Основы филологии

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

«УТВЕРЖДАЮ»:

Проректор по учебной работе

_______________________ /Л.М. Волосникова/

__________ _____________ 2011 г.

 

ОСНОВЫ ФИЛОЛОГИИ

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления 032700.62 «Филология». Профиль подготовки — Отечественная филология (русский язык и литература)

(очная и заочная форма обучения)

«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:

Автор (ы) работы _____________________________/Е.Н.Эртнер/

«______»___________2011г.

Рассмотрено на заседании кафедры русской литературы _________Протокол № Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:

Объем _________стр.

Завкафедрой ______________________________/Е.Н.Эртнер/

____»___________ 2011г.

Рассмотрено на заседании УМК Института гуманитарных наук_______

Протокол №________________

Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.

«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель УМК ________________________/Е.В.Тумакова/

«______»_____________2011г.

«СОГЛАСОВАНО»:

Зав. методическим отделом УМУ_____________/С.А. Федорова/

«______»_____________2011г.

 

 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт гуманитарных науки

Кафедра русской литературы

 

Е.Н.Эртнер

 

ОСНОВЫ ФИЛОЛОГИИ

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления 032700.62 «Филология». Профиль подготовки — Отечественная филология (русский язык и литература)

3 стр., 1283 слов

Общественные науки, социально-гуманитарное знание, социология как наука, политология как наука, социальная психология как наука, философия

Часть 1. Ответьте на вопросы. 1.Сказка отличается от мифа: А) большей фантастичностью излагаемых событий Б) ослаблением веры в истинность повествования В) отсутствием воспитательных задач 2.К особенностям мифологического сознания не относится: А) наделение мира природы человеческими характеристиками Б) привидение явлений под теоретические обобщения В) восприятие мира как арены борьбы добра и зла 3 ...

(очная и заочная форма обучения)

 

 

Тюменский государственный университет

 

Эртнер Е.Н. ОСНОВЫ ФИЛОЛОГИИ.Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 032700.62 «Филология». Профиль подготовки — Отечественная филология (русский язык и литература) (очная и заочная форма обучения).

Тюмень, 2011, 16 с.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки. Программа составлена на основании рекомендованной решением Президиума Совета по филологии УМО по классическому университетскому образованию программы: Чувакин А.А. Основы филологии: Примерная программа учебной дисциплины. М., 2011.

Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: Основы филологии [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой русской литературы. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.

 

 

 

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Е.Н.Эртнер, завкафедрой русской литературы, д.филол.н., профессор

 

 

© Тюменский государственный университет, 2011.

© Эртнер Е.Н., 2011.

 

(очная и заочная форма обучения)    

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы филологии — раздел филологии, являющийся пропедевтической дисциплиной. Для изучения основ филологии необходимы знания, умения и компетенции, полученные обучающимися в средней общеобразовательной школе и получаемые в процессе изучения введения в языкознание и введения в литературоведение, философии.

Изменения, происходящие в общественной и культурной жизни современной России, развитие гуманитарных наук, культуры и образования на основе их гуманизации обусловливает основную цель курса: сформировать представления об интегративных тенденциях в современной филологии, обнаружить связи филологического знания с другими гуманитарными науками: историей, культурологией, философией, когнитивной географией, психологией, семиотикой, герменевтикой, феноменологией, теорией коммуникации и другими, освоить широкий спектр междисциплинарных и пограничных проблем современной когнитивной науки. Цель и обусловила необходимость углубления филологической составляющей в подготовке бакалавра филологии. Актуальным является сосредоточение внимания обучающихся на понимании филологии как динамически развивающемся знании, продемонстрировать бакалаврам особенности филологии на современном этапе ее развития.

4 стр., 1641 слов

Основы знаний о физкультурной деятельности – 45ч.

Рабочая программа ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ   для 5-9 классов   на 2013-2014 учебный год   Рабочую программу составил учитель _______________ Расстригин А.В. подпись расшифровка подписи   Шуя – 2013 год   Пояснительная записка. Рабочая программа разработана на основе примерной программы по физической культуре (базовый уровень). Программа направлена на изучение физической ...

