Аудиторная работа: Интерактивное воспроизведение схемы «Структура современной психологии», отражающей развитие психологии. Схема должна содержать информацию об отраслях психологического знания и отражать существующие связи психологии с другими науками.

ЗАНЯТИЕ 7-8.

ИНТЕРАКТИВНЫЙ СЕМИНАР «ПРОГРАММЫ И ШКОЛЫ ПСИХОЛОГИИ»

Занятие 7

Подготовительная работа перед занятием: КАЖДЫЙ студент выбирает для анализа одну из ниже перечисленных научных программ психологии и готовит следующий материал: а) предмет психологии с позиции выбранной парадигмы (можно использовать цитаты авторов, теоретические обобщения, собственные комментарии и т.п.); б) метод исследования; в) конкретный пример экспериментального исследования; г) другие научные школы (и ученые-психологи), на которые оказала влияние данная научная программа.

Научные программы психологии:

1) физиологическая психология В.Вундта,

2) учение о рефлекторной основе психического И.М. Сеченова,

3) «духовная психология» К.Д. Кавелина,

4) эволюционистская психология Г. Спенсера,

5) структурализм Э. Титченера

6) интенциональная психология Ф. Брентано,

7) функционализм У. Джемса,

8) вюрцбургская школа (О.Кюльпе, Н.Ах, К.Бюлер),

9) французская социологическая школа (Э. Дюргкейм, Л. Леви-Брюль, А.Валлон),

10) описательная психология (В. Дильтей, Э.Шпрангер),

11) классический бихевиоризм (Дж.Уотсон, Э.Торндайк, К.Лешли),

12) оперантный бихевиоризм Б. Скиннера,

13) необихевиоризм (Э. Толмен, К. Халл)

14) «социальный» бихевиоризм (Дж.Мид, Д.Доллард, А.Бандура, Дж.Роттер)

15) классический психоанализ З.Фрейда,

16) аналитическая психология К.Юнга,

17) индивидуальная психология А.Адлера,

18) неофрейдизм (К.Хорни, Э.Фромм, Г.Салливен)

19) структурный психоанализ Ж.Лакана

20) рефлексология (В.М.Бехтерев, Н.М.Щелованов)

21) реактология (К.Н.Корнилов)

22) русская богословская психология (С.Л.Франк)

23) гештальтпсихология (В. Келер, К. Коффка, М. Вертгеймер, К.Левин, Ф.Перлз),

24) генетическая психология Ж. Пиаже,

25) гуманистическая психология (Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс),

26) когнитивная психология (Р.Аткинсон, Р.Солсо, Дж. Миллер, Ю. Галантер, К. Прибрам, У. Найссер)

27) культурно-историческая психология (Л.С.Выготский, А.Р.Лурия, А.Н.Леонтьев, В.П.Зинченко и др.)

28) экологическая психология (У.Бронфенбреннер)

29) экзистенциальная психология (Ж.-П.Сартр, Л.Бинсвангер, В.Франкл, Р.Мей, А.Ленгле, И.Ялом)

30) трансперсональная психология (С. Гроф, К.Кизи, Т.Лири, Т. Маккена)

31) позитивная психология (М.Селигман, Дж.Вейлант, Э. Динер, М. Чиксентмихайи)

32) нарративная психология (Дж.Брунер, Макадамс, М.Уайт и др.)

Аудиторная работа (2 часа). Каждый излагает подготовленный материал (основные требования – четкость, научность, корректность и системность изложения материалов).

В процессе выступлений выстраивается таблица, где отмечаются основные научные школы.

Заянтие 8.

Подготовка к занятию: на основе самостоятельного изучения работы Выготский Л.С. «Исторический смысл психологического кризиса» ставить опорный конспект в форме компиляции наиболее значимых, с точки зрения студента, цитат из текста и собственного комментария студента.

Конспект оформляется в форме таблицы из двух граф (1 графа – «отрывки из текста», 2 графа – «комментарии») или в форме опосредованного диалога с автором, где последовательное чередование цитат из текста с последующим комментарием студента оформляется с использованием разных шрифтов.

