/
Особенности коммуникации слабослышащих и глухих выпускников школ в социуме
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы коммуникации слабослышащих и глухих выпусников школы в социуме
1.1 Понятие коммуникации
1.2 Особенности психофизического развития слабослышащих и глухих.
1.3 Особенности коммуникации слабослышащих и глухих выпускников школ в социуме
Глава 2. Экспериментальное исследование коммуникации слабослышащих и глухих выпускников школ в социуме
2.1 Организация и проведение эксперимента
2.2 Анализ результатов исследования
Глава 3. Методические рекомендации для слабослышащих и глухих выпускников школ
Заключение
Список литературы
Введение
коммуникация слабослышащий глухой выпускник
В современных условиях резко возросло внимание к такому социальному феномену, как коммуникация глухих и слабослышащих взрослых людей в нашем обществе. На первый план выходят коммуникативные знания и умения, полученные в специальных учреждениях, в семье и социуме, необходимые любому члену общества для осуществления культурного взаимодействия. Сформированность коммуникативной деятельности характеризует уровень возможностей ребенка или взрослого по овладению достижениями социума. Современный учитель должен владеть методиками работы с людьми имеющими нарушения слуха. Особой трудностью в процессе обучения и развития, является формирование коммуникативных навыков у глухих и слабослышащих в социальной жизни, которые помогут вести нормальный и обычный образ жизни в социуме среди слышащих.
Современные исследователи в области сурдопсихологии (И.В. Королева, В.П. Лебедев, Д.И. Тарасов, О.П. Токарев, Т.Г. Богданов и др.) пришли к выводу, что все причины и факторы нарушений слуха оказывают влияние на всю речеслуховую и коммуникативную систему человека.
Во всем мире существует проблема отношения и поведения к детям и взрослым с нарушениями слуха. И они часто оказываются отделенными от мира слышащих людей. В России существует специальная система обучения детей с нарушениями слуха. Это специальные корекцирнные школы,сурдо центры и дефектологические организации. При приеме в школу глухих с слабослышащих учитывается состояние их слуха и речи. Глухие и слабослышащие не могут успешно обучаться, работать и существовать в обычных условиях среди слышащих и направляются в специальные школы, коррекционные учреждение для слабослышащих и глухих.
Вопрос1 Сурдопсихология (психол лиц с наруш слуха) — это отрасль ...
... годы его жизни, проверка слуха с помощью объективной аудиометрии, подбор индивидуальных слуховых аппаратов и систематическая педагогическая работа Слабослышащие, глухие и нормально слышащие школьники ... в семьях слышащих. Дифференциация психического развития слабослышащих и глухих детей. Как уже сообщалось, к слабослышащим относятся дети с нарушением слуха, которые слышат звуки интенсивностью 20— ...
В последнее время рассматривается вопрос, что такая система ведет к изоляции этих людей. Частое явления, что молодые люди с нарушенным слухом оказываются неготовыми к жизни в обществе после выпуска из школ, а общество, не готово принять их. Это приводит к обособлению глухих и слабослышащих в отдельную социальную группу, что не есть хорошо. В рамках данной работы мы попытаемся выяснить насколько хорошо или плохо выпускники школ владеют коммуникацией, своей речью, возможна ли система обучения, способствующая более полной их адаптации к условиям современной жизни. Сказанное выше подтверждает актуальность данного исследования.
Целью работы — является изучение особенностей коммуникации слабослышащих и глухих выпускников школ в социуме.
Объект исследования — коммуникация глухих и слабослышащих людей.
Предмет исследования — педагогические условия коммуникации слабослышащих и глухих выпускников школ от 18 до 35 лет.
Задачи исследования:
1. Изучение понятия коммуникации в психолого — педагогической литературы по проблеме исследование.
2. Рассмотреть особенности коммуникации слабослышащих и глухих выпускников школ в социуме.
3. Провести экспериментальное исследование коммуникации слабослышащих и глухих выпускников школ в социуме.
Методы исследования:
1) Изучение научной литературы.
2) Анкетирование, опрос.
Структура работы: введение, три главы, заключение, список литературы.
Глава 1. Теоретические основы коммуникации слабослышащих и глухих выпусников школы в социуме
1.1 Понятие коммуникации
Коммуникация (от лат. communicatio — сообщение, передача) — передача информации от одной системы к другой посредством специальных материальных носителей, сигналов,символов и слов . В человеческом обществе коммуникация осуществляется между индивидами, группами, организациями, государствами, культурами посредством знаковых систем (языков).
Коммуникация между людьми происходит в форме общения как обмен и передача какой-либо информацией в которых отображены знания, мысли, идеи, ценностные отношения, эмоциональные состояния общающихся сторон.
Коммуникация — в широком смысле обмен информацией между индивидами через посредство общей системы символов и слов. Коммуникация может осуществляться вербальными и невербальными средствам.
В социальной психологии понятие «коммуникация» используется в двух значениях:
1. Для характеристики структуры деловых и межличностных связей между людьми, например, структуры межгруппового общения ее участников.
2. Для характеристики обмена информацией в общении между людми. Коммуникация выступает как одна из сторон общения — информационная,позновательная.
Коммуникация включает обмен представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и т.п. между людьми в ходе совместной деятельности или простого общения.
Коммуникативные навыки — это «способность человека взаимодействовать с другими людьми, адекватно воспринимать и принимать получаемую информацию, а также правильно ее передавать и усваивать».
Специфика невербальной коммуникации в межкультурном общении
... существует довольно большое число способов общения, которые также служат средством сообщения информации, и эти формы общения ученые объединили понятием «невербальная коммуникация». Жесты, мимика, позы, одежда, ... и знаков, используемых для передачи информации и сообщений в процессе общения.[13, с. 165] М.С. Андрианов дает следующее определение: «Невербальная коммуникация - это совокупность неречевых ...
Общение — сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются существа, люди, владеющие речь или жестами,умеющие сформулировать текст для передачи его другому субъекту. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее — реципиентом .
Коммуникативных навыков предполагает донесение своей мысли до собеседника. Взаимность в донесении и получении точной мысли. Возможные ошибки бывают связаны с психологическими сложностями, например как стеснительность, замкнутость, тревожность. Эти препятствия к свободному выражению своих мыслей и называют коммуникативными причинами и барьерами, которые мешают многим глухим и слабослышащим в социуме. Коммуникативные способности и возможностями не являются врожденными, а лишь приобретенные в течении жизни, методом познания и получении информации . Раскрыть их в себе может любой человек, так же с какими-либо нарушениями, для этого нужно приложить определенные усилия, как самому человеку с нарушением слуха, так и человеку который ведет деятельность в обучении таких людей.
Коммуникативный барье. — Это количество причин, явлений, совокупность помех мешающая человуку полноценно вести общение с обществом в социоме. Влияя на эмоциональную сверу,физическое или психологическое окружение,возмосжость.
Под коммуникативным барьером обычно понимается -причины препятствующие полноценному общению . В таком определении ставят равенства между самим психологическим барьерами и факторами его которые стимулируют, и причины его порождающие.
Некоторые авторы (Лисина М.И.) равняющие такие понятия, как
«общение» и «коммуникация», понимая под ними «схема приема и передачи информации, осознанную и неосознанную связь». Однако большинство ученых (Мудрик А.В., Ломов Б.Ф), исследующих межличностные отношения, различают эти понятия «общение» и «коммуникация».
Краткий психологический словарь под редакцией Петровского А.В., Ярошевского определяет понятие «коммуникация» как «взаимное модействие двух людей или группы, обменивающиеся принятием и передачей между ними информацией. Следовательно, это предполагает сообщение друг другу собеседники или партнеры какого-либо объема новой информации и достаточной мотивации, что является необходимым условием осуществления коммуникативного акта. Если не достигается взаимопонимание, то коммуникация не состоялась. Чтобы убедиться в успехе коммуникации, необходимо иметь обратную связь о том, как люди вас поняли, как они воспринимают вас и вашу информацию.
С.Л. Рубинштейн рассматривает коммуникацию как сложный многоплановый процесс по установлению и развитию межличностного контакта между собеседниками, и потребностями в совместной деятельности с методом общения, включающий в себя получение и передачу информации, выработку взаимодействия, восприятие и понимание собеседника.
А.А. Бодалев понимает под коммуникацией информационную связь человека с тем или иным объектом (человеком, животным, машиной).
Понятие об общении коммуникативные умения (1)
... Лисина М.И.) понимание общения как коммуникативной деятельности. Все равно эта деятельность (общение) представляет собой сложную ... усложняется система коммуникативных потребностей и мотивов. Основные стороны общения – коммуникативная (обмен информацией), интерактивная (взаимодействие ... природы или благоприобретенных средств общения. Развитие сюжетно-ролевого общения, порождаемого включением в сюжетно ...
Она выражается в передаче объектом некой информации ,такие как, знания, идеи, деловые сообщения, фактические сведения, указания и т.п., которую собеседник должен принять, понять, усвоить и в соответствии с этим понять как ему с ней поступать. В общении людей происходит передача друг другу интересующей обоих собеседников, информации для познания.