Программа курса отражает проблематику филологии как науки, как учебной дисциплины в рамках традиций российских университетов и с учетом региональных особенностей, отражая цель русского классического образования.

Задачи курса:

  • представить картину возникновения и основных этапов развития филологии в ее движении от комплексного знания к комплексу наук;
  • ознакомить студентов с основными объектами филологии на современном этапе ее развития;
  • охарактеризовать основы методологии филологии ;
  • рассмотреть особенности научного исследования в области филологии.

Изменения, происходящие в общественной и культурной жизни современной России, развитие гуманитарных наук, культуры и образования на основе их… Программа курса отражает проблематику филологии как науки, как учебной… Задачи курса: представить картину возникновения и основных этапов развития филологии в ее движении от…

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП БАКАЛАВРИАТА

Дисциплина «Основы филологии» расположена в разделе « Базовая часть (вариативная) Б.3» и открывает филологическое образование словесника, углубляет его общегуманитарную подготовку, расширяет филологический кругозор. Дисциплина связана с курсами: «Введение в литературоведение», «Введение в языкознание», «Введение в спецфилологию», «Филологический анализ текста», а также с курсами истории русской и зарубежной литератур, современного русского языка и истории русского языка.

 

Компетенции выпускника ООП бакалавриата, формируемые в результате освоения данной дисциплины.

В результате освоения дисциплины «Общее языкознание» выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями:

· владение культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

· владение нормами русского литературного языка, навыками практического использования системы функциональных стилей речи; умение создавать и редактировать тексты профессионального назначения на русском языке (ОК-2);

· осознание социальной значимости своей профессии, высокая мотивация профессиональной деятельности (ОК-8);

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

· способность демонстрировать знания основных положений и концепций в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа интерпретации текста, представления об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии (ПК-1):

· владение базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий (ПК-2);

· свободное владение основным изучаемым языком в его литературной форме (ПК-3);

· владение основными методами и приемами различных типов устной и письменной коммуникации на основном изучаемом языке (ПК-4);

· способность применять полученные знания в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности (ПК-5);

· способность проводить под научным руководством локальные исследования на основе существующих методик в конкретной узкой области филологического знания с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов (ПК-6);

· владение навыками подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания; знание основных библиографических источников и поисковых систем (ПК-7);

· владение навыками участия в научной дискуссии, выступления с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) представления материалов собственных исследований (ПК-8).

· готовность к распространению и популяризации филологических знаний и воспитательной работе с учащимися (ПК-11).

· владение навыками участия в разработке и реализации различного типа проектов в образовательных и культурно-просветительских учреждениях, в социально-педагогической, гуманитарно-организационной, книгоиздательской, массмедийной и коммуникативной сферах (ПК-15).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

· Знать: основные понятия и термины науки о филологии, ее внутреннюю стратификацию; понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества.

· Уметь: применять на практике базовые навыки сбора и анализа языковых и литературных фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий.

· Владеть: основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией; навыками работы с информацией в глобальных компьютерных сетях.

 

· владение культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1); · владение нормами русского литературного языка, навыками практического… · осознание социальной значимости своей профессии, высокая мотивация профессиональной деятельности (ОК-8);

СТРУКТУРА И ТРУДОЕМКОСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ

Семестр 1. Форма промежуточной аттестации – контрольная работа, зачет (1 семестр).

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы 72 часа.

