Введение
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ В ПСИХОЛОГО–ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
1.1. Проблема социально-психологической адаптации подростков в научном знании
1.2. Принятие себя и принятие других как показатели социально-психологической адаптации в младшем подростковом возрасте
1.3. Социально-психологическая адаптация подростков, имеющих низкий социометрический статус в школьном классе
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕДУРЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРИНЯТИЯ СЕБЯ И ПРИНЯТИЯ ДРУГИХ НИЗКОСТАТУСНЫМИ ПОДРОСТКАМИ
2.1. Общая характеристика объекта исследования и методический инструментарий
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования
ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ У НИЗКОСТАТУСНЫХ ПОДРОСТКОВ В ОТНОШЕНИЯХ ПРИНЯТИЯ СЕБЯ И ПРИНЯТИЯ ДРУГИХ
3.1. Психологическое обоснование программы занятий с элементами социально-психологического тренинга подростками, имеющими низкий социометрический статус в школьном классе
3.2. Динамика изменений у низкостатусных
На сегодняшний день одним из приоритетных направлений развития психологических исследований является проблема социально-психологической адаптации подростков. В подростковом возрасте активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самопринятия, всё более развиваются способности проникновения в свой собственный мир, начинается осознание своей особенности и неповторимости.
В эти годы социальная ориентация позволяет акцентировать внимание подростка на постоянное стремление утвердить свое «Я», через отношение к самому себе, постоянно возвращаться к трудному для него вопросу «Я и Они», учиться ощущать себя среди других и принимать этих людей. Входя в общность, подросток еще не справился с проблемой осознания себя как человека и индивидуальности, а ему приходится еще и «принимать» других.
Развитие личности, включенной в социальные группы, происходит в соответствии с характером, требованиями и целями общества. Опыт социального взаимодействия подросток приобретает в группе сверстников как своеобразной модели общества. Этот процесс может протекать с разной степенью успешности.
Психологическая адаптация ребенка в условиях детского лагеря
... этой связи основными социально-психологическими задачами педагога временного детского коллектива является организация совместной деятельности, направленной на: преодоление стрессогенного воздействия в новой для ребенка ситуации; адаптацию ребенка к ... готовы к реализации этих задач. Кто-то – в силу незнания к данной проблеме, кто-то – в силу каких-то других обстоятельств. В результате, вместо ...
Социализация подростка в группе как процесс освоения и реализации социальных норм и отношений составляет одну часть двуединого процесса социализации-индивидуализации, результатом которого является становление субъекта активного творческого действия. Подросток не просто адаптируется к группе сверстников, к принятым в его среде социальным нормам поведения, духовным ценностям, но и пропускает это через себя, вырабатывая индивидуальный путь реализации собственных социальных ценностей.
Социально-психологическая адаптация представляется нам фактором личностного развития учащихся, определяющим уровень и динамику становления индивида как личности с определенным социометрическим статусом и собственным отношением в принятии себя и принятии других.
Изучением социометрического статуса занимались многие зарубежные и отечественные ученые (У.Бронфенбреннер, Н.Е.Гронланд, Я.Л.Коломинский, С.А.Котик, Х.Лийметс, Р.Манн, В.С.Мерлин, Дж.Морено, Н.Н.Обозов, Л.С.Славина) [7, 18, 44, 58].
Исследования социометрического статуса подростков, и взаимосвязь данных с особенностями самопринятия и принятия других обуславливает актуальность темы дипломного исследования. Существующее в школьной практике противоречие между необходимостью целенаправленного изучения особенностей принятия себя и принятия других низкостатусными подростками в процессе их социализации и отсутствием необходимых для этого реальных условий связано с недостаточной разработкой данного вопроса. Стремление содействовать разрешению этого противоречия определило проблему исследования.
Анализ психологической литературы показал, что в современной психологии отсутствует единый подход к определению такого феномена как отношение человека к себе и другим, несмотря на то, что он активно изучается как отечественными, так и зарубежными исследователями.
В отечественной психологии начало фундаментальных исследований феномена отношения человека к себе было положено благодаря трудам А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, А.Г. Спиркина, Е.В. Шороховой и теоретическим работам И.С. Кона, И.И. Чесноковой [33, 51, 59].
Анализ изученной психологической литературы [26, 40, 44, 56, 59] по проблеме выпускной квалификационной работы свидетельствует о том, что проблема по отношению принятия себя и принятия других подростками, имеющими низкий социометрический статус в школьном классе, современными исследователями мало освещена и недостаточно разработана, несмотря на ее важность.
Таким образом, необходимость изучения особенностей принятия себя и принятия других низкостатусными подростками обусловливает актуальность настоящей выпускной квалификационной работы.
Цель: изучение особенностей принятия себя и принятия других низкостатусными подростками.
Объект: подростки в возрасте 13-14 лет, имеющие низкий социометрический статус в школьном классе.
Предмет: особенности принятия себя и принятия других низкостатусными подростками.
Гипотеза: особенности принятия себя и принятия других как показатели социально-психологической адаптации подростка оказывают влияние на формирование их социометрического статуса.
Психология социально-психологические условия формирования имиджа ...
... к ней со стороны социальных наук, и прежде всего –психологии. К настоящему времени в социально-психологической науке сформировалось мощное русло идей и теорий, прямо связанных ... исследования, связанные с феноменом имиджа, на проблемном поле социальной психологии, продолжают оставаться в числе передовых и социально востребованных. В российской психологической науке научные разработки, связанные ...