Коммуникативная компетентность — способность устанавления и поддерживание в общении необходимые контакты с собеседниками. Для эффективной коммуникации характерно: достижение взаимопонимания
собеседников, понимание ситуации и предмета общения. Коммуникативная компетентность рассматривается как система получений внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации при межличностном взаимодействии с определенным собеседником или группой. Потребность в общении — одна из главных потребностей в жизни человека. Вступая в взаимоотношение с окружающим нас миром и социумом, мы сообщаем информацию о себе, так же мы получаем интересующие нас информацию мире, человеке, действии или возможностях, о ком либо или о чем либо, анализируем и планируем свою деятельность и коммуникабельность в социуме на основе этого анализа, делаем выводы и находим подходы. Эффективность этой деятельности часто зависит от качества воспринятой нами информацией, и это дает нам коммуникативный опыт отношений с собеседником или с группой собеседников. Чем раньше осваиваем этот полученный опыт, тем больше мы обретаем коммуникативные средства и возможности, и тем успешнее происходит взаимодействие с социумом как с глухими и слабослышащими, так и со слышащими.
Антонова Л.Г. определяла коммуникативные действия как действия, которые «обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группы сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми».
Одним из важнейших умений современной личности являются коммуникативные умения. Владение ими на высоком уровне позволяет эффективно взаимодействовать с другими людьми при различных видах деятельности. Важно начать формирование коммуникативных умений именно в младшем школьном возрасте для поэтапного развития в дальнейшем. Активизация коммуникативной деятельности младших школьников предполагает процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному общению со сверсниками или старшими. Общение — неотъемлемая часть любого урока, поэтому формирование коммуникативных умений учащихся ведет к повышению качества учебно — воспитательного процесса. Так же с помощью игры.
Принципиальный подход к решению проблемы развития коммуникативных навыков, формирования коммуникативной компетентности представлен в трудах Л. С. Выготского, который рассматривал общение в качестве главного условия личностного развития и воспитания детей. Исходя из концепции Л.С. Выготского, можно утверждать, что формирование коммуникативных умений детей является одной из приоритетных задач школы, так как результативность и качество процесса общения в большей степени зависит от уровня коммуникативных умений субъектов общения.
Роль темперамента и поведения в профессиональной деятельности ...
... и хорошим товарищем, душой коллектива. Среди типичных недостатков в деятельности и общении такого служащего можно наблюдать быструю утомляемость, нерешительность и осторожность, ... темперамента и поведения в профессиональной деятельности и управленческом общении. Задачи задания: )Выявление особенностей проявление темперамента в деятельности руководителей 2)Рассмотреть особенности взаимодействия ...
При рассмотрении коммуникативного развития приведем, прежде всего, общие данные исследований о характере его изменения в разных возрастных группах. К 7-ми годам ребенок владеет элементарными умственными операциями конкретно-действенного характера, причинными связями, может связно излагать мысли, пользуется грамматически, лексически и фонетически правильной речью. Именно в этом возрасте вырабатывается интеллектуальная регулирующая планирующая функция речи, умение ориентировать свою речь на партнера и ситуацию общения, а также отбирать языковые средства в соответствии с ними. Данные о соотношении рецептивных и продуктивных видов речевой деятельности в литературе отсутствуют, хотя вполне очевидно, что устные формы коммуникации, такие как говорение и слушание преобладает в развитии дошкольника.
Младший школьный возраст, который рассматривается в данном исследовании, связан с вхождением в школьное обучение как наиболее систематизированную форму общения, с включенностью в учебную
деятельность как ведущую деятельность данного периода, что предопределяет переход от наглядно-образного конкретного ситуативного к абстрактному мышлению, к умению выделять существенные связи, строить рассуждения, делать умозаключения, выводы. Впервые в онтогенезе происходит овладение письменной речью, которая является неким аналогом устной, и ее совершенствование за счет увеличения длины предложений, увеличения количества второстепенных членов предложения. К концу младшего школьного возраста с развитием логической и коммуникативной функций речи, с выработкой произвольности и рефлексии формируется умение логично и связно строить высказывание. Описательно- повествовательный тип речи сменяется рассуждением, переходом к доказательности. Анализ особенностей становления рецептивных видов речевой деятельности показывает возрастающую роль механизма осмысления при чтении, тенденцию учащихся опираться на основные идеи текста при слушании, умение осмыслить все содержание текста, организовать его структурно и логически. Отмечено также положительное влияние коммуникативной установки на сохранение прослушанного текста. В продуктивных видах речевой деятельности впервые появляется дифференциация способов воздействия на партнеров общения, в письменных и устных текстах совершенствуются, хотя и остаются достаточно низкими по сравнению с другими возрастными группами, показатели связности, логичности, каузальности, предикативной структуры высказывания. В целом лингвистический опыт младшего школьника нарастает за счет накопления языковых средств и существенных количественных изменений в речемыслительной и коммуникативной деятельности.
Отметим также, что коммуникативное развитие осуществляется внутри целостной системы личности человека в соответствии с возможностями его развития: личностной, интеллектуальной, деятельностной , которые неотделимы друг от друга. Коммуникативное развитие должно рассматриваться в общем контексте социализации ребенка
особенностей обобщения, формирования понятий, общения со взрослыми, сверстниками, учета особенностей общей ситуации социального развития и т.д. Коммуникативные умения детей младшего школьного возраста рассмотрены в работах O.A. Веселковой, А.Е. Дмитриева, JI.P. Мунировой,
Панферовой, В.П. Понутриевой. Таким образом, рассмотрев составляющие понятий «общение», «коммуникация», «коммуникативная компетентность», можно говорить о том, что все эти понятия используются в том случае, когда речь идет о процессе социального взаимодействия.
Процесс развития устной речи глухих дошкольников
... для развития устной речи глухих дошкольников 1.1 Особенности развития устной речи глухих дошкольников Глухие дети имеют специфические особенности развития психических процессов. Изучением познавательного развития детей с нарушением слуха занимались такие ученые, ... 23, с. 58] По характеру произвольного запоминания можно заключить, что в памяти глухих детей образы предметов в меньшей степени орг
По мнению М.В. Григорьевой формирование коммуникативных умений — это «объективная необходимость, продиктованная потребностями современного общества. Все, чему обучаются школьники, они приобретают для того, чтобы использовать в предстоящей деятельности».
Коммуникативная компетентность формируется в деятельности. Как и любая другая компетентность, она не может быть сформирована вне деятельности. Основу её формирования составляет опыт человеческого общения в течении жизни набирая опыт от общения к общению, от человека к человеку. Может быть передана от родителей своему чаду и переквалифицирована под индивида. И воспринята по своему психологическому состоянию, уровню возможности освоения и возможность овладению. На каждом отрезке жизни,человек создает отношение с миром и с эти определяется его развитие.
Понятия «Умения», «Коммуникативные умения» рассматриваются в психологии, педагогике, методике, но трактуются в каждой науке по- разному.
В разных дисциплинах трактуется и расшифровывается на уровне своей разработки и определением.
Таким образом, в своей работе под «коммуникацией» мы будем понимать обмен информацией между индивидами через посредство общей системы символов, слов речи и жестов.
1.2 Особенности психофизического развития слабослышащих и глухих
Восприятие окружающего посредством слуха дает возможность
«озвучить, услышать и воспринять» происходящее, отразить его значительно полнее, чем это происходит при работе одного лишь зрения. Основной особенностью слуха является отражение внешнего мира в форме звуковых образов. Являясь одной из важных характеристик и свойств окружающих предметов, а также явлений живой и неживой природы, звук обогащает представления ребенка об окружающем мире в больших красках.. Восприятие звуков окружающего мира, речи и музыки, при котором действие слухового анализатора подкрепляется другими анализаторами, служит важнейшим средством развития психики ребенка и познания мира.
Слух — уникальный инструмент межличностного общения. Качество слуха приобретает важнейшее значение в связи со сложностями, связанными с общественным развитием и социальной адаптацией. В то же время нарушения слуха среди детей школьного возраста составляют, по разным данным, от 3 до 15 % и с каждым годом возрастают. Поскольку коммуникационные навыки играют сегодня не последнюю роль, сохранная слуховая функция у ребенка становится все более важной проблемой.
Представление о причинах нарушений слуха имеет большое значение для характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста, выявления степени негативного влияния снижения слуха на психическое развитие, оценки состояния речи. В настоящее время наиболее часто выделяются три группы причин и факторов, вызывающих патологию слуха или способствующих ее развитию.
К первой группе относят причины и факторы наследственного характера, которые приводят к изменению в структуре слухового аппарата и развитию наследственной тугоухости. Наследственные факторы играют существенную роль в возникновении детской тугоухости. По мнению Л.А. Венгер, на долю наследственно обусловленных факторов приходится 30-50% детской глухоты.