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Таблица 1

Тематический план

Тема недели семестра Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час. Итого часов по теме Из них в интерактивной форме, в час Итого количество баллов
Лекции Самостоятельная работа      
 
Модуль 1
1. Современная филология , ее объекты и материал изучения, методы исследования. Статус филологии в гуманитарном знании.   1-2     0-7  
2. История филологии : от филологии как комплексного знания — к филологии как комплексу наук 3-4   0-8  
3. Язык как объект современной филологии   5-6 0-15  
  Всего 0-30  
Модуль 2
4. Текст как объект современной филологии.   7-8   0-10
5. Функциональное понимание текста. Теория текста 9-10   0-10
6. Homo Loqutns как объект современной филологии 11-12   0-10
  Всего 0-30
Модуль 3
7. Методология филологии. Филология как научный принцип (С.С.Аверинцев) 13-14       0-10
8. Филологическое научное исследование. Принципы и методологические подходы 15-16   0-20
9. Организация научного исследования 17-18     0-10
  Всего 0-40
  Итого (часов, баллов):   0 – 100
  Из них в интерактивной форме      
                             

 

Таблица 3

Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля

№ темы Устный опрос Письменные работы Технические формы контроля Информационные системы и технологии Итого количество баллов
коллоквиумы собеседование Глоссарий контрольная работа реферат конспект, таблица программы компьютерного тестирования комплексные ситуационные задания электронные практикум
Модуль 1
1.   0-3 0-1     0-3       0-7
2.   0-2 0-1 0-2 0-1 0-2       0-8
3.   0-3   0-4   0-2   0-3 0-3 0-15
Всего   0-8 0-2 0-6 0-1 0-7   0-3 0-3
Модуль 2
4.   0-2 0-2 0-2 0-2 0-2       0-10
5.   0-3 0-3   0-1 0-2     0-1 0-10
6.   0-3 0-2   0-3 0-1     0-1 0-10
Всего   0-8 0-7 0-2 0-6 0-5     0-2
Модуль 3
7.   0-1 0-3 0-1 0-1     0-2 0-2 0-10
8. 0-10 0-1 0-3 0-1 0-1     0-2 0-2 0-20
9.   0-1   0-1     0-8     0-10
Всего 0-10 0-3 0-6 0-3 0-2   0-8 0-4 0-4
Итого 0-10 0-19 0-15 0-11 0-9 0-12 0-8 0-7 0-9 0 – 100
                                 

 

Таблица 4

Планирование самостоятельной работы студентов

Модули и темы Виды СРС Неделя семестра Объем часов Кол-во баллов
обязательные
Модуль 1
Современная филология , ее объекты и материал изучения, методы исследования. Статус филологии в гуманитарном знании.   Собеседование, составление глоссария; 1-2 0-5
История филологии : от филологии как комплексного знания — к филологии как комплексу наук Глоссарий, собеседование, контрольная работа;   3-4 0-10
Язык как объект современной филологии   Фронтальный опрос; Знакомство с содержанием электронных источников; 5-6 0-10
  Всего по модулю 1:     0-25
 
Текст как объект современной филологии.   Собеседование; Анализ ситуаций; 7-8 0-5
Функциональное понимание текста. Теория текста Знакомство с содержанием электронных источников; 9-10 0-7
Homo Loqutns как объект современной филологии Знакомство с содержанием электронных источников; 11-12 0-8
  Всего по модулю 2:     0-20
 
Методология филологии. Филология как научный принцип (С.С.Аверинцев) собеседование, контрольная работа 13-14 0-10
Филологическое научное исследование. Принципы и методологические подходы Собеседование, составление сравнительных таблиц, конспектирование 15-16 0-6
Организация научного исследования конспекты 0-4
Итоговый коллоквиум по истории лингвистических учений Подготовка презентации; Знакомство с содержанием электронных источников; 0-10
  Всего по модулю 3:       0-30
  ИТОГО:       0-75
               

РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ С ОБЕСПЕЧИВАЕМЫМИ (ПОСЛЕДУЮЩИМИ) ДИСЦИПЛИНАМИ

№ п/п Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин Темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
               
1. Введение в литературоведение + +   +   + + + +
2. Введение в языкознание + + + + + +   + +
3. Введение в спецфилологию + + + + +     + +
4. История русской литературы + +   + + + + + +
5. Филологический анализ текста + + + + + + + + +
6. Современный русский язык + + +   +     + +

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

МОДУЛЬ 1

Тема 1. Современная филология , ее объекты и материал изучения, методы исследования. Статус филологии в гуманитарном знании.