При составлении конспекта необходимо отметить следующие аспекты (вопросы):

  • область и предмет исследований автора;
  • философские и методологические положения, принимаемые автором (предмет и задачи психологии, методы психологического исследования и др.);
  • авторская характеристика научной ситуации (оценка достижений, основные проблемы и пробелы в знаниях, перспективы развития психологии);
  • обзоры исследований, содержащиеся в данной работе;
  • выводы автора;
  • цели работы, поставленные автором;
  • положения автора, разделяемые с другими авторами или заимствованные у других авторов и, положения, с которыми автор не согласен;
  • оригинальные положения автора: их теоретическое и эмпирическое обоснование;.
  • к какой психологической школе принадлежит автора и как он относится к другим к школам психологической мысли;
  • в чем сущность исследовательского подхода автора?
  • какие (и почему) положения, выводы и данные, содержащиеся в работе, являются, на Ваш взгляд, недостаточно обоснованными, спорными, принципиально ошибочными или просто непонятными?
  • что в данной работе Вас особенно заинтересовало и почему?
  • какие параллели Вы находите между идеями данной работы и тем, что Вам уже известно из прочитанных или читаемых в настоящее время курсов психологии?

Рекомендации по подготовке к чтению и конспектированию научных работ

1. Начните с беглого просмотра содержания, названий разделов, рисунков и подписей к ним; при этом подумайте, что вам, на первый взгляд, кажется интересным.

2. Затем распланируйте свое время: когда, т.е. в какие дни, и сколько времени (не менее часа) в данный день вы можете посвятить изучению данной работы. Не откладывайте чтение на последние дни периода сдачи!

3. Читайте всю работу последовательно, не пропуская вводные материалы примечания. При этом отмечайте места:

(а) в которых вы находите ответы на вопросы;

(б) с материалом, прямо или косвенно связанным с другими учебными предметами и с вашей курсовой работой;

(в) которые у вас вызывают вопросы, недоумения и/или несогласие;

(г) которые у вас вызывают особенный интерес и/или собственные мысли, запишите их.

Выделенные места – «цитаты» – внесите в таблицу, в графу 1.

4. Перечитайте отобранные места и в своих конспектах кратко, своими словами, запишите ответы («комментарий») на вопросы (в графу 2 таблицы)

Аудиторная работа (2 часа): каждый студент зачитывает свои материалы. Остальные студенты должны быть готовы задать вопрос или предложить собственные комментарии к чужим материалам.

ЗАНЯТИЕ 9-10.

СЕМИНАР «РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ В ФИЛОГЕНЕЗЕ»

Подготовительная работа перед занятием: каждый студент готовит к занятию следующий материал: 1) в результате наблюдения за поведением одного животного, запишите все реакции, действия, позы животного на действия человека (например, отдыхает, прислушивается, просит кушать, уши прижимает и т.д.), сопроводив их описанием, объяснением и расшифровкой. Полученные результаты оформите в таблицу и сделайте вывод.

Тип поведения

Характеристика типа поведения

Примеры (конкретные описания действий, поз и т.п. животного)

Инстинктивное поведение

Ориентировочно- исследовательское поведение

Элементарно — рассудочное поведение

2) на одну из перечисленных ниже тем каждый студент готовит развернутое сообщение с представлением собственной эмоционально-личностной позиции, аргументированной цитатами из научных источников и авторитетными мнениями:

1) расскажите об эволюции сенсорных систем в филогенезе на примере зрения

2) как развитие нервной системы связано с развитием психики?

3) какова роль визуальной коммуникации в общении животных?

4) какую роль в развитии инстинктивного поведения играют гормоны?

5) на примере анализа одного инстинкта опишите поведение

6) в чем сходство инстинктов человека и животного?

7) каких животных можно дрессировать, а каких нет? С чем связаны потенциалы и ограничения дрессировки?

8) что такое импринтинг? Приведите примеры

9) приведите примеры экспериментов по изучению обманывания у животных;

10) предположите возможные причины, объясняющие способность высших позвоночных животных к самоузнаванию

11) приведите примеры родительского поведения у животных

12) в чем различие между интеллектом животных и интеллектом человека?

Аудиторная работа. Каждый студент представляет свои материалы. Другие студенты должны быть готовы предложить свои комментарии к чужим материалам.

ЗАНЯТИЕ 11.

дИСКУССИЯ «Язык человека и «язык» животных»

Подготовительная работа перед занятием: Чтение работы А.Р.Лурии «Язык и сознание»; составление развернутого конспекта по теме «Проблема языка и сознания».