Образование учащихся с нарушением слуха в условиях массовой школы
... глухими) детьми, значения звукоусиливающей аппаратуры. В первом классе основной задачей для любого ребенка становится овладение новой социальной ролью “ученика”, правилами поведения в школе. В это время ребенок с нарушением слуха ... в происхождении ошибок в своей речи и речи ребенка с нарушенным слухом. Неправильное произношение слова слабослышащим ребенком вызывает бурную эмоциональную реакцию, при ...
Вторую группу составляют факторы эндо — или экзогенного воздействия на орган слуха плода (при отсутствии наследственно отягощенного фона), обуславливающее появление врожденной тугоухости. Среди причин, вызывающие появление врожденную тугоухость, выделяются инфекционные заболевания матери в первой половине беременности, особенно в первые три месяца. Из инфекций наибольшую опасность для органа слуха представляет краснуха. Среди других инфекций, которые могут повлиять на развитие органа слуха и его функционирование, отмечают грипп, скарлатину, корь, герпес, инфекционный паротит, туберкулез, токсоплазмоз и инъекции. Одним из факторов, способствующих появлению врожденного снижения слуха, может быть интоксикация матери, в частности токсическое воздействие некоторых препаратов и антибиотиков. К другим видам интоксикаций, которые могут вызвать патологию слуха, относят алкоголь,некатин. Среди причин врожденной тугоухости у детей также называют травмы матери во время беременности, особенно в первые месяцы ношения плода. Причиной врожденной патологии слуха может служить также несовместимость плода и матери по резус-фактору или групповой принадлежности, что вызывает развитие гемолитической болезни новорожденных.
К третьей группе отнесены факторы, действующие на орган слуха здорового ребенка в один из периодов его развития и приводящие к возникновению приобретенной тугоухости. Наиболее часто такой причиной являются последствия острого воспалительного процесса в среднем ухе (острого среднего отита).
Степень снижения слуха при заболеваниях среднего уха может быть различной: чаще встречаются легкая и средняя степени снижения слуха. Однако в некоторых случаях возникают и тяжелые нарушения слуха. Обычно это происходит вследствие перехода воспалительного процесса во внутреннее ухо.
В основу ряда классификаций нарушений слуха положены различные факторы. Одной из наиболее распространенных у детей и взрослых с нарушениями слуха является классификация Л.В. Неймана. В ней учитывается степень поражения слуховой функции и возможность формирования речи при таком состоянии слуха. Л.В. Нейман различает два вида слуховой недостаточности — тугоухость и глухота.
Тугоухостью это снижение слуха, при котором происходят затруднения в восприятии чужой речи и в самостоятельном овладении речью. Но есть возможность овладения речью и говорением, набрать минимальный ограниченный и чаще всего искаженный запас словарного словаря. Для определения тугоухости,а именно ее степени. Используют классификацию Л. Л.В Неймана. Применяя понижение степени слуха в области речевого диапазона частот (от 500 до 4000 Гц).
В зависимости от потери слуха в указанном диапазоне выделено три степени тугоухости:
1-я степень — снижение слуха не превышает 50 дБ; 2-я степень — средняя потеря слуха от 50 до 70 дБ; 3-я степень — потеря слуха превышает 70 дБ.
Определив степень тугоухости,так же выявляются возможности для восприятия речи на слух. При первой степени тугоухости, когда средняя потеря слуха не превышает 50 дБ, для тогда остается доступным речевое общение: он может разборчиво воспринимать речь на расстоянии более 1-2 м
. При второй степени при снижении слуха от 50 до 70 дБ, речевое общение затруднено, речь воспринимается на расстоянии до 1м при акценте на губы собеседника. При третьей степени тугоухости, при потере слуха более 70 дБ, речевое общение нарушается, так как речь воспринимается неразборчиво даже у самого уха, переводя ее больше в непонятные звуки разных частот.
По мнению Л.В. Неймана, под глухотой понимается степень снижения слуха, где самостоятельное овладение речью (формирование речи) оказывается просто невозможным. В зависимости от объема воспринимаемых частот по состоянию слуха Л.В. Нейман выделяет четыре группы глухих:
1-я группа -восприятие звуков самой низкой частоты, 125-250 Гц; 2-я группа — восприятие звуков до 500 Гц;
3 -я группа — восприятие звуков до 1000 Гц;
4 -я группа — восприятие звуков в широком диапазоне частот, 2000 Гц и выше.
Итак, глухота — это «стойкая потеря слуха, при котором возможны самостоятельное накопление минимального речевого запаса на основе остатков сохранного слуха, восприятие речи хотя бы на самом близком расстоянии от ушной раковины».
Между глухотой и возможностью восприятия звуков существует некая зависимость. Дети с минимальными остатками слуха (1 и 2 группы глухоты) оказываются способны воспринимать лишь очень громкие звуки на небольшом расстоянии (громкий гудок или свисток, удары в барабан или по столу, крик животных).
Глухие дети с лучшими остатками слуха (3 и 4 группы) в состоянии воспринимать и различать на небольшом расстоянии немного разнообразных по частоте звуков (звучания различных музыкальных инструментов и игрушек, громкие голоса животных, некоторые бытовые звуки: звонок в дверь, звучание телефона, или громкое воспроизведение телевизора и др.).
Глухие дети, отнесенные к 3 и 4 группе, в состоянии различать речевые звучания -хорошо знакомых полных и не полных слов.
Из этого получается, что все глухие дети имеют разные по степени остатки слуха, которые в процессе специальной работы по развитию слухового восприятия могут стать основой для познания звуков окружающего его мира , а также сыграть важную роль в процессе формирования у глухого ребенка, устной речи.
Большое влияние на организацию дифференцированного обучения, создание системы школ и дошкольных учреждений для детей с нарушениями слуха, определение нескольких критериев отбора в комплектования групп в них, разработку путей обучения детей с различным состоянием слуха оказала педагогическая классификация Л.А. Венгер. Опираясь на теорию Л.С. Выготского о первичных и вторичных отклонениях в развитии психики ребенка с дефектом слуха.
Разнообразие в речи детей обусловлено сочетанием следующих факторов:
1.степенью нарушения слуха у ребенка;
2. временое возникновения дефекта;
3. педагогическими условиями, в которых находился ребенок после появления слухового нарушения;
4. индивидуальными особенностями ребенка и его возможностями.
На основании выделения различных групп детей с нарушениями речи Л.А. Венгер определила дифференцированные условия их обучения, основанные на различных способах восприятия речи и различных способах ее формирования. В соответствии с выделенными категориями детей были созданы различные типы школ:
1. Специальная школа для глухих детей;
2. Специальная школа для слабослышащих и позднооглохших с двумя отделениями: первое — для детей, владеющих развернутой речью: второе — для детей с глубоким речевым недоразвитием.
В клинико-лингвистической практике выделяют три основные группы детей с нарушениями слуха:
1. Глухие дети. Клинико-коммуникативная картина глухих людей указывает на глубокое стойкое двустороннее нарушение слуха, приобретенное до овладения речью (постнатальный период).
Если глухих детей не обучают речи специальными средствами (не оказывают должной сурдологической и логопедической помощи), они могут стать немыми — глухонемыми. При этом, большинство глухих людей имеют остаточный слух. В плане коммуникации, они воспринимают только очень громкие звуки (силой от 70-80 дБ) в диапазоне не выше 2000 Гц.
2. Слабослышащие. Это дети с частичной недостаточностью слуха, приводящей к стойкому нарушению речевого развития и как следствие — коммуникативного. К слабослышащим относятся дети с весьма большими различиями в области слухового восприятия. Слабослышащими принято считать лица, начинающих слышать звуки громкостью от 20-50 дБ и больше (тугоухость первой степени) и если он слышит звуки только громкостью от 50-75 дБ и больше (тугоухость второй степени).
Соответственно у разных детей сильно варьирует и диапазон воспринимаемых звуков по высоте. Конечно, недостатки слуха у тугоухого ребенка приводят к замедлению темпа в овладении речью, к восприятию речи на слух в искаженном виде, изменению строя фонетико-фонематического ряда, изменению коммуникативной структуры и т. п.
3. Позднооглохшие. Потеря слуха у позднооглохших детей носит тотальный, или близкий к глухоте, характер, иногда — близкий к той, что наблюдается у слабослышащего ребенка. На этой почве у ребенка может появиться тяжелая психическая реакция на то, что он не слышит многие звуки или слышит их искаженными, не понимая, что ему говорят. Это порой приводит к полному отказу ребенка от какого-либо коммуникативного развития в окружающей его среде, дает толчок психическому заболеванию (раннему детскому аутизму, ретардации).
Задача перед специалистом состоит в том, чтобы активизировать коммуникативную деятельность, научить ребенка воспринимать и понимать устную речь. В случае, если у него имеются достаточные остатки слуха, то данная цель достигается с помощью слухового аппарата. Однако, при более тотальном нарушении слуха необходимыми к коммуникативному применению становятся дактиль, жестовая речь, чтение с губ (редкое явление на сегодняшний день, поскольку специалистов, владеющих этим приемом становится весьма мало) и письменная речь (нарушение которой у глухих и слабослышащих детей носит иногда стойкий характер).