Филология : слово – практическая деятельность – знание – область науки. Возникновение филологии как практической деятельности и как знания. Первые филологические профессии: учитель риторики, толкователь текстов, переводчик, библиотекарь. Проблема понимания филологии на современном этапе ее развития. Современная филология , ее объекты и материал изучения, методы исследования. Статус филологии в гуманитарном секторе науки. Современная филология как совокупность гуманитарных наук и научных дисциплин, изучающих посредством анализа естественный язык, текст и homo loquens – «главное воплощение человеческого духа» (Ю.С.Степанов).

Современная филология как отрасль науки. Филологические науки и дисциплины. Филология как направление высшего профессионального образования.

Тема 2. История филологии : от филологии как комплексного знания к филологии как комплексу наук.

Филология как практически ориентированное комплексное знание (У – 1У вв. до н.э. – середина Х1Х в. н.э.).

Филологическая традиция. Возникновение основных направлений филологии : классической, библейской, восточной. Эпоха Возрождения и ее значение в складывании национальной филологии (интерес к «живым» языкам; переводы сакральных текстов на народные языки и др.).

Реформация как филологическое движение. Возникновение «научной» филологии . Рубежное значение трудов Ф.-А. Вольфа, А.Бёка, Г.Германна в определении предмета научной филологии . Отделение филологии от древней истории. Герменевтика (Ф. Шлейермахер) и ее роль в превращении филологии в науку. Специализацияфилологического знания и дифференциация филологических наук (сер. Х1Х – сер. ХХ вв.).

Сравнительно-исторический подход к изучению языка, литературы, фольклора и рождение «новой филологии ». Развитие национальных филологий . Дифференциация филологии в зависимости от объекта изучения (языкознание, литературоведение, фольклористика).

История филологии в сер. Х1Х – сер. ХХ вв. как история борьбы двух тенденций: к интеграции и дифференциации научного филологического знания. Значение идей Л.В. Щербы, М.М.Бахтина и др. для развития общефилологического «ядра» в филологических науках.

1960-1970-ые г.г. как начало этапа «новейшей», или современной, филологии . Человек как центр филологического знания и смысл существования филологии . С.С.Аверинцев о значимости для филологии проблемы понимания. Нарастание интегративных процессов в филологических науках.

Самопознание филологии и его роль в развитии филологии как отрасли гуманитарного знания.

 

Тема 3. Язык как объект современной филологии .

Проблема языка как объекта филологии в ее истории. Общефилологическая значимость языка на современном этапе развития филологических наук – в связи с задачей изучения древних текстов, «воссоединением языка и литературы» (Р.Барт), специализацией языка в разных сферах деятельности человека, повышением роли проблемы понимания и др. Естественный человеческий язык: язык как система (Ф. де Соссюр) и как «духовная энергия народа», «дух народа» (В. фон Гумбольдт).

Плодотворность функционального понимания языка для современной филологии . Устройство языка; слово и предложение как основные единицы языка как системы. Язык в действии; высказывание – основная единица языка в действии. Естественный язык и другие знаковые системы (параязык, искусственные языки, мифы, фольклор, художественные моделирующие системы и др.).

Аспекты изучения языка в филологии . Филологические науки и дисциплины, изучающие язык как объект филологии. Гуманитарная семиотика.

Филология : слово – практическая деятельность – знание – область науки. Возникновение филологии как практической деятельности и как знания.… Тема 2. История филологии : от филологии как комплексного знания к филологии… Филология как практически ориентированное комплексное знание (У – 1У вв. до н.э. – середина Х1Х в. н.э.).…

МОДУЛЬ 2

Тема 4. Текст как объект современной филологии.

Текст как традиционный объект филологии. Общефилологическая значимость текста на современном этапе развития филологии . Многообразие современных текстов. Фактура текста: тексты устные, письменные, печатные, электронные. «Лики» текста: текст как источник, памятник, произведение, сообщение. Постижение жизни текста как важнейшая тенденция современной филологии .