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. раскрыть проблему принятия себя и принятия других низкостатусными подростками в научном знании;
2. подобрать методический инструментарий, направленный на изучение особенностей принятия себя и принятия других младшими подростками, имеющими низкий социометрический статус;
3. определить социометрический статус подростков в школьном классе;
4. исследовать особенности принятия себя и принятия других низкостатусными детьми в младшем подростковом возрасте;
5. разработать и апробировать программу занятий с элементами социально-психологического тренинга для подростков, имеющих низкий социометрический статус в школьном классе;
………….
1. Аверин В.А. Психология детей и подростков. – СПб.: Питер, 1998. – 379 с.
2. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М., 1995
3. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. М.: Аргументы и факты, 1993. – 608 с.
4. Алешина Ю. Е., Гозман Л. Я., Дубовская Е. М. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. М., 1987. с.91
5. Андриенко Е.В. Социальная психология /Под ред. В.А.Сластенина – М.: ACADEMIA, 2000. – 262 с.
6. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб.: Питер, 2008. – 270 с.
7. Артюхова И.С. Адаптация учащихся пятых классов / И.С. Артюхова, Н.И. Дереклеева, М.Ю. Савченко // Школьный психолог. – 2005. – № 12. – С. 30–33.
8. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. // Л., 1998.
9. Бернс Р. Развитие Я-концепции. /Пер.с англ. – М.: Прогресс, 1986. – 416 с.
10. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Совершенство, 1998. – 340 с.
11. Благинин А.А. Математические методы в психологии и педагогике: учеб. пособие / А.А. Благинин, В.В. Торчило. – СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2006. – 84 с.
12. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В.Зинченко. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2004. – 672 с.
13. Брилинг Е.Е. Подросток: бить или любить? – М.: Дрофа-Плюс, 2005.– 256 с.
14. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. Практическое руководство. Часть 2. – М.: Генезис, 2007. – 128 с.
15. Волков Г.Д., Оконская Н.Б. Адаптация и ее уровни // Философия пограничных проблем науки. Пермь, 1975. Вып. 7. С. 134-142.
16. Волкова Б.С. Психология подростка – М.: Гаудеамус, 2005. – 203 с.
17. Георгиева И.А. Социально-психологические факторы адаптации личности в коллективе: Автореф. дис. …канд.психол.наук. Л., 1985. 22 с.
18. Грининг Т. История и задачи гуманистической психологии//Вопр. психол. 1988. № 4. С. 161 – 166.
19. Дубровина И.В. Проблемы социализации человека / И.В. Дубровина // Вопросы психологии. – 2005. – № 3. – С. 142–143.
20. Казанская В.Г. Подросток Трудности взросления – СПб.: Питер, 2006.–237 с.
21. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах.– 2-е изд. – Минск, Тетра Система, 2000. – 432 с.
Методы социальной психологии в современных социально-психологических ...
... связи с ее двойственным происхождением специальная методология формируется при условии адаптации методологических принципов, как психологии, так и социологии. 3. Методология -- как совокупность конкретных ... методы.» «Наблюдение - является наиболее распространенным методом, с помощью которого изучаются социально-психологические явления и процессы без вмешательства в их течение. [Разделяют внешнее ...
22. Коломинский Я. Л. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе. – Минск, Народная асвета, 1969. — 36 с.
23. Коломинский Я. Л., Березовик Н. А. Некоторые педагогические проблемы социальной психологии. – М.: Знание, 1977.
24. Коломинский Я.Л. Человек психология. – М.: Просвещение, 1986.
25. Колитеевская, Е.Р. Смысл, адаптация и самодетерминация у подростков / Е.Р. Колитеевская, Д.А. Леонтьев, Е.Н. Осин и др. // Вопросы психологии. – 2007. – № 2. – С. 68–80.
26. Кон И.С. Какими они себя видят. – М.: Знание, 1975. – 93 с.
27. Кондратьев, М.Ю. Типологические особенности психосоциального развития подростков / М.Ю. Кондратьев // Вопросы психологии. – 1997. – № 3. – С. 69–78.
28. Кондрашенко В. Т. Девиантное поведение у подростков: Социально-психологические и психиатрические аспекты. – Минск, Беларусь, 1988. – 206 с.
29. Кравцова М.М. Дети-изгои. Психологическая работа с проблемой. – М.: Генезис, 2005 – 111 с.
30. Краковский А.П. О подростках. – М.: Педагогика, 1970. – 272 с.
31. Краткий словарь по социологии / Под общ. ред. Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапина. М., 1988.
32. Кун Д. Основы психологии. – СПб.: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2007. – 720 с.
33. Лебедев, Ю.А. Целостная природа человека и проблема социализации ребёнка / Ю.А. Лебедев, В.Л. Филиппова // Мир психологии. – 2004. – № 4. – С. 18–28.
34. Лидерс А.Г. «Психологический тренинг с подростками»
35. Маслоу А. Мотивация и личность. Спб., 1999.
36. Маслоу А. Г. Дальние пределы человеческой психики. СПб.,2005 СПб.: 2003.
37. Милославова И.А. Понятие и структура социальной адаптации: Автореф. дис. … канд. философ. наук. Л., 1974. 24 с. .
38. Мудрик, А.В. Социализация человека: учеб. пособие для вузов / А.В. Мудрик. – М.: Академия, 2004. – 304 с.
39. Налчаджян, А.А. Социально-психическая адаптация личности: учеб. пособие / А.А. Налчаджян.