1.3 Особенности коммуникации слабослышащих и глухих выпускников школ в социуме
Умение общаться с окружающими слышащими является большой проблемой для выпускников школ с нарушениями слуха. Практически все используют жестовую и дактильную речь при общении между собой себе подобных.
1. К группе инвалидов по слуху, для которых родным первичным (материнским) языком служит жестовый язык, относятся преимущественно дети глухих родителей, выпускники школ для глухих детей. Они посещают культурно-массовые мероприятия, где действия на сцене сопровождаются жестовым языком; со слышащими общаются с помощью письма или переводчиков жестового языка, иногда устным методом или с помощью табличек.
2. Есть инвалиды по слуху, для которых первична русская словесная речь. Жестовый язык они используют как вспомогательное средство. К этой группе относятся преимущественно выпускники массовых школ, а также школ для слабослышащих детей, дети слышащих родителей.
3. К группе инвалидов по слуху, которые свободно владеют двумя языками — русской словесной речью и жестовым языком
Русский жестовой язык — основное средство межличностной коммуникации большинства глухих и многих слабослышащих россиян. Наряду с русским языком, есть русский жестовый язык, обозначает дактильной речью, особенность играет важную роль в жизни глухих — в развитии их познавательной деятельности, получении информации, формировании личности и интеграции в общество. Такой способ общения обычно называют тотальной коммуникацией — относятся выпускники школ для глухих и слабослышащих детей, дети слышащих или глухих родителей.
Выпускников в школе готовили к тому, что они должны иметь определенный запас коммуникативных умений, среди которых выпускник школы:
— обладает положительной жизненной установкой, активной гражданской позицией
— обладает интеллектом, умениями и навыками, дающими возможность самореализации способен сделать свой профессиональный выбор, способен к успешной социализации в обществе и на рынке труда
— владеет умениями и навыками поддержки собственного здоровья
— способен использовать приобретенные речевые навыки и умения,
— имеет потребность в словесном общении.
-не стеснятся и незажиматься в непривычной для них ситуации иои поведении.
Но выпускники в силу своего характера могут быть замкнуты, пассивны, боящиеся вступать в контакт с окружающими их слышащими людьми. В связи с боязнью, что они могут недослышать или недопонять своего слышащего оппонента,собеседника, или же в боясь, что его могут не понять или недопонять, и даже не принять окружающие слышащие люди. Но ежедневно и многократно им приходится обращаться к кому-то, приветствовать своих знакомых, прощаться, кого-то благодарить, перед кем- то извиняться. Форма коммуникации между слабослышащим и его близкими
— это жестикуляция, использование остатков слуха, т. е. усиленная громкость речи, речь на ухо, чтение с губ и др.
Научные данные полученные Г.А. Зайцевой свидетельствуют о том, что по сравнению с глухими выпускниками, обучавшимися по традиционной системе на основе словесной речи, глухие выпускники школы, обучавшиеся на основе билингвистической системы, имеют более широкий общий кругозор, более глубокие знания по русскому языку и математике, они лучше социально адаптированы и коммуникативны как с людми с нарушениями слуха так и с слышащими.
Существует много нерешенных задач в этой новой педагогической системе обучения глухих:
требуется найти оптимальное соотношение жестового и словесного языка в учебном процессе;
разработать дидактические основы учебного процесса на основе жестового языка;
создать новую систему подготовки сурдопедагогов для обучения глухих в условиях билингвистической педагогической системы;
разработать дидактические и методические подходы билингвистического обучения глухих детей разного возраста.
Поиск новых путей совершенствования коммуникации неслышащих является весьма актуальным, т.к. выпускники школ для глухих детей нередко затрудняются в самостоятельном изложении своих мыслей, в понимании читаемого материала и донесении информации собеседнику, восприятия информации. Овладение связной речью необходимо каждому человеку. Ребенок с недостатками слуха, в силу ограниченного словесного общения, особенно нуждается в понимании письменных текстов и в письменном продуцировании собственных высказываний.
Таким образом, проанализировав литературу по особенностям коммуникации глухих и слабослышащих с окружающими людьми мы можем сделать предположительные выводы исходя из полученной информации.
? слабослышащему воспринимать речь окружающих легче, если он хорошо видит лицо говорящего;
? нередко ошибочные ответы или затруднения в ответах слабослышащего вызваны незнанием лексических значений отдельных слов, незнакомой формулировкой высказывания, непривычной артикуляцией собеседника;
? при ответе на вопрос: «Все ли понятно?» человек с нарушением слуха чаще ответит утвердительно, даже если он его не понял;
? выпускникам школ с нарушением слуха трудно воспринимать и
понимать продолжительный монолог;
? испытывает значительные трудности в ситуации диалога и полилога;
? несмотря на значительный возраст и сформировавшуюся личность у выпускников школ с нарушением слуха имеются все же психологические барьеры в общении со слышащими. Голос слабослышащего человека обычно глухой, интонация малоразвита и невыразительна. Так же многие слышащие могут говорить без выраженной мимики лица, с плохой артикуляцей. Коммуникативную недостаточность своей речи он дополняет жестикуляцией.
Глава 2. Экспериментальное исследование коммуникации слабослышащих и глухих выпускников школ в социуме
2.1 Организация и проведение эксперимента
Теоретический анализ научной и методической литературы по проблеме показал необходимость и целесообразность ее изучения. В связи с этим было организовано и проведено исследование по данной проблеме, цель которого -изучение коммуникация выпускников школ в нарушением слуха.
В ходе организации и проведения исследования решались следующие задачи:
· сформировать для обследования группу людей ,а именно выпускников специальных школ с различными нарушениями слуха;
· разработать анкеты для учащихся и выпускников;
· выявить особенности использования слуховых аппаратов;
· выявить эффективность использования слуховых аппаратов.
· Возможность коммуникации со слышащими с людьми имеющие нарушение слуха.
· Умение подать и принять информацию.
· Возможная адаптация в социуме.
· Приобретенные навыки и умения в период обучения в специальных
· Правильно понять и усвоить полученную информацию.
Экспериментальная работа проводилась на базе школ Москвы № 52,
№30, № 101, №10.
В эксперименте участвовала группа респондентов, которую составляли 10 выпускников разных школ и с разным годом выпуска с нарушением слуха в возрасте 18-35 лет. Мужского и женского пола.
1. Дмитрий 25лет
2. Евгений 35 лет
3. Антон 18 лет
4. Диана 27 лет
5. Марина 20 лет
6. Борис 23 года
7. Роман 29 лет
8. Владислав 30 лет
9. Мария 26 лет
10. Анастасия 32 года
Эксперимент был проведет как лично при встрече в контексте общения, так и через социальные сети методом переписки вопрос-ответ. Так же была отправлена анкета на электронную почту, после чего в течении некоторого времени был получен ответ тем же путем. После сбора информации о респондентах, мы начали свой анализ.
Эксперимент проводился в несколько этапов.
На первом этапе — подготовительном, проводилось изучение и анализ медико — психолого — педагогических особенности на каждого выпускника школы с их слов методом общения и записи результатов, сбор анамнестических данных методами беседы, опрос. Где были разработаны вопросы, в них нужно было выбрать вариант ответа или же дать свой ответ. Где мы познакомились с опрашиваемыми и нарисовали примерную картину состояния их слуха, владении коммуникацией, владение речью, восприятие на слухо-зрительной основе.
Целью второго этапа — являлась оценка коммуникации выпускников школ. Для реализации этой цели была разработана анкета с вопросами и возможными ответами анкетируемых,но так же они могли ответить своими словами на вопросы из анкет. Анкета состоящая из 4 разделов: : Общие сведения о респонденте, их коммуникативные возможности на данный момент опроса, особенности использования индивидуальных слуховых аппаратов, навыки слухового восприятия, общения и изъяснения с глухими и слабослышащими, и со слышащими, Коммуникация в повседневной жизни.
Где выяснили их возможности и владение коммуникациями. Знание речи и умении и правильности произношения. Познакомились приблизительно с их жизнью. Узнали о их возможностях и чего им не хватает и беспокоит в социуме.
Проведенное Анкетирование:
Инструкция: Прочитав вопрос, ответьте на него, подчеркнуть нужный подходящий ответ, либо, где необходимо, напиши свой ответ:
1 раздел: «Общие сведения»
1. Как тебя зовут?
2. Работаешь или учишься?
3. Если да, то в каком коллективе (слышащие или не слышащие)
4. Сколько тебе лет?
5. Какого состояние твоего слуха (глухота/ тугоухость
6. В каком возрасте потерял слух?_
степени)
7. Есть ли в семье лица с нарушением слуха? Кто это? (да, нет,
8. Какой формой речи ты предпочитаешь общаться с родными?