Тема 5. Функциональное понимание текста. Теория текста

Традиционные и современные представления о тексте. Текст как несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически; текст как языковое образование, обеспечивающее коммуникативное взаимодействие людей. Значимость каждого из представлений для филологии . Функциональное понимание текста и его плодотворность для современной филологии . Коммуникативность и системная организация как важнейшие признаки текста. Функции текста (Ю.М.Лотман).

Мир текстов. Текст в мире текстов. Многообразие и сложность отношений между текстами. Значение интертекстуальных и текстообразовательных отношений между текстами в решении задачи постижения жизни текста. Аспекты изучения текста в филологии . Филологические науки и дисциплины, изучающие текст как объект филологии. Теория текста.

Тема 6. Homo loquens как объект современной филологии .

Внимание к человеку говорящему на разных этапах развития филологии . Роль антропологического поворота в гуманитарных науках, изменения статуса речевой коммуникации, повышения коммуникативной активности человека в середине ХХ – нач. ХХ1 вв. в придании человеку говорящему статуса объекта филологии . Homo loquens как те стороны, грани человека как целого, которые составляет предмет интереса филологических наук. Языковая личность, творческая личность как базовые понятия лингвистики и литературоведения, стимулирующие разработку категории homo loquens. Homo loquens как обозначение человека, существляющего посредством естественного языка деятельность по созданию и восприятию текста, содержащего любой вид реальности. Важнейшие способности и характеристики человека как homo loquens: формально-демографические, социально-психологические, культурно-антропологические, философско-мировоззренческие, когнитивные и коммуникативные, лингвистические, ситуационно-поведенческие и др. Аспекты изучения homo loquens в филологии . Филологические науки и дисциплины, изучающие homo loquens как объект филологии . Филологическая герменевтика. Анализ дискурса. Филологическая теория коммуникации. Общие проблемы семиотики. Определение и структура знака. Принципы классификации знаковых систем. Типы знаков.Основные свойства языковых и неязыковых знаков. Своеобразие языка как семиотической системы в сравнении с другими знаковыми системами.

 

Мир текстов. Текст в мире текстов. Многообразие и сложность отношений между текстами. Значение интертекстуальных и текстообразовательных отношений… Тема 6. Homo loquens как объект современной филологии . Внимание к человеку говорящему на разных этапах развития филологии . Роль антропологического поворота в гуманитарных…

МОДУЛЬ 3

Тема 7. Методология филологии. Филология как научный принцип (С.С.Аверинцев)

Методология филологии как учение об основаниях и способах действования с ее объектами. Филология как научный принцип (С.С.Аверинцев).

Филологический подход к исследованию, его сущность. Методы филологии : методы практической деятельности, методы исследования. Роль субъективного фактора и контекста гуманитарных наук в филологическом исследовании. Филологическое научное исследование. Важнейшие понятия: познавательная ситуация, объект, предмет, фактическая область, актуальность и новизна, цель, задачи, теоретическая и практическая значимость и др. Методы исследования – общенаучные и частнонаучные. Методы наблюдения и эксперимента. Методы классификации и моделирования.

Тема 8. Филологическое научное исследование. Принципы и методологические

Логика научного исследования в филологии : движение от проблемы через гипотезу к теоретическому результату. Специфика научных проблем в филологии . Постановка проблемы. Разработка гипотезы. Виды результата: теория, модель, описание, осмысление, новая интерпретация и др. Системный подход в филологии. Основные методологические подходы: структурный, культурно-исторический, социологический, сравнительно-исторический, типологический и другие. Биографический метод. Феноменологический метод в филологии.

Тема 9. Организация научного исследования

Организация научного исследования. Этапы научного исследования (подготовительный, основной и заключительный), их задачи. Выбор темы исследования, обоснование ее актуальности, степени изученности и новизны. Определение метода исследования, способа исследования. Основные принципы и подходы в процессе филологических исследований. Общенаучные методы и способы исследования.