Подготовка ответов на вопросы:

1) что такое язык?

2) почему благодаря слову «мир удваивается»? как Вы это понимаете?

3) можно ли сказать, что речь – это «звучащее сознание»? аргументируете свой ответ.

4) какова роль языка в развитии сознания человека?

5) можно ли животное научить языку? Приведите примеры, подтверждающие Вашу точку зрения

6) в чем основное отличие между языком человека и коммуникацией животных?

Ответы на вопросы оформляются в таблицу: 1 колонка – «вопросы»; 2 колонка – «ответ»; 3 колонка – «комментарий». Первые две колонки студент заполняет самостоятельно, 3 заполняется за аудиторном занятии в процессе группового обсуждения.

Аудиторная работа. Каждый студент представляет свои материалы. Другие студенты должны быть готовы предложить свои комментарии к чужим материалам.

Конспекты и таблицы сдаются на проверку после занятия.

ЗАНЯТИЕ 12.

КОЛЛОКВИУМ «СОЗНАНИЕ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ»

Подготовка к занятию: каждый студент готовит ответы на все вопросы коллоквиума:

1. Что такое сознание?

2. Может ли животное обладать сознанием? Аргументируете свою точку зрения.

3. Каковы функции сознания

4. Что такое рефлексия?

5. Каковы основные свойства сознания?

6. Что такое «поток сознания»?

7. Как сознание связано с функционированием мозга?

8. В чем сущность гипотезы А.Н. Леонтьева о возникновении человеческого сознания в филогенезе?

9. Каковы признаки сознания? Как человек может узнать о существовании в своем опыте осознанной жизни?

10. В чем проявляется активность сознания?

11. Что такое интенциональность сознания?

12. С чем связана трудность нахождения такого феномена внутренней жизни, о котором можно сказать, что вот именно это и есть сознание?

13. В каких формах сознание может проявлять себя?

14. Что такое «рефлексивное сознание», по мнению В.И. Слободчикова?

15. Структура сознания по Л.С.Выготскому и А.Н.Леонтьеву.

16. Приведите примеры «чувственной ткани» сознания.

17. Как соотносятся между собой «значение» и «личностный смысл»?

18. Что, по мнению В.П. Зинченко, определяет «духовный уровень» сознания?

19. Как вы понимаете выражение: «полицентризм столь же необходим сознанию, как моноцентризм – совести».

20. Как вы понимаете слова М.Мамардашвили о том, что «”жизнь” и “сознание” – это вещи совершенно разные: мы ведь в какие-то моменты ясно ощущаем существование такой жизни, которая сознанием не является»? Приведите примеры таких моментов жизни.

21. Может ли неосознаваемое проявляется в сознании? Как?

ЗАНЯТИЕ 13.

СЕМИНАР «Психология бессознательного»

Подготовка к занятию: каждый студент готовит ответы на все вопросы

1. Какие группы явлений традиционно выделяют в сфере неосознаваемого?

2. В чем различие между пониманием «подсознания» З.Фрейдом и Ю.Б.Гиппенрейтер и В.П.Симоновым?

3. Какие методы используют для изучения феноменов бессознательного?

4. В чем особенность неосознаваемых механизмов сознательных действий? Чем они отличаются от «осознаваемых» механизмов?

5. Почему «у страха глаза велики»? С помощью какого неосознаваемого механизма можно объяснить эту иллюзию восприятия?

6. Если вербальная и невербальная информация противоречат друг другу, то какой информации человек склонен больше доверять? Почему?

7. Что такое установка? Как определял это понятие Д.Узнадзе?

8. Что, по мнению З.Фрейда, выступает неосознанным побуждением к действию?

9. Что препятствует осознанию «неосознанных побудителей» человеческих действий?

10. Как можно помочь человеку осознать «истинные», по мнению З.Фрейда, причины собственного поведения?

11. Что такое сверхсознание?

12. Приведите примеры психических явлений, которые можно отнести к области сверхсознания. Обоснуйте свое мнение.

13. В чем заключается проблема соотношения сознания и бессознательного? Каковы подходы к ее решению?

Аудиторная работа проходит в форме «вопрос – ответ». За каждый правильный ответ студент получает 1 балл, за дополнение – 0,5 баллов.