(1)устной, 2) дактильной, 3)жестовой, 4) письменной)
10. Можешь ли ты 1)разговаривать по мобильному телефону; 2) или предпочитаешь писать сообщения?
11. В следствии чего был потерян слух?(Наследственность, приобретенное, внутриутробные факторы, инфекционные заболевания матери во время первой половины беременности, употребление матери во время беременности антибиотиков).
12. В каком возрасте был потерян слух? (С рождения, от 1месяца до 1 года, не знают).
13. Ты завел(а) свою семью?(да, нет, собираюсь.) (женат/замужем- холос)
14. Есть дети?(да, нет), (сколько)
15. Какой слух у ребенка?(глухой, слабослышащий, слышащий)
16. Ты водишь автомобиль?(да, нет, есть но боюсь)
2 раздел: «Использование ИСА и КИ» ИСА — Индивидуальный слуховой аппарат. КИ — Наличие кохлеарной имплантации.
1. У тебя ИСА или КИ?
2. Пользуешься ли ты слуховым аппаратом (да, нет, иногда)
3. С какого возраста пользуешься слуховым аппаратом?………….
4. На каком ухе носишь слуховой аппарат (на правом, на левом на обоих; на лучше слышащем, на хуже слышащем, на обоих)?
5. Какой у тебя аппарат?_
6. Тебе нравится слышать с аппаратом? (да, нет, иногда)
7. Помогает ли тебе слуховой аппарат понимать речь окружающих (да, нет, иногда)?
8. Как тебе легче понимать речь слышащих? (с аппаратом, без аппарата)
9. Как тебе легче воспринимать речь слабослышащих (с аппаратом, без аппарата)?
10. Как тебе легче воспринимать речь глухих (с аппаратом, без аппарата, используя жесты)?
11. Стал ли ты после КИ лучше слышать?(да, нет, все осталось так же)
Если «да», то речь слышится четко?(Да, нет.)
12. Если сделана КИ, то в каком возрасте?
13. Как ты чувствуешь себя с КИ? Тебе удобно? Ты привык?
Раздел 3: « оценка Коммуникации»
1. В жизни с кем чаще всего происходит общение у тебя:
— с глухими и слабослышащими;
— со слышащими.
2. Как происходит общение (с глухими и слабослышащими):
— с помощью жестов
— с помощью дактильной речи;
— с помощью разговорной речи.
3. Как вас понимают
— родственники, друзья с нарушенным слухом;
— родственники, друзья, имеющие сохранный слух
4. Как я понимаю:
— глухих,
— слабслышащих
— слышащих людей.
5. Как я понимаю слышащих родных и друзей:
— слышу разговорную речь;
— считываю с губ;
6. Как я спрашиваю знакомых и незнакомых людей о чем-либо:
— с помощью жестов
— с помощью дактильной речи;
— с помощью разговорной речи.
7. Как я объясняю слышащим знакомым и незнакомым.
— с помощью жестов
— с помощью дактильной речи;
— с помощью разговорной речи.
Результаты ответов предоставлены в таблице №5
Раздел 4: «Коммуникация в повседневной жизни.»
1.Какие проблемы вы встречаете в коммуникации повседневной жизни?
2. Как вы оцените коммуникацию государственных учреждений?
3. какие трудности вы испытываете в общении в различных учреждениях?
4. В каких обществах, организациях, секциях, кружках вы состоите?
5. Как вы считаете какие проблемы существуют в социуме для адаптации и коммуникации людей с нарушением слуха?
6. Как вы считаете, как общество относиться к людям имеющие нарушение слуха?
7. Как вы относитесь к слышащим людям?
8. Чего вам не хватает в социализации? Результаты ответов предоставлены в таблице №6
2.2 Анализ результатов исследования.
Анализ Первого Этапа:
Цель первого этапа- сбор анамнестических данных.
Анализ полученных данных показал, что основными причинами нарушений слуха являются такие как: наследственность, внутриутробные факторы, токсикозы первой и второй половины беременности, внутриутробные инфекции, инфекционные заболевания матери во время первой половины беременности, употребление матери во время беременности антибиотиков и приобретенное. Вследствие влияния данных факторов, отмечались нарушения слуха разной степени выраженности.[Таб №1]
Таблица №1
Причина потеря слуха |
наследственность |
внутриутробные факторы |
инфекционные заболевания матери во время первой половины беременности |
употребление матери во время беременности антибиотиков |
приобретенное. |
|
Дмитрий 25лет |
+ |
|||||
Евгений 35 лет |
+ |
|||||
Антон 18 лет |
+ |
|||||
Диана 27 лет |
+ |
|||||
Марина 20 лет |
+ |
|||||
Борис 23 года |
+ |
|||||
Роман 29 лет |
+ |
|||||
Владислав30 лет |
+ |
|||||
Мария 26 лет |
+ |
|||||
Анастасия 32 года |
+ |
|||||
Полученные результаты нашего исследования, показали следующую статистику исходя из беседы:
Среди выпускников оказалось 6 слабослышащих и 4 глухих. Всего на анкету отвечали 10 человек. У 8 из них слух потерян с рождения, 2-е не знают, когда был потерян их слух (не владеют такой информацией) (таблица 2.)
Таблица 2. Возрастные рамки потери слуха у обследуемых .
Возраст потери слуха |
Кол-во человек |
|
С рождения |
8 |
|
От 1месяца до 1 года |
0 |
|
Не знают |
2 |
|
Анализ Второго этапа
Цель этапа — оценка коммуникации выпускников глухих и слабослышащих.
Раздел первый:
В анкетировании мы узнали имена и возраст респондентов. Степени глухоты. Узнали работают ли они или учатся, где выяснили, что двое на данный момент получают высшее образование и не имеют работу. Восемь из них имеют работу. Из которых трое имеют высшее образование, двое имеют среднее специальное образование и трое имеют только среднее образование. Из восьми респондентов трое работает по профессии полученного высшего или специального образование. Остальные пятеро работают не по профессии. Из восьми работающих, шестеро работают в слышащим коллективе, а двое работают с глухими и слабослышащими.
У 6 из 10 выпускников в семье есть лица с каким-либо нарушением слуха. У двоих это братья или сестры, а у 3-их это мама и(или) папа. У одного,из семьи только бабушка глухая.
Все из опрошенных предпочитают общаться жестовой речью, 3 человека могут говорить словесной речью.
Шестеро из 10 выпускников могут разговаривать по мобильному телефону, 4 предпочитают писать смс сообщения. Это говорит о том, что выпускники достаточно хорошо владеют речью.
Семь из 10 завели свою семью. У четырех есть по одному ребенку, у двоих по двое детей и у одного семья без ребенка. У троих слабослышащих родились слабослышащие дети от слабослышащих супругов. У одного слабослышащего родился слышащий ребенок от слышащего супруга. У одного слабослышащего родился глухой ребенок. У одного глухого родился слышащий ребенок от глухого супруга и у одного глухого родились двое детей глухой и слабослышащий от слабослышащего супруга.
Шестеро из них имеют права и водят автомобиль. Из них пять слабослышащих и один глухой. У двоих глухих есть права, но они боятся водить. Трое из них имеют знаки инвалида на личном автомобиле. Двое специально их не ставят(клея) по причинам. Стеснения и не видят в них необходимости. И один пользуется знаком по обстоятельствам.
Раздел второй:
О пользовании слуховым аппаратом и его индивидуальная эффективность у человека.
Все выпускники пользуются Слухавыми аппаратами для улучшения восприятия речи, с индивидуальными слуховыми аппаратами(ИСА) (вставной, ушной) , у 2 из них сделана кохлеарная имплантация КИ (таблица 3 и 4).
Таблица 3. Использование индивидуальный слуховой аппарат (ИСА) и Кохлеарная имплантация (КИ. )
ИСА |
ИСА+КИ |
КИ |
|
7 |
1 |
1 |
|
Так же были заданы вопросы о пользовании и необходимости использовании слухового аппарата. Эффективно ли ношение аппарата. С какого возраста были одеты аппарыты. В течении какого времени дня происходит ношение аппарата в течении дня.
Таблица 4:
Пользуешься ли ты слуховым аппаратом? |
7 да 3 нет |
|
С какого возраста пользуешься слуховым аппаратом? |
3 с 3 лет 1 с 6 1 с 9 1 с 18 лет 1 с 7 лет |
|
На каком ухе носишь слуховой аппарат? |
3. на двух ушах 4 на правом ухе 3 на левом ухе |
|
Тебе нравится слышать с аппаратом? |
6 да 4 нет |
|
Помогает ли тебе слуховой аппарат понимать речь окружающих (да, нет, иногда)? |
6 да 4 нет |
|
Как тебе легче воспринимать речь слабослышащих и глухих (с аппаратом, без аппарата)? |
7 по разному в зависимости от собеседника 3 нет |
|
Стал ли ты после КИ лучше слышать? |
3 без аппарата 4 с аппаратом 3 по-разному |
|
Если «да», то речь слышится четко? |
1 да |
|
Если сделана КИ, то в каком возрасте? |
1 Не совсем, в зависимости от собеседника |
|
Как ты чувствуешь себя с КИ? |
С 6 лет. Потребовалось некоторое время для привыкания. В целом не плохо. |
|
Сколько ты носишь аппарат за сутки? Снимаешь ли ты его? |
4 весь день, снимаютолько на ночь. 2 снимаю когда нет необходимости слушать, я устаю от него. 1 одиваю при необходимости слушать и говорить. |
|
Трое из 10 носят аппараты на обоих ушах. Четверо выпускника носят аппарат на правом ухе и трое на левом ухе..