Концепция филологического исследования. Динамика развития темы. Аналитическая часть исследования. Филологический анализ текста. Представление результатов исследования в научной коммуникации. Учебное научное исследование, его особенности.

Методология филологии как учение об основаниях и способах действования с ее объектами. Филология как научный принцип (С.С.Аверинцев).… Тема 8. Филологическое научное исследование. Принципы и методологические Логика научного исследования в филологии : движение от проблемы через гипотезу к теоретическому результату. Специфика…

УЧЕБНО — МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (модуля).

Самостоятельная работа к занятиям:

6.1.Коллоквиум по теме: «Основные методы филологического исследования»:

1. Биография как ключ к тексту.

2. Культурно-исторический метод.

3. Сравнительно-исторический метод.

4. Социологический метод.

5. Структурный метод.

6. Типологический метод.

Литература:

Зинченко В.Г., Зусман В.Г., Кирнозе З.И. Методы изучения литературы. Учебное пособие. М.: Флинта: Наука. 2002, 200 с.

1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 2006.

2. Богин Г.И. Филологическая герменевтика. Калинин, 1982.

3. Бройтман С.Н. историческая поэтика. М., 2001.

4. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М., 1970.

6.2. Контрольная работа.Темы контрольных работ предполагают не только конспектирование научной литературы на избранную тему, но и проблемный анализ конкретных текстов.

Темы контрольных работ:

1. Что такое современная филология ? Основные особенности филологического труда.

2. Язык как объект современной филологии. Филологическое понимание языка.

3. От языка к тексту: текст как объект современной филологии .

4. От языка и текста к человеку: homo loquens как объект современной филологии .

5. Филология «как служба понимания» (С.С.Аверинцев).

6. Научное исследование в области филологических наук: важнейшие понятия и логика научного исследования.

7. Научное исследование в области филологических наук: общенаучные методы исследования и их специфика в филологии .

8. Филологическое научное сочинение. Учебное научное сочинение по филологии .

9. Филология как совокупность гуманитарных наук, междисциплинарное (= общефилологическое) ядро знания, научный принцип (на выбор сопоставление гуманитарных наук с филологией).

10. Важнейшие открытия в филологии ХХ-ХХ1 вв. (на выбор работы Р.О.Якобсона, Ю.М.Лотмана, В.Н.Топорова, М.М.Бахтина, Д.С.Лихачева и других).

6.3. Составить глоссарий и выписать из лингвистических и литературоведческих словарей дефиниции следующих терминов:

Актуализация, анализ, аналогия, ареал, билингвизм, вербальный, высказывание, генетическая связь языков, глоссарий, глоттохронология, государственный язык, дейктический, деривация, детерминация, дивергенция, дистрибуция, жанр, стиль, образ автора, когнитивная лингвистика, когнитивное литературоведение, корреляция, метод (филологический), национальный язык, национальная литература, национальная традиция, художественный текст, парадигматика и синтагматика, художественное пространство и время, нарратив, праязык, психолингвистика, семантика, семантическое поле, семиология, система, слово, социофилология, структура, структурализм, текст, форма, функция, язык, языковая политика.

 

Темы рефератов

1. Филология в интерпретации Л.В. Щербы.

2. Учение о русском языке В.В. Виноградова.

3. Актуальные проблемы современной филологии.

4. Текст и дискурс.

5. Понятие интертекста.

6. Синхрония и диахрония текстовой структуры.

7. Теория текста в работах Ю.М.Лотмана.

8. Филология в интерпретации Л.С.Лихачева.

9. С.Аверинцев о филологическом подходе.

10.Структура филологического исследования.

 

2. Учение о русском языке В.В. Виноградова. 3. Актуальные проблемы современной филологии. 4. Текст и дискурс.

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

ПО ОСНОВАМ ФИЛОЛОГИИ

1. Предмет и объект филологии.

2. Связь филологии с философией, логикой, психологией.

3. Роль филологи в системе гуманитарного знания: связь с историей, географией, антропологией, математикой, семиотикой.