ЗАНЯТИЕ 14-15.

ИНТЕРАКТИВНЫЙ СЕМИНАР

«ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Занятие 14

Аудиторная работа (2 часа): каждый студент составляет кроссворд по теме «Психологическая теория деятельности», стараясь максимально отразить основные методологические установки деятельностного подхода в психологии, закономерности развития и структуру деятельности человека. Задания могут быть представлены в форме проблемных вопросов, цитат, описания ситуаций, ребусов, загадок, пословиц и поговорок, отрывков из художественной литературы, репродукций картин и т.п. Общее количество заданий – не менее 20. Кроссворд оформляется на формате А4 в двух экземплярах и должен содержать: 1) пустой бланк кроссворда для ответов; 2) формулировки заданий; 3) ответы на задания, которые оформляются на отдельном листе.

Студенты обмениваются материалами. По итогам решения заданий кроссворда выставляются баллы за выполнение заданий (за каждый правильный ответ на одно задание – 0,2б).

При оценке составления заданий кроссворда учитываются следующие критерии: 1) научность и достоверность использованного материала; 2) корректность формулировок; 3) степень проблемности задания (отсутствие репродуктивных вопросов); 4) эстетичность оформления.

МУ_ПЗ_общая психология — Стр 2

Занятие 15

Подготовка к занятию: на основе самостоятельного изучения работы Давыдова В.В. «Проблема деятельности в философии и психологии» (// Хрестоматия по курсу введение в психологию. / под ред. Е.Е.Соколовой. – М., 1999. – С. 284-296) ставить опорный конспект в форме компиляции наиболее значимых, с точки зрения студента, цитат из текста и собственного комментария студента.

Конспект оформляется в форме таблицы из двух граф (1 графа – «отрывки из текста», 2 графа – «комментарии») или в форме опосредованного диалога с автором, где последовательное чередование цитат из текста с последующим комментарием студента оформляется с использованием разных шрифтов.

При составлении конспекта необходимо отметить следующие аспекты (вопросы):

  • область и предмет исследований автора;
  • философские и методологические положения, принимаемые автором (предмет и задачи психологии, методы психологического исследования и др.);
  • авторская характеристика научной ситуации (оценка достижений, основные проблемы и пробелы в знаниях, перспективы развития психологии);
  • обзоры исследований, содержащиеся в данной работе;
  • выводы автора;
  • цели работы, поставленные автором;
  • положения автора, разделяемые с другими авторами или заимствованные у других авторов и, положения, с которыми автор не согласен;
  • оригинальные положения автора: их теоретическое и эмпирическое обоснование;.
  • к какой психологической школе принадлежит автора и как он относится к другим к школам психологической мысли;
  • в чем сущность исследовательского подхода автора?
  • какие (и почему) положения, выводы и данные, содержащиеся в работе, являются, на Ваш взгляд, недостаточно обоснованными, спорными, принципиально ошибочными или просто непонятными?
  • что в данной работе Вас особенно заинтересовало и почему?
  • какие параллели Вы находите между идеями данной работы и тем, что Вам уже известно из прочитанных или читаемых в настоящее время курсов психологии?

Рекомендации по подготовке к чтению и конспектированию научных работ

1. Начните с беглого просмотра содержания, названий разделов, рисунков и подписей к ним; при этом подумайте, что вам, на первый взгляд, кажется интересным.

2. Затем распланируйте свое время: когда, т.е. в какие дни, и сколько времени (не менее часа) в данный день вы можете посвятить изучению данной работы. Не откладывайте чтение на последние дни периода сдачи!

3. Читайте всю работу последовательно, не пропуская вводные материалы примечания. При этом отмечайте места:

(а) в которых вы находите ответы на вопросы;

(б) с материалом, прямо или косвенно связанным с другими учебными предметами и с вашей курсовой работой;

(в) которые у вас вызывают вопросы, недоумения и/или несогласие;

(г) которые у вас вызывают особенный интерес и/или собственные мысли, запишите их.

Выделенные места – «цитаты» – внесите в таблицу, в графу 1.

4. Перечитайте отобранные места и в своих конспектах кратко, своими словами, запишите ответы («комментарий») на вопросы (в графу 2 таблицы)

Аудиторная работа (1 час): каждый студент зачитывает свои материалы. Остальные студенты должны быть готовы задать вопрос или предложить собственные комментарии к чужим материалам.