Три человека пользуются аппаратом PHONAK, один из них имеют КИ. Двое — пользуются аппаратом SIMENS,
Семерым выпускникам легче понимать речь слышащих, слабослышащих и глухих с аппаратом, но в любом случае всем приходится внимательно следить за губами собеседника, они воспринимает речь на слухо-зрительной основе.
Слабослышащие выпускники ответили, что слышат свой голос, когда говорят. Глухие чувствуют вибрацию своего голоса.
На вопрос, что они чувствуют, когда окружающие замечают их слуховой аппарат, поступили ответы:
v я не стесняюсь своего слухового аппарата;
v я не обращаю внимания на реакцию окружающих;
v я не скрываю свой слуховой аппарат и даже люблю его украшать;
v я не стесняюсь своего слухового аппарата, мне все равно,
v я не обращаю внимания на реакцию окружающих;
v я стесняюсь своего аппарата и сразу хочу его спрятать;
v я стесняюсь своего аппарата и сразу хочу его спрятать, мне стыдно,
v я чувствую себя не таким как все;
v мне становится обидно, что другие люди стараются избегать меня.
v никак, они не замечают, потому что его не видно.
Раздел третий:
По анкете мы получили следующие результаты (табл.5):
Таблица 5. Результаты по анкетированию выпускников
Вопросы |
Ответы в процентах |
|
В жизни с кем чаще всего происходит общение у вас: — с глухими и слабослышащими; — со слышащими. |
С глухими и слабослышащими — 100% |
|
2. Как происходит общение с глухими и с/с: — с помощью жестов — с помощью дактильной речи; — с помощью разговорной речи. |
С помощью жестов и разговорной речи — ответили 100% |
|
3. Как вас понимают — родственники, друзья с нарушенным слухом; — родственники, друзья, имеющие сохранный слух |
Родственники и друзья с нарушенным слухом понимают на основе жестов в 100% случаев Родственники и друзья, имеющие сохранных слух, понимают с |
|
помощью жестов — 50%, с помощью разговорной речи -50% |
||
4. Как я понимаю: — глухих, — слабослышащих — слышащих людей. |
Глухих и слабослышащих понимаю с помощью жестов -100%. Слышащих понимаю считыванием с губ — 100% |
|
5. Как я понимаю слышащих родных и незнакомых людей: — слышу разговорную речь; — считываю с губ; |
слышу разговорную речь — 50%; считываю с губ — 50% |
|
6. Как я спрашиваю знакомых и незнакомых людей о чем-либо: — с помощью жестов — с помощью дактильной речи; — с помощью разговорной речи. |
— с помощью жестов — 30% — с помощью дактильной речи — 10%; — с помощью разговорной речи — 60%. |
|
7. Как я объясняю слышащим знакомым и незнакомым. — с помощью жестов — с помощью дактильной речи; — с помощью разговорной речи. |
— с помощью жестов — 30% — с помощью дактильной речи — 10%; — с помощью разговорной речи — 60% |
|
Таким образом, исходя из ответов полученных в ходе исследования мы понимаем, что выпускникам проще пользоваться среди глухих и слабослышащих родственников и друзей дактильной и жестовой речью для общения и передачи информации. Но необходимость получать образование, или работать среди слышащего коллектива, учиться общаться среди своих ровесников, накладывает на них определенную ответственность и им необходимо пользоваться слуховыми аппаратами, дабы не утратить речевую
функции. При этом они сами отмечают факт, что слышать звуки им нравится, со слышащими людьми им проще общаться со слуховым аппаратом и нужно меньше прикладывать усилий для передачи и получении информации слышащим людям, как знакомым там и незнакомым .
Таким образом, полученные результаты исследования, дают нам основание понять, что современное слуховые аппараты и коммуникация слабослышащих и глухих выпускников находится на хорошем уровне. Использование технических средств выпускников с частичной или полной потерей слуха позволяет создать условия для коммуникации в социуме, в среде нормально слышащих людей.
Раздел четвертый.
Таблица №6Общие ответы:
1.Какие проблемы вы встречаете в коммуникации повседневной жизни? |
Одни из нескольких: Низкая оплата труда, отсутствия сигнальных звонков в маршрутках для остановках, отсутствие штатных переводчиков ж/я, отсутствие бегущей строки на телевиденье. |
|
2. Как вы оцените коммуникацию государственных учреждений? |
Отсутствия электронных переводчиков, табличек. |
|
3. Какие трудности вы испытываете в общении в различных учреждениях? |
Персонал не владеющий жестовой речью, не владеющей ручной азбукой и не понимающие психологию глухого человека. дизадаптация самих учреждениях. Отношение с раздражением. |
|
4. В каких обществах, организациях, секциях, кружках вы состоите? |
Футбольная, волейбольная, баскетбольная(и др.) команды. Московское общество глухих(МОГ), московский клуб глухих. |
|
5. Как вы считаете какие проблемы существуют в социуме для адаптации и коммуникации людей с нарушением слуха? |
«Стена» между слышащим и глухим миром. Малообразованность, безработица, неравенство, дискриминация инвалидов. |
|
6. Как вы считаете, как общество относиться к людям имеющие нарушение слуха? |
В большинстве случаев негативно. Нет взаимопонимания. Общество плохо информировано о глухом мире. Многие считают таких людей патологией и не стремятся познанию и к социализации. |
|
7. Как вы относитесь к слышащим людям? |
В целом не плохо, если они не относятся с раздражением из-за незнания и не понимания глухого мира, и если они не неохотно общаются. |
|
8. Чего вам не хватает в социализации? |
Переводчиков жестового языка, модернизации различных учреждениях, осведомленность персонала в поведение и отношение к людям с нарушением слуха. |
|
Из этой таблице мы выяснили, что слышащий мир, дискриминирует в правах на труд и занятость, не обеспечивает полное социальное обеспечение для людей с нарушением слуха. Мало информации и коммуникации получают слышащие люди для полного информирования. Отсутствие специализированного государственного телевиденья для людей с нарушением слуха. Нету специально созданных рабочих мест. Отсутствие поддержки интеграции слышащих в общество глухих, не ведется борьба со стереотипами и предрассудками в отношении глухих людей во многих сферах жизни. Отсутствие массовой информации как для глухих, так для слышащих людей. Но все же, человек с нарушением слуха может устроиться на работу, и даже в слышащий коллектив. Может получить образование как среднее специальное так и высшее образование. Может полноценно вести
жизнь, личную и коллективную. Посещать спортивные и культурно- досуговые мероприятия, кружки, секции и комплексы, но не всегда быть в полном курсе происходящего события, из-за отсутствия жестовых переводчиков ,или бегущих строк или же мониторов, так же из за халатности обычных людей. Могут свободно передвигаться как по городу, так и по стране.
Ведь люди не информированные и не связанные с миром глухих и слабослышащих людей, не знают как с ними общаться чтобы достичь взаимопонимания и точной передачи и усвоении информации. Но так же нельзя не отметить все же наличие специальных упреждений для детей, учреждения для помощи родителям (семьям) у которых (в которых) родились дети с нарушением слуха, или приобрели нарушения слуха влиянием каких либо факторов. Так же есть квалифицированные педагоги, дефектологи и врачи к которым можно обратится.
Но почему же существует это так называемая стена между слабослышащим(глухим) и слышащим миром.
Глава 3. Методические рекомендации для слабослышащих и глухих выпускников школ
Выпускники школы слабослышащие и глухие должны, прежде всего, не забывать разговорную речь, не переходить только лишь на жесты и дактилологию. Необходимо каждый раз поддерживать и совершенствовать свои коммуникативные навыки, чтобы не утрать данную способность к общению словесной речью как с со слабослышащими так и с о слышащими людми. Глухие и слабослышащие выпускники умеют воспринимать и различать звуки, слова и также осознанно использовать языковые средства.
Чаще всего недоработка происходит в орфографии при написании текста глухими или слабослышащими. Так же ошибка и в правильности постановки предложений и оборотов речи.
Особенность и способность коммуникации глухого и слабослышащего человека зависит от его образования полученного в школе в первую очередь. Так же зависит от социума или от окружающего его мира и людей,как круга общения или семьи.
В первую очередь владения коммуникативную навыками прививает и учит школа. Где должны обучить владению речью и языком общению. Умение выпускников давать развернутые ответы на вопросы, свободно и правильно выражать свои мысли — все эти и другие действия требуют достаточного уровня развития у них связной речи, владения коммуникативными навыками для передачи информации.