4. Основные этапы и периоды в истории филологии.

5. Возникновение основных направлений филологии: классической, библейской, восточной.

6. Русская филология XIX в. Дифференциация науки. Филологические воззрения Ф.И. Буслаева, А.А. Потебни.

7. Роль филологической концепции анализа художественного текста в работах Л.В.Щербы

8. Национальный язык и национальная литература.

9. Язык и культура.

  1. Слово как важнейшая единица языка.
  2. Философские концепции системности языка.
  3. Семиотика и язык.
  4. Текст как предмет филологии.
  5. Развитие общефилологического «ядра» в филологических науках М.М.Бахтиным.
  6. Художественное пространство и время.
  7. С.Аверинцев о ведущей роли филологии как отрасли гуманитарного знания.
  8. Естественный язык и знаковые системы.
  9. Текст как объект филологии.
  10. Функции текста.
  11. Аспекты изучения текста в филологии.
  12. Языковая и творческая личность как базовые понятия лингвистики и литературоведения.
  13. Анализ дискурса.
  14. Филологическое научное исследование.

 

2. Связь филологии с философией, логикой, психологией. 3. Роль филологи в системе гуманитарного знания: связь с историей,… 4. Основные этапы и периоды в истории филологии.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по данному направлению в учебном процессе реализуются следующие образовательные технологии:

Деловые и ролевые игры:

  • тема «Объект и предмет основ филологии. Общие проблемы курса»;
  • тема «Итоговый коллоквиум по основным методам филологического исследования»;
  • тема«Презентации студентов (темы, связанные с курсовыми исследованиями лингвистического и литературоведческого характера)».

Разбор конкретных ситуаций:

· тема «Слово как важнейшая единица системы языка»;

· тема «Учение о системе и структуре художественного текста в современной филологии»;

Case-study:

  • тема «Итоговый коллоквиум по основным методам филологического исследования»

Метод проектов:

  • тема«Презентации студентов (темы по выбору)».

 

Деловые и ролевые игры: тема «Объект и предмет основ филологии. Общие проблемы курса»; тема «Итоговый коллоквиум по основным методам… Разбор конкретных ситуаций: · тема «Слово как важнейшая единица системы языка»;

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

8.1.Основная литература:

1.Чувакин А.А. Основы филологии : учебное пособие. М.: Флинта: Наука, 2011. 240 с.

2.Рождественский Ю.В. Введение в общую филологию. М., 1979.

3.Винокур Г.О. Введение в изучение филологических наук. М., 2000.

4.Бахтин М.М. Проблема речевых жанров // М.М. Бахтин Эстетика словесного

творчества. М., 2009.

5.Лихачев Д.С. О филологии. М., 2007.

 

8.2. Дополнительная литература:

1. Аверинцев С.С. Похвальное слово филологии // Юность. М , 1969. № 1.

2. Аверинцев С.С. Филология // Краткая литературная энциклопедия. М.,1972. Т. 7. ИЛИ: Литературный энциклопедический словарь. М., 1987; Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990.

3. Аландский П. Энциклопедия и методология филологических наук. Реферат кн.: A. Boeckh. Encyclopadie und Methodologie der philologischen Wissenschaften. Leipzig, 1877 // Университетские известия. Киев, 1878. № 8-9, 11-12.

4. Богин Г.И. Филологическая герменевтика. Калинин, 1981.

5. Виноградов В.В. О теории художественной речи. М.. 1971.

6. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М., 1963.

7. Винокур Г.О. Критика поэтического текста // Г.О.Винокур. О языке художественной литературы. М., 1991.

8. Винокур Г.О. Культура языка. М.. 1925.

9. Вольф Ф.А. Очерк науки древности. СПб., 1877.

10. Гумбольдт В. Об изучении языков, или план систематической энциклопедии всех языков // Гумбольдт В. Язык и философия культуры. М., 1985.

11. Жирмунский В.М. О границах слова // ВЯ, 1961, № 3.

12. Зелинский Ф.Ф. Филология // Энциклопедический словарь. СПб.: Изд. Ф. Брокгауз, И. Ефрон. 1902. Т.ХХХУа. Полутом 70.

13. Кравцов Н.Н. Филология // Словарь литературоведческих терминов. М., 1974.

14. Лихачев Д.С. Текстология. СПб., 2001.

15. Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. М.: МГУ, 1982.

16. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек – текст – семиосфера – история. М., 1996.

17. Мечковская Н.Б. Семиотика. Язык. Природа. Культура. М., 2004.

 

18. Основы общей риторики. Барнаул, 2000.

19. Рождественский Ю.В. Общая филология . М., 1996.

20. Розеншток-Хюсси О. Говорят все // О. Розеншток-Хюсси. Речь и действительность. М.,1994.

21. Русская словесность: От теории словесности к структуре текста. Антология. М., 1997.

22. Степанов Ю.С. Слово // Philologica. М.; Лондон, 1991. Т.1. №№ 1/2.

23. Степанов Ю.С. Филология // Русский язык. Энциклопедия. М., 1997.

24. Теория текста / под ред. А.А.Чувакина. М., 2010. Гл.1.

25. Трубачев О.Н. Образованный ученый // Русская словесность. 1993. №2.

26. Филология : проблемы, методы, задачи // Литературное обозрение. 1979. № 1, 3, 4, 7, 10.

27. Чувакин А.А. /О сущности филологического подхода к изучению творчества писателя/ // А.А. Чувакин Творчество В.М.Шукшина в исследованиях филологов Алтайского государственного университета (1989-1999) // Сибирский филологический журнал. 2002. № 1. С. 11-15.

28. Чувакин А.А., Кощей Л.А., Морозов В.Д. Основы научного исследования по филологии : учебное пособие. Барнаул, 1990.

29. Шмелев А.Д. Русская языковая модель мира. Материалы к словарю. М., 2002.

30. Щерба Л.В. К вопросу о распространении в СССР знания иностранных языков и состоянии филологического образования // Л.В.Щерба. Избр. Работы по языкознанию и фонетике. Л., 1958. Т.1.

31. Эко У. Как написать дипломную работу. М., 2001.

32. Языкознание. Большой энциклопедический словарь/ Под ред. В.Н. Ярцевой. М., 1998.

 

8.3. Программное обеспечение и Интернет – ресурсы:

 

1. http://www.gramota.ru/

2. http://dic.academic.ru

3.

4. http://slovari.yandex.ru

5.

6. http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/lingvistika

7. http://www.classes.ru/grammar

8. http://www.umk.utmn.ru

9. http://www. encycl.yandex.ru

 

1.Чувакин А.А. Основы филологии : учебное пособие. М.: Флинта: Наука, 2011. 240 с. 2.Рождественский Ю.В. Введение в общую филологию. М., 1979. 3.Винокур Г.О. Введение в изучение филологических наук. М., 2000.

Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля).

· Центр информационных технологий ТюмГУ;

· Информационно-библиотечный центр ТюмГУ;

· Мультимедийные кабинеты ИГН;

· Электронная библиотека, содержащая издания и учебно-методическую литературу по дисциплине;

· Аудиторный фонд ИГН, в том числе кабинеты, оборудованные компьютерами с соответствующим программным обеспечением:;

· Компьютерные классы с выходом в Интернет;

· Электронная почта, интернет-форумы, ЖЖ;

· Групповые и индивидуальные консультации по вопросам выполнения самостоятельной работы в режиме on-line;

· Сайт кафедры русской литературы;

· Фонд кабинета русского языка и литературы.

· Видеофильмы по темам: «Развитие отечественного языкознания в 50-90-е г. XX в.», «Беседы о русской культуре Ю.М.Лотмана», «Язык как общественное явление».

 

· Информационно-библиотечный центр ТюмГУ; · Мультимедийные кабинеты ИГН; · Электронная библиотека, содержащая издания и учебно-методическую литературу по дисциплине;