ЗАНЯТИЕ 16-17.

ИНТЕРАКТИВНЫЙ СЕМИНАР

«ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА»

Подготовка к занятию: каждый студент готовит собственную аргументированную позицию, подкрепленную цитатами из научной литературы и примерами из опыта (собственного или заимствованного из художественной литературы, кино, жизни других людей и т.п.) по каждой из проблем

Вопросы для обсуждения.

1. Как соотносятся между собой понятия «мозг» и «психика»? Можно ли их отождествлять? Обоснуйте свое мнение.

2. Раскройте основные особенности строения и функционирования центральной нервной системы человека

3. В чем сущность модели функциональной организации мозга А.Р.Лурии?

4. В чем сущность модели функциональной системы П. К. Анохина?

5. Раскройте сущность «концепции рефлекторного кольца» Н.А.Бернтейна?

6. Раскройте основные принципы работы ВНД?

7. Как межполушарная асимметрия мозга влияет на психическую активность человека?

9. Какие существуют подходы в решении психофизиологической проблемы?

Аудиторная работа: проходит в форме мини-конференции

Список литературы для подготовки к

практическим (семинарским) занятиям

Основная

1. Общая психология : учебник для вузов:в 7 т. Т.1. Соколова Е.Е.Введение в психологию .— М. : Академия, 2008 (2005).

2. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии : учеб.пособие для вузов — М.[и др.] : Питер, 2006 (2004).— 320с.

3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии : учеб.пособие для вузов.— М.[и др.] : Питер, 2006 .— 713с.

Дополнительная

  1. Гальперин П. Я. Введение в психологию. — М.: «КДУ», 2007. -336с.
  2. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию: Курс лекций: Учебное пособие для вузов. — М.: ЧеРо, 2007. – 336с.
  3. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2-х томах. — М.: Мир, 2005.
  4. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Academia: 2004. – 352с..
  5. Лурия А. Р. Лекции по общей психологии. — СПб.: Питер, 2007.- 320с.
  6. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2009. – 592 с.
  7. Немов Р.С. Психология. Т.1. – М.: ВЛАДОС, 2008. – 527с.
  8. Петровский А.В.Введение в психологию. – М.:Академия, 2005. – 496 с.
  9. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 2005. — 878с.
  10. Абрамова Г.С. Общая психология. – М.: Академический проект, 2009. – 496с.
  11. Августин Исповедь. – М.: Канон +, 2000. – 463с.
  12. Аврелий М. Наедине с собой. Размышления. – Черкассы: РИЦ «Реал», 1993. -148с.
  13. Агафонов А.Ю. Основа смысловой теории сознания. – СПб., 2003. – 296с.
  14. Аллахвердов В.М. Сознание как парадокс. – СПб., 2000. – 518с.
  15. Акопов Г.В. Проблема сознания в российской психологии. – М.: МПСИ, 2004. – 232с.
  16. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. – М.: МПСИ, 2008.- 432с.
  17. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб.: Питер, 2001.- 288с
  18. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – 768с.
  19. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. / Под ред. А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова. Т. 1. — М.: Педагогика, 1980. – 432с.
  20. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. 1 / Под ред. А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова. — М.: Педагогика, 1980.- 445с.
  21. Аткинсон Р.Л., Аткинсон Р.С., Сит Э.Е. Введение в психологию. – М.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. – 816с.
  22. Бассин Ф. В. Проблема «бессознательного». — М.: Медицина, 1968.- 468с.
  23. Бернштейн Н.А. Современные искания в физиологии нервного процесса. – М.: Смысл, 2003. — 330 с.
  24. Беспалов Б. И. Действие (психологические механизмы визуального мышления).

    — М.:Изд-во МГУ, 1984.- 189с.