После обучения в школе изменяются все показатели целости и связности высказывания. Однако их компоненты развиваются по-разному. Глухие затрудняются в правильном использовании речевых конструкций, эти трудности объясняются своеобразием развития их словесно-лексического
мышления. В рассказах глухих наблюдаются речевые ошибки и недочеты, предложения построенные в неправильном падеже и не имеет общего связного смысла с интонацией или темой общения. Ошибки возникают в результате неточного переноса изученных речевых конструкций на новый речевой материал. Недоработки или неусваении материала, или не закреплении пройденного материала.
Социальное определение дает не только профессиональное учреждение, но и сам человек с нарушением слуха. Но надо учитывать конструктивность и профессионализм школы и самих педагогах и дефектологов в ней. В работе школы нужно уделить внимание методом и методикам, подходом к обучением. Но и у самого человека должно быт желание, мотивы к усвоению полученного материала для дальнейшей коммуникации.
Так же школах необходимо проводить психологическую работу для подготовке, к «выходу» в социум в течение всего периода обучение и перед выпуском своих подопечных для вводам и адаптации, коммуникации с окружающим с слышащим миром. С разъяснением о необходимости и прилежание слухового аппарата. Пользовании им без стеснения. Так же о важности владению речью и о поведение в слышащем мире. Проведении задания по коррекции звуков, развитию связной речи и умению зрительного восприятия устной речи будут способствовать активизации собственной речи, дадут возможность применять полученные навыки в общении с окружающими.
Но так же не маловажно подготовить сам слышащий мир и слышащих людей к миру людей с нарушением слуха. Подготовить и адаптировать слышащих, научить желательному поведению и общению с людьми имеющие с нарушением слуха. Научить правильно говорить с ними. То есть:
-Слышавшие не должны быстро говорить
-говорить достаточно четко
— Владеть или овладеть выраженную мимику лица
-должны ставить акцент в предложение на восклицание, повествованию и на вопросительные предложения.
-Правильно поддавать предложение.
· Я говорю…..
· Я хочу спросить….
· Ты меня понял(а) ….
· Ты можешь…
Чтобы достичь взаимопонимание людей с нарушением слуха со слышащими людьми при общении так же важна артикуляция собеседнику во время передачи информации. Ведь многие люди пользуются при получении информации зрительным и слухозрительным восприятием, то есть читанием с губ вместе со слышаньем.
Так же немаловажную роль играет в дальнейшей коммуникации семья. Необходимое присутствие родителей в жизни ребенка для стимуляции и совершенствование коммуникативной умений и навыков. Что бы научиться давать развернутые ответы на вопросы, свободно и правильно выражать свои мысли — все эти и другие действия требуют достаточного уровня развития у них связной речи, владения коммуникативными навыками, чем могут помочь и поделиться родители и педагоги. Если слабослышащий рожден в семье слышащих, то родители должны производить общение речью в правильной языковой системы. Что бы в дальнейшем их чадо могло вести коммуникацию индивидуально.
Заключение
Оценка ситуации по обучению детей, имеющих нарушением слуха и обеспечению людей или детей техническими средствами позволяет сделать вывод о том, что осуществление индивидуального подхода в подборе индивидуального обучения, могут улучшить социальную адаптацию для 90% глухих и слабослышащих.
Так, стационарные слуховые аппараты индивидуального пользования при высоком техническом уровне не позволяют покидать «рабочее место», что затрудняет проводить динамические этапы работы с коллективом детей или учебные дисциплины, под разумеющие физическую активность.
Индивидуальные слуховые аппараты также имеют показания и противопоказания. Достаточно широкий выбор СА индивидуального ношения (карманные, заушные, внутренние и др.) позволяет подобрать аппарат каждому человеку с индивидуальным подходом, страдающему нарушением слуха в зависимости от уровня снижения слуха и личностных особенностей пациента.
Людям с нарушением слуха проще пользоваться в домашних условиях, среди родных дактильной и жестовой речью. Но необходимость получать образование, учиться общаться среди своих сверстников, учителей, в общественных местах накладывает на них определенную ответственность и им необходимо пользоваться слуховыми аппаратами, дабы не утратить речевую функцию, при этом они сами отмечают тот факт, что слышать звуки им нравится, со слышащими людьми им проще общаться со слуховым аппаратом.
Рассмотренные нами вопросы в рамках темы использования технических средств в обучении детей, страдающих нарушением слуха позволили определить положительные и отрицательные стороны.
Так же мы определили о важной роли в жизней каждого выпускника играет школа и семья. Которое помогают социализироваться и адаптироваться к слышащему социуму. Что люди с нарушением слуха также, как и слышащие могут получать высшее образование, работать в слышащем коллективе водить автомобиль, заводить семью и вести обычный образ жизни. Но также социум должен быть подготовлен к принятию людей с нарушением слуха, иметь желание и возможность идти навстречу, всячески уметь помочь в адаптации. Чтобы люди с нарушением слуха не замыкались и не стеснялись себя и своего аппарата, своего недопонимания и не слушанья. Затрудняясь в правильном использовании речевых конструкций, затруднения объяснения, это показывает развития их словесно-лексического мышления. В рассказах глухих наблюдаются речевые ошибки и недочеты, которые возникают в результате неточного переноса изученных речевых конструкций на новый речевой материал, где слышащие могут не понять и не принять этого. В связи с этим могут возникнуть барьеры между глухими и слышащими. Чего нужно избежать для дальнейшего понимания мира глухих и мира слышащих.
Социум в большей мере адаптирован к принятию глухих и слабослышащих в свой мир. Об эти гласит множество специальных коррекционных учреждений, сурдоцентров. Большое количество проделанных научных работ и множество людей занимается обучением и развитием решения этой проблемы.
Сейчас в наше время это не считается постыдным, а наоборот поднята проблема. Множество мероприятий, фестивалей адаптирует для людей с нарушением слуха. Созданы общества и сообщества по проведению досуга для людей с нарушением слуха, такие как кружки для детей и взрослых, футбольные, волейбольные и баскетбольные команды. Развит спор в России для людей с нарушением слуха. Так же созданы организации по социальной помощи взрослым и детям, организации помощи семьям в которых родились детки с нарушением слуха, где помогают принять и понять таких деток, где помогаю самим родителям особенно слышащим семьям.
Не слышащим людям нужно работать над коммуникации, а
слышащим нужно работать над социализацией глухих и слабослышащих в социуме. Для дальнейшего совместного равного взаимодействия в социуме глухих и слабослышащих со слышащими людьми.
Так же можно сделать выводы на основе проведенных анкет, опросов и бесед, что не все выпускники могут адаптироваться в социуме исходя из: Не правильного слушанья и говорения. Не правильного восприятия и передачи информации. В силу своей замкнутости и стеснения из за неполноценного слуха и ношения слухового аппарата, не происходит полноценного бытия в социуме со слышащими. Из за неправильно настроенного слухового аппарата
, им не комфортно его носить и полноценно им пользоваться. А значит при взаимодействии с обществом в общественных местах (магазин, кафе, досуг, спорт) возможно неполноценное внимание информации ее усвоении. А значит не получает полного контакта с собеседником и это тянет трудное пребывание и вливание в социуме. Не все адаптировано к людям с нар слуха, но прогрессирование и адаптирование и познание людей и всего мира в целом не стоит на месте.
Что производить коммуникацию со слышащими людьми иногда это затрудняет их способность к нормальному и полноценному общению и взаимодействию. Что проще общаться жестовой речью или дактилем с людьми имеющие нарушения слуха, то есть в своей привычной среде проще обитать, нежели приспосабливаться к коммуникации с миром в целом.
Таким образом, цель нашей работы достигнута, задачи выполнены.
Список литературы
1. Антоненко // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2010, №5 — с. 60-65.
2. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М.: Академия, 2002. — 416
3. Бадмаев Б.Ц., Малышев А.А. Психология обучения речевому мастерству. М.: ВЛАДОС, 1999. — 224 с.
4. Бородич А.М. Методика развития речи детей. — М.: Просвещение, 1981. — 256 с.
5. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. М: Роспедагенство, 1994.- 224 с.
6. Бодалев А.А «Теоретические основы социальной психологии» (1996, в соавт.)
7. Васильева, Т. И. Опыт совместного обучения слабослышащих и слышащих школьников [Текст] /Т.И.Васильева // Дефектология. — 2005.- № 5. — С. 36-38.
8. Венгер А. Л., Цукерман Г. А. Психологическое обследование младших школьников. Серия: Библиотека школьного психолога. -М.: ВЛАДОС- ПРЕСС, 2003 г. 160 е.: ил.
9. Выготский Л.С. Проблема возрастной периодизации детского возраста. В кн.:
10.Выготский Л.С. Лекции по педологии. Ижевск: Издательский дом Удмуртский университет. 2001 г. — С. 158 — 185.
11.Выготский Л.С. Проблема возраста и диагностика развития. В кн.: Выготский Л.С. Лекции по педологии. Ижевск: Издательский дом Удмуртский университет. 2001 г. — С. 191 — 206.
12 .Выготский Л.С. Школьный возраст. В кн.: Выготский Л.С. Лекции по педологии. Ижевск: Издательский дом Удмуртский университет. 2001 г. — С. 256 — 287.
13 .Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] — М., 1991.-156с.
14 .Григорьева, М. В. Развитие коммуникативных умений / М. В. Григорьева // Начальная школа. — 2003. — № 10. — С. 37.
15 .Грудцына Н.Г. Риторические игры на уроках риторики, русского языка, литературы и внеклассного чтения. М.: Флинта, Наука, 1998 г.-72 с.
16 .Дмитриева А. Е. Формирование социально активной личности школьников в едином процессе обучения и воспитания. — М., 1985
17 .Зайцева Г.А. Коррекционная педагогика. М., 2004
18 .Зыков С.А. Методика обучения глухих детей языку// Москва.
Просвещение.1977
19 .Зыков С.А. Обучение глухих детей языку по принципу формирования речевого общения//Издательство Академии Педагогических наук РСФСР Москва 1961
20 .Зыкова Т. С. С.А.Зыков: К 90-летию со дня рождения // Дефектология.
— 1995. -№ 5.
21 .Иванова-Лукьянова Г.Н. Культура устной речи. Интонация, паузирование, темп, ритм. Уч. пос. для студентов, аспирантов, педагогов. Изд.З-е. М.: Флинта, Наука, 2000 г. — 200с.
22 .Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. -М.: Академия, 2000 г. 176 с.
23 .Коноваленко С.В. Коммуникативные способности и социализация детей 5-9 лет. Комплекс коррекционно-развивающих занятий и психологических тренингов. М.: Гном и Д, 2001 г. — 48 с.
24 .Королева И.В. Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых (электродное протезирование слуха).
— СПб.: КАРО, 2008. — 752 с.: ил.
25 .Королева И.В., Жукова О.С., Зонтова О.В. Особенности слухоречевой реабилитации после кохлеарной имплантации у детей младшего возраста // Дефектология. 2002. № 3.С. 25-38.
26 .Королева И.В. Восприятие искаженных акустических сигналов и обеспечение помехоустойчивости в слуховой системе: Автореф. дис… докт. психол. наук. СПб., 2002. 52 с.
27 .Королева И.В. Слухоречевая реабилитация глухих детей с кохлеарными имплантами. СПб.: СПб НИИ уха, горла, носа и речи, 2006а. 102 с
28 .Королева И.В. Отбор кандидатов на кохлеарную имплантацию. Сурдопедагогическое обследование и оценка перспективности использования кохлеарного импланта. СПб., 2006б. 98 с.
29 .Королева И.В. Три периода развития слухового и слухоречевого восприятия с кохлеарным имплантом глухих детей младшего возраста
// Традиции и инновации в специальном образовании: Матер. XIV междунар. конф. «Ребенок в современном мире. Образование и детство».СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2007.С. 272-276.
30 .Краткий психологический словарь. Сост. Карпенко JI.A. Под общ. ред. Петровского А.В., Ярошевского М.Г. М.: Политиздат, 1985 г., -с. 106.
31 .Кулагина И.Ю. Личность школьника: от задержки психического развития до одаренности. Уч. пос. для преп. и студентов. М.: ТЦ Сфера, 1999 г. — 192 с.
32 .Лебедев В. П Тугоухость у детей.— М.: Медицина, 1984, 239 с., ил.
33 .Леве А. Развитие слуха у неслышащих детей: История. Методы.
Возможности / Пер. с нем. Л.Н.Родченко, Н.М.Назаровой. М.: Изд. центр «Академия», 2003. 224 с.
34 .Леонтьев А.Н. Развитие памяти. М., 2001.
35 .Лепская Н.И. Язык ребенка (онтогенез речевой коммуникации).
М,
1997.
36 .Лейтес Н.С. Возрастные предпосылки умственных способностей. // Хрестоматия по возрастной психологии. Сост. Л.М. Семенюк. Подред. Д.И.Фельштейна. М.: Международная педагогическая академия, 1994 г.
— 256 с.
37 .Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. [Текст] — М.,2003. — 240с.
38 .Лисина М.И. Развитие общения дошкольников [Текст]. — М., 1994.- 140с.
39 .Ломов, Б.Ф. Проблема общения в психологии/ Б.Ф. Ломов. — М.: Наука, 1981. — 354 с.
40 .Максимова А. А. Развитие коммуникативных умений младших школьников в сюжетно-ролевых играх / Максимова А. А. // Начальная школа плюс До и После. — 2005. — №1. — С. 3-7.
41 .Мельникова И.И. Развитие речи. Дети 7—10 лет. Ярославль: Академия развития: Академия холдинг, 2002 г. — 144 с
42 .Методика преподавания русского языка в школе. Под ред.
М.Т.Баранова. М.: Академия, 2000 г. — 386 с.
43 .Миронова Э.В. Обучение внезапно оглохших (детей и взрослых) восприятию устной речи. Учебно-методическое пособие. — М.: Пайдейя, 2000.
44 .Миронова Э.В., Сатаева А.И., Фроленкова И.Д. Развитие речевого слуха //Дефектология. — 2005.- №1. С. 57-64
45 .Мудрик, А.В. Общение в процессе воспитания/ А. В. Мудрик. — М.: Педагогическое общество России, 2001
46 .Мунирова Л.Р. Формирование у младших школьников коммуникативных умений в процессе дидактической игры : диссертация … кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Моск. пед. ун-т. — Москва, 1992. — 228 с.
47 .Немов Р.С. Практическая психология.- М. 1999
48 .Николаева Т.В. Комплексное психолого-педагогическое обследование ребенка третьего года жизни с нарушенным слухом (1 сообщение).
// Дефектология, 2004, № 2. — с. 21-26.
49 .Николаева Т.В. Комплексное психолого-педагогическое обследование ребенка третьего года жизни с нарушенным слухом (2 сообщение).
// Дефектология, 2004, № 4. — с. 40-46.
50 .Николаева Т.В. Комплексное психолого-педагогическое обследование ребенка раннего возраста с нарушенным слухом // методическое пособие. — М.: Экзамен, 2006. — 112 с.
51 .Материалы для комплексного психолого-педагогического обследования ребенка раннего возраста с нарушенным слухом // методическое пособие. — М.: Экзамен, 2006. — 48 с.
52 .Первые шаги в интеграции: из опыта работы специальной (коррекционной) школы-интерната для слабослышащих и позднооглохших детей № 10 «Интеграция» г. Москвы: учебно-метод. пособие для системы повышения квалификации специалистов системы специального образования и органов управления образованием [Текст]
/ под ред. Т.С. Зыковой. — М. — 2007. — 55с.
53 .Неупокоева, Н. М. «Коммуникативная культура педагога», Курган, 2004 г. — С. 24-28
54 .Образовательный процесс в начальной школе. Рекомендации по организации опытно-экспериментальной работы. Проект.
Министерство образования РФ. Национальный фонд подготовки кадров.-М.: 2001 г.
55 .Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. С.-Пб.: Союз, 1997 г.-256 с.
56 .Речь. Речь. Речь. Книга для учителя. Под ред. Т.А. Ладыженской. -М.: Педагогика, 1990 г.
57 .Руденко В.И. Логопедия. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004 г. — 288 с.
58 Сатаева А.И. Кохлеарная имплантация как средство помощи глухим людям. — Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, №1, 2008.
59 .Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие.- М.: Генезис, 2007.- 474с.
60 .Саломатова О. С. Становление коммуникативной компетентности школьников в ходе проектно-исследовательской деятельности / Саломатова О. С. // Начальная школа. — 2007. — №7. — С. 41
61 .Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. М.: ТЦ Сфера, 2003 г. — 160 с.
62.Тарасов Д.И, Такарев О.П Тугоухость у детей.— М.: Медицина, 1984, 239 с., ил.
63.Чарели Э.М. Учитесь говорить! Комплекс упражнений и методические рекомендации по воспитанию дикции, дыхания, произношения и речевого голоса. Свердловск: издательство Уральского университета, 1991 г. — 128 с..
64 .Черемошкина Л.В. . Развитие памяти детей. — Ярославль., 1997.
65 .Шевчук, Л.Е Интегрированное обучение учащихся с особенностями развития в общеобразовательном учреждении [Текст] /Л.Е.Шевчук // Дефектология. — 2004. — № 6. — С. 28-31.
66 .Шматко, Н.Д. Инновационные формы воспитания и обучения детей с нарушенным слухом [Текст] /Н.Д.Шматко // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2009. — № 6. — С. 16-25.
67 .Шматко, Н.Д. Организация воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в группах комбинированной
направленности [Текст] /Н.Д.Шматко // Дефектология. — 2010. — № 5.
— С. 52-59.
Размещено на