  25. Большая психологическая энциклопедия. – М.: ЭКСМО, 2007. – 544с.
  26. Бондырев С.К., Климов Е.А. Отображение психики в мифах народов мира. – М.: МПСИ, 2009. – 128 с.
  27. Братусь Б.С. Русская, советская, российская психология. Конспективное рассмотрение. – М.: Издательство: МПСИ, Флинта, 2000. – 88 с.
  28. Василюк, Ф. Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. — М.: Издательство Московского университета, 1984. – 200с.
  29. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов, — М.: Смысл, 2000. – 685с.
  30. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 1.: Вопросы теории и истории пси­хологии / Гл. ред. А. В. Запорожец. — М.: Педагогика, 1982.
  31. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 томах. Том 1. Вопросы теории и истории психологии. – М.: Педагогика, 1982. – 488 с.
  32. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. — М.:Педагогика-Пресс, 1993. — 224с.
  33. Воронин Л. Г. Сравнительная физиология высшей нервной деятельности животных и человека: Избр. труды. — М.: Изд-во МГУ, 1989. — 478с.
  34. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: уч. пособие. – М.:РПА, 2004. – 276с.
  35. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. Введение в психологию активности. — М.: Политиздат, 1989. – 318с.
  36. Данилова Н. Н., Крылова А. Л. Физиология высшей нервной деятельности. — Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 478 с.
  37. Дарвин Ч. О выражении эмоций у человека и животных. — СПб.: Питер, 2001. – 371с.
  38. Джемс У. Психология. — М.: Педагогика, 1991. — 368с.
  39. Джемс У. Многообразие религиозного опыта. — СПб.: Андреев и сыновья, 1992.- 423с.
  40. Дельгадо X. Мозг и сознание. — М.: Мир, 1971. – 264с.
  41. Дормашев Ю., Капустин С., Петухов В. Общая психология. Тексты. В 3-х т. Том 1. Введение. – М.: УМК «Психология», Генезис, 2001. – 608 с.
  42. Ждан А.Н.. Российская психология. – М.: Академический проект, 2009. – 1279 с.
  43. Ждан А. Н. История психологии. От античности до наших дней. — М.: Академический проект, 2007.- 576с.
  44. Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания. // Вопросы психологии. – 1991. – №2
  45. Зинченко В.П. Посох Мандельштама и трубка Мамардашвили. – М.: Нов.школа, 1997. – 334с.
  46. Зорина З.А., Полетаева И.И. Зоопсихология: Элементарное мышление животных. М.: «Аспект-Пресс», 2001. – 320с.
  47. Крушинский Л.В. Проблемы поведения животных. – М.: Наука, 1993. — 318 с.
  48. Ладыгина-Котс Н.Н. Предпосылки человеческого мышления. — М.: Наука, 1965. – 110с.
  49. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М .: Изд-во Моск. Ун-та, 1981. – 584с.
  50. Леонтьев А. Н. Эволюция психики – М.: Московский психолого-социальный институт, 1999. – 416 с.
  51. Лихи Т. История современной психологии. — СПб.: Питер, 2003. – 448с.
  52. Локк Дж. Опыт о человеческом разуме // Избр. филос. произведения: В 2-х т. Т. 1. — М.: Соцэкгиз, 1960. – 685с.
  53. Лосев А.Ф. Комментарии к диалогам Платона. – М.: Мысль, 1990. – 536с.
  54. Лурия А. Р. Эволюционное введение в психологию. — М.: Изд-во МГУ, 1975.- 104с.
  55. Мамардашвили М.К., Пятигорский А.М. Символ и сознание. Метафические рассуждения о сознании, символике, языке. – М.: Прогресс-Традиция, Фонд Мераба Мамардашвили, 2009. – 288с.
  56. Мерлин В. С. Очерки интегрального исследования индивидуальности. — М.: Просве­щение, 1999. – 245с.
  57. Одиссей. Человек в истории. — М.: Наука, 1990. — 222 с.
  58. Петровский А. В. История советской психологии: Формирование основ психологи­ческой науки. — М.: Просвещение, 1967.- 367с.
  59. Петровский А.В. Психология о каждом и каждому о психологии. – М.: РГГУ, 1996. – 342 с.
  60. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. — М.: «Инфра-М», 1998. – 528с.
  61. Психологический словарь / Под. ред. В.В.Давыдова и др. – М.: Педагогика, 1983. – 448с.
  62. Платон. Диалоги. – М.: Мысль, 1990. – 567с.
  63. Психология лично­сти. Тексты: Хрестоматия под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер. — М.: МГУ, 1982.
  64. Психология: Словарь / Под общей ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — М.: Политиздат, 1990.- 494с.
  65. Психология самосознания. Хрестоматия. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2000. – 672 с.
  66. Психология сознания / Сост. и общая редакция Л.В. Куликова. – СПб.: Питер. 2001. – 480 с.
  67. Робинсон Д. Интеллектуальная история психологии. – М.: Институт философии, теологии и истории св.Фомы, 2005. – 567 с.
  68. Рубинштейн Человек и мир. – М.: Наука, 1997, — 190с.
  69. Северцов А. Н. Эволюция и психика.// Психологический журнал, 1982, № 4. С. 149-159.
  70. Сеченов И.М. Элементы мысли. – СПб.: Питер. 2001. – 416 с.
  71. Симонов П. В. Мотивированный мозг. — М.: Наука, 1987.- 272с.
  72. Смирнов А. А. Избранные психологические труды; В 2 т. — М., 1987.
  73. Смит Н. Современные системы психологии. История. Постулаты. Практика.- СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003 — 384 с.
  74. Соколова Е.Е. 13 диалогов о психологии. – М.: Смысл, 2008. – 685 с.
  75. Толстой Л.Н. О жизни. – М.: Наука, 2000. – 132с.
  76. Теплов Б. М. Избранные труды: В 2-х т. — М.: Педагогика, 1985.
  77. Теория и методология психологии: Постнеклассическая перспектива. – М.: Институт психологии РАН, 2007. — 528с.
  78. Тинберген Н. Социальное поведение животных. — М.: Мир, 1993. – 149с.
  79. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Р-на-Д.: Феникс, 2004. – 672 с.
  80. Узнадзе Д. Н. Психологические исследования. — М.: Наука, 1966. – 451с.
  81. Узнадзе Д.Н. Общая психология. – М.: Смысл, 2004.- 413 с.
  82. Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. – М.: рссийское психологическое общество, 1999. – 464с.
  83. Франк С.Л. Душа человека. Опыт введения в философскую психологию. // Франк С.Л. Предмет знания. – М., 2000
  84. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. – М., 1989. – С.7-48, 50-152.
  85. Фрейд З. Психология бессознательного. – М.,1989. – С. 343-424.
  86. Шарден Т. Феномен человека. – М.: Устойчивый мир, 2001. — 296с.
  87. Шпарь В.Б. Новейший психологический словарь. – М.: Феникс, 2009. – 806 с.
  88. Шошар П. Биологические факторы прогресса. Человеческий мозг — орган прогрес­са. // Какое будущее ожидает человечество / Под общ. ред. чл.-корр. АН СССР А. М. Ру­мянцева. — Прага: Мир и социализм, 1964.
  89. Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии. – СПб.: Евразия, 2002. – 528с.
  90. Ярошевский М. Г. Психология в XX столетии: Теоретические проблемы развития пси­хологической науки. — М.: Политиздат, 1974. – 447с.
  91. Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины XX века. – М.: Директ-Медиа, 2008. — 772 c.

Основные требования к усвоению материала

Общие требования к освоению материала по модулю «Введение в общую психологию» дисциплины «Общая психология» обусловлены целями и задачами преподавания курса.

Студент должен продемонстрировать на экзамене

знание общей характеристики психологии как науки, понятие о психике, классификацию психических явлений и процессов; понятие предмета и объекта науки; теоретические основы представлений о предмете психологии, представлении о душе как предмете исследования, переходе к изучению сознания, понятие о психологии как науке о поведении, представление о культурно-исторической парадигме в психологии, современные представлений о предмете психологии; понятие об отражении, возникновении и развитии психики в филогенезе, понятие о высших психических функциях; природу сознания, механизмы его возникновения и развития; теоретические основы деятельностного подхода в психологии, строение деятельности, механизмы регуляции действий и операций;

умение пользоваться и понятиями о психологических феноменах, категориях и методах психологической науки; применять полученные знания в анализе психологических теорий, существующих в отечественной и зарубежной науке; выделять собственно психологическое знание от других видов знания о человеке; описывать психическую реальность; устанавливать взаимосвязи между отдельными категориями и понятиями психологии;

владение навыками работы с научной информацией;навыками приобретения новых научных знаний, использования форм самообразования.

Студент допускается к экзамену при условии полного выполнения учебного плана